ДЛЯ ВАС, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 304.52 КБ |
![]() | 28.13 КБ |
![]() | 29.33 КБ |
![]() | 35.3 КБ |
![]() | 29.83 КБ |
![]() | 19.5 КБ |
![]() | 20.13 КБ |
![]() | 19.13 КБ |
![]() | 548.23 КБ |
![]() | 848.66 КБ |
![]() | 18.48 КБ |
![]() | 1.27 МБ |
![]() | 20.12 КБ |
![]() | 48 КБ |
![]() | 1.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Если ребенок не слушается |
Очень часто на консультациях с родителями мы встаем перед неразрешимой, казалось бы, дилеммой: давить на ребенка, чтобы он что-то сделал или нет? Современная психология говорит, что на ребенка никак нельзя давить, нельзя ничем шантажировать и, конечно, нельзя применять физические наказания. Родители оказываются в тупике. С одной стороны: родители должны заботиться о здоровье ребенка и должны заниматься его развитием. С другой стороны: есть дети, которых не устраивают идеи их родителей о здоровом образе жизни и всеобщем развитии. Как же на них воздействовать, как заставить делать правильно? Позицию о запрете на физические наказания и негативное психологическое воздействие я полностью поддерживаю. Любая грубость и жестокость учит не добру и честности, а только губит светлые задатки в человеке. В тяжелых случаях ведет к неврозам и даже к расстройствам личности. И, к счастью, все больше родителей придерживаются такой позиции воспитания. Но тут возникает вопрос: где граница между вседозволенностью и подавлением личности? Дать один ответ для всех семей невозможно: все родители имеют разные темпераменты в сочетании с разным жизненным опытом; у всех детей разный темперамент, жизненный опыт и разное воспитание на период обращения; в семье могут быть другие дети со своей индивидуальностью; и вся семья, как система, находится в определенных условиях. Но все же есть несколько общих советов. Измените своё отношение к той информации, которая может звучать как угроза или шантаж. «Если ты будешь разбрасывать карандаши, то я не буду с тобой рисовать!» — что это: угроза, шантаж или предупреждение? Скорее всего, большинство решат, что это угроза. «Если не съешь суп, то не получишь сладкое?» — шантаж? «Если будешь разбрасывать карандаши, то у нас может не хватить времени на рисунок! Как мало ты съел супа, кажется, до конфеты очередь так и не дойдет, ведь время для еды заканчивается» — предупреждение. Согласитесь, что предупреждение дает ту же мысль, что и угроза с шантажом, но говорит ребенку о заботе о нем. В зависимости от возраста ребенка можно продолжить мысль, например, с супом: «Тебе помочь побыстрее доесть, или справишься сам; хочешь я покормлю тебя (даже некоторые «взрослые» дошкольники соглашаются, чтобы их покормили с ложки – ничего страшного: в норме через раз-другой ребенок откажется)?» Итак, первая рекомендация: все указания к действию должны идти из любви и заботы к ребенку. Ребенок должен чувствовать, что в 21: 00 ложиться спать нужно не потому, что родителям нужно отдохнуть от него, а потому что это условие его здоровья и физического, и психического («чтобы ножки отдохнули, ручки отдохнули, глазки отдохнули – и будет у тебя хорошее настроение»). Вторая рекомендация: с любовью и заботой нужно относиться не только к ребенку, но к себе, и к другим членам семьи, и к семье в целом. Ребенок должен учиться принимать во внимание не только свои желания, но и чужие. Родители не бьют ребенка, но и ребенок не имеет права бить родителей. Если родители устали или заболели, то они тоже имеют право на покой и заботу. Самым надежным помощником в этом станет строгий режим дня. Вы не сможете по-другому объяснить ребенку режимные моменты: прогулка закончилась, потому что пришло время кушать. Да и ребенок постепенно привыкает, что завтра или вечером в положенное время он снова окажется на улице. Скоро обед, поэтому у мамы время готовки еды – это правило, поиграть сейчас ей нельзя. Ребенок наблюдает, что у мамы, папы и других членов семьи есть свои нельзя, нужно и можно. Для каждого «нужно» и «можно» нужно найти обязательно и постараться найти время в расписании, соответственно. Тогда и ребенку будет легче смириться с правилами. И вытекающая рекомендация: не ожидайте от ребенка ничего, чего не делаете сами. По-другому это звучит: не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Или: дети будут похожи на вас, чтобы вы им не говорили. Именно бессознательное желание детей быть похожими на родителей приводит к тому, что дети так забавно перенимают у родителей фразы, жесты и мимику, а потом очень ловко используют. Но тут есть и другая сторона: они перенимают и то, что родителям в себе не нравится, от чего родители хотят отучить своих детей с мала. Дети демонстрируют родителям их же поведение. И как бы это жестко не звучало, но нас раздражает в других больше всего то, что нам не нравится в себе, почти всегда, неосознанно. Появляется ощущение, что ребенок совершенно не послушен, но тут послушание гораздо более масштабного порядка. Итак, подводя итоги. Рекомендации родителям, чьи дети никак не хотят слушаться:
|
Предварительный просмотр:
Как помочь ребенку справиться со стрессом. |
То, что не убивает нас, делает нас сильнее. Так ли это на самом деле? Пережитые в детском возрасте стрессы формируют нашу биологию, или иными, словами, предопределяют наше здоровье во взрослом возрасте. Пережитый стресс часто становится фоном нашего отношения к другим людям, качества воспитания наших детей. Эмоциональный стресс, перенесённый во взрослом возрасте, оказывая влияние на физическом уровне, переворачивает нашу жизнь. Но когда с факторами стресса или негативным опытом сталкиваются дети это оставляет еще более глубокий отпечаток. К потенциальным факторам стресса относятся постоянные унижения, эмоциональное игнорирование, смерть родителя, перепады настроения депрессивного или страдающего зависимостями родителя, медицинская травма, и проявление жестокости общества. В случае получения ребёнком психической травмы, помогают специальные разработанные медиками развивающие психологические игры. Вот примеры таких игр: 1. Растение. Используем метафору растения, пускающего корни в новом месте. Сочиняем сказку (рисуем картинку, лепим из пластилина и «оживляем» их наклейками-глазками или рисунками) о Зернышке (Цветке или Деревце), которое пересаживают в другой горшок (его переносит ветер, перевозят родные за собой), и как нужно за ним ухаживать и заботиться о нем. Или семечко само отправилось путешествовать. Сказка о том, как деревце присматривается к новой «почве», разглядывает, кто рядом растет, пускает корни, приживается. И со временем начинает цвести, к нему прилетают друзья – птицы, прибегают звери… Если дерево, по словам ребенка, чувствует себя неуютно и небезопасно, спрашиваем – что бы ему помогло, возможно, взрослый друг. (Можно после практики подойти к любому дереву, повязать ленточку, обнять его, погладить). 2. Линия жизни. Ниточкой или длинной лентой выкладываем ровную линию. (Идеально использовать гирлянду со светящимися огоньками). В зависимости от того, сколько ребенку лет – ставим на линии яркие предметы (можно обувь) – через несколько шагов друг от друга. Количество отметок по количеству лет +1 (через год от реального возраста) и +1через 5 лет от реального возраста. Линия из ниток должна быть намного длиннее, чем отметки возраста. Ребенок становится на первую «зарубку» — мы ему напоминаем, что эта точка, где ему всего годик. На этом месте малыш только начинает ходить (ребенок может присесть, попроситься на ручки, обязательно обнимаем его, если он попросит. Можно даже дать попить воды из трубочки). По мере продвижения по линии, ребенок распрямляется. На каждой остановке – говорим искренние слова. «О! Еще один годик! Как я тебе рад. В этом году ты стал/а… (говорим какое-то достижение)». Обязательно чуть дольше постоять на отметке реального возраста… А потом ребенок делает шаг в «будущее» — родитель говорит – «О! Ты будешь таким счастливым взрослым!». Возможно, подхватить ребенка на руки и «перелететь» над ниткой… 3. Игры с лицом. Можно начать с разминания настоящего кусочка пластилина. Затем, «превращаем» ребенка в пластилин. Из его мордочки «вылепливаем» разные формы (теребим щечки, просим надуть щеку…) Играем в конкурс «кривлялок». Корчим вместе с ребенком всевозможные рожицы. Маски. Используем готовые, вырезаем, раскрашиваем. Ребенок выбирает маску своей «силы» — ходит, говорит, жестикулирует из этой роли. Затем одевает маску «слабости» (например, страха). Говорит от имени этой маски. Затем, снимает маску. В конце работы мы спрашиваем, а когда бы тебе пригодилась первая маска? Как она может помочь второй маске? Становимся актерами и делаем маленькую постановку любой сказки. Самая простая – репка. Благодаря подобным играм ребенок сможет легче пережить стресс, который уже не отразится на его дальнейшей жизни. |
Предварительный просмотр:
Как помочь ребенку преодолеть застенчивость.
Советы психолога.
Застенчивый малыш постоянно находится в напряжении, его пугает смена обстановки и незнакомые люди, ему трудно проявить себя.
На первый взгляд детская застенчивость не является проблемой, а, наоборот, выглядит очаровательно и мило. Но для ребенка застенчивость может стать причиной больших сложностей в общении, как со взрослыми, так и со сверстниками.
Застенчивость не исчезает сама собой, а с возрастом может сильно усугубиться. Поэтому очень важно начать работать над причинами застенчивости ребенка и учить его взаимодействию с людьми еще в детстве
Признаки застенчивости
Застенчивый ребенок выделяется среди своих сверстников. Пока все увлечены шумной игрой, он тихо сидит в уголке и наблюдает. Такие дети очень неуверенны в себе, самокритичны. Поэтому обычно они стараются остаться незамеченными и осторожничают в действиях. Иногда застенчивость скрывается под маской показной демонстративности.
Застенчивость – это социальное явление. Она проявляется непосредственно в ситуациях межличностного общения. Из-за застенчивости ребенку тяжело продемонстрировать свои умения и навыки обществу, какими бы талантами он не обладал, поэтому он не может почувствовать себя значимым и ценным.
Застенчивость приводит к замкнутости и ограниченности круга общения. Застенчивого ребенка тяжело вывести на разговор и вовлечь в коллективную деятельность. В незнакомом месте застенчивый малыш не отойдет от мамы или другого близкого человека.
Застенчивые дети тяжело переносят общественное внимание, направленное на их персону, даже если это похвала. В стрессовых для ребенка ситуациях межличностного общения, у него могут проявляться такие «симптомы», как:
- Учащенный пульс;
- Напряженность мышц;
- Румянец;
- Тихий голос;
- Нарушения речи (запинки, заикание).
Спутниками застенчивости являются заниженная самооценка, тревожность, накопление негативных эмоций, нерешительность. Это приводит к тому, что малыши легко поддаются влиянию других людей, а также испытывают серьезные затруднения при решении даже простых задач.
Причины застенчивости малыша
Для того чтобы выбрать правильную тактику общения с застенчивым ребенком и помочь ему побороть скромность и неуверенность в себе, сперва необходимо понять причину проблемы.
Наследственность;
Особенности темперамента (чаще всего застенчивыми становятся меланхолики, флегматики);
Пример значимого человека (если кто-то в окружении малыша застенчив, ребенок может брать с него пример);
Воспитание (частые наказания и запреты формируют у крохи неуверенность в своих силах и, как следствие, застенчивость);
Как помочь ребенку преодолеть застенчивость?
- В первую очередь необходимо проанализировать свое поведение и задать себе вопросы: не слишком ли много я требую от ребенка? Сравниваю ли я ребенка с другими детьми? Бывает ли так, что я заставляю малыша сделать то, что важно мне, а не ему? Не слишком ли я опекаю ребенка? Как я реагирую на его застенчивость? Ответы на эти вопросы, возможно, помогут Вам понять, стоит ли что-то поменять в Вашем поведении и тем самым помочь ребенку побороть застенчивость.
- Дошкольник не может преодолеть застенчивость самостоятельно. Задача взрослых – помочь малышу справиться с проблемой. Добиться этого можно, следуя следующим правилам:
- Развивайте у ребенка позитивное восприятие себя. Застенчивые дети считают, что окружающие люди негативно настроены по отношению к ним, поэтому боятся раскрыться и быть осмеянным. Чтобы противостоять этому ощущению, нужно развивать у малыша позитивную Я-концепцию, любовь к себе и чувство своей уникальности. Постарайтесь создать и поддерживать дома атмосферу доверия и взаимопонимания. Принимайте ребенка таким, какой он есть, не критикуйте его личности и ни в коем случае не сравнивайте его с другими.
- Формируйте адекватную самооценку. Низкая самооценка – одна из причин застенчивости. Чтобы поднять самооценку малыша, хвалите его. Ставьте перед ребенком достижимые цели, чтобы он как можно чаще оказывался в ситуации успеха.
- Будьте примером для ребенка. Малыши учатся во многом через наблюдение за взрослыми. Ненавязчиво показывайте ребенку пример, как вести себя в той или иной ситуации.
- Снижайте тревожность. Очень важно поддерживать ребенка эмоционально и помогать ему там, где это необходимо.
- Обучайте навыкам общения. Почаще приглашайте в гости детей. На своей территории ребенок чувствует себя увереннее и ему будет легче пойти на контакт. Лучше если малыш будет тренировать навыки общения с детьми младше его самого. Также полезно играть с ребенком в такие сюжетные игры, как «У доктора», «В магазине», «Детский сад» и так далее. Разыгрывая различные сюжеты, Вы можете показать крохе, как вести себя в тех или иных ситуациях.
