Семья

Колесникова Анна Александровна

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения (ДОУ) основано на идее о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. 

Основные направления взаимодействия в деятельности воспитателя:

  1. Изучение семьи с целью выявления интересов и потребностей родителей, а также согласования воспитательных воздействий на ребёнка. 
  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня общей, педагогической и правовой культуры, оптимизации стиля семейного воспитания. 
  3. Включение родителей в содержательную совместную деятельность с дошкольным учреждением: участие в организации развивающей среды и воспитательно-образовательного процесса, в осуществлении хозяйственной деятельности и т. д.. 

Принципы взаимодействия ДОУ и семьи:

  • Открытость детского сада для семьи: каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается их ребёнок. 
  • Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании ребёнка, основанное на доверии и позитивных способах общения; родители и педагоги являются партнёрами в воспитании и обучении детей. 
  • Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе. 
  • Организация работы с родителями на основе изучения общих и частных проблем в воспитании и развитии дошкольников, а также реальных потребностей и интересов родителей. 
  • Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми. 
  • Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов и последовательное планирование дальнейшего сотрудничества на их основе. 

Формы взаимодействия ДОУ и семьи:

  • Беседы (индивидуальные и групповые). 
  • Работа консультационного центра. Система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. 
  • Общие собрания. На них обсуждаются задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и другие. 
  • Нетрадиционные формы общения с семьёй, например, «Родительская почта» и «Телефон доверия». 

Основная цель взаимодействия ДОУ и семьи — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.