Технология

Федорова Жанна Анатольевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

   Департамент Смоленской области по образованию и науке

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Астапковичская средняя школа»

ПРИНЯТА

На заседании  педагогического совета

протокол от «29» августа  2024г. №_1_

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы                                                                                                                                                                  ______________Т.А.Жакова

от «30» августа 2024 г. №146-0

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Экологический кружок»

Возраст обучающихся: 12-13 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Ж.А.Федорова, педагог

дополнительного образования

д. Астапковичи, 2024

Пояснительная записка

Дополнительная        общеобразовательная общеразвивающая  программа «Экологический кружок»  разработана   в соответствии с нормативно –правовыми документами:

- Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпрос РФ от 9 ноября 2018 г.  № 196);

- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. № 28);

- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);

      - Уставом МБОУ «Астапковичская средняя школа»

Направленность

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экологический кружок» - экологическая и предназначена для получения учащимися дополнительного образования в области экологии. Обучение школьников опирается на полученные ими ранее знания основ биологической науки, и осуществляется на основе развития обобщения биологических понятий прикладного характера, усвоения научных факторов, важнейших закономерностей, идей, теорий обеспечивающих формирование эколого-биологического мышления и подготовку учащихся к практической деятельности

Актуальность разработанной программы

«Экологический кружок» имеет экологическую направленность, которая определена необходимостью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться.

Соответствие потребностям времени, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе. Экологическое образование должно являться неотъемлемой частью общего образования школьников

Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, поэтому возникает необходимость углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Новизна

Работа по экологическому образованию и воспитанию активной жизненной позиции учащихся бесконечно разнообразна и увлекательна и включает в себя методы практико-ориентированного (деятельностного) подхода. Учащиеся погружаются в проблемы экологического характера, происходит формирование первоначальных навыков научно-исследовательской работы.

Новизна данной программы заключается в практической направленности деятельности учащихся, участие школьников в охране природы позволяет формировать у них не только прочные и глубокие знания в изучении экологии, но и стремление к активной деятельности в природе. Часто именно в такой работе у ребят закладываются основы профессиональных умений и навыков. Исследования природной среды в настоящее время заслуживает особого внимания. Участие школьников в исследовании природной среды поднимает природоохранительную работу детей на

качественно более высокий уровень. Именно исследовательская деятельность может помочь школьникам выявить местные экологические проблемы с тем, чтобы в дальнейшем развернуть посильную работу

Одной из важных условий развития познавательной активности является организация проектной деятельности. Метод проектов позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных жизненных проблем в совместной деятельности школьников. Метод проектов как технология прекрасно решает многие задачи, именно поэтому его актуальность не снижается уже многие годы.

Отличительные особенности программы:

В отличие от многих программ, данная программа выполняет важную социальную функцию, помогая детям через активное познание окружающего мира войти в новые современные социально-экономические отношения, и, преодолевая негативные проявления, получить опыт здорового образа жизни. Ее социальная направленность выражается в формировании экологизированного мировоззрения, разумных взаимоотношений человека с социумом и природой, а также в широкой начальной профессиональной ориентации.

Ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа:

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность детям познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, способствует развитию мировоззрения, ценностным ориентациям, установкам и активной деятельности по охране окружающей среды.

Обучение основывается на принципах экологического образования:

  • принцип целостности окружающей среды, формирующий у обучающихся понимание единства окружающего мира;
  • принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;
  • принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;
  • принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению детей в практическую деятельность;
  • принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

Экологические занятия по программе отличаются разнообразием, так как включают в себя сочетание нескольких методов проведения уроков.

Адресат программы

Возраст учащихся, занимающихся по данной программе, составляет 12-13 лет заинтересованных в изучении основ экологии и краеведения.

В объединения принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.

Объем и срок освоения программы

Программа «Экологический кружок» рассчитана на 1 года обучения (36 ч).

Форма обучения

Очная.

Методический материал

Педагогические методики и технологии: При реализации программы

используются следующие методы обучения: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, метод проектов. Словесный метод обучения (беседа) позволяет передать большой объем информации в минимальный промежуток времени. Наглядный метод обучения (демонстрация схем, рисунков, фотографий, видеоматериалов) предназначен для наглядно-чувственного ознакомления обучающихся с явлениями, процессами, объектами. Для визуализации описываемых явлений, процессов, объектов используются различные материалы: плакаты, открытки, фотографии, слайды, видеосюжеты, мультимедийные презентации. Практический метод обучения (практическое задание) используется с целью формирования навыков и умений, углубления знаний обучающихся. С целью создания условий для активной совместной деятельности обучающихся, обучающихся и педагога в разных учебных ситуациях используются приемы технологии сотрудничества. Особое значение при этом имеют занятие экскурсия. Значительное место отведено самостоятельной работе обучающихся. Основные методы реализации данной программы: наблюдение, эксперимент, исследование, поиск.

Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, самостоятельная учебная и творческая работа, экскурсии, метод проектов

В каждом разделе предполагается проведение теоретических, практических занятий и экскурсий на природу , в другое образовательное учреждение по теме. В большинстве разделов преобладают практические занятия и экскурсии.

Цель программы:

Формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности.

Формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной        и        исследовательской        деятельности,        развитие

индивидуальности творческого потенциала ученика.

Задачи 1 года обучения:

Образовательные задачи:

  • научить практическим умениям и навыкам рационального природопользования;
  • научить работать со справочниками и определителями;
  • научить оформлять исследовательские работы;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, уважения к мнению другого человека, коллективизма;
  • воспитывать аккуратность, вежливость;
  • формировать стремление к активной деятельности

по улучшению и сохранению природной среды,

пропаганде природоохранительных знаний,

нетерпимого отношения к действиям людей, наносящих вред природе.

Развивающие задачи:

  • развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
  • развивать духовную потребность в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия;
  • развивать понимание многосторонней ценности

природы как источника материального и духовного развития общества.

Учебный план 1 года обучения

№п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Введение. Инструктаж по ТБ.

3

2

1

2

Знакомство с простейшими исследовательскими методиками

7

1

6

3

Человек и окружающая среда

17

9

8

4

Экологические проблемы и здоровье человека

8

3

5

5

Итоговое занятие

1

1

Всего

36

15

21

Содержание программы 1 года обучения:

Тема №1. Введение. (3 часа)

1 Вводное занятие. Экология как наука, ее методы. Постановка целей и задач кружка. Формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. 2 Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы.

3Правила поведения учащихся. Техника лабораторных работ и правила безопасной работы в лаборатории. Общие вопросы охраны природы. Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом.

Знакомство детей между собой. Знакомство с кабинетом.

Распорядок работы кружка.

Практическая работа - экскурсия в библиотеку.

Тема№2 Знакомство с простейшими исследовательскими методиками (7 часов)

Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы.

Отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы.

Что такое биологический мониторинг Социологический опрос «Какие законы природы вы знаете?» Анализ данных социологического опроса. Изучение простейших методик исследовательской работы в природе. Выход в природу «Изучение антропогенного влияния на природное окружение».

Социологический опрос «Правила поведения человека в природе».

Практическая работа:

Работа со справочной литературой

Обработка результатов исследований

Оформление отчета об экскурсии

Конспектирование научно-популярной статьи

Оформление итогов социального опроса «Правила поведения человека в природе Оформление стенгазеты «Что я делаю для охраны природы»

Тема№3 Человек и окружающая среда (17часов)

Человек и окружающая среда. Современные проблемы природы. Правила поведения в природе. Природа родного края. Причины сокращения численности растений и животных, необходимые меры их охраны. Формы охраны природы (Заповедник, заказник, памятники природы ). Написание рефератов, выполнение презентаций. Защита проектов, рефератов, презентаций. Влияние промышленности на загрязнение окружающей среды.

Влияние сельского хозяйства на загрязнение окружающей среды.

Влияние природных факторов на воздушный бассейн Вещества-загрязнители. Понятие о токсичности, ПДК. Изучение запылённости окружающей среды. Кислотные дожди.

Парниковый эффект. Изучение парникового эффекта. Разрушение озонового слоя. Причины и последствия. Влияние загрязнение атмосферного воздуха на здоровье человека. Меры борьбы с загрязнением воздуха. Написание исследовательской работы: Причины загрязнений водоемов и меры их устранения». Выполнение индивидуальных заданий, подготовка докладов и рефератов к конференциям. Проведение экологических викторин, ролевых игр в школе.

Практические работы.

Подготовка материала по теме «Современные проблемы природы»

Подготовка материала для экологического проекта

Оформление стенгазеты «Что я делаю для охраны природы

Написание рефератов, выполнение презентаций

Решение экологических задач.

Защита проекта «Город без отходов»

Тема№4 Экологические проблемы и здоровье человека (8часов)

Экологические проблемы современности. Организм человека как открытая биологическая система. Влияние экологических факторов на здоровье населения

Здоровье человека. Факторы сохранения здоровья (физические, химические, социальные, биологические). Защитные механизмы организма. Иммунитет.

Экология и функциональная деятельность организма. Влияние окружающей среды на функциональную деятельность систем организма человека - кровеносную,        опорно-двигательную,        пищеварительную,        дыхательную,

выделительную, репродуктивную. Зависимость нервной системы от биологических ритмов. Головной мозг - инструмент познания окружающей среды.

Физические факторы здоровья. Тепловой режим. Холод - друг или враг? Электромагнитные поля: лечебный эффект и вред здоровью. Воздействие шума на организм. Радиация: естественные и искусственные источники.

Человек и химические факторы. Пища: проблема нитратов. Пищевые добавки. Какую воду мы пьем? Очистка воды. Химическое загрязнение атмосферного воздуха. Лекарства - химические вещества. Лекарственная аллергия. Народная медицина. Бытовая химия.

Человек и социальные факторы. Стресс - бич современности. Методы психологической регуляции. Экология жилища. Вредные привычки и борьба с ними (курение, алкоголизм, наркомания и токсикомания). Оптимизация трудового процесса для сохранения здоровья. Психологический тренинг.

Человек и биологические факторы. Влияние живых организмов на здоровье человека. Вирусы и микробы. Переносчики болезней. Чем опасна домашняя пыль? Лекарственные растения. Грибы.

Экология и человек. Человек и среда его обитания. Космос и здоровье. Биоэнергетическое поле человека - гипотезы, открытия, факты. Зависимость постоянства внутренней среды организма от экологических условий среды его обитания. Здоровый образ жизни и его человека влияние на природу человека. Значение культуры в формировании личности

Практические работы:

«Экологически комфортная среда школьника, проблемы ее создания» «Экология дома»

«Изучение уровня шума»;

«Пищевые отравления. Предупреждение и помощь»;

«Здоровье и окружающая среда»

Итоговое занятие - 1 час Подведение итогов учебного года. Творческое задание на лето.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся должны знать:

  • что изучает экология;
  • простейшие примеры взаимодействия природы и человека;
  • права и обязанности граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;
  • правила поведения в природе;
  • правильно выбирать линию поведения, соответствующую законам природы и общества;
  • главные особенности природы своей местности;
  • элементарные меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее чистоты;
  • различные виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье человека;
  • меры        предупреждения вредных воздействий хозяйственной

деятельности человека на окружающую среду;

  • понятие об экологическом кризисе;
  • важнейшие глобальные проблемы и причины их возникновения

Учащиеся должны уметь: -самостоятельно добывать знания и применять их на практике; - самостоятельно работать с литературой;

  • уметь анализировать необходимые данные из различных источников для изучения и решения экологических проблем своей местности;
  • проводить мониторинговые наблюдения в природе;
  • грамотно описывать и анализировать полученные данные;
  • оформлять результаты исследований с помощью таких форм, как описание фактов, составление таблиц, диаграмм, формулировать выводы;
  • владеть простейшими приемами слежения за состоянием окружающей среды;
  • формулировать несложную проблему, опираясь на полученные знания по экологии;
  • готовить выступления о результатах проведённых исследований, защищать исследовательскую работу на конкурсах, олимпиадах и др.;
  • разрабатывать и оформлять исследовательские проекты; применять разные методики;
  • грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
  • представлять результаты своих исследований путем участия в акциях, семинарах, конкурсах по экологической тематике;

Ожидаемый результат:

  • Выполнять исследовательские проекты. Овладение основами методики исследовательской деятельности.
  • Глубокое понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности. Степень осознания существующей взаимосвязи оценивается в ходе бесед, тестирования, ролевых игр, анализа выводов по исследовательской деятельности в области этно-экологии.
  • Развитие творческого мышления.
  • Развитие креативности мышления.
  • Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе.
  • Осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды свей местности.
  • Участие конкурсах , конференциях.

По итогам 1 года обучения у учащихся сформируются следующие учебно- универсальные действия:

Познавательные УУД

Умение формулировать познавательную цель занятия;

Овладение способами решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные УУД

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Умение работать по предложенному педагогом плану.

Коммуникативные УУД

Готовность слушать собеседника и вести диалог;

Готовность признавать возможность существования различных точек зрения;

Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные УУД

Формирование оценки и самооценки;

Формирование интереса к конструированию;

Формирование способностей к творческой работе.

Задачи 2 года обучения

Образовательные задачи:

Изучение методов краеведческой, этнографической и другой исследовательской деятельности

Усвоение знаний о взаимоотношении человека и природы, отражении природных явлений в быту, традициях, обрядах и обычаях .

Развитие творческого мышления и навыков самостоятельной работы учащихся

Воспитательные задачи:

Привитие любви к природе родного края, ориентированной на практическую деятельность по защите окружающей среды

Развитие положительных качеств характера воспитанников (уважение к историческим корням своего народа, внимание к себе и ближним)

Развивающие задачи:

Развитие творческого мышления. Глубокое понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности.

Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе.

Учебный план 2 года обучения

№п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Введение. Инструктаж по ТБ.

1

1

-

2

Общие вопросы охраны природы

4

2

2

3

Особо охраняемые природные территории Тамбовской области

5

2

3

4

Организмы и среда их

16

9

7

обитания

5

Научно-исследовательская деятельность

10

4

6

Всего

36

18

18

Содержание программы 2 года обучения:

Тема 1. Введение (1 час)

Знакомство с планом работы кружка.

Цели, задачи и содержание программы обучения. Повторный инструктаж по технике безопасности. Расписание занятий. Выполнение летних творческих заданий. Источники получения информации. Отбор и анализ литературы

Тема 2. Общие вопросы охраны природы (4 часа)

Что изучает экология. Основные понятия и определения. Структура современной экологии. История охраны природы. Система природоохранных мероприятий. Основы рационального природопользования. Красная книга Российской Федерации

Практическая работа. Оформление стенда «Охрана природы родного края».

Тема 3.Охрана природы Тамбовской области (5 часов)

Статус ООПТ. Перспективы развития сети ООПТ. Значение ООПТ в защите и сохранении мирового биоразнообразия.

Экологическая обстановка в Тамбовской области: проблемы и пути решения.

Состояние атмосферного воздуха в Тамбовской области. Чем может быть опасна вода? Очищаем воду сами. Биологическое разнообразие и биоресурсы. Окружающая среда и здоровье населения.

Практическая работа. 1. Выпуск газеты «Охраняемые территории Тамбовской области» 2. Работа над экологическими видеороликами и презентациями.

Тема 4. Организмы и среда их обитания (16 ч.)

Вода, суша, почва и организм как среды жизни. Воздействие среды на организм. Экологические факторы. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Эврибионты и стенобионты.

Классификация жизненных форм растений по К.Раункиеру и И.Г.Серебрякову.

Классификация жизненных форм животных по Д.Н.Кашкарову.

Экологические ниши как пример экологической классификации организмов. Видовая структура экологических ниш, приуроченных к одному растению (листоеды, корнееды, стволоеды, плодоеды, сокососы).

Абиотические факторы среды. Свет - основной источник энергии для живых организмов. Влияние солнечного спектра, продолжительности, периодичности, интенсивности, освещенности на рост и развитие организмов. Приспособление к поглощению световой энергии у растений и животных. Светолюбивые (гелиофиты), тенелюбивые (сциофиты), теневыносливые виды. Активность животных, ведущих дневной, ночной и сумеречный образ жизни. Миграция, отлеты, перелеты. Сезонные явления. Понятия о биоритмах.

Вода в составе живых организмов. Приспособление организмов к условиям водного режима (влажности). Деление организмов на гигрофильные, мезофильные, ксерофильные.

Температура        и        физиологические        процессы в организме.        Теплолюбивые

(термофилы)        и холодолюбивые        (криофилы)        организмы.        Классификация

организмов по температурному фактору.

Почва и ее воздействие на организмы. Структура почвы и ее состав. Типы почв. Экологические группы растений (эфтрофы, мезотрофы, олиготрофы, нитрофилы, кальцефилы, галофиты). Приспособленность растений к различным типам почв.

Роль живых организмов в природе. Влияние живой природы на абиотические условия окружающей среды. Понятие эдификаторов. Физическое, механическое, химическое воздействия растений друг на друга, на животных, почву, климат. Изменение среды под воздействием живых организмов.

Биотические факторы среды. Взаимополезные и антибиотические взаимоотношения между организмами. Антропогенные факторы среды.

Практическая работа. Изучение видового разнообразия экологической ниши. Экологические группы растений по отношению к свету, температуре, воде. Изучение экологических групп животных. Знакомство с растениями и животными- индикаторами и барометрами окружающей среды. Экологическая характеристика места жительства, жилища и образа жизни.

