МИР ЭМОЦИЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 423.73 КБ |
![]() | 86.48 КБ |
![]() | 1.05 МБ |
![]() | 1.9 МБ |
![]() | 392.09 КБ |
![]() | 1.07 МБ |
![]() | 24.94 КБ |
![]() | 48.73 КБ |
![]() | 44.44 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 423 «Золотой ключик»
Игровое пособие «Кубик эмоций»
Данилина Анна Владимировна,
педагог-психолог
Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников.
Задачи:
1. Отработка мимической реакции;
2. Расширение представлений о различных эмоциональных состояниях;
3. Передача эмоций через мимику и жесты;
4. Дети учатся распознавать эмоции другого человека, что способствует развитию эмпатии, творческого воображения;
4. Развитие коммуникативных навыков.
Оборудование:
Кубик изготовлен из картона, на грани которого наклеена картинка с определенной эмоцией. Кубик имеет необычную пятигранную форму, граней у кубика 12 (6 зеленых граней с картинками лиц мальчиков и 6 желтых граней с картинками лиц девочек).
Существует несколько вариантов этой игры.
Первый вариант: Один ребенок кидает кубик и изображает в жестах и мимике выпавшую на кубике эмоцию, а остальные участники угадывают ее, затем картинка на кубике показывается остальным.
Второй вариант: Педагог первым бросает кубик, а все девочки, если выпала девочка, или только мальчики, если выпало лицо мальчика - изображают выпавшую эмоцию. Кто выразительнее всех изображает, тот бросает кубик следующим.
Третий вариант: Дети сидят в кругу. Педагог бросает кубик первому ребёнку со словами: "Привет, почему ты такой?" Ребёнок ловит кубик и называет попавшееся ему изображение. При желании ребёнок придумывает причину настроения, изображённого на попавшейся картинке.
Четвертый вариант: Вспоминаем, кто из сказочных героев переживал подобные чувства и в какой ситуации: можно обсуждать разные сказки, а можно одну. Например, когда Буратино был сердитым? удивленным? радостным? спокойным? грустным? Почему он радовался/грустил/сердился и т.д.?
Пятый вариант: начинаем придумывать сказку о персонаже. Бросаем кубик. В соответствии с выпавшей эмоцией продолжаем сюжет (герой удивился — чему). Дальше бросаем кубик. Герой обрадовался — чему? что произошло в нашей истории?
Шестой вариант: подбираем ряд слов, близких по значению к выпавшей эмоции. И придумываем с ними предложения. Это задание для детей с 6 лет. Например:
— Загрустил - был печальным — голову повесил — нос повесил. Что означают эти слова и выражения? — Удивился — поразился — изумился — вытаращил глаза — рот открыл от удивления…
Седьмой вариант: вспоминаем и рассказываем ситуации из своей жизни, когда испытывали те же эмоции, что выпали на кубике.
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 423 «Золотой ключик»
Методическая разработка
«Мир эмоций»
Специалист
ответственный за реализацию:
педагог-психолог
Данилина Анна Владимировна
Тема | Цикл занятий «Мир эмоций» |
Проблема | Тема «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» выбрана не случайно. Развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой стороны сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Так же благодаря развитию эмоциональной сферы, дети расширяют круг осознаваемых чувств, они начинают глубже понимать себя и окружающих людей, им становится легче наладить дружеские отношения внутри коллектива сверстников. |
Характеристики |
|
Автор | педагог-психолог Данилина А.В. |
Участники | педагог-психолог, воспитанники подготовительной к школе группы, родители (законные представители), воспитатели |
Цель | знакомство детей с основными эмоциями. |
Задачи | 1. Познакомить детей с базовыми эмоциями. 2. Обучить детей распознаванию и произвольному проявлению чувств. 3. Обучить детей пониманию относительности в оценке чувства. 4. Обучить детей умению владеть своими чувствами. 5. Научить детей умению принимать во внимание чувства другого человека. 6. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов психолога, родителей и детей. |
Ожидаемый результат |
|
Принципы организации |
|
Данная разработка направлена на развитие эмоционально-личностной сферы детей подготовительной группы в соответствии с требованиями ФГОС, целями и задачами основной образовательной программы МБДОУ и приоритетным направлением работы педагога-психолога.
Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность воспитателя и педагога-психолога, что позволяет:
⮚ ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве ОУ;
⮚ усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
⮚ уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
⮚ объединять усилия всех субъектов педпроцесса, в том числе родителей.
Цикл занятия
Цикл занятий «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» строится по такому принципу: знакомство с чувствами, пропуская их через все каналы восприятия информации, то есть, аудиальную, визуальную, кинестетическую.
Например, аудиальный канал – детям показываются пиктограммы и картинки с изображением чувств, они наблюдают за мимикой сверстников и педагога. Визуальный канал – слушают музыку, проговаривают воспоминания вслух из своего прошлого опыта, слушают остальных детей. Кинестетический канал – рисуют, показывают чувства руками, ногами, телодвижением.
В занятиях используются следующие методические средства:
∙ Ролевые игры, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе
∙ Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально- психологического тренинга.
∙ Релаксационные методы - использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации.
∙ Использование эмоционально-символических методов - групповое обсуждение различных чувств: радости, гнева; направленное рисование, т.е. рисование на определенные темы.
∙ Коммуникативные упражнении, при которых происходит тренировка способностей невербального воздействия детей друг на друга.
∙ Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры, «мысленные картинки».
∙ Арт-терапия.
Для эффективной поддержки детей используется групповая и индивидуальная форма работы.
Темы занятий
- Занятие №1 «Радость»
- Занятие №2 «Злость»
- Занятие №3 «Удивление»
- Занятие №4 «Страх»
- Занятие №5 «Грусть»
- Занятие №6 «Интерес»
- Занятие №7 «Стыд»
- Занятие №8 «Наши эмоции»
- Итоговое занятие «Краски волшебной сказки»
Занятие №1 «Радость»
Цель: знакомство с эмоцией «радость», с чувством радости.
Чтение стихотворения «Катя в яслях»
Девочки и мальчики,
Прыгают, как мячики,
Ножками топочут,
Весело хохочут.
-О каком чувстве идет речь?
Дети распознают чувство радости.
Показ пиктограммы радости.
Изучение эмоции МАК «радость» (карта с эмоцией на магнитной доске)
- Как вы догадались, что это радость? Глаза - чуть прищурены, на лице улыбка.
Дети показывают на своем лице радость.
Беседа
«Когда вы были маленькими, то радовались, когда…»
Дети по кругу заканчивают предложение. Затем детям предлагается рассказать самый веселый случай, который произошел с ними. Дети слушают рассказы друг друга. В конце упражнения обсуждение и рефлексия.
Игра с зеркалом
«Сейчас мы с вами попытаемся встретиться со своей улыбкой в зеркале. Возьмите зеркало, улыбнитесь, найдите ее в зеркале и закончите по очереди предложение: «Когда я радуюсь, моя улыбка похожа на…»
Энциклопедия «Чувства и эмоции»
Чтение сказки про эмоцию «радость». Обсуждение темы, выполнение упражнений
Задание «Мир моих эмоций»
Выполнение заданий в тетради «Мир моих эмоций»
Просмотр мультфильма «Мирра и Гоша»
Мультфильм «Мирра и Гоша» про эмоцию «Радость»
«Дневник настроения»
Работа с проектом «Дневник настроения»
Фото детей на эмоцию «радость»
Психогимнастика «Ручеек радости».
Дети садятся на ковер, берутся за руки, расслабляются. Ведущий предлагает им мысленно представить, как внутри у каждого поселился добрый веселый ручеек. Водичка в ручейке была чистая, прозрачная, теплая. Ручеек был совсем маленький и очень озорным. Он не мог долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши руки переливается друг другу по кругу. Дети мысленно передают друг другу радость.
