Учителям
Методические материалы для учителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_sovremennyy_urok.ppt | 927.5 КБ |
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_napisaniya_rabochey_programmy.ppt | 146.5 КБ |
trkm_in.yaz_.ppt | 1016 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Современный урок – удивление, удовольствие, усилие, успех!»
1 Организационный. 2. Проверка домашнего задания. 3 Актуализация субъектного опыта обучающихся. 4. Изучение новых знаний и способов деятельности. 5. Первичная проверка понимания. 6. Закрепление изученного. 7. Применение ЗУН и способов деятельности . 8. Обобщение и систематизация. 9. Контроль и самоконтроль ЗУН. 10. Коррекция ЗУН. 11. Информация о домашнем задании. 12. Подведение итогов. 13. Рефлексия. ЭТАПЫ УРОКА
Как начать урок?
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ Техники, методы, приемы: слова приветствия; проверка отсутствующих; проверка, готовности к уроку; организация внимания учащихся; спокойная, уверенная манера ведения урока; отсутствие многословия, «гигиена речи»; разумное сочетание вербальных -командных установок и гуманных – в виде просьб и предложений, рекомендаций; преемственность и последовательность требований; создание эмоционального делового настроя.
Как проверить домашнее задание?
Проверка домашнего задания Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, компьютерного обучения. Методы и приемы обучения: тестовые задания; выполнение заданий, подобных домашним; постановка вопросов учителем и учащимися; озвучивание таблицы, ОСК; диалог с просьбой продолжить мысль…; монологическое высказывание учащегося с последующим рецензированием его ответа товарищами; сверка с ключом; сочетание контроля , самоконтроля и взаимоконтроля .
Как актуализировать знания?
Актуализация знаний Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, компьютерного обучения . Методы и приемы обучения: повторение знаний, необходимых для восприятия нового материала; выявление знаний, полученных на основе жизненного опыта учащихся; построение ассоциативного ряда (на что похоже…? Какие вызывает ассоциации?) проведение опроса с целью проверки изученных знания и понимания изучаемого – учебный диалог, мозговой штурм;
Как создать учебную ситуацию?
Целеполагание. Мотивация Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, компьютерного обучения . Методы и приемы обучения: подготовка к формулированию темы и задач урока на основе предложенного учителем учебного материала (проблемного вопроса, задания, интриги); привлечение внимания учащихся, обеспечение необходимой мотивации; сотрудничество с учащимися в постановке задач урока; постановка уровневых целей; постановка привлекательной цели; постановка целей через показ конечных результатов занятия; дополнение реальной ситуации фантастикой .
Как найти выход из затруднения?
Изучение нового материала Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации ( на двух уровнях), модульного обучения, КСО, проектного обучения, компьютерного обучения, игровые технологии . Техники, методы и приемы обучения: активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами деятельности; работа с определением понятий; использование аналогий (общие свойства при различном происхождении), гомологий (общие свойства и общее происхождение); работа с учебником; составление опорного конспекта, плана, алгоритма, таблицы; изучение в экстрактивном режиме (рассказ, лекция, сообщение, объяснение); изучение в интроактивном режиме (модульное, программное, компьютерное обучение); изучение в интерактивном режиме (проблемное, проектное, адаптивное обучение, КСО) .
Как закрепить новые знания?
Первичная проверка знаний и способов деятельности Технологии: развивающего обучения, уровневой дифференциации (на двух уровнях), КСО, модульного обучения, компьютерного обучения. Методы и приемы обучения: задания на определение зон актуального и ближайшего развития; уровень обратной связи со всеми учащимися класса; использование заданий на узнавание и различение изучаемых объектов; само- , взаимопроверка заданий по ключу; «опрос экспертов»; проверочные карточки, перфокарты, сигнальные карточки, ОСК, модульные карточки, компьютерные задания и пр. на установление оперативной обратной связи.
Включение в систему знаний и повторение
Закрепление новых знаний и способов деятельности Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, компьютерного обучения. Методы и приемы обучения: взаимообмен заданиями и вопросами; вопросно-ответное обобщение; использование алгоритма рассуждений; обращение к субъектному опыту; перенос знаний в частично измененную ситуацию; придумывание заданий, вопросов, задач; «опрос эксперта»; интеллектуальный марафон; использование заданий, повышающих интеллектуальную активность; выдвижение гипотез, предложений.