Тема 5. Научно-исследовательская деятельность (10 ч.)

Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”.

Итоговое занятие: Подведение итогов учебного года. Творческое задание на лето.

Практическая работа. Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу. Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”.

Планируемые результаты:

Учащиеся второго года обучения должны знать:

  • предмет и задачи экологии человека, основные компоненты среды человека, классификацию адаптивных факторов, разновидности адаптаций человека;
  • влияние природной среды на здоровье человека;
  • влияние физического и химического загрязнения среды на здоровье человека;
  • факторы социальной среды и их влияние на здоровье человека;
  • факторы сохранения и укрепления здоровья человека, составляющие здорового образа жизни.

Учащиеся второго года обучения должны уметь:

  • давать санитарно-гигиеническую оценку различным объектам;
  • объяснять механизмы возникновения у человека адаптаций к среде обитания;
  • оценивать экологическое состояние различных объектов и выявлять экологически опасные для здоровья человека вещества и факторы;
  • пользоваться таблицами калорийности продуктов и составлять дневной рацион;
  • следовать нравственным нормам поведения во взаимоотношениях с другими людьми.
  • проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
  • создавать модели реальных объектов и процессов;
  • решать задачи практического содержания;

По итогам 2 года обучения у учащихся сформируются следующие учебноуниверсальные действия:

Познавательные:

  • умение отбирать информацию по теме;
  • анализ, синтез, систематизация информации при исследовательской

деятельности, при проведении опытов;

  • умение выявлять и формулировать проблему;
  • представление основ экологической культуры: бережное отношение к природе, правила поведения в ней;
  • представление некоторых особенностей природы своего края: растительного и животного мира;
  • представление о значении природы для человека;
  • умение различать изученные комнатные растения;
  • умение вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка;
  • осуществлять природоохранную деятельность;
  • умение проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка;

Регулятивные:

  • волевая саморегуляция, через исследовательскую деятельность (длительные наблюдения с ведением Дневника наблюдений);
  • умение оценивать поступки, действия поведения в природе;
  • умение контролировать свое поведение и поведение одноклассников;
  • умение прогнозировать результаты деятельности на экскурсии, в ходе проведения опытов, наблюдений;
  • умение планировать свои действия при наблюдении за объектами природы;
  • умение удерживать цель;

Личностные:

  • формирование внутренней позиции школьника, на основе положительного отношения к природе;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни, через здоровое питание и прогулки на свежем воздухе;
  • экологическая культура: готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;
  • мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная);
  • самооценка на основе критериев успешности деятельности;
  • целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы;

Коммуникативные:

  • умение планировать сотрудничество в группе, парах, коллективе;
  • умение формулировать правильные вопросы; умение строить речевые высказывания;
  • умение согласовывать свои действия с группой.
  • слушать и понимать речь других.
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Блок № 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экология вокруг нас»»

Календарный учебный график

Количество учебных недель - 72

Количество учебных дней - 72

Начало занятий с 1 сентября, окончание занятий - 31 мая.

Продолжительность каникул- с 1 июня по 31 августа.

Условия реализации программы
Перечень материально-технического обеспечения
(в расчете на 15 учащихся)

Для реализации Программы необходимо:

Мотивационная готовность учащихся к работе. Организация планомерных, систематических занятий с учащимися. Условия для проведения занятий. Оснащенность кабинета мультимедийным и компьютерным оборудованием. Необходимая литература для осуществления проектной деятельности.

Кабинет для занятий кружка; Оптимальные условия в помещении, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.

Шкаф для хранения природного материала;

Наглядный материал (плакаты, выставочные стенды со сменной информацией по различным темам );

Рабочие стенды: - правила техники безопасности при работе с электроприборами; правила поведения в природе, памятки по проведению экскурсий, фенологических наблюдений.

Карточки с вопросами по темам: - «Воздух и жизнь»; «Вода и жизнь»; «Обитатели почвы»; - «Охраняемые природные территории.

Таблички с экологическими терминами.

Демонстрационный материал (фотоальбомы, видеофильмы, аудиозаписи, комплекты открыток, фотографий, журналов);

Литература по методике преподавания, библиотека справочной и периодической литературы;

Карты, глобусы, теллурии; экологические игры Комплекты открыток, фотографий, альбомов, журналов, картинок.

Оборудование для выполнения лабораторных работ (микроскопы, лупы, фильтры и т.д

Ноутбук, телевизор, проектор, экран

Беспроводной мультидатчик по биологии с 6-ю встроенными датчиками:

Датчик влажности с диапазоном измерения 0... 100%

Датчик освещенности с диапазоном измерения не уже чем от 0 до 180000 лк

Датчик рН с диапазоном измерения не уже чем от 0 до 14 pH

Датчик температуры с диапазоном измерения не уже чем от -20 до +140С

Датчик электропроводимости с диапазонами измерения не уже чем от 0 до 200

мкСм; от 0 до 2000 мкСм; от 0 до 20000 мкСм

Датчик температуры окружающей среды с диапазоном измерения не уже чем от -

20 до +40 Аксессуары:

Кабель USB соединительный

Зарядное устройство с кабелем miniUSB

USB Адаптер Bluetooth 4.1 Low Energy

Краткое руководство по эксплуатации цифровой лаборатории

Цифровая видеокамера с металлическим штативом, разрешение не менее 0,3

Мпикс

Приемы и методы организации занятий

  1. Перцептивный акцент:
  1. словесные методы        (рассказ,        беседа, инструктаж, чтение справочной

литературы);

  1. наглядные методы (демонстрации        мультимедийных        презентаций,

фотографии);

  1. практические методы (упражнения, задачи).
  1. Гностический аспект:
  1. иллюстративно- объяснительные методы;
  2. репродуктивные методы;
  3. проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания;
  4. эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов;
  5. исследовательские - учащиеся сами открывают и исследуют знания.
  1. Логический аспект:
  1. индуктивные методы, дедуктивные методы, продуктивный;
  2. конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как мыслительные операции.
  1. Управленческий аспект:
  1. методы учебной работы под руководством учителя;
  2. методы самостоятельной учебной работы учащихся.

Методы стимулирования и мотивации деятельности

  1. .Методы стимулирования мотива интереса к занятиям:

познавательные задачи, учебные дискуссии, опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д.

  1. .Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение.

Список литературы для педагога

Алексеев С.В.и др. Практикум по экологии. - М.,2006.

Астафьев В.М. Познавательные задачи, задания и вопросы экологического содержания в школьном курсе биологии. - Самара, 2002.

Беляева В.С. Изучаем природу родного края. М.,1998.

Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа,1997.

Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т. М. Экология человека: Практикум для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2003.

Иванов Н.В., Моторов А.В. География Марийской АССР. - Марийское книжное издательство, 1991.

Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. - Волгоград, 2004.

Методические указания по организации научно-исследовательской работы

учащихся / Под общ. ред. О.Л.Воскресенской - Йошкар-Ола, 2005.

Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. - М.: Просвещение, 2001.

Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия.- Волгоград.,2007.

Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

Экология: Учебное пособие/ Под ред. Проф. В.В.Денисова. - М.: ИКЦ «МарТ», 2004.

Список литературы для учащихся:

Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. - М.: Ао МДС, 1996.

Астанин Л.П., Благосклонов К.Н. Охрана природы. - М.: Колос, 1984.

Гагдисин Д.Т. и др. Экология и здоровье. - М.: Знание, 1985.

Горшков В.Г. Экология человека. - Л.: 1984.

Зверев А.Т. Экология: учеб. для 10 - 11 кл. - М.: ОНИКС 21 век, 2004.Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидоров А.П. Экология. 9 кл: учеб. доя общеобразов. Учеб. заведений. - М.: Дрофа, 1997

Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. М.: Просвещение, 1998. - 270 с.

Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А. Володин. - М.: Аванта +,        2001. - 448 с.

Интернет - ресурсы

  1. http://www.greenschools.ca/seeds - “Green School Program” - краткие описания учебных экологических проектов, направленных на привлечение школьников к участию в улучшении местной экологической обстановки;
  2. http://www.education.spb.ru/gtp/gtp.htm - «Глобальное мышление» - образовательный проект по изучению окружающей природной среды и ее компонентов, включая обсуждение и сравнение результатов;
  3. http://www.eco-project.org. - «Экологические проекты России» - описания российских экологических проектов по мониторингу окружающей среды и здоровью человека;
  4. http://soil.msu.ru - сайт крупнейшего в России учебного и научного центра по почвоведению;
  5. http://list.priroda.ru - каталог Интернет ресурсов по экологии и природным ресурсам;

Приложение 1

Календарный график дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы

«Экология вокруг нас» (базовый уровень); год обучения: 1

№ п/п

Месяц

Чис ло

Вре мя пров еден ия

Кол- во часо в

Тема

Форма занятия

Место провед ения

Форма контроля

Введение 3 часа

1

сентябрь

1

1 Вводное занятие. Экология как наука, ее методы.