Упражнение сопровождается музыкой из передачи «Спокойной ночи малыши».
Педагог: «Наше занятие закачивается. В заключении представьте, что вы волшебники и можете пожелать всем людям что-то такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле........
Например: пусть избавятся от болезней, пусть у всех будет дом и т.д.»
Занятие №2 «Злость»
Цель: знакомство с эмоцией «злость», с чувством злости.
Упражнение «Солнечный зайчик»
«Ребята представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на щечках…
Поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладьте голову, шею, руки, ноги…
Он забрался на животик, погладьте его там. Солнечный зайчик любит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним».
Этюд «Король боровик не в духе»
Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком.
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
Беседа, показ пиктограммы «Злость»
«Ребята, что произошло с его ртом? Бровями? Какое у него выражение глаз? С помощью зеркала, дети рассматривают свою злость и продолжают предложение: «Когда я злюсь, моя злость похожа на…».
Попробуйте показать злость руками, телодвижением и проговорить фразу: «Уходи!».
Энциклопедия «Чувства и эмоции»
Чтение сказки про эмоцию «Злость». Обсуждение темы, выполнение упражнений
Задание «Мир моих эмоций»
Выполнение заданий в тетради «Мир моих эмоций»
Просмотр мультфильма «Мирра и Гоша»
Мультфильм «Мирра и Гоша» про эмоцию «Злость»
«Дневник настроения»
Работа с проектом «Дневник настроения»
Фото детей на эмоцию «Злость»
Упражнение «ДАРТС»
Сегодня я принесла вам игру «Дартс». Как вы думаете, для чего? Сейчас, мы с вами будем учиться справляться со своей злостью. Как вы думаете, как можно справиться со злостью? Что нужно сделать? (Побоксировать подушку – если хотите ударить рукой; пнуть напольную подушку – если хотите кого–нибудь пнуть ногой; крикнуть в «Мешочек злости» - если кто–то любит обзываться и злословить. Нужно попасть в мишень. Ребята самое главное в игре – это сила, с которой бросается снежок. Она должна быть такой же, как ваше раздражение. Вспомните ситуацию, когда вы были очень злы на кого-нибудь или на что-нибудь. Кто вспомнил, подходите ко мне, берите снежок, заканчивает предложение: «Я разозлился, когда…» и бросает снежок в мишень. Надеюсь, что это поможет вам понимать друг друга, быть внимательными и терпимыми».
Упражнение «Уходи, злость, уходи!»
Играющие лежат на ковре по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы быть ногами по полу, а руками по подушкам, с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, спокойно лежат, слушая спокойную музыку, еще 3 минуты.
Занятие №3 «Удивление»
Цель: знакомство с эмоцией «удивление», с чувством удивления.
Ой, смотрите, кто – то там ползет!
На себе он домик свой везет…
И волшебное это мгновение
Вызывает у всех удивление!
«Сегодня мы с вами поговорим о таком чувстве, как удивление».
Беседа. Показ пиктограммы и картинок с изображением удивления.
Ребята, давайте опишем лицо удивленного человека. Что происходит с его лицом? С бровями?.. Правильно, они подняты вверх. С глазами?.. Они широко открыты. С губами?.. Они растянуты и похожи на букву «о».
Упражнение с зеркалом
Детям раздаются зеркала, педагог просит показать удивление и рассмотреть его в зеркале, проговорив при этом следующие слова: «Вот это да!»
Упражнение «Закончи предложение».
«Удивление – это, когда…»
«Я удивляюсь, когда…»
«Мама удивляется, когда…»
«Воспитатель удивляется, когда…»
Рассказ «Живая шляпа»
Чтение рассказа про эмоцию «удивление». Обсуждение темы, выполнение упражнений
Задание «Мир моих эмоций»
Выполнение заданий в тетради «Мир моих эмоций»
Просмотр мультфильма «Мирра и Гоша»
Мультфильм «Мирра и Гоша» про эмоцию «Удивление»
«Дневник настроения»
Работа с проектом «Дневник настроения»
Фото детей на эмоцию «Удивление»
Рассказ «Круглые глаза»
Однажды первоклассник Артур шел из школы. Он зашел в подъезд и увидел, что там бегает тряпка. Он очень удивился. Артур поднял тряпку и увидел, что под ней сидит котенок».
Занятие №4 «Страх»
Цель: знакомство с эмоцией «страх», с чувством страха.
Психогимнастика для лица
«Сядем поудобнее: спинка прямая. Начиная гимнастику, но она не простая, а мимическая. Мы с вами будем выполнять упражнения для лица. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Вытянули губы трубочкой. Произнесли звук «у». Растянули губы в стороны. Произнесли звук «ы». Замечательно! Вдох-выдох, расслабили все мышцы лица и улыбнулись друг другу. Скажите глазами и улыбкой, что вы рады видеть друг друга. Спасибо».
Беседа. Изучение пиктограммы «Страх»
Меня напугал так сильно страх
В потемках у ворот,
Что я в испуге крикнул: «Ах!»
Совсем наоборот.
Я крикнул: «Ха!», и мигом страх
Забился под забор…..
Он струсил сам! И слово «Ах»
Я позабыл с тех пор.
«О каком чувстве идет речь?»
- «А как вы догадались, что это страх?» Глаза и рот широко раскрыты, он вот- вот закричит. Давайте попытаемся изобразить страх на своем лице.
«Страх – это, когда…»
Упражнение «Воспитай свой страх»
Дети вместе с педагогом придумывают, как воспитать страх, н-р, чтобы сделать страшилку доброй, пририсовать ей воздушные шары, нарисовать улыбку, или сделать страшилку – смешной. Если ребенок боится темноты, нарисовать свечку и т.д. Педагог выдает каждому ребенку лист с изображением страха. Дети представляют, что это их страх и начинают его «воспитывать».
Энциклопедия «Чувства и эмоции»
Чтение сказки про эмоцию «страх». Обсуждение темы, выполнение упражнений
Задание «Мир моих эмоций»
Выполнение заданий в тетради «Мир моих эмоций»
Просмотр мультфильма «Мирра и Гоша»
Мультфильм «Мирра и Гоша» про эмоцию «Страх»
«Дневник настроения»
Работа с проектом «Дневник настроения»
Фото детей на эмоцию «Страх»
Упражнение «Мусорное ведро»
Цель: снятие страхов.
Ведущий выдает каждому ребенку рисунки страха и предлагает разорвать их на мелкие кусочки и выбросить в мусорное ведро, тем самым, избавляясь от своих страхов.
Использовать можно тот же рисунок.
Занятие №5 «Грусть»
Цель: знакомство с эмоцией «грусть», с чувством грусти.
Чтение стихотворения
«Сегодня я хочу вам прочитать стихотворение, а вы догадаетесь, о каком чувстве идет речь».
Мне приснился грустный сон,
Но я его забыл.
Только помню, что во сне
Я без мамы был.
Мне не хочется играть
И мультики смотреть.
Даже битву рисовать,
Даже песни петь.
Ничему-то я не рад,
Может, дождик виноват.
Беседа. Изучение пиктограммы «Грусть»
Давайте покажем на лице грусть. «Ребята, а у кого, где живет грусть на теле? А кого она цвета может быть».
Игра «Волшебный стул»
Ребенок садится в центре на стул и грустит, а остальные дети подходят и пытаются его развеселить (поглаживают и говорят ласковые слова).
Энциклопедия «Чувства и эмоции»
Чтение сказки про эмоцию «грусть». Обсуждение темы, выполнение упражнений
Задание «Мир моих эмоций»
Выполнение заданий в тетради «Мир моих эмоций»
Просмотр мультфильма «Мирра и Гоша»
Мультфильм «Мирра и Гоша» про эмоцию «Грусть»
«Дневник настроения»
Работа с проектом «Дневник настроения»
Фото детей на эмоцию «Грусть»
Занятие №6 «Интерес»
Цель: знакомство с эмоцией «интерес», с чувством интереса.
