Аттестация педагога 2022-23 уч. год.

Хасанова Ирина Владимировна

Инновационный педагогический опыт воспитателя M­БДO­У «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида­»

Лямбирского­ муниципального­ района­ Республики M­o­рдo­вия

Хасановой Ирины Владимировны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_hasanova.docx68.04 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт воспитателя MБДOУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Лямбирского муниципального района Республики Moрдoвия

Хасановой Ирины Владимировны

Введение

Тема: «Дидактические развивающие  игры  как средство формирования  математических представлений дошкольников»

Автор: Хасанова Ирина Владимировна

Год рождения: 29.10.1963

Профессиональное образование: высшее, Высшее, МГУ им. Н.П. Огарева

Факультет электронной техники, 1986

ФГБОУ ВПО МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2015г., по квалификации -  воспитатель

Общий педагогический стаж работы – 30 лет; стаж работы в ДOУ – 30 лет

Повышение квалификации: 2021 г.,   ООО «Региональный центр повышения квалификации», г. Рязань

Квалификационная категория: высшая

Дата последней аттестации: 22.03.18 г.

Занимаемая должность: воспитатель.

 «Без игры нети не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

                                                                                               В.А. Сухомлинский.

Ни для кого не секрет, что математика – это один из наиболее трудных учебных предметов. Поэтому, развитие еще в дошкольном возрасте интереса к математике становится одной из наиболее важных задач педагогов и семьи. А развивающая игра, на мой взгляд, как нельзя лучше  способствует приобщению дошкольников к миру математики в занимательной форме, помогает быстрее и легче осваивать математические понятия и программу.

Думаю, у  математики  уникальный развивающий эффект. Ведь она  способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций  воспитанников; формирует у них творчество, пространственное восприятие окружающего мира, раскрывает умственный потенциал личности.

Актуальность.

Многолетний опыт работы в ДОУ показывает, что дети в дошкольном возрасте проявляют лишь спонтанный интерес к таким математическим категориям, как  количество, величина, форма, цвет, пространство, которые помогают лучше ориентироваться в вещах и ситуациях,  формируют определенные математические представления.  Однако,  я заметила, что  внедрение в педагогический процесс  развивающих игр помогает решать  им  умственные задачи, которые предлагаются  в занимательной игровой форме.

Именно поэтому,  я выбрала тему:  «Дидактические развивающие  игры  как средство формирования  математических представлений дошкольников» и все занятия провожу в форме игры или  с применением игровых ситуаций, включающих  развивающие игры  А. Никитина, В. Воскобовича, З. П. Дьенеша и др. Я считаю, что они способствуют интеллектуальному развитию детей в доступной и привлекательной форме.

Основная идея опыта.

Концепция дошкольного образования, обновление его  содержания  определяют серьёзные требования к познавательному развитию дошкольников, в том числе  развития у них математических категорий и понятий. Ведь приобретенные  математические представления оказывают на детей активное влияние,  формируя все  умственные действия, необходимые  для познания ими окружающего мира. А свой опыт и знания ребенок  закрепляет в разных видах развивающих играх. 

Поэтому основная педагогическая идея моего инновационного опыта состоит в  определении путей повышения мотивации дошкольников в области  формирования математических представлений средствами развивающих игр.

Процесс  обновления содержания дошкольного  образования требует и  внедрения инновационных технологий, одной из которых и является технология развивающих игр, которую я активно использую в педагогической практике,  опираясь при этом на следующие принципы: систематичность, доступность, рациональность, гуманизм.

Мне, как педагогу,  важно не только дать детям  знания к их поступлению в школу, а формировать у них готовность получать новые знания, научить их рассуждать, делать самостоятельные выводы. Я убеждена, что развивающая среда также играет важную роль в становлении личности дошкольника, поэтому в группе совместно с родителями воспитанников организован центр развивающих игр, где в свободном доступе имеются: настольные развивающие игры (домино, шашки, шахматы и т.д.), дидактические развивающие игры Воскобовича, Никитиной, Дьениша и др.

Используемые мной развивающие игры и упражнения,  позволяют детям лучше усвоить  программный материал, правильно выполнять  сложные задания, способствуют  тому, чтобы радость от игры  перешла в радость от учения. Я считаю, что образование или учение должно быть радость!

