Мои проекты

Зинира Аскатовна Абубакирова

Эти проекты созданы во время моего студенчества.

Первый проект это коллективная работа большой группы, с которой я работала.

Второй проект составлен мной лично.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ»

ПРОЕКТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»

на тему

«Диагностика уровня знания детей»

Выполнили:

Абубакирова Зинира Аскатовна

Аладинова Светлана Леонидовна

Галиуллина Эльвина Валерьевна

Вильданова Элина Рустемовна

Горчакова Марина Сергеевна

Малиникина Миляуша Кадырбековна

Муслимова Ольга Владимировна

студентки 3 курса группы ZSДО31

Проверила: Гребенникова Надежда Лукинична

СТЕРЛИТАМАК – 2023

Психологические особенности детей 4-5 лет

Мышление

В четыре года ребенок переходит на качественно новый уровень своего развития, у него начинается активный процесс образного мышления.

Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Дети способны упорядочить группы предметов по признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

В это время необходимо предлагать ребенку игры с геометрическими фигурами. Они мощно развивают умение моделировать, планировать. Учите ребенка отображать образец, готовую схему. В этом возрасте ребенок:

- складывает разрезные картинки, сначала из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения, увеличивая со временем количество частей

- складывает из кубиков целостную картинку

- собирает многосоставные фигуры из кубиков, конусов, пирамидок

- конструирует из лего по образцу

- собирает по схеме узор мелкой мозаикой

Эти игры к тому же развивают мелкую моторику руки. К ним полезно добавлять обведение любых вкладышей, их штриховку. Детям нравится лепить из пластилина и глины, разукрашивать картинки.

Память

Объем памяти возрастает. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание : помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Активно развивается образная память и словесная. В процессе освоения речи и слушании и воспроизведении литературных произведений. Поэтому необходимо много читать ребенку и просить пересказывать прочитанное. Развивается воображение. Дети могут сами придумать небольшую сказку на заданную тему.

Внимание

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Игры

Игра в этом возрасте проходит иначе, чем у младших дошкольников. Содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. В 4 - 5 лет дети называют роль до начала игры. Конфликты, возникающие в игровой деятельности, чаще всего вызываются распределением ролей: кто кем будет. Появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры. В процессе игры роли могут меняться.

Взаимоотношения

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Воображение

Воображение играет исключительную роль в психической жизни дошкольника. Отдельные предпосылки воображения складываются еще в раннем возрасте, однако наиболее интенсивно оно развивается именно в дошкольном возрасте. Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует

Движения

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

Творчество

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Речь

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.

Ребенок начинает задавать массу вопросов, детей этого возраста иногда называю "почемучками". Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения - познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет источник знаний, способный ответить на все вопросы.

Словарный запас ребенка среднего возраста составляет 1500-2000 слов

Появляются сложные предложения.

К пяти годам все звуки кроме «Л» и «Р».

Ребенок способен пересказать сказку, прочитать стихотворение.

Программные задачи

4-5 лет

Количество, счет. Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету).

Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну».

Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка».

Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1–2, 2–2, 2–3, 3–3, 3–4, 4–4, 4–5, 5–5. Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».

Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».

Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» или: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»).

Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика).

На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.

Величина. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине).

Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего).

Устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины.

Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов («эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т.д.).

Форма. Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе.

Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).

Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником.

Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны.

Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.

Ориентировка в пространстве. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки).

Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко, высоко — низко.

Ориентировка во времени. Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер —ночь).

Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».

Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки.

Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ

по разделу «Формирование элементарных математических представлений»

(для средней группы)

Раздел 1. Количество и счет.

Методика №1. Выявление навыков количественного счета, умение считать в пределах 5

Задание №1. «Считаем кубики»

Цель: исследовать доступные детям границы пересчета предметов, расположенных вертикально; выяснить какими приемами пользуются дети при определении количества.

Материал: кубики (по 6-7 шт.) разного цвета.

Описание: педагог ставит перед ребенком друг на друга 6-7 кубиков в виде «башенки» и просит сосчитать кубики. Если ребенок уточняет приемы счета, то взрослый предлагает считать так, как он хочет.

Инструкция к проведению: Педагог спрашивает ребенка, умеет ли он считать. Если умеет, предлагает ему посчитать кубики в башенке. «Сосчитай, сколько кубиков я поставила» (фиксируется количество кубиков, которые ребенок сосчитал, не нарушая порядка счета).

дополнительный балл правильно сказал то считают снизу вверх, может поставить в ряд и посчитать  

Методика №2. Выявление навыков порядкового счета

Задание №1. «Считаем вагончики»

Цель: выявить доступные детям границы порядкового счета на наглядном материале.

Материал: плоскостное изображение паровозика и пяти вагончиков, полоска-рельсы.

Описание: педагог говорит ребенку о том, что поезд отправляется в путь. Он ставит полоску-рельсы, паровозик и просит ребенка назвать, в каком порядке встают вагончики.

Инструкция: «Назови вагончики по порядку. Считай их от паровоза». При необходимости взрослый помогает ребенку: «К паровозику присоединили первый вагон, затем…».

Дополнительный балл назови третий/ пятый вагончик (счёт до 5 вагончиков можно увеличить)

Задание №2. «Колобок»

Цель: выявить доступные детям границы порядкового счета на наглядном материале.

Материал: плоскостное изображение героев сказки «Колобок», фланелеграф.

Описание: педагог напоминает ребенку сказку, говорит, что все герои «перепутались» и просит помочь ребенка собрать сказку правильно.

Инструкция: Назови по порядку, кого колобок встречал в лесу. При необходимости взрослый помогает ребенку: «Катится Колобок, а навстречу ему… кто первый? А дальше?»

дополнительный балл А кто был третий?

Методика №3. Выявление умения ребенка сравнивать группы предметов (одинаково, больше, меньше на 1)

Задание №1. «Белочки в лесу»

Цель: выявление умений сравнивать 2 группы предметов, умений уравнивать две группы двумя способами.

Материал: карточки с изображениями 5 белочек и 5 орешков, фланелеграф.

Описание: педагог показывает изображения 5 белочек и говорит, что на полянке веселились маленькие белочки. Устали, проголодались и заглянули в дупло. Там они нашли 4 орешка. Всем ли белочкам хватит орешков? Как ты догадался? Сколько белочек скакало на полянке? Сколько орешков они нашли? Поровну ли белочек и орешков? Чего больше? Чего меньше? На сколько? (Белочек больше, а орешков меньше на 1) Как сделать, чтобы стало поровну, по 5? (Добавить 1 орешек) Стало поровну, по 5. Как сделать, чтобы стало поровну, по 4? (Забрать одну белочку) Стало поровну, по 4.

Дополнительный балл увеличить количество белочек и спросить всем ли белочкам хватило орешек

Методика №4. Выявление знаний о цифрах

Задание №1. «На полянке»

Цель: выявление умений отсчитывать количество предметов на один больше или на один меньше.

Материал: игрушки – 5 ежиков, 5 грибочков, елочки.

Описание: педагог рассказывает, что в лесу на полянке бегали ежики и нашли грибочки. Отсчитай ежиков на один больше, чем 4 грибочка. Покажи цифру. Отсчитай грибочков на один меньше, чем 5 ежиков. Сколько получилось? Покажи цифру. Какое число больше, меньше? На сколько? Как сделать поровну?

Дополнительный балл Не на 1 больше меньше а на 2

Задание№2. «Живые цифры»

Цель: упражнять в нахождении места цифры в числовом ряду, последующего и предыдущего числа, закреплять умение уменьшать и увеличивать число на 1.

Материал: карточки с цифрами или эмблемы с цифрами, фланелеграф, картинки, игрушки.

Описание: каждый ребенок получает эмблему с цифрой, т.е. превращается в соответствующее ей число.

Варианты заданий:

- педагог предлагает детям-«цифрам» разместиться в возрастающем (убывающем) порядке;

- показывает число одним из способов (на карточках, на фланелеграфе, с помощью игрушек) – выходит ребенок с соответствующей цифрой;

- показывает число, а выходит ребенок с цифрой на 1 больше (меньше);

- показывает число, а выходят дети с числами-соседями;

- предлагает каждому числу увеличиться на 1 и рассказать, каким числом он станет, какой цифрой обозначится;

- показывает цифру, спрашивает: какая цифра стоит перед, какая после (предшествующий, последующий).

Критерии оценивания:

1 балл – ребенок не справляется с заданием даже при активной помощи педагога.

