Классное руководство
Страница содержит информацию:
-диагностика кл. коллектива
-разработки мероприятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование самоуправления | 49.5 КБ |
Уровень воспитанности | 109.5 КБ |
Карта -профиль псих. климата | 50 КБ |
Оценка групповой сплоченности | 27 КБ |
Структура личного портфолио | 21 КБ |
Кл. час Умеем ли мы общаться | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Функции совета класса (СК)
- участвует в обсуждении и составлении плана работы класса;
- подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел класса;
- заслушивает отчёты о проделанной работе ответственных за направления;
- организует участие класса в КТД (коллективно - творческих делах);
- выбирает темы и вопросы для проведения классных мероприятий и тематических классных часов;
- обсуждает и решает вопросы о поощрениях и наказаниях;
- поддерживает связь с ЦОЖ (центр общественной жизни).
Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё – для ученика и всё, что делается, – исходит от ученика.
Деятельность органов ученического самоуправления материализуется не только в отдельных мероприятиях и делах, но и в работе по формированию в ученическом коллективе специальной атмосферы, так называемого «духа коллектива». Синонимами данного понятия выступают понятия «духовный коллектив», «морально-психологический климат», «морально-этическая атмосфера». Эта атмосфера должна помогать делать самостоятельный нравственный выбор. В выборе он должен руководствоваться нравственно-этическими ценностями, которые утверждаются в классном коллективе. В своём классе мы совместно с ребятами разработали и утвердили не только морально-этические ценности воспитательного коллектива, но и правила поведения ученика нашего класса. Эти классные законы мы после обсуждения и принятия не только наглядно оформили, но и довели до сведения учителей, работающих в классе, родителей. Ребята должны прийти к выводу, что они создали правила, чтобы меньше ошибаться, не совершать поступков, которые мешают другим, не принимать неправильных решений. Учащиеся должны понять, что если им не нравится какое-то правило, можно обсудить его с товарищами, внести изменения, но если оно одобряется большинством учащихся, правило надо выполнять и стараться не нарушать даже по уважительной причине. Конечно же, все разрабатываемые в коллективе документы, определяющие морально-этическую основу самоуправления, не самоцель, а средство саморазвития личности.
Правила для учащихся класса:
- Соблюдать Устав школы и установленные в школе правила для учащихся.
- Уважать права и считаться с интересами других людей, не подвергать опасности жизнь и здоровье своё и окружающих.
- Принимать активное участие в жизни коллектива.
- Свободно выражать своё мнение по любому вопросу.
- Стремиться к взаимопониманию с одноклассниками, учителями, не обзывать, не оскорблять других людей, не перебивать собеседника в разговоре, внимательно слушать.
- Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии во время учебного процесса и на переменах.
- Соблюдать дисциплину и порядок во время уроков и на переменах.
- Не опаздывать на урок.
- Не пропускать школу без уважительной причины; в случае отсутствия в школе необходимо.
- Поставить в известность классного руководителя и предоставить документы, объясняющие твоё отсутствие в школе.
- Не покидать школьное здание, не получив на это разрешения классного руководителя.
В своей работе с детьми немаловажную роль я отвожу школьной дисциплине, рассматривая её так же, как и великий педагог, мыслитель 19 века Януарий Михайлович Неверов, с учением которого мне удалось познакомиться, побывав в г. Ставрополе на краевых педагогических чтениях. С позиций общечеловеческой гуманности он рассматривал дисциплину как фактор формирования у детей определённых волевых и нравственных качеств: целеустремлённости, долга, ответственности, доброты, сознательности. «Ученический кодекс», который он составил, предусматривает не перечень карательных мер, требующих слепого повиновения учеников воле педагогов, а разумные, педагогически обоснованные требования к ним, воспитывающие сознательную дисциплину. Я считаю, что для воспитания в школьнике дисциплинированности большую роль играет личный пример учителя во всём: в поведении, в общении, во внешнем виде, в отношении к своей работе. Например, проведение классных часов, являющихся основным компонентом системы работы классного руководителя, не формальное, для галочки, а то самое замечательное время общения педагога с учениками, когда можно поговорить о самом интересном, волнующем, то время, когда каждая встреча становится долгожданной, когда есть возможность ощутить каждому – «наш класс». Понять – «мы – коллектив, и мы растём». Наконец, почувствовать другое значение этого слова – классный. «Руководитель у нас классный! И каждую неделю у нас классный час!».
Самоуправление, как и дисциплина, – результат огромной совместной работы взрослых и детей. Чтобы самоуправление состоялось, надо обеспечить самостоятельность суждений и поступков ребят, пробудить в них желание самим взяться за дело, за преобразование своей жизни. Это поможет подвести их к самоуправлению. Да и следует помнить, что не учащиеся для самоуправления, а самоуправление для учащихся; что подлинное самоуправление в широком понимании этого слова – это стиль жизни воспитательного коллектива. Мне помогают создать этот стиль коллективное планирование, организация в классе временных советов дел, поочерёдное выполнение обязанностей дежурного, коллективный анализ и оценка всех проведённых мероприятий, регулярные самоотчёты учащихся о выполнении поручений. Подробно я хочу остановиться на некоторых из них.
Коллективное планирование
Методика «Древо желаний».
Учащимся раздаются листочки бумаги, на которых нарисовано дерево с ветками. На каждой ветке есть несколько листочков, на которых нужно написать ответы на следующие вопросы:
– в каких мероприятиях класса мне хотелось бы участвовать;
– в каких мероприятиях класса я мог бы оказать существенную помощь
– какие мероприятия надо провести в классе обязательно.
Ребята вписывают свои ответы на чистые листочки дерева и сдают свои работы классному руководителю.
Следующий момент, который помогает развивать самоуправление в классе – организация совета дела (инициативной группы)
Организация совета дела
- В классе создаётся совет дела (инициативная группа), которой поручается разработка плана мероприятия. Группа создаётся на основе выборов, назначения и включения желающих.
- Совет дела вносит предложения, обсуждает их и вместе с классным руководителем выстраивает общую программу мероприятия.
- Совет дела определяет список подготовительных мероприятий, средств и материалов, которые необходимы для реализации программы.
- Совет дела распределяет поручения между учащимися (коллективные, групповые, индивидуальные), уточняет план проведения.
- Учащиеся включаются в подготовку мероприятия, классный руководитель и совет дела помогают им в реализации намеченного.
- В проведении подготовленного мероприятия принимают участие все школьники.
- После мероприятия проводится коллективный анализ с целью объективной оценки проведённого дела.
Следующий момент – поочерёдное выполнение обязанностей дежурного командира.
Класс делится на четыре команды, которые формируются детьми по желанию (дружба, общие интересы и т.д.)
Обязанности дежурного звена:
- Прийти в школу в 8ч.10 мин.
- Доброжелательно встретить учащихся, проверить чистоту обуви, наличие сменной обуви.
- Обеспечить порядок в раздевалке.
- Подготовить класс к уроку (чистая доска, наличие мела и рапортички).
- После каждого урока проветрить класс.
- В течение учебного дня обеспечить порядок в классах на переменах: следить за тем, чтобы школьники не бегали, не употребляли непристойные выражения.
- Обеспечить организованный вход в школьную столовую согласно графику питания и соблюде ние норм этики в столовой (бережно относиться к хлебу, убирать за собой посуду).
- После уроков обеспечить уборку кабинета № 27, зала Славы.
- Сдать закреплённую территорию дежурному классу.
- В пятницу провести генеральную уборку всех закреплённых территорий и сдать объекты де журному администратору.
Обязанности старшего дежурного (дежурного командира):
- Отвечает за наличие повязок (отличительных значков).
- Проводит инструктаж, уточняет обязанности дежурных.
- Несёт ответственность за ведение рапортички.
- Контролирует работу всех членов звена, их отношение к дежурству.
- Обеспечивает ежедневную уборку всех закреплённых территорий и их сдачу дежурному классу.
- В пятницу передаёт дежурство по классу следующей команде.
- По окончании дежурства вместе с классным руководителем подводит итог дежурства, по ощряют лучших.
- Отвечает за выпуск газеты «Голос класса» по итогам дежурства.
Высшим органом самоуправления является собрание учащихся класса, где даётся коллективный анализ и оценка всех проведенных мероприятий.
Немаловажную роль в организации самоуправления в классе, конечно же, играют родители во главе с родительским комитетом, которые в большей мере заинтересованы, чтобы их дети стали как можно самостоятельнее, целеустремлённее, ответственнее. На моих родительских собраниях практически всегда бывает 100% явка. Как я добиваюсь этого. Ответ очень прост. На каждом собрании новая, интересная, глубоко волнующая как меня, так и родителей тема. Большая, серьёзная, совместная подготовительная работа к родительскому собранию.
