Инклюзивное образование. ФГОС ОВЗ и ФГОС обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Пример специальной индивидуальной программы развития ребенка с возможным динамическим отслеживанием результатов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Этапы включения образовательного
учреждения в инклюзивное образование
Этапы включения ОУ | Направления деятельности администрации и педагогического коллектива |
Подготовительный | Руководитель образовательного учреждения обсуждает необходимость и возможность включения ОУ в работу по развитию инклюзивного образования с администрацией и коллективом ОУ. Вместе с администрацией оценивает возможности и дефициты, существующие в образовательном учреждении. Сотрудники ОУ проходят обучение (курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию, включаются в систему повышения профессиональной компетенции) Организуется просвещение и подготовка родительского и детского коллектива – родительские собрания, консультации, тренинги для родителей, учащихся. Формируется междисциплинарная команда специалистов образовательного учреждения, поддерживающих идеи инклюзии, заинтересованных в реализации этих идей в своей профессиональной деятельности. Осуществляется подготовка материальной базы – установка дополнительных приспособлений для детей с ОВЗ (оборудование пандусов, туалетов, кабинетов специалистов и т.д.) Устанавливается сотрудничество с учреждениями, имеющими опыт в инклюзивном образовании, общественными организациями и другими социальными партнерами |
Адаптационный | Осуществляется включение в образовательный процесс одного или нескольких детей с ОВЗ. Ведется работа по объединению сотрудников в междисциплинарную команду – тренинги командного взаимодействия, методические объединения. В содержание деятельности ПМПк добавляется работа по определению и реализации индивидуальных образовательных маршрутов (индивидуальных программ развития) для детей с ОВЗ. Заключаются соглашения о сотрудничестве с городским ПМС - центром. Сотрудники ОУ активно включаются в работу по повышению профессиональной компетенции в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Апробируются имеющиеся или разрабатываются новые организационные и содержательные технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях единой образовательной среды. Ведется работа по разработке или апробации имеющейся документации сопровождения «особого» ребенка в ОУ. Осуществляется оценка и переоценка имеющихся ресурсов в ОУ, поиск дополнительных ресурсов как в самом учреждении, так и вне его. Ведется работа с родителями и учащимися по формированию отношений сотрудничества, взаимопомощи между «особыми» и «обычными» детьми (тренинги, воспитательные мероприятия); специалисты ОУ ведут консультирование родителей. |
Полное включение | В образовательном учреждении создаются все условия, способствующие наиболее полной адаптации и социализации «особых» и «обычных» детей. Администрация учреждения во главе с руководителем поддерживает инклюзивную культуру, определяет стратегию развития образовательного учреждения в данном направлении. Педагогический коллектив готов к приему детей с ОВЗ, действует междисциплинарная команда специалистов психолого-педагогического сопровождения. Разработаны и используются технологии психолого- педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса. Поддерживается доступная, развивающая образовательная среда. Ведется активная работа по методическому сопровождению обучения и воспитания детей с ОВЗ – разрабатываются и апробируются дидактические материалы, адаптируется содержание образовательных программ, разрабатываются и апробируются инновационные формы, методы, технологии работы педагогов. Результаты инновационной деятельности коллектива публикуются в печатных и интернет-изданиях. Коллектив ОУ принимает активное участие в деятельности профессионального сообщества педагогов, реализующих инклюзивную практику, сотрудники обмениваются опытом как в рамках методических объединений в ОУ, так и вне его (участвуя в межшкольных методических объединениях, мероприятиях, организованных Городским и (или) Областным ресурсным центром по развитию инклюзивного образования, по собственной инициативе повышают профессиональную компетентность. |
Предварительный просмотр:
Формы и степень включения детей в образовательный процесс:
№ | Формы | Степень включения |
1 | Фронтальное обучение в классе, посещение группы продленного дня, школьных кружков и секций в рамках дополнительного образования без ограничений | Полная |
2 | Фронтальное обучение в классе по индивидуальному образовательному плану. Посещение фронтальных уроков – не менее 70% учебного времени; посещение школьных кружков и секций в рамках дополнительного образования (по возможностям ребенка, с учетом рекомендаций ПМПк) | Полная |
3 | Надомная форма обучения (индивидуальное обучение) с гибким режимом пребывания на фронтальных уроках (не менее 30% учебного времени, с учетом рекомендаций ПМПК или ПМПк), участие ребенка во внеурочных воспитательных мероприятиях (экскурсии, праздники и т.д.) | Частичная интеграция |
4 | Надомная форма обучения – посещение школы для индивидуальных занятий с педагогами, участие во внеурочных воспитательных мероприятиях по возможностям ребенка | «Точечная» интеграция |
5 | Надомная форма обучения – индивидуально на дому, участие во внеурочных воспитательных мероприятиях по возможностям ребенка | «Точечная» интеграция |
Предварительный просмотр:
Нормативно-правовая база образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Международная:
-Всемирная декларация об образовании для всех. (Рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей) Джомтьен, Тайланд от 09.03.1990
-Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 03.12.1982
-Всеобщая Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10.12.1948
-Декларация Генеральной Ассамблеей ООН о правах умственно отсталых лиц. Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 20.12.