2 балла – ребенок считает до 5, отвечает на вопрос: «Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на основе счета. Не соотносит количество предметов с цифрами, путает , не различает цифры от 1 до 5.Затрудняется сравнивать количество предметов в группах путем поштучного соотнесения предметов двух групп (не понимает инструкции). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.

3 балла – ребенок считает до 5, отвечает на вопросы «Сколько всего? Какой по счету?». Соотносит количество предметов с цифрой, знает и различает цифры от 1 до 5. Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составление пар). Может определить каких предметов больше, меньше, равное количество.

Раздел 2. Представления о величине.

Задание №1. «Веселые ленточки»

Цель: выявить умение устанавливать размерные отношения между 5 предметами разной длины (ширины, высоты, толщины) и умение располагать их в заданной последовательности (в порядке убывания или возрастания величины).

Материал: 5 ленточек из бумаги разной длины (ширины, высоты, толщины), цветные карандаши.

Инструкция детям: Сделаем ленточки веселыми, цветными – самую длинную (широкую и т.д.) ленточку закрась красным карандашом, а ленточку короче закрась зеленым карандашом и т.д.

Задание №2. «Посади елочки»

Цель: выявить умение ребенка различать предметы, разные по высоте.

Материал: плоскостные изображения елочек разной высоты (5 штук).

Инструкция: Педагог предлагает ребенку сравнить елочки по высоте. Посмотри, все ли елочки одинаковые по высоте? Посади елочки в порядке убывания (возрастания), используя слова «выше», «ниже».

Дополнительный балл а это ёлочка самая низкая или самая высокая

Задание №3. «Разложи платочки (Исправь ошибку)»

Цель: выявить умение устанавливать размерные отношения между 5 предметами разной величины и умение располагать их в заданной последовательности (в порядке убывания или возрастания величины).

Материал: цветные платочки разного размера (либо бумажные карточки на фланелеграфе).

Инструкция детям: Педагог говорит, что предлагает ребенку стать продавцом в магазине платочков и должен разложить платочки на магазинной полке в возрастающем или убывающем порядке по размеру.

Усложнение: платочки лежат по порядку с одной ошибкой. Педагог предлагает увидеть и исправить ошибку в расположении платочков.

Критерии оценивания:

1 балл – ребенок, сравнивает два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения, допускает ошибки в понятиях выше/ниже, длиннее/короче.

2 балла – ребенок сравнивает два предмета по величине (больше/меньше, выше/ниже, длиннее/короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.

3 балла – ребенок сравнивает два предмета по величине (больше/меньше, выше/ниже, длиннее/короче, одинаковые, равные) без приложения их друг к другу или наложения.

Раздел 3. Форма. Геометрические фигуры.

Задание №1. «Какой это формы?»

Цель: выявить умение соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.

Материал: набор карточек с изображением геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, изображения предметов окружающего мира различной формы (шар, куб, цилиндр).

Инструкция педагогу: назвать какой-либо предмет окружающей обстановки и предложить ребёнку выбрать карточку с геометрической фигурой, соответствующей форме названного предмета. Затем педагог называет предмет.

Инструкция детям: Назови, какой формы этот предмет? (косынка – треугольник, мячик – шар и т.д.).

Усложнение: подобрать по несколько изображений предметов одной формы и объяснить, почему они собраны в одну общую группу.

Задание №2. «Почини коврик»

Цель: выявить знания детей о геометрических фигурах, умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализатора

Материал: картинки с геометрическим изображением «порванных» ковриков, набор геометрических фигур-«заплаток».

Описание: перед ребенком лежит «коврик» с вырезанной частью орнамента, геометрические фигуры разного цвета и размера, среди которых он должен выбрать нужную часть узора.

Инструкция детям: Найди подходящую по форме и по цвету заплатку к этому коврику и почини его.

Критерии оценивания:

1 балл – ребенок различает и правильно называет только круг. Не соотносит форму предметов с геометрическим фигурами.

2 балла – ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник. Не называет шар, куб, цилиндр. С помощью взрослого называет их характерные различия. Без помощи взрослого не может соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами.

3 балла – ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр, знает их характерные отличия. Соотносит форму предметов с известными геометрическими фигурами.

Раздел 4. Ориентирование в пространстве.

Задание №1. «Куда ехать?»

Цель: выявить умение детей определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении.

Материал: игрушечная машинка, игровое поле – «дорога».