Теоретическая база. 

Методикой  математического  развития  занимались  такие  ученые  как  Р.Л.  Березина,  З.А. Михайлова, Р.Л. Рихтерман, А.А. Столяр, А.С. Метлина и др. Она, и в настоящее время, постоянно  развивается, совершенствуется  и обогащается  результатами  научных  исследований  и  передовым педагогическим опытом. Основные элементы методики - цель, содержание, методы, средства и формы организации работы, которые  тесно связаны между собой.

У  самых истоков  разработки  современных  дидактических  игр  и  материалов  стоят  М. Монтессори и Ф. Фребель. М. Монтессори создала развивающий  дидактический материал, который служил основой самовоспитания и самообучения детей непосредственной образовательной деятельностью в детском саду с использованием специального дидактического материала, системы развивающих дидактических игр.

Вопросами  представлений о количестве  занималась А. М. Леушина, еще  с 40-х годов, благодаря которой, были раскрыты закономерности развития количественных представлений у детей в условиях целенаправленного обучения на занятиях в детском саду.

 Н. Соловьева  сделала вывод о том,  что  максимальный  эффект  в  реализации  возможностей ребенка дошкольника достигается лишь тогда, когда  обучение сопровождается  развивающими играми, непосредственными наблюдениями с использованием  различных видов практической деятельности, а не в виде школьного урока.

На общеразвивающий характер и влияние развивающих игр на формирование интеллектуальных, коммуникативных  способностей указывали и такие педагоги, как А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова и другие.  Они призывали учитывать состояние мышления ребенка, его возможности, и, в соответствии с этим, в развивающих играх ставить задачи, обеспечивающие приведение в действие всех психических функций (внимания, восприятия, мышления, памяти, речи) и мыслительных операций (сравнения, анализа, классификации, обобщения, синтеза).

Вопросами теории и практики дидактической игры занимались такие исследователи, как Е. И. Радина, Ф.Н. Блехер, З.М. Богуславская, Е.Ф. Иваницкая, А. И. Сорокина, А. К. Бондаренко, Л. Н. Венгер.

Так в книге: «Дидактические игры в детском саду» Сорокина А.И. привела классификацию дидактических игр по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношении детей, по роли воспитателя.

А Д.В. Менджерицкая в книге «Воспитателю о детской игре» выделила требования к развивающим дидактическим играм: 1) игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания; 2) в игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

Таким образом, мы видим, вопросами теории и практики развивающих дидактических игр занимались многие  исследователи. И все они пришли к выводу  о том, что формирование элементарных математических представлений посредством развивающих дидактических игр – это возможность формировать новые знания, познакомить детей со способами  решения трудных задач в легкой непринужденной форме.  А каждая  игра  несет  свою конкретную  задачу  формирования элементарных  математических представлений.

Новизна. 

Новизна опыта заключается в том, чтo включенность ребёнока в развивающую игру, дает возможность для формирования у него достаточной интеллектуальной компетенции, проявлять активность в разных сферах деятельности. A также  способствует формированию навыков сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, требующих  познавательных возможностей и компетенций. А это возможно только при наличии ярких и  интересных образов в образовательном процессе.

Технология опыта.

Цель:  создание системы конкретных педагогических действий, определение содержания,  выбор методов и приёмов для формирования элементарных математических представлений  с использованием дидактических  развивающих игр.

Задачи:

1. Изучение актуальности использования игровых приёмов для

формирования элементарных математических представлений

дошкольников.

2. Способствовать активному  воздействию всестороннего развития детей:

обогащению новых  представлений и понятий;

активизации мыслительной деятельности (умения сравнивать,  классифицировать, анализировать и обобщать); закреплять полученные знания.

Мои наблюдения за деятельностью детей показали, что они малоактивны на занятиях, не уверены в своих ответах, у детей недостаточно развиты внимание и память. Дети допускают ошибки в счете, плохо ориентируются во времени и в пространстве и т.д.

Поэтому я стала использовать развивающие игры в разных режимных моментах в течении всего дня. Это такие игры как: «Блoки Дьeнeшa», «Волшебный квадрат» Bocкoбoвичa, «Слoжи квaдрaт», «Игрoвизoр», «Сoты Кaйe»,  «Слoжи круг», «Гeoкoнт», «Танграмм», «Чудo–вocьмeркa», «Цветные Палочки Кюизeнeрa», «Гeoвизoр», «Геовизор».

Также, я использую в своей педагогической практике сказочные сюжеты дидактических игр. Так, например, для сравнивания двух групп предметов использую игры:  «Путаница», «Исправь ошибку», «Назови соседей» и др.  Использование таких игр способствует формированию у детей возможности  свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. А такие дидактические игры как» «Составь цифру», «Кто первый назовет», «Задумай число», «Число, как тебя зовут?», «Которой игрушки не стало?» и другие использую не только на занятиях, но и в свободное время. Я заметила, что их использование помогает развивать у детей внимание, память, мышление.

Понимая, что у дошкольников длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности трудно, даже если это очень полезная игра, я стараюсь ее видоизменять, предлагаю разные варианты ее использования. Это помогает мне  снять трудности детей в усвоении правил игры и сохраняет интерес к уже знакомой и не раз сыгранной  игре. Например, для закрепления знаний о составе чисел провожу игру «Что изменилось?», в которой использую разнообразный дидактический материал: предметы, картинки, числовые фигуры и, только потом,  карточки с цифрами.

Любая математическая задача направлена на определенную умственную нагрузку. Поэтому важно включать занимательность содержанию используемому материалу,  придать игровой элемент к каждой из задач, упражнений. А еще я использую занимательные задачи в стихах, которые развивают внимание и память дошкольников, поддерживают интерес к решению задач.

Я убеждена, что успеха можно добиться лишь в том случае, когда взгляды и стремления педагогов и родителей в вопросах воспитания и образования совпадают. Поэтому я уделяю большое внимание сотрудничеству с родительским сообществом.

Начинаю эту работу с привлечения в совместную воспитательно-образовательную деятельность заинтересованных родителей, постепенно,  вовлекая в общую деятельность и остальных. Так, например, уделяю большое значение проведению совместных детско-родительских мероприятий.

Мной были проведены консультации для родителей на темы: «Значение дидактических и развивающих игр в формировании элементарных математических представлений дошкольников», «Развитие математических способностей у дошкольников».

Полезным и интересным запомнилось родителям собрание на тему: «Путешествие в страну математики», которая  сопровождалось выставкой игрового методического оборудования, наглядным материалом, представленным дидактическими  играми, сделанными своими руками. Также я организовала и провела для родителей практикум по использованию  развивающих и дидактических игр в домашних условиях. Такая  работа заслужила интерес и внимание родителей. Они стали активно участвовать  в пополнении математического центра группы, помогали в приобретении и изготовлении дидактических игр.

В математический центр  вошли: картотеки дидактических и развивающих игр; занимательные загадки-шутки;  наглядные пособия к играм; ребусы, , кроссворды, головоломки, лабиринты; пословицы, считалки, поговорки, физкультминутки с математическим содержанием.

Работу в центре занимательной математики провожу с учётом индивидуальных  возможностей и особенностей детей.

Следовательно, игра вошла в жизнь детей как  активное средство образования,  воспитания и развития не только в детском саду, но и в семье.

Результативность опыта

Результативность подтверждается  данными мониторинга, которые составлены  на начало и конец работы по теме инновационного опыта.

Данные мониторинга на начало реализации инновационного опыта: высокий показатель – 19 %, средний – 17%, низкий – 64%. Результаты мониторинга на конец реализации инновационного опыта: высокий показатель – 65%, средний – 35%, низкий – 0%.

Данные мониторинга  показывают, что использование занимательных развивающих  дидактических игр и упражнений  в НОД  и в режиме дня  благотворно влияют  на формирование  элементарных математических представлений детей и способствуют повышению уровня математического развития детей. Так, например, дидактические развивающие игры:

  • дают заряд положительных эмоций;
  • помогают детям закрепить и расширить полученные по математике знания;
  • способствуют проявлению  интереса к математике, проявлению  интереса к логическим  рассуждениям, проявлению  желания к умственной деятельности, развитию произвольного  внимания;
  • развивают  уверенность в себе, аргументированность в своих ответах;
  • способствуют лучшему  пониманию родителями  того, как и чем заниматься с ребенком.

Итак, я  уверена, что использование продуманной системы развивающих дидактических игр в в разных формах детской деятельности, позволяют детям в непринужденной форме овладеть  математическими знаниями  и умениями в соответствии  с программой, при этом  не перегружаясь  и не утомляясь.

Перспективы применения опыта в практике.

Я тесно сотрудничаю с педагогами ДОУ, района и республики. Регулярно выступаю на педагогических советах и участвую в семинарах, провожу открытые занятия,  разрабатываю и реализую проекты, провожу праздники и развлечения. И я рекомендую коллегам чаще использовать развивающие дидактические игры математической направленности в педагогическом процессе.

На основе представленного педагогического опыта «Дидактические развивающие  игры  как средство формирования  математических представлений дошкольников» были созданы такие развивающие игры как:  «Гeoкoнт», «Чудo-вocьмeркa», «Гeoвизoр» и другие.

Надеюсь,  мой педагогический опыт будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений ДОУ, района и республики, а также для родителей  дошкольников.

Литература

1. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском сада //Умственное воспитание дошкольника /Под редакцией. Н. Н. Поддьякова. – М., 1972.

2. Богуславская М., Е. О. Смирнова «Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста». - М. : Просвещение, 1994.

3. Гальперин П. Я., Георгиев Л. С. Формирование начальных математических понятий // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников : Хрестоматия. – СПб., 1994, 4.III/

4. Давайте поиграем! / Под редакцией А. А. Столяра. – М., 2004.

5. Данилова В. В. и др. Обучение математике в детском саду. – М., 1998.

6. Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников. – М., 1992.

7. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. Л. Г. Нисканен. – 2002.

8. Корнеева Г. А., Мусейибова Т. А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей. – М., 1989.

9. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребёнком – М, 1990.

10. Метлина Л. С. Математика в детском саду : Пособие. - М. : Просвещение,1994. – 256с.

11. Сербина Е. А. Математика для малышей. – М, 1992.

12. Сидорчук Т. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи / Т. Сидорчук. – Ульяновск: 1996. – 290 с.

13. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М., 2001.

14. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. – М. : Просвещение, 1976.

15. Фидлер М. Математика уже в детском саду. – М., 1981.

16. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. – М., 2002.

Приложение:

Конспект занятия НОД в подготовительной группе на тему: «Использование дидактических игр на занятии по развитию речи»

Автор: Хасанова И.В.

Задачи:

  • расширение представлений детей об окружающем мире;
  • обучение умению наблюдать и выделять характерные признаки в предметах и явлениях, сравнивать их по этим признакам; объединять предметы по группе признаков;
  • развитие способности устанавливать простейшие причинно-следственные связи между явлениями;
  • пополнение и активизация словаря, развитие речевого мышления, грамматически правильной речи, внимания и воображения;
  • вызвать у детей интерес к играм с предметами.

Воспитатель: (Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу):

Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх

Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать большой круг

Здравствуй, Земля! Плавно опустить руки на ковер

Здравствуй, планета Земля! Описать большой круг над головой

Здравствуй, наша большая семья!

Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.

Сегодня, ребята, мы с вами будем играть со словами. Это увлекательно и весело! Начинаем.

Игра № 1 «Собери пять»

Цель: научить относить единичные предметы к определенным тематическим группам. Ход игры. Для игры надо заготовить набор предметных картинок, состоящий из нескольких тематических групп (одежда, посуда, игрушки, мебель и т.д.) Играет несколько человек, по количеству тематических групп. Картинки лежат на столе изображениями вниз. Каждый берёт по одной картинке, называет её и родовое понятие, к какому относится данная картинка. Таким образом, устанавливается, какую группу будет собирать каждый участник. Если выбраны одинаковые группы, открывают ещё по одной картинке. Затем ведущий показывает играющим по одной картинке, а они должны просить себе ту или иную картинку: «Мне нужна кукла, потому что я собираю игрушки». Выигрывают тот, кто первый собрал свою группу картинок (количество картинок в каждой группе должно быть одинаковым, например, по шесть картинок)

Воспитатель: Молодцы! Отлично справились с заданием!

Игра № 2 «Наоборот»

Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу. Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч Воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (направо - налево, вверх-вниз, под - над, далеко - близко, высоко - низко, внутри - снаружи, дальше - ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий - близкий, верхний - нижний, правый - левый, завязать - развязать, намочить - высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.

Физминутка:

Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)

Игра № 3 «Чудесный мешочек»

Воспитатель: Перед вами «чудесный мешочек». Каждому участнику завязываем глаза, а в мешочек кладем несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку.

Игра № 4 «Мой, моя, мои»

Воспитатель: Дети. Перед вами корзина с различными предметами.  Вы должны разделить их по группам: в первую коробку сложить все предметы, отвечающие на вопрос «он мой», во вторую коробку сложить все предметы, отвечающие на вопрос «она моя», в третью коробку сложить все предметы, отвечающие на вопрос «они мои».

 

Физминутка.:

Вышли мышки
Вышли мышки как-то раз (Ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне.)
Поглядеть, который час. (Повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами.)
Раз, два, три, четыре (Хлопки над головой в ладоши.)
Мышки дернули за гири. (Руки вверх и приседание с опусканием рук "дернули за гири".)
Вдруг раздался страшный звон, (Хлопки перед собой.)
Убежали мышки вон. (Бег на месте или к своему месту.)

Воспитатель: Ребята, вы отлично справляетесь с заданиями!

Последнее задание самое сложное, будьте внимательны!

Игра № 5 «Из чего сделано?»

Поиграем с вами в разведчиков. Предлагаю всем детям пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов, и положить их так: металлические - положить на поднос, сделанный из металла, пластмассовые - на пластмассовый и т. д. (резина, металл, стекло, дерево, пластмасса)

В конце игры взрослый отмечает тех разведчиков, которые были наблюдательными, находчивыми, помогли товарищам найти нужный предмет.

Итог:

Воспитатель: Ребята, какое у нас было занятие? Что мы делали на занятии? В какие игры играли? Кто будет играть дома с родителями?

Все молодцы!

 

Литература:

  1. Касабуцкий, Н.И. Давай поиграем / Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелева, А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 2013.
  2. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы) / А.И. Сорокина. -- М.: Просвещение, 1982.
  3. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. -- М., 1982.

Консультация для родителей

«Дидактические игры в детском саду и дома»

   Чтобы детство наших детей было счастливым, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

   Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Все это называется сенсорным развитием ребенка. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. Дети 2-3 лет должны безошибочно осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету. В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения, позволяющие шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаниях. Дидактическая игра приобретает всё большее значение, однако в практике воспитания детей она ещё используется недостаточно. Между тем, наряду с использованием представлений о форме, цвете, величине и др., она составляет одну из основ умственного воспитания, всестороннего развития и формирования познавательных способностей ребёнка. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в детских учреждениях. Игра, как сказал В. А. Сухомлинский – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

     Организовывать дидактические игры нужно, чтобы дети эмоционально приобщались к смысловому содержанию игровых задач, вместе со взрослым учились ставить интересную воображаемую цель, искали способы и средства для её достижения. Игровые задачи вызывают интерес лишь в том случае, когда они опираются на личный опыт деятельности детей (знания, полученные в быту, на прогулке, на специально организованных занятиях, при просмотре иллюстраций книг и т. д.) В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами, игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности. Для детей младшей группы даются предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как дети этой группы еще не могут находить слабозаметные различия между предметами. К таким играм относятся: «Кукла Катя обедает.», «Кукла Катя собирается на прогулку», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Выбери предмет», «Посуда», «Третий лишний» и т.д. Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Самое простое задание в подборе картинок по парам – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, две машины и т.д. Затем задание немного усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Предметы изображенные на картинке, могут быть разные по форме и цвету, но их объединяет принадлежность к одному виду предметов. Подбор картинок по общему признаку (классификация). «Что растет в лесу (саду, огороде)». Запоминание состава, количества и расположения картинок: «Отгадай, какую картинку спрятали», «Что изменилось?». Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший карточку, внимательно её рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, петуха, лягушки и др.) Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В младшем возрасте игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. К таким играм относятся: «Угадай, кто позвал», «Игры с пальчиками», «Идет коза рогатая», «Петушок», «Птицы и автомобиль», «Солнечные зайчики», «Еду-еду» и др.