Как провести самостоятельную работу?
Применение новых знаний и способов деятельности Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, проектное обучение, компьютерного обучения. Методы и приемы обучения: разноуровневая самостоятельная работа; деловая игра; групповая работа по методикам КСО; дебаты «за» и «против»; задание «по кругу»; лабиринт действий; рынок возможностей; ученые станции; задание на самостоятельное построение алгоритмических предписаний для решения задач; моделирование; конструирование; сочинение и др.
Как закрепить изученный материал?
Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, проектное обучение, компьютерного обучения. Методы и приемы обучения: техника кооперации (работа в группах с различными видами заданий, работа над проектом); составление карты мыследеятельности (что привело к открытию того или иного закона…); моделирование; построение «дерева» темы; мозговой штурм в устной и письменной формах; техника пересечения тем (пример: пересечение на «деревьях» нескольких тем – стрелочками); учебные ситуации и игры; обобщающие и структурно-логические таблицы, схемы, ОСК.
Как провести контроль?
Контроль и самоконтроль Технологии: уровневой дифференциации, проблемного обучения, КСО, модульного обучения, проектное обучение, компьютерного обучения. Методы и приемы обучения: разноуровневые контрольные и самостоятельные работы; тестовые задания (открытые и закрытые); задания на выделение всех признаков понятия и их связи друг с другом; задания на конструирование нескольких способов выполнения одного и того же задания; использование нестандартной ситуации для применения проверяемых знаний; рейтинговые задания; задания с противоречивыми данными.
Коррекция Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, компьютерного обучения Методы и приемы обучения: использование упражнений, специально разделенных на мелкие этапы и звенья; тестовые задания; задания с пропусками; структурно-логические схемы с пропусками; применение развернутых инструкций и программированных заданий с поэтапным контролем.
Как задать домашнее задание?
Информация о домашнем задании Технологии: развивающего обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, проблемного обучения, проектного обучения Методы и приемы обучения: трехуровневые домашние задания; постановка интересных учебных проблем и заданий с поиском их решений; творческие задания (моделирование, конструирование, сочинение, реферат и др.) техника особых заданий; групповые задания творческого характера .
Как подвести итог учебного занятия?
Подведение итогов учебного занятия Методы и приемы обучения: соотнесение поставленных задач с конечным результатом урока; краткость и емкость анализа; определение мер последующей работы с теми, кто затрудняется; планирование работы на следующее занятие; «лист обратной связи»; «незаконченные предложения; «письмо учителю»; взаимная благодарность за сотрудничество .
Как провести рефлексию деятельности?
Рефлексия Методы и приемы обучения: оценка (самооценка) своей деятельности на уроке: «письмо самому себе»; «телеграмма»; «барометр настроения» (сигнальные карточки с улыбающимися и грустными «лицами»); «пейзаж – зеркало настроения»; «птичий двор - зеркало настроения»; «координаты»; «торт предложений» лист обратной связи и другие.
Качество учебного занятия как системы зависит от уровня его целостности, которая определяется оптимальным набором элементов, соответственно структуре урока, различными приемами, методами, технологиями, видами работ, а также правильно поставленной задачей к каждому этапу.
«Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 40 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист (без ассистента), должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя» (Дональд Д. Куинн).
Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI– век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаем вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рабочая программа- это индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого он определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы приемы организации образовательного процесса в соответствии с определенными C тандартом целью и результатами обучения
Рабочая программа- формируется на основе принятой основной образовательной программы школы, учебного плана образовательного учреждения, авторской учебной программы, соответствующего ей учебно-методического комплекта.
Программы отдельных учебных предметов разрабатываются на основе основных положений ООП и требований к результатам освоения основной образовательной программы (предметным, компетентностным (универсальным учебным действиям), личностным).
