Творческое проектирование на уроках технологии
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования, этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках технологии. Проектирование как особый вид активности основано на природном умении человека мысленно создавать модели. Выполнение творческих проектов способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в проектной деятельности, предоставляет им новые возможности совершенствования профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, что в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения. Чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности. В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет назад переживает второе рождение. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная работа учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_organizatsii_raboty_nad_tvorcheskimi_proektami_po_tehnologii.docx | 42.89 КБ |
kriterii_otsenki_proektnyh_rabot.docx | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАД ТВОРЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Основные правила организации работы над творческими проектами разработаны в соответствии с программами образовательной области «Технология».
Под проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работа, выполненная учащимся под руководством учителя.
Работа над проектом включает в себя:
– составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода выполнения проекта;
– элементы деятельности по маркетингу (изучение спроса и предложения);
– конструирование изделия;
– технологическое планирование;
– наладка оборудования;
– изготовление изделий и их реализация.
В задачу проектирования входит также экономическая и экологическая оценка выполняемых работ.
Результаты проектной деятельности должны поэтапно фиксироваться в виде описания и обоснования выбора цели деятельности с учетом экономического, экологического и социального аспектов, эскизов и чертежей, технологических карт, планов наладки оборудования, а также изделия, готового к внедрению, или конкретного решения поставленной проблемы. По совокупности всех этих рабочих и уточненных материалов и готового решения или изделия оценивается уровень общетрудовой подготовки школьников.
Тематика проектных заданий должна охватывать по возможности более широкий круг вопросов школьной программы по трудовому обучению, быть актуальной для практической жизни и требовать привлечения знаний учащихся из разных областей с целью развития их творческого мышления, исследовательских навыков, умения интегрировать знания. Далеко не каждый проект может соответствовать целям и задачам курса «Технология», хотя на первый взгляд тема проекта может казаться интересной и практически значимой.
В тематике проектных заданий следует учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность учащихся при выполнении проекта.
Окончательный выбор темы проекта остается за учителем. Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, учитель имеет возможность максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждой группы учащихся.
Количество участников при выполнении проекта в зависимости от его сложности может быть различным: от одного (индивидуальный проект) или нескольких учащихся одного класса до больших творческих коллективов, включающих в себя учащихся разных классов и возрастов (день рождения, юбилей школы, организация питания в походе и т. п.), близлежащих школ и других организаций (праздник района, города, национальный праздник, вопросы экологии района, области и т. п.).
Организуя творческие группы, учителю следует оптимизировать число учащихся в них таким образом, чтобы суммарное количество выполняемых проектов было не слишком большим, иначе он не сможет осуществить качественный контроль над их выполнением.
Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке, тем самым закладываются возможности для общения детей и родителей. В повседневных совместных делах рождаются взаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности, формируются новые и возвращаются утраченные духовные ценности.
Сроки выполнения проектов в большей степени зависят от содержания, целей и задач проекта и могут меняться от 3–4 недель до года. При длительном выполнении проекта необходимо наметить определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе. Проект, выполняемый в течение года, позволяет создать дополнительную заинтересованность школьников в получении знаний, необходимых для его выполнения.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Работа над творческим проектом проводится поэтапно. Исследователь Н. В. Матяш* выделил три основных этапа: организационно-подготовительный, технологический и обобщающий (см. табл. 1).
