Кружок по химии

Тихонова Елена Александровна

Взаимоотношения с учащимися, посещающими кружки по химии строятся на доверии ученика и учителя. Здесь мы не связаны оценкой и рамками 45-минутного урока. На занятия кружка приглашаю всех желающих, ребята с удовольствием и интересом работают со мной. Основной целью работы с детьми является воспитание и развитие самоуважения, уверенности в себе, независимости, ответственности за порученное дело, умение решать проблемы, контролировать свои эмоции, развитие межличностных взаимоотношений. Преобладающее настроение на занятиях – это мажор и оптимизм. Все это вместе приводит к формированию эмоционального интеллекта, и способствует развитию успешности.

Предлагаю Вашему вниманию программы кружков по химии, именно программы, которые надо еще доработать, чтобы они стали Рабочими программами по внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кружок по химии

«Задачи бывают разными»

(для учащихся 9-11 классов, увлеченных химией)

Пояснительная записка.

Программа данного кружка, разработана, таким образом, что заниматься могут учащиеся 9 –11 классов. На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла потребность в нестандартно мыслящих, творческих людях. Чтобы выпускники удовлетворяли этим высоким требованиям, необходимо создавать в учебном процессе условия для реализации собственной деятельности учащихся.

Данный курс представляется актуальным, так как при малом количестве часов, отведенных на изучение химии, расширяется возможность совершенствования умений учащихся решать расчетные задачи, знакомит с различными способами их решения, т.е. углубляет знания учащихся. Известно, что умение решать химические задачи характеризует качество усвоения материала.

В данном курсе рассматривается решение основных типов задач во взаимосвязи с математическими законами и понятиями, что позволяет показать межпредметные связи химии и математики.

Цели: на примере решения задач по химии

отработать с учащимися навыки и умения анализировать, логически рассуждать; применять математические понятия; продолжить формирование общеучебных навыков: внимания, эстетики оформления решения задач; расширить знания учащихся о способах решения химических задач; формирование умений грамотного и рационального решения задач.

Задачи: создать условия для подготовки учащихся к экзаменам; способствовать развитию логического мышления; развивать познавательные интересы и способности добывать знания, выбирать наиболее удобный способ расчета. 

Учебно-тематический план.

Название темы

Количество часов

Форма проведения занятия

Образовательный продукт

всего

теория

практика

1

Введение.

1

1

1

семинар

Оформление таблицы.

2

Вычисления по готовым формулам

6

3

3

Семинар. Решение расчетных задач.

Записи решения задач. Алгоритм. Составление задачи

3

Решение задач по уравнениям химических реакций

6

3

3

Семинар. Решение расчетных задач.

Записи решения за Составление задачи дач. Алгоритм

4

Решение задач на смеси.

6

3

3

Семинар. Решение расчетных задач.

Записи решения задач. Алгоритм

5

Окислительно-восстановительные реакции: составление уравнений и решение задач с их использованием.

7

2

5

Семинар. Решение расчетных задач.

Записи решения задач. Алгоритм

6

Гидролиз. Водородный показатель.

3

1

2

Семинар. Решение расчетных задач.

Записи решения задач. Алгоритм

7

Обобщение полученных знаний. Решение комбинированных задач рациональными способами.

6

3

3

Семинар. Решение расчетных задач.

Записи решения задач. Алгоритм

8

Итоговое занятие

2

2

Зачет. Защита проектных работ

Проектные работы.

Итого

37

16

21

ПРОГРАММА КУРСА.

Введение (1 ч)

Ознакомление с программой курса. Требованиям к оформлению задач, правильное обозначение физико-химических величин, знаков, формул, единиц.

 Демонстрации: греческий и латинский алфавиты.

Учащиеся должны уметь: записывать краткое условие задачи; грамотно оформлять решение; правильно обозначать и применять физико-химические величины и их единицы.

Вычисления по готовым формулам (6 ч)

 Вычисление массовой доли элемента в веществе, вещества в растворе, смеси.