-Декларация ООН о правах инвалидов. Провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 09.12.1975
-Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. Принята Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры от 14.12.1960
-Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006
-Конвенция ООН о правах ребенка. Принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989
-Рекомендация N R (92) 6 Комитета министров государствам-членам о последовательной политике в отношении инвалидов. Принята Комитетом министров Совета Европы от 09.04.1992
-Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Саламанка, Испания от 10.06.1994
-Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов Приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20.12.1993
Федеральная:
-«Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» - Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р
-«О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №599
-«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №597
-«О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761
-«О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования. Концепция реформирования системы специального образования». Решение Коллегии Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 9.02.99 г. № 3/1.
-«О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Закон РФ от 03.05.2012 № 46-ФЗ
-«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями
-«Об образовании» - Закон Российской федерации от 10.07.1992 N 3266-(ред. от 27.12.2009)
-«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой от 03.07.1998
-«Об установлении тождества наименований специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии наименованиям учреждений «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат» и «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа». Постановление правительства РФ от 03.10.2002 № N 67
-«Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях». Постановление Правительства РФ от 18.06.1996 № N 861 (с изменениями от 1 февраля 2005 г.)
-«Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» - Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 (в ред. от 10 марта 2009 г.)
-«Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи». Постановление Правительства РФ от 10.03.2009 № от 31 июля 1998 г. N 867 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 N 919, от 18.08.2008 N 617, от 10.03.2009 N 216)
-«Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII ВИДА». Письмо МО РФ № 29/1448-6 от 14.03.2001г.
-«Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII ВИДА». Письмо МО РФ № 29/2194-6 от 20.06.2002г.
-Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 № N 163-р
-Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - Утверждена Президентом Российской Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271
-О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда на 2011 - 2015 годы» Постановление от 17.03.2011 № №175
-Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № N 189
-Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 № N 91
-«Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Приложения N2 и N3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. N 379н
-«Методические рекомендации о деятельности 10 - 12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой» - Письмо Минобразования РФ от 19 июня 2003 г. N 27/2932-6
-«О введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных общеобразовательных школ-интернатов (школ с продленным днем) для детей с задержкой психического развития» Приказ Министерство просвещения СССР от 03.07.1981 № N 103
-«О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов с задержкой психического развития» - Письмо Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. N 27/2887-6
-«О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» - Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21 февраля 2001 г. N 1
-«О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) – Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6
-«О коррекционном и инклюзивном образовании детей» Письмо Заместителя министра Минобрнауки России ИР-535/07 от 07.06.2013 года.
-«О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования» Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 07.01.1999 № N 70/23-16
-«О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6)
-«О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, на образование». Письмо Министерства образования и науки РФ и Министерства здравоохранения и социального развития от 04.04.2007 № ВФ-577/06 и N 2608-ВС
-«О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»– Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06
-«О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» Письмо Минобразования РФ от 04.09.1997 № N 48 (с изменениями от 26 декабря 2000 г.)
-«О федеральных головных и окружных учебно-методических центрах по обучению инвалидов» Приказ Минобразования РФ от 24.05.2004 № 2356
-«Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» - Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 года N 03-51-5ин/23-03
-«Об использовании дистанционных образовательных технологий» Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 № 137
-«Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Письмо МО РФ №2 от 14.12.2000г.
-«Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения)». Письмо Минобразования РФ от 30.03.2001 № 29/1470-6
-«Об организации получения образования в семейной форме». Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.11.2013 № НТ-1139/08
-«Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» - Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 N 27/2722-6
-«Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального образования». Письмо Министерство общего и профессионального образования Российской федерации от т 25.03.1999 № N 27/502-6
-«Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования» - Приказ Минздравсоцразвития России № 593 от 14 августа 2009 г.
-«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373
-«Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23.11.2009 № N 655
-«Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва
-«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1015.