Естественно, участие родителей в жизни класса не ограничивается только посещением родительских собраний, ремонтом класса, непосредственным участием в школьных мероприятиях, оно гораздо шире: походы в горы, поездки на экскурсии и многое другое. Здесь, как вы видите, прослеживается связь, которая никогда и нигде не должна прерываться: школа – ученик – родители.
Исходя из опыта организации ученического самоуправления, я пришла к таким выводам:
- Самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания.
- Его цель в современных условиях – адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.
- Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.
- Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.
- Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но страны.
Результат нашей совместно с ребятами и родителями работой – звание «Самый классный класс» на протяжении нескольких лет.
Эти слова обращены не только к нашим ученикам, которым мы стараемся привить навыки самоуправления, но и к педагогам, на которых возложена миссия – воспитать Человека.
Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,
Будь маленьким деревцем в долине.
Но только самым лучшим деревцем.
Будь кустиком, если не можешь быть деревом.
Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,
Если не можешь быть кустиком.
Если ты не можешь быть китом,
Будь самым красивым окунем в озере!
Если ты не можешь быть капитаном,
Кто-то должен быть и матросом.
Для всех найдётся работа на корабле жизни,
Только найди своё дело.
Если ты не можешь быть солнцем,
Будь звездой на небе,
Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим.
Удачи вам, уважаемые коллеги, творческих успехов!
Предварительный просмотр:
"Как определить уровень воспитанности" (анкета)
Для классного руководителя очень важно правильно протестировать класс, чтобы в дальнейшем спланировать работу. Беседы, экскурсии, посещение театров для учеников 5-7 классов являются неотъемлемой частью при воспитании культурного, интеллигентного гражданина своей страны. В нашей школе более 12 лет работает детская организация
“Юность России”, сформировавшаяся после распада Советского Союза. Дети не могут быть предоставлены сами себе, иначе они подпадают под влияние отрицательных факторов или негативной информации телевещания и др. Суметь сорганизовать детей, объяснить им необходимость общения, дружбы - вот основная задача наших классных руководителей, которые не навязывают свои взгляды, а пытаются вместе с детьми учиться жить в согласии и любви к ближнему, стараются научить детей сопереживать, ценить время и труд. Предлагаю вашему вниманию анкету для определения уровня воспитанности.
Анкета ученика (цы)_________ класса ___________________________________________
Долг и ответственность |
1 | Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Вношу предложения по совершенствованию работы класса. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Бережливость
1 | Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Дисциплинированность
1 | Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Ответственное отношение к учебе
1 | Прихожу в школу с выполненным домашним заданием. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Аккуратен, исполнителен, точен. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Отношение к общественному труду
1 | Своевременно и точно выполняю порученные мне задания. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Выполняю трудовые поручения родителей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Добросовестно выполняю все поручения. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Коллективизм, чувство товарищества
1 | Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Доброта и отзывчивость
1 | Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим . | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Ко мне всегда можно обратиться за помощью. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Честность и справедливость
1 | Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Честно сознаюсь, если что-то натворил. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Простота и скромность
1 | Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Понимаю, что человека уважают не за деньги. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Иногда люблю похвастаться. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Культурный уровень
1 | Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте) | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Расчет делать по каждому пункту.
Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”
- “0” - всегда нет или никогда.
- “1” - очень редко, чаще случайно.
- “2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
- “3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
- “4”- всегда да, постоянно.
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16
Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9
- До 0,5 – низкий уровень воспитанности
- 0,6- уровень воспитанности ниже среднего
- 0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
- До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
- 1- высокий уровень воспитанности
Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса. (от учеников).
Учителя предметники оценивают учеников класса без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльной шкале.
Так же оценивают родители.
Затем показатели сравниваются и делаются выводы.
Уровни воспитанности мы взяли из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой и др.
- Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
- Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
- Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
- Высокий уровень : устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.
Предварительный просмотр:
КАРТА-ПРОФИЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ГРУППЫ
Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива студент-практикант может воспользоваться помещенной ниже картой - схемой В левой стороне листа описаны те качества коллектива , которые характеризуют благоприятный психологический климат , в правой - качества коллектива с явно неблагоприятным климатом . Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибальной шкалы , помещенной в центре листа ( от +3 до -3) .
