Логоритмика
Средняя группа.
«Осень» 1.
1. «Поезд» - учить находить своё место в строю, закрепить умение двигаться в колонне, врассыпную, развивать слуховое внимание.
2. «Волшебный лес» Кузнецова с33-34
« Мы оказались в волшебном лесу. Давайте посмотрим, как тут красиво! Поворачиваем голову вправо, влево. И снова вправо, влево. А теперь подняли голову вверх, опустили, смотрим под ноги – вниз, и опять вверх, вниз. Голова движется по кругу медленно (на 4 счёта) в одну сторону, а потом в другую, как яблочко катится по тарелочке.
Теперь движутся только глаза, голова остаётся на месте. Следим за тем, как движется листочек под музыку вальса. Движения глазных яблок на три счёта: вправо, к центру, влево и зафиксировать. На счёт «раз» движение начинается слева к центру и вправо и т.д.; вправо вниз, влево, вверх и снова вправо, вниз, влево, вверх»
Одновременное поднимание и опускание обоих плеч под спокойную музыку на 4 счёта.
Поочерёдное поднимание и опускание плеч.
Круговые движения плеч вперёд – назад на 3 счёта. Одновременно. Поочерёдно.
«Набежали серые тучи. Нахмурьте брови. Вдруг небо стало светлеть. Удивитесь и поднимите брови вверх. Яркое солнышко выглянуло – обрадуйтесь и улыбнитесь. Прищуримся и посмотрим на солнышко вот так: оба глаза, а теперь поочерёдно. А теперь повторим всё сначала.
3. Подул осенний ветер». Детям раздать полоски нарезанной бумаги длиной 15-20 см. показать, как дуть под счёт, двигаясь вдоль полоски в одну, затем в другую сторону.
4.Чередование ходьбы и остановок с хлопками под музыку» Кузнецова с69.
На 8 счетов дети движутся под маршевую музыку по залу. На следующие 8 счетов дети стоят и отхлопывают в такт музыки 8 раз.
5. «Грибной дождик» Картушина с17
Дождевые капли, Хлопать правой ладонью по левой,
Прыгайте в ладошки! так же хлопать по правой.
Дождевые капли, Шлёпать ладошками по ножкам
Вымойте мне ножки! от лодыжки вверх.
Дождевые капли, Стучать правой рукой по левому плечу сзади
Бейте по спине! Левой рукой – по правому плечу
Дожди, дождик, нужно Шлёпать ладошками от коленок к плечам.
Подрасти и мне! Тянуться обеими руками вверх.
6. «Дождик» Кузнецова с74
Ребёнок повторяет за взрослым от 1-го до 3-х ударов четвертями / / /; восьмыми ///. Взрослый предлагает сравнить, одинаково или по-разному капал дождик сначала и потом. Предложить детям выложить на ковре сначала большие капли и проговорить : Кап-КАП-КАП- четвртрые; маленькие капли: кап-кап-кап –восьмые.
7. «Лужа» . Предложить детям совместно выложить лужу из капель.
8. Кулю-кулю-люшки» Картушина с18. кули-кули-люшки
Скачем, как лягушки.
Скачем, как лягушки,
Лягушки-балабушки. Прыг!
Дети прыгают на двух ногах вокруг лужи, на слово «прыг» заскакивают в лужу.
Средняя группа.
«Осень» 2
1. «Поезд» - учить находить своё место в строю, закрепить умение двигаться в колонне, врассыпную, развивать слуховое внимание.
2. «Волшебный лес» Кузнецова с33-34
« Мы оказались в волшебном лесу. Давайте посмотрим, как тут красиво! Поворачиваем голову вправо, влево. И снова вправо, влево. А теперь подняли голову вверх, опустили, смотрим под ноги – вниз, и опять вверх, вниз. Голова движется по кругу медленно (на 4 счёта) в одну сторону, а потом в другую, как яблочко катится по тарелочке.
Теперь движутся только глаза, голова остаётся на месте. Следим за тем, как движется листочек под музыку вальса. Движения глазных яблок на три счёта: вправо, к центру, влево и зафиксировать. На счёт «раз» движение начинается слева к центру и вправо и т.д.; вправо вниз, влево, вверх и снова вправо, вниз, влево, вверх». Движение языком вверх- спрятать в рот; вниз – спрятать; вправо – спрятать; влево – спрятать;круговое движение языком.
Одновременное поднимание и опускание обоих плеч под спокойную музыку на 4 счёта.
Поочерёдное поднимание и опускание плеч.
3. Подул осенний ветер». Детям раздать полоски нарезанной бумаги длиной 15-20 см. показать, как дуть под счёт, двигаясь вдоль полоски в одну, затем в другую сторону.
4.Чередование ходьбы и остановок с хлопками под музыку» Кузнецова с69.
На 8 счетов дети движутся под маршевую музыку по залу. На следующие 8 счетов дети стоят и отхлопывают в такт музыки 8 раз.
5. «Грибной дождик» Картушина с17
Дождевые капли, Хлопать правой ладонью по левой,
Прыгайте в ладошки! так же хлопать по правой.
Дождевые капли, Шлёпать ладошками по ножкам
Вымойте мне ножки! от лодыжки вверх.