Упражнение «Поделись приятным за неделю»
Дети по кругу рассказывают, что у них произошло хорошего за неделю.
Беседа. Изучение пиктограммы «Интерес»
«На сегодняшнем занятии мы с вами поговорим о таком чувстве, как интерес». Показ пиктограммы «интерес»
Упражнение «Зеркало»
Потом с помощью зеркала дети ищут интерес в своем отражении.
«Какое у вас лицо?» - сос
редоточенное, голова - направлена в сторону происходящего, взгляд – пристальный, рот – полуоткрыт, шея –вытянута вперед, голова поворачивается в сторону происходящего действия, пристальный взгляд, выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее вес тела, одна рука на бедре, другая опущена вдоль тела, «Что там происходит?»
Упражнение «Закончи предложение»
«Интерес – это, когда…»
«Мне интересно, когда…»
«Маме интересно, когда…»
Энциклопедия «Чувства и эмоции»
Чтение сказки про эмоцию «интерес». Обсуждение темы, выполнение упражнений
Задание «Мир моих эмоций»
Выполнение заданий в тетради «Мир моих эмоций»
Просмотр мультфильма «Мирра и Гоша»
Мультфильм «Мирра и Гоша» про эмоцию «Интерес»
«Дневник настроения»
Работа с проектом «Дневник настроения»
Фото детей на эмоцию «Интерес»
Упражнение «Что слышно»
Педагог предлагает детям послушать тишину. И запомнить, кто, что услышал, поделившись с другими.
Занятие №7 «Стыд»
Цель: знакомство с эмоцией «стыд», с чувством вины.
Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся».
Педагог: «А сейчас разбейтесь на пары. Сядьте напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки и закройте глаза. Я буду давать вам задания, а вы выполнять их. (Каждое задание выполняется 2-3 мин.)
1. Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Отпустите руки.
2. Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся, злятся, сердятся. Отпустите руки.
3. Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помирится. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы здороваетесь одними руками.
Затем идет обсуждение упражнения.
История «Косточка»
«Послушайте историю про мальчика Ваню».
Купила мама слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мама сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит: «Дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».
Тогда отец сказал: «Что, если съел кто-нибудь из вас, это не хорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотил косточку, то через день заболеет. Я этого боюсь».
Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Вот такая история. Как вы думаете, почему Ваня заплакал? Какое он испытывал чувство?
Да, это чувство стыд. Как вы думаете, что при этом происходит с лицом человека?....( глаза прикрыты, на лице румянец). С телом?.. (голова опущена, плечи сжаты).
Показ пиктограммы «вина».
Дети показывают на лице вину.
Беседа.
«За что нам бывает стыдно? Как можно загладить вину?»
(Попросить извинения, не делать, так чтобы было стыдно)
Педагог просит детей вспомнить истории из их жизни, как они загладили свою вину перед товарищами, мамой, воспитателем.
Игра «Подарки»
Цель: создание положительного эмоционального фона.
«Все мы любим, получать подарки, да и дарить их тоже приятно. Представьте, что мы все можем. Внимательно посмотрите на своих соседей справа, попробуйте угадать, что они хотят получить в подарок. А теперь по очереди подарим друг другу наши подарки. Кто получит подарок, не забывает говорить: «Спасибо».
Подведение итогов занятия.
Занятие №8 «Наши эмоции»
Цель: формировать умение понимать свои и чужие эмоции; учить управлять эмоциями.
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселится?
Кто грустит?
Кто испугался?
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.
- Как, ребята, вы уже догадались, наше занятие будет посвящено нашим чувствам.
- Скажите, ребята, у кого какое сегодня настроение?
Задание «Эмоции»
- А теперь ребята, давайте посмотрим на эту картинку, и подумаем, что чувствуют сейчас каждый из шариков?
- Соедините рисунки и слова.
- Кто начнет первым?
-Молодцы ребята!
Энциклопедия «Чувства и эмоции»
Чтение сказки про эмоцию «интерес». Обсуждение темы, выполнение упражнений
Задание «Мир моих эмоций»
Выполнение заданий в тетради «Мир моих эмоций»
Просмотр мультфильма «Мирра и Гоша»
Мультфильм «Мирра и Гоша» про эмоцию «Интерес»
«Дневник настроения»
Работа с проектом «Дневник настроения». А теперь, ребята, давайте нарисуем свое настроение. А сейчас, мы по рисункам будем угадывать у кого какое настроение.
Игра «Закончи предложение»
«Я радуюсь когда -…»
«Мне интересно, когда…»
«Я злюсь, когда…»
«Мне стыдно, когда…»
Педагог называет эмоции и кидает мяч, кто его поймал, тот отвечает.
Упражнение «Морщинки»
Детям предлагается несколько раз вдохнуть и выдохнуть «Вдох-выдох, вдох-выдох. И последний раз вдох-выдох. Отлично…Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь –соседу слева. Наморщите лоб - удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Молодцы!»
Итоговое занятие «Краски волшебной сказки»
Цель: развивать эмоциональный интеллект у детей старшего дошкольного возраста. Раскрепостить детей, создать благоприятный эмоциональный фон занятия; установить положительные эмоциональные связи между детьми в группе; развивать у детей точность оценки и выражения эмоций; формировать умение понимать свои и чужие эмоции; учить управлять эмоциями.
Материалы и оборудование: флеш – карта; ноутбук; мультимедийное оборудование; камушки (для раскраски); краски; кисти; магнитная доска; ватман; маркер; набор нарисованных животных к сказке «А просто так».
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Предлагаю вам поздороваться необычным способом. Проходите, вставайте в круг. Я хочу, чтобы вы почувствовали, какие мы дружные, сплоченные. Для этого первый ребенок протягивает ладошки вперед и называет свое имя. Следующий ребенок свои ладошки кладет на ладошки предыдущего ребенка и также называет свое имя и т.д. В результате образуется веселая башенка из ладошек (педагог-психолог начинает игру, называет свое И. О. и протягивает ладонь вперед в круг). Здорово! Теперь мы одна дружная, веселая команда!
Ребята, вот мы с вами и завершили обучение в школе эмоций. Скажите пожалуйста, какие эмоции теперь мы с вами знаем? Правильно – радость, злость, грусть, обида, страх, удивление.
Давайте с вами сделаем эмоциональную зарядку!
Улыбнёмся мы вот так (улыбнуться)
Застесняемся вот так (опустили в бок голову, опустили глазки, ножку подвернули вбок)
Рассмеёмся, разозлимся (засмеялись, нахмурились, кулаки сжали и показали)
Топнем ножкой, удивимся (топнуть ногой, поднять бровки)
Хмурим брови, расправляем (нахмурили брови, расправили)
Хорошо все чувства знаем (палец «О-кей!» вперед показали)
Ребята я вам сегодня предлагаю отправиться в волшебную страну, где живут необычные жители и правит этой страной королева Эмоция. (На экране появляется заставка «Волшебная страна».) Отправляемся.
Ребята, вот мы и очутились в волшебной стране. Но что это, посмотрите, почему тут полная тишина, никого нет, птицы не поют, и ветерок затих. (Раздается звук скайпа, на экране появляется письмо.) Ребята, нам письмо от королевы Эмоции. Сейчас я вам его прочитаю: «Здравствуйте маленькие странники! В нашем сказочном царстве был волшебный камень, он охранял страну от всяких напастей и защищал жителей страны. Но вот однажды все потемнело вокруг, поднялась буря. А когда рассеялся мрак, то увидели жители, что нет их волшебного камня».