Варианты использования программ и оформление рабочей программы учителем Использование примерной программы и примерной программы с внесенными изменениями. Использование имеющейся авторской программы Использование авторской программы с внесенными изменениями. Авторская программа учителя
Структура типовой рабочей программы: Титульный лист Пояснительная записка Планирование учебной деятельности (календарно-тематическое планирование) с выделением характеристик деятельности обучающихся. описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса
Пояснительная записка: Авторская программа и учебники, которые используются в процессе обучения (другая программа); Особенности обучения в данном классе; Особенности и проблемы, существующие в организации работы в данном классе ; Информация об изменении сроков и/или времени изучения отдельных тематических блоков; Информация (при необходимости) об изменении содержательной части авторской программы
Календарно-тематическое планирование Вариант 1. Календарные сроки №№ уроков Тема (раздел), количество часов Планируемые результаты обучения -Освоение предметных знаний -Универсальные учебные действия Возможные виды деятельности уч-ся/ Возможные формы контроля Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности уч-ся
Календарно-тематическое планирование Вариант 2. Календарные сроки №№ уроков Тема (раздел), количество часов Планируемые результаты обучения -Освоение предметных знаний -Универсальные учебные действия Возможные виды деятельности уч-ся Возможные формы контроля
Календарно-тематическое планирование Вариант 3. Календарные сроки №№ уроков Тема (раздел), количество часов Планируемые результаты обучения -Освоение предметных знаний -Универсальные учебные действия Возможные виды деятельности уч-ся
Заключительный раздел рабочей программы (методическая копилка учителя). Список литературы для учащихся, развивающей познавательный интерес. Список методической литературы для учителя База заданий (КИМов) База творческих заданий (темы проектов, исследований, сочинений и наблюдений, ролевых игр). Перечень иллюстрационных таблиц, карт, макетов, муляжей и т.д.
Утверждение рабочей учебной программы программы рассматриваются на заседании методического объединения учителей школы, на экспертном совете (при необходимости), утверждаются руководителем образовательного учреждения.
Утверждение программы директором школы издается приказ об утверждении рабочих учебных программ по каждому предмету (курсу). На всех рабочих учебных программах указывается дата их принятия на заседании школьного методического объединения (НМС) и рецензии с указанием авторов или реквизитов решений соответствующих кафедр и подпись директора школы об их утверждении с указанием даты и номера приказа.
Утверждение программы директором школы Утверждение рабочих учебных программ по учебным предметам осуществляется до начала учебного года, но не позднее 31 августа текущего учебного года.
Желаю Вам творческих успехов Рабочая программа
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.) научить школьника самостоятельно мыслить, структурировать и передавать информацию , чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью Лев Толстой
Образовательные результаты ТРКМ : умение работать с постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний умение выражать свои мысли (устно и письменно) умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений способность самостоятельно заниматься своим обучением умение сотрудничать и работать в группе выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми
Понятия Критическое мышление – это процесс творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления и переформулирования понятий, информации, активный и интерактивный процесс познания. Критическое мышление – сложный мыслительный процесс, начинающийся и заканчивающийся принятием решений. Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.
Признаки критического мышления: мышление продуктивное , в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком самостоятельное , ответственное аргументированное , поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения многогранное , так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон индивидуальное , ибо оно формирует личностную структуру работы с информацией социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах основной прием взаимодействия – дискуссия
Критерии оценки результата в условиях реализации ТРКМ Критичность мышления – ведущий критерий Оценка (Где ошибка?) Диагноз (В чем причина?) Самоконтроль (Каковы недостатки?) Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контр аргументы?) Прогноз (Постройте прогноз)
Роль учителя в ТРКМ: направляет усилия учеников в определенное русло сталкивает различные суждения создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Деятельность учителя в ТРКМ: 1. Постановка педагогической цели (представление о конечном результате деятельности, т.е. о тех изменениях в учащихся, на которые направлены действия педагога). 2. Отбор содержания учебного материала, необходимого для реализации цели. 3. Выбор или построение методики, соответствующей цели, уровню и особенностям учащихся. 4. Создание мотивации у учащихся к учебной деятельности (т.е. формирование положительного отношения к процессу учебной деятельности, диагностика, актуализация и формирование потребностей учащихся).
Деятельность учителя в ТРКМ: 5. Постановка учебной задачи (организация принятия учащимися учебного задания, целеполагания в учебной деятельности). 6. Организация действий по решению учебной задачи путем использования различных форм, методов и приемов. 7. Контроль выполнения учебной задачи учащимися (проведение или организация проведения диагностики изменения знаний, умений, навыков с точки зрения поставленной педагогической цели). 8. Осуществление педагогом анализа своей педагогической деятельности с точки зрения достижения совей педагогической цели и пути ее реализации, коррекция цели.