Дождевые капли, Стучать правой рукой по левому плечу сзади
Бейте по спине! Левой рукой – по правому плечу
Дожди, дождик, нужно Шлёпать ладошками от коленок к плечам.
Подрасти и мне! Тянуться обеими руками вверх.
6. «Гномик идёт в гости»
В лесу живёт весёлый гномик. Он очень любит ходить в гости к своим друзьям. Давайте превратимся в гномиков.
«Раз, два, три – повернись,
И в гномика превратись».
- Ну-ка хорошенько запоминайте, к кому сейчас пойдёт в гости Гномик.
Взрослый с Гномиком по очереди подходит к трём детям, стоящим в кругу.
- Кто запомнил и скажет, к кому по порядку я ходил в гости?
Тому, кто правильно ответит, Гномик предлагает пойти в гости самому. Игра повторяется
7. «Что сначала, что потом» ( слушание музыкальных инструментов) на стульчиках
Взрослый показывает детям колокольчик, бубен, треугольник. Просит назвать каждый инструмент.
- Послушайте, как звучат эти инструменты.
Взрослый прячет инструменты за ширмой. Вызывает одного ребёнка и просит запомнить и сказать, что звучало сначала, а что потом?
8. Мимические упражнения
«Набежали серые тучи. Нахмурьте брови. Вдруг небо стало светлеть. Удивитесь и поднимите брови вверх. Яркое солнышко выглянуло – обрадуйтесь и улыбнитесь. Прищуримся и посмотрим на солнышко вот так: оба глаза, а теперь поочерёдно. А теперь повторим всё сначала.
Интонирование.
Интонировать низким голосом (сердитая туча): бл-бл-бл-…, высоким голосом (весёлая тучка): бл-бл-бл-…
Послушайте музыку и догадайтесь, какая туча звучала.
9. «Капли-капельки» (упражнение на восприятие, различение и воспроизведение ритмов)
На фланелеграфе выставляются две больших капли и три маленьких. Дети за взрослым повторяют ритм, прохлопывая его ладошками, протопывая его обеими ногами: / / ///
(КАП КАП кап-кап-кап).
- Я начну, а вы закончите: КАП КАП (кап-кап-кап)
10. «Самолеты» (подвижная игра на внимание, быстроту реакции) Выход из зала.
«Яблочко»
Дети входят в зал под ритмичную музыку. Здороваются с хлопками тихим голосом и нормальным.
Каждый отхлопывает своё имя и проговаривает его сначала тихим голосом, а потом нормальным голосом.
- Загадка.
Были белыми цветами,
стали спелыми плодами,
стали, словно шарики,
шарики-фонарики.
Как возьмёшь их на зубок –
Сразу брызнет сладкий сок.
Яблоко.
- «Ёжик и барабан» координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.
Яблоко какое бывает по цвету? По вкусу? По запаху? По форме? Сделали круг.
С барабаном ходит ёжик,
Бум-бум-бум!
Целый день играет ёжик,
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами,
Бум-бум-бум!
Ёжик в сад забрёл случайно,
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он,
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он,
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались,
Бум-бум-бум!
И удары раздавались,
Бум-бум-бум!
Зайцы здорово струхнули,
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули,
Бум-бум-бум!
а) дети стоят в кругу, в руках держат баночку и палочку. Взрослый читает стих-е, а дети на «Бум-бум-бум!»- ритмично стучат палочкой по баночке и проговаривают.
б) дети идут по кругу, когда взрослый читает стих-е, на «Бум-бум-бум!» - останавливаются и ритмично стучат палочкой по баночке и проговаривают.
3. «Соберём яблоки» упр-е на чередование напряжения и расслабления.
Дети встают друг другу лицом, держась за руки. На один музыкальный фрагмент шагают произвольно по залу, на следующую муз-ю фразу расцепляют руки и тянутся вверх (за яблоками), когда заканчивается муз-я фраза - опять берутся за руки и шагают по залу и т.д.
- Пальчиковая гимнастика «Компот»
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ
Н. Нищева.
- «Повторялка» упр-е на восприятие и воспроизведение ритмов. Дети сидят на стульях.
- Много набрали яблок, целую корзину. Здесь и большие яблоки и поменьше.(взрослый показывает корзину с плоскостными яблоками разного размера).
Пока звучит музыка, дети передают яблочко. Ребёнок, на котором остановилась музыка, повторяет за взрослым предложенный ритм, прохлопывая его обеими руками (протопывая обеими ногами), проговаривая прямыми слогами: «Та» - четверти, «Ти» - восьмые:
/ / ///, / ///, // /, // / //, /// / /.
(при необходимости взрослый выкладывает на фланелеграфе ритм из больших и маленьких яблок).
- «Разговор с ёжиком» - узнавание и воспроизведение различной интонации.
Вначале взрослый предлагает детям отгадать по его интонации, о чём он говорит с «Музыкальным» ёжиком. В речи используется слог «Фу» (вариант: ёжик спрашивает, что в корзине лежат яблоки? (фу-фу-ФУ?) ответ утвердительный (фу-фу-ФУ) и т.д. после того, как дети правильно отгадают различные интонации, взрослый предлагает «побеседовать» с ежом на его ежином языке.
- «Кто под платочком?» подвижная игра на внимание.
У детей в руках платочки. Под музыку они свободно бегают по залу. На окончание музыки они приседают и закрывают глаза ладошками. В это время взрослый накрывает одного ребёнка платком.
- «Раз-два-три, ну-ка посмотри!»
7. «Волшебный лес» см. занятие «Осень»2.
8. Выходим из зала.
«Во саду ли, в огороде»
Зашли в зал под марш. Поздоровались с хлопками. Каждый назвал своё имя с хлопками.
-Какое время года? (загадка) Пойдём собирать урожай.
- «Мы на право пойдём» - выработка правильной осанки; навыка движения по кругу, держась руки (хороводом); развитее слухового внимания через узнавание окончания музыкальной фразы, закрепление понятий «право», «лево».
Дети встают друг за другом по кругу, держась за руки (полуоборот в правую сторону). Педагог говорит:
Мы направо повернём,
В огород пойдём.
Под музыку дети идут вправо и с её окончанием останавливаются. Взрослый просит всех детей повернуться налево и говорит:
Мы налево пойдём,
в сад повернём.
Под музыку дети идут влево и с её окончанием останавливаются.
- а что растёт в огороде? Назовите одним словом. (овощи)
- что растёт в саду? Назовите одним словом (фрукты)
- «Ёжик и барабан» координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.
Яблоко какое бывает по цвету? По вкусу? По запаху? По форме? (в центре круга стоят «барабаны») возьмите каждый по «барабану»
Дети идут по кругу, когда взрослый читает стих-е, на «Бум-бум-бум!» - останавливаются и ритмично стучат палочкой по баночке и проговаривают «Бум-…!»
С барабаном ходит ёжик,
Бум-бум-бум!
Целый день играет ёжик,
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами,
Бум-бум-бум!
Ёжик в сад забрёл случайно,
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он,
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он,
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались,
Бум-бум-бум!
И удары раздавались,
Бум-бум-бум!
Зайцы здорово струхнули,
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули,
Бум-бум-бум!
3. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» (сидя на корточках)
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы, (загибают пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по полу средним и указательным
пальчиками).
- «Ветер качает ветки деревьев». Различение и воспроизведение звука «У» по силе голоса, закрепить понятия «громко», «тихо».
Взрослый поднимает руки вверх и объясняет, что это ветки у деревьев.
– У меня ветки тополя, а у вас?
- Ветер сильно подул: «У-У» - и сильно закачались ветки влево-вправо (под громкую музыку). Ветер ослабел: «у-у» - веточки слабее наклоняются влево вправо.
Руки прямые над головой. Двигаются точно влево-вправо.
- «Баба сеяла горох» - речедвигательное упражнение: ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.
Дети сидят на стульях и ритмично стучат ладошками по коленкам. Затем ритмично топают ногами. Затем первую часть потешки хлопают, а вторую – топают.
- «Загадки от ёжика» - восприятие, различение и воспроизведение ритма.
Ёжик принёс полный кузовок яблок.
Взрослый выкладывает ритмический рисунок на фланелеграфе из маленьких и больших яблок: // / (ти, ти, ТА) Дети проговаривают. Следующий рисунок: / // (ТА, ти, ти) Дети проговаривают.
- Послушайте и догадайтесь, какой рисунок загадал ёжик, верхний или нижний?
/ //; // /
- Соня загадает. А мы послушаем и отгадаем. (3-4 ребёнка)
- «Разговор с ёжиком» - узнавание и воспроизведение различной интонации.
С помощью слога «Фу» имитируется различная интонация от имени ёжика и ответы детей.
- Ёжик приглашает нас в осенний лес.
8. «Волшебный лес» см. занятие «Осень»2.
9. «Поезд» - учить находить своё место в строю, закрепить умение двигаться в колонне, врассыпную, развивать слуховое внимание.
Выходим из зала.
Приближается зима.
- «Приглашение в зал» - закрепить умение детей ходить друг за другом змейкой.
Взрослый приглашает детей войти в муз. зал. Дети за взрослым змейкой двигаются по муз. залу. Встали в круг.
2. Дыхательные упражнения. Сила голоса.
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
( ветер)
Педагог
Подуем, как ветер. Сначала тихо. Все вместе: у----------------
Сильнее: у----------------. Затихает ветер: у---------------- И совсем затих.
Ветер закончился. Можно идти гулять.
- Игра «Сугроб, кочка» - игра на внимание.
Выполнение движений по сигналу взрослого.
Дети движутся лёгким бегом на носках по кругу под музыку.
На слове «сугроб» - останавливаются, поднимают руки вверх над головой, показывая, какой большой сугроб намело; бег возобновляется. Взрослый произносит: «Кочка». Дети присаживаются на корточки, обхватив колени руками.
- Игра «Кто за кем едет на санках?» - формирование понятий «впереди – сзади», развитие зрительной памяти.
«Лес спокойный, величавый…
И конечно, не случайно,
Что зима-красавица
Всем ребятам нравится».
Зима. А значит, санки, лыжи и коньки.
Ребята зимой любят кататься на санках, а вы любите кататься?
Поставить стульчики-санки в два ряда. Выбрать детей, посадить их на стульчики. Спросить оставшихся детей, кто за кем сидит, кто сзади, впереди? Все дети встают в круг и, двигаясь по кругу, поют песню «Выпал беленький снежок» 1 куплет. Затем попросить одного из детей рассадить ребят на санки так, как они сидели. Прибавляются ещё два стула и подсаживают ещё двоих детей. Дети запоминают, кто за кем сидит. Игра повторяется до тех пор, пока все дети будут с санками.
5. Пальчиковая игра «Снежок»
Педагог
Раз, два, три, четыре Загибают пальцы.
Мы с тобой снежок лепили «Лепят».
Круглый, крепкий, Показывают круг, сжимают ладони,
Очень гладкий поглаживают.
И совсем, совсем не Грозят пальчиком.
сладкий
Раз – подбросим Смотрят вверх, подбрасывают.
Два – поймаем Приседают, ловят,
Три – уроним встают, роняют,
И….. сломаем топают.
6. «Песенка куклы и ослика» - ритмичное пропевание звукосочетаний АУ, ИА под мелодию песни «Я пеку, пеку…»
а) Весь куплет: АУ;
б) Весь куплет ИА
в) Две музыкальных фразы: АУ, затем две музыкальных фразы: ИА
Птицы. №1
Вводная часть.
- Чередование ходьбы на носках и обычной ходьбой.
Под тихую музыку дети движутся по залу на носках, под музыку с обычной громкостью – свободным шагом.
- Чередование свободного бега и прыжков на месте.
Дети изображают птичек, которые на первый музыкальный отрывок свободно летают, на второй – останавливаются и легко прыгают на месте на двух ногах.
Основная часть.
- Слушание музыки «Кукушка в чаще леса» Сен-Санс
- «Кукушка танцует» - закрепить танцевальный элемент «пружинка», умение детей ритмично приседать и хлопать. Движение выполняется под музыку песни «Ах, вы сени» под «КУ-ку» (та-ти),на сильную долу приседают, на слабую – хлопают.
5. « Мяч с буквами» – закрепить умение детей определять первый гласный звук. На мяче наклеены гласные буквы.
Дети сидят полукругом на ковре. Взрослый объясняет, что нужно послушать слово, назвать первый звук в этом слове и показать нужную букву.
- Мелодекламация текста на фоне музыки. Дети сидят на стульях.
- Кто так зовёт своих деток?
- Куд-куда? Куд-куда?
Ну-ка, ну-ка, все сюда!
Ну-ка, к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло?
В. Берестов
Дети мелодекламируют текст на фоне музыки.
- Курочка-рябушечка, где была?
- Я цыпляток по двору провела.
Цып-цып-цып! Ко-ко-ко!
Не ходите далеко!
Цып-цып-цып! Ко-ко-ко!
Быть наседкой нелегко!
(стр.154 Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет» М. 2006г)
- «Что сначала, что потом» - слушание музыкальных инструментов.
Взрослый показывает детям погремушку, ложки, бубен. Просит назвать инструменты. Предлагает послушать, как звучат инструменты. Взрослый прячет инструменты за ширмой. Вызывает одного из детей и просит запомнить и сказать, что звучало вначале, а что потом?
- «Наш оркестр» - игра на шумовых инструментах под пьесу «Наш оркестр».
(стр.155-156 Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет» М.
2006г)
Заключение.
Выход детей из зала под музыку в колонне по одному.
Птицы № 2
Вводная часть.
- «Здравствуй». Эмоционально-волевой тренинг.
Дети входят в зал друг за другом, встают в круг.
- Давайте, поздороваемся друг с другом.
Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх вниз, они произносят слова: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!»
- «Познакомимся!» - мимическая зарядка.
Здесь живёт Хмурилка, - нахмуриться, указ. пальцы возле сведённых бровей
Здесь живёт Дразнилка, - упр. «Буратино», показать язык
Здесь живёт Смешилка, - указ. пальцы на щеках, улыбаться
Здесь живёт Страшилка, - глаза широко открыть, руки вперёд, пальцы
растопырены, рот открыт
Это носик Бибка! - указ. пальцы сведены на кончике носа
А где твоя улыбка? - улыбнуться.
- Чередование ходьбы на носках и обычной ходьбой.
Под тихую музыку дети движутся по залу на носках, под музыку с обычной громкостью – свободным шагом.
- «Воробышки» - чередование прыжков и стояние на одной ноге на месте.
Дети изображают птичек, которые на первый музыкальный отрывок свободно прыгают на двух ногах, на второй – останавливаются, поджимают одну ногу и стоят на одной ноге пока не закончится 2-я часть музыки..
Основная часть.
- Слушание музыки «Петушок и курочки » Сен-Санс
- «Курочки и петушки танцуют» - дети за взрослым повторяют танцевальные движения под мелодию «Ах, вы сени…»
- Мелодекламация текста на фоне музыки. Дети сидят на стульях.
а) Дети отхлопывают текст, затем топают. Потом сочетают хлопки с шагами.
б) Дети мелодекламируют текст на фоне музыки.
- Курочка-рябушечка, где была?
- Я цыпляток по двору провела.
Цып-цып-цып! Ко-ко-ко!
Не ходите далеко!
Цып-цып-цып! Ко-ко-ко!
Быть наседкой нелегко!
(стр.154 Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет» М. 2006г)
- «Киска»
«Здравствуй, Киска!
Как дела?
Ты зачем от нас ушла?»
«Не могу я с вами жить!
Хвостик негде положить.
Ходите, зеваете,
На хвостик наступаете!»
а) Дети отхлопывают текст, затем топают. Потом сочетают хлопки с шагами.
б) Дети мелодекламируют текст на фоне музыки
6. «Что сначала, что потом» - слушание музыкальных инструментов.
Взрослый показывает детям погремушку, ложки, бубен. Просит назвать инструменты. Предлагает послушать, как звучат инструменты. Взрослый прячет инструменты за ширмой. Вызывает одного из детей и просит запомнить и сказать, что звучало вначале, а что потом?
7. «Наш оркестр» - игра на шумовых инструментах под пьесу «Наш оркестр».
(стр.155-156 Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет» М.
2006г)
Заключение.
Выход детей из зала под музыку в колонне по одному.
«В гостях у Петрушки»
- «Приглашение Петрушки» - закрепить умение детей ходить друг за другом змейкой.
Взрослый держит игрушку Петрушку и приглашает детей войти в муз. зал. Дети за взрослым змейкой двигаются по муз. залу. Встали в круг.
- Поздороваемся с Петрушкой с помощью ладошек. «Здрав-ству-йте!» Назовите своё имя громким, а затем тихим голосом и отхлопайте.
2. «Ходили в гости» - формирование произвольного внимания, зрительной памяти.
Петрушка обращается к детям «Запомните, к кому по очереди я ходил в гости». Возле каждого (из трёх выбранных) ребёнка Петрушка выполняет какое-нибудь движение (хлопает, топает, приседает). Затем Петрушка просит назвать детей по порядку, к кому он подходил и показать, какое движение делал.
- «Кукла – куколка» - учить напрягать и расслаблять мышцы, развивать внимание.
Петрушка говорит, что у него есть подружки: Оля и Оленька. У Оли ножки и ручки прямые, твёрдые, а у Оленьки ручки и ножки мягкие и гибкие.
Петрушка показывает, как танцует Оля (напряжение) и как танцует Оленька (расслабление).
Просит детей под музыку показать, как танцуют куклы. «Только будьте внимательны, если скажу ОЛЯ, танцуем на прямых ногах и резко двигаем руками. А если – ОЛЕНЬКА – на расслабленных ножках и болтаем ручками».
- «Это ручка правая» - пальчиковое упр. с мячиком, развитие подвижности пальцев рук, точности их движений, закрепление понятий: правая – левая рука.
Каждый ребёнок получает мячик. Упр-е выполняется сидя на полу на коленках в одну линейку, перед каждым ребёнком лежит пластмассовая дощечка (из-под лепки)
«Это ручка – правая,
Это ручка – левая!
Я на мячик нажимаю
Я зарядку делаю.
Будет сильной правая,
Будет сильной левая!
Будут ручки у меня
Сильные, умелые!»
Дети перекладывают мяч в левую и правую руку, сжимают то правой, то левой рукой, катают мячик по дощечке, меняя руки.
- «Ма-ма-ма-ма…» - упр. на развитие ритма. На мелодию песни «Я пеку, пеку, пеку…» ритмично перекладывать шарик из руки в руку, пропевая при этом слог «МА»
Дети садятся на стульчики. Перед детьми карточка со слогом МА.
Петрушка объясняет детям, что кукла Оля умеет петь только песенку «МА» и просит детей вместе с куклой пропеть эту песенку, перекладывая при этом мячик то в левую руку, то в правую.
Куколка Оленька тоже поёт такую песенку, только тоненьким голоском. Дети выполняют то же упр-е, только высоким голосом.
- «Назови ласково» - образование уменьшительно-ласкательных форм имён существительных( имя).
- Оленька просит детей назвать своё имя ласково, ласковым голоском. (Сонечка, Никитушка, Вадюша и т.д.)
7. «Репка-репонька» - подвижная игра. Ритмично топать, согласно музыки, сопровождая текстом: / / ///, / / ///, ///////, ///////, /
В гостях у Петрушки 2
- «Приглашение Петрушки» - закрепить умение детей ходить друг за другом змейкой.
Взрослый в роли Петрушки приглашает детей войти в муз. зал. Дети за взрослым змейкой двигаются по муз. залу. Встали в круг.
- «Поздороваемся с Петрушкой» - учить делить слова на слоги с помощью хлопков и притопов.
- Поздороваемся с Петрушкой с помощью ладошек. «Здрав-ству-йте!» Назови своё имя, топая при этом ногами, а затем назови своё имя ласково, а мы все вместе его прохлопаем.
3. «Ходили в гости» - формирование произвольного внимания, зрительной памяти.