Таблица 1
Этапы выполнения творческого проекта
№ п/п | Название подэтапа | Содержание подэтапа | |
I. Организационно-подготовительный этап | |||
1 | Поиск проблемы | Учащиеся слушают учителя, анализируют услышанное. Учитель ставит перед ними проблему, предлагает банк проектов, раскрывает требования к ним, технологии их выполнения и критерии оценивания | |
2 | Осознание проблемной области | Учащиеся из предложенных учителем проблем выбирают одну, наиболее актуальную. Учитель выступает в роли консультанта | |
3 | Выявление конкретной потребности. Первое мини-исследование | Опираясь на собственные знания и обобщая информацию различных источников (банк данных и предложений, книги, журналы, газеты, телеинформацию, справочники), учащиеся исследуют потребности в определенных изделиях и услугах, проводят маркетинговое мини-исследование. Учитель – наблюдатель, консультант, советчик | |
4 | Установление основных параметров и ограничений | Учащиеся определяют основные параметры (размеры, мощность, функции) и ограничения предполагаемого изделия, диктуемые обстоятельствами. Учитель делает уточнения | |
5 | Определение конкретной задачи и ее формулировка | Учащиеся формулируют конкретную задачу исследования, определяют тему проекта. Учитель помогает уточнить формулировку | |
6 | Выявление традиций, истории, тенденций. Второе мини-исследование | Учащиеся изучают историю проекта, конспектируют, рисуют, чертят, генерируют идеи. Учитель помогает подобрать необходимую литературу, оказывает помощь | |
7 | Построение «звездочки обдумывания». Третье мини- исследование | Учащиеся на листе бумаги составляют схематический перечень проблем для решения: материалы, инструменты, модель, размеры, форма, стиль, дизайн. Учитель проверяет, уточняет, советует | |
8 | Выработка идей, вариантов, альтернатив. Четвертое мини-исследование | Учащиеся на листе бумаги «набрасывают» возникшие идеи, записывают их в виде фраз, отдельных слов, картинок, эскизов. Учитель уточняет, советует, предлагает дополнительную литературу | |
9 | Анализ и синтез идеи. Выбор оптимального варианта. Пятое мини-исследование | Учащиеся выбирают из многих вариантов подходящее решение, разрабатывают рабочий эскиз модели с его описанием. Учитель наблюдает, консультирует, обобщает | |
10 | Выбор материала. Построение «звездочки обдумы- | Учащиеся определяют и записывают несколько наименований материалов, выбирают наиболее подходящие Учитель консультирует, обобщает | |
11 | Выбор инструмента, оборудования | Учащиеся определяют и записывают перечень необходимых инструментов и оборудования. Учитель консультирует, обобщает | |
12 | Разработка технологического процесса | Учащиеся выбирают и анализируют рациональную технологию, составляют технологические карты, чертежи, эскизы, конструируют и моделируют, определяют режимы работы и затраты времени, уточняют критерии контроля. Учитель наблюдает, консультирует, обобщает | |
13 | Организация рабочего места | Учащиеся подбирают и размещают на рабочем месте материалы, инструменты, приспособления, проверяют освещенность, проветриваемость помещений в соответствии с санитарными нормами. Учитель оказывает помощь | |
14 | Экономическое | Учащиеся подсчитывают себестоимость изделия или услуги, проводят экологическую экспертизу изготавливаемого изделия. Учитель оказывает помощь, контролирует процесс | |
15 | Контроль качества | Учащиеся уточняют критерии проверки и оценки качества творческого проекта. Учитель проверяет, обобщает результаты | |
II. Технологический этап | |||
16 | Выполнение | Учащиеся подбирают режимы обработки, осуществляют контроль качества обработки деталей, самоконтроль, вносят изменения в технологический процесс, корректируют последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки, соблюдение технологической и трудовой дисциплины, контролируют организацию рабочего места | |
III. Обобщающий этап | |||
17 | Коррекция | Учащиеся сравнивают выполненный проект с задуманным, устанавливают и устраняют недочеты | |
18 | Контроль, испытание | Учащиеся осуществляют контроль и коррекцию параметров изделия, проводят его испытание. Учитель наблюдает, консультирует | |
19 | Записки, реклама | Учащиеся готовят рекламу, торговый знак изделия, предлагают способы реализации изделия. Учитель консультирует, советует | |
20 | Оформление | Учащиеся оформляют проект в соответствии с установленными требованиями. Учитель консультирует, помогает | |
21 | Самооценка | Учащиеся анализируют достоинства и недостатки проекта, оценивают результаты и перспективы производства. Учитель наблюдает, консультирует | |
22 | Защита проекта | Учащиеся готовят и делают доклады, иллюстрации, отвечают на вопросы. Учитель слушает и участвует в оценке проекта |
* Матяш Н. В. Проектный метод обучения в системе технологического образования // Педагогика. 2000. № 4. С. 38–43.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОФОРМЛЕНИЮ
ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА
К оформлению творческих проектов учащихся предъявляются определенные требования, самый подробный перечень которых предложил учитель технологии МУК № 1 г. Москвы О. М. Сафрис*.