Ребята, как мы можем помочь жителям страны? (Ответы детей). Правильно! Молодцы! По слухам волшебной страны камень последний раз видели на волшебной поляне, но чтобы туда добраться нужно пройти через заколдованный лес, сказочное озеро! Вы готовы? Тогда в путь…
Чтобы добраться до заколдованного леса нужно пройти по дорожке и сесть на стульчики (появляется заставка «Заколдованный лес».) Вот мы и на месте. Лес хочет проверить, как мы знаем сказки про эмоции. Вам нужно в представленных иллюстрациях определить эмоцию и назвать, какая сказка здесь изображена. (Дети играют в игру.) Молодцы! Продолжаем наш путь…
Вот мы и подошли к сказочному озеру, здесь можно отдохнуть и послушать сказку, которую я вам сейчас расскажу с помощью жителей этой деревни, называется она «А просто так»:
Маленький песик гулял по лесу. Вдруг он увидел, что навстречу ему идет ослик с огромным букетом цветов. Ослик, напевая песенку, подошел к песику и подарил ему букет. Удивился песик и спросил ослика: «А за что». «А просто так», ответил ослик и побежал дальше. Постоял песик, посмотрел на букет и запел веселую песенку. Он был очень рад!!!
Вопросы детям: Какое чувство испытывает песик в начале сказки? А, в конце? А, почему?
Ребята, куда мы дальше должны идти? (Ответы детей.) Верно на волшебную поляну, тогда в путь…(Звучит музыка.) Идем по дорожке и садимся на стульчики. Представьте, что под ногами у нас волшебная дорожка, на ней мягкая травка, дорожка меняется, на ней - то камушки, то сосновые иголочки, то песочек. А теперь мы выходим на поляну (Появляется заставка «Волшебная поляна».)
Ребята, вот мы и на месте. Ой, Ребята, а что это такое, как вы думаете? Все правильно это осколки от нашего украденного волшебного камня. Но некоторых частей не хватает и поэтому он потерял свою силу. Мы на занятиях с вами разукрашивали волшебные камешки, это и есть те самые недостающие части, давайте из них сложим целый камень, и он обретет снова свою силу. Ребята, жители очень ждут нашей помощи, поэтому работаем быстро! (Работа детей с камнями.)
Ребята, сейчас мы отправим наш камень королеве Эмоций, подойдите к экрану и повторяйте за мной волшебное заклинание: «Снип – снап – снурре – буре»! (идет отправка камня., накрывается тканью). Звучит голос королевы: спасибо вам огромное, что спасли нашу волшебную страну, спасибо от лица всех жителей! Ребята наше волшебное путешествие подошло к концу. Расскажите, что вам запомнилось? Что понравилось?
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоционально-волевой сферы
на тему: «Путешествие к Королеве страны Эмоций»
(с элементами сенсорной комнаты)
Подготовила: педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад №47»
Пархоменко И.Н.
Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы
«Путешествие к Королеве страны Эмоций».
Возрастная группа: 5-6 лет.
Задачи: 1) развивать представления об эмоциях;
2) развивать способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции;
3) способствовать снижению психоэмоционального напряжения;
4) развивать способность к произвольной регуляции своего поведения и эмоционального состояния;
5) развивать абстрактные и творческие мыслительные способностей;
6) развивать коммуникативные навыки;
7) развивать умения чувствовать настроение других людей и сопереживать окружающим;
8) развивать у детей чувство «групповой сплоченности».
создание положительного эмоционального настроя.
Оборудование к занятию: - музыкальное сопровождение (аудиозаписи звуков природы);
- лист ватмана;
- тряпичный мешочек;
- воздушный шар;
- ключ;
- два конвертика;
- фломастеры;
- светильник «Пламя»;
- проектор «Меркурий»;
- «Сухой душ».
Ход занятия:
Ι.Организационный этап
1. Приветствие.
Психолог: Здравствуйте, ребята (звучит тихо музыка), посмотрите, что у меня в руке (цветок). Это волшебный цветок. Сейчас мы будем передавать его по кругу и говорить друг другу добрые слова: «Я рада тебя видеть!», а вместе с этими словами отдавать частичку своей радости и хорошего настроения (Дети передают друг другу цветок и говорят добрые слова).
Психолог: Теперь не разжимая рук, скажем друг другу: «Я очень рад тебя видеть!» (Дети повторяют фразу).
Психолог: Вот мы с вами и поделились друг с другом своим настроением. Ребята, какое оно у вас сейчас? (Ответы детей).
ΙΙ.Мотивационный этап
1.Беседа «Что такое эмоции».
Психолог: А теперь, ребята, давайте присядем на наш волшебный коврик (Дети садятся в удобной позе) и немного поговорим. А говорить мы будем об эмоциях. Что такое эмоции? Как вы понимаете? (Дети предлагают свои варианты)
Психолог: Да, ребята, у каждого человека есть эмоции. Эмоции выражают наше отношение к тому, что происходит с нами и вокруг нас. Если нас что-то напугало, то мы испытываем эмоции страха, если что-то развеселило, то эмоции радости. Наше настроение – это тоже эмоциональное состояние. У каждого человека бывают положительные эмоции и отрицательные. Положительные эмоции (Какие вы знаете) вызывают приятные переживания, а отрицательные – неприятные переживания (какие). Но все эмоции очень нужны человеку. Они, как краски, окрашивают нашу жизнь в разные цвета. Без эмоций наша жизнь была бы скучной и однообразной. Представьте, какие бы мы были без эмоций! (Дети рассказывают своё мнение об этом).
2. Упражнение «Письмо».
Психолог: Ой, ребята, пока мы с вами беседовали, к нам пришло какое-то письмо. Давайте скорее прочтем, что там написано (Психолог читает).
Психолог: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Королева Страны Эмоций. Правила я страной много лет и были у меня верные слуги - эмоции: Радость, Удивление, Грусть, Злость и Страх. Однажды случилась беда. Грусть, Злость и Страх, схватили Радость и спрятали ее в темной-темной комнате и заколдовали ключ. Теперь жители моей страны все время плачут, грустят, ссорятся и даже дерутся друг с другом. Ребята, помогите мне, освободите Радость. Расколдуйте, пожалуйста, ключ от темной комнаты и вызволите Радость».
Психолог: Ребята, что же мы будем делать? Давайте подумаем, как нам поступить в этой ситуации…(Дети предлагают отправиться на помощь).
Психолог: Ну, тогда нам срочно надо отправляться в волшебную страну к Королеве Страны эмоций.
ΙΙΙ.Практический этап
1.Упражнение со светильником «Факел».
Психолог: А чтобы попасть в Волшебную Страну, давайте подойдем к волшебному костру, закроем глаза и скажем волшебные слова. (Психолог показывает светильник «Пламя»).
Повторяем за мной: «Тарики, варики, барики, шарики! Мы хотим попасть в Волшебную Страну!» (Дети повторяют за психологом).
Психолог: Вот мы и в Стране Эмоций! Но что-то ничего не происходит!
2. Упражнение с проектором «Меркурий».
Психолог: Я кажется, поняла! Чтобы что-то произошло надо закрыть глазки и громко сказать такие волшебные слова «Раз, два, три – чудо, где же ты!» (Дети повторяют указанные действия и слова. Психолог в это время включает проектор).
Психолог: Открывайте скорее глазки! Посмотрите как здесь красиво! Что вы видите в этой волшебной стране? (Дети смотрят на цветные отражения на стене и рассказывают о том, что им представляется).
Психолог: Ну, а теперь отправляется на помощь Королеве! Закрывайте глазки и повторяйте такие слова: «Раз, два, три – дальше нам пора идти!» (Дети повторяют, а психолог в это время выключает проектор).
3. Упражнение «Мешочек злости».
Психолог: Ребята, чтобы нам помочь Королеве и Радость нам самим нужно избавиться от наших отрицательных эмоций. Кого посещал страх, злость, обида? (Ответы детей). Мы избавимся от них, выкрикнув страх и злость, обиду в «Мешочек злости» (Психолог показывает мешочек). Мы громко выкрикнем всю злость (что еще) и туго завяжем (Психолог подносит к каждому ребенку мешочек, в который уходит злость).
Психолог: Молодцы! Как ваше настроение! Вам хорошо?
4. Упражнение «Замри».
Психолог: Я хочу открыть вам секрет. Но он тоже необычный, когда я вам его расскажу, возьмите его в руки и спрячьте - вы заберете его с собой и он всегда будет с вами, будет помогать. Главное не забыть про него. Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу - скажи себе мысленно: «Замри! », обхвати ладонями локти - это поза «выдержанного человека». Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к кому- нибудь, и попроси поиграть с тобой.
Психолог: А сейчас посмотрим, получится ли у вас. По команде «Балуемся» вы бегаете, кричите, а по команде «Замри» - вы должны обхватить себя руками и посмотреть вокруг… (Игра повторяется несколько раз).
5. Упражнение «Превращение».
Психолог: Ой, посмотрите, еще какой-то конверт. Здесь написано, что чтобы освободить Радость Вам нужно выполнить задание, но задание это необычное, оно волшебное. Я буду говорить задание, а вы должны его выполнить (психолог говорит задание, дети показывают).
Психолог: нахмурься - как:
- осенняя туча,
- рассерженная мама
улыбнуться, как:
- само солнце,
- как хитрая лиса,
- как будто ты увидел чудо.
позлись, как:
- ребенок, у которого отняли мороженое,
- голодный волк
- разъяренный лев
испугайся, как:
- заяц, увидевший волка,
устань, как:
- папа после работы»
6. Релаксационное упражнение.
Психолог: Кажется, мы тоже с вами немножко устали. Как раз в нашей волшебной стране наступил вечер (Психолог выключает свет) и нам пора немножко отдохнуть, набраться сил. Давайте возьмём подушечки и ляжем поудобнее (Дети ложатся на пол). Закроем глаза (Психолог включает запись звуков природы).
Психолог: Представьте, что вы лежите на берегу красивого озера, теплый ветерок легко касается лица, рук и всего тела. Теплые волны касаются ног. Вам очень тепло и приятно, вы отдыхаете.
Психолог: Открываем глаза. Вы отдохнули?
7. Упражнение «Радость».
Психолог: Ой, посмотрите, ребята, что это! (Дети находят ключ). Это ключ от двери, за которой спрятана Радость! (Психолог как будто открывает дверь и заносит воздушный шар). Давайте прикоснёмся к Радости! Что вы чувствуете? (Каждый из ребят прикасается к «Радости» и при этом описывает свои чувства).
Психолог: Я думаю, что Королева очень довольна! Она благодарит вас, ребята, за отзывчивость и хочет поделиться с вами своим хорошим настроением! (Психолог дарит всем смайлики).
8.Упражнение со светильником «Факел».
Психолог: Свою задачу мы выполнили, помогли Королеве, пора возвращаться из Страны Эмоций. А теперь я предлагаю подойти к костру «Пламя», чтобы вернуться обратно в наш детский сад, закрыть глаза и сказать: «Тарики, варики, барики, шарики! Посмотрите вокруг - мы вернулись» (Дети выполняют действия).
9. Арт-терапевтическое упражнение «Волшебная страна».
Психолог: Ребята, вам понравилось в волшебной стане? (Ответы детей) А давайте нарисуем наше путешествие в волшебную страну, чтобы она осталась у нас на рисунке. Только вы должны нарисовать ее все вместе. Подумайте, что и как вы будете рисовать (Дети договариваются между собой и рисуют вместе на листе ватмана).
ΙV.Заключительная часть
Психолог: А теперь давайте присядем и поговорим о том, что же вам понравилось в нашем путешествии? О каких эмоциях мы сегодня говорили? Что нового мы сегодня узнали? (Дети делятся своими пережитыми впечатлениями и чувствами).
1.Упражнение «Сухой душ».
Психолог: Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать,
Надо душ сухой принять.
(Дети проходят под цветными ленточками).
Психолог: Почувствуйте, как разноцветные струйки касаются вашего лица и рук. Все печали, обиды, скука и грусть остаются позади. А вы заряжаетесь бодростью, активностью, радостью.
2.Ритуал прощания «Всем, всем до свидания».
Психолог: А нам теперь нам пора прощаться! Попрощаемся с помощью наших дружных кулачков. Поставьте кулачки «столбиком» (Дети ставят свои кулачки как показывает психолог). А теперь опустите свои кулачки и скажите громко: «Всем-всем до свиданья!» ( Дети выполняют действия).
Психолог: До свидания, ребята! До новых встреч!
Предварительный просмотр:
Открытое занятие психолога (сказкотерапия) в старшей группе:
«Развитие базовых эмоций и воли»
Задача:
- Способствовать созданию положительного чувственно-тактильного и эмоционального контакта детей и психолога, детей между собой, создания атмосферы теплого общения между всеми участниками процесса.
- Закрепить знания детей о различных видах настроения людей и детей, о зависимости определенных эмоциональных состояний от жизненных ситуаций, о том, что своими эмоциями в поведении следует управлять.
- Развивать умение детей воспроизводить самостоятельно характерные особенности выражения лица, мимики, жестов людей по словесной инструкции. Помочь детям личностному, интонационному самовыражению своего внутреннего эмоционального «Я» через игру - драматизацию сказки.
- Продолжать формировать у детей элементарные навыки психоконтроля, релаксации, саморегуляции волевых усилий и своих эмоций.
- Воспитывать у детей доброту, любовь и уважение друг к другу в межличностном общении.
Ход занятия психолога:
Психолог заходит в зал.
- Добрый день, с весенним днем всех гостей поздравляю! И в этот зал своих детей приглашаю.
Звучит нежная мелодия. Дети заходят в зал и становятся рядом с психологом.
- Дети, сегодня у нас гостей много,
Надо всех их поздравить!
Детские приветствия: «Добрый день!»
- Дети, давайте возьмемся за руки и станем в круг, и, смотря (друг другу) в глаза, поздороваемся с каждым ласковым именем и милой улыбкой ... (Привет, Юля и т.п.)
Дети по очереди обмениваются взглядом, говорят приветствия.
- А теперь давайте поздороваемся своими ладошками. Вы чувствуете ладошками тепло своих друзей и передаете им все свое тепло, которое есть в вашем сердечке.
Психотренинг «Тепло сердца»
- Дети, от ваших сердечек сейчас идет лучик, а это значит, что в вашей душе есть солнышко. Лучики вашей любви, улыбки идут от вашего сердечка.
Вот сейчас прижмите «сердечко-солнышко» к своему сердцу крепко, чтобы оно впитало все лучшие ваши чувства, всю любовь, тепло и передайте его друг другу.
Звучит нежная мелодия, дети по очереди передают «сердечко-солнышко», прижимая его к своей груди.
- Дети, я вижу, что у всех вас хорошее настроение, поэтому можно начать наше путешествие в удивительный мир сказочного Королевства Настроение, в мир познания (его тайн) тайн принцессы Воли.
Давайте сядем на коврик и немного отдохнем перед дорогой ... Закройте все глаза и глубоко вдохните 3 раза ...
Звучит музыка.
- Представьте себе, что вы попали на зеленую лужайку в лесу ... Кругом тихо ... Вдохнули глубоко и медленно открыли глаза.
Встаем с детьми.
Игра-драматизация сказки «Паучок и Волшебный Цветок».
- Дети, смотрите, на этой поляне стоит замок паучьего Королевства. Показываю-здесь живут 3 Паучка. Здесь деревья, кусты, трава оплетены паутиной, нет цветов, нет солнышка - здесь грустно ... Давайте, дети, поможем жителям этого королевства и сделаем их жизнь веселым и счастливым.
Одеваем на голову маски пауков (3 шт.), цветов (5 шт.), феи
Сказка
(Уголок леса - это Паучье королевство, куда не попадает дневной свет. Деревья, кусты, высокие стебли травы (цветов нет) все в паутине, опустив голову и слегка покачиваясь, сидят пауки - они спят.)
(Дети-пауки Мальчики (4). Девочки (цветы и один Волшебный Цветок), Фея - взрослый.)
Звучит медленная «таинственная» музыка. Из-под паутины, разворачивая ее, выходит понурый Паучок с рюкзаком, воспроизводя характерные движения своего персонажа: ноги, полусогнуты в коленях, плавно ступают на ширине плеч, согнуты в локтях руки разведены.
Паучок (садится на пенек и грустно оглядывается вокруг): Как тут темно, неуютно, грустно ... Тяжело мне жить в этом сером и всегда невеселом паучьи мире. (На его лице появляется радостное выражение). Есть, придумал. (Вскакивает на ноги). Сегодня ночью я все паутины сделаю разноцветным! Будет так весело, ярко!
(Звучит музыка ночи. Паучок вынимает разноцветные ленты и бросает их на паутину.)
Потом садится на пенек и засыпает.
Звучит музыка утра. Другие пауки-мальчики просыпаются и удивленно встревоженно переглядываются).
I Паук: Что это? Кто такое сделал? (Удивленно).
II Паук: Какое безобразие! Ужас! (Сердито).
III Паук: Это, наверное, малый Паучок все это натворил. (Убирают цветные ленты).
Паучок (выходит вперед): Так я уйду от вас и никогда сюда не вернусь, (обиженно).
(Отбегает, всхлипывает под кустиком, засыпает).
(Звучит нежная музыка и появляется Фея вместе с цветками-девочками.
Легонько кружат, становятся у феи).
Фея: Что случилось, паучок? А почему ты здесь один, без взрослых?
(Паучок просыпается, смотрит удивленно ...)
Паучок: Кто вы такие?
Фея: Я - фея цветов.
Цветки: А мы ее помощницы-цветочки.
Паучок: Я хотел, чтобы наше печальное серое королевство стало веселым и (разноцветным) цветным, но не смог этого сделать. Взрослые пауки меня поругали, и я ушел от них. (Печально).
Фея: Не печалься, паучок - ты можешь его изменить, можешь сделать королевство веселым и красочным. Конечно, если действительно этого хочешь.
Паучок Очень хочу! (Уверенно).
Фея: Понятно. Тебе надо растворить паутину волшебным нектаром
и ...
I Цветок ... и тогда на нем вырастут яркие разноцветные цветы ...
II Цветок… От их запаха все станут добрыми и веселыми в вашем королевстве.
III Цветок: Иди на поляну с нами - там вот-вот вырастет Волшебный Цветок.
Фея: Попроси ее дать волшебного нектара. Но запомни: волшебный нектар сможет получить только тот, кто на самом деле хороший.
Паучок (весело): Спасибо, Фея цветов, я побежал.
Паучок (останавливается): А я хороший? Даже не знаю ... (Растерянный стоит, думает ...)
Фея: Никогда не останавливайся на полпути. Смело иди вперед к своей цели, но никогда не делай зла. Иди!
Паучок: Да, я пойду. (Уверенно).
(Выходит на поляну с травой, цветами. Девочки сидят в кругу, а в центре - Волшебный Цветок).
Паучок: Какие вы здесь хороши все! А кто тут из вас Волшебный Цветок? Цветы (показывая на нее в центре): Вот она!
И Цветок: Она вот-вот должен расцвести, но ей не хватает водички и она грустит, потому что не может расцвести ... (грустно ...)
Паучок: Так я помогу! Я принесу для Волшебного Цветка водичку!
(Берет ведро, приносит воды, подходит к цветку и «хлюпает» на нее.
Звучит музыка. Девочка-цветок «расцветает» (поднимается, расправляет головку, ручки к солнцу)).
Волшебный Цветок: Какой ты хороший паучок, ты помог мне, и за это я дам тебе волшебного нектара. Бери его, вот он. (Дает из рук коробочку с нектаром).
Паучок подходит к паутине и кропит ее нектаром (и цветочки разбрасывает по паутине).
Выходят 2 паука, останавливаются, удивленно принюхиваются, смотрят.
I Паучок: Что так приятно пахнет!
II Паучок Что это? Цветы ?! Какое замечательное утро. Все дети вместе: Какая красота!
Фея: А вот и ваш Паучок вернулся! Паучок: Так вы уже не сердитесь на меня?
I Паучок: Нет, мы рады тебя видеть.
II Паучок: Теперь у нас очень хорошо.
Фея: Вот и стало еще одно королевство веселым и счастливым. Хорошо жить в добре и согласии. За добро всегда платят добром.
Аккорды музыки. (Дети снимают «маски»).
- Дети, на этой волшебной поляне вырос Волшебный Цветок, который принес весну в это Королевство и выросло здесь еще много-много цветов, и столько, что среди них потерялись маленькие гномики ...
- Дети, давайте найдем среди этих цветов и покажем удивленного гномика.
Дети находят и показывают (какого гномика нашел).
- А сейчас, давайте покажем своей мимикой, жестами, позой настроение найденного гномика.
Психогимнастика «Гномик»
Вдохнули, расслабились.
Показываем печального гномика,
испуганного гномика,
спокойного гномика,
сердитого гнома,
и веселого гнома.
После каждого показа найденного гномика дети сами воспроизводят мимикой, жестами его настроение. Идет релаксация вдох-выдох.
- А теперь, пожалуйста, выберите каждый гномика, на которого хотите быть похожими.
Дети выбирают (все собирают с коврика: цветы и гномики) и говорят:
- Устали мы немножко в путешествии.
- Вот я вас приглашаю отдохнуть, поиграть с морскими волнами.
Игра-психологический этюд «Мы - морские волны»
Звучит запись музыки (шум моря). Дети выполняют движения с лентами голубого цвета. (Присели с лентами, закрыли глаза, вдохнули глубоко 3 раза ... )
- Представьте себе, что вы - морские волны. Открыли глаза ... На море - утро ... Медленно восходит солнышко и медленно поднимаются волны, дует легкий свежий ветерок. Волны на море легкие, спокойные ... Солнышко взошло, спели чайки, волна заблестела. Засмеялась, заиграла в лучах солнышка! Она веселая! Привет, солнышко! Волна играет с солнышком! Смеется волна!
Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! Так весело! Медленно ветерок стихает ... Волна говорит: ш-ш-ш-ш ... волна спокойная, ложится на берег тихо и ласково ...
Дети приседают, наклоняют головы вниз, руки с лентой вперед.
- Оставляем ленты. Продолжаем путешествие дальше.
Беседа психолога с детьми
Дети, давайте сядем в наш круг и продолжим разговор ... У всех нас с вами настроение может быть очень разным. И зависит оно от различных ситуаций в нашей жизни, в которые мы с вами попадаем. Вот сейчас, передавая этот волшебный цветок друг другу, продолжим фразу: «Мне весело, когда ...», «Мне грустно, когда ...», «Я боюсь, когда ...», «Я удивлен, когда ..», «Я сердит, когда ...»
Да, дети, у нас, наших друзей, у всех людей бывают такие моменты в жизни, когда наши чувства управляют нами: мы становимся беспокойными, раздраженными, можем обидеть плохим словом, своими поступками, рассказать чей-то секрет .., и тогда так неприятно становится нам на сердце, поэтому мы должны учиться сдерживать свои негативные эмоции, уметь взять себя в руки.
Вот советы, которые нам дает принцесса Воля в этом сказочном Королевстве.
Совет 1. Возьми себя в руки.