- Учите принимать себя и формируйте у малыша чувство собственного достоинства. Как правило, застенчивые дети акцентируют внимание на своих недостатках и слабостях. Помогите ребенку увидеть и свои сильные стороны. Например, можно отдать малыша в кружок или секцию, которая ему интересна и в которой он будет иметь потенциал.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Капризы и Упрямство детей дошкольного возраста» |
Упрямство – это психологическое состояние, очень близкое к негативу. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых причин. Это отрицательная особенность поведения ребенка, и выражается в необоснованном противодействии к просьбам, советам, требованию взрослых. Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно может порождать детскую лживость, привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Такие проявления в дошкольном возрасте, из активных состояний переходят в хронические, и возникает начальная стадия педагогической запущенности. Детское упрямство — это особый период, когда ребенок стремится делать все по-своему, не слушаясь родителей. Заметные перемены в характере и поведении у ребенка проявляются уже в возрасте от двух до четырех лет: у ребенка формируются самооценка и самолюбие. Взрослые сталкиваются с серьезными трудностями, как в общении, так и в воспитании. В результате возникают небольшие разногласия, которые можно было решить мирным путем, но они перерастают в конфликт, из-за которого страдают и родители, и ребенок. По мнению психологов, главной причиной проявления упрямства у детей в этот период, не желание делать и выполнять то, о чем просят родители, чего хотят родители, чего они от него ждут, является родительская гиперопека. Некоторые дети, так нам кажется, будто созданы изводить своих родителей своим диким упрямством. Стоит задуматься, а всегда упрямство — это отрицательная черта ребенка? Некоторые дети своим упрямством показывают свое желание сделать что-то самостоятельно, отстоять свои мысли и убеждения, свои собственные идеи. Советы родителям во время приступа упрямства ребенка. Когда начинается приступ упрямства у детей вырабатывается большое количество адреналина – гормона, который вызывает стресс. Дети что есть мочи, бросаются на пол, размахивают руками, брыкаются ногами и топают, кричат, пока у них не перехватит дыхание, а немного отдышавшись, снова начинают истерить и капризничать. - Не придавайте большого значения и не обращайте внимание на упрямство. - Не отходите далеко во время приступа от ребенка будьте рядом с малышом и дайте ему ощутить, понять, что понимаете, как он страдает, как ему плохо. - В ходе приступа упрямства дети плохо слышат и видят, не переносят, если в этот момент их трогают руками. Они не владеют собой, организм выходит из — под контроля зачастую увидев такое, родители сильно пугаются, впадают в панику, но все это не так страшно, как может показаться. Дыхание ребенка очень быстро восстанавливается, надо наложить на лоб мокрое или смоченное водой полотенце. - Поэтому если вы сказали «нет», придерживайтесь и в дальнейшем этого мнения. Позиция родителей должна стать более твердой. Малыш, хотя и с опозданием, усвоит, что нельзя — это нельзя, а надо — это надо, что отказ от чего-то совсем не означает, что ему тут же предложат что- то взамен. - Не сдавайтесь и не отчаивайтесь даже тогда, когда приступ упрямства у ребенка случился в общественном месте. Стоит – взять его за руку и увести оттуда. - Родителям необходимо уметь давать указания детям авторитетно, соблюдаятвердость и серьезность тона, быть справедливыми, последовательными в своих требованиях, если порой родителям, даже если и не хватает терпения. - Затем родителям необходимо запастись большим терпением – очень важно справляться с приступами агрессии, когда малыш начинает вас испытывать на «прочность». - Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, неустанно повторяйте своему ребенку, что у него много разных достоинств. - Никогда не унижайте, не оскорбляйте своего ребенка. - Хвалите своих детей не только в семейном кругу, но и в присутствии посторонних людей, ребенок будет чувствовать свою значимость, у него возникнет желание сделать что-то такое, что удивит и обрадует родителей. - Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, наказывать и побольше ласки, терпения, даже ценой некоторых компромиссов. Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего вышеперечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье. Уделяйте внимание своему ребёнку не тогда, когда он «плохой», а когда он «хороший». Вы мудрее его, помогите ребёнку справиться с самим собой, основываясь в своём поведении на трёх принципах: попытаться понять ребёнка, обозначить пределы допустимого, проявить сочувствие к нему. Капризы– это действия, которые лишены разумного основания и выступают как форма самозащиты ребенка. Проявление капризовв желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно и не приносит пользы, в недовольстве, раздражительности, плаче в перевозбуждении. Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система. Советы Родителям: -Нельзя хвалить ребенка за то, что достигнуто не своим трудом, из жалости или желании понравиться. -Надо хвалить за хороший поступок, за совершенное действие, за помощь, которую взрослый не просил.
-Позволяйте ребенку выполнить ответственное задание в удобном для него темпе. -Поручайте ему посильные дело, чтобы он понимал, если не справится, то подведет не только себя, но и взрослого, который в него поверил. -Родители часто не знают, что дети способны на большее, покажите ему, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы у него все получалось. Дети хотят быть хорошими и гордятся, когда им доверяют и спрашивают их мнение.
-Спокойное игнорирование капризов, когда очевидно, что желания ребенка выходят за рамки дозволенного, разумного. Причины появления капризов:
Капризы могут носить случайный, эпизодический характер (например, при эмоциональном перенапряжении или физическом недомогании, как реакция раздражения на препятствие, запрет). Вместе с тем, капризы часто принимают вид стойкого и привычного поведения в общении с окружающими (особенно близкими взрослыми) как средство достижения своих желаний и могут в дальнейшем стать укоренившейся чертой характера. 7 правил наказания:
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего вышеперечисленного, недостающую часть, которую он посчитает нужным и правильным для своего ребенка тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье. |
Предварительный просмотр:
Коррекция детских страхов посредством сказкотерапии в дошкольном образовательном учреждении |
Сказки — это не просто истории, предназначенные для рассказывания детям перед сном. Они содержат глубокие символы и архетипы, которые могут иметь целебное воздействие на нашу психику. Использование сказок в целях коррекции или развития называется сказкотерапией. Сказкотерапия – это эффективный метод, помогающий людям разрешить внутренние конфликты, побороть эмоциональные проблемы и восстановить психическое равновесие. Она основана на идее, что сказки предлагают альтернативные решения и позволяют нам пережить различные ситуации, даже если они выходят за рамки нашей реальности. Психологии педагоги используют сказки, как мощный инструмент в работе с клиентами различных возрастных групп. Они могут адаптировать уже существующие сказки или создавать собственные, чтобы соответствовать конкретным потребностям каждого пациента. Как работает сказкотерапия? Традиционно, во время сеанса сказкотерапии клиентам предлагается расслабиться и представить себя героем сказки. Они могут визуализировать события, переживать эмоции и взаимодействовать с другими персонажами. Терапевт слушает и наблюдает за реакциями клиента, чтобы помочь ему осознать скрытые проблемы, находящиеся за поверхностными символами и сюжетом сказки. Сказкотерапия может быть использована для лечения широкого спектра проблем: от тревожности и стресса до депрессии и травм. Она также может помочь в развитии креативности, самосознания и самоанализа. Поскольку сказки имеют универсальный характер, сказкотерапия может быть эффективна в работе с людьми различных культур и языков. Научные исследования показывают, что сказкотерапия действительно эффективна. Она помогает снизить уровень тревожности, повысить самооценку, улучшить коммуникацию и развить способность к решению проблем. Однако, стоит отметить, что сказкотерапия не является заменой для традиционной медицинской помощи и должна использоваться в рамках комплексного подхода к лечению. Страхи — это естественная реакция организма на опасные или неизвестные ситуации. У детей страхи могут быть особенно яркими, так как их восприятие окружающего мира еще только формируется. Детские страхи могут препятствовать нормальному развитию ребенка, мешать справляться с повседневными проблемами и изучать новые предметы и навыки. Одним из способов коррекции детских страхов является использование сказкотерапии. Сказкотерапия включает в себя использование сказок и сказочных персонажей для помощи детям в понимании и преодолении своих страхов. В дошкольном образовательном учреждении сказкотерапия может стать эффективным инструментом для работы с детскими страхами. Воспитатели и педагоги могут использовать различные сказки, которые помогут детям заглянуть в свои страхи и научиться справляться с ними. Сначала, педагоги должны определить страхи, с которыми сталкиваются дети в их группе. Это может быть боязнь темноты, одиночества, клаустрофобия или страх перед животными. Затем, с помощью сказкотерапии, педагоги могут моделировать ситуации, которые вызывают страхи у детей, и помочь им находить способы справиться с этими страхами. Например, если ребенок боится темноты, педагог может использовать сказку о маленьком зайчике, который исследует темные уголки леса. В ходе сказки, зайчик наглядно демонстрирует, что темнота не является чем-то страшным, а, наоборот, может быть веселой и интересной. Сказкотерапия также помогает детям осознать свои страхи и дать им имя. Когда ребенок проходит через ситуацию в сказке и видит, что главный герой успешно справился со своими страхами, он начинает понимать, что и сам может сделать то же самое. Кроме того, сказкотерапия предлагает детям возможность выразить свои страхи и эмоции через творчество. Например, педагоги могут предложить детям нарисовать своих страшных героев или построить из пластилина ту ситуацию, которая вызывает у них страх. Сказкотерапия также способствует развитию фантазии и креативности у детей. Ребенок учится видеть мир не только через призму своих страхов, но и через призму сказочных и магических персонажей. Он находит в себе силы и ресурсы для преодоления трудностей. Таким образом, сказкотерапия в дошкольном образовательном учреждении может быть эффективным инструментом для коррекции детских страхов. Она помогает детям понять свои страхи, научиться ими управлять и развивает их фантазию и креативность. В целом сказкотерапия создает безопасную и поддерживающую среду для детей, где они могут успешно преодолевать свои страхи и развиваться. Список использованных источников и литературы
|
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
10 фраз, которые делают из детей закомплексованных взрослых
«Слово – дело великое»
Л.Н. Толстой
Многие психологи отмечают, что даже одна небрежно брошенная фраза может сильно подействовать на психику маленького человека. Поэтому в общении со своим чадом следует тщательно выбирать слова, а о некоторых выражениях мамам и папам лучше навсегда забыть вовсе.
«Я в твоем возрасте училась на «отлично» (умела наводить порядок, завязывать шнурки и т.п.).
С рождения и до 6 лет мама и папа для ребенка — это практически боги, которые знают все. Они формируют отношение малыша к миру и к себе лично. Конкретно в этой фразе можно увидеть конкуренцию родителя с ребенком, он как бы говорит своему чаду: «Ты до меня никогда не дотянешься! Как бы ты ни старался, я лучше тебя». Дети, выросшие с такой установкой, как правило, всю жизнь доказывают семье, что они хорошие. Конечно, говоря подобные вещи, вы действительно стимулируете нарциссическую часть психики ребенка, что провоцирует его достигать определенных целей. Но беда в том, что в итоге человек добивается чего-то не для себя, а для мамы с папой, чтобы они наконец- то увидели, что он достоин их. Вырастая, такие дети никогда не радуются своим успехам, радость приходит только в том случае, если родитель признает их достижения, но он вряд ли это сделает.
«Ты моя курочка, обезьянка, поросеночек».
Как только ни называют своих детей любящие родители. Все это приводит к обезличиванию ребенка, его как бы нет, а есть какая-то игрушка, с которой можно делать все, что душе угодно. В начале своей жизни ребенок любое сказанное родителями слово будет воспринимать некритично, он будут доверять родителям. Скажете ребенку, что он дурак, вместо: «Тебе нужна помощь, давай я объясню», и ребенок примет это. Пример: мама в воспитательном порыве сказала сыну, что он трус. В итоге при знакомстве мальчик представлялся так: «Меня зовут Ваня Иванов, я трус». Когда вы слышите подобное — это должно быть стимулом, чтобы подумать над тем, как вы общаетесь с собственным чадом. Имя человека — это его презентация миру. В некоторых семьях получается, что оно задвигается и придумывается масса веселых названий для ребенка, а зря! Имя всегда должно быть на первом плане, это то, как человек будет впоследствии ощущать себя в этом мире, насколько он будет целостен. Если вы чаще называется дочку или сына курочкой или чертиком, то вы как бы откусываете от его имени (от его личности) кусочки.
«Посмотри, у Кати пятерка за контрольную работу, а у тебя — четверка». («У Васи какой аккуратный рисунок, а у тебя мазня какая-то!»)
Большинство родителей все делают из лучших побуждений. У самих родителей в детстве, скорее всего, был такой опыт, и тогда они говорят: «Ничего страшного, мне тоже так говорили, я же вырос, посмотри, какой я замечательный». Они смогли «забыть», как это больно, когда мама или папа тебя отвергают и говорят при этом: «А Катя лучше, чем ты». Это очень болезненный опыт, который часто дети переносят в свою взрослую жизнь. Эту Катю они потом начинают ненавидеть. Ребенку всегда неприятно, когда его сравнивают с кем- нибудь другим — с одноклассником, братом или сестрой. Такие уже взрослые люди всегда продолжают сравнивать себя с другими и всегда не в свою пользу.
«Раз ты так себя ведешь, я тебя не люблю».
Или «я могу любить тебя, только когда ты мне подходишь». После этой фразы ребенок начинает стараться изо всех сил быть правильным, он задвигает все свои потребности и желания, «выращивает» в себе некую антенну, которая угадывает желания и ожидания родителей. В итоге ребенка не существует. Во взрослой жизни он пытается все время угодить, живет с установкой: «Я хочу, чтобы меня любили, а для этого я должен угождать. У меня не будет своих желаний, зато будут желания других людей».
«Не позорь меня».
Другими словами, родитель говорит: «Ты мой позор». Дети, которые часто слышат подобную фразу, очень хотят, чтобы все увидели, какие они на самом деле, при этом, если они получают чье-то внимание, то не знают, что с ним делать. Они прячутся, закрываются, теряются. У такого ребенка как будто нет выбора, он может быть только чьим-либо позором. Говоря что-то подобное, вы травмируете собственного малыша.
«Ты совсем как отец (мать)».
Безусловно, эта фраза иллюстрирует отношения папы с мамой, их недовольство своей совместной жизнью, которое они вымещают на ребенке. То есть, супруги напрямую не выясняют отношения, но через свое чадо говорят друг другу какие-то гадости. И все эти гадости остаются в ребенке. Если мама говорит:
«Ты такой же упрямый, как твой папаша». Получается, что папа — плохой человек, с которым невозможно договориться. А теперь подумаем, захочет ли мальчик быть таким мужчиной, ведь он упрямый и нехороший? Когда мы проецируем свои плохие отношения на детей, то им приходится жить с этим. С другой стороны, в этой фразе он может услышать подтекст, что «с девочками лучше, чем с мальчиками». Родители используют эту манипуляцию, если есть борьба за ребенка и ему надо выбрать сторону либо папы, либо мамы.
«Не доешь кашу — будешь слабым и глупым». В одной из своих книг психолог Светлана Меркулова приводит пример из своей практики: «Девушка, которой с детства говорили: «Если ты не доешь хлебушек, то он будет бегать за тобой всю ночь». Как бы смешно это ни звучало, но она ужасно боялась хлеба, то есть родители добились обратного эффекта. Подобные фразы — это тоже чистой воды манипуляции. Очень часто их используют бабушки и дедушки, которые сталкивались с голодом в детские годы. Дальше они передаются из поколения в поколение незаметно для нас. У ребенка подобное выражение может развивать страхи или очень тяжелые отношения с едой, ее культ, лишний вес и так далее.
«Будешь себя плохо вести, мы тебя отдадим дяде (бабайке)».
Это очень конкретное послание, в котором говорится, что ребенок ценен, только если он удобен своим родителям. Родитель транслирует своему чаду: «Не будь собой, ты должен быть таким, каким ты нас устраиваешь». Вырастая, такие дети не знают, чего они хотят, и пытаются угодить всем и каждому.
«Дома получишь!».
Это про то, что родитель имеет право сделать с ребенком все что угодно, не обращаясь к его чувствам. В одну секунду мама или папа превращаются в родителя-надзирателя, который карает или прощает. У детей, часто слышащих подобное выражение в свой адрес, непросто складываются отношения с начальством, поскольку родительская фигура как бы склеивается с фигурой начальника, и человек начинает бояться шефа и при этом хочет ему угодить, чтобы не быть наказанным. Но, как правило, руководство чувствует подобное отношение и в ответ начинает «гнобить» такого подчиненного.
«Уйди, чтобы я тебя не видела и не слышала».
Перевожу: «Ты испортил мне жизнь, исчезни! Тебя не должно быть». И впоследствии такой ребенок живет с чувством глубокой вины перед родителем, за то, что он мешал жить родителю счастливо.
С подобными высказываниями нужно быть очень осторожными, поскольку человек может нести их груз всю жизнь. Вообще, прежде чем что-то сказать своему ребенку, нужно хорошо подумать. Многие взрослые не слышат, что они говорят, им было бы полезно хотя бы иногда услышать себя со стороны. Сейчас существует много гаджетов, запишите свою речь и внимательно изучите, как вы обращаетесь к своему чаду, какие слова ему говорите. Уверяю, вы сделаете массу открытий и, возможно, не самых приятных.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Влияние семьи на развитие ребенка (Часть 1)
Роль семьи в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Заложенные с раннего детства качества и основы поведения остаются с человеком на протяжении всей его жизни.
Воспитание начинается в семье. Именно в окружении близких, родных людей происходит развитие ребенка как личности, закладываются основы его будущего поведения в обществе. И хотя все больше места в нашей жизни отводится техническим новинкам, а образование становится дистанционным, воспитание, в первую очередь семейное, по-прежнему занимает главенствующую роль в формировании личности ребенка.
Семья выполняет определенные функции: обеспечивает ребенку все условия для физического развития; участвует в формировании его личности; закладывает основы одобряемого обществом нравственного поведения; прививает любовь к искусству, тем самым формируя творческие интересы; обучает ребенка.
Семья для ребенка – это его рождение и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.
Многие согласятся, что именно семья, семейное воспитание играет основную роль в развитие ребенка дошкольного возраста. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты (детские сады, школы) могут лишь помочь им в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества. Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.
Любовь родителей – величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.
ВНИМАНИЕ!!!
Огромное влияние «родительское отношение» на развитие личности ребёнка имеет в дошкольном и младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте для развития личности ребенка важно благоприятное родительское отношение, так как на его основе формируется самоотношение ребенка, его самооценка.
От того, что мы (взрослые) передаём в дар другому поколению и как мы это делаем, зависит и физическое, и душевное, и духовное здоровье живущих рядом с нами детей.
Основные принципы влияния родителей на ребенка:
- Родители являются основным источником жизненного опыта
- Родители влияют на поведение ребенка методами поощрения или наказания.
- Общение в семье является основным фактором, влияющим на развитие собственных взглядов, норм, установок и идей ребенка.
- Ребенок перенимает у родителей основы поведения в обществе.
- Семья обеспечивает чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребёнка. Она даёт ребёнку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования
- Морально – психологический климат семьи — это школа отношений с людьми.
Дети учатся тому, что они видят вокруг себя
Е С Л И | – ребёнок живет в атмосфере критики, он учится порицать. – ребенок живет в обстановке враждебности, он учится воевать. – ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться. – ребенок окружен жалостью, он, учится жалеть самого себя. – ребенок окружен насмешками, он учится робеть. – ребенок окружен ревностью, он учится завидовать. |
Е С Л И | – ребенка хвалят, он учится быть благодарным. – ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить. – ребенок живет в атмосфере признания, он начинает понимать, как хорошо иметь цель. – вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости – ребенок живет в атмосфере терпимости, он учится быть терпимым. – ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость. |
КАК СОХРАНИТЬ ОТНОШЕНИЯ С РЕБЕНКОМ
Вовлечение в позитивную деятельность, адекватную интересам, способностям, психическому развитию и достаточную для полноценной самореализации личности Я СПОСОБЕН! Я МОГУ! Я ХОЧУ!
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
- Находите больше возможностей привлекать детей к труду: дома, вне дома, в помощь школе.
- Используйте свободное время вместе с детьми для их духовного обогащения, воспитания любви и бережного отношения к природе, приучения к труду, расширения познавательных и эстетических интересов.
- Помните, что Вы являетесь первым примером для своих детей, в Вас они хотят находить лучшие человеческие качества.
- Не давайте детям повода для неприятных переживаний, никогда не ссорьтесь в их присутствии, будьте тактичны. Уважайте личность ребенка, его мысли, переживания, интересы, добивайтесь взаимного понимания, искренности и доверия. Заведите хорошие традиции в семье: чем больше хороших традиций, тем содержательнее, радостнее атмосфера, в которой живет семья.
- Способствуйте развитию у Ваших детей гуманных, товарищеских и дружеских взаимоотношений, культурного поведения. Готовьте ребенка к тому, чтобы он принимал активное участие в жизни школы. Приучайте детей к здоровому режиму дня, рациональному питанию, добивайтесь того, чтобы дети делали утреннюю гимнастику, занимались спортом, бывали на свежем воздухе.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Влияние психологического климата в семье и типа воспитания на развитие ребенка (Часть 2)
На психологическое состояние, развитие ребенка влияют эмоциональное состояние самих родителей, отношения между членами семьи. Всевозможные ссоры, злоупотребление алкоголем, сцены физического причинения вреда родителей друг другу, частые ругань при ребенке негативно сказывается на его эмоциональном состоянии. А если данные случаи постоянны в семье и ребенок, в связи с этим испытывает постоянное напряжение, то может возникнуть невротическое состояние.
Эмоциональное состояние ребенка в свою очередь влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Отмечается, что умственные способности детей и молодых людей, растущих в негативной социальной среде, определенно ниже, чем растущих в благоприятной социальной среде.
Специальное изучение влияния семьи на психическое развитие ребенка показало, что решающее значение имеет тип отношений между родителем и ребенком. Какими же бывают отношения между родителями и детьми. Существуют различные типы детско – родительских отношений.
Авторитарный тип + чрезмерная требовательность
В семье существует строгая иерархия: взрослые считаются всегда правыми, дети обязаны беспрекословно подчиняться всем их требованиям и приказам. Мнение ребенка не учитывается, его интересы и настроения игнорируются, желания, и чувства не берутся в расчет.
При таком стиле детско – родительских отношений:
- ребенок «удобен», поскольку он послушен, исполнителен, нетребователен, им легко управлять, его легко подчинить родительской воле;
- у родителей есть иллюзорное ощущение полного контроля над воспитательной ситуацией и будущим ребенка;
- ребенок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь.
Возможные последствия:
• снижение интереса к окружающему миру и формированию безынициативности;
• может привести к развитию таких черт личности, как робость и неуверенность в себе, или, наоборот, агрессивности и негативизму;
• ребенок становится «глухим к родителю», ждет обычных угроз или повышения голоса, чтобы начать выполнять то, что ему говорят;
• при достижении подросткового возраста ребенок может захотеть поскорее вырваться из слишком жесткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу;
• вырастая, ребенок может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, политические партии, криминальные компании, в которой он будет так же послушен, управляем;
• став взрослым, либо сам приобретет весьма авторитарный характер, либо станет исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным.
Мотивы поведения родителей:
• На фоне затянувшихся проблем у ребенка родители иногда теряют веру в его способность нести ответственность или делать хоть что-нибудь самостоятельно и хорошо.
• Если у ребенка нет хронических проблем, мотивом родителей может быть компенсация тех внутренних чувств, которые они испытали в детстве, когда ощущали, что их не замечают и не принимают всерьез. Поиск родителями возможности самоутвердиться и ощутить свою власть заканчивается иногда использованием для этих целей детей.
Гиперопекающий тип
Ребенок является центром семьи, замыкая всех на своей персоне. Родители всеми силами стараются уберечь ребенка от возможных опасностей («Не поднимайся по лестнице, упадешь»). Большинство его желаний удовлетворяется, часто даже до того, как они были осознаны и озвучены им самим. Ребенок ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не предъявляется никаких требований, обязанностей, просьб. Он живет в основном своими интересами и потребностями, не принимая во внимание чувства и желания остальных членов семьи.
При таком стиле детско – родительских отношений:
- у родителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребенка, тем самым они пытаются снизить тревогу;
- они ощущают себя «сделавшим все для своих детей», чем снижают чувство вины, часто присущее родителям;
- до начала социализации (поступления в детский сад или школу) ребенок ощущает себя защищенным.