Постановка целей и задач кружка. Формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации:

Теоретическо е занятие.

класс

Входной контроль

Опрос


таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними.

2

сентябрь

1

Особенности чтения научнопопулярной и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы

Теоретическо е занятие.

класс

Опрос, практическая работа

«Эскурсия в библиотеку».

3

сентябрь

1

Правила поведения учащихся. Техника лабораторных работ и        правила

безопасной работы в        лаборатории.

Общие        вопросы

охраны        природы.

Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов с        окружающей

средой и друг с другом.

Теоретическо е занятие.

класс

Опрос

Знакомство с исследовательскими методиками 7часов

4

сентябрь

1

Основы        научного

исследования.

Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей        и        задач

исследования.

Выбор        темы

исследовательской работы.

беседа, учебная игра, практическое занятие

класс

Опрос


5

сентябрь

1

Отбор        и        анализ

методической        и

научно- популярной литературы        по

выбранной        теме.

Составление рабочего        плана

исследования. Обоснование выбранной темы.

практическое занятие

класс

Опрос, практическая работа «Работа со справочной литературой»,

6

октябрь

1

Что такое биологический мониторинг Социологический опрос «Какие законы природы вы знаете?»

практические занятие

класс

Опрос, практическая работа: «Обработка результатов исследований »

7

октябрь

1

Анализ данных социологического опроса. Изучение простейших методик исследовательской работы в природе.

практическое занятие

класс

Тест, практическая работа «Обработка результатов исследований »

8

октябрь

1

Выход в природу «Изучение антропогенного влияния на природное окружение»

практическое занятие

Пригор одный парк

Отчёт по экскурсии.

Презентация

9

октябрь

1

Социологический опрос «Правила поведения человека в природе».

Экологически й мониторинг

класс

практическая работа


10

ноябрь

1

Практическая работа        -

конспектирование научно-популярной статьи.

практическое занятие

класс

Конспекты

Текущий контроль

Человек и окружающая среда 17 часов

11

ноябрь

1

Человек и окружающая среда.

теоретическое занятие

класс

Презентация «Роль природы в жизни человека»

12

ноябрь

1

Современные проблемы природы

практическое занятие

класс

Доклады

13

декабрь

1

Правила поведения в природе

Практическое занятие. Подготовка материала для экологическо го проекта

класс

Тестирование

14

декабрь

1

Природа родного края

практическое занятие

класс

Коллективная работа Защита проекта «Г ород без отходов»

15

декабрь

1

Причины сокращения численности растений и животных, необходимые меры их охраны.

экскурсия

Пригор одный парк

Практическая работа. Оформление стенгазеты «Что я делаю для охраны природы»

16

декабрь

1

Формы охраны природы (Заповедник, заказник, памятники природы

теоретическое занятие

класс

Промежуточн


)

ый контроль

Презентация

17

18

январь

2

Написание рефератов, выполнение презентаций

теоретическое занятие

класс

Практическая работа.

19

январь

1

Защита рефератов, презентаций.

информацион но-

практическое.

класс

Практическая работа.

Опрос

20

21

февраль

1

Влияние промышленности на загрязнение окружающей среды

Практическая работа.

класс

Решение экологически х задач.

22

февраль

1

Влияние сельского хозяйства на загрязнение окружающей среды

Решение экологически х задач.

класс

Коллективная работа

23,

24

февраль

2

Влияние природных факторов на воздушный бассейн Вещества- загрязнители. Понятие о токсичности, ПДК.

информацион ное

класс

Опрос

25

март

1

Изучение запылённости окружающей среды Кислотные дожди.

Практическая работа

класс

Презентация

26

март

1

Парниковый эффект. Изучение парникового эффекта.

Теоретическо е занятие.

класс

Сообщения

27

март

2

Разрушение озонового слоя. Причины и последствия.

комбинирован ное занятие

класс

Доклады

Текущий контроль


Экологические проблемы 8 часов

28

апрель

1

Экологические проблемы современности. Организм человека как открытая биологическая система. Влияние экологических факторов на здоровье населения

Здоровье человека. Факторы сохранения здоровья (физические, химические, социальные, биологические). Защитные механизмы организма. Иммунитет.

