Организация педагогического процесса
Страница содеожит информацию:
-Учет психологических особенностей учащихся
-Здоровьесберегающие технологии
-ИКТ на уроке биологии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Упражнения для формирования релаксационных физиологических пауз
Упражнения для снятия утомления
Упражнения рассчитаны на восстановление сил после тяжелой нагрузки, которые следует выполнять при первых признаках усталости.
- Сложить ладони перед грудью пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы груди и плеч. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 1- 15 секунд.
- Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно – так, чтобы было приятно, 10 – 15 секунд.
- Растереть ладонями уши – вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх-вниз, вперед-назад. 15 – 20 секунд.
Физическая минутка изометрическая
Это ритмическое чередование напряжения и расслабления групп мышц.
- Сидя на стуле, взяться руками за сиденье и с силой потянуть вверх. Сосчитать до 6, опустить руки.
- Надавливать ступнями ног на пол.
- С силой сжимать и разжимать кисти рук в кулак.
- Скрестить руки за головой, давить на шею, стараясь шеей противодействовать давление.
Бодрость за одну минуту
В целях активизации умственных и физических возможностей учащихся в начале учебного дня и в начале урока предлагается проведение следующих упражнений и тренингов.
- Руки. Быстро потрите друг о друга пальцами ладони (5 сек).
- Щеки. Быстро потрите щеки вверх-вниз (5 сек).
- Уши. Потрите уши (5 сек).
- Голова. Побарабаньте кончиками пальцев по голове (5 сек).
- Плечи. Сожмите руки в кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья (5 сек).
- Шея. Осторожно погладьте шею спереди ниже кадыка (5 сек). Затем погладьте шею сзади, с боков, сверху вниз (5 сек).
- Затылок. Нажмите на затылочную впадину, сосчитайте до трех, отпустите и погладьте (5 сек).
- Ноги. Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни до паха (5 сек).
Упражнения для глаз
- Несколько раз посмотреть вверх, вниз, вверх, вниз.
- Посмотреть прямо, направо, прямо, налево и т.д. Закрыть глаза.
- Посмотреть вверх, в правый угол, вниз, в левый угол. Затем сменить направление.
- Медленно вращать глазами по кругу вправо, закрыть глаза; влево, закрыть глаза.
- Попеременно посмотреть на кончик своего пальца, расположенного на расстоянии 30 – 35 см, затем на предмет вдали.
- Попеременно сосредоточить взгляд на каком-нибудь предмете (видеть его четкое изображение)
- Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.
Точечный массаж для повышения иммунитета
- Массаж точки, расположенной между большим и указательным пальцами руки.
- Массаж точек с обеих сторон ушной раковины и внутри.
Предварительный просмотр:
Выполняем упражнения по обучению диафрагмально-релаксационному типу дыхания
1. Тренировку дыхания Вы можете производить в любом месте и в любом положении (стоя, сидя, лежа).
2. Ослабьте тесную одежду, обеспечивая свободные движения передней стенки живота.
3. Дыхание нужно производить животом, стараясь делать так, чтобы грудная клетка оставалась неподвижной.
Обратите внимание!
На вдохе живот должен выпячиваться, а при выдохе медленно втягиваться. Вдох делается произвольно без усилий через нос, выдох – медленно, плавно, спокойно, лучше через слегка сомкнутые губы.
Первоначально держите одну руку на животе, вторую на грудной клетке (для самоконтроля)
4. Обращайте внимание на выдох. Выдох – это самое главное.
5. При выполнении упражнения стремитесь делать его без усилий, достигая максимально комфортного состояния. Следите, чтобы мышцы груди и плечевого пояса не участвовали в дыхании.
6. Старайтесь, чтобы выдох был, по крайней мере, в два раза длиннее вдоха. Например: вдох на «раз-два», а выдох: на «раз-два-три-четыре». Можно на выдохе считать про себя до шести, тогда выдох получится в три раза длиннее вдоха.
7. При правильном выполнении упражнения частота дыхания должна составлять 5 - 7 в минуту.
8. Диафрагмальное дыхание станет для Вас привычным при условии постоянных тренировок. Тренируйтесь 3 - 4 раза в день по 10 - 15 минут.
Дыхание поможет быстро регулировать эмоциональное состояние при стрессе.
Предварительный просмотр:
Некоторые гигиенические критерии рациональной организации урока
№ | Факторы урока | Уровни гигиенической рациональности урока |
Рациональный | Недостаточно рациональный | Нерациональный |
1 | Плотность урока | Не менее 60 % И не более 70 % | 85-90 % | Более 90 % |
2 | Количество видов учебной деятельности | 3-7 | 2-3 | 1-2 |
3 | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | Не более 10 мин. | 11-15 мин. | Более 15 мин. |
4 | Частота чередования различных видов учебной деятельности | Смена не позже чем через 7-10 мин. | Смена через 11-15 мин. | Смена через 15-20 мин. |
5 | Количество видов преподавания | Не более 3-х | 2 | 1 |
6 | Чередование видов преподавания | Не позже чем через 10-15 мин. | Через 15-20 мин. | Не чередуются |
7 | Наличие эмоциональных разрядок (кол-во) | 2-3 | 1 | Нет |
8 | Место и длительность ТСО | В соответствии с гигиеническими нормами | С частичным соблюдением гигиенических норм | В произвольной форме |
9 | Чередование позы | Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся | Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся. | Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем |
10 | Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток | На 20 и 35 мин. урока по 1 мин. Из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого | Одна физкульт- Минутка с неправильным содержанием или продолжительностью | Отсутствуют |
11 | Психологический климат | Преобладают положительные эмоции | Имеются случаи отрицательных эмоций. | Преобладают отрицательные эмоции |
12 | Момент утомления учащихся по снижению учебной активности | Не ранее 40 мин. | Не ранее 25-27 мин. | До 30 мин. |
Предварительный просмотр:
В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
В своей педагогической работе я постоянно использую информационные средства для повышения качества обучения, развития познавательного интереса к предмету.
В настоящее время существует ряд отработанных моделей использование ИКТ во время урока и во внеурочной деятельности. В своей работе я применяю следующие:
1. Презентации PowerPoint – наиболее эффективные, на мой взгляд, формы демонстрации материала по биологии. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. Презентации могут включать в себя анимацию, аудио и видеофрагменты. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, формируются системы мыслеобразования.
Мною используются свои собственные презентации и презентации других учителей, которые сейчас доступны каждому в сети Интернет. Но особенно ценно использование презентаций учащихся, работа над которыми еще более активно вовлекает их в учебно-познавательную деятельность.
2. В своей практике применяю имеющиеся учебные электронные пособия – электронные энциклопедии и электронные учебники, и учебные курсы. Я использую эти пособия на различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения лабораторных работ, получения дополнительной информации.
3. Программные системы контроля.
К программным системам контроля знаний относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.
При изучении курса «Человек» в 8 классе мною используется мультимедийное учебное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека», которое содержит большое количество тестов, заданий типа «закончи предложение», «правильно сопоставь» и другие.
- Использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART Board (ПО, предназначенное для интерактивной доски).
Работа с интерактивной доской имеет преимущество для меня как педагога:
-позволяет объяснять новый материал, стоя как в центре класса, так и у доски;
-поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
-предоставляет возможности сохранять и распечатывать изображения, находящиеся на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
-позволяет использовать различные стили обучения, обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
позволяет делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;
-вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулируют профессиональный рост.
Преимущества для учеников:
-развивает мотивацию;
-предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе;
-помогает легче воспринимать и усваивать сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
-помогает детям работать у доски с удовольствием, более творчески, с уверенностью в себе.
5. Использование ресурсов сети Интернет.
Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:
-целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;
-видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.
Применение информационных технологий на уроках биологии помогают мне:
- интенсифицировать передачу информации, значительно расширять иллюстративный материал, создавать проблемные ситуации, усиливать информационный фон, формировать учебную мотивацию у обучаемых;
- позволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразить формы, способы её восприятия учащимися, изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе средств компьютерной графики и моделирования.