В предлагаемой вниманию читателя схеме следует прочесть сначала предложения слева, затем - справа и после этого знаком (*) отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине. При этом надо иметь в виду , что оценки означают:
+3 - свойство, указанное слева , проявляется в коллективе всегда;
+2 - свойство проявляется в большинстве случаев;
+1 - свойство проявляется достаточно часто;
0 - ни то, ни противоположное свойство (указанное справа) не проявляется достаточно
ясно или то и другое проявляются в одинаковой степени;
-1 - достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);
-2 - свойство проявляется в большинстве случаев;
-3 - свойство проявляется всегда.
+ 3 | + 2 | + 1 | 0 | - 1 | - 2 | - 3 |
Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение. | Преобладает подавленное настроение пессимистический тон. |
Преобладает доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии. | Преобладает конфликтность в отношениях агрессивность, антипатии. |
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание. | Группировки конфликтуют между собой. |
Членам коллектива нравится быть вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время. | Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности |
Преобладают одобрение и поддержка: упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями | Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов. |
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга. | В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей. |
Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные | Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей |
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоится | Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность |
Коллектив активен, полон энергии. | Коллектив пассивен, инертен |
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело | Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах. |
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту. | Коллектив разделяется на "привилегированных" и "принебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их . |
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители. | К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно |
Обработка результата:
Чтобы представить общую картину психологического климата, необходимо:
1. Построить профиль, соединив все знаки. Профиль показывает по каким свойствам психологический климат в классе благоприятный ( высокая положительная оценка), а по каким свойствам - негативный ( высокая отрицательная оценка).
2. Суммировать общее количество баллов, отмеченных знаком. Оптимальный психологический климат в классе соответствует от 36 до 12 баллов по шкале.
Это указывает на высший уровень эмпатийного педагогического общения в классе (наличие дружбы, согласия, полной удовлетворенности общением, взаимной поддержки, занимательности, успешности в деятельности).
В диапазоне от 12 до -12 баллов психологическая атмосфера в классе - нейтральная ( атмосфера безразличия) и, соответственно, уровень эмпатии педагогического общения - средний.
В диапазоне от -24 до -36 баллов психологическая атмосфера в классе - негативная, т.е.преобладают враждебность, несогласие, неудовлетворенность взаимоотношениями, равнодушие, непродуктивность учебной деятельности, эмоциональная холодность, отсутствие сотрудничества, недоброжелательность, скука, неуспешность деятельности.
Предварительный просмотр:
ОЦЕНКА ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СИШОРА - ХАНИНА
Цель:
Оценить уровень сплоченности классного коллектива.
Инструкция для школьников :
Внимательно послушайте каждый вопрос и выберите один из ответов, наиболее точно соответствующий Вашему мнению.
I. Как бы вы оценили свою принадлежность к своему классу?
1. Чувствую себя членом, частью коллектива (5).
2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).
3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).
4. Не чувствую, что являюсь членом коллектива (2).
5. "Существую" отдельно от других членов коллектива (1).
6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).
II.Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?
1. Да, очень хотел бы перейти (1).
2. Скорее бы перешел. чем остался (2).
3. Не вижу никакой разницы (3).
4. Скорее всего, остался бы в своем классе (4).
5. Очень хотел бы остаться в своем классе (5).
6. Не знаю, трудно ответить (1).
III.а) Каковы взаимоотношения между учениками в Вашем классе на уроках?
1.Лучше, чем в большинстве классов (3).
2. Примерно такие же, как в большинстве классов (2).
3. Хуже, чем в большинстве классов (1).
4. Не знаю (1)
б) На различных мероприятиях ( "огоньках", культпоходах, экскурсиях и т.п.)
1. Примерно такие же, как в большинстве классов (2).
2. Лучше, чем в большинстве классов (3).
3. Хуже, чем в большинстве классов (1).
4. не знаю (1).
в) Вне школы:
1. Лучше, чем в большинстве классов (3).
2. примерно такие же, как и в других классах (2)
3.Хуже, чем в других классах (1).
4. Не знаю (1).
IV. Каковы взаимоотношения с классным руководителем?
1. Лучше, чем в большинстве классов (3).
2. Примерно такие же, как в других классах (2).
3. Хуже, чем в других классах (1).
4. Не знаю (1).
V. Каково отношение к делу на уроках и различных мероприятиях?
1. Лучше, чем в большинстве классов (3).