Возможные последствия:
- ребенок будет мало адаптирован к взрослой жизни, ему будет трудно приспособиться к любой ситуации, отличающейся от той, что была в его семье;
- он станет инфантильно – потребительски относиться к миру;
- будет болезненно реагировать на любые требования и ограничения любых систем, в которые попадет;
- ему будет трудно, а иногда и невозможно, справиться со своими чувствами: горем, злостью, досадой, обидой, которые впоследствии все же настигнут его в реальной жизни.
- возникнут сложности в общении со сверстниками, когда приходится самостоятельно отстаивать свои интересы и решать встающие проблемы
Мотивы поведения родителей:
•Такой стиль воспитания обычно отражает эмоциональные проблемы родителей, идущие из их детства, когда они могли ощущать себя ненужными. Мотив в этом случае очевиден: чувствовать себя знающими и компетентными, важными и нужными, заботясь о хронически беспомощном ребенке.
Гипоопекающий (попустительский) тип
Родители мало интересуются ребенком, до него попросту «не доходят руки». Потребности ребенка, и, в частности, в эмоциональном контакте, игнорируются. Ребенок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла. Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители, занятые своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, снабжают игрушками, однако практически не имеют с ним контакта.
При таком стиле детско – родительских отношений:
- родители поначалу не тратят много сил и времени на воспитание ребенка;
- ребенок вынужден решать свои проблемы самостоятельно.
Возможные последствия:
- отсутствие контакта, близких эмоциональных отношений с родителями может привести к возникновению у ребенка личностных проблем, низкой самооценки, неумению понимать себе и других;
- отсутствие правил и требований, регламентирующих жизнь, приводит к тому, что у ребенка нет твердой опоры, чувства защищенности.
Мотивы поведения родителей:
Так могут вести себя родители:
— которые на протяжении своего собственного детства чувствовали, что их игнорируют, отвергают, не принимают и недостаточно заботятся о них.
Демократический тип
Родители в семье такого типа считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности. Но при решении важных семейных вопросов интересы и мнения детей учитываются. В семье принято уважительное отношение друг другу независимо от возраста. Семья характеризуется существованием определенных традиций, правил и ценностей, которые обсуждаются и поддерживаются всеми участниками. Ребенок хорошо знает свои ограничения, полномочия и зону своей ответственности. В семье преобладает теплый эмоциональный климат, конфликтные ситуации или сложные ситуации не замачиваются, а обсуждаются и решаются конструктивно.
При таком стиле детско – родительских отношений:
- жизнь в семье требует от родителей внимания, душевной работы, творческого подхода к воспитательным задачам, постоянного «взросления» вместе с каждым своим ребенком;
- отсутствуют простые решения, иллюзия контроле над ситуацией, нет однозначности, нет родительского авторитета априори;
- родитель участвует во взрослении человека, отличающегося от него самого ему придется осознавать и уважать эти различия, устанавливая и поддерживая непростой баланс между родительским участием и передачей ответственности ребенку за его собственную жизнь.
В дальнейшем:
- ребенок вырастает дружелюбным, уважительно расположенным к себе самому и окружающим его людям;
- осознает свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения;
- приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность, ответственность, способность справляться со многими жизненными трудностями и конфликтами.
Свой неповторимый стиль отношений присущ каждой семье. Доброжелательные отношения в семье в сочетании с уютом создают ту особую атмосферу, которая рождает чувство домашнего очага. Чтобы оно проявилось, нужно совместное усилие всех членов семьи, их коллективный душевный и физический труд. Родителям нужно помнить, что не учитывание интересов детей, недостаток материнского и отцовского внимания, с возрастом может вернуться бумерангом. На этой почве достаточно самой глупой ссоры из-за пустяка, чтобы отношения между поколениями прервались навсегда. Именно поэтому надо уже сейчас понять, в чем вы не правы, и дать детям то, в чем они нуждаются.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ВЛАДЕТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ
Все родители любят своих детей, но не все знают о значении эмоционального воспитания. Любовь, забота и теплота в отношении – это много, но еще не все, что требуется малышу. Что дает эмоциональное воспитание?
Родители, которые используют эмоциональное воспитание, всегда реагируют на эмоции ребенка до того, как те стали интенсивными, переросли в истерику или скандал. Со временем дети начинают испытывать уверенность, что родители их понимают, сопереживают и интересуются их жизнью. Им не приходится капризничать, чтобы привлечь внимание родителей. Дети, которых так воспитывали с раннего детства, становятся мастерами искусства самоуспокоения. Они могут оставаться спокойными даже в состоянии стресса. Между родителями, занимающимися эмоциональным воспитанием, и их детьми возникает меньше конфликтов. Ведь детей не ругают за плач из-за разочарования и за приемлемые формы выражения гнева. Благодаря эмоциональному воспитанию устанавливается глубокая связь между родителями и детьми. Дети видят в своих родителях союзников и хотят их радовать, а не разочаровывать.
Психолог Джон Готтман дает несколько советов по эмоциональному воспитанию.
Научитесь понимать свои чувства
Чтобы понять, что чувствует ваш ребенок, важно научиться осознавать свои эмоции. Что это означает? Вы признаете свои эмоции, можете определить чувства, которые вы испытаете в данный момент и разделяете эмоции других людей. Чтобы научиться осознавать свои чувства, есть несколько простых способов: молитва, медитация, ведение «дневника эмоций», разные формы художественного выражение (рисование, стихотворчество, игра на музыкальных инструментах). Очень важно для этого иметь время на то, чтобы побыть в одиночестве. С навыком осознания собственных эмоций родителям будет проще настраиваться на чувства ребенка. Будьте внимательны к ребенку, откройте ему свое сердце.
Используйте негативные эмоции ребенка как средство сближения Когда ребенок испытывает сильную негативную эмоцию – страх, гнев, печаль – он больше всего нуждается в родителях. Возможность успокоить
расстроенного ребенка позволяет нам почувствовать себя родителями и сблизиться с малышом. Чутко относитесь к изменениям настроения вашего ребенка, проявляйте искренний интерес и озабоченность его проблемами. И тогда ребенок поймет, что вы его союзник. Вы научитесь сотрудничать и в случае большого кризиса сможете вместе ему противостоять. Негативные переживания – отличная возможность для сближения с ребенком. Это дополнительный кирпичик в здание ваших взаимоотношений.
Умейте выслушать и посочувствовать вашему ребенку
Настройтесь на волну эмоции ребенка: его телодвижения, язык жестов, мимику. Сядьте на один уровень с ребенком, сделайте глубокий вдох и сосредоточьтесь. Выслушайте вашего ребенка, посочувствуйте ему. Дайте ребенку понять, что его чувства обоснованы. Одним из способов продемонстрировать свое понимание чувств ребенка – привести аналогичный пример из собственной жизни из серии: «когда я была маленькой…»
Помогите ребенку обозначить эмоцию словами
Очень важно научить ребенка называть свою эмоцию словами. Обозначение эмоции позволит превратить страшное и неприятное чувство в нечто определимое, имеющее границы. Родитель видит расстроенного ребенка и говорит: «Наверное, тебе очень грустно?» Ребенок чувствует, что его поняли и теперь он знает то слово, которое описывает его состояние. Психологи утверждают, что в то время, когда мы говорим об эмоции, вербализуем свои чувства, подключается левое полушарие головного мозга, где находятся центры логики и языка, и это помогает успокоиться.
