Знакомство с пескографией

Колесникова Анна Александровна

Художественное творчество занимает одно из ведущих направлений содержания образовательного процесса детей дошкольного возраста.

Одним из популярных видов изобразительной деятельности, доступной и интересной дошкольникам является рисование песком - Sand-Art. 

Для ребёнка рисование песком - это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образовволшебных точек, линий, пятен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peskografiya.docx108.39 КБ
Microsoft Office document icon pesochnaya_terapiya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ

РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ-ВОЛШЕБНИЦЫ, ДЛЯ ВАС ПОДБОРКА ИНТЕРЕСНЫХ ЗАНЯТИЙ, ПРЕЗЕНТАЦИЙ – РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ НА ОСЕННЮЮ ТЕМАТИКУ ДЛЯ 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ.

Рисование песком – это не только необычный вид изобразительного искусства, но и эффективный и очень популярный метод арт-терапии. Сегодня мне хочется рассказать, о том, как превратить рисование этим материалом в увлекательные занятия, помогающие развитию ребенка.

ПОЧЕМУ ПОЛЕЗНО РИСОВАТЬ ПЕСКОМ?

У песка как материала для развивающих игр есть несколько достоинств:

– Во-первых, он приятен на ощупь, взаимодействие с ним расслабляет, снимает эмоциональное напряжение. Дети любят играть с сыпучими материалами, поэтому он идеален для занятий с малышами, которые совсем не любят учиться. Через работу с песком можно разобрать массу тем, которые, например, нужно освоить при подготовке к школе.

– Во-вторых, этот материал можно использовать для решения самых разных задач. Рисование песком помогает развивать моторику, сенсорику, креативное мышление; когда малыш рисует сразу двумя руками, это способствует развитию межполушарной асимметрии.

– В-третьих, песок нивелирует страх неудачи у ребенка: при работе с ним невозможна такая ситуация, когда у малыша совсем ничего не выходит. Это очень важно для детей с повышенной тревожностью. А если что-то не получается, всегда можно встряхнуть песок и начать заново.

КАК МЫ НАЧИНАЛИ РАБОТАТЬ С ПЕСКОМ.

Первое, что нужно сделать, – познакомить ребенка с возможностями песка и собственных рук. Пусть малыш погрузит обе руки в песок, почувствует его, попересыпает, расслабится. После этого можно показать различные приемы рисования. Для начала попросите малыша поставить все десять пальчиков на песочек и «потоптать» ими (хаотично двигаться одновременно двумя руками по песку): так получится первый рисунок. Похвалите ребенка за это: «Как красиво! По-моему, это салют! А ты что здесь видишь?».

Далее мы знакомим ребенка с другими приемами рисования. Можно взять игрушки для визуализации, особенно если вы играете с детьми 3−4 лет. Например, можно нарисовать кружочки: маленький, средний, большой, и рассказать историю. «Маленький колобок хочет погулять, но вокруг пески, пустыня. Давай сделаем ему дорожку?» и т.д.

Делюсь полезной литературой, необходимой в работе:

«Пишем и рисуем на песке» Мариелла Зейц

Чудеса на песке. Песочная игротерапия

Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии

Муханова Н. Ладошки на песке: песочная терапия в подготовке детей к школьному обучению / Н.Муханова // Школьный психолог. 2017. №7-8. С.45-47

Белоусова О.А. Обучение рисованию песком. – Журнал «Старший воспитатель» – М., 2020г., №5

Войнова А.: Песочное рисование. – Феникс, 2014 г., 112 с.

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия – Институт специальной педагогики и психологии, 124с.

Никитина Т.О. Афанасьева М.А. Песок, как универсальное средство развития дошкольников/ Воспитатель ДОУ, 2022г. №9

Никитина О.Н. Метод Sahd-Art. Ресурсы рисования песком. Песочные истории. -СПб, 2012г.

  1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа МБДОУ –детский сад № 93 «Песочные фантазии»
  2. Технология развития игровой деятельности «В гостях у песочной феи».

images/kollektiv/Personal_pages/…

  1. Рисуем листья на песке. Полезная презентация представлена по «Песочной графике» на сайте «Копилка уроков - сайт для учителей». Тема работы «Осенние листья».

Цель: формировать умение детей рисовать осенние листья на песке указательным пальцем. В презентации представлены слайды пошаговой работы на песке.

https://kurochka/presentacii/risuiem-list-ia-na-pieskie

  1. Песок для детей остается наиболее притягательным материалом. Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка. Автор Шурыгина Лариса Николаевна предлагает конспект занятия в младшей группе детского сада с использованием светового песочного стола на тему «Осень в лесу».

  1. Методическая разработка «Нетрадиционная техника рисования песком на стекле»



Предварительный просмотр:

Песочная терапия одна из разновидностей игротерапии.

Сказкотерапевтический подход.

В контексте сказкотерапии мы рассматриваем песочницу, как среду для создания сказок и сказочных миров. Давно живущие в душе сказки, которые сложились на события жизни, получают возможность стать увиденными и осязаемыми. Когда ребенок смотрит на фигурки расставленные в песочнице сюжет приходит как бы сам собой. Так развивается способность к сочинению сказок. Что, в свою очередь содействует осмыслению жизненного опыта. Творчество в песочнице, стиль взаимодействия в процессе сказочной страны, это проекция внутреннего мира. Обыгрывая на песке различные жизненные ситуации, ребенок находит решения и претворяет их в жизнь.

Сказочный зачин данный психологом может помочь ребенку развить сюжет и осуществить цели коррекционной работы.

Самый важный момент наступает тогда, когда процесс создания сказочной картины завершен и можно перейти к обсуждению. Ребенок рассказывает о событиях, которые происходят на картине при помощи психолога анализирует ситуацию и ищет различные способы из нее. В групповой работе, взаимодействуя со сверстниками, ребенок учится: подчинятся правилам игры, договариваться, принимать взгляды другого человека и т. п.

Анализируя песочные картины и “Песочные сказки”, можно диагностировать следующие феномены:

  • Наличие внутренних конфликтов
  • Уровень и направленность агрессии
  • Конфликты со значимыми близкими
  • Потенциальные ресурсные возможности
  • Способы преодоления трудностей

При групповой форме работы.

  • Характер взаимодействия в группе
  • Распределение ролей
  • Стиль поведения каждого участника группы

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

У детей раннего возраста еще не сформировалась ролевая игра, в этом возрасте ребенку свойственно манипулировать с песком. Поэтому на занятиях преобладают игры: прятанье предметов, пересыпание, лепка, отпечатки (рук, формочек, колес), построение горок, ямок, скатывание с них различных предметов. Игра в этом возрасте ритмична, повторяема в своем сюжете и это является необходимым фундаментом для формирования образной игры, свойственной дошкольному возрасту.

Эти игры стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику, учат ребенка прислушиваться к собственным ощущениям, анализировать результаты опытов. Эти игры способствуют развитию речи внимания памяти.

Особенности работы с детьми дошкольного возраста

Ведущая деятельность этого возраста – сюжетно-ролевая игра. По этому не стоит требовать от ребенка этого возраста статичной картины на песке. Часто построив картинку он принимается обыгрывать ее, передвигая и переставляя персонажи.

Гиперактивные дети в первом и во втором классе играют еще как дошкольники. Необходимо позволить им это сделать и подождать когда в игре наступит развязка.

Построение работы в зависимости от интеллекта ребенка

Многогранность и наполненность песочного мира зависит от жизненного опыта и начитанности ребенка, поэтому постановка задачи зависит от того как фантазирует ребенок. Предложить ли ему готовое начало сказки или отпустить его в свободное плавание.

Литература, рекомендуемая для чтения

  1. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
  2. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 304 с.
  3. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. — М.: АРКТИ, 2008. — 88 с.:
  4. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. - М.: «Академия», 2001. – 208 с.
  5. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Лабиринт души: терапевтические сказки. – М.: Академический Проект, 2010. – 175 с.
  6. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству: (теория и практика сказкотерапии): книга для заботливых родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева; худож. Р. И.Шустров, ред. Г. А.Седова.- СПб.: Златоуст, 349 с.- (Ребёнок и взрослый XXI века).
  7. Соколов Д. "Сказки и Сказкотерапия" Соколов Д.– М.: Эксмо-Пресс, 2001.