Инструкция педагогу: дать задание ребенку, куда ехать машинке (направо, налево, вперёд, назад). Рекомендуется использовать дополнительные атрибуты: светофоры, перекрестки, знаки дорожного движения, которые позволяют создать разнообразные эстафеты, дорожки с препятствиями и т.п. Воспитатель обращает внимание ребенка на движение машины, активизирует называние пространственных направлений, маршрута движения.

Дополнительный балл предложить схему маршрута

Задание №3. «Найди различия»

Цель: выявить умение ребенка пользоваться пространственными предлогами (в, на, за, под, около, рядом, сзади, спереди, вверху, внизу и т.д.).

Материал: набор парных картинок с различием в деталях (например, предмет на столе/под столом).

Инструкция детям: Найди, чем различаются эти картинки? Объясни свой ответ.

Критерии оценивания:

1 балл – ребенок не справляется с заданием даже при помощи взрослого.

2 балла – ребенок после дополнительных инструкций справляется с заданиями. Не знает левую и правую руку.

3 балла – ребенок безошибочно определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе. Различает право и лево. Справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.

Раздел 5. Ориентирование во времени.

Задание №1. «Когда это бывает?»

Цель: Выявление умений ребенка ориентироваться во времени, умении называть части суток.

Материал: картинки, на которых изображены разные части суток.

Описание: педагог предлагает ребенку разложить картинки по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой отрезок времени это происходило (утро, вечер, день, ночь). Какое сейчас время суток? Затем предлагает закрыть глаза, убирает одну из картинок, а ребенок должен определить, какая картинка «потерялась». После того, как ребенок угадает пропавшую картинку (например, утро), он должен назвать, что было перед утром, а что будет после утра.

Дополнительный балл что сначала что потом

Задание №2. «Времена года»

Цель: выявить умение ориентироваться в последовательности дней, правильно используя в речи понятия «вчера», «сегодня», «завтра».

Материал: сюжетные картинки с различными видами деятельности детей в различные времена года (по несколько картинок на каждое время года).

Описание:

1. Педагог показывает картинки и просит ребенка разложить их по временам года. Ребенок должен объяснить, почему он так их сгруппировал. Ответить на вопрос «Что бывает зимой?» и т.д.

2. Педагог кладет перед ребенком 4 картинки с изображением разных времен года, просит закрыть глаза. Одна картинка потерялась. Какая? (Лето, например) Что бывает перед летом, что бывает после лета?

3. Перед двумя детьми наборы картинок с 4 временами года. По команде педагога дети на скорость выкладывают последовательность времен года, начиная с зимы (или другого времени года). Дополнительный балл кто больше назвал сезонных явлений.

Критерии оценивания:

1 балл – ребенок не имеет представление о частях суток, ошибается при перечислении времен года, не различает понятия «вчера», «сегодня», «завтра».

2 балла – ребенок правильно определяет части суток, затрудняется объяснить значение слов «вчера», «сегодня», «завтра», ошибается при перечислении последовательности смены времен года.

3 балла – ребенок правильно определяет части суток, может определить значение слов «вчера», «сегодня», «завтра». Знает и называет последовательность смены времен года.

№       п/п

№ задания. Его цели            ФИ ребенка

Задание  №1Выявление представлений,   знаний, умений по разделу:«Множество, счет, количество, Число, вычисления,»

Задание №2Выявление представлений,   знаний, умений по разделу: «Величина (размер) предметов, величины: длина, объем, масса

Задание № 3Выявление представлений,   знаний, умений по разделу: «Геометрические фигуры и форма предметов»

Задание № 4Выявление представлений,  знаний, умений по разделу: «Ориентация ребенка в пространстве»

Задание № 5Выявление представлений,  знаний, умений по разделу: «Ориентация ребенка во времени»

 Всего баллов, набранных каждым ребенком Наибольшее число возможных баллов по 3 за 5 заданий   15 баллов

Индекс успешности выполнения всех заданий каждым ребенком 10:15=0,66    

Уровень выполнения всех заданий каждым ребенком              3 уровня (по 33%) : В    100% - 67%   С   66% - 33%      Н   32% - 0%

Владение приемами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, и т.д.), вариативность выполнения заданий  15 баллов за все задания

Индекс успешности владения приемами умственной деятельности или Уровень математичес-кого развития ребенка

1.

Вова

3

2

3

3

3

14

93,33%

В

 

 

3

2

2

3

2

 

 

 

12

80,00%

2.

Алеша

3

3

2

2

2

12

80,00%

В

 

 

3

3

2

2

2

 

 

 

12

80,00%

3.

Вика

2

2

2

2

2

10

66,67%

С

 

 

1

1

1

2

2

 

 

 

7

46,67%

4.

Саша

2

2

2

2

2

10

66,67%

С

 

 

1

1

1

1

1

 

 

 

5

33,33%

5.

Максим

2

2

2

2

1

9

60,00%

С

 

 

1

2

2

1

1

 

 

 

7

46,67%

6.

Толя

3

2

3

2

3

13

86,67%

В

 

 

3

2

3

2

3

 

 

 

13

86,67%

 

Илья

2

3

2

3

2

12

80,00%

В

 

 

2

3

2

3

2

 

 

 

12

80,00%

8.

Алиса

2

2

2

2

2

10

66,67%

С

 

 

2

2

2

2

2

 

 

 

10

66,67%

9.

Женя

2

3

2

2

3

12

80,00%

С

 

 

2

2

2

2

2

 

 

 

10

66,67%

10.

Настя

3

3

2

2

2

12

80,00%

В

 

 

3

3

2

2

2

 

 

 

12

80,00%

Среднее значение балла по заданию на каждого  ребенка  

1,60

1,60

1,47

1,47

1,47

1,52

Среднее значение  индекса успешности

Усредненный уровень выполнения заданий всей группой   ВЫСОКИЙ

 

 

 

 

 

 

 

0,76

 

 

 

Всего набрано баллов   по заданиям группой детей

24

24

22

22

22

114

76,00%

 

 

 

 

 

 

группой детей по всем заданиям Нужно было набрать всем за все задания 30∙5=150 баллов

Индекс успешности выполнения  группой детей всех заданий ВЫСОКИЙ

 

 

Возможно наибольшее число баллов  

30

30

30

30

30

 

 

 

 

 

Индекс успешности выполнения  каждого задания группой

80,00%

80,00%

73,33%

73,33%

73,33%

 

 

 

 

 

Аналитическая справка по мониторингу освоения познавательной области в средней группе № 5

за 2022 – 2023 учебный год

Цель: выявление уровня развития по образовательным областям у детей среднего возраста в группе № 5.

Задачи:

1. Изучение результатов освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования.

2. Оценка эффективности педагогических действий.

3. Проектирование образовательной деятельности на основе результатов педагогической диагностики (мониторинга).

Были использованы методы мониторинга: наблюдение; игровые упражнения; индивидуальная беседа; задания.

Списочный состав: 6 мальчиков, 4 девочки.

Была проведена диагностика математического развития дошкольников среднего возраста. В подгруппе 10 детей, было проведено 5 заданий. Максимальное количество набранных баллов за задание 3, 15 за все 5 заданий. Вова набрал 14 баллов, Толя – 13 баллов, Алеша, Илья, Женя и Настя по 12 баллов, Вика, Саша и Алиса набрали 10 баллов, Максим набрал меньше всех – 9 баллов.

Уровень выполнения всех заданий каждым ребенком: у пятерых детей высокий уровень, у пятерых – средний. Усредненный уровень выполнения заданий всей группой - высокий.  

Уровень математического развития ребенка. За 5 заданий максимально можно получить 15 баллов. Толя набрал 13 баллов, Вова, Алеша, Илья и Настя набрали 12 баллов, 10 баллов у Алисы и Жени, Максим набрал 7 баллов, Саша 5 баллов.

Рекомендации:

1.        Создать условия достаточные для самостоятельного, творческого исследовательского поиска воспитанников;

Перспективы оптимизации группы детей по познавательному развитию.

2.        Рационально совмещать различные виды деятельности (игровую, изобразительную, познавательную, исследовательскую и др.) с вовлечением детей в решение проблемно-игровых ситуаций, сформулированных на основе личного опыта ребенка.

3.        Использовать все формы работы по познавательному развитию: демонстрационные опыты, математические досуги, театрализация, проблемные ситуации, работа с дидактическим материалом.

4.        Обеспечивать индивидуализацию познавательного развития воспитанников, учитывая особенности развития познавательных способностей и возможностей детей.

5.         Заинтересовать и вовлечь родителей в образовательный процесс через совместные педагогические процессы.

6.    Разработать индивидуальный план работы с детьми, не усвоившие программу, подобрать дидактический материал, развивающие упражнений.

Коррекционные задания:

Раздел 1. «Количество и счет»

Методика №1.

Задание №1. «Собери зоосад»

Цель: диагностика количественных представлений.

Материал: коробка (зоосад), фигурки животных, числовые карточки с геометрическими фигурами (до пяти).

Инструкция детям: добавь в свой зоосад столько животных, сколько изображено фигур на числовой карточке, которую я тебе сейчас покажу.

То же задание, но выполнять, ориентируясь по слуху на количество хлопков в ладоши, сделанных взрослым.

дополнительный балл добавь в свой зоосад на 1 животное больше, чем на числовой карточке или на 1 меньше.

Задание №2. «Помоги Буратино»

Цель: диагностика количественных представлений.

Материал: игрушка Буратино, монеты (7-10 штук).

Инструкция детям: Карабас Барабас подарил Буратино монеты, я тебе скажу: «Сколько?», а ты посчитай и дай Буратино эти монеты.

Дополнительный балл Дай на одну монету больше или на одну монету меньше.

Методика №2

Задание №1. «Магазин игрушек»

Цель: выявить доступные детям границы порядкового счета на наглядном материале.

Материал: набор игрушек в количестве 5 шт. (зайка, мишка, волк, утенок, щенок), кукла

Описание: педагог говорит ребенку, что Кукла пришла в магазин игрушек и хочет купить подарок для своей подружки. Сколько игрушек продается в магазине? Помоги Кукле купить нужную игрушку. Для этого нужно точно сказать, где и какая по счету стоит игрушка.

Дополнительный балл увеличить количество игрушек

Методика №3.

Задание №1.

Цель: выявление умений сравнивать 2 группы предметов, по-разному расположенных и представлений о независимости количества элементов множества от пространственного расположения.

Материал: 5 больших чашек, расположенных на большом расстоянии друг от друга, под ними в ряд 5 блюдцев, близко стоящих друг к другу.

Описание: педагог предлагает ребенку сказать, чего больше (меньше) или может быть их поровну. Как проверить?

Дополнительный балл увеличить количество блюдцев на 1

Методика №1.

Задание №1. «Цифры заблудились (Переполох)»

Цель: выявление знаний о цифрах от 1 до 5.

Материал: 2 набора карточек с цифрами от 1 до 5.

Описание:

1 вариант. Сначала педагог предлагает ребенку назвать те цифры, какие он знает. Затем говорит, что все цифры перепутались и предлагает ребенку навести порядок и расположить цифры в правильном порядке.

Задание №2. «Сколько?»

Цель: упражнять в счете, нахождении соответствующей цифры.

Материал: фланелеграф, наборное полотно с картинками, раздаточный материал – набор цифр, фишки.

Описание: педагог показывает картинки на фланелеграфе. Дети пересчитывают изображения и показывают цифру, соответствующую количеству картинок. Педагог проверяет правильность ответов у каждого ребенка. Если ребенок ошибается, то получает штрафную фишку. В конце задания подводится итог.

Усложнение: под группами картинок расположены цифры, указывающие неверный результат. Ребенку нужно пересчитать группы и исправить ошибку, поставив рядом правильные цифры.

Раздел 2.  «Представление о величине»

Задание №1. «Сравни дорожки»

Цель: выявить умение сравнивать контрастные по величине предметы (по длине и ширине).

Материал: две дорожки разной длины и ширины, теннисный шарик.

Инструкция детям: Педагог предлагает сравнить дорожки по длине и ширине. Покажи длинную дорожку (короткую). Что можно сказать о ширине дорожек? Покажи широкую дорожку (узкую). Прокати мячик по узкой (широкой) дорожке; по длинной (короткой) дорожке.

Раздел 4. «Ориентировка в пространстве»

Задание №1. «Сложный узор (Где мышонок прячется?)»

Цель: выявить умение ориентироваться на листе бумаги, умение определять пространственное направление, умение воспринимать словесную инструкцию.

Материал: карточки с узором, составленные из геометрических фигур, изображение маленького мышонка.

Инструкция детям:

1. Опиши этот узор, назови направления движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз). Маленький мышонок решил поиграть с тобой в прятки. Найди его и расскажи, в каком месте он спрятался. (В правом верхнем углу за красным треугольником, например).

2. Я буду называть место на коврике, а ты спрячь туда мышонка.

Задание №2. «Поручение»

Цель: выявить умение различать и обозначать словами положение предметов относительно себя.

Материал: набор игрушек – матрешка, машина, мяч, пирамидка.

Инструкция: Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю. Расставь игрушки следующим образом: матрешку – впереди себя, машинку – сзади, мяч – слева, пирамидку – справа.

Раздел 5. «Ориентировка во времени»

Задание №1. «Кто знает, тот дальше называет»

Цель: выявить умение детей определять части суток и называть их последовательность, анализировать свою деятельность в течение всего дня, закрепить понятия «вчера», «сегодня», «завтра».

Материал: мячик.

Описание: Дети стоят в кругу, педагог начинает фразу «Зарядку мы делаем утром, а обедаем…», «Музыкальное занятие было сегодня, а плавание в бассейне…» и кидает ребенку мяч. Он должен продолжить фразу и вернуть мяч педагогу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГАПОУ СМПК Проект по созданию развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Речевое развитие» уголок на тему « Совунья - говорунья» Стерлитамак,2020

Слайд 2

Цель проекта: Дополнить развивающую предметно-пространственную среду для реализации образовательной области «Речевое развитие» уголок «Совунья-говорунья» у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Слайд 3

Задачи: 1. Изучить требования ФГОС ДО, СанПиН и Методические рекомендации «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО». 2.Проанализировать развивающую предметно-пространственную среду в группе по образовательной области « Речевое развитие ». 3. Разработать проект уголка « Совунья -говорунья». 4. Внести изменения в развивающую предметно-пространственную среду группы.

Слайд 4

Гипотеза: если в группе создать уголок «Совунья-говорунья», то это будет способствовать р азвитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой. Ожидаемые результаты: создание уголка « Совунья -говорунья» и активное использование нового материала в совместной работе с детьми, в игровой и самостоятельной деятельности детей. План работы: отбор материала, литературы, определение целей и задач, внесение материала, разработка презентации, защита проекта.

Слайд 5

Этапы выполнения проекта: 1. Целеполагание. 2. Разработка содержания проекта. 3. Реализация проекта. 4. Выполнение презентации 5. Защита проекта

Слайд 6

Требования ФГОС ДО по образовательной области «Речевое развитие» владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 7

Т ребования СанПиН: 6.1. Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей, учитывать гигиенические и педагогические требования. 6.10. В дошкольных организациях используют игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно- э пидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке(стрике) и дезинфекции.

Слайд 8

Требования к РППС в соответствии с ФГОС ДО Насыщенной Полифункциональной Трансформируемой Доступной Безопасной Вариативной

Слайд 9

Уголок развития речи должен содержать: Картинки по лексическим темам. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике. Художественные произведения по программе и др. Словесные дидактические игры. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов. Различные виды театров.

Слайд 10

Уголок развития речи должен содержать Картинки с изображением явлений природы; предметами домашнего обихода; основными частями предметов; изображением труда взрослых; с изображением размера, цвета, качества предметов; с изображением действий; с изображением предметов во множественном числе; с изображением синонимов; с изображением животных во множественном числе; с изображением предметов во множественном числе; с изображением несклоняемых существительных.

Слайд 11

Варианты оформления уголка по развитию речи

Слайд 12

Уголок на начало проекта:

Слайд 13

Перечень внесенных материалов: Магнитные доски Дидактические игры: для развития диалогической речи Картотека Картины Папка с пособием Детская художественная литература

Слайд 14

Уголок после внесения изменений

Слайд 15

Рекомендации по использованию внесенных материалов: Внесенные материалы можно использовать при организации занятий по разным видам речевого развития, игровой и самостоятельной деятельности детей.

Слайд 16

Список литературы: 1. Приказ МОиН РФ «Об утверждении ФГОС ДО» от 17 октября 2013г. №11553 2. Постановление от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО 3.Карабанова О.А. Методические рекомендации к требованию РППС, М.: Наука,2016 4. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш . и сред, пед . учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2017г.

Слайд 17

Выполнила студентка 417 з группы государственного автономного профессионального образовательного учреждения Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж специальности 44.02.01 Дошкольное образование Абубакирова Зинира Аскатовна