Подготовка и оформление пояснительной записки к проекту по технологии обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. В качестве последней выступают конкретное изделие, макет, модель, видеофильм, компьютерная разработка и т. п., а теоретической является пояснительная записка. Разумеется, при их использовании необходимо учитывать возрастные возможности учащихся, и в этом смысле пояснительная записка к проекту пятиклассника по содержанию будет существенно отличаться от пояснительной записки, выполненной старшеклассником.
Пояснительная записка включает: титульный лист, оглавление, введение, главы основной части, заключение, список используемой литературы и приложения.
Титульный лист является первой страницей пояснительной записки и заполняется по определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова «тема» и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным – соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие. Далее указываются фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта.
В нижнем поле указываются место и год выполнения работы (без слова «год»).
Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заголовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Во введении к работе обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем состоит его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических). Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы.
Актуальность – обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.
От формулировки цели проекта необходимо перейти к указанию конкретных задач, которые предстоит решать в соответствии с ней. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить… и т. п.).
В первой главе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литературы и других материалов по теме.
В следующей главе (поисковой) необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте. Важно дать объективную оценку каждому из предлагаемых вариантов, при этом можно воспользоваться рядом определенных критериев. Иногда поисковую часть дополняют клаузурой – это сравнительно большой лист бумаги, на котором представлен свободными рисунками, а также прорисовками частей, деталей, элементов образ будущего изделия в целом. Лист должен иметь законченную композицию и выразительность, допускает надписи, выделения цветом, даже наложение изображений, «рентгеновские рисунки». В результате определяются одно или несколько предложений, которые предполагается разрабатывать.
В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки. Приводим варианты ее оформления.
Технологическая карта
I вариант
№ п/п | Описание операции | Графическое изображение | Оборудование, станки, инструменты, приспособления |
Технологическая карта
II вариант
№ п/п | Название операции | Эскиз | Описание операции | Инструменты, приспособления |
Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценки проекта. В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Здесь же представляются проект рекламы и маркетинговое исследование. Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличие рынка сбыта. Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение проектанта сжато, логично и аргументированно излагать материал, оформление которого должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.
Пояснительная записка завершается заключением. В нем последовательно излагаются полученные результаты и определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка учащимся проделанной им работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решить.
После заключения принято помещать список используемой литературы. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список работы, которые фактически не были использованы.
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. По содержанию и форме приложения очень разнообразны. Они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т. д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.
Пояснительная записка выполняется рукописным, машинописным способом или с помощью компьютера на одной стороне листа белой бумаги (желательно формата А4: 210 × 297) через полтора-два межстрочных интервала с числом строк на странице не более 40. В каждой строке должно быть не более 60–65 знаков с учетом пробелов между словами. Минимальная высота шрифта – 1,8 мм. Текст следует писать или печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – не менее 30 мм; правое – не менее 10 мм; верхнее – не менее 15 мм; нижнее – не менее 20 мм.
Вставка в текст отдельных слов, формул, основных знаков осуществляется чернилами, тушью, пастой только черного цвета, при этом плотность вставок должна быть приближена к плотности основного текста. Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или забеливанием с нанесением на то же место исправленного текста машинописным или рукописным способом.
Заголовки структурных частей работы: «Оглавление», «Введение», «Глава …», «Выводы», «Самооценка», «Список используемой литературы», «Приложения» – печатаются прописными буквами симметрично тексту.
Заголовки разделов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной) с абзаца. Точку в конце их не ставят. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой. Заголовки и подзаголовки приводят в форме именительного падежа единственного и (реже) множественного числа.
Заголовки рубрик могут начинаться как с прописной, так и со строчной буквы, подзаголовки – только со строчной (если это, конечно, не имена собственные). Окончания рубрик знаками препинания не фиксируются.
Заголовок главы, параграфа не должен быть последней строкой на странице.
Расстояние между заголовком (за исключением заголовка пункта) и текстом должно быть равно 3–4 интервалам.
Каждую структурную часть работы следует начинать с нового листа.
Иллюстрировать пояснительную записку необходимо исходя из определенного общего замысла по тщательно продуманному плану, что поможет предупредить неоправданные пропуски иллюстраций и избавиться от случайных рисунков. Все иллюстрации в проекте должны быть пронумерованы. Нумерация их обычно бывает сквозной, то есть через всю работу. Если иллюстрация в проекте единственная, то она не нумеруется.
В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содержащие их порядковые номера (рис. 1, рис. 2 и т. д.).
Каждую иллюстрацию необходимо снабдить подрисуночной подписью, которая должна соответствовать ее содержанию и основному тексту.
Подпись под иллюстрацией обычно имеет четыре основных элемента: наименование графического сюжета, обозначаемого сокращенным словом «Рис.»; порядковый номер, который указывается без знака номера арабской цифрой; тематический заголовок, содержащий текст с краткой характеристикой изображаемого; экспликацию, которая строится так: детали сюжета обозначают цифрами, затем их выносят в подпись, сопровождая текстом.
Чертеж – основной вид иллюстраций в проектных работах. Он используется, когда надо максимально точно изобразить конструкцию машины, механизма или их части, и должен быть выполнен в точном соответствии с правилами черчения и требованиями ЕСКД. Чертеж в пояснительной записке – это прежде всего иллюстрация, которую по сравнению с рабочим чертежом значительно упрощают, избавляясь от всего, что не требуется для главного – понимания конструкции объекта либо характера его действия или устройства. Названия узлов и деталей на таком чертеже обычно не пишут. Если по содержанию текста требуется указать отдельные детали, то они нумеруются на чертеже арабскими цифрами (слева направо по часовой стрелке). Расшифровку этих цифр (позиций) дают либо в тексте по ходу изложения, либо в подписи под чертежом.
Технический рисунок используется, когда нужно изобразить предмет таким, каким мы его зрительно воспринимаем, без лишних деталей и подробностей. Такие рисунки выполняются, как правило, в аксонометрической проекции с указанием точных размеров. Они позволяют выделить основные части изображаемого, показать механизм или его деталь в разрезе.
Фотография – достоверное средство наглядной передачи действительности. Она используется тогда, когда необходимо с документальной точностью изобразить предмет или явление со всеми его индивидуальными особенностями. Во многих случаях фотография – это не только иллюстрация, но и научный документ (изображение ландшафта, вида растения, животного, расположение объектов наблюдения и т. п.).
Схема – это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, сооружения или процесса и показывающее взаимосвязь их главных элементов.
Диаграмма – один из способов графического изображения зависимости между величинами. В соответствии с формой построения различают диаграммы плоскостные, линейные и объемные. Наибольшее распространение получили линейные диаграммы, а из плоскостных – столбиковые (ленточные) и секторные.
Для построения линейных диаграмм обычно используют координатное поле. По оси абсцисс в выбранном масштабе откладываются время или факториальные (независимые) признаки, на оси ординат – показатели на определенный момент, период времени или размеры результативного независимого признака. Точки пересечения соединяются отрезками, в результате чего получается ломаная линия. На линейные диаграммы одновременно можно наносить ряд показателей.
На столбиковых (ленточных) диаграммах данные изображаются в виде прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины, расположенных вертикально или горизонтально. Длина (высота) прямоугольников пропорциональна изображаемым ими величинам. При вертикальном расположении прямоугольников диаграмма называется столбиковой, а при горизонтальном – ленточной.
Секторная диаграмма представляет собой круг, разделенный на секторы, величины которых пропорциональны величинам частей отображаемого объекта или явления.
Результаты обработки числовых данных можно дать в виде графиков, то есть условных изображений величин и их соотношений через геометрические фигуры, точки и линии. Графики используются как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала.
Кроме геометрического образа график должен содержать ряд вспомогательных элементов: общий заголовок; словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа; оси координат, шкалу с масштабами и числовые сетки; числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на график показателей.
Оси абсцисс и ординат графика вычерчиваются сплошными линиями. На концах координатных осей стрелок не ставят. В некоторых случаях графики снабжаются координатной сеткой, соответствующей масштабу шкал по осям абсцисс и ординат. По осям координат должны быть указаны условные обозначения (в буквенном виде) и размерности отложенных величин в принятых сокращениях. Надписи, относящиеся к кривым и точкам, оставляют только в тех случаях, когда их немного и они являются краткими. Многословные надписи заменяют цифрами, а расшифровку приводят в подрисуночной подписи.
Если кривая, изображенная на графике, занимает небольшое пространство, то для экономии места числовые деления на осях координат можно начинать не с нуля, а ограничивать теми значениями, в пределах которых рассматривается данная функциональная зависимость.