Как только почувствуете, что так и не терпится кого-то обозвать, толкнуть, выкрикнуть тогда, когда надо помолчать (это у вас не получается) - надо доказать себе свою силу: обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди - это «поза сдержанного человека». Давайте попробуем.
Упражнение на саморегуляцию.
Совет 2. Прикуси язычок.
Когда чувствуешь, что наружу рвется вскрик, а надо заставить себя сдержаться, промолчать - посмотри на что-то совсем маленькое и прикуси язычок, вот так ... Показать.
Совет 3. Вдохни воздух.
Когда раздражены - вдохните воздух глубоко, глубоко и тихонько, медленно выдохните, чтобы сами не слышали своего выдоха. Попробуем ...
Совет 4. Я хочу, я умею, я смогу ...
Когда вы выполняете любую задачу, а она у вас не получается - не расстраивайтесь, начните все сначала, скажите себе мысленно: «Я хочу, я умею, я смогу ...», и она у вас обязательно получится.
Дети, если вы будете выполнять эти советы, вами будут довольны взрослые: и папа с мамой, и воспитатели в детском саду; вы сами будете собой довольны. Вы будете носить солнышко в своем сердце, будете хорошими, веселыми, а такие дети всем приятны, потому что они излучают свет из души ...
Устали мы, дети от путешествия, пора возвращаться домой, в детский сад, давайте ляжем на этой поляне и отдохнем, расслабимся ...
Упражнение на расслабление под музыку и слова («Природные звуки»)
Дети ложатся на коврик, застеленный ковриком с цветами. Психолог включает музыку из записи спокойной мелодии, звуками природы.
- Закройте глаза ... Представьте, что вы на сказочной лесной поляне ... Вы лежите на мягкой зеленой травке, вокруг вас много волшебных цветов ... Вся поляна наполнена ароматами трав, цветов, пением птиц. Вы отдыхаете, дышите легко, ровно, глубоко. Ручки ваши расслаблены, ножки тоже расслаблены ... Солнышко греет, ласкает лучиками ваше лицо, ваши ручки, тепло переходит в ваши ножки ...
Длительная пауза (10 - 15 секунд).
- А вот вы видите волшебные бабочки, летающие везде, которые садятся на цветы, на травку, слышите пение птиц ...
Пауза (5 секунд)
- Дунул легкий, свежий ветерок ... Светит солнышко ... Дышится легко, ровно, спокойно. Вам так тепло и приятно ... Вы спокойны. Вы отдохнули ... А теперь потянитесь, откройте глаза, улыбнитесь ... Потихоньку вставайте ... Отдохнули?
Вот мы уже и дома, в детском саду ...
Рефлексия
Понравилась ли вам путешествие?
А что запомнилось больше всего?
Дети, давайте снова станем в наш круг и возьмемся за руки, скажем друг для друга искренние пожелания и подарим милую улыбку, и у всех у вас будет хорошее настроение, будет приятно, радостно на душе.
Дети говорят пожелания.
- Дети, я и Винни-Пух вас всех очень любим и хотим на память о нашей встрече подарить вам вот эти веселые, яркие шарики!
Раздаем с игрушкой Винни-Пуха.
- Занятие закончено. Попрощайтесь с гостями.
Дети: «До свидания».
Предварительный просмотр:
Интегрированное психолого-логопедическое занятие "Страна разноцветных эмоций".
Провели: педагог-психолог Пархоменко И.Н., учитель-логопед Абашева В.В.
Тема НОД: интегрированное психолого-логопедическое занятие "Страна разноцветных эмоций".
Возрастная группа: Старшая группа компенсирующей направленности.
Цель: развитие коммуникативных и речевых умений детей старшей логопедической группы с помощью художественно-эстетического воспитания.
Задачи по образовательным областям:
1.Художественно-эстетическое развитие:
Коррекционно-обучающие задачи:
- продолжать знакомить детей с эмоциями радость и страх;
- развивать умение понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выражать это состояние в мимике и жестах;
- учить снимать напряжение;
- развивать способность сопереживать;
- развивать творческое воображение;
- развивать самостоятельную творческую деятельность детей.
2.Познавательное развитие:
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать зрительно-двигательную координацию, внимание, концентрацию, устойчивость;
- умение переключаться с одного вида деятельности на другой, умение логически мыслить;
- прививать интерес к окружающему миру.
3.Речевое развитие:
- совершенствовать координацию речи с движением;
- закреплять правильное произношение гласных звуков;
- развивать артикуляционный и голосовой аппараты: учить четко и внятно произносить звуки;
- содействовать в становлении речевого диалога между педагогами и детьми.
4.Социально-коммуникативное развитие:
Воспитательные:
- воспитывать культуру речевого общения;
- развивать умение слушать и слышать;
- развивать умение оказывать взаимопомощь, прививать интерес к окружающему миру.
Виды деятельности:
Двигательная деятельность:
- совместная деятельность взрослого и детей тематического характера;
- двигательные упражнения логоритмического характера;
-пальчиковая гимнастика.
Коммуникативная деятельность:
- обсуждение;
- беседа;
- инсценирование.
Познавательная деятельность:
- рассматривание.
Продуктивная деятельность:
- рисование нетрадиционной формой;
Планируемый результат: повышение уровня коммуникативных и речевых умений у детей старшей логопедической группы посредством художественно-эстетического воспитания.
Предварительная работа:
1.Разучивание логоритмического упражнения, пальчиковой гимнастики.
2.Обыгрывание этюдов на выражение эмоций.
3.Повторенике мимических упражнений.
Оборудование:
- пиктограммы «радость», «страх»;
- релаксационная музыка;
- проектор;
- компьютер;
- заготовки «взлохмаченных» человечков;
- зеркала;
- карточки-символы (звук И, звук О);
- ватные палочки, гуашь, карандаши, салфетки, стаканчики;
- веревка.
Ход НОД:
(Звучит спокойная релаксационная музыка. Дети входят в группу).
- Логоритмическое упражнение «На лужайке».
Логопед: Ребята, проходите скорее в группу и послушайте меня (Логопед произносит слова логоритмического упражнения и выполняет соответствующие со словами действия. Дети повторяют слова и движения).
- Приветствие «Ветерок».
Психолог: Ребята, посмотрите, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними как легкий ветерок. Представьте себе, что вы превратились в легкий ветерок. Прошепчите приветствие так, как это сделал бы ветер (Дети тихо и спокойно произносят приветственные слова).
Психолог: Молодцы! Присаживайтесь на коврик.
Психолог: Сегодня мы с вами поговорим о настроении, какое оно бывает и как его можно изобразить.
- Игра «Морщинки».
Логопед: Да, сегодня мы будем корчить рожицы, и показывать друг другу радостные и испуганные лица. А для начала разогреем мышцы лица. Вспомним нашу игру «Морщинки».
Цель: укрепление мимических мышц речевого аппарата; избавление от напряжения в забавной форме.
Логопед: Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох-выдох. Вдох-выдох. И последний раз, вдох-выдох. Отлично! Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица. Лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох. Вдох-выдох. И последний раз, вдох-выдох. Молодцы!
- Рассматривание пиктограммы «Радость».
Психолог: мы с вами отдохнули, успокоили свое дыхание. А теперь посмотрите на лицо этого человека (Показывает пиктограмму на проекционном экране эмоцию - «Радость»).
Психолог: Как вы думаете, этот человек грустный? А может быть, он сердитый? Или радостный? (Дети отвечают).
Психолог: Да, этот человек радостный. Посмотрите, у него улыбка, глаза прищурены, брови приподняты. Давайте попробуем изобразить радость на своем лице. Что для этого нужно сделать? (Прищурить глазки и улыбнуться).
- Упражнение с зеркалом «Улыбка».
Логопед: А теперь давай улыбнемся и посмотрим на себя в зеркало (Дети подходят к столу с зеркалами. На столе для каждого ребёнка лежит зеркало. Дети выполняют упражнение).
Логопед: У всех ли получилась улыбка, у всех ли прищурены глазки, у всех ли приподняты бровки? Молодцы, какие у всех получились радостные лица.
- Работа с артикуляционной карточкой-символом «звук И».
Логопед: Ребята, а когда вы улыбались, ваш ротик какой звук нам
показывал (Ответы детей). Найдите соответствующий символ (Дети выбирают из предложенных карточек карточку-символ с артикуляцией звука И. Карточки-символы лежат на следующем столе).
7. Этюд «Встреча с другом».
Психолог: Садитесь на коврик. Сейчас я расскажу вам одну историю, а вы послушайте ее внимательно (Психолог рассказывает историю «Встреча с другом»).
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё настроение, развитие выразительных движений.
Психолог: Попробуем разыграть эту сценку. Сколько мальчиков было в этой истории? (Ответы детей). Кто хочет быть мальчиком, который остался в городе? А кто будет мальчиком, который уехал с родителями? (Дети проявляют инициативу и собственный выбор участия).
(Психолог рассказывает ещё раз историю, дети показывают инсценировку).
Психолог: У вас отлично получилось! Ребята, так о каком чувстве мы с вами говорили? (Вариант детей).
- Рассматривание пиктограммы «Страх».
Психолог: А теперь посмотрите на это лицо. Как вы думаете, какое чувство испытывает этот человек? (Показывает пиктограмму на проекционном экране эмоцию - «Страх»). Смотрите внимательно… У него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит, брови приподняты. Какое же это может быть чувство? (Вариант ответов детей). Да, это чувство страха.
Психолог: Давайте и мы с вами попробуем изобразить страх на своем лице. Что для этого нужно сделать? (Широко открыть глаза, рот, брови приподнять.) Еще выставите перед собой одну руку, как будто вы отгораживаетесь.
- Упражнение с зеркалом «Страх».
Логопед: А теперь давайте посмотрим на себя в зеркало (Дети подходят к столу с зеркалами и смотрят в них): у всех ли широко открыты глаза, у всех ли приподняты брови, у всех ли открыт рот, и кто забыл отгородиться рукой? Молодцы, у всех на лице получилось чувство страха.
- Работа с артикуляционной карточкой-символом «звук О».
Логопед: Ребята, а когда вы показывали страх, ваш ротик какой звук
показывал (Ответы детей). Найдите соответствующий символ (Дети выбирают из предложенных карточек карточку-символ с артикуляцией звука О).
- Этюд «Галя и гусь».
Психолог: (Дети присаживаются на коврик). Сейчас я расскажу вам историю про девочку Галю. Вы её внимательно слушайте, а потом мы попробуем разыграть сценку.
Цель: научить детей выражать с помощью движений эмоциональное состояние другого человека, различать выраженные в мимике эмоциональные состояния, дать опыт проживания негативной ситуации.
Психолог: Давайте подумаем, сколько человек нам нужно, чтобы разыграть эту сценку? Нам нужна девочка Галя. Кто может её изобразить? (Дети проявляют инициативу и собственный выбор участия).
Психолог: Итак, Галя гуляла у реки, рвала цветы. Вдруг она услышала, как позади неё кто-то зашипел … Она обернулась, увидела гуся, испугалась и побежала домой…(Ребёнок инсценирует сценку, ориентируясь на слова психолога).
Психолог: В этой сценке есть гусь. Кто хочет изобразить гуся? (Дети проявляют инициативу и собственный выбор участия).
Психолог: Он появляется позади Гали, начинает шипеть. Шея у него вытянута, крылья сложены за спиной, или он широко ими размахивает…(Ребёнок в роли гуся инсценирует сценку, ориентируясь на слова психолога).
Психолог: И ещё нам нужна бабушка, которая успокоила Галю. Как она могла это сделать? (Варианты детей). (Дети проявляют инициативу и собственный выбор участия).
(Проиграв роли отдельно, дети соединяют их в одно большое действие).
Психолог: У вас отлично получилось!
Логопед: Ребята, о каком чувстве сейчас мы с вами говорили? А как его можно показать? (Дети предлагают свой вариант ответов).
12. Рисование рожиц «взлохмаченных человечков».
Психолог: А сейчас, ребята представьте себе, что вы художники. Давайте дорисуем рожицы взлохмаченных человечков – «радостного» и «испуганного». Для этого нам нужно сесть за столы. Спокойно проходим и занимаем места (Дети занимают места за столами).
- Пальчиковая гимнастика «Человечек».
Логопед: Но перед тем как рисовать, нужно разогреть пальчики. Выполним пальчиковую гимнастику «Человечек» (Дети выполняют пальчиковую гимнастику).
Психолог: Молодцы! А теперь можно приступать к выполнению задания. Вспомните, как мы изобразим радость, а как грусть… (Педагоги раздают приготовленные заготовки каждому ребенку).
Психолог: Ребята, подумайте какого человечка вы будите рисовать - «радостного» или «испуганного» и выбрать, чем вы хотите рисовать: красками и ватной палочкой, карандашами или мелками. (Дети проявляют инициативу в выборе изображения настроения и способов рисования).
(В процессе рисования звучит спокойная музыка. По завершению происходит обсуждение рисунков – у всех ли получилось).
- Релаксационное упражнение «Веревочка» и ритуал «Прощание».
Психолог: А теперь я предлагаю вам сесть внутрь круга, который я выложила из веревки. Представьте себе, что это дом, где все могут найти себе место. Сядьте поближе друг к другу так, чтобы чувствовать тепло своих соседей. Закройте глаза. Тот, до кого я дотронусь, может открыть глаза и выйти из круга. Кто почувствует, что его сосед уходит, тоже может открыть глаза, встать и уйти. На этом наше занятие заканчивается. До свидания.
Приложение
Логоритмическое упражнение «На лужайке».
На лужайке по утру. Мы затеяли игру.
Я – подснежник, ты – вьюнок,
Становитесь в наш венок. (Встают в круг, берутся за руки.)
Раз, два, три, четыре (Делают четыре шага назад, расширяя круг.)
Раздвигайте круг по шире.
А теперь мы ручейки,
Побежим в перегонки (Бегут по кругу, взявшись за руки).
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять (Смыкается круг, опять бегут по кругу.),
Будем в солнышко играть.
Мы – веселые лучи (Останавливаются, тянутся на носочках),
Мы резвы и горячи.
Прыгаем мы на носочках (Прыгают на носочках, руки на поясе)
В зеленеющих кусточках.
Этюд «Встреча с другом».
«У мальчика был друг. Настало время и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе одному. Прошёл месяц. Однажды идёт мальчик по улице и вдруг видит, как выходит его товарищ. Как же они обрадовались друг другу! (Выразительные движения – плечи опущены выражение печали на лице грусть, объятия, смех, радость)».
Этюд «Галя и гусь».
«Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки, рвала цветы, пела песенки и услышала, что позади неё кто-то зашипел: «Ш-ш-ш»! Галя обернулась и увидела большого гуся. Она испугалась и побежала домой. Прибежала к бабушке и рассказывает: «Я испугалась гуся! Он громко шипел и хотел меня ущипнуть». Бабушка успокоила Галю».
Пальчиковая гимнастика «Человечек».
Вот человечек идет по дорожке
(Указательные и средние пальцы обеих рук двигаются по поверхности стола).
И высоко поднимает он ножки
(Размашистые движения указательного и среднего пальцев рук).
На одной ноге стоит и по сторонам глядит
(Указательные пальцы стоят на столе. Остальные пальцы собраны в кулак).
На другую ногу встал, покачался и упал
(Указательные и средние пальцы обеих рук стоят на столе. Затем выполняют покачивающие движения. На слово «упал» ладошки лежат на столе).
Пиктограммы.
«Радость»
«Страх»