Вызов Осмысления (реализации) Рефлексия Вызов имеющихся знаний, активизация, мотивация Сохранение интереса к теме, продвижение от знания «старого» к «новому» Вернуть учащихся к первоначальному, внести изменения, сделать выводы Модель ТРКМ С.И. Заир-Бек III фазы деятельность учителя
Функции фаз ТРКМ Вызов Мотивационная побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме Информационная вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме Коммуникационная бесконфликтный обмен мнениями Осмысление Информационная получение новой информации по теме Систематизационная классификация полученной информации по категориям знания Рефлексия Коммуникационная обмен мнениями о новой информации Информационная приобретение нового знания Мотивационная побуждение к дальнейшему расширению информационного поля Оценочная соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса
Правила проведения уроков по формированию критического мышления В работу должны быть вовлечены все учащиеся (методический прием – короткие выступления при обсуждении темы). Психологическая подготовка учащихся (разминки, поощрять учеников за активное участие в работе, предоставлять им возможность самореализации) Учащихся должно быть не более 30 человек , тогда их можно разделить на группы по 5–6 человек (каждый был услышан, каждая группа имела возможность выступить по проблеме) Процедуру и регламент урока обсуждается в начале занятия и не нарушается Ученики могут делиться на группы добровольно (группы были примерно равны по силам)
Методические приемы для стадии «Вызов» парная мозговая атака групповая мозговая атака ключевые термины перепутанные логические цепи свободное письменное задание кластер знаем, хотим знать, узнали
Методические приемы для стадии «Осмысление» Система маркировки текста v - это известно - - противоречит моим представлениям + - это интересно и неожиданно ? – узнать подробнее Взаимоопрос Взаимообучение (после чтения текста придумывают вопросы, дают прогноз возможного содержания следующего абзаца) Разработки для самостоятельных занятий Двойные дневники
Методические приемы для стадии «Рефлексия» парное подведение итогов возращение к ключевым терминам возращение к кластерам возращение к «знаем, хотим узнать, узнали» маркировочная таблица возращение к двойным дневникам письмо по кругу синквейн незаконченные предложения
«Корзина идей, понятий, имен…» ? «Что вы знаете о спиртах?» Индивидуальная работа (запись в тетради) – 1-2 минуты Парная или групповая (обмен информацией) – не более 3 минут Фронтальная На доске формируется корзина идей…
«Кластер» - прием графической систематизации материала Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы, например: а) напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске; б) записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме; в) по мере того, как у вас возникают идеи, вы их записываете; г) выпишите столько идей, сколько придет вам на ум. Данный прием может быть использован как в индивидуальной, так и в групповой работе.
спирты Получают различными способами Органические вещества Находят широкое применение Жидкие Физические св-ва Имеют гидроксильную группу Этиловый спирт Имеют запах Растворяются в воде Метиловый спирт
We love our pets (6 класс )
«Концептуальное колесо» Безопасность Химическое производство Сырье Скорость реакции Экология Химическая реакция Аппарат
«Бортовой журнал» Предложения Новая информация ? Создание проблемной ситуации
Маркированная текста “ v ” - уже знал “ +” - новое “− “ – думал иначе “ ?” – не понял, есть вопросы Знаю Хочу узнать Узнал В первую колонку учащиеся записывают то, что они уже знают по этому вопросу, группируют предложенные идеи и категории. Спорные идеи и вопросы. Затем читается текст и находятся ответы на эти вопросы. Здесь записывают то, что учащиеся узнали из текста. Ответы располагать параллельно вопросам из второй колонки. «Знаю - хочу узнать - узнал»
«Знаю – Хочу узнать - Узнал» Знаю Хочу узнать Узнал 1.Органы дыхания животных: жабры (рыбы) трахеи (насекомые) лёгкие (млекопитающие) 2.Под действием кислорода происходит распад сложных орг. соединений на более простые с выделением энергии 1.Строение органов дыхания человека 2.Почему человек чихает? 3.Почему развивается насморк, когда человек заболевает? 4.Почему в подростковом возрасте «ломается» голос? 5.Почему мы зеваем? 6.Почему у курильщика развивается «хронический кашель», «хриплый голос»? 8 класс «Необходимость кислорода для организма человека. Строение органов дыхания»
Работая с текстом "Das Osterreichische Dom" (учебник О.Зверловой) Ich weiss, dass: Ich habe gewust, dass:. Ich will wissen uber : Salzburg ist ein Bundesland.- Зальцбург - федеральная земля в Австрии , Die Hauptstadt von Salzburg ist Salzburg.-C толица Зальцбурга - Зальцбург Der Name Salzburg kommt vom "Salz".-Название города произошло от слова "Salz"(соль) . Geburtsort von Mozart - Родина Моцарта , Nockerln ist eine Spezialitaet in Salzburg, eine Suesspeise.- Клецки - сладкая выпечка Die Sehenswurdigkeiten der Stadt. - Достопримечательности города, О Моцарте. Известные поэты, музыканты Чем живёт молодёжь и т.д.
«Верите ли вы?» № вопроса № вопроса № вопроса № вопроса Да Нет Нет Да
Прием - «толстые» и «тонкие» вопросы «Толстые» вопросы (уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценка) «Тонкие» вопросы (уровень воспроизведения) Объясните почему..? Почему вы считаете…? В чем различие…? Предложите, что будет, если…? На что похоже? Кто? Что? Когда? Может? Будет…? Могли..? Было ли? Согласны ли? Верно ли?
Синквейн 1.Тема называется одним словом (существительное) 2. Описание темы в двух словах (прилагательное) 3. Описание действия в рамках темы тремя словами (глаголы, деепричастия) 4. Это фраза из 4 - слов, показывающая отношение к теме 5. Синоним из одного слова
Синквэйн - это стихотворение, которое требует синтеза информации Существительное прилагательное прилагательное глагол глагол глагол фраза из 4 слов существительное (вывод) Амфибия Холоднокровная, скользкая Дышит, питается, передвигается Первое наземное позвоночное животное Земноводное
1. School Школа Beautiful and cosy Красивая и уютная Write , read and learn Писать, читать и учиться We get good marks Мы получаем хорошие отметки Knowledge Знания 2 Father Отец Strong and brave Строгий и храбрый Bring up, teach and help Воспитывает , учит и помогает His hobby is fishing Его любимое занятие - рыбалка Dad Папа
Чтение со стопами Текст разбивается на блоки (куски) 1 шаг - чтение 1 блока текста 2 шаг - учитель задает вопросы к 1 блоку 3 шаг - чтение 2 блока текста 4 шаг - учитель задает вопросы к 2 блоку и т.д. Когда весь текст прочитан, учитель предлагает ученикам две какие-либо цитаты для сравнения, подходящие по теме Вопросы, которые учитель задает должны быть направлены анализ и интерпретацию информации, идей, построение собственных предположений
Ромашка Блума Простой вопрос Уточняющий вопрос Оценочный вопрос Творческий вопрос Вопрос интерпретация Практический вопрос ?
Ромашка Блума Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете , что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?
Визуальные формы организации изучения материала Прием «Выглядит, как…», «Звучит, как…» Выглядит, как… Звучит как… - Часы - Конвейер - Ступеньки лестницы - Яркая картина «Это ново!» «Это интересно!» Песня: куплет, припев
Сама ТЕМА - это «ствол дерева» «Листочки» - это ПРОГНОЗ «Веточки» - это АРГУМЕНТЫ , обоснования прогнозов «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»
Прием «ФИШБОУН» Проблема Причина Причина Факты Факты Вывод
«Оценочное окно» Сразу могу применить Совсем непонятно Хорошо понятно Никогда не смогу применить
ПМИ (Плюс –Минус –Интересно) автор Эдвард де Боно «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?» «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» «?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»
«Двухчастный дневник» Вопросительные слова Основные понятия темы Что? Какой? Чем отличается? Почему? и др.