Введите ограничения на неприемлемое поведение
Если ребенок, испытывая негативное чувство, выражает его в неприемлемой форме – бьет товарища, ломает вещи, обзывается – важно установить границы такого поведения. Нужно сказать ребенку, что такое поведение непозволительно. Например: «Тебя злит, что сестра отобрала игру. Меня бы это тоже разозлило. Но бить ее неправильно. Что ты можешь сделать вместо этого?» Детям важно объяснить, что проблемой является не их чувства, а их плохое поведение. То есть ребенку нужно объяснить, что есть другие способы выражения их чувств. В то же время помните, что ребенок – это ребенок. Это нормально, если он бежит, сломя голову, если он лезет на дерево или строит рожи. Психологи предлагают разделить систему правил на три зоны. Зеленая – поведение, которое разрешено и желательно. Желтая – поступки, с которыми можно мириться. Красная зона – это недопустимое поведение (аморальное, неэтичное, незаконное, асоциальное). За плохое
поведение возможно наказание – лишение привилегий, отказ во внимании или отсутствие наград.
Окажите помощь в решении проблемы
Не берите полностью на себя поиск решений. Способ проведения мозгового штурма зависит от возраста ребенка. Для детей помладше – это может быть ролевая или фантазийная игра, в которой могут разыграться
«правильная» и «неправильная ситуация». С детьми постарше можно продумать и записать максимальное число вариантов решений. Только старайтесь не высмеивать ребенка, если даже какая-то идея вам покажется глупой. Затем взвесьте придуманные решение с точки зрения ценностей, принятых в вашей семье: насколько оно справедливо, безопасно, милосердно, мужественно. Изучив последствия от разных вариантов, дайте ребенку возможность выбрать свой вариант. Помните, что дети учатся на своих ошибках. Если ребенок выбрал вариант, который не сработает, но и не принесет вреда, позвольте его попробовать. Если оно окажется неэффективным, проанализируйте вместе, почему так случилось и предложите перейти к другому варианту.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Работа над ошибками»
Все родители воспитывают детей, исходя из своего жизненного опыта, понимания жизни. Каждый из нас мечтает о том, что он будет самым хорошим, самым умным и самым добрым в отношениях со своим ребёнком. И часто это получается. Но бывают моменты, когда поведение ребёнка ставит в тупик, раздражает; и мы делаем что-то такое, из-за чего бывает стыдно, неуютно, и начинаешь ругать себя и клятвенно обещать себе, что этого впредь не случится. Итак, какие же ошибки мы совершаем?
Ошибка первая – безразличие: "Делай что хочешь, мне все равно"
Мнение родителей: - Когда я был маленьким, со мной не сюсюкались. Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным.
Мнение психологов: Ребёнок, чувствуя ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно "настоящее". Проверка, возможно, будет заключаться в совершении проступков. Ребенок ждет, последует ли за такой поступок критика или нет. Получается, что вы оба <бегаете по замкнутому кругу>. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.
Ошибка вторая - слишком много строгости: "Ты должен делать то, что я тебе сказала. Я мама, я в доме главная".
Мнение родителей: Дети всегда должны слушаться родителей - это самый важный в воспитании принцип. Альтернативы здесь не допустимы. Не важно, сколько ребенку лет, старшеклассник он или дошкольник. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.
Мнение психологов: Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и игнорировать все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: "Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим - почему и зачем".
Ошибка третья - детей надо баловать: "Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам".
Мнение родителей: Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство - так быстротечно, поэтому оно должно быть прекрасно. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.
Мнение психологов: Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Излишняя опека и забота в дальнейшем может привести к проблемам. Когда родители буквально предугадывают каждое движение, каждый вздох, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот - он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. "Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу", — вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.
Ошибка четвёртая - навязанная роль: "Мой ребенок - мой лучший друг".
Мнение родителей: Ребенок - главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый.
Мнение психологов: Взрослые проблемы не должны ложиться на плечи детей. Недопустимо втягивать их в конфликты, межличностные отношения взрослых людей. Дети устроены так, что им интересно всё. Конечно же, они будут выслушивать вас столько, сколько вы захотите. Скорее всего, они примут вашу сторону. Малыши готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.
Ошибка пятая – денежная: "Больше денег - лучше воспитание"
Мнение родителей: - У нас маленькая зарплата. Нет достаточных средств, чтобы позволить побаловать ребёнка. Если бы у нас было больше денег, мы дали ребёнку всё и сделали его более счастливым.
Мнение психологов: Любовь не купить за деньги - звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Буквально вытягиваются в струночку, чтобы у их ребёнка было ничуть не хуже, чем у других. Но такие родители не должны чувствовать угрызения совести за то, что не могут исполнять все желания своего дитяти. На самом деле внимание, ласка, совместные игры и общение намного важнее содержимого кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для родителей САМЫЙ-САМЫЙ.
Ошибка шестая - наполеоновские планы: "Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, фигурным катанием). Он не должен упустить свой шанс".
Мнение родителей: Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И теперь главная цель пап и мам - дать детям самое лучшее образование. Не важно, если малышам этого не очень-то и хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых.
Мнение психологов: - К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. Родители сами провоцируют такое поведение детей. Ведь часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, всего лишь амбиции мамы или папы, но никак не истинное желание ребёнка. Пока малыш еще маленький, он слушается взрослых. Взрослея, желает вырваться из родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами — это может быть и прием наркотиков, и просто увлечение тяжелым роком в ночные часы. Возникает ситуация непонимания, отчуждения, обиды со стороны взрослых. Поэтому, прежде чем решить что-то за ребёнка, прислушайтесь к его интересам. Понаблюдайте за его поведением и настроением, постарайтесь понять: нравится ли ему то, чем он занимается. Не превращайте жизнь ребёнка в удовлетворение собственных амбиций.
Ошибка седьмая - слишком мало ласки: "Поцелуи, объятия и прочие нежности не так уж и важны для ребенка".
Мнение родителей: Многие взрослые считают, что ласки (поцелуи с мамой, объятия с папой) в детском возрасте могут привести в дальнейшем к проблемам в сексуальной ориентации. Короче, никаких объятий и поцелуев. Есть более нужные и серьезные вещи.
Мнение психологов: Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Есть мнение, что за весь день ребёнок должен получить не менее 10 прикосновений (поглаживание по голове, объятие, поцелуи) для хорошего самочувствия и хорошего настроения. В противном случае ребёнок может испытывать эмоциональный голод и думать. Что его не любят.
Ошибка восьмая - ваше настроение: "Можно или нет? Это зависит от настроения".
Мнение родителей: Неприятности на работе, плохие отношения в семье. Как часто взрослые "выпускают пар" на ребенка! Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом сделать вид, что ничего не произошло или купить давно обещанную игрушку, и все будет в порядке.
Мнение психологов: Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако, если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: "Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое, - постарайся быть ко мне снисходительным".
Ошибка девятая - слишком мало времени для воспитания ребенка: "К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя".
Мнение родителей: Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и в школу, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.
Мнение психологов: Взрослые часто забывают простую истину - если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Крохе это необходимо.
Литература:
- Казаченко Т.Н.
file:///G:/22-23/%D0%9A%D0%9E%D0%9D%D0%A1%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%98/f0c788142858f66e608d4f07ae4ec145.pdf
Предварительный просмотр:
Консультация
«Характер Вашего ребенка зависит от Вас»
Мы часто произносим слово "характер" и уже привыкли к нему. «Вот это характер», - говорим мы с восхищением. «Ну и характер!» - произносим, когда негодуем. Хорошо это или плохо - иметь характер? Каждый, опираясь на свой опыт, понимает под характером определенное сочетание индивидуальных особенностей человека. Основными свойствами характера принято считать три группы качеств, проявляющихся в отношении к деятельности, какому-либо поручению (трудолюбие, добросовестность, настойчивость, усидчивость, самостоятельность); в отношении человека к самому себе (гордость, чувство собственного достоинства) и к окружающим (заботливость, отзывчивость, доброта, чуткость). Названные качества одинаковы по важности и воспитываются одновременно. Можно воспитать у ребенка самостоятельность и чувство собственного достоинства, но одновременно и равнодушие. Такое сочетание качеств довольно распространено. Бывает и так, что ребенок и чуткий, и добрый, но не способный довести до конца ни одного дела, не может поставить перед собой цель. Родители часто возражают: «Не все можно воспитать: характер передается по наследству. В нашей семье двое детей-близнецов. Воспитываем мы их одинаково, а растут они совершенно разные. Что же поделаешь, родились с разными характерами». Так ли это? Разберемся, насколько характер ребенка зависит от природных особенностей. Что в характере врожденное, а что приобретенное?
Врожденными, наследственными являются четыре свойства нервной системы ребенка:
1. Сила нервной системы или работоспособность: одни дети выносливы, способны к длительному напряжению, другие - быстро утомляются. Это можно заметить в игре, при выполнении ребенком поручения.
2. Равновесие, или баланс процессов возбуждения и торможения: у одних детей может преобладать процесс возбуждения (шумные, непоседливые дети), у других - процесс торможения (спокойные дети, которых почти невозможно вывести из себя).
3. Подвижность, переключаемость нервных процессов (один ребенок легко и быстро переходит от игры к режимным моментам: проснувшись, сразу включается в игру). Другому свойственно как бы «застревание» на каком-то переживании, очень медленное включение в состояние бодрствования из сна).
4. Динамичность нервных процессов, т. е. способность к возникновению привычных форм поведения и быстрота их изменения. Одни дети легко привыкают к новым требованиям в детском саду, с охотой им подчиняются, другие, охотно им следуя, привыкают долго, с трудом.
Характер ребенка не предопределен этими природными особенностями нервной деятельности. Наблюдения за развитием близнецов подтверждают, что одинаковых условий для их развития даже в одной семье быть не может, обстоятельства как бы вынуждают их поступать по-разному. Если мама просит детей помочь ей, то первым отзывается кто-то один. Другой ребенок в это время может стоять к маме спиной и поэтому на какие-то доли секунды отозваться позже. Несколько сходных ситуаций - и уже есть основа для формирования противоположных качеств (пассивности и активности) у детей-близнецов. Различные сочетания свойств позволяют выделить неодинаковые индивидуальные особенности в поведении и деятельности ребенка. Особенности нервной деятельности могут и затруднить, и помочь воспитать определенные свойства характера.
Так, у очень чувствительного ребенка труднее воспитать самообладание, чем у ребенка уравновешенного. У возбудимых детей труднее воспитать усидчивость, чем у детей медлительных. Помните, что все дети, независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно использующего различные методы и приемы для формирования определенных черт характера ребенка. У всех дошкольников воспитывают устойчивые нравственные чувства, нравственные мотивы поведения, послушание и любознательность, активность. Однако в воспитании детей с различными индивидуальными особенностями важно опираться на положительные особенности высшей нервной деятельности, изменяя при этом нежелательные их проявления.
Так, у подвижных уравновешенных детей особое внимание обращают на воспитание устойчивых интересов, устойчивых нравственных мотивов поведения. Если эта задача воспитания будет решаться правильно, то у ребенка появится терпеливость, упорство, которого до сих пор не было, и умение доводить начатое дело до конца, даже если оно ему не интересно. Воспитание нравственных чувств позволит ребенку сознательно выполнять правила и требования взрослых, предупредит развитие таких качеств, как легкомыслие и самоуверенность.
В воспитании детей другого типа - возбудимых, неуравновешенных - родители предупреждают их вспыльчивость, воспитывают самообладание, настойчивость, умение правильно оценивать свои силы, обдумывать решения и этапы своей деятельности. Взрослые должны быть и требовательными и терпеливыми. Требуя от детей послушания и предупреждая вспыльчивость и упрямство, ребенку объясняют обоснованность того или иного требования, необходимость выполнения правил. Взрослые не уговаривают, а объясняют, оставаясь требовательными. Если ребенку дается поручение, он проговаривает его вслух, объясняя, что он будет делать, что ему для этого необходимо, на какие части лучше разделить поручение чтобы его легче было выполнить, какие могут встретиться трудности и как их избежать. Не забывайте иногда подходить к нему - ребенку может понадобиться ваша помощь. Не надо бояться доверять ребенку, но следует оказывать ему и необходимую помощь. Дошкольнику можно поручить накрыть на стол, когда пришли гости; можно попросить сходить к соседям с какой-либо просьбой. Подобные поручения требуют от ребенка внешней и внутренней собранности, сдержанности, вежливости, то есть тех качеств, которых ему и не хватает; взрослые высоко оценивают именно эти качества, проявленные неуравновешенным ребенком, для того чтобы они стали устойчивыми чертами характера.
В воспитании медлительных детей особенно обращается внимание на формирование у них активности, инициативности, любознательности. У медлительных детей развивают умение быстро переключаться с одного дела на другое. С такими детьми особенно часто совершают прогулки в парк, лес, ходят в зоопарк, цирк. Воображение медлительных детей постоянно будят, включая их во все события семейной жизни. Это способствует созданию привычки быть всегда занятым, активным. Если ребенок делает все очень медленно, важно быть терпеливым, не раздражаться. Полезно делать с ним что-то наперегонки, стараясь дать ему ограниченное время для выполнения поручения. При этом можно отсчитывать время (например, при одевании), пли напомнить ребенку о том, что собирались почитать ему книгу, посмотреть мультфильм, но из-за его медлительности можно не успеть сделать этого. У детей развивают точность, ловкость, быстроту движений. С медлительными детьми чаще играют в подвижные игры, требующие этих качеств. В воспитании чувствительных, ранимых детей строго соблюдают режим дня, дают малышу только посильные задания и вовремя помогают ему. Обращения к ребенку отличаются особой чуткостью, мягкостью, ровным, доброжелательным тоном, доверием к его силам и возможностям. Если что-то поручается, то следует помнить, что ему нужно время на подготовку рабочего места, что поручение будет выполняться очень тщательно. Поэтому не следует раздражаться, если ребенок будет обращать внимание на мелочи.
У ранимых детей воспитывают веру в свои силы, инициативность, самостоятельность, общительность. При посторонних нельзя обращать внимание на проявления застенчивости или неправильные действия ребенка. В воспитании не применяются строгие наказания или угроза наказанием в ответ на неуверенность, неправильные действия ребенка. Нельзя запугивать чувствительных детей - им и так свойственна боязливость, страх перед новым. Необходимо учить их преодолевать чувство страха. Если ребенок боится темноты, надо вместе с ним войти в темную комнату и включить свет. Затем ребенок сделает это один, а взрослый будет где-то рядом. Воспитывая смелость, нужно учить малыша преодолевать свой страх. Если он испугался ползущей по земле гусеницы, возьмите ее в руки, пусть он потрогает ее в ваших руках, пусть возьмет в свои. Одобрите его действие: «Ты молодец, не испугался, ты смелый». Вы увидите радость маленького человека, преодолевшего свой страх, свою неуверенность. Чтобы эта неуверенность исчезла совсем, он должен почувствовать, что вы с пониманием, чутко отнесетесь к нему и в том случае, если он сделает что-то не так; что вы не станете его ругать и говорить: «Вот всегда у тебя так». Если по-доброму относиться к ранимому ребенку, его неудачам, то со временем, благодаря терпеливости и доброжелательности взрослого, его опережающей высокой оценке смелости, самостоятельности ребенка, у дошкольника появляется уверенность в своих силах, он становится общительным и доверчивым.
Удачи!
Литература:
- Мамаева Н.Ю.
http://kdo.iro63.ru/images/stories/metod_kopilka/Vzaimodeistvie/Mamaeva.pdf
- Кукарцева К.О.
http://mdou43-kem.ucoz.ru/index/konsultacija_dlja_roditelej_kharakter_rebenka_zavisit_ot_vas/0-229