Мысли вслух
Всем о чем думаю и о том, что у меня получается , делюсь с коллегами на семинарах разного уровня
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сегодня мне хочется обратиться к вопросу олимпиадного движения. Кто они участники, а главное победители и призеры муниципальных олимпиад? Считаю, что это ребята увлеченные предметом, получающие удовольствие от решения расчетных и экспериментальных задач. Время идет вперед и ребятам уже мало того, что раз в год мы участвуем в олимпиаде, именно эти ребята стали работать с нами над исследовательскими проектами и здесь тоже являются как минимум призерами.
И вдруг однажды я поняла, что исследовательские проекты стали подменять собой олимпиады, у меня вдруг уменьшилось число призеров, а мне хотелось, чтобы мои учащиеся почувствовали красоту решения задач. Пришлось искать пути выхода из сложившей ситуации. Стала использовать участие ребят в дистанционных олимпиадах. В 2011 году моя ученица стала победителем предметной недели на «Эйдосе». Среди мероприятий, в которых мы здесь участвовали, ей до сих пор помнится, как мы готовили материал в конкурсах «Мой самый запомнившийся опыт» и «Открытие, достойное Шнобелевской премии» и не слово о том, как решали….
Помощь пришла со стороны портала «Сеть творческих учителей» сообщество «Химоза». В январе 2011 года, в момент морозов и карантина в творческой группе «Подготовка к ЕГЭ» начал работу мастер-класс под руководством учителя из Волгограда Денисовой Виктории Георгиевны «Химические свойства веществ в заданиях ЕГЭ». Мастер-класс работал для учителей, но в виду того, что наши дети бездействовали, а заявивших о сдаче химии было много, я посредством электронной почты связалась с ребятами и мы стали участниками мастер-класса. Работа строилась таким образом: в понедельник объяснения и 20 заданий на эту тему, до понедельника и опять объяснения и снова задания. Так мы отработали 7 недель в итоге балл ЕГЭ от 65 до 72. Но отработав ребята не получили своих оценок, она были транслированы через меня, это несколько понижало интерес. В сентябре 2011 года там же начал работу мастер-класс «Решаем вместе» необходима регистрация команды. Сентябрь-октябрь это время интенсивной подготовки учащихся к выступлению в предметных олимпиадах. И снова объяснения, задания на неделю. Объяснения разбирали сообща, решали индивидуально, решенные задания учащихся я получала от ребят сканированные по электронной почте, кто не имел такой возможности, помогала сама. Не все выдержали марафон, но тот, у кого это получилось стали почти призерами районной олимпиады. Почему «почти», да потому что баллов не набрали до получения даже статуса призер никто в районе, а мои среди всех участников оказались лучшими в 8, 9 и 10 классе. А от портала получили командный диплом участия.
В этом году данный мастер-класс работал в более мягком режиме, задания давались на месяц, и индивидуальные дипломы получили все участники, но к сожалению, я отсутствовала в школе в весь сентябрь, потом наверстывала упущенное и опоздала на мастер-класс, материал собрала, думаю продолжить работу с детьми сама, ведь как известно, на результат мы работаем в течение всего года, индивидуально и постепенно.
А сейчас мне приятно, что я вижу ребят, способных решать и получать от этого удовольствие, надеюсь, что время застоя прошло и я снова услышу от девятиклассника восторженное «А я решил задачу из учебника 11 класса!»
Это и все чем бы мне хотелось поделиться с участниками круглого стола. Все материалы находятся в свободном доступе в библиотеке сообщества «Химоза» на портале «Сеть творческих учителей».
Предварительный просмотр:
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ДОСТИЖЕНИЮ ПРЕДМЕТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОМ ХИМИЯ
МКОУ «СОШ №5 города Ершова Саратовской области» Тихонова Елена Александровна учитель химии высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель РФ
Новый образовательный стандарт, одной из его особенностей является введение обязательной внеурочной деятельности. Считаю, что грамотно организованная внеурочная деятельность способна решить новые задачи воспитания и социализации учащихся, поставленные сегодня перед школой.
Проектная деятельность - этот предмет занял свое место в сетке расписания наших пятиклассников. Работа над проектом должна гармонично дополнить классно-урочную деятельность и позволить получить личностные, предметные и метапредметные результаты образования в условиях не ограниченных рамками урока. Важно так спланировать деятельность учащихся, чтобы начиная от выбора темы проекта до получения результата, все было направлено на развитие универсальных учебных действий. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли.
К программе данного курса пришла от занятий химического кружка «Мир вокруг нас», где мы исследовали предметы, окружающие нас. Одна из тем «Кусочек школьного мела». Какой восторг я увидела в глазах детей, в момент работы! Это стало темой проекта на районную ученическую конференцию. Мы, используя, ИНТЕРНЕТ, возможности школьной лаборатории, выяснили состав кусочка мела, где его производят, познакомились с месторождениями мела на территории области. Самым «сказочным» оказался процесс самостоятельного формования кусочка мела…, каждый работал индивидуально и в группе. Мне хотелось донести это состояние до многих. Каждый год, выбирая рекомендованный министерством Саратовской области курс «Мир смесей», я вносила в него коррективом данную тему. И теперь вот уже четыре выпуска детей с восторгом вспоминают свою работу. Так родился курс, где ведущей стала мысль от практики к теории, через самостоятельную деятельность учащихся. В рамках курса учу ребят работать в группах переменного состава: формулировать цель, планировать деятельность при этом решаем расчетные задачи, ищем ответы на вопросы: какие вещества лучше использовать, в каком количестве необходимо их взять?
Пояснительная записка
Предлагаемый 12-часовой курс, рассчитан на занятие с учащимися 8 – 9 класса. Сроки проведения курса не регламентированы.
Курс направлен на развитие личности учащегося при формировании универсальных учебных действий с учетом возрастных особенностей.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий инициирующих ученическое действие.
Выбор темы обусловлен тем, что в учебной программе не достаточно выделено времени на решение задач, связанных с повседневной жизнью учащихся и доступностью материала для исследования.
Основные цели курса:
- создание мотивации на выбор профиля, связанного с изучением химии;
- совершенствование техники решения расчетных задач;
- развитие мышления учащихся, их интеллектуальных и творческих способностей;
- обучение применению знаний и умений в процессе разрешения новых ситуаций;
- воспитание личности ученика в процессе деятельности, развитие у него самостоятельности и способности к самоорганизации.
В процессе освоения программы курса учащиеся:
- учатся ставить цели своей деятельности;
- научатся составлять план решения расчетных задач, связанных с расчетом массовой и объемной доли в растворе, в смеси;
- овладеют творческими, исследовательскими методами;
- смогут рационально планировать свою учебную деятельность;
- работая, получать результат;
- будут готовы к сдаче экзамена по химии.
Программа курса
Курс состоит из четырех частей.
Первая часть направлена на знакомство учащихся с одним из самых главных атрибутов урока – кусочком школьного мела. Она включает в себя два занятия. В процессе знакомства учащиеся учатся ставить цели поиска при работе в ИНТЕРНЕТ, выбирать главное, анализировать найденную информацию. Узнают о применении мела в быту и промышленности, о производителях школьных мелков, месторождениях мела в Саратовской области. Учащимся предлагается дома подготовить компьютерную презентацию на одну из тем. Данные презентации будут основой для беседы на следующем занятии.
Во второй части при активном участии ребят строится план доказательства не простого состава школьного мелка. Идет составление плана качественного анализа на ионы кальция, карбонат ионы, сульфат ионы и т.д. Решаются качественные задачи на присутствие данных ионов в объекте. Для определения количественного состава используют несколько вариантов решения данной проблемы. Планируем работу с классом так, чтобы все варианты были использованы разными группами. После получения данных эксперимента учащиеся учатся составлять план решения расчетных задач, связанных с понятием массовой и объемной доли в растворе в смеси. Решению задач на данные темы выделяют отдельное занятие (при этом необходимо использовать и задачи повышенной трудности).
Третья часть это работа на энтузиазме и творчестве, приготовление и непосредственное формование белого мела. Отдельное занятие посвящается красителям, в качестве домашней работы предлагается создание компьютерной презентации по темам «Красители». Выяснить оптимальный краситель поможет только экспериментальная работа.
Четвертая часть посвящена подведению итога работы. Итог может быть выражен созданием электронной газеты, буклета и т.д. с обязательным публичным выступлением перед учащимися своей школы.
Тематическое планирование
№п/п | Наименование темы | Всего часов | Из них практические работы | Образовательный продукт |
1. | Неизвестное об известном кусочке мела | 2 | 1 | компьютерная презентация |
2. | Что там внутри | 3 | 2 | отчет по работе, красочно оформленные решенные и составленные задачи практического содержания. |
3. | Своими руками | 5 | 3 | кусочек белого и цветного мела, компьютерная презентация |
4. | Что получили, чему научились | 2 | 1 | электронная газета, буклет, публичное выступление |
ИТОГО: | 12 | 7 |
Темы проектов, реализуемых в ходе курса:
- Состав школьного мелка»,
- «Технологические процессы при изготовлении школьного мелка на предприятии»,
- «Из истории школьного мела»,
- «Месторождения писчего мела на территории области»,
- «Использование мела в быту, промышленности, строительстве»,
- «Красители в производстве»,
- «Природные красители»,
- «Красители в пищевой промышленности»
Литература
П.А.Ожеговский, Н.А.Титов, Е.В.Сухорукова, Э.Е.Нифантьев Кружковые занятия по изготовлению школьных мелков //Химия в школе, №5, 1991
Предварительный просмотр:
ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ХИМИЯ
Тихонова Е.А., учитель химии
МОУ «СОШ поселка Учебный
Ершовского района, Саратовской области»,
Заслуженный учитель РФ
Совсем недавно лишь учителя-энтузиасты своего дела. Занимались с учащимися проектной деятельностью. Время идет вперед… Значение проектной и исследовательской деятельности при реализации ФГОС ОО повышается. Это связано с условиями новой реальности, где не остается места для человека, не способного к постоянному самостоятельному развитию профессиональных и социальных компетентностей. Современный работник любой сферы производства вынужден постоянно перерабатывать совершенно новую для себя информацию, принимать нестандартные решения, уметь эти решения обосновать и защитить.
Здесь я оговорюсь, что далее будем говорить только о проектной деятельности, заметив, что исследовательская деятельность учащихся высшее проявление проектной, но не является синонимом предыдущего понятия.
В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.
Учебный проект, с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности.
Учебный проект, с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности учащихся:
- Умение поставить перед собой реальную цель;
- Умение планировать свою работу;
- Умение проводить исследования, владеть практическими навыками;
- Умение проанализировать, оформить и изложить результаты;
- Умение объективно оценить свою работу.
Согласно перечисленному в школе, должны быть созданы условия для формирования у каждого ребенка данных умений вне зависимости от их способностей. Школы по-разному решают этот вопрос, в нашей школе «Основы проектирования» вынесены во внеурочную деятельность, которая, как известно, является обязательным элементом учебного плана школы при переходе на ФГОС ОО.
Предлагаю макет тематического планирования, которое может быть использовано в качестве основы, для создания курса внеурочной деятельности «Основы проектирования», последовательность тем и количество часов можно менять в зависимости от заинтересованности и активности детей. Начинаем работу с группового проекта(обучаем), далее индивидуальные проекты(закрепляем, совершенствуем)
Тематическое планирование курса
№ п/п | Тема занятий | Кол-во | Пояснения |
1 | Введение: способы познания мира. | 1 | Три способа познания мира: искусство, религия, наука. Особенности научного метода исследования. В ходе анкетирования и беседы выясняю знания о видах проектов, этапах работы над проектом, способах защиты проекта. |
2 | Что такое проект? | 1 - 2 | Для наглядности, показываю проекты прошлых лет. Предлагаю зарегистрироваться на портале «Глобаллаб» и принять участие в проектах портала, в одном группой, в другом индивидуально. Проекты портала имеют интересные гипотезы, формы работы, охват участников. |
3 | Выбор темы первоначального исследования для всей группы | 2 | Поиск проблемы, которая всех интересует. Например, подростки разделяются на пары, находят общую интересующую их область знания. Затем пары объединяются в группы по четыре человека, затем — по восемь человек, каждый раз приходя к выбору общей темы. Я понимаю, что этот процесс должен быть с повышенной долей самостоятельности, но я не навязчиво предлагаю избыточное количество тем проектов, которые можно было бы объединить в один общий проект [4] |
4 | Формирование базы данных исследования | 2 | Поиск необходимых литературных данных. Начинается на занятии с помощью базы, имеющейся у педагога. Показываю, что искать нужно именно материал, а не готовые работы. Провожу беседу о плагиате. |
5 | Определение средств и методов исследования. Тренинг | 2 | «Мозговой штурм» по определению средств и методов решения проблемы. По химии для меня ключевой является мысль, что проект по химии, если он не информационный, обязательно должен содержать экспериментальную часть – ведь химия наука экспериментальная |
6 | Проведение исследования. Тренинг логического мышления. Подведение итога | 2-3 | Например, сбор материала о веществах вокруг нас, природных индикаторах, ученых внесших большой клад в развитие науки. Выделение возможных экспериментальных работ. |
7 | Наблюдение и эксперимент. Практикум | 7 | Практикум по обучению экспериментальным методам. Проводим групповые экспериментальные работы в рамках выбранной темы. |
8 | Защита проекта. Тренинг общения | 1 | Тренинг общения во время защиты проекта может проходить в театрализованном виде, когда отрабатываются навыки поведения оппонентов, членов жюри и т. д. |
9 | Анализ результатов работы | 1 | Анализ результатов работы должен обязательно проходить в положительном ключе: отмечается вклад каждого ученика в общий результат |
10 | Выбор тем самостоятельных исследований | 1 | Предлагаю конкретизировать общую тему работы или выбрать другую тему, интересную для учащегося тему |
11 | Работа с источниками информации (книги, Интернет) | 2 | Помогаю и консультирую, стимулируя индивидуальную работу. |
12 | Презентация литературных данных по теме исследования | 1 | Общее занятие, цель которого — конкретизировать тему, цель работы, представить обзор литературы по выбранной теме 3-4 источника. |
13 | Планирование практической части индивидуальных работ | 2 | Индивидуальные консультации |
14 | Индивидуальные консультации по темам исследования | 3 | Роль учителя — помощь в практической части. |
15 | Подготовка к защите проекта | 2 | Выбор формы защиты |
16 | Защита проекта | 1 | Формой проведения защиты проектов в нашей школе является ученическая конференция. |
Итого | 35 | Объем часов можно увеличить, если предложить ребятам выполнить групповые проекты разных видов |
Придерживаться определенного алгоритма в работе мне помогает программа деятельности, имеющаяся в рабочей тетради [3]Чтобы научить детей уже в 7 классе писать отчет о работе, предлагаю им в качестве черновика воспользоваться шаблоном.
ВВЕДЕНИЕ
Тема моего проекта
Я выбрал эту тему, потому что
Цель моей работы
Проектным продуктом будет
Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):
Выбор темы и уточнение названия
Сбор информации (где и как искал информацию)
Изготовление продукта (что и как делал)
Написание письменной части проекта (как это делал)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Я начал свою работу с того, что
Потом я приступил к
Я завершил работу тем, что
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)
План моей работы был нарушен, потому что
В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как
Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например
Это произошло, потому что
Если бы я начал работу заново, я бы
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы
Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как
Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал)
Не обязательно использовать шаблон полностью, однако необходимо, чтобы ребенок проанализировал свои успехи и неудачи, свои чувства и эмоции.
В старших классах отчеты о работе над проектом должны быть более развернутыми и глубокими.
Литература
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с
- Громова Л.А. Организация проектной и исследовательской деятельности школьников: биология: 5-9 классы: методическое пособие/ Л.А.Громова. – М.: Вентана - Граф, 2014. -160с.
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Под ред. проф. Е.Я. Когана. Рабочая тетрадь 5-7 класс. Издательство «Учебная литература», 2007
- Габриелян О.С. Методическое пособие к пропедевтическому курсу О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.К.Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс» : методическое пособие/ О.С.Габриелян, Г.А. Шипарева. – М.: Дрофа, 2007. – 203 с.