«Концептуальная таблица» Линии сравнения Роберт Скотт Руал Амундсен Команда Снаряжение Опыт Погода Удача
Read about the students’ dreams and complete the chart Amy Nicolas Country to visit Famous people to meet Item to buy Things about appearance you’d like to change Social changes to make
Сюжетные таблицы Кто? Что? Когда? Где? Почему?
Инсерт (условные значки) V (осознать новые знания) + (исправить неверные предположения) - (исправить неверные предположения ? (побудить дальнейший интерес к теме) Я это знал Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знал Я хочу знать об этом больше
Почему «6 W » Произошел от английского слова Why – с которого начинается вопросы : Почему? Зачем? По какой причине?… Ситуация «Почему?», «Почему?», «Почему?», «Да потому…»
Зигзаг Цель активизацию познавательной деятельности учащихся. Текст разбит на смысловые отрывки для взаимообучения Количество отрывков должно совпадать с количеством учеников в группах. Групповая работа (группа – эксперт по какому-то вопросу)
Стратегия «Отсюда – сюда» Группа получает общее задание по теме Каждый член группы получает «свой» объект исследования Сбор информации об объекте Обмен информацией в группе Выделение общего для запоминания основной части таблицы Заполнение таблицы Написание совместного исследования по теме Презентация исследования 1 3 4 5 6 2 7 8
Приемы по развитию навыков ведения дискуссии Ролевая игра Перекрестная дискуссия Спор-диалог Метод углов ( учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе) 6 шляп (чтобы мыслить – в соответствии с цветом шляпы, ученик доказывает ту или иную точку зрения) Аквариум
АКВАРИУМ Рыбки Ведущий Наблюдатель Наблюдатель Эксперт Эксперт Эксперт Эксперт
Приемы по развитию навыков представления своего мнения и учета иного мнения Семинары совместного редактирования. Автор текста (реферата) раздает ксерокопии всем участникам семинара. Каждый указывает три момента (по содержанию, стилю, сюжету), которые понравились и три, которые не понравились. Автор тихо записывает и в конце делает отчет о том, что принимает, а что нет. Создание цепочки (синквейнов хайку, рисунков) передавая друг другу их по кругу. Каждый пишет свой синквейн, развивая мысли предыдущих авторов. Свободное письмо, эссе Зигзаг (взаимообучение) работа в группах сменного состава Методики КСО
СИНКВЕЙН В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными) Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы .
Прием «перекрестная дискуссия» Я готов применить технологию развития критического мышления на своих уроках ДА НЕТ Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделайте вывод.
Метод шести шляп: 1-я шляпа – красная: эмоциональное восприятие текста, непосредственная читательская реакция; 2-я шляпа – белая: изложение фактов, описаний, статистики; 3-я шляпа – черная: критическая, негативная; 4-я шляпа – желтая: апологетическая (обращают внимание на то, что есть положительного); 5-я шляпа – синяя: аналитическая, поисковая; 6-я шляпа – зеленая: изобретательская, творческая.
Рефлексивные вопросы (эмпатичный характер) Что показалась вам сегодня трудным? Каким способом была решена задача, нельзя ли иначе? Что в изучении для вас самое главное? Какие мысли, прозвучавшие сегодня, созвучны с вашими? Заметили ли вы свои успехи в …?
Техника проведения дискуссии утверждения вопросы сигналы молчание «оставьте за мной последнее слово»
Какие вопросы можно задавать? Вопросы, вызывающие интерес у учащихся и привлекающие их внимание. Вопросы, помогающие оценить уровень знаний. Вопросы, возвращающие к основной теме обсуждения. Вопросы, помогающие вести занятие. Вопросы, помогающие более углубленно подойти к теме занятия. Вопросы, переключающие внимание учащихся. Вопросы, апеллирующие к эмоциям учащихся.
Посмотрите, пожалуйста, на известную карикатуру датского художника Х.Бидструп «Кубики» Где, как Вам кажется, были соблюдены фазы образовательной технологии развития критического мышления, а где – нарушены? Поочередно представьте, что учителем в данном случае является то взрослый, то ребенок .
Рекомендуемая литература Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- «Альянс-дельта», С.-П., 2003 Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. Перспективы для высшего образования. Скифия издательство. С.-П., 2003 Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. С.-П., 2002 «Перемена».Международный журнал развития критического мышления через чтение и письмо». Том 4 №1 январь 2003