Петрушка обращается к детям «Запомните, к кому по очереди я ходил в гости». Возле каждого (из трёх выбранных) ребёнка Петрушка выполняет какое-нибудь движение (хлопает, топает, приседает). Затем Петрушка просит назвать детей по порядку, к кому он подходил и показать, какое движение делал.
4«Палка и ленточка» - учить напрягать и расслаблять мышцы, развивать внимание.
- Если услышите слово «палка» - напрягите всё тело, станьте прямые, как палка. А если я скажу – «ленточка» - расслабьте все мышцы и поболтайте ногами и руками.
5«Это ручка правая» - пальчиковое упр. с мячиком, развитие подвижности пальцев рук, точности их движений, закрепление понятий: правая – левая рука.
Каждый ребёнок получает мячик. Упр-е выполняется сидя на полу на коленках в одну линейку, перед каждым ребёнком лежит пластмассовая дощечка (из-под лепки)
«Это ручка – правая,
Это ручка – левая!
Я на мячик нажимаю
Я зарядку делаю.
Будет сильной правая,
Будет сильной левая!
Будут ручки у меня
Сильные, умелые!»
Дети перекладывают мяч в левую и правую руку, сжимают то правой, то левой рукой, катают мячик по дощечке, меняя руки.
6. «Ворота» - закрепить знания детей о том, из каких частей состоит одежда Петрушки, развивать точность движения руки, направляя мяч в ворота.
Перед детьми ворота. Нужно назвать часть одежды и попасть мячиком в ворота.
7. «А-У…», «У-А…» - упр. на развитие ритма. (На мелодию песни «Я пеку, пеку, пеку…»), развитие переключаемости с артикуляционного уклада звука А на звук У
Дети садятся на стульчики. Перед детьми карточки с буквами А У. Дети перекладывают шарик из руки в руку, при этом пропевая под музыку звуки А, У. Затем У, А.
- «Звуковой ручеёк» - активизация слухового внимания, развитие фонематического восприятия – выделение в звуковом потоке гласного звука У, закрепить умение детей прыгать на двух ногах.
Дети под музыку прыгают на двух ногах «по камешкам», а педагог медленно, чётко, с паузами проговаривает гласные звуки. Услышав в потоке звуков звук У, дети останавливаются и хлопают в ладоши.
Дружилки. 1
- «Змейка» -развитие ориентировки в пространстве, внимания.
Дети идут по залу змейкой, ведущий обходит воображаемые препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы, а остальные повторяют его движения.
- «Здравствуй». Эмоционально-волевой тренинг.
Дети входят в зал друг за другом, встают в круг.
- Давайте, поздороваемся друг с другом.
Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх вниз, они произносят слова: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!»
3. «Черепаха» - развитие координации речи и движения, ориентировку в пространстве, партнёрские отношения, регулирование мышечного тонуса.
Шла купаться черепаха похлопывание по спине сверху вниз (ладошки
«чашечкой»
И кусала всех со страха: энергичное пощипывание от поясницы вверх по
спине
«Кусь-кусь-кусь, медленные вибрирующие движения слегка
Кусь-кусь-кусь, согнутыми пальцами
Никого я не боюсь. Изобразить испуг (откинуться назад)
У-У! (быстро повернуться
И испугать партнёра)
4. Игра с мячом – развитие внимания, ловкости рук.
Дети встают в шеренгу и расчитываются на «первый-второй»Половина детей берут мячи. Под музыку дети бегают по залу. Когда музыка остановится, каждый ребёнок передаёт мяч другому ребёнку, у которого его не было.
5. «Назови ласково» - дети сидят по кругу и, один ребёнок, называя ласково имя другого ребёнка, катит ему мяч.
6.Чередование хлопков и приседаний на 1-й и 2-й счёт. –развитие внимания, ритма.
Дети стоят в две шеренги лицом друг к другу. На раз – хлопают дети первой шеренги, на два – второй. («Ах, вы сени…»
Аналогично с приседанием.
Затем чередуют движения, меняя их на каждый музыкальный отрезок.
7. «Музыкальные буквы» -ритмичное пропевание слогов, переключение с одного согласного на другой. (М – П) под мелодию песни «Я пеку, пеку, пеку…»
Дети сидят на стульчиках. На наборном полотне выставлены слоги: на верхнем ряду - МА ПА, на нижнем - ПА МА.
8«Наш оркестр» - игра на шумовых инструментах под пьесу «Наш оркестр».
(стр.155-156 Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет» М.
2006г)
Забавные животные.
Вводная часть.
- «Здравствуй». Эмоционально-волевой тренинг.
Дети входят в зал друг за другом, встают в круг.
- Давайте, поздороваемся друг с другом.
Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх вниз, они произносят слова: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!»
- «Приветствие» - развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движений.
Попевка на материале названий диких животных.
Педагог. Поздороваемся, споём: здрав-ствуй-те! Перемещает руки по схеме: голова, плечи, туловище.
- «Звери лесные» - развитие способности экспрессивно выражать эмоции с помощью мимических движений.
Педагог. Мы с вами в лесу. Подул ветерок (дети дуют) и разбудил зверей. Медведю это не понравилось, лиса удивилась, ёжик испугался, белочке понравилось, волк рассердился. А заяц прислушался: кто там?
Педагог делит детей на две группы. Одной группе детей раздаёт картинки с изображением диких животных.
Обращается к эти детям – Ты кто? (дети протопывают ритмический рисунок слова: ли-са, волк, мед-ведь, бе-лка, заяц, ё-жик.
- Подвижная игра «Найди маму» - развитие слухового внимания, умения двигаться под музыку.
Под быструю музыку двигаются дети, которые изображают детёнышей диких животных.
Под медленную музыку – дети с картинками диких животных.
Педагог – разыгрались звери, что потеряли своих детёнышей. Сидят грустят. Но тут прибежали малыши и нашли своих родителей.
Дети-детёныши под музыку подбегают к детям-родителям. Педагог их спрашивает: «Ты детёныш кого?» (ли-сы) «А ты кто?» (Я ли-сё-нок.)
- «Пробуждение зайки» - воспитание у детей осознания частей своего тела, развитие речедвигательной координации.
Дети сидят полукругом на полу.
Серый зайка просыпается, В гости к другу собирается.
| Дети, сидя, «потягиваются», стопы – параллельно друг другу стоят на полу. |
Вымыл ножки, Застегнул сапожки | Круговые движения вокруг щиколоток. |
И коленочки потёр, как учил его бобёр. | Массируют колени. |
Вымыл носик, | Массируют указательными пальцами точки в области гайморовых пазух. |
Глазки, | Проводят указательными пальцами по линии бровей от переносицы к вискам. |
Правое ухо, левое ухо, | Указательным и большим пальцами растирают мочку правого уха, затем левого. |
Вытерся, и стало сухо! | Встают на ноги, руки скрестно, проглаживают два раза ладонями от плечей до локтей. Разводят обе руки в стороны. |
6.Чередование хлопков и приседаний на 1-й и 2-й счёт. –развитие внимания, ритма.
Дети стоят в две шеренги лицом друг к другу. На раз – хлопают дети первой шеренги, на два – топает вторая ширенга. («Ах, вы сени…»
Аналогично с приседанием и подпрыгиванием.
7.Инструментальное музицирование.
Педагог. На небе зажглись звёзды и нежным голосом переговариваются друг с другом, и лишь месяц, проплывая между ними. Слышит их песню.
Дети стоят по залу врассыпную, у них в руках музыкальные инструменты (металлофоны, треугольники, колокольчики). Играют на музыкальных инструментах те дети, рядом с которыми проходит педагог.
8. «Ночь»
Педагог укладывает детей на пол отдыхать:
Ночь пришла, темноту привела,
задремал зайчонок, засопел лисёнок.
Ложись на бочок, баю-бай, засыпай.
Звучит «Колыбельная», музыка Чайковского. Дети лежат на ковре. Педагог поглаживая каждого ребёнка, тихо произносит:
Тучи месяц спать кладут, хоровод ведут:
- Поскорее вырастай, баю-бай!
Гонит заиньку метель в снежную постель:
- на мороз не выбегай, баю-бай!
Мишку мама прячет в мех, им теплее всех:
- До весны не вылезай, баю-бай.
Только ёж не хочет спать, рассердилась
Мать:
Спи и глаз не открывай, баю-бай.
С окончанием колыбельной дети открывают глаза, садятся лицом к педагогу.
9. Окончание занятия. Дети выходят из зала под спокойную музыку.
«Кораблики».
Вводная часть.
1. «Здравствуй». Эмоционально-волевой тренинг. Учить держать интервал в ходьбе змейкой по залу.
Дети входят в зал друг за другом змейкой в быстром темпе, встают в круг.
- Давайте, поздороваемся друг с другом.
Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх вниз, они произносят слова: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!» («и коленку мне давай», «и плечо мне давай» и т.д. по частям тела)
2. «Приветствие» - развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движений.
Педагог. Поздороваемся, споём: здрав-ствуй-те! Перемещает руки по схеме: голова, плечи, туловище.
- Назови фамилию. Перемещаем руки по схеме: голова, плечи, туловище.
- у кого фамилия длиннее по звучанию?
3. «Кораблики». Короткая беседа о весне.
На полу лежат кораблики с напечатанными слогами на каждого ребёнка: ОК, АМ, УН, ИД и т.д. дети берут карточки и читают.
- Прочитай карточку с удивлением, восторгом, страхом.
4. «Пробуждение зайки» - воспитание у детей осознания частей своего тела, развитие речедвигательной координации.
Дети сидят полукругом на полу.
Серый зайка просыпается, В гости к другу собирается.
| Дети, сидя, «потягиваются», стопы – параллельно друг другу стоят на полу. |
Вымыл ножки, Застегнул сапожки | Круговые движения вокруг щиколоток. |
И коленочки потёр, как учил его бобёр. | Массируют колени. |
Вымыл носик, | Массируют указательными пальцами точки в области гайморовых пазух. |
Глазки, | Проводят указательными пальцами по линии бровей от переносицы к вискам. |
Правое ухо, левое ухо, | Указательным и большим пальцами растирают мочку правого уха, затем левого. |
Вытерся и стало сухо! | Встают на ноги, руки скрестно, проглаживают два раза ладонями от плечей до локтей. Разводят обе руки в стороны. |
6.Чередование хлопков и приседаний на 1-й и 2-й счёт. –развитие внимания, ритма.
Дети стоят в две шеренги лицом друг к другу. На раз – хлопают дети первой шеренги, на два – топает вторая ширенга. («Ах, вы сени…»
Аналогично с приседанием и подпрыгиванием.
5. «Танцуют ручки, танцуют ножки»( с ленточками).
Под медленную музыку дети выполняют плавные движения правой рукой, а под быструю музыку – движения левой ногой.
6. Пение слов. Класс 2 (по Марковой) = память
Сидя на стульчиках.
8. «Ночь»
Педагог укладывает детей на пол отдыхать:
Ночь пришла, темноту привела,
задремал зайчонок, засопел лисёнок.
Ложись на бочок, баю-бай, засыпай.
Звучит «Колыбельная», музыка Чайковского. Дети лежат на ковре. Педагог поглаживая каждого ребёнка, тихо произносит:
Тучи месяц спать кладут, хоровод ведут:
- Поскорее вырастай, баю-бай!
Гонит заиньку метель в снежную постель:
- на мороз не выбегай, баю-бай!
Мишку мама прячет в мех, им теплее всех:
- До весны не вылезай, баю-бай.
Только ёж не хочет спать, рассердилась
Мать:
Спи и глаз не открывай, баю-бай.
С окончанием колыбельной дети открывают глаза, садятся лицом к педагогу.
9. Окончание занятия. Дети выходят из зала под спокойную музыку.
«Кораблики». № 2
Вводная часть.
1. «Здравствуй». Эмоционально-волевой тренинг. Учить держать интервал в ходьбе змейкой по залу.
Дети входят в зал друг за другом змейкой в быстром темпе, встают в круг.
- Давайте, поздороваемся друг с другом.
Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх вниз, они произносят слова: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!» («и коленку мне давай», «и плечо мне давай» и т.д. по частям тела)
2. «Приветствие» - развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движений.
Педагог. Поздороваемся, споём: здрав-ствуй-те! Перемещает руки по схеме: голова, плечи, туловище.
- Назови фамилию. Перемещаем руки по схеме: голова, плечи, туловище.
- у кого фамилия длиннее по звучанию?
3. «Пробуждение зайки» - воспитание у детей осознания частей своего тела, развитие речедвигательной координации.
Дети сидят полукругом на полу.
Серый зайка просыпается, В гости к другу собирается.
| Дети, сидя, «потягиваются», стопы – параллельно друг другу стоят на полу. |
Вымыл ножки, Застегнул сапожки | Круговые движения вокруг щиколоток. |
И коленочки потёр, как учил его бобёр. | Массируют колени. |
Вымыл носик, | Массируют указательными пальцами точки в области гайморовых пазух. |
Глазки, | Проводят указательными пальцами по линии бровей от переносицы к вискам. |
Правое ухо, левое ухо, | Указательным и большим пальцами растирают мочку правого уха, затем левого. |
Вытерся и стало сухо! | Встают на ноги, руки скрестно, проглаживают два раза ладонями от плечей до локтей. Разводят обе руки в стороны. |
4.Чередование хлопков и приседаний на 1-й и 2-й счёт. –развитие внимания, ритма.
Дети стоят в две шеренги лицом друг к другу. На раз – хлопают дети первой шеренги, на два – топает вторая ширенга. («Ах, вы сени…»
Аналогично с приседанием и подпрыгиванием.
5 «Весёлые слоги». Выставляются слоги: ПА, МА, ТА, ДА, НА, КА.
А) Дети прочитывают с педагогом ряд слогов. Затем читают слоги друг за другом, затем вразбивку за указкой.
Б) - Какого слога не стало? Дети закрывают глаза, педагог убирает один слог.
В) Интонирование слогов. «Слоги разговаривают» (удивление, вопрос, утверждение, радость, страх и т.д.)
6 «Танцуют ручки, танцуют ножки»( с ленточками).
Под медленную музыку дети выполняют плавные движения правой рукой, а под быструю музыку – движения левой ногой. Затем меняют руки и ноги.
7 . Пение слов. Класс 2 (по Марковой) = память
Сидя на стульчиках.
8. «Ночь»
Педагог укладывает детей на пол отдыхать:
Ночь пришла, темноту привела,
задремал зайчонок, засопел лисёнок.
Ложись на бочок, баю-бай, засыпай.
Звучит «Колыбельная», музыка Чайковского. Дети лежат на ковре. Педагог поглаживая каждого ребёнка, тихо произносит:
Тучи месяц спать кладут, хоровод ведут:
- Поскорее вырастай, баю-бай!
Гонит заиньку метель в снежную постель:
- на мороз не выбегай, баю-бай!
Мишку мама прячет в мех, им теплее всех:
- До весны не вылезай, баю-бай.
Только ёж не хочет спать, рассердилась
Мать:
Спи и глаз не открывай, баю-бай.
С окончанием колыбельной дети открывают глаза, садятся лицом к педагогу.
9. Окончание занятия. Дети выходят из зала под спокойную музыку.