-«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014
-«Об утверждении Порядка приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения) Российской Федерации». Приказ Минобразования РФ от 09.12.2002 № N 4304
-«Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена». Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.02.2009 № N 57 (с изменениями от 9 марта 2010 г.)
-«Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». Письмо МО РФ №29/2065-п от 10.04.2002г.
-«Об утверждении формы документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения» - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 281
-«Об участии в ЕГЭ отдельных категорий выпускников». Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № N 03-59-49ин/36-03
-«Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы». Письмо Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 28.07.1980 № от 8 июля 1980 г. № 281-М и от 28 июля 1980 г. № 17-13-186
-Методические рекомендации по организации и проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 05.03.2010 № N 02-52-3/10-ин
-Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования Приложение к Письму Минобразования и науки РФ от 27.06.2003 № 28-51-513/6
Образовательные программы специальных (коррекционных) учреждений
-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей) Под редакцией Т.С.Зыковой, М.А. Зыковой, Л.Н. Носковой, О.И.Кукушкиной и т. д. М., «Просвещение», 2003 г.
-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей, имеющих задержку психического развития) Под редакцией Т.С.Зыковой, М.А. Зыковой, Л.Н. Носковой, О.И.Кукушкиной и т. д. М., «Просвещение», 2003 г.
-Программа обучения и воспитания глухих детей дошкольного возраста. Головец Г.Д., Шматко Н.Д. М., 1991 г.
-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (1-е отделение, 2-е отделение) Под редакцией К.Г.Коровина, А.Г. Зикеева, Л.И. Тиграновой, И.Г.Багровой и т.д. М., «Просвещение» 2003 г.
-Программа (для специальных дошкольных учреждений) Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста, авторы: Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д., Салахова А.Д., Короткова Г.В., Катаева А.А., Трофимова Т.В., М., 1991 г.
-Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития, под ред. Л.А. Головчиц, 2003 г.
-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) ясли - сад - начальная школа./ Под ред. Л.И. Плаксиной - М., 1999.
-Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа детского сада) - Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. -М.: 2002 г.
-Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. Подготовительная к школе группа. Каше Г. А., Филичева Т. Б. - М.: Просвещение, 1987.
-Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи (с 3-х до 5-ти лет) Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина - М.: Просвещение, 1984.
-Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.- М., 1993.
-Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. В 2 ч. - М., 1993.
-Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. Степанова О.А., М., 2008 г.
-Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы. Подготовительный класс. Р.Д.Тригер, Ю.А. Костенкова, С.Г.Шевченко М., 2010
-Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: Русский язык. Окружающий мир. Природоведение / Сост. С.Г. Шевченко.- М.: Дрофа, 1998.
-Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: Математика. Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение./ Сост. С.Г. Шевченко.- М.: Дрофа, 1998.
-Типовая программа коррекционного обучения детей с задержкой психического развития (подготовительная к школе группа) Научно-исследовательский институт дефектологии Академии Педагогических наук СССР. - М, 1989.
-Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина и.др. - Санкт-Петербург: Союз, 2001.
-Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 1999.
-Программы для 0-IV классов школы VIII вида. - Институт коррекционной педагогики РАО, 1996.
-Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб. 1. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
-Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб. 2. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(с динамическим отслеживанием возможных результатов)
Содержательные линии академической, жизненной компетенций и отслеживание возможных результатов обучения
Общее психофизическое развитие | ||||||||||||
| I полугодие | II полугодие | Динамика | |||||||||
+ | - | + | - | |||||||||
Развитие высших психических процессов | ||||||||||||
Восприятие | ||||||||||||
Прислушивание к шепоту и другим тихим звукам | ||||||||||||
Выбор названного предмета из двух по просьбе взрослого | ||||||||||||
Показ одной из названных частей тела | ||||||||||||
Внимание | ||||||||||||
Рассматривание картинок в книжке | ||||||||||||
Осуществление взаимодействия с игрушкой, расположенной неподалёку или спрятанной за ширму | ||||||||||||
Общение | ||||||||||||
Коммуникация | ||||||||||||
Установление контакта: | ||||||||||||
-установление зрительного контакта | ||||||||||||
-приветствие собеседника в ответ на его приветствие: | ||||||||||||
| ||||||||||||
-привлечение к себе внимания различными средствами: | ||||||||||||
| ||||||||||||
Поддержание контакта: | ||||||||||||
- поддержание и завершение зрительного контакта | ||||||||||||
- выражение своих желаний: | ||||||||||||
| ||||||||||||
-выражение просьбы о помощи: | ||||||||||||
| ||||||||||||
- выражение согласия, несогласия: | ||||||||||||
| ||||||||||||
-выражение благодарности: | ||||||||||||
| ||||||||||||
Завершение контакта: | ||||||||||||
-поддержание зрительного контакта | ||||||||||||
- прощание с собеседником: | ||||||||||||
| ||||||||||||
Развитие речи | ||||||||||||
Понимание обращенной речи | ||||||||||||
Использование невербальных способов общения: | ||||||||||||
| ||||||||||||
Умение подбирать слово или картинку по основным | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
-Выполнение простых инструкций: | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
-понимание слов, обозначающих предметы | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Глобальное чтение и письмо | ||||||||||||
Глобальное чтение | ||||||||||||
-Чтение своего имени под своей фотографией. | ||||||||||||
-Чтение имён воспитанников группы под соответствующей фотографией. | ||||||||||||
Формирование академической и жизненной компетенции | ||||||||||||
| I полугодие | II полугодие | Динамика | |||||||||
+ | - | + | - | |||||||||
Культурно-гигиенические навыки | ||||||||||||
Приём пищи | ||||||||||||
-Подготовка к приёму пищи: | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
-Столовые предметы | ||||||||||||
| ||||||||||||
- узнавание на предметных картинках: | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
-Правила поведения за столом | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Гигиена тела и туалет | ||||||||||||
-Знание назначения гигиенических процедур: | ||||||||||||
| ||||||||||||
-Знание предметов личной гигиены | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
-Умение пользоваться по назначению | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
-Умение благодарить за заботу: | ||||||||||||
| ||||||||||||
Одежда, обувь, головные уборы и внешний вид | ||||||||||||
-Распознавание предметов одежды, обуви и головных уборов: | ||||||||||||
| ||||||||||||
-Знание порядка: | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
-Знание мест хранения в группе | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
-Умение контролировать опрятность своего внешнего вида | ||||||||||||
| ||||||||||||
-Овладение навыками ухода за одеждой, предметами обуви и головными уборами | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Хозяйственно-бытовой труд | ||||||||||||
- Поддержание порядка в игровой комнате:
| ||||||||||||
- Дежурство по столовой:
| ||||||||||||
- Подготовка к занятиям (выполнение элементарных поручений – «Дай кисточку») | ||||||||||||
- Приведение рабочего места в порядок:
| ||||||||||||
Звуковая культура речи | ||||||||||||
Речевое дыхание | ||||||||||||
- Осуществление фонационного выдоха | ||||||||||||
Артикуляционная моторика | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Слуховое восприятие | ||||||||||||
-Различение неречевых звуков | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Ознакомление с художественной литературой | ||||||||||||
-Слушание сказок, стихов, рассказов, потешек в устном изложении взрослого | ||||||||||||
- Рассматривание картинок к коротким стихотворениям, потешкам, сказкам, коротким рассказам. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Ознакомление с окружающим | ||||||||||||
Времена года | ||||||||||||
Явления и объекты природы, погода (сезонные явления) | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Растительный мир | ||||||||||||
Овощи | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
-Различение овощей | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Фрукты | ||||||||||||
-Узнавание фруктов: | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
-Различение фруктов | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Человек | ||||||||||||
-Различение по внешним признакам: | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Праздники | ||||||||||||
| ||||||||||||
-Различение праздников: | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Мебель | ||||||||||||
-Узнавание | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
-Различение | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Посуда | ||||||||||||
-Узнавание | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
-Различение | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
-Владение обобщающим понятием «Посуда» | ||||||||||||
Одежда | ||||||||||||
-Узнавание: | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
- Различение: | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Обувь | ||||||||||||
-Узнавание | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
-Различение | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Продукты | ||||||||||||
-Узнавание по внешним признакам | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
-Различение | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Социально-бытовая ориентировка | ||||||||||||
Личная гигиена | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Одежда и обувь | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Питание | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Жилище | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Рисование | ||||||||||||
Знакомство с материалом, инструментом и подготовка к работе | ||||||||||||
Узнавание инструментов для рисования и использование их по назначению | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Правильное удержание кисти | ||||||||||||
Правильное использование кисти: | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
-Умение оставлять графический след при помощи: | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Рисование кистью | ||||||||||||
Использование приемов: | ||||||||||||
-Спонтанное рисование каракулей | ||||||||||||
Рисование точек | ||||||||||||
Рисование прямой вертикальной линии | ||||||||||||
Рисование прямой горизонтальной линии | ||||||||||||
Рисование ряда одинаковых линий | ||||||||||||
Выполнение работы в контуре | ||||||||||||
С использованием красок | ||||||||||||
| ||||||||||||
-Размазывание краски | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Лепка | ||||||||||||
Знакомство с материалом и подготовка к работе | ||||||||||||
-Знание видов пластичных материалов: | ||||||||||||
| ||||||||||||
-Разминание пластичных материалов | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
-Разминание материала | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
-Владение навыком согревания пластилина в руке | ||||||||||||
-Раскатывание пластичного материала: | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Виды работ с пластичным материалом | ||||||||||||
Деление материала на части: | ||||||||||||
| ||||||||||||
Размазывание: | ||||||||||||
| ||||||||||||
Придание формы | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Конструирование | ||||||||||||
Конструктор | ||||||||||||
-Умение создавать простые конструкции | ||||||||||||
Умение создавать простые конструкции по образцу | ||||||||||||
Разрезные картинки | ||||||||||||
Составление предметных картинок путем накладывания на образец: | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Мозаика | ||||||||||||
Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета | ||||||||||||
Выкладывание элементов мозаики: | ||||||||||||
| ||||||||||||
Конструирование из палочек | ||||||||||||
Выкладывание счетных палочек: | ||||||||||||
| ||||||||||||
Плоскостное конструирование | ||||||||||||
Узнавание геометрических фигур: | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Умение использовать данные фигуры при составлении: | ||||||||||||
| ||||||||||||
Аппликация | ||||||||||||
Материалы и инструменты | ||||||||||||
-Узнавание материалов и инструментов | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
-Знание способов работы с инструментами: | ||||||||||||
| ||||||||||||
Виды работ | ||||||||||||
-Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, калька): | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
-Разрывание материала (бумага, вата): | ||||||||||||
| ||||||||||||
-Разрезание материала ножницами (бумага, картон, ткань, салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька) | ||||||||||||
-Овладение навыками работы с клеем: | ||||||||||||
карандашом | ||||||||||||
деталь | ||||||||||||
Составление аппликации из готовых или вырезанных форм | ||||||||||||
Предметная: | ||||||||||||
трафарет | ||||||||||||
детали на другую | ||||||||||||
ФЭМП, сенсорика | ||||||||||||
Формирование представления о цвете: | ||||||||||||
-Соотнесение цвета с номинативным понятием: | ||||||||||||
| ||||||||||||
-Группировка предметов по цвету: | ||||||||||||
| ||||||||||||
-Составление серийного ряда по цвету: | ||||||||||||
| ||||||||||||
Формирование представления о форме: | ||||||||||||
-Соотнесение формы с номинативным понятием: | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
- Группировка предметов по форме (фигуры) | ||||||||||||
-Составление серийного ряда по форме | ||||||||||||
| ||||||||||||
Формирование представления о величине: | ||||||||||||
-соотнесение величины с номинативным понятием: | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
- Группировка предметов по величине | ||||||||||||
-Составление серийного ряда по величине: | ||||||||||||
| ||||||||||||
Количественные представления | ||||||||||||
-Образование групп из нескольких однородных предметов | ||||||||||||
- Выделение из группы одного предмета | ||||||||||||
- Различение «много» предметов и «один» предмет. | ||||||||||||
Временные представления | ||||||||||||
-Различение контрастных частей суток: | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
-Соотношение частей суток с символом: день – солнце, ночь – луна, звёзды. | ||||||||||||
-Соотношение режимных моментов с временными промежутками | ||||||||||||
-Прослеживание последовательности событий с помощью расписания деятельности, режима дня | ||||||||||||
ГМН и ориентировка в пространстве | ||||||||||||
ГРАФОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ | ||||||||||||
-Умение оставлять графический след при помощи: | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
-Рисование вертикальных линий по двум точкам | ||||||||||||
- Рисование горизонтальных линий по двум точкам | ||||||||||||
Кривые линии | ||||||||||||
-Рисование замкнутых кривых линий | ||||||||||||
Работа в контуре | ||||||||||||
-Закрашивание внутри объёмного контура: | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Использование цвета | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ | ||||||||||||
-Ориентировка в помещениях: | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
-Ориентация в пространственном расположении частей тела: | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
-Выполнение действий на перемещение тела в пространстве: | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
- Выполнение действий на перемещение предметов в пространстве: | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
-Ориентировка в пространстве относительно предмета с использованием предлогов: | ||||||||||||
| ||||||||||||
-ориентировка на плоскости: | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
|