Нахождение объемной доли газообразных веществ, относительной плотности газов. Вычисления, связанные с понятиями: количество вещества, молярная масса, молярный объем, число структурных частиц. Закон Авогадро и его следствия.

Учащиеся должны уметь: применять понятия: массовая доля, относительная атомная и молекулярная массы, молярная масса, молярный объем, относительная плотность газов, а так же закон Авогадро и его следствия; выбирать нужную формулу для решения данной задачи; выражать нужную величину из исходной формулы; решать задачи по формулам.

Решение задач по уравнениям химических реакций(6 ч ).

Задачи на избыток и недостаток, на массовую и объемную долю примеси, массовую и объемную долю выхода,

Учащиеся должны уметь: производить  необходимые преобразования данных задачи, выражать нужную величину из исходной формулы, применять формулы при решении задач по уравнениям реакций.

Решение задач на смеси. (6 ч)

Виды смесей: однородные и неоднородные. Растворы. Решение задач на смеси веществ, которые  разделяются в процессе реакции и не разделяются в процессе реакции. Использование понятия массовая доля при решении задач на смеси.

Учащиеся должны уметь: составлять алгебраические уравнения для решения задач данного типа.

Окислительно-восстановительные реакции: составление уравнений и решение задач с их использованием. (7 ч )

Окислительно-восстановительные реакции. Методы электронного и электронно-ионного баланса. Направление окислительно-восстановительных реакций. Ряд стандартных электродных потенциалов. Электролиз растворов и расплавов. Пластинка в растворе.

Учащиеся должны уметь: составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций, используя, методы: подбора коэффициентов, электронного баланса, полуреакций. Восстанавливать утраченную часть уравнения, используя, ряд стандартных электродных потенциалов.

Гидролиз. Водородный показатель. (3 ч)

Процессы  в водных растворах солей. Концентрация ионов водорода в растворах разной кислотности. Водородный показатель.

Учащиеся должны уметь: составлять уравнения гидролиза солей, образованных сильной кислотой и слабым основанием; сильным основанием и слабой кислотой, на разных ступенях гидролиза; объяснять условия усиления и ослабления процессов гидролиза.

Обобщение полученных знаний.

 Решение комбинированных задач рациональными способами. (6 ч)

Применение сформированных знаний и умений. Выбор рационального способа решения задачи в зависимости от индивидуальный особенностей учащегося.

Итоговое занятие (1 ч)

Темы итоговых работ.

  • Способы решения расчетных задач (решение одной задачи разными способами или составление алгоритма решения задачи каким-то одним способом)
  • Применение расчетов в химической промышленности, кулинарии, в быту и т. д.
  • Оформление стенда «Способы решения задач».

Литература для учителя

  1. Ерыгин Д. П., Шишкин Е. А. Методика решения задач. – М.: Просвещение, 1989.
  2. Лабий Ю. М. Решение  задач по химии с помощью уравнений и неравенств. – М.: Просвещение, 1987.

Литература для учащихся

  1. Кузьменко Н. Е., Еремин В.В. 2500 задач по химии с решениями для поступающих в ВУЗы. – М., «Экзамен», 2005.
  2. Магдисеева Н. Н., Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии. – М., Просвещение, 1986.
  3. Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Задачи по химии для поступающих в ВУЗы. – М., Высшая школа, 2006.

Тема курса

содержание

дата

Введение (1 ч)

 1. Ознакомление с программой курса. Требования к оформлению задач.

Вычисления по готовым формулам (6 ч)

  1. Основные формулы в химии.
  2. Вычисление массовой доли элемента в веществе, вещества в растворе, смеси.
  3. Нахождение объемной доли газообразных веществ, относительной плотности газов.
  4.  Вычисления, связанные с понятиями: количество вещества, молярная масса, молярный объем, число структурных частиц.
  5. Закон Авогадро и его следствия.
  6. Нахождение молекулярной формулы.

Решение задач по уравнениям химических реакций(6 ч ).

  1. Теоретические знания для решения задач по уравнениям реакций.
  2. Задачи на избыток и недостаток.

3.  Задачи на массовую и объемную долю примеси.

4. Задачи на массовую и объемную долю выхода.

5.Нахождение молекулярной формулы.

6. Нахождение молекулярной формулы.

Решение задач на смеси. (6 ч)

  1. Виды смесей: однородные и неоднородные.
  2.  Растворы.
  3. Решение задач на смеси веществ, которые  разделяются в процессе реакции.
  4.  Решение задач на смеси веществ, которые не разделяются в процессе реакции.
  5. Решение задач на смеси веществ, которые не разделяются в процессе реакции.
  6.  Использование понятия массовая доля при решении задач на смеси.

Окислительно-восстановительные реакции: составление уравнений и решение задач с их использованием. (7 ч )

1. Окислительно-восстановительные реакции. 2. Методы электронного и электронно-ионного баланса. 3. Методы электронного и электронно-ионного баланса

4.Направление окислительно-восстановительных реакций. Ряд стандартных электродных потенциалов.

5.Электролиз растворов и расплавов.

6.Пластинка в растворе.

7. «Необычные превращения обычных веществ».

Гидролиз. Водородный показатель.     (3 ч)

  1. Процессы  в водных растворах солей.
  2.  Концентрация ионов водорода в растворах разной кислотности.
  3.  Водородный показатель.

Решение комбинированных задач рациональными способами.      (6 ч)

  1. Использование понятия моль.
  2. Использование знаний об ОВР в определении формул.
  3. Химические реакции, характеризующие свойства веществ.
  4. Распознавание веществ на основе знаний об их свойствах
  5. Решение задач районных олимпиад прошлых лет.
  6. Решение задач областных олимпиад прошлых лет.

Итоговое занятие (1 ч)

1. «Страшные истории» – решение



Предварительный просмотр:

 «Химия для любознательных»

Пояснительная записка

         Кружок «Химия для любознательных» предназначен для учащихся 8 класса. В настоящее время химические знания необходимы каждому человеку, ведь именно они определяют его рациональное поведение в природе, в повседневной жизни. К, сожалению, сегодня прослеживается тенденция к сокращению часов в учебных планах естественнонаучных дисциплин, в том числе уроков химии.

Основные цели курса:

  •  Помочь учащимся в освоении серьезного предмета;
  •  Сформировать устойчивый интерес к предмету;
  •  Отработать те знания и умения( в первую очередь экспериментальные умения, а также умения решать расчетные задачи), на формирование которых не хватает времени при изучении химии в 8-м и 9-м классах;
  • Рассказать о ярких, занимательных, эмоционально насыщенных  эпизодах  становления и развития химии, чего не всегда может позволить себе учитель на уроке;
  • Интегрировать знания по предметам естественного цикла на основе учебной дисциплины «Химия».

  Программа кружка рассчитана на 37 часов, включая в себя теоретические и практические занятия. Итоговый образовательный продукт после работы над разными темами неодинаков:

  • 1и 2 темы завершаются сказочным представлением;
  • темы 3 и 4 завершаются коллективным проектом «Огонь – явление не только химическое»;
  • тема 5 – индивидуальными работами  «Выращиваем кристаллы»;
  • тема 6 – рефератом или презентацией по одному из изученных вопросов.

Учебно–тематический план

        

№ п/п

Название тем курса

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Химия – часть естествознания. Предмет химии

4

1

3

2.2

Явления, происходящие с веществами

6

1

5

3.3

Математические расчеты в химии

5

1

4

4.4

Знакомьтесь – газы!

8

1

7

5.5

Растворы

6

1

5

6.6

Рассказы по химии составляем сами

7

1

6

Содержание программы кружка

Первая  тема «Химия – часть естествознания. Предмет химии» актуализирует  знания учащихся, полученные при изучении природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. Параллельно проводится мысль об интегрирующей роли химии в системе естественных наук. Такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественно-научной картины окружающего мира в сознании учащихся уже на начальном этапе изучения химии.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия – наука экспериментальная, поэтому рассматриваем такие понятия как эксперимент, наблюдение, описание, моделирование, гипотеза, вывод. Для отработки практических умений учащихся отобраны несложные и психологически  доступные лабораторные и практические работы, которые знакомы учащимся по другим естественным дисциплинам: ознакомление с несложным лабораторным оборудованием (устройство штатива, нагревательных приборов, химической посуды), проведение простейших операций с оборудованием и веществами  (правила нагревания, фиксация результатов и их анализ и т.д.).

Вторая тема курса «Явления, происходящие с веществами» актуализирует знания учащихся о физических и химических явлениях, полученные на уроках по другим предметам, помогает им в изучении химического процесса на следующей ступени его изучения.

Третья тема курса « Математические расчеты в химии» позволяет отработать расчетные умения, столь необходимые при решении химических задач, в первую очередь на нахождение части целого (массовая доля элемента в сложном веществе, массовая доля компонентов в смеси). В этой теме большое внимание обращается на применение учащимися математических знаний и умений при работе с химическими формулами.

Четвертая тема «Знакомьтесь – газы!» включает интересные сведения из истории открытия, изучения, получения таких газов как кислород и водород. В результате лабораторного и домашнего эксперимента  учащиеся получают эти газы и  изучают их свойства. Даем определение качественной реакции на примерах качественных реакций для кислорода и водорода. В данной теме обобщаются знания учащихся о воздухе как необходимой (для существования большинства  организмов на нашей планете) составляющей жизни.

Пятая тема « Растворы » в доступной и увлекательной форме учащиеся познакомятся с необычными свойствами такой обычной воды; об удивительных свойствах растворов, в которых растворителем является вода. Растворы в природе встречаются всюду, ребята узнают, что воздух тоже можно рассматривать как раствор, морская волна – раствор, да и  твердый минерал тоже часто раствор. Для отработки практических умений в этой теме, используется домашний эксперимент, который соответствует требованиям безопасности при его выполнении и включает экспериментальные работы, продолжительные по времени (выращивание кристаллов).

Шестая тема «Рассказы по химии составляем сами» включает интересные сведения о русских химиках, об отдельных веществах и некоторых реакциях, предполагается самостоятельная работа учащихся в подборе и оформлении материала на данные темы. На развитие таких логических операций как анализ и синтез, сравнение, направлено составление рассказа учащимися.

 

Небольшие пояснения

Тема №1 Химия – часть естествознания. Предмет химии

(4 часа)

1. Науки о природе. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу.

Форма занятия. Беседа

Образовательный продукт. Опорно-логическая схема

2. Химический кабинет и его лаборатория. Лабораторное оборудование.

Форма занятия Экскурсия в химическую лабораторию школы

Образовательный продукт Схематические рисунки основного лабораторного оборудования.

3. Знакомьтесь -  химический элемент.

Форма занятия Игра «Путешествие по периодической системе»

Образовательный продукт. Карточки с символами химических элементов.

4. Химические формулы: моделирование химических формул, согласно валентности.

Форма занятия Практическая работа в группах

Образовательный продукт. Модели молекул

Тема №2 Явления, происходящие с веществами.

(6 часов)

  1. Вещества, окружающие нас. Вещества и смеси. Материалы.

Форма занятия Беседа с элементами лекции

Образовательный продукт. Опорно–логическая схема.

  1. Практическая работа №1 «Описание веществ окружающих нас. Свеча. Строение пламени»

Образовательный продукт. Практическая работа в группах

Образовательный продукт. Отчет

  1. Практическая работа №2 «Изучение поведения вещества при нагревании»

 Форма занятия Практическая работа в группах

Образовательный продукт. Отчет

4 Химические явления. Уравнения  химических реакций.

Форма занятия Лабораторные опыты в группах.

Образовательный продукт. Составленные уравнения химических реакций.

5. Практическая работа №3 «Изучение взаимодействия веществ друг с другом».

Форма занятия Практическая работа в группах

Образовательный продукт. Отчет

6. « Огонь явление химическое»

Форма занятия  кокурс-слайд-шоу.

Образовательный продукт. Кроссворды и ребусы.

Тема№3 Математические расчеты в химии

(5 часов)

1. Основные химические формулы для расчетных задач.

Форма занятия Лекция с элементами беседы

Образовательный продукт. Опорно-логическая схема

2. Физическая величина – количество вещества.

Форма занятия Решение расчетных задач

Образовательный продукт. Решенные и составленные задачи

3.Вычисления по химическим уравнениям. «Вредные задачки»

   Форма занятия работа в группах

Образовательный продукт. составленные учащимися задачи

  1. Массовая доля элемента в сложном веществе

Форма занятия Индивидуальное решение

Образовательный продукт. Составленные задачи

  1. Массовая доля компонента в смеси.

Форма занятия Работа в группах

Образовательный продукт. Решенные задачи

Тема №4 Знакомьтесь – газы!

(8 часов)

1. Газы в природе и жизни человека.

Форма занятия Лекция с элементами беседы

Образовательный продукт. Опорно-логическая схема

2. Практическая работа №4 «Кислород. Способы получения»

Форма занятия Практическая работа в группах

Образовательный продукт. Отчет

3. Воздух. Растения поставщики и потребители кислорода.

Форма занятия Беседа с демонстрацией опыта «Элодея, выделяющая кислород»

Образовательный продукт. Отчет, сообщения учащихся

4. Определение чистоты воздуха. Приемы поддержания чистота воздуха в помещениях.

Форма занятия Беседа с элементами практической работы

Образовательный продукт. Решенные проблемные задачи

5. Практическая работа №5 « Скорость химической реакции. Изменение скорости химической реакции в быту»

Форма занятия Практическая работа в группах

Образовательный продукт. Отчет, сообщения учащихся

6.  Практическая работа №6 « Водород.  Природные кислоты»

Форма занятия Работа с натуральными объектами, сообщения учащихся

Образовательный продукт. Опорный конспект, сообщения учащихся

7.  Практическая работа №7 « Изучение свойств индикаторов»

Форма занятия Практическая работа в группах

Образовательный продукт. Отчет, изготовление индикаторной бумаги.

8. Практическая работа №8 « Природные индикаторы»

Форма занятия Практическая работа в группах

Образовательный продукт. Отчет, изготовление индикаторной бумаги, на растительной основе.

Тема №5 Растворы

(6 часов)

             1.Многообразие растворов в природе. Гидросфера.

Форма занятия Лекция с элементами беседы

Образовательный продукт. Опорно-логическая схема

             2. Практическая работа №9 « Получение чистой воды»

Форма занятия Практическая работа в группах

Образовательный продукт. Отчет

              3. Экскурсия «Очистные сооружения»

Форма занятия Экскурсия

Образовательный продукт. Фотоотчет

4 .Экскурсия «Аптека»

Форма занятия Экскурсия

Образовательный продукт. Фотоотчет

  1. Практическая работа № 10 - 11 «Выращивание кристаллов »

Форма занятия Беседа, индивидуальная работа

Образовательный продукт. Выращенные кристаллы

Тема №6 Рассказы по химии составляем сами

(7 часов)

  1. М.В.Ломоносов – «наш первый русский университет»

Форма занятия Беседа

Образовательный продукт. Опорно-логический конспект, сообщения учащихся

2. Научный подвиг Д.И.Менделеева

Форма занятия Беседа

Образовательный продукт. Опорно-логический конспект, сообщения учащихся

3. Пища, которую мы едим

Форма занятия Беседа

Образовательный продукт. Опорно-логический конспект, сообщения учащихся, коллекция этикеток пищевых продуктов

4. Витамины в нашей жизни.

Форма занятия Беседа

Образовательный продукт. Опорно-логический конспект, сообщения учащихся, коллекция упаковок от витаминных препаратов

5 – 6 Экология жилища и здоровье человека

Форма занятия Беседа

Образовательный продукт. Рассказы по темам, сочиненные детьми

  1. Человек и четыре стихии: огонь, вода, воздух, земля

Форма занятия Компьютерная презентация

Темы для сообщения учащихся

  • Минеральные источники.
  • Как мы готовим пищу.
  • Растворы в нашей жизни.
  • Химические вещества и их превращения в русских народных сказках, песнях, пословицах и поговорках.