Работа над проектом, как и всякое творчество, требует определенной степени свободы. Поэтому автор вправе изменять последовательность изложения материала, не включать отдельные разделы из рекомендуемого перечня или добавлять то, что, по его мнению, может улучшить качество работы.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Исследователи Ю. Л. Хотунцев, В. Д. Симоненко, О. А. Кожина, Б. И. Орлов* предлагают следующие возможные критерии оценки творческого проекта:
1. Конструктивные критерии:
а) прочность, надежность;
б) тяжесть, распределение массы;
в) удобство использования;
г) соответствие конструкции назначению изделия.
2. Технологические критерии:
а) количество используемых деталей, использование стандартных деталей;
б) оригинальность применения и сочетания материалов, их дефицитность и долговечность, расход материалов;
в) стандартность технологии, необходимое оборудование;
г) сложность и объем выполненных работ;
д) расход энергии при производстве.
3. Экологические критерии:
а) загрязнение окружающей среды при производстве;
б) возможность использования отходов производства;
в) возможность повторного использования деталей изделия по окончании срока службы.
4. Эстетические критерии:
а) оригинальность формы;
б) композиционная завершенность;
в) использование традиций национальной художественной культуры;
г) цветовое решение;
д) стиль.
5. Экономические и маркетинговые критерии:
а) потребность в данном изделии на рынке;
б) возможность массового производства;
в) себестоимость проекта;
г) уровень продажной цены;
д) целесообразный вид рекламы.
Критерии оценивания выполненных проектов, предложенные П. С. Лернером**:
1. Аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.
2. Объем и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, материальное воплощение проекта.
3. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, использование литературы.
4. Оригинальность темы, подходов, найденных решений, аргументации материального воплощения и представления проекта.
5. Качество записи: оформление, соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков.
6. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов, аргументированность, убедительность и убежденность.
7. Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи.
8. Педагогическая ориентация: культура речи, использование наглядных средств, чувство времени, импровизированное начало, удержание внимание аудитории.
9. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон проекта.
10. Деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность.
Итоговая оценка за проект выставляется с учетом текущих оценок на этапах осознания проблемы, выдвижения идей, проектирования, конструирования и моделирования, изготовления, качества изделия и его защиты.
А. К. Бешенков, А. В. Бычков, В. М. Казакевич, С. Э. Маркуцкая*** предлагают оценить выполненный проект с помощью следующей таблицы.
Таблица
Критерии оценивания творческого проекта
№ п/п | Критерий | Оценка учителя (А) | Средняя оценка одноклассников (В) | Самооценка автора проекта (С) | Итоговая оценка Д = (А + В + |
1 | Соответствие содержания доклада о проделанной проектной работе | ||||
2 | Умение объяснять научные основы проекта, самостоятельность его выполнения | ||||
3 | Качество проектного | ||||
4 | Практическое использование проектного изделия | ||||
5 | Качество записей и наглядных материалов | ||||
6 | Использование знаний | ||||
7 | Ответы на вопросы | ||||
8 | Полнота знаний по трудовому обучению | ||||
9 | Оригинальность решения проекта | ||||
10 | Культура речи | ||||
Итого: |
В таблицу преподавателем, одноклассниками и автором проекта выставляются оценки по десятибалльной шкале (от 1 до 10). Оценка «отлично» может быть поставлена, если набрано от 85 до 100 баллов, «хорошо» – от 70 до 84 баллов, «удовлетворительно» – от 69 до 45 баллов. Если набрано менее 45 баллов, выставляется оценка «неудовлетворительно».
Выполненный проект должен оцениваться тремя экспертами: самим учащимся или группой (самооценка), учителем и одноклассниками. Таким образом, выставляются три оценки и высчитывается среднеарифметическая величина.
Среди примерных параметров внешней оценки проекта предлагаются:
– значимость и актуальность выдвинутых проблем и предлагаемых решений, адекватность их изучаемой тематике;
– реальность, практическая направленность и значимость работы;
– корректность используемых методов исследования и обработки полученных результатов;
– необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
– соответствие содержания целям, задачам и теме проекта; логичность и последовательность изложения;
– четкость формулировок, обобщений, выводов;
– аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов;
– стилистическая и языковая культура изложения;
– полнота библиографии;
– наличие собственных взглядов на проблему и выводов;
– активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
– характер общения и взаимопомощи участников в ходе выполнения проекта;
– доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения; авторство;
– умение отвечать на вопросы оппонентов, корректность в дискуссии; перспектива доработки (потенциал);
– эстетичность оформления результатов выполненного проекта, качество эскизов, схем, рисунков;
– соответствие оформления проекта стандартным требованиям.
Критериями оценки защиты проекта могут быть:
– качество доклада;
– композиция, полнота представления работы, подходов, результатов;
– его объем; объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи;
– культура речи;
– чувство времени;
– использование наглядных средств;
– умение удерживать внимание аудитории;
– умение отвечать на вопросы (полнота, аргументированность, корректность в дискуссии), готовность к дискуссии;
– доброжелательность, контактность.
Предварительный просмотр:
По материалам обучающих телекоммуникационных проектов – конкурсов
«Компетентностно-ориентированный урок» «Урок в условиях ФГОС»
Критерии оценки проектных работ обучающихся 5 - 8 классов
1. | Тип работы, актуальность поставленной задачи | |
– работа не актуальна, т.е. реферативная. | 1 | |
– работа содержит исследования | 2 | |
– работа актуальна, содержит исследования и выводы | 3 | |
2 | Оригинальность подхода в выборе тематики проекта. | |
– традиционная тематика, нет творческого подхода. | 1 | |
– работа на творчестве и идеях автора. | 2 | |
3 | Структура работы. Соответствие установленным требованиям: введение, постановка цели, гипотезы, задач, описание исследовательского аппарата, результаты, выводы, использованная литература, приложения. | |
– в работе плохо просматривается структура | 1 | |
– в работе отсутствует один или несколько основных разделов. | 2 | |
– работа структурирована в соответствии с требованиями, оформлена в соответствии с требованиями. | 3 | |
4 | Анализ литературных источников по теме | |
– анализ литературы отсутствует | 0 | |
– анализ литературы имеется, без ссылок на изученные источники | 1 | |
– приведены сведения из 1-3 литературных источников со ссылками на них | 2 | |
– приведены сведения из 5 и более литературных источников со ссылками на них | 3 | |
5 | Использование ЗУН вне школьной программы | |
– в работе использованы ЗУНы полученные на уроках | 1 | |
– при выполнении работы использованы ЗУНы полученные вне уроков | 2 | |
– при выполнении работы использованы ЗУНы полученные и на уроках и во внеурочной деятельности, создание собственных разработок, сочетание технологий и материалов | 3 | |
6 | Практическая значимость | |
– результаты проекта могут быть использованы в учебных целях | 1 | |
– результаты проекта оригинальны и могут участвовать во внутри школьных конкурсах | 2 | |
- работа уже используется в учебном учреждении (есть справка о внедрении) | 3 | |
– работа может участвовать в конкурсах на муниципальном уровне (техническое творчество). | 4 | |
– работа актуальна, оригинальна, практически значима, может участвовать в конкурсах на региональном и международном уровнях | 5 | |
7 | Владение автором научным и специальным аппаратом | |
– автор не владеет технологической терминологией по теме | 0 | |
– автор владеет технологической терминологией по теме | 1 | |
8 | Соответствие содержания работы сформулированной теме, цели, гипотезе и поставленным задачам исследования | |
– не соответствует | 0 | |
– частично соответствует | 1 | |
– полностью соответствует | 2 | |
9 | Аргументированность выводов | |
– полученные результаты( выводы) не аргументированы исследованиями ( логикой, статистикой и т .п.). | 1 | |
– полученные результаты(выводы) аргументированы исследованими | 2 | |
10 | Качество оформления работы (соответствие техническим требованиям) | |
– не соответствует | 0 | |
– частично соответствует | 1 | |
– полностью соответствует | 2 | |
13 | Качество презентации и ответы на вопросы | |
- не может четко объяснить суть работы, ответить на вопросы (не понимает то, что презентует) | 0 | |
- видно, что понимает то, что презентует, но не может четко объяснить суть работы и ответить на вопросы | 1 | |
- презентует связно, однако не может ответить на большинство вопросов | 2 | |
- презентует связно, хорошо отвечает на большинство вопросов | 3 | |
- презентует связно, логично, хорошо отвечает на большинство вопросов, дополнительно использует иллюстративные средства (плакаты, слайды и т.п.) | 4 | |
- презентует легко владея материалом, доступно, логично, интересно используя иллюстративные средства | 5 | |
Итого высший балл | 31 |