Главные вкладки
Развитие речи
Развитие речи в ДОУ по ФОП направлено на формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Основные задачи образовательной области «Речевое развитие» согласно ФОП ДО:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основные направления работы по развитию речи детей в ДОО:
- Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение).
- Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и произношения), любви и интереса к художественному слову.
- Развитие связной речи (диалогической (разговорной) и монологической (рассказывание)).
- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова, нахождение места звука в слове).
- Формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование).
Для полноценного развития речи детей необходимо создать условия, которые предусматривают:
- изучение состояния речевого развития детей в период дошкольного детства;
- целенаправленную работу педагогов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности и при тесном сотрудничестве с родителями;
- создание развивающей предметно-пространственной среды;
- повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников.
Значимую роль играет игра в речевом развитии детей. Задача педагога — вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 93 г. Тверь
Конспект открытого занятия
Тема: «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
(В обработке А.Н. Толстого)»
старшая группа
Колесникова Анна Александровна, воспитатель
Программное содержание
Цель: Развитие связной речи детей.
Задачи:
Обучающие задачи:
- познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»;
- учить детей строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанного;
- продолжить работу над словарным составом языка (подбор антонимов);
-учить называть признаки предмета, обогащать речь качественными прилагательными;
Развивающие задачи:
- развивать внимание, познавательную активность, словесно-логическое мышление: умение обобщать, рассуждать, делать выводы.
- формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки;
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к устному народному творчеству;
- воспитывать доброту, уважение, умение прийти на помощь в трудную минуту;
Речевые задачи:
- расширять словарный запас детей новыми словами и понятиями;
- совершенствовать диалоговую речь;
Тип непосредственно-образовательной деятельности: интегрированное
- анализ раздела программы;
- анализ перспективного и календарного плана;
- составление конспекта;
- подбор материала к НОДу
Структура:
Организационный момент ( 1 минута)
1ч. – Основная: чтение русской народной сказки «Хаврошечка» (15 минут)
Физкультминутка: 1 минута
2 ч. – Творческая часть (5 минут)
3 ч. – Заключительная часть (3 минуты)
Общее время – 25 минут
Резервное время (1-3 минуты)
Материал: Текст русской народной сказки «Хаврошечка» в обработке А.Н. Толстого, портрет А.Н. Толстого, мяч, картинка с изображением коровы, платочки для росписи, цветные карандаши (фломастеры).
Расширить и активизировать словарный запас: Сирота, Одноглазка, Двухглазка, Трехглазка, рябая корова, журить, пять пудов, распеклась, листвицы шумят золотые, барин,; в добре поживать, лиха не знать.
Предварительная работа: вспомнить с детьми русские народные сказки и авторские сказки, беседа о добре и зле.
Ход занятия:
Содержание | Методы и приёмы |
Какое радостное, доброе утро. Мы сегодня, ребята, не одни. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями. Взялись за руки, передали тепло своих рук и хорошее настроение другу справа, другу слева. – Когда я пришла в детский сад, то увидела интересную деталь! Возле нашей библиотеки стоял красивый расписной сундучок. Я вам предлагаю открыть его и посмотреть, что же находится внутри! Откроем? Воспитатель достаёт большой конверт. Воспитатель: Посмотрите в сундучке оказался большой конверт. Ребята, что нужно с ним сделать? Дети: Открыть! Воспитатель: Давайте посмотрим что в нём. (воспитатель открывает конверт и достаёт лист бумаги) Воспитатель: Ребята, а здесь написано «Загадку отгадаете, что дальше узнаете. Отгадаем загадку? Дети: Да! Воспитатель: В ней всегда конец хороший, Добрый молодец пригожий Бабка-Ёжка у окна ... Догадайтесь, кто она? Дети: это сказка! Воспитатель: правильно! Подождите в сундучке ещё что то есть, давайте посмотрим, ещё один конверт (воспитатель достаёт конверт и открывает) О, здесь ещё одна загадка, послушайте ее внимательно: Гуляет летом по полям И молоко дает всем вам, Громко «му» кричит хозяйке Сена мне побольше дайте. Дети: корова! Воспитатель: Ребята, а почему вы решили, что это корова? Дети: (ответы по загадке) Воспитатель: А что вы еще можете рассказать о корове? Дети: Корова – это крупное домашнее животное. За ней ухаживает человек. Она приносит пользу: молоко, мясо. У коровы рождается теленок. Она мычит и бодается. Воспитатель: А коровушка, она какая? Дети: Добрая, большая, домашняя, пёстрая Воспитатель: А ещё можно сказать, что она пёстрая или рябая, т. е. её шерсть двух цветов. | Проблемная ситуация Переключение внимания детей на предстоящую деятельность Загадка Беседа (активизация речевой активности детей) Загадка |
Воспитатель: Существует много русских народных сказок, и есть сказки про животных, например, там тоже одним из героев является корова. Сказка называется «Хаврошечка». Но, русские народные сказки пересказывали друг другу от матерей детям. Посмотрите это русский писатель Алексей Николаевич Толстой записал сказку «Хаврошечка» А вы хотите послушать эту сказку? Дети: Да - Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» в обработке А.Н. Толстого (воспитатель читает сказку). Словарная работа: пуд- старинная русская мера веса, равна 16,35 кг прясть- скручивание (волокна делать нить ткать – изготавливать (ткань из материала) из нити рябая корова – пестрая с пятнами другого цвета заморили- замучили распеклась на солнышке – пригрелась лихо- зло наливное (яблоко) – сочное, созревшее Физминутка Мы устали, засиделись Нам размятся захотелось. (одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки) То на стену посмотрели, То в окошко поглядели. Вправо, влево поворот, А потом наоборот. (повороты корпусом) Приседанья начинаем Ноги до конца сгибаем. Верх и вниз, вверх и вниз, Приседать на торопись. (приседания) И в последний раз присели А теперь на место сели. (дети садятся на места) Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка? Кто является главным героем сказки? Дети: Хаврошечка Воспитатель: Скажите, кто помогал ей в трудной жизни, в работе? Дети: Хаврошечке помогала корова. Воспитатель: Как она ей помогала? Дети: В одно ушко влезет Хаврошечка, а в другое вылезет- все и готово. Воспитатель: Легко ли жилось Хаврошечке в этой семье? Дети: нет, Хаврошечка ткала, пряла, работала, слова доброго никогда не слыхала, обижали ее, а жалеть никто не жалел. Воспитатель: «Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят». Воспитатель: Как мачеха узнала о том, что Хаврошечке помогает коровушка? Дети: Ей сказала об этом Трехглазка. Мачеха посылала дочерей на луг подсматривать за Хаврошечкой. Воспитатель: Какую песню пела Хаврошечка дочерям на лугу для того чтобы они скорее заснули? Дети: Спи глазок, спи другой. Воспитатель: Чем закончилась сказка? Дети: Хаврошечка угостила яблочком барина. Воспитатель: Как вы понимаете «…и стала она в добре поживать, лиха не знавать» Дети: Больше ее никто не ругал, работать не заставлял, а только ее любили. Упражнение «Скажи какая?» Мачеха какая? Дети: злая, недобрая, сварливая, грубая, жестокая, некрасивая, крикливая Воспитатель: Хаврошечка какая? Дети: добрая, ласковая, трудолюбивая, терпеливая, красивая и др. | Демонстрация портрета А.Н. Толстого Переключение внимания на предстоящую деятельность Словарная работа Динамическая пауза Дети выполняют движения соответственно словам Вопросно-ответный метод (воспитатель обращает внимание на действия главных героев) Восприятие и усвоение новых знаний |
Воспитатель: Посмотрите на столах у вас лежат платочки – один для Хаврошечки, другой для мачехи. Раскрасьте платочки: «Какой вы бы подарили мачехе, какой вы бы подарили Хаврошечке». Почему? (выполненные работы вывешиваются на доске) Дети: ответы детей Воспитатель: Ребята подойдите ко мне. (дети встают в круг на ковре) Собрались ребята в круг, Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Говори наоборот». Я буду бросать мяч, тот кто поймает мяч, должен ответить слово наоборот. Злой-добрый Маленький-большой Грустный - веселый Черное-белое Кислое-сладкое Длинный –короткий Высокий-низкий Холодный-горячий Тусклый-светлый Голодный-сытый Мокрый- сухой Интересный- скучный Громко-тихо. | Продуктивный метод Художественное слово Приём – речевой образец Словесное упражнение |
III Заключительная часть Воспитатель: С какой русской народной сказкой мы с вами познакомились сегодня? Дети: Хаврошечка Воспитатель: С каких слов начинается сказка? Дети: Есть на свете люди хорошие, а есть и похуже.. Воспитатель: Кто и как помогал Хаврошечке? Дети: Хаврошечке помогала коровушка. Воспитатель: Кто и как следил за девушкой? Дети: За девушкой следили: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка. Воспитатель: Какими словами закончилась сказка? Дети: И стала она в добре поживать, лиха не знать. | Уточнение знаний детей о сказке Рефлексия занятия |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Развитие речи через познание и дидактические игры предполагает включение ребёнка в познавательно-исследовательскую деятельность, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.
Некоторые приёмы, которые помогают развивать речь через познание:
Наблюдения за объектами и явлениями природы, их обсуждение с детьми.
Специально созданные ситуации (например, показ предметов с необычным эффектом или назначением:
«Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?», Дидактические игры «Накормим птиц», «Полезные и вредные продукты для зубов»).
Дидактическая игра «Накормим птиц»
Цель: воспитание любви к птицами, знакомство с зимующими птицами и их рационом.
Дидактическая игра: «Полезные и вредные продукты для зубов»
Игры-эксперименты.
В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, развивается речь.
Подбор определений к различным словам, упражнения в подборе слов, разгадывание загадок, развитие диалогической и монологической речи.
Также важную роль играет слушание рассказов, сказок и стихов, художественное творчество: рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов