Студент, лови момент!

Зинира Аскатовна Абубакирова

Будучи недавно студентом, знаю как трудно составлять правильные доклады с презентацией, контрольные и курсовые работы.

Поэтому в этом разделе мне захотелось поделиться своими некоторыми работами со студентами факультетов Дошкольной педагогики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «УФИМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ»

СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Методическая работа в дошкольной образовательной организации»

Абубакирова Зинира Аскатовна

ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Выполнил:

студентка III курса заочной формы обучения, гр. ZSДО 31

Направление подготовки: 44.03.01

Педагогическое образование

Программа:Дошкольное образование

Проверил:

старший преподаватель

Головнева Н.А.

СТЕРЛИТАМАК – 2023

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Понятие и значение планирования. Теоретические подходы и требования к планированию работы в детском саду………………………………………..…4

2. Виды планирования…………………………………………………………….7

Заключение……………………………………………………………………….10

Список источников и использованной литературы……………………………11

ВВЕДЕНИЕ

В условиях нестабильности современного мира, кризиса системы общественного дошкольного образования в России руководителю детским садом очень важно принять адекватные оперативные меры по сохранению и развитию вверенного ему учреждения.

Планирование — ключевая управленческая функция, полноценная реализация которой — один из главных факторов, обеспечивающих эффективность деятельности ДОУ. Именно поэтому необычайно актуальными становятся вопросы обучения руководителей детских садов навыкам научного планирования своей деятельности и эффективной ее организации. Планирование позволяет устранить неопределенность, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться эффективного экономического функционирования и облегчить управленческий контроль.

При грамотном планировании появляется возможность прогнозировать результаты деятельности каждого конкретного сотрудника, что облегчает достижение общих целей и задач. Исследования в области управления подтверждают прямую зависимость между умением планировать и успешностью деятельности ДОУ в целом.

Сущность планирования — направить деятельность ДОУ на выработку решений, направленных на адаптацию детского сада к постоянно изменяющимся условиям, нейтрализацию факторов, отрицательно влияющих на всю систему дошкольного образования в целом.

В психологическом аспекте основой планирования является преодоление руководителем стереотипов мышления.

Таким образом, проблема планирования образовательного процесса в ДОУ как начального звена системы образования в настоящее время является недостаточно разработанной. Практическая значимость этой проблемы и научная неразработанность делают ее актуальной.

Цель работы: изучить и охарактеризовать виды и формы планирования в детском саду.

1. Понятие и значение планирования. Теоретические подходы и требования к планированию работы дошкольного учреждения

«Когда мы тратим время на планирование, его становится больше…»

Планирование и прогнозирование являются основой управления и важнейшей стадией управленческого цикла на всех уровнях.

Планирование педагогического процесса – это заранее определенный порядок, последовательность осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

Основой для планирования педагогического процесса является та программа, по которой работает ДОУ. Планирование направлено на организацию педагогического процесса как в целом по детскому саду, так и отдельно по каждой возрастной группы.

Применительно к управлению дошкольным учреждением планирование и прогнозирование заключаются в определении зон ближайшего и перспективного развития детского сада в конкретных условиях окружающей среды на основе педагогического анализа. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении предоставляет педагогическому коллективу право самостоятельно определять направления своей деятельности, строить модель развития детского сада в соответствии с видовым разнообразием ДОУ, выбирать программу воспитания и обучения дошкольников.

Планирование — это вид деятельности, связанный с постановкой целей (задач) и действий в будущем. Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов: постановка целей и задач, составление программы действий, выявление необходимых ресурсов и их источников, определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них.

Процесс   планирования должен создать плановую систему, в которой хорошо видны:

1) основное содержание плана;
2) его временной разрез;
3) ответственное за его выполнение лицо или группа лиц.

Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль.

План – краткий, логически построенный перечень вопросов, раскрывающий содержание изучаемого материала. В нём нет конкретного изложения материала, но есть его структура, определяющая содержание. Чтобы составить план, надо выделить из прочитанного главные мысли, установить соотношения, связи между ними, чётко и кратко сформулировать их.

Планирование должно отвечать целому ряду принципиальных требований. Эти требования заключаются в следующем: единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал; обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.

Планирование будет эффективным, если соблюдаются три главных условия:

— объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения в момент планирования;

— четкое представление тех результатов, уровня работы, который к концу планируемого периода должен быть достигнут;

— выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.

При разработке планов важно определить конкретные конечные результаты. Это требование относится как к перспективным, так и текущим планам.

В качестве повседневного плана действий в детском саду выступает план работы на год, а в качестве перспективного — Программа развития дошкольного образовательного учреждения.

Планированию образовательной работы дошкольного учреждения предшествует:

1. ознакомление с государственными документами, определяющими задачи в воспитании на современном этапе;

2. определение цели и задачи на основе возраста детей, уровня развития детского коллектива, условий воспитания, личностного потенциала педагогов;

3. ознакомление с программой образования, перспективным планом, изучения опыта лучших воспитателей, обсуждение и согласование перспективных дел с другими педагогами;

4. анализ работы за прошедший год, изучение отдельных детей и детского коллектива в целом;

5. привлечение родителей к планированию;

6. изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года, выбор наиболее интересных и полезных дат для воспитания детей.

Таким образом, можно сказать о том, что планирование регулирует все основные процессы в дошкольном учреждении, помогает руководителю весь образовательный и хозяйственный процессы в дошкольном учреждении построить в определенной системе для достижения положительных результатов в развитии самого дошкольного учреждения и воспитательно-образовательной работы в нем.

2. Виды планирования в детском саду

План работы является обязательным документом, определяющим порядок организации образовательной работы в группе. От того как составлен, его четкости, компактности содержания, доступности зависит успех работы, а следовательно, и успех решаемых задач.

При составлении плана воспитателю необходимо помнить о следующем.

Планирование образовательной работы с детьми должно быть гибким (количество занятий и других форм работы определяется воспитателем совместно с руководством, учитывая возрастные особенности детей, предусматривая не столько фронтальные способы организации воспитания и обучения, сколько подгрупповые и индивидуальные)

При планировании нужно учитывать условия функционирования и режим работы дошкольного учреждения, годовые задачи работы учреждения.

Право выбора заниматься той или иной формой деятельности остается за детьми.

Детализация плана зависит от педагога (его образования, стажа работы, индивидуального стиля деятельности).

Планирование процесса воспитания и обучения детей может быть представлено следующими видами:

- перспективное;

- перспективно-календарное;

- календарное.

Перспективное планирование – это планирование, в котором разделы программы или виды деятельности охватывают квартал или месяц. Такое планирование. Такое планирование позволяет обеспечить системность в работе и нацеливает педагога на прогнозирование конечного результата, способствует осуществлении своевременного и систематического контроля за развитием каждого ребенка, творческому подходу к выполнению программы.

В перспективно-календарном планировании часть разделов охватывает месяц (задачи, утренние отрезки времени, сотрудничество с родителями, физкультурно-оздоровительная работа), а виды детской деятельности планируются каждый день.

Календарное планирование предусматривает планирование всех видов деятельности и соответствующих форм работы с детьми на каждый день.

Одним из вариантов перспективно-календарного плана является тематическое планирование.

Такое планирование имеет ряд преимуществ:

- в таком плане прослеживается система работы с детьми (как в организационных видах деятельности, так и в самостоятельной деятельности);

- вся деятельность направлена не только на формирование системы знаний, умений и навыков, но и на развитие психических процессов, создание развивающей предметно-игровой среды.

Как показывают исследования, дети постоянно накапливают в активно словаре множество слов, характеризующих предметы и явления. Детям легче запомнить и удержать в памяти ту информацию, которая взаимосвязана и систематизирована по конкретным группам по принципу смысловой близости, то есть систематическими группами («Животные», «Птицы» и т.д.). Это еще раз подтверждает целесообразность тематического планирования работы с детьми с учетом из возрастных особенностей и задач Учебной программы ДО.

В структуру перспективно-календарного плана входят следующие разделы:

  1. Задачи дошкольного учреждения на год. В этом разделе записываются годовые задачи ДУ на учебный год.
  2. Источники планирования.
  3. Список детей по группам.
  4. Циклограмма совместной деятельности воспитателя с детьми (структура режимных моментов) 

К общим разделам плана, предусматривающих работу на месяц, относятся следующие.

  1. Сотрудничество с семьей.
  2. Индивидуально-коррекционная работа с детьми.
  3. Физкультурно-оздоровительная работа.
  4. Специально-организованное обучение.
  5. Виды детской деятельности. 

Годовой план – это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ по решению четко определенных задач коллектива. Состоит из пяти разделов и подразделов, которые определяют его структуру и содержание.

Годовой план работы ДОУ составляется с учетом вида дошкольного образовательного учреждения и профессионального уровня педагогических кадров. Приступая к составлению годового плана, заведующий руководствуется тем, что этот план будет выполняться всем педагогическим коллективом учреждения. От того, каково понимание каждым сотрудником его роли в реализации плана, будет зависеть фактическое выполнение плана в целом.

План работы на год может оформляться в любой удобной для конкретного педагогического коллектива форме: схематично-блочная, календарно-месячная, цикличная по формам работы и др. Приступая к составлению годового плана, руководитель помнит, что этот план будет выполняться всем педагогическим коллективом учреждения. От того, каково понимание каждым сотрудником его роли в реализации плана, будет зависеть фактическое выполнение плана в целом.

Следовательно, при составлении годового плана руководитель учитывает кадровый потенциал педагогического коллектива, согласованность позиций, педагогический опыт совместной работы, социально-психологический климат учреждения.

Заключение.

Изучив методическую литературу, можно сказать, что целеполагание и планирование — неотъемлемые функции управленческой деятельности ДОУ, которые являются так же необходимым условием развития, движения любой педагогической системы, в том числе и дошкольной.

Как уже было отмечено, планирование — это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.

Часто долгосрочное планирование ассоциируется с чем-то устойчивым, хорошо продуманным и наиболее важным видом планирования в организации.

При грамотном планировании появляется возможность прогнозировать результаты деятельности каждого конкретного сотрудника, что создает предпосылки для успешной деятельности дошкольного образовательного учреждения и облегчает достижение общих целей и задач.

В работе воспитателя, как и в любой другой деятельности, необходим порядок и планомерность. Только при этих условиях, возможно, получить удовлетворение. Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако оформленный своевременно и корректно план может стать нашим первым помощником.

Список источников и использованной литературы

1. Алямовская В.Г. Разработка вариативных календарных планов ДОУ. // Управление ДОУ. 2002. №6, с. 25-35

2. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: Контрольно- диагностическая функция. М.: 2004. -64 с.

3. Белая К.Ю. Планирование работы ДОУ по результатам на год. //Управление ДОУ. 2002. №3

4. Вершинина Н.Б., Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно–методические материалы. – Издательство «Учитель», 2010 — 111 с.

5. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кибитина И.И. Старший воспитатель детского сада. – М.: Просвещение, 1990. -143 с.

6. Воробьева Т.К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения. – М.: «Ансел-М», 1997. -64 с.

7. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. – М.: Айрис –Дидактика, 2007. -192 с.

8. Голицына Н.С. → Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях. –М.: Скрипторий, 2008. – 32 с.

9. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности ДОУ. М.: Новая школа, 2008. – 96 с.

10. Емцева Т.А. Психолого –медико –педагогическая работа в детском саду: планирование, рекомендации, диагностические материалы. М: Изд. Учитель, 2010. -141 с.

11. Казакова И.Н. Годовое планирование в ДОУ: Трудности, ошибки, пути преодоления. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.

12. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. -3-е изд. испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Методика обучения и воспитания дошкольников»

Социальные и педагогические причины возникновения нравственных отклонений в поведении дошкольника

Выполнила: студентка 2 курса

заочной формы обучения

Абубакирова Зинира Аскатовна

Направление подготовки: 44.03.01

Педагогическое образование

Программа:

Дошкольное образование

Проверил:

кандидат пед. наук, доцент

Сулейманова Фания Мурзабаевна

СТЕРЛИТАМАК  2021

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

§1. Общая классификация причин возникновения нравственных отклонений в поведении дошкольника………………………….................................................4

§2. Социальные и педагогические причины возникновения нравственных отклонений в поведении дошкольника………………………………………… 6

§3. Коррекция и профилактика нравственных отклонений в поведении дошкольника………………………………………………………………………9

Заключение.............................................................................................................12

Список использованных источников и литературы...........................................13

 

ВВЕДЕНИЕ

Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число дошкольников, агрессивные и конфликтные поступки которых вызывают в лучшем случае удивление. Неприемлемые асоциальные действия, отсутствие интереса к обучению, неумение общаться в детском коллективе – все это признаки «трудного» ребенка с девиантным поведением.

Что же такое девиантность? Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за пределы установленных норм. Каждая научная дисциплина по-своему определяет понятие девиантного поведения:

В социальных науках девиантность – это некоторые социальные явления, представляющие угрозу социальному и физическому выживанию человека в ближайшем окружении, определенной общественной среде. Эти явления нарушают процесс усвоения и воспроизведения норм и ценностей, становятся преградой для саморазвития и самореализации в социуме.

В медицине отклоняющееся поведение рассматривается с точки зрения нервно-психического здоровья.

В психологии девиантное поведение у детей определяется ошибочным антиобщественным образцом решений конфликтных ситуаций и полным игнорированием истинной реальности, что приводит к нарушению принятых норм или нанесению ущерба окружающим и себе.

Причины, вызывающие отклонения в поведении малыша, настолько многообразны и сложны, что выделить какую-то одну, решающую, в каждом конкретном случае практически невозможно. Чаще всего подоплекой девиантного поведения становится комплекс проблем: социальные и биологические факторы, особенности физиологического и психического развития малыша, специфика окружающей среды.

§ 1. Классификация причин возникновения нравственных отклонений в поведении дошкольника

В научной литературе существуют различные подходы к выделению причин девиантного поведения несовершеннолетних. Общепризнанной классификации отклоняющегося, девиантного поведения детей нет.

С. А. Беличева в числе факторов, обусловливающих генезис девиантного поведения детей, выделяет следующие:

 индивидный фактор, действующий на уровне психофизиологических предпосылок асоциального поведения, которое затрудняет социальную адаптацию индивида и проявляется в дефектах дошкольного и семейного воспитания;

 социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия ребенка со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в группе дошкольного образовательного учреждения и т.п.;

 личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, детского сада, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;

 социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества.

Авторы М. Е. Буторина, А. З. Иоголевич среди причин девиантного поведения детей выделяют психологические, обусловленные особенностями возрастного развития; социально-психологические; медико-психологические причины. К причинам девиантного поведения исследователи

П. Д. Павленок, Е. В. Змановская также относят социальные (общие) причины, которые, прежде всего, отражаются на морально-психологическом климате и финансово-экономическом уровне семьи, а следовательно, на условиях развития воспитывающихся в них детей.

В научной среде также выделяют медико-биологические причины. Данная группа причин подразделяется на три основные подгруппы:

• врожденные;

• наследственные;

• приобретенные причины.

Врожденные причины обусловлены внутриутробным поражением плода в период беременности. Это может быть: токсикоз, последствия интоксикации лекарственными препаратами, соматические и хронические инфекционные заболевания будущей мамы (особенно в начале беременности, ее неполноценное питание и нездоровый образ жизни (употребление алкоголя или наркотиков, курение). Врожденные причины оказывают влияние на созревание нервной системы, тем самым влияя на индивидуальные особенности малыша и нарушая механизмы произвольной регуляции поведения. В результате естественное психическое развитие ребенка может замедлиться или измениться, что усугубит возрастные кризисы и приведет к отклоняющемуся поведению.

Наследственные причины вызываются поражениями генетического материала: генные или хромосомные мутации, дефекты обмена, которые влияют на созревание структур головного мозга. Результатом этого становятся нарушения умственного развития, телесные пороки, дефекты слуха или зрения, повреждения нервной системы. Наследственными особенностями объясняются основные характеристики нервной системы маленького человека, от которых зависит темперамент, утомляемость и трудоспособность, восприимчивость ребенка к окружающему, возможность быстро приспосабливаться и устанавливать контакты.

Приобретенные причины возникают в процессе жизни малыша. Наравне с влиянием наследственности немаловажное значение имеет и неполноценность нервных клеток головного мозга, которая обусловлена тяжелыми заболеваниями ребенка в раннем возрасте, черепно-мозговой травмой. К приобретенным причинам относятся также соматические и нервные заболевания, хронически болезни с неоднократными рецидивами. Длительные недуги зачастую становятся источниками неврозов, задержек развития, провоцируют непослушание и агрессию. Они способствуют снижению психической возможности овладения определенной деятельностью, мешают установлению контактов с ровесниками. В результате личность и поведение ребенка формируется патологическим образом. А уж после это проявляется в эмоциональной неустойчивости малыша, послаблении его приспособительных и защитных механизмов.

§2. Социальные и педагогические причины возникновения нравственных отклонений в поведении дошкольника

В первую очередь к социальным причинам нравственных отклонений в поведении маленьких детей относится неблагополучная обстановка в семье. Понятие «семейное неблагополучие» включает в себя различные негативные характеристики: внутрисемейные отношения, дефекты ее количественного, структурного и половозрастного состава, связь домочадцев с различными внешними социальными институтами (например, с представителями детского сада).

Неблагополучные семьи, в которых создаются условия повышенного риска возникновения девиантного поведения ребенка, делятся на следующие типы:

1. Неполная семья, в которой воспитанием малыша занимается только мама или папа (либо вообще бабушка с дедушкой). Воспитательные возможности такой семьи порождаются педагогическими, морально-психологическими и материальными факторами. Отсутствие кого-то из родителей существенно, так как ребенок, не имеющий маму или папу, теряет целый мир эмоционально-нравственных отношений. Но даже неполная семья, обладающая ограниченными воспитательными возможностями, иногда приносит больше пользы малышу, чем полная, но неполноценная.

2. Конфликтная семья, которая характеризуется психологической напряженностью взаимоотношений, отсутствием взаимопонимания, расхождениями во взглядах, интересах, потребностях, установках. В такой семье мир – это временный компромисс. Частые конфликты и психологическая напряженность негативно отражаются на развитии личности малыша. Патологические супружеские отношения провоцируют множество отклонений в психике ребенка, что выливается в особо выраженные формы девиантного поведения.

3. В асоциальной семье отдается предпочтение антиобщественным тенденциям и паразитическому образу жизни, а ее члены нередко совершают противозаконные действия.

4. В семьях с «алкогольным бытом» главным интересом является употребление спиртных напитков. Социально-положительные функции в такой семье не предусмотрены.

5. Отличие формально-благополучной семьи в том, что потребности и жизненные цели у ее членов разрознены, взаимоуважения нет никакого. Необходимые обязанности (в том числе и воспитание малыша) исполняются формально.

Многочисленные исследования показали, что неблагополучные семьи отличаются следующими видами неадекватного воспитания:

• скрытая безнадзорность (родители чисто формально выполняют свои обязанности);

• потворствующая безнадзорность (взрослые никак не критикуют аномальное поведение малыша);

• чрезмерная строгость и требовательность к малышу;

• эмоциональное отвержение;

• гиперопека и чрезмерное необоснованное восхищение ребенком.

Неблагоприятная семейная обстановка и неадекватные методы воспитания, отсутствие общего языка с родителями, неумение налаживать отношения с окружающими – все это может стать предпосылкой проявления девиантного поведения малыша дошкольного возраста.

Рассмотрим причины нравственных отклонений педагогического характера, в поведении дошкольника.

  Зачастую взрослые, требующие от ребенка дисциплинированности, соблюдения культуры поведения, натыкаются на вопрос дошкольника «А почему?». Отвечать нужно своевременно и аргументировано. Если взрослые не смогли или не захотели объяснять малышу суть определенного требования, результатом становится формирование искаженного представления ребенка об общепринятых нормах. Несоответствие между утверждениями взрослых и реальное нарушение ими же этих утверждений – отрицательный пример для ребенка.

Еще одна причина педагогического характера – злоупотребление запретами. Если взрослые превышают ограничительные меры, у ребенка вполне возможно возникнет обратная защитная реакция в форме аномального поведения.

В случае, когда взрослые в полной мере не учитывают индивидуальные, возрастные и психологические особенности малыша, повышается вероятность ошибок в оценивании его возможностей. А это приводит к возникновению конфликтов и аномальных проявлений в поведении.

У детей младшего дошкольного возраста отклонения в поведении проявляются вспышками гнева. На ограничение, наложенное родителями, ребенок может среагировать очень бурно: завизжать, начать брыкаться или задыхаться. Если родителям удастся проигнорировать каприз и требование малыша, научиться отвлекать его в моменты детской ярости, такие нежелательные проявления получится преодолеть.

Однако необходимо отметить, что до 5 лет подобные отклонения в поведении детей считаются в пределах нормы.

В старшем дошкольном возрасте ребенок узнает, что такое «борьба переживаний». Он понимает это как противоречие между восприятием своего «Я» и оценками окружающих. В этом возрасте ошибки воспитания способны привести к тому, что малыша поглотят собственные эмоции. А это, в свою очередь, становится причиной девиантного поведения.

§3. Коррекция и профилактика нравственных отклонений в поведении дошкольника

Основные проблемы детей с девиантным поведением заключаются в их неумении контролировать себя, эффективно взаимодействовать с окружающими. Чтобы устранить искажения эмоционального реагирования и сложившиеся стереотипы поведения, перестроить полноценные контакты крохи с ровесниками, определены следующие пути решения:

1. Формирование интереса ребенка к окружающим людям и желания их понять.

2. Закрепление навыков общения, элементарных знаний о правилах поведения.

3. Вырабатывание навыков адекватного поведения.

4. Обучение малыша правильно оценивать себя, балансировать свои эмоциональные состояния.

5. Развитие умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм.

Методы коррекции поведения должны быть основаны на организации деятельности, интересной ребенку. Так как игра – это ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, для развития коммуникативной и эмоциональной сферы, как правило, используются:

• коммуникативные и подвижные игры;

• разыгрывание «трудных ситуаций»;

• ритмические игры со словами;

• музицирование и танцы;

• чтение и обсуждение сказок.

Особенного внимания стоит последний пункт. Ведь сказки очень тесно связаны с играми, и поэтому сказкотерапия является одним из направлений в коррекции и профилактике отклоняющегося поведения у детей дошкольного возраста. Сказки помогают ребенку сформировать понятия «добро» и «зло», раскрывают их творческий потенциал, учат правильно оценивать поступки, как свои, так и окружающих.

Для малыша дошкольного возраста сказка обладает необычайной притягательной силой. Она позволяет ему свободно фантазировать и мечтать. Одновременно с этим сказка для малыша – не только фантазия и вымысел, а и особая реальность, раздвигающая рамки повседневной жизни. В сказке можно столкнуться со сложными чувствами и явлениями, постичь взрослый мир переживаний в доступной для детского понимания форме.

Кроме этого, маленькие дети отличаются сильно развитым механизмом идентификации. Другими словами, малыш запросто объединяет себя со сказочным персонажем, чаще всего выбирая положительного героя. Причина этого не в том, что кроха понимает всю глубину человеческих взаимоотношений. Просто если сравнивать героя с другими персонажами, положение героя больше привлекает малыша. Благодаря этому ребенок усваивает моральные ценности и нормы.

Помимо игр и корректирующих занятий малыш с отклоняющимся поведением нуждается в твердом режиме дня и правильном питании, в контроле за просматриваемыми по телевизору передачами и фильмами. А родителям необходимо запастись терпением и пониманием, научиться самоконтролю.

Сегодняшняя жизнь отличается переоценкой устоявшихся ценностей. И в первую очередь это касается человеческих отношений. Многие педагогические принципы признаны неактуальными, а новые еще не успели сложиться окончательно. Некоторые взрослые имеют недостаточный уровень психолого-педагогической культуры, и дети постоянно становятся объектами не всегда удачных преподавательских экспериментов. В конечном счете все это может привести к самым разнообразным формам девиантного поведения маленьких детей и, впоследствии, подростков.

Заключение

        Психологические исследования показывают, что у большинства детей встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из ведущих мест. Вместе с тем в психологической литературе нет единого определения понятия «нарушения поведения» у детей. Специалисты большей части наук о человеке - генетики, психологи, социологи занимаются изучением нарушений поведения. Всё это ведёт к тому, что один и тот же термин может иметь совершенно разные значения в различных науках. Одним из видов нарушений поведения дошкольника является агрессивное поведение. Указывается, что ДОУ способно решать проблемы профилактики агрессии детей лишь при взаимодействии с другими системами микросоциума, к которым принадлежат: семья, учреждения дополнительного образования, микрорайон, досуговые центры и т.д. Одной из главных целей работы педагогического коллектива ДОУ по профилактике агрессии дошкольников является формирование основ здоровой личности, социально адаптированной к постоянно меняющимся условиям окружающей действительности (устранение деструктивных форм детской агрессии и формирование механизмов саморегуляции поведения, согласно принятым в обществе социальным нормам). Поэтому важно научить ребенка контролю собственных агрессивных устремлений или выражению их в социально приемлемых формах.

Список использованных источников и литературы

  1. Биктина Н.Н. Организационно-психологические условия коррекции дезадаптивного состояния детей старшего дошкольного возраста: дисс. канд. психол. наук /Н.Н. Биктина. - Самара: СГУ, 2007. - С. 67-68.
  2. Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. Тонус, 2000. - №5. - С. 38-40.
  3.  Гаспарова Е.И. Страхи у дошкольников //Дошкольное воспитание. - 1991. - №4. - С. 75-80.
  4. Джос Ю.С., Рысина Н.Н. Характеристика взаимоотношений в семье с детьми, имеющими трудности обучения и расстройства поведения// Новые исследования. 2010. Т. 1. № 23. С. 38-45.
  5. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. - М., 1982.
  6. Евдокимов А.Н. Психолого-педагогическая поддержка личности дезадаптивного ребёнка в дошкольном образовательном учреждении// Перспективы науки. 2011. № 17. С. 24-29.
  7. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов. - М.: Приор-Издат, 2011.- 329 с.
  8. Краснова М.В. Система работы ДОУ по профилактике детской агрессии// Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 1. С. 84.
  9. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Актуальные методы в работе школьного психолога. - М.: Приор-Издат, 2010.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сенсорное развитие детей первой младшей группы в процессе предметно – игровой деятельности Выполнила: Абубакирова Зинира Аскатовна

Слайд 2

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Слайд 4

Целью сенсорного воспи тания является развитие сенсорных способностей у младшего дошкольника. Основной задачей сенсорного воспитания, по мнению Л. А. Венгера , является то, что дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Слайд 5

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющего, с другой стороны принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок – это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства – картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и происходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

Слайд 7

Разнообразие современных игрушек позволяет легко обучить ребенка цвету, форме. Вкладыши – это всевозможные матрешки, стаканчики или рамки – вкладыши, которые похожи по форме, но отличаются друг от друга размером. В отличие от пирамидок, из «Вкладышей чаш» можно собрать не только устойчивую башенку, но и компактную конструкцию с вложенными друг в друга элементами.

Слайд 8

Сортеры станут отличными помощниками в изучении цветов, фигур, форм. Сортировать фигуры можно по – разному. В одних видах сортеров нужно вставлять в соответствующие отверстия объёмные фигуры.

Слайд 9

Бизиборд – развивающая доска со всевозможными кнопками, выключателями, шнуровками, задвижкам и т.д. С помощью развивающей доски происходит развитие мелкой и крупной моторики. Основная задача бизиборда – дать ребенку полную свободу тактильного восприятия.

Слайд 10

Дидактическая игра «Собери пирамидку» учит детей сравнивать предметы по величине, упорядочивать их от самого большого до самого малого.

Слайд 11

Игры с мозаикой, конструктором, отлично развивают мелкую моторику, внимание, мыщление, логику, зрительное восприятие.

Слайд 12

Массаж с гранеными карандашами. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат кровообращение пальцев рук.

Слайд 13

Упражнения с массажными мячами , щетками. Это хорошая гимнастика для пальчиков, улучшает кровообращение, развивает мелкую моторику.

Слайд 14

Игры с закручиванием крышек очень полезны. Необходимо подобрать крышку по цвету и закрутить ее.

Слайд 15

Дидактическая игра «Прищепки». Цель: Учить пользоваться прищепкой; развивать мускулатуру пальцев рук; подбирать прищепки по цвету.

Слайд 16

Игры с бусинами, макаронами. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается. Бусины также можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Слайд 17

Игры – пазлы учат детей находить связи между частью и целым, развивают логическое мышление, память и мелкую моторику рук.

Слайд 18

Дидактическая игра «Подбери по цвету и форме». Детям необходимо подобрать по цвету и форме геометрические фигуры.

Слайд 19

Рисование пальчиками развивает тактильную чувствительность (ощущения от соприкосновения с предметами и материалами), мелкую моторику рук, стимулирует воображение.

Слайд 20

Вывод: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем и младшем дошкольном возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Великое множество игр по сенсорному развитию помогает педагогам выбирать наиболее приемлемые для каждой возрастной группы. И не важно будут это игры с полок магазина или сделанные своими руками.



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Теория и технологии физического воспитания детей дошкольного возраста»

Абубакирова Зинира Аскатовна

Инновации в теории и методике физического воспитания детей. Альтернативные и региональные программы по физическому воспитанию: “Развитие”, “Детство”

Выполнил:

студентка I курса заочной формы обучения, гр. ZSДО 11

Направление подготовки: 44.03.01

Педагогическое образование

Программа:Дошкольное образование

Проверил:

старший преподаватель

Головнева Н.А.

СТЕРЛИТАМАК – 2021

Оглавление

Введение        3

1. Инновационные программы физического воспитания детей дошкольного возраста        4

2. Анализ программ по физической культуре        9

Заключение        14

Список используемых источников и литературы        15


Введение

С обновлением всего дошкольного образования активно обновляется содержание физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Однако не все инновационные процессы, происходящие в физической культуре дошкольников, можно определить как позитивные.

Однако они постоянно следят только за проблемами интеллектуального воспитания, а проблемами физического воспитания, как правило, не интересуются.

Если сегодня, на момент поступления в школу, физическая подготовленность никак не оценивается, а состояние здоровья не учитывается, то на дошкольном этапе не только для воспитателей, но и для родителей эти методы использоваться не будут.

Одной из наиболее актуальных проблем в культуре дошкольников является диагностика их физического состояния.

При подборе тестов для диагностики дошкольников необходимо учитывать психофизические особенности детей этого возраста. Сегодня подготовка спортивных руководителей сосредоточена на работе со здоровыми детьми.

Цель исследования: проанализировать инновации в теории и методике физического воспитания детей. Альтернативные и региональные программы по физическому воспитанию: “Развитие”, “Детство”.

Задачи исследования:

1. Изучить инновационные программы физического воспитания детей дошкольного возраста

2. Провести анализ программ по физической культуре.


1. Инновационные программы физического воспитания детей дошкольного возраста

Большую часть потенциала половины российского общества в XXI веке составят сегодняшние дошкольники. Сейчас шокирующие данные о системном ухудшении здоровья и снижении уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста становятся обычным явлением. В то же время приоритетные документы о мерах, связанных с охраной здоровья детей, повышением их функциональных возможностей, уровня физической подготовленности, являются лидерами во всех программах дошкольного образования и образовательных учреждениях.

Понятно, что многие патологические состояния у детей можно предотвратить с помощью физического воспитания, и в связи с этим специалисты считают, что эта система недостаточно эффективна[1; 3; 4]. Современное состояние системы физического воспитания детей дошкольного возраста порождает настоятельную необходимость ее совершенствования, что позволяет снизить или полностью устранить эти неблагоприятные тенденции. Не вызывает сомнений актуальность организации и содержания инновационной деятельности современных дошкольных образовательных учреждений.

Инновационный процесс-это модель развития дошкольного образования, под которой понимается такое изменение в работе учреждения, которое является значительным, сопровождается изменениями в способе деятельности и мышлении сотрудников, вводит новые элементы стабильности (инновации) в среду внедрения, приводя к переходу системы из одной страны в другую. Инновационный процесс на современном этапе общественного развития в основном затрагивает систему дошкольного образования как начальный этап раскрытия потенциальных возможностей детей.

Развитие дошкольного образования, переход на новый уровень качества невозможно осуществить без развития инновационных технологий.

Инновация определяет использование новых методов, форм, средств, приемов в образовательной практике, ориентируясь на личность ребенка, развивая его способности. Образовательная инновационная деятельность имеет свои особенности. Первая особенность заключается в том, что основным субъектом инновационного процесса является ребенок, родитель и учитель. Если это не учитывать, то все практическое образование, все гуманистические компоненты инновационной деятельности оторваны от обучения инновациям.

Второй отличительной чертой педагогических инноваций является необходимость систематически охватывать как можно больше вопросов преподавания. Применительно к сфере образования инновацией можно считать конечный результат инновационной деятельности, который проявляется в виде нового содержания, методов, организационных форм образовательного процесса или новых методов предоставления социальных услуг в сфере образования в соответствии с истинными требованиями родителей, т. е. новых форм дошкольного образования[5].

Педагогические инновации - это относительно новая концепция в области образования, в том числе в системе дошкольного образования. В последние 10-12 лет, в связи с изменениями социально-экономических условий России, развитием научных исследований в области образования, в том числе дошкольного образования, поиском новых и более эффективных форм, средств, методов и приемов обучения и воспитания с учетом процесса инноваций в системе образования, следует отметить, что современная трактовка понятия "инновации" в образовании весьма противоречива.

Чаще всего образовательные инновации связаны с разработкой и внедрением новых инструментов, методов и технологий обучения и воспитания. Педагогическая инновация - это единство идей, концепций, средств, методов и результатов совершенствования системы обучения, которое считается неделимым.

Инновации, связанные с системой образования: "Образовательная инновация - это продукт профессиональной и педагогической деятельности, обладающий значительными признаками новизны, и использование его способствует реализации социальных, образовательных и экономических эффектов"[3]. Разработка инновационных технологий дошкольного спорта является одной из важнейших задач, направленных на повышение эффективности и качества дошкольного образования, хотя и достаточно сложной.

Анализ профессиональной литературы показывает, что одним из перспективных инновационных направлений совершенствования физического воспитания является предложенная В. К. Бальсевичем концепция отбора элементов спортивной подготовки и технического преобразования на основе спорта с целью совершенствования содержания и организационной формы физического воспитания в дошкольных учреждениях. По мнению В. К. Бальсевича, концепция обучения остается концепцией единственной научной основы управления развитием физического потенциала человека [2].

 С обновлением всего дошкольного образования активно обновляется содержание физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Однако не все инновационные процессы, происходящие в физической культуре дошкольников, можно определить как позитивные.

На многие вопросы, с которыми сталкиваются руководители спорта, педагоги и руководство детских садов, сегодня нет однозначного ответа. Отметим некоторые из них: проблемы, связанные с нормированием нагрузок, значительные трудности в обучении контролю физического состояния студентов, особенно технике физических упражнений.

Еще одной проблемой для спортивных работников в современных дошкольных учреждениях является появление большого количества технологий, большинство из которых можно очень осторожно использовать для работы с детьми дошкольного возраста. Более того, часто сами авторы и их последователи не проводят различия между понятиями "технология" и "методология" и пытаются выдать первое за второе. Поэтому "растяжка" и "аэробика"  появляются в детских садах не рядом с занятиями физкультурой, а на них. Следующий вопрос - подготовить ребенка к школе. Современные родители почти полностью доверяют воспитание своих детей дошкольным учреждениям.

Однако они постоянно следят только за проблемами интеллектуального воспитания, а проблемами физического воспитания, как правило, не интересуются. Если сегодня, на момент поступления в школу, физическая подготовленность никак не оценивается, а состояние здоровья не учитывается, то на дошкольном этапе не только для воспитателей, но и для родителей эти методы использоваться не будут.

Одной из наиболее актуальных проблем в культуре дошкольников является диагностика их физического состояния. При подборе тестов для диагностики дошкольников необходимо учитывать психофизические особенности детей этого возраста. Сегодня подготовка спортивных руководителей сосредоточена на работе со здоровыми детьми.

В то же время с каждым годом увеличивается количество исправительных, санаторно-курортных и интернатных учреждений [4]. Основным направлением инновационной деятельности в области спорта в дошкольных образовательных учреждениях является: систематизация медицинской помощи и технологий оздоровления, используемых в современных дошкольных образовательных учреждениях. В настоящее время ДОО использует широкий спектр технологий здравоохранения, некоторые из которых являются традиционными, а другие - инновационными.

К сожалению, инновационные технологии не всегда имеют доказательную основу их эффективности в условиях ДОУ. Обоснование дифференцированных двигательных режимов для дошкольников с разными функциональными возможностями, состоянием здоровья и ограниченными возможностями.

Одним из условий успешной реализации инновационной деятельности является персонализированная оценка уровня психологического, физического и социального развития ребенка. Создание физкультурно-игровой среды в дошкольных образовательных учреждениях является необходимым условием реализации содержания физической культуры и культуры здоровья. Формирование здоровой культуры детей, родителей и педагогов[4].

В условиях дошкольных образовательных учреждений развитие инновационной спортивной деятельности должно основываться на следующих положениях. Развитие и совершенствование системы физического воспитания дошкольников заключается в объективизации действий по развитию физических свойств и формированию основных движений ребенка на основе конкретных данных, что количественно характеризует возрастные особенности его конфигурации и вводит комплексный метод педагогического контроля.

Еще одним инновационным направлением, дополняющим содержательную основу системы физического воспитания дошкольников, является использование физических упражнений для оптимизации условий развития интеллектуальных действий.

Следует также отметить, что одним из наиболее вероятных направлений совершенствования физического воспитания дошкольников, требующим тщательных дополнительных исследований, является учет половых особенностей детей при разработке планов и нормативных документов[3;5].

2. Анализ программ по физической культуре

К комплексным программам, прошедшим экспертизу и получившим гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации» относятся: «Радуга», «Детство», «Истоки», «Преемственность», «Из детства в отрочество», «Программа обучения и воспитания в детском саду», «Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста». Одним из разделов данных комплексных программ, включающих все основные направления формирования личности ребёнка, является раздел, посвящённый физической культуре: парциальный программа физический дошкольник

1. Программа «Радуга» (руководитель Т.Н. Доронова). Программа акцентирует внимание педагогов на взаимодействие взрослого и ребёнка, в основу которого положена забота о физическом и психическом благополучии ребёнка. В программе уделяется внимание особенностям организации оздоровительных мероприятий в режиме дня. Для успешного физического воспитания предлагается составлять на каждого ребёнка «карту прогноз» с характеристикой «сегодняшнего» состояния ребёнка, его физического развития и двигательной активности, что требует тесного взаимодействия медицинских работников и педагогов, а также родителей.

Программа ориентирована на детей от 2 до 7 лет.

В программе не указан перечень подвижных игр, не указаны показатели физической подготовленности.[1,с45]

2. Программа «Детство» (авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др./ под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.И. Гурович) направлена на многогранное развитие и воспитание личности ребёнка, её гуманистической направленности в разных видах деятельности. Авторы программы, не отрицая значение физкультурных занятий в детском саду, не считают их ведущей формой работы. Количество занятий и их продолжительность программой не регламентируется. Педагог сам определяет их необходимость, содержание, способ организации и место в режиме дня, исходя из общедидактических требований к занятиям с дошкольниками и уровня их развития. Реализуется программа в основном путём интеграции в повседневную жизнь ребёнка естественных для него видов деятельности, главным из которых является игра. Педагогический процесс требует от педагога способности строить его по модели субъек-субъектного взаимодействия с ребёнком взаимодействия на основе педагогической диагностики. Для каждого возраста предложены минимальные результаты (единые как для девочек, так и мальчиков) в беге, прыжках, метании. В программу включены сложные упражнения (при наличии условий, обеспечивающих безопасность выполнения упражнения, и достаточной квалификации педагога).

Программа ориентирована на детей от 2 до 7 лет.

3. Программа «Истоки» (авторы Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.). В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа, стадии развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. В программе обозначены ведущие линии не только разностороннего развития жизненно важных двигательных действий, навыков и умений, но и сопряжённого с ним развития двигательных качеств и способностей. Они соотнесены с определёнными возрастными этапами, сензитивными периодами, а также ведущими видами деятельности. Программа включает два блока - базис и вариант его реализации.

Педагог по своему усмотрению, с учётом его профессионального опыта и возможностей детей, ориентируясь на заданный базис развития, может творчески использовать как предложенные в Программе, так и другие педагогические технологии, что обеспечивает открытость Программы.

Также представлены средние показатели физического развития (рост и масса тела, окружность грудной клетки, жизненная ёмкость лёгких) и показатели физической подготовленности отдельно для мальчиков и для девочек (основные и дополнительные).

В программе отражены современные представления о здоровье ребёнка и даётся характеристика режима дня, организации сна и питания, гигиенические условия и закаливающие процедуры, культурно-гигиенические навыки, перечисляются правила организации жизни детей в дошкольном учреждении и семье, перечень правил поведения, с которыми следует познакомить детей.

В помощь практическим работникам выпущены методические пособия Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, М.А. Руновой, где представлено описание специализированных площадок для спортивных игр, даны примеры занятий с тренажёрами.

Программа ориентирована на детей от рождения до 7 лет.

4. Программа «Преемственность» (авторы В.Г. Большенков, В.К. Бальсевич) направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой. Главными принципами программы являются: адекватность содержания физической подготовки (её условий) индивидуальному состоянию ребёнка, свободы выбора формы физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого ребёнка.

Формировать двигательный опыт детей предлагается путём освоения многообразных двигательных координаций.

Программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста.

5. Программа «Из детства в отрочество» (авторы Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др.) нацелена на укрепление здоровья и развитие детей, а также на подготовку их к школе. В программе определены задачи, которые надо решать в условиях семьи и детского сада по двум взаимосвязанным направлениям «Здоровье» и «Развитие». Работа по физической культуре направлена на развитие движений, совершенствование двигательных навыков и физических качеств в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Для реализации программы создан комплект методических материалов для педагогов и родителей, обеспечивающих целостность педагогического процесса, позволяющий осуществить согласованный подход по всем направлениям взаимодействия взрослого с ребёнком: пособие «Физическая культура в дошкольном детстве» Н.В. Полтавцевой, Н.А. Гордовой; пособие «Растём здоровыми» В.А. Доскина, Л.Г. Голубевой.

Программа ориентирована на детей от 4 до 7 лет.

6. «Программа обучения и воспитания в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой) направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.

В программе выделен раздел «Физическое воспитание», в котором определены оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи. Предусматриваются охрана жизни и укрепление здоровья ребёнка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно - волевых качеств.

В «Программе обучения и воспитания в детском саду» не представлены показатели физической подготовленности детей. В программе выделен подраздел «Что дети могут к концу года».

Программа ориентирована на детей от рождения до 7 лет.

  • 7. «Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» (автор Л.А. Парамонова) направлена на разностороннее и полное развитие детей, на сохранение их физического и психического развития. Программа состоит из трёх основных взаимосвязанных блоков:
  • 1 блок - характеристика детей каждого из 4-х психологических возрастов;
  • 2 блок посвящён содержанию обучения, воспитания и развития детей всех семи групп детского сада, которое сконструировано по 4-м основным направлениям. Всё содержание представлено в форме задач, стоящих перед педагогом, которое предполагает три вектора решения;
  • 3 блок составляют интегральные показатели развития, отражающие основные достижения детей каждого психологического возраста. Содержание физических упражнений представлено в разделе «Двигательная деятельность».

В «Примерной программе» нет рекомендаций, как определять физическую подготовленность дошкольников. Программа ориентирована на детей от рождения до 7 лет.


Заключение

Инновационный процесс на современном этапе общественного развития в основном затрагивает систему дошкольного образования как начальный этап раскрытия потенциальных возможностей детей.

Развитие дошкольного образования, переход на новый уровень качества невозможно осуществить без развития инновационных технологий.

Инновация определяет использование новых методов, форм, средств, приемов в образовательной практике, ориентируясь на личность ребенка, развивая его способности. Образовательная инновационная деятельность имеет свои особенности. Первая особенность заключается в том, что основным субъектом инновационного процесса является ребенок, родитель и учитель. Если это не учитывать, то все практическое образование, все гуманистические компоненты инновационной деятельности оторваны от обучения инновациям.

Второй отличительной чертой педагогических инноваций является необходимость систематически охватывать как можно больше вопросов преподавания. Применительно к сфере образования инновацией можно считать конечный результат инновационной деятельности, который проявляется в виде нового содержания, методов, организационных форм образовательного процесса или новых методов предоставления социальных услуг в сфере образования в соответствии с истинными требованиями родителей, т. е. новых форм дошкольного образования.

Одним из условий успешной реализации инновационной деятельности является персонализированная оценка уровня психологического, физического и социального развития ребенка. Создание физкультурно-игровой среды в дошкольных образовательных учреждениях является необходимым условием реализации содержания физической культуры и культуры здоровья. Формирование здоровой культуры детей, родителей и педагогов.


Список используемых источников и литературы

1. Бальсевич, В.К., Лубышева, Л.И. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 5. - С. 21-26.

2. Бальсевич, В.К., Наталов, Г.Г., Чернышенко, Ю.К. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 15-25.

3. Бултукова, А.В. Организация и содержание физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 2006. - 24 с.

4. Лиджиева, Г.Н. Содержание и организация процесса освоения детьми 3-6 лет интеллектуальных ценностей физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 2005. - 24 с.

5. Лих, С.А. Формирование эмоционально-волевой готовности детей к обучению в школе средствами физического воспитания: автореф. дис. . канд. пед. наук. - Краснодар, 2000. - 24 с.

6. Филимонова, О.С. Организация и содержание физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с различным состоянием опорно-двигательного аппарата на основе средств фитнеса: автореф. дис. . канд. пед. наук. -Краснодар, 2008. - 24 с.

7. Чернышенко, Ю.К. Научно-педагогические основы инновационных направлений совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Краснодар, 1998. - 50 с.



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

на тему:

«Дымковская игрушка»

Выполнила: Абубакирова Зинира Аскатовна

студентка 3 курса группы ZSДО31

заочной формы обучения

Направление подготовки: 44.03.01

Педагогическое образование

Программа: Дошкольное образование

Проверила:

Доцент, кандидат педагогических наук Ермилова Е.Б.

СТЕРЛИТАМАК – 2022

Введение

Глиняные игрушки — это особый вид народного творчества. Он предназначен не только для игры, но и для украшения повседневной жизни. Образцы игрушек лепились везде, где практиковалось гончарное дело. Мастеру станет скучно лепить горшочки, он возьмет и слепит что-то подобное. Мастера не придавали значения игрушкам, они делали это исключительно ради развлечения. Чаще всего женщины лепили игрушки из глины, чтобы развлечь детей. Именно женщины начали расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы. Постепенно кое-где глиняные игрушки стали самостоятельным ремеслом.

На протяжении многих поколений отрабатывались навыки работы с глиной, техники лепки, обобщались формы и изображения. Наиболее удачные находки передавались от мастера к мастеру, так что со временем глиняная игрушка приобрела ряд устойчивых образов и сюжетов. Характер и внешний вид игрушек были разными в разных областях.  

Из всех русских глиняных игрушек, дымковская, пожалуй, самая известная. Их родина - поселок Дымково под Вяткой. Немногие другие регионы России имеют такой яркий и самобытный символ, как Вятский край в виде дымковской игрушки. 

Происхождение игрушки

Игрушка ассоциируется с древнейшими культовыми обрядами, олицетворением сил природы в облике людей или животных. Итак, женская фигура символизировала мать-землю, лошадь - солнце, а водоплавающие птицы - стихию воды и воздуха. Действительно, эти три изображения неизменно сохранялись в игрушке с древних времен. Считается, что происхождение глиняных свистков связано с обрядами древних времен, когда свист считался надежным средством отпугивания злых сил.   

Согласно другой точке зрения, дети всех времен и народов подражают взрослым в игре, их игрушки не наделены глубоким мифологическим смыслом и являются лишь образным отражением жизни вокруг ребенка.

Наверное, вопрос о происхождении игрушки нельзя решить однозначно. Скорее всего, в древности ее культ и игровая ценность были тесно переплетены между собой, а затем религиозные обряды были забыты, а игрушка оставалась лишь объектом развлечения. 

Но не случайно, что человек воплотил силы стихий в образах живых существ, которые наиболее ему знакомы и близки, интерпретируя их по-другому: в более поздней игрушке великая богиня плодородия стала дамой, девица, птица - утка, курица, гусь, солнечный конь - рабочая лошадка, тащащая телегу или несущая кавалера, медведь, также участник старинных обрядов, забавный добродушный косолапый зверь из народной сказки. Время изменило условия окружающей жизни, в творчество народных художников проникли новые сюжеты, но эти образы по-прежнему фигурируют в игрушке любого ремесла. 

Какие были древние игрушки? При раскопках Донецкого городища (в Харьковской области) была обнаружена мастерская XII-XIII веков, где изготавливались глиняные фигурки. Причем найденные здесь фигурки быка, медведя, собаки, птицы, кота, человека мало чем отличались от игрушек более позднего времени.  

Подобные фигурки X - XII веков. были найдены в Новгороде, Киеве. Птицы, коньки, разные свистки делались крайне примитивно, грубо и прочно, а фигурки женщины с ребенком на руках - гораздо тщательнее. Некоторые из них имеют проушины для подвески. Все это дает право предполагать, что первые служили игрушками, а вторые, очевидно, имели ритуальное назначение, возможно, их вешали как амулеты при входе в дом.    

Судя по найденным на территории Москвы игрушкам XVI - XVIII веков, в то время уже сформировался вид русской народной игрушки - незамысловатой, дешевой и забавной. Были свистки, погремушки в виде коньков с всадниками, собаками, медведями и птицами. Игрушками служили также миниатюрные кувшины, горшочки, капсулы для яиц. Фигуры при всей лаконичности образов выразительны и снабжены специфическими бытовыми деталями. На лошадях лепят сбрую и седла, на медведя - намордник. По всей видимости, ритуальное значение глиняных фигурок к этому времени полностью утратилось.     

За прошедшие годы игрушка не претерпела кардинальных изменений, поэтому о ее прототипах можно судить по более поздней игрушке. При этом в каждой местности, в каждом промысле формировались свои техники технического исполнения и декоративного оформления, преобладали определенные предметы, наиболее близкие мастерам. 

Итак, в XIX в. изображение дам, кавалеров, галантных сцен было более распространено в тех областях, где значительный слой населения составляла знать: в Орловской области, в Курской губернии. На севере, например в Вологодской области, где большинство населения составляло крестьянство, делали в основном коньков, медведей и птиц.  

Сам материал - глина - подсказывал способы придания той или иной формы: пластичность позволяла усложнять лепку, естественная окраска диктовала гамму росписи, цвета глазури.

При изготовлении игрушек из глины были разработаны особые техники простой быстрой лепки и росписи. Это позволило в короткие сроки подготовить к продаже максимальное количество товаров, реализуемых по крайне низким ценам. В процессе коллективного творчества происходит выбор наиболее рациональных и эффективных средств исполнения, которые, совершенствуясь и обновляя, переходят из поколения в поколение и становятся традиционными. Мастера народных игрушек часто достигали удивительного мастерства, замечая и обобщая характерные черты своих персонажей, используя простейшие приемы для создания выразительной юмористической характеристики человека или животного. Как в старину, так и в наши дни идет постоянный процесс накопления нового, отбора близкого, понятного, интересного мастеру и самому потребителю, отказ от чужого, чуждого лучшим традициям ремесла.    

Возникновению и развитию многочисленных ремесел игрушек на территории нашей страны способствовали самые разные условия, прежде всего легкодоступное сырье - глина необходимой пластичности, хороший песок для добавок.

В большинстве случаев изготовление глиняных игрушек было сопутствующим гончарным изделиям. Простая игрушка была вылеплена, чтобы заполнить пространство в печи между большими сосудами. 

От простых игрушек и свистков до декоративной скульптуры

Ремесло игрушек было уже в 19 веке. приобрела самостоятельное значение, возникнув из керамики. 

Это обобщенная декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки средней высоты 15-25 см, украшенные на белом фоне разноцветным геометрическим орнаментом из кругов, горошин, полосок, ячеек, волнистых линий, ярких цветов, часто с добавлением золота.

Всадники, петухи, женские фигурки в расширяющихся книзу колокольчиках и высокие головные уборы - кокошники, называемые нянями, нянями, хозяйками, водоносами - традиционны и постоянно повторяются в дымковской игрушке. Дымковские индейки и лошади настоящие и фантастические одновременно. 

Индейка с пышным веерообразным хвостом, лошадь в ярко-голубых яблочных кругах, у козы красные и золотые рога. Во всех этих наивных и красочных образах прослеживается присущая русскому народу невинность, дерзость, оптимизм, склонность к сказочной песенной интерпретации действительности. В женских фигурах большое значение имеют выразительные детали: элегантные прически, головные уборы, оборки на рукавах, фартуки, накидки, муфты, зонтики, сумочки.  

Большое место занимают многофигурные жанровые композиции на темы городской жизни. Праздничный и нарядный вид игрушек создается росписью. 

Дымковские изделия давно утратили основные качества народной игрушки - простоту, непосредственность и дешевизну. Возникновение ремесла было связано с национальным праздником «свист», когда по всей округе раздались трели и свист глиняных свистков, специально приготовленных к этому празднику тысячами. И хотя у Дымки действительно развилась особая пластика, однако благодаря статичности фигур, а также их сюжету, излишней детализации Дымка стала просто сувениром. Геометрический орнамент и яркие контрастные цвета дополнены наклеенными кусочками золотой фольги. Ценность дымковской игрушки давно вне игры. Это народная декоративная скульптура. 

Развитие дымковского игрушечного промысла

История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде лошадей, баранов, коз и уток, изготовленные к ежегодному празднику «Свистульки», или «Свистки» - в честь погибших в битве 1418 года между вятчанами и устюжанами недалеко от г. стены Хлыновского кремля (Хлынов - старое название Кирова). 

По легенде, ночью, не узнав друг друга, в бой вступили два дружественных войска. Для случайно погибших ежегодно отмечали праздник. Позже она переродилась в народные гуляния. Праздник длился несколько дней и был наполнен свистком вятчан из красочных свистков. «Когда вы выходите на площадь и идете среди свистящей толпы, создается впечатление, что вы идете по воздуху. У всех смеющиеся и несколько дерзкие лица. Идущие люди осторожно держат перед лицом небольшую глиняную игрушку стоимостью три-пять копеек, изображающую двуглавого зверя или барана с золотыми пятнами по бокам. Свистят в хвосте этого барана ... » («Вятские записки», В. Лебедев.).       

Раньше изготовление дымковских игрушек было семейным ремеслом. В летние месяцы готовили глину, растирали вручную или натирали кусковой мел в малярной мельнице, в остальное время лепили, сушили, обжигали изделия; ближе к «Свисту» побелили мелом на обезжиренном коровьем молоке, расписали яичными красками, украсили ромбами из золотого листа. А весной дымковскую игрушку привезли в город на лодках на праздник, радуя своим творчеством детей и взрослых.  

В конце 19 века ремесло пришло в упадок. В 30-х годах ХХ века в рамках возрождения некоторых народных промыслов была оказана поддержка возрождению и изготовлению дымковской игрушки. Несколько потомственных мастериц организовали артель «Вятская игрушка» при поддержке первого исследователя ремесла - художника А. И. Денипина.   

Игрушка вылеплена из местной красной глины по частям (в отличие от других игрушек, которые вылеплены из цельного куска глины). Перед обжигом игрушки сушат и только потом обжигают. Раньше игрушки обжигали в настоящей русской печи, теперь обжигают в муфельных печах.  

Обожженная дымковская игрушка имеет характерный для глины красно-коричневый цвет. Для побелки используется смесь мела и молока, в которую окунается дымковская игрушка. В этом случае поверхность покрывается плотным белым слоем. Для окрашивания использовались сухие краски, натертые на яйце. Сейчас используется гуашь, разведенная на яйце.    

За 400 лет развития ремесла, несмотря на разнообразие композиционных решений, были закреплены определенные сюжеты дымковской игрушки, закреплены определенные дизайнерские приемы и определенная цветовая гамма.

Дымковские игрушки чужды полутонам и незаметным переходам. Неразбавленные яркие цвета создают ощущение радости в жизни. Узоры имеют простые геометрические формы: круги, клетки, волны. Всего в каждой игрушке можно использовать до 10 цветов. До сегодняшнего дня дымковская игрушка изготавливается вручную, каждая игрушка - уникальное авторское произведение. Как и прежде, основными мотивами дымковских игрушек являются кони, бабы, индюки, бараны, петухи, олени, а также групповые композиции. Исторически поначалу основной темой все еще были животные и женские фигуры. Позже, с развитием ремесла, возникли городские мотивы. Дымковской игрушке до сих пор присуща некоторая ирония: козы и бараны одеты в яркие штаны, медведи играют на музыкальных инструментах.        

Сегодня мастера соблюдают традиции дымковских игрушек, но все же каждая мастерица (а это ремесло исключительно женское) старается выработать свой особенный авторский стиль. 

Заключение

Дымковская игрушка стала одним из брендов Кировской области, подчеркнув самобытность Вятского края, его богатую и древнюю историю.

Благодаря простой пластичности, простоте узоров, яркости палитры, дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, глиняных изделий и других материалов. Яркие наряды дымковских дам нашли отражение в коллекциях современных модельеров. 

Народный «дымковский» стиль неоднократно использовался в художественных (прежде всего детских) произведениях.

В 2010 году в центре Кирова установлена ​​скульптурная группа «Семья», выполненная по всем канонам дымковских игрушек и представляющая собой группу дамы с младенцем, мужика с гармошкой, ребенка со свистком, кошка и собака. 

Конспект НОД по декоративному рисованию «Дымковские игрушки» в средней группе

Цель: Продолжать знакомить детей с росписью дымковских игрушек.

Задачи:

Образовательные: Формировать умения выделять элементы узора (точки, круги, полосы, равномерно покрывать лист элементами узора; закреплять представления детей о ярком, нарядном, праздничном колорите игрушек; закреплять приемы рисования кистью.

Развивающие: Развивать творческие способности детей.

Воспитывающие: Воспитывать уважение и интерес к русскому народному творчеству, желание самостоятельно расписывать игрушку по мотивам дымковской росписи.

Методы и приемы. Словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемный, эвристический.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций дымковских игрушек и беседа о них; рисование элементов дымковского узора.

Материал. Глиняные дымковские игрушки - лошадка, козлик, уточка, иллюстрации дымковских игрушек и узоров дымковской росписи, шаблоны на каждого ребёнка, кисти, краски, палочки, салфетки, баночки с водой.

Музыкальное оформление «Автобус» в обработке Е. Железновой, русские народные мелодии в обработке Е. Железновой.

Ход занятия

Воспитатель с детьми встают в круг.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

- Ребята, помните, к нам в гости приходила барыня. Чем же вы с ней занимались? (ответы детей) Вы украшали эскизы фартуков, помогали ей и ее подружкам принарядится. С этим делом вы замечательно справились. Молодцы, помогли барыне. И я знаю, она вас приглашала к себе в гости. Хотите? Но я забыла, где же живет барыня? Подскажите мне.

Дети: Барыня из села Дымково.

- Поедем в село Дымково на игрушки полюбоваться. Как же мы доберемся до села? На каком транспорте поедем? На автобусе или на паровозе? Вы ходите в сад, который называется как? (Веселый паровозик) Вокруг нас столько паровозов! Может прокатимся на автобусе? (дети выбирают транспорт и все отправляемся в путь под музыку).

Под музыку приезжаем в «село Дымково». Ширма украшена иллюстрациями дымковских узоров и игрушками.

- Приехали мы в сказочное царство - государство, в котором и находится село Дымково.

Там любят люди песни, пляски

В селе рождаются чудо – сказки

Вечера зимой длинны.

А лепят там из глины

Игрушки не простые,

А дымковские, расписные.

- Посмотрите какие яркие, нарядные, красивые и веселые игрушки нас встречают.

- А какие узоры рисовали мастера на игрушках? (круги, точки, кольца, линии прямые и волнистые, полоски длинные и короткие, клеточки)

(На столе стоит корзина накрытая тканью)

Посмотрите - ка, корзинка! Что же там такое? Загадки! Вы любите отгадывать загадки? Слушайте внимательно и отвечайте, не перебивая друг друга.

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбка,

А ну, отгадайте, кто мы? (дымковские игрушки)

Бородою он трясет,

Рожками бодает.

Очень любит порезвиться

Кто его узнает? (козлик).

(Достаем из корзинки игрушку козлика, дети рассматривают ее, называют элементы узора.)

Есть и грива, и копыта,

Ее шерстка гладка,

Догадайтесь - ка, ребята

Кто это? (лошадка)

(Достаем из корзинки игрушку лошадки, дети рассматривают ее, называют элементы узора.)

Как на речку прилетает,

Сразу в воду залезает.

"Кря" - нырнула на минутку

Вы узнали? Это. .(утка)

(Достаем из корзинки игрушку уточки, дети рассматривают ее, называют элементы узора.)

- Из чего, из какого материала делали игрушки? (из глины) Значит эти игрушки какие? (глиняные) Какие игрушки лепили в селе народные мастера-умельцы? Посмотрите на картинки, назовите их. (дети рассматривают иллюстрации и называют дымковские игрушки – барыня, лошадка, козлик, уточка, рыба)

- Но в корзине еще остались игрушки. (воспитатель достает из корзины шаблоны на каждого ребенка) Как же быть? Что с ними делать? Разве интересно играть с такими игрушками? (ответы детей: их нужно раскрасить)

- Вы не забыли, что мы с вами находимся в сказочном царстве – государстве, в селе Дымково. Здесь происходят разные чудеса. Хотите превратиться в мастеров-умельцев и разрисовать дымковскими узорами наши игрушки.

- Чтобы наши пальчики хорошо работали, сделаем гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика под музыку «Мы рисовали» Е. Железновой.

- А теперь начинаются чудеса! (звучит русская народная музыка)

1, 2, 3, 4, 5, начинаем мы играть!

Вправо, влево повернитесь,

В мастеров все превратитесь.

- Теперь вы мастера-умельцы, выбирайте, какую игрушку вы разукрасите, рассаживайтесь за столы (шаблоны лежат на столах). За этим столом мастера раскрашивают лошадку, вот она (ставлю ее в центр стола). Здесь козлик (ставлю его в центр стола, а здесь уточка (ставлю ее в центр стола). Присаживайтесь на свои рабочие места, краски и кисточки готовы для вас. Прежде чем приступить к работе подумайте, каким узором вы раскрасите вашу игрушку. Посмотрите еще раз на наши игрушки и приступайте к работе.

Под народную музыку дети рисуют на шаблонах элементы дымковского узора.

Рефлексия.

В конце занятии выкладываем на стол все работы, подходим с детьми и любуемся, какие красивые получились у них работы, какие замечательные они мастера.

- Ребята, каждый мастер после завершения работы, убирал своё рабочее место. Вы тоже мастера, поэтому не забудьте убрать рабочее место.

1, 2, 3, 4, 5, начинаем мы играть!

Вправо, влево повернитесь,

И в детей все превратитесь.

Вот мы и вернулись из сказочного царства-государства. Вы очень хорошо все справились со своим делом. Что мы с вами делали? (мы раскрасили дымковские игрушки) Стали теперь игрушки какие? (яркие, нарядные, красивые, праздничные) Нравятся вам ваши игрушки? Вы большие молодцы. Славно потрудились! Расписные игрушки заберете домой и покажете родителям. Пусть и они полюбуются.