2. Примерно такие же, как в других классах (2).
3. Хуже, чем в других классах (1).
4. Не знаю (1).
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
Для нахождения коэффициента групповой сплоченности необходимо суммировать баллы, указанные в скобках
КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ:
Высокий уровень групповой сплоченности - 25 баллов.
Предварительный просмотр:
Структура личного потфолио ученика
Портфолио служит для сбора информации об индивидуальных достижениях учащихся в различных видах деятельности (спортивной, учебно-познавательной, научно-исследовательской, трудовой, творческой, общественной и т.д.); для повышения образовательной и общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей, возможностей, личностных качеств; для определения дальнейшего профиля обучения
Разделы портфолио:
- Визитка (информация об ученике - фотография и т.п). Страница отображает особенности личности автора портфолио,
2. Портрет – рисунки семьи, сочинения о семье, друге и т. д.
3. Рабочие материалы - индивидуальные листы достижений по развитию учебных, коммуникативных навыков. Различные творческие работы (рисунки, сочинения, поделки), рефераты, доклады.
4. Достижения – грамоты, сертификаты участия в конкурсах, соревнованиях, благодарности.
Предварительный просмотр:
Занятие «Умеем ли мы общаться?»
Цель: повысить коммуникативный уровень учащихся.
Задачи:
- практически опробовать упражнения, повышающие уровень коммуникативной компетенции;
- освоить новые коммуникативные умения и навыки;
- способствовать желанию самосовершенствоваться.
Материалы:
- Бланки тестов «Конфликтный ли вы человек?»
- Карточки с ситуациями
- 3 листа А4
- фломастеры
Ход занятия
I. Настрой на занятие
Психолог: сегодня мы продолжим наш разговор об общении. Ваш жизненный опыт еще мал, и порой вы не знаете, как вести себя в разных ситуациях, как поступать, чтобы не было конфликтов.
Конфликт — одно из самых распространенных явлений в жизни и общении людей. На протяжении всей своей истории люди не могли обойтись без того, чтобы не конфликтовать, начиная с незначительной ссоры между соседями и кончая войной. Неужели конфликты — это необходимый атрибут человеческого общества?
Давайте, прежде всего, проверим, конфликтная ли вы личность.
Тестирование (Приложение1)
Психолог: Тем, кто недоволен своими результатами, хочется стать лучше. Есть простые и надежные способы.
- Начинайте день с улыбки. С самого утра заряжайтесь хорошим настроением. Настраивайте себя на то, что этот день будет удачным, радующим вас. Не зря ведь сказано: «Хочешь быть счастливым, начни играть роль счастливого человека».
- Если долго нет нужного вам транспорта (даже если вы уже в цейтноте), попробуйте выполнить простейшие гимнастические упражнения: выпрямитесь, расслабьтесь, потянитесь и вновь расслабьтесь. Это поможет снять овладевающую вами нервозность.
- Не забывайте о существовании таких волшебных фраз, как «Будьте добры», «Извините», «Разрешите пройти». И не забывайте в любом случае за все благодарить.
- Если рядом с вами возник конфликт, ни в коем случае не следует его поддерживать. Взбудораженный человек всегда считает правым только себя. Главное правило в подобной ситуации: не реагировать. Молчание окружающих чаще заставляет спорщика — как огонь без кислорода — утихомириться.
Стать лучше - это вполне возможно. Один из таких способов – умение делать комплименты.
II. Работа по теме
1)Упражнение «Комплимент».
Психолог: Комплимент (фр. compliment) — это особая форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения; любезные, приятные слова, лестный отзыв.
Комплименты — простое, но мощное средство, помогающее устанавливать хорошие отношения с другими людьми. Их говорят по разным причинам, но все они обычно доставляют удовольствие и поднимают вашу самооценку.
Психолог: Давайте поупражняемся в произнесении комплиментов.
Участвуют 2 человека.
Они говорят друг другу комплименты. Произнося по очереди комплимент, они делают шаг вперед.
Кто выиграет?
2) Упражнение «Добрые слова».
Психолог: Но уметь говорить комплименты – это еще не все. Необходимо уметь вести диалог, т.е. поддерживать беседу, проявлять живой интерес к словам другого – это значит культурно беседовать.
В речи культурного человека, умеющего беседовать, общаться, обязательно должны быть слова вежливости.
Психолог: Кто же знает больше слов вежливости?
Участвуют 2 человека.
1. Назовите слова приветствия, поприветствуйте друг друга (Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Привет! Салют!)
2. Выскажите просьбу (Не могли бы Вы мне сказать; Скажите, пожалуйста; Будьте так любезны; Будьте добры)
3. Какими словами лучше всего начать знакомство? (Разрешите представиться; Разрешите познакомиться; Позвольте представиться; Вы знакомы? Позвольте познакомиться)
4. Как принято извиняться в культурном обществе? (Приношу Вам свои извинения; Позвольте мне извиниться; Простите, пожалуйста; Извините, пожалуйста; Прошу прощения)
5. Есть ли у вас запас слов благодарности? (Благодарю Вас; Спасибо; Разрешите поблагодарить; Признателен Вам; Примите мою благодарность)
6. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить вас? (До свидания; До скорой встречи; До завтра; Всего хорошего; Приятно было познакомиться)
3) Упражнение «Кто прав?» (работа по карточкам с ситуациями)(Приложение 2)
Психолог: Но ведь при общении иногда возникают трудные ситуации, из которых трудно порой найти выход. Но нужно.
1 ситуация: 1уч-ся: «Вчера ты шел мне навстречу и не поздоровался. Это не
вежливо!»
2 уч-ся: «А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и
поздоровалась!»
Психолог: Кто прав? (Кто лучше воспитан, тот здоровается первым)
2 ситуация: 1 уч-ся: «Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми.
Вот соседка у нас такая вредная, что я не хочу ей желать
здоровья. Что же мне, притворяться?»
Психолог: Права ли она? (Воспитанный человек всегда здоровается со всеми знакомыми, тем более, старшими людьми, и не показывает своего дурного настроения).
4) Упражнение «Пишем характеристику»(Приложение 3)
Психолог: Совершенно естественными стали для нас фразы: “Он - воспитанный человек”, “Она - просто хамка” и т.д. Но часто мы сами затрудняемся определить, что вкладываем в понятие “воспитанный человек”. А, между прочим, неплохо бы знать, из чего именно складывается воспитанность, хотя бы для того, чтобы самому быть именно таким, каким хотят нас видеть окружающие.
Так какими же качествами должен обладать человек, который достоин подражания, которому можно всегда и во всем довериться? Как вы ответите на этот вопрос?
В толковом словаре сказано, что «воспитанный - это умеющий хорошо вести себя».
Кого мы считаем воспитанным? Может быть, того, кто получил высшее образование? Жизнь показывает, что нельзя каждого образованного человека считать воспитанным. Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создает для этого благоприятные условия.
Психолог: Дадим характеристику воспитанного человека.
Учащиеся разбиваются на 3 группы.
После совещания группы перечисляют качества на подготовленных листах формата А4: «Воспитанный человек – это человек, обладающий следующими качествами …»
Психолог: Согласны ли команды с перечисленными качествами? (При анализе ответов команд оценивается количество перечисленных качеств и количество совпадений.)
III. Подведение итогов занятия
1. Рецепты поведения (Приложение 4)
Психолог: Мы выяснили, что воспитанный человек умеет понять окружающих людей, учитывать и уважать их интересы, желания, вкусы, привычки, настроения, искренне отзываться на их чувства и переживания.
Хочу дать вам несколько советов, несколько рецептов поведения.
Во-первых: Ищите в собеседнике то, что вас сближает, а не разделяет.
Во-вторых: Не отзывайтесь о людях дурно.
В-третьих: Стройте общение на равных, не смотрите на других свысока.
В-четвертых: Не спорьте по мелочам.
В-пятых: Не спорьте с тем, с кем спорить бесполезно.
В-шестых: Ищите возможность согласиться, а не возразить.
В-седьмых: Стремитесь в споре не к победе, а к истине и миру.
Ребята, будьте вежливы, культурны, терпимы.
Психолог: Я думаю, что после сегодняшнего занятия мы все еще раз задумаемся о нашем отношении к другим людям, не таким уж чужим для нас.
2. Оценка занятия
- Что понравилось?
- Что нового вы узнали, почувствовали, поняли?
- Что было самым интересным?
- Приятно ли было говорить и слышать комплименты и слова вежливости?
- Какой вы можете дать совет, чтобы человек лучше общался?
Литература:
- Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.- М.: ВАКО, 2005.- 208с.
Адреса в интернет: