Примерное планирование образовательно-коррекционной деятельности для детей средней группы с ТНР

Миронова Наталья Михайловна

Примерное планирование коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда по преодолению ТНР. 

1 квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь). Средняя группа.

Импрессивная речь

Экспрессивная речь

 

Развитие психических функций

 

 

 

Лексические темы

Развитие активного словаря

Формирование грамматического строя речи

Связная речь

1. Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание, адекватно реагировать на неё.

2. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей.

3. Учить понимать и отгадывать загадки по перечислению частей предмета, его действий, признаков..

4. Понимать значение завершённости и незавершённости действия.

5. Различать родовую принадлежность существительных (мужской и женский род).

6. Понимать значение словосочетаний с пространственными предлогами в, на, у.

7. Различать значение слов, близких по звуковому составу.

Сентябрь: «Осень. Деревья" 

 

Октябрь: «Огород. Овощи", "Сад. Фрукты", "Грибы. Ягоды", "Игрушки"

 

Ноябрь:

«Одежда»;

«Обувь»;

«Квартира», «Мебель»

1. Активизировать в речи существительные, глаголы, прилагательные по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим.

2. Уточнить понимание и постепенное введение в активную речь слов по указанным темам, их частей, слов-названий природных явлений, названий действий, признаков предметов.

3. Обучать пониманию обобщающего значения слов и формировать обобщающие понятия: деревья, овощи, фрукты, грибы, ягоды, игрушки, одежда, обувь, мебель.

4. Обучение правильному употреблению личных местоименных форм (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они), притяжательных местоимений (мой, моя), притяжательных прилагательных (мамин, папин), определительных местоимений, наречий (тут, там, здесь, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко, высоко, низко), количественных числительных (один, два, три, четыре, пять), прядковых числительных

(первый, второй, третий, четвётрый, пятый).

5. Формировать понятие слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Обучение диф-ции и употреблению сущ. муж., жен. и ср. р. в ед. и мн. ч. в И.п. (грушу-груши).

2. Употребление сущ. в косвенных падежах без предлога. (куклу, машинки, мишке)

3.Употребление в речи простых предлогов: в, на, у и др

4. Образование и употребление глаголов в повелительном наклонении (дай, иди, сиди, неси, беги, пой, слушай, смотри), в инфинитиве (бросать, ловить, сидеть), в настоящем времени ( иду, идёт, идём).

5. Обучение согласованию притяжательных местоимений (мой, моя) с сущ. муж. и жен. рода (моя рубашка, мой шарф).

6. Формировать навык согласования прилагательных с сущ-ми муж., жен. и ср. р в И.п. (красный мяч, красная груша, красное яблоко)

7. Формировать навык составления простого предложения.

а) модель2 (сущ.+глаг.);

б) модель3 (сущ.+глаг.+  

    доп.);

8. Формирование навыков словообразованя через практическое употребление относительных прилагательных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Стимулировать проявление речевой активности.

2. Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию.

3. Формировать умение задавать вопросы по картинке, по демонстрации действия и отвечать на них.

4. Формировать умение договаривать за педагогом словосочетания в стих-ях, знакомых сказках и рассказах.

5. Учить повторять за взрослым рассказы-описания из 2-х, 3-х простых (нераспростран-х) предложений об овощах, фруктах, игрушках, предметах одежды, обуви, мебели. (по оопрным картинкам)

6. Учить использовать выразительные речевые средства в игре и ролевом поведении.

 

1.Развивать слуховое внимание при восприятии тихих и громких, высоких и низких звуков.

2.Развивать зрительное внимание и память в работе с парными и разрезными картинками, кубиками и пазлами. Рзвивать умение видеть, ислышать и запоминать ряд слов, картинок (3+1, 4+1)

3. Развивать мышление  в упр-ях на группировку и классификацию предметов (овощи, фрукты, игрушки, одежда, обувь, мебель),

Развивать умение выстраивать сериационный ряд

Сентябрь 3-4 неделя. Тема: «Осень. Деревья»

Словарь

Лексико-грамматические категории

Развитие связной речи

Моторное развитие

Предварительная работа

Обобщить первичные представления детей об осени по существенным признакам сезона: состоянию погоды и основным осенним погодным явлениям.

 

Ввести в речь наречия: солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено;

Прилагательные: хмурый, дождливый.

 

Узнавать деревья по листьям, плодам, семенам, характерным особенностям стволов.

Ввести в словарь существительные: берёза, рябина, дуб, клён, ель; ствол, кора, ветки, листья

Прилагательные: берёзовый, кленовый, рябиновый, дубовый, еловый.

1.Употребление формы множественного числа имён существительных в именительном и  родительном падеже: берёза – берёзы, берёз.

 

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (туча – тучка, берёза – берёзонька)

 

3. Согласование существительных мужского рода с прилагательными в единственном и множественном числе.

 

3. Практическое употребление простых предлогов: на – с (на берёзе, с берёзы)

Рассматривание картины «Ранняя осень»

Развивать диалогическую речь. Учить отвечать на вопросы предложениями из 2, 3, 4 слов. Уточнять и расширять словарь по теме.

 

Заучивание стихотворения

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

(с использованием мнемотехники)

 

«С какого дерева лист?»

 - практическое использование прилагательных: берёзовый, кленовый, рябиновый, дубовый, еловый.

- практическое употребление предлогов: на, с

- обводка и штриховка кленового листа.

Упр «Осенний букет!»

 Стр 18 Новиковская

 

Отгадывание загадок

Закрепить знания признаков осени. Учить детей узнавать деревья по характерным особенностям ветвей, листьев, стволов.  Учить устанавливать причинно-следственные отношения (Осенью много луж. Нужны резиновые сапоги)

См. Нищева (К) занятие № 4

Пальчиковая гимнастика

«Осенние листья»

Нищева стр. 33

 

Координация речи с движением

«Листья»

Нищева стр. 33

 

Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи

«Дождик»

Нищева стр. 33

 

 

Экскурсия по набережной. Наблюдения за осенними изменениями в природе, сбор осенних листьев.

Разучивание пальчиковой гимнастики «Осенние листья», подвижного упражнения «Дождик»

 

Рассматривание опавших листьев во время прогулки.

Разучивание стихотворения «Листья»

 

Рассматривание деревьев во время прогулки. Выявление характерных особенностей ветвей, стволов, коры.

 

Совместная аппликация «Осенний букет» (практическое употребление прилагательных: берёзовая ветка, берёзовый лист)

Восприятие

Память

Мышление

ЗКР

 

Зрительное восприятие

«Что перепутал художник»

Нищева стр 17

 

Слуховое

«Когда это бывает?» (признаки лета и осени)

 

 

 

Зрительная

Запоминание и воспроизведение линейного ряда из 3-4 картинок – запомни ряд картинок и назови их в той же последовательности: берёза, осина, ель, дуб

Обобщение

Обобщающее понятие: «Деревья», «Осень»

Исключение

- какая картинка не подходит к осени?

Сериация

Расположи берёзки от самой большой до самой маленькой.

 

 

1.Развитие  длительного плавного выдоха «Осенние листочки»

Упр. «Осенние листочки»

2. Развитие артикуляционной моторики.

3. Преодоление твёрдой атаки гласных «Укачаем куклу»

4. Слуховое внимание «Где звенит?»

5. Различение на слух длинных и коротких слов» Упр.  «Топни, хлопни»

 

 

 

 

 

Октябрь, 1-я неделя. Тема «Огород. Овощи»

Объём знаний

Словарь

Семантика

Грамматические категории

Связная речь

Худ. лит-ра.

Дид. игры и упр-я.

Учить наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними: осенью убирают овощи.

Знать названия овощей, обобщать.

Различать овощи по внешнему виду, описывать цвет, форму, величину, вкус.

Ввести в словарь существительные – названия: помидор, огурец, лук, морковь, капуста; огород.

Прилагательные: цвет, форма, величина, вкус; сырой, варёный, солёный, горький, твёрдый, мягкий.

Глаголы: собирать, срывать, резать, мыть, варить, жарить, солить;

Наречия: вкусно, горько.

Учить обнаруживать несоответствия между словом и показываемым предметом

1. Образование мн.ч. сущ по теме «Овощи»

2. Образование род.п.сущ. по теме «Овощи» (с муляжами)

3. Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Рассматривание овощей. Ответы на вопросы взрослого.

Обучение отгадыванию загадок об овощах.

 

Фразовая речь: модель № 2 (подлеж.+сказуемое»

Лото «Один-много»

Упр. «Чего не стало?»

Упр. «Соберём в корзину»

«Волшебный мешочек»

Игра с мячом «Назови ласково».

С/р игра «Овощной магазин».

Чтение сказки «Пых»

Нищева стр.34-37

Волкова инсцен-ки стр.47-51, 60

Развитие и коррекция высших психических функций (ВПФ), моторики.

Восприятие

Память

Мышление

ЗКР, ССС

Мелкая моторика

Общая моторика

Тактильное: «Чудесный мешочек»

Зрительно-конструктивная деятельность:

«Разрезные картинки» (из 4 частей);

«Выложи из палочек репку» - по образцу.

Слуховое :

1. «Угадай, кто позвал?»

2. «Тихо-громко» (бубен стучит тихо – идут на носочках, громко- полным шагом)

Зрительная – тренировать в запоминании предметов в заданном порядке и называть в этой последовательности (3 предмета)

Операции исключения понятий:

- какой предмет не подходит по определённому признаку (цвет, форма, величина)

- по обобщающим признакам.

Развитие слухового восприятия.

Узнавать на слух шумы далёкие по звучанию.

Тихо-громко.

Понятие звук.

«У Лариски-

две редиски.

У Алёшки-

две картошки.

У Серёжки-сорванца-

два зелёных огурца.

А у Вовки

две морковки,

да ещё у Петьки –

две хвостатых редьки».

     «Урожай»

В огород пойдём,

Урожай соберём.

Мы морковки накопаем.

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты

Круглый, сочный, очень вкусный.

Щавеля нарвём немножко

И вернёмся по дорожке.

                                                                                     Октябрь, 2-я неделя. Тема «Сад, фрукты»

Объём знаний

Словарь

Семантика

Грамматические категории

Связная речь

Худ. лит.

Дид. игры и упр.

Научить различать и называть 3-5 видов фруктов. Уметь обобщать группу предметов, описывать цвет, форму, величину, сравнивать вкус плодов, пробуя их на вкус (кислый-сладкий)

Существительные: Яблоко, груша, банан, лимон, слива, апельсин; сад, косточка, кожура, урожай, компот, сок.

Глаголы:

Выросли, созрели, убирают, срывают, пробуют, кушают, чистят, режут.

Прилагательные:

Большой, маленький, спелый, сладкий, кислый, круглый, овальный, сочный, свежий.

Учить обнаруживать несоответствия между словом и показываемым предметом, признаком.

1. Образование мн.ч. сущ по теме «Фрукты»

2. Образование род.п.сущ. по теме «Фрукты» (с муляжами)

3. Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Рассматривание картинок по теме. Составление простых предложений по вопросам взрослого.

Обучение отгадыванию загадок о фруктах.

Лото «Один-много»

Упр. «Чего не стало?»

Упр. «Узнай фрукт»

«Волшебный мешочек».

«Чего не стало?»

С/р игра «Магазин «Фрукты»»

Чтение сказки «Гуси-лебеди».

Развитие и коррекция высших психических функций (ВПФ), моторики.

Восприятие

Память

Мышление

ЗКР, ССС

Общая моторика

Мелкая  моторика

Зрительное:

Учить узнавать изображение, наложенное друг на друга.

 

 

Тактильное:

«Чудесный мешочек»

Слуховая:

Учить запоминать в заданном порядке слова и показывать предметы в данной последовательности.

 

Операции исключения понятия

- какой предмет не подходит по определённому признаку (цвет, форма, величина)

«Четвёртый лишний»

Развитие слухового восприятия.

Различать на слух далёкие по звучанию шумы. Воспроизводить их в нужной последовательности (2-3)

Далеко-близко. Тихо-громко.

Понятия начало – конец.

«Руки поднимаем, яблоки срываем.

Руки опускаем,

В корзину собираем.

А теперь, ребята, встать.

Руки медленно поднять

Пальцы сжать,

потом разжать.

Руки вниз и так стоять

Наклонимся вправо, влево.

И беритесь вновь за дело.

             «Компот»

Будем мы варить компот.

Фруктов нужно много, вот.

Будем яблоки крошить.

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок.

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.

 

 

 

                                                                                      Октябрь, 3-я неделя. Тема: «Грибы. Ягоды»

Объём знаний

Словарь

Семантика

Грамматические категории

Связная речь

Худ. лит.

Дид. игры и упр.

Научить различать и называть 3-5 видов ягод, грбов. Уметь обобщать группу предметов, описывать цвет, форму, величину, сравнивать вкус ягод, опираясь на личный опыт (кислая-сладкая)

Дать понятия о лесных и садовых ягодах; о съедобных и ядовитых грибах.

Существительные:

Земляника, черника, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, чёрная смородина, брусника, малина; варенье; мухомор, белый гриб, груздь, опята.

Глаголы:

Выросли, созрели,

 собирать, срывать, резать, мыть, варить, жарить, солить;

Прилагательные:

большой, маленький, спелый, сладкий, кислый, круглая, сочный, свежий, ядовитый, съедобный, лесная, садовая.

Уточнять контекстуальное значение слова, работая над его многзначностью («Что ещё бывает сладкое; красное и т.д.)

 

Лалаева с 121,122. №60,61,62

Практическое употребление в речи предлогов : на, с, в, из

(«Бабочка и грибок» с47 Нищева 2)

Рассматривание картинок по теме. Ответы на вопросы взрослого.

Обучение отгадыванию загадок о грибах и ягодах

«Что лишнее?» (лесные и садовые ягоды)

«Четвёртый лишний» (грибы)

«Собери в корзинку»

«Брать – не брать» (с47 Нищева 2)

Развитие и коррекция высших психических функций (ВПФ), моторики

     Восприятие

Память

Мышление

ЗКР, ССС

Общая моторика

Мелкая  моторика

Зрительное:

Учить узнавать знакомые предметы из большего количества.

Разрезные картинки (грибы, ягоды).

«Что изменилось?»

Запоминать и выполнять ряд последовательных движений и действий

Слуховая:

Учить запоминать линейный порядок слов, обусловленных ситуацией (наращивание)

«Четвёртый лишний» (грибы-ягоды)

Звук А. Артикуляция. Воспроизведение. Интонирование. Тихо-громко. Понятие гласный звук.

Буква А.

 

«Ягодка-малинка»

За малиной в лес пойдём, в лес пойдём.

Спелых ягод наберём, наберём.

Солнышко высоко, а в лесу тропинка.

Сладкая ты моя ,

Ягодка-малинка.

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,

В лес идём мы погулять.

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

 

Октябрь, 4-я неделя. Тема: «Игрушки»

Объём знаний

Словарь

Семантика

Грамматические категории

Связная речь

Худ. лит.

Дид. игры и упр.

Знать названия игрушек ближайшего окружения; знать названия действий, совершаемых с игрушками. Уметь различать игрушки по основному признаку.

Уметь отгадывать название игрушки по описанию. Дать понятие о качестве игрушки (материал из которого эта игрушка изготовлена: резиновый мяч, пластмассовая кукла,

пластмассовый мяч)

Существительные:

Название игрушек ближайшего окружения: мяч, машинка, кукла, кубики, мишка и др.; игрушки; колесо, кузов, кабина

Глаголы:   обозначающие действия ребёнка с игрушкой.

Прилагательные: резиновый, пластмассовый, красивый, мягкий, основные цвета, формы, величина.

Наречия: высоко, быстро, дружно

 

Формировать парадигиматические ассоциации, выражающие отношения: «целое – часть» (кабина – машина; ручка – кукла)

Согласование числительных один и два с сущ-ми (игрушки, овощи, фрукты, деревья)

Образование сущ. с уменьшительно-ласкательным суф. (большой-маленький).

Образование род.п. сущ. во мн.ч. («Чего не стало?»)

Рассматиривание игрушек. Актуализация словаря. Ответы на вопросы (описание, действия).

Повторение за взрослым рассказа-описания (3-4предложения) по опорным картинкам

«Волшебный мешочек»,

«Собери картинку»

Дид-й кубик по теме «Игрушки» - «Один, два»

«Чего не стало?» (контурное изображение игрушек)

 

Стихи А. Барто «Игрушки»

Развитие и коррекция высших психических функций (ВПФ), моторики

     Восприятие

Память

Мышление

ЗКР, ССС

Общая моторика

Мелкая  моторика

Зрительное:

«Что изменилось?» (игрушки и предметы из ранее пройденных тем)

Тактильное:

«Чудесный мешочек».

Зрительно-контруктивное:

«Собери картику» (из 4 частей)

Зрительная:

- учить восстанавливать заданный ряд (из3-х предметов из ранее изученных лексических тем));

- «Что изменилось в ряду?» ( из 3-х

игрушек)

«4-й лишний» (игрушки – ягоды;игрушки – грибы))

Учить сравнивать игрушки по одному признаку (например, по величине, цвету, действию, материалу)

Звук У. Артикуляция. Воспроизведение. Интонирование. Высоко-низко.

Буква У.

Анализ АУ, УА

«Мячик»

Раз, два, прыгай, мячик.

Раз, два, и мы поскачем.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

 

«Лошадка»

А. Барто

Игрушки

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино, и весёлый Чипполино, и котёнок, и слонёнок.

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать

Ноябрь,  1 неделя каникулы. 2-3 неделя: Тема  «Одежда. Обувь».

Объём знаний

Словарь

Семантика

Грамматические категории

Связная речь

Худ. лит-ра.

Дид. игры и упр-я.

Учить узнавать и называть предметы одежды, обуви

Знать назначение предметов.

Учить вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину).

Определять материал из которой сделана одежда, обувь.

Учить называть и различать детали одежды (пояс – шнурки - ленточки; пуговицы - кнопки – замки; каблук, носок-пятка, подошва)

Существительные:

рубашка, свитер, колготки, брюки, куртка, пальто, шуба, шарф, рукавицы, перчатки, шапка, валенки, ботинки, сапоги.

Глаголы:

надевать, снимать, одевать, шнуровать, носить, стирать, сушить, гладить,  застёгивать, расстегивать, шить, покупать

Прилагательные:

Тёплая, меховая, резиновая, кожаная, вязаная, шерстяная, пушистая, гладкая, чистая, грязная, новая, старая, цвет, величина

Наречия:

Красиво, тепло, аккуратно, бережно

1. С целью классификации слов, учить выделять нужное слово из серии слов:

а) выбери название одежды: ложка, стул, шапка;

обуви: кровать, кастрюля, туфли

б) аналогично по пройденным темам.

2. Учить находить в речи смысловые  несоответствия: показывая на воротник

сказать: «это капюшон».

3. Учить узнавать целое по названию части: «рукав» - у платья, куртки и т.д.

4. Учить подбирать слова по ассоциативному ряду: юбка, платье, брюки и т.д.

 

1. Усвоение притяжательных сущ-х.

2. Образование ум-ласк. ф. сущ-х.

3. Согласование прилаг. с сущ. в роде и числе.

 

Фраза.

Отработка фразы с употреблением сущ-х в В.п. (Обведи части одежды и скажи, что ты нарисовал «Я нарисовал карман»)

Распространение предложения однородными членами.

Мы  надевает колготки, штаны, кофту, шапку, пальто.

Что снимаем? Что застёгиваем? Расстегиваем? Что стирает мама? И т.д.

 

Связная речь.

1. Учить составлять предложения по демонстрируемому действию. «Что наденем на куклу? Где она будет гулять?»

Учить воспроизводить по памяти действия «Что надевали на куклу?»

2. «Катино платье» см. Нищева мл.гр.

- учить слушать текст;

- учить отвечать на вопросы по тексту.

Д/и «Поможем Оле и Коле собраться в дорогу». Вот Олин чемодан, а это Колин чемодан. Возьми предмет одежды и определи, чья это одежда и в чей чемодан её необходимо .

сложить. «Это платье для Оли. Олино платье.»

Д/и «Скажи ласково»

Игра с мячом. Название деталей одежды.

Д/и «Один – много»

Игра с мячом.

Д/и «Волшебная страна Гномия» (У меня воротник. У Гномик воротничок»)

 

 

 

 

 

 

                                        Развитие и коррекция высших психических функций (ВПФ), моторики. Тема «Одежда. Обувь». Ноябрь 2-3 неделя.

 

Восприятие

Память

ЗКР, ССС

Артикуляционная моторика

Общая моторика

Мелкая моторика

Тактильное

«Чудесный мешочек»

Узнай на ощупь: шарф, перчатки, шапка, варежки.

Зрительное

«Собери картинку» (разрезная: 2-4 части, детали одежды)

«Дорисуй деталь»

Слуховое

«Отгадай, что я загадала?» (описание по частям, по цвету, качеству, назначению)

«Будь внимательным»

Дети слушают стих-е и называют одежду, которая в нём упоминалась. С 120 Нищева

 

 

 

1. «Запомни и назови по порядку» (3-4 картинки)

2. «Какую картинку не назвала?» (из 4)

3. «Какой картинки не хватает?» (из 3 карт.) – детям называют на одну картинку больше, чем выставлено.

4. «Вспомни и назови» -ребёнок выходит из группы, а остальные дети должны вспомнить и рассказать, какая одежда на ребёнке.

Мышление

Классификация и обобщение, исключение                          «Четвёртый лишний» по теме «Одежда» и пройденным темам

Сравнение

«Катя и Маша» - Что есть у Кати? А что есть у Маши?

 

Звуки А, У.

Узнавание 1-го гласного звука.

АУ – громко-тихо.

УА- интонирование.

Плавное голосоведение.

Анализ АУ, УА.

Чтение: АУ, УА

 

Понятия: начало, середина, конец.

 

3 неделя.

Звук О.

Артикуляция. Воспроизведение. Узнавание в ряду гласных. Интонирование.

Анализ АУО; ОАУ.

Буква О.

Чтение звукоряда АОУ; УАО; ОУА.

 

Различение слов-действий похожих по звучанию (купает-катает-покупает)

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

1.«Большие – маленькие пуговицы» - широко открывать рот и вытягивать трубочкой.

2. «Ниточка» - сжимаем губы

3.  «Иголка» -узкий язык

4. «Утюжок» - гладим губами по широкому языку,  движение языком по нижним, верхним зубкам и твердому нёбу.

5. «Обожглись утюгом»

Дуем на пальчик – длительный выдох.

6.  «Платьице» -движения языком: «Слева рукав, справа, рукав, вверху воротник, внизу юбочка»

«Собираемся на прогулку» дети движениями имитируют сбор на прогулку.

1.«Алёнка»

Аленка – маленькая

Шустрая, быстрая:

Воды наносила,

Сарафан дошила,

Носок довязала,

Ягод насбирала,

Песню допела,

Везде поспела.

В охотку ей дело!

 

2. «Кто быстрее застегнёт пуговицы?»

                                                                                                      Ноябрь, 4 неделя: Тема  «Квартира. Мебель».

Объём знаний

Словарь

Семантика

Грамматические категории

Связная речь

Худ. лит-ра.

Дид. игры и упр-я.

Формировать представления детей о предметах ближайшего окружения и мебели, их назначении, качестве.

Развивать умение ориентироваться в помещении д/с.

Учить выделять и называть части мебели, выявлять свойства (из какого материала изготовлена мебель: деревянная, металлическая.

Формировать представления о пространственных отношениях (около, рядом, спереди, сзади, слева, справа)

Существительные:

Кухня, комната, прихожая, ванная; стол, стул, кровать, шкаф, диван, кресло; спинка, сиденье, подлокотник, ручка, дверца, полка, мебель.

 

Глаголы:

 Сидеть, отдыхать, лежать, спать и т.д. (различные действия, связанные с мебелью и квартирой)

 

Прилагательные:

Деревянный, металлический, высокий, низкий, широкий, узкий, мягкий, твёрдый, целый, сломанный

 

Наречия:

Мягко-твёрдо, высоко-низко, сверху-внизу, удобно.

Формировать парадигматические ассоциации, выражающие отношения: целое-часть (кухня-квартира, сиденье-стул, кресло, диван).

Учить классифицировать слова на основе различных семантических признаков: на чём сидят, лежат; что из дерева, у чего дверцы, спинка и т.д.

Закрепить навык правильного употребления:

- притяжательных местоимений: мой-моя-моё.

- сущ. с ум-ласк. суф.

 

Учить правильно употреблять в речи предлоги, наречия: на, под, около, слева от, справа от

 

Формировать навык правильного употребления в речи сущ-х в косвенных падежах.

Фразовая речь:

Закреплять умение строить предложения из 3 слов, согласованных м/д собой в косвенных падежах (В.п., Д. п., Р.п)

 

«Наша квартира»

- развитие диалогической речи, умение отвечать на вопросы полным (простым) предложением. См. Нищева стр 156

 

Рассказ-описание о стуле.

- развитие речевого слуха, памяти, связного высказывания.

См. Нищева стр.167

Чтение:

 «Кошкин дом»,

«Три поросёнка»,

«Три медведя»

Загадки (выучить):

«Стоит Антошка на 4 ножках,

На Антошке суп да ложка» (Стол)

«Я удобный, очень мягкий,

Вам нетрудно угадать,

Любят бабушки и внуки

Посидеть и полежать» (Диван)

Игры:

1. С мячом. Дети сидят в кругу. Взрослый катит мяч р-ку: «У стула есть..» ребёнок. называет часть стула.

2. Аналогично «Один-много».

3. «У Катеньки в гостях» - называние кукольной мебели (ум-ласк. суф.)

4. «Шустрый мышонок»:

практ-е употребление предлогов: на, под, с, из, в.

 

 

 

 

 

                                                     Развитие и коррекция высших психических функций (ВПФ), моторики. Тема «Квартира. Мебель».Ноябрь 4 неделя.

Восприятие

Память

ЗКР, ССС

Артикуляционная моторика

Общая моторика

Мелкая моторика

Зрительно-конструктивная деятельность:

Конструировать из палочек по образцу (стул, кровать и т.д.)

Зрительная:

-учить восстанавливать заданный ряд предметов: 3+1+1; 1+3.

-учить восстанавливать заданный ряд последовательных действий и выполнять в том же порядке: 3+1

Мышление.

Обобщение, классификация:

по функциональному признаку по теме «Мебель» и по пройденным темам.

 

Сравнение, сопоставление:

Стул-табурет, кресло-диван.

Звуки А, У, О.

Звук И

Узнавание 1-го гласного звука в слове. Узнавание наличие гласного звука в слове с опорой на артикуляцию.

Плавное голосоведение.

Подбор картинок на изученные гласные звуки.

Анализ звукоряда: АУ, УА, ИА, АУО.

Чтение: АУ, УА, ИА Интонирование.

 

Длинные и короткие слова.

- «Окошко»: широко открыть рот, удерживать до 10 сек.;

- «Двери»: сомкнуть зубы, губы растянуть в улыбке удерживать до 10 сек.;

- «Почистим ступеньки»: языком «почистить» нижние и верхние зубы;

- «Часики»: движения языком вправо-влево;

- «Дом высокий, дом низкий»: рот широко открыт, движения языком вверх и вниз;

- «Построим стол»: присосать язык к тв. нёбу – ножка (4 раза),

Положить широкий язык на нижнюю губу – столешница;

- «Чашечка»: края, распластанного языка приподнять.

«Молотком и топором.

Строим, строим

Новый дом.

В доме много этажей.

Много взрослых и детей.»

***

«1,2,3,4

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку.

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.»

Строим дом,

Дом большой.

Дом и с крышей

И с трубой.

Вот такой!

 

Стул.

Ножки, спинка

И сиденье.

Вот вам стул

На удивление!

 

Стол.

У стола 4 ножки.

Сверху крышка,

Как ладошка.