комбинирован ное занятие. Подготовка материала для экологическог о проекта

класс

Презентация «Факторы внешней среды, влияющие на здоровье ребенка»

29

апрель

1

Экология и функциональная деятельность организма. Влияние окружающей среды на функциональную деятельность систем организма человека - кровеносную, опорнодвигательную, пищеварительную, дыхательную, выделительную, репродуктивную. Зависимость нервной системы от биологических ритмов. Головной мозг - инструмент познания окружающей среды.

Теоретиче ское занятие

класс

Защита проекта «Экологическ и комфортная среда школьника, проблемы ее создания»

30

апрель

1

Физические факторы здоровья. Тепловой        режим.

практическое занятие

класс

Практиче


Холод - друг или враг?

Электромагнитные поля:        лечебный

эффект        и        вред

здоровью. Воздействие шума на        организм.

Радиация: естественные        и

искусственные источники.

ская работа: «Изучение уровня шума»

31

май

1

Человек        и

химические факторы.        Пища:

проблема нитратов. Пищевые добавки. Какую        воду        мы

пьем?        Очистка

воды. Химическое загрязнение атмосферного воздуха. Лекарства -        химические

вещества. Лекарственная аллергия. Народная медицина. Бытовая химия.

практическое занятие

класс

Доклады. Сообщения учащихся

«Пищевые отравления. Предупрежде ние        и

помощь»

32

май

1

Человек        и

социальные факторы. Стресс - бич современности. Методы психологической регуляции. Вредные привычки и борьба с ними (курение, алкоголизм, наркомания        и

токсикомания). Оптимизация трудового процесса для        сохранения

здоровья. Психологический тренинг.

Теоретическо е занятие.

класс

Презентация

33

май

2

Человек        и

практическое

класс

Защита


биологические факторы. Влияние живых организмов на        здоровье

человека. Вирусы и микробы. Переносчики болезней.        Чем

опасна        домашняя

пыль? Лекарственные растения. Грибы.

занятие

проекта

«Экология

дома»

34

май

1

Экология        и

человек. Человек и среда его обитания. Космос и здоровье. Биоэнергетическое поле        человека        -

гипотезы, открытия, факты. Зависимость постоянства внутренней        среды

организма        от

экологических условий среды его обитания. Здоровый образ жизни и его человека.влияние на        природу

человека. Значение культуры        в

формировании личности

практическое занятие

класс

Защита проекта «Здоровье и окружающая среда»

35

1

Итоговое занятие Подведение итогов работы кружка. Творческое задание на лето

итоговое занятие

Итоговый контроль

Выставка работ: Моё участие в охране окружающей природной среды своего населенного пункта.

Приложение

Календарный график дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы

«Экология вокруг нас» (базовый уровень); год обучения: 2

/

Месяц

Чис ло

Время проведе ния

Кол- во часов

Тема

Форма заняти я

Мест о

прове дения

Форма Контро ля

Тема 1. Введение (1ч.)

сентябрь

1

Знакомство        с

планом        работы

кружка. Инструктаж по ТБ.

теоретич еское

занятие

класс

Опрос Входной контроль

Тема 2. Общие вопросы охраны природы (4 ч.)

сентябрь

1

Охрана        природы.

Предмет и задачи экологии

теоретич еское

занятие

класс

доклады уч-ся

сентябрь

1

История        охраны

природы

теоретич еское занятие

класс

презентац ии

5

сентябрь

-октябрь

2

Оформление стенда «Охрана природы

практич еское

класс

практичес кая работа


родного края»

занятие

Текущий контроль

Тема 3. Охрана природы Тамбовской области (5 ч.)

октябрь

1

«Экологическая обстановка в Тамбовской области: проблемы и пути решения»

информа ционное

класс

опрос

октябрь

1

Состояние атмосферного воздуха в Тамбовской области

информа ционное

класс

доклады уч-ся

октябрь

1

Чем может быть опасна вода? Очищаем воду сами.

комбини рованно е

занятие

класс

практичес кая работа

ноябрь

1

Биологическое разнообразие и биоресурсы

теоретич еское занятие

класс

опрос

ноябрь

1

Окружающая среда и здоровье населения

видеоурок

класс

Презентац ии Текущий контроль

Тема 4. Организмы и среда их обитания (16 ч.)

ноябрь

1

Среды жизни на

Земле

комбини рованно е

занятие

класс

доклады уч-ся

ноябрь

2

Решение экологических задач

комбини рованно е

занятие

класс

практичес кая работа

декабрь

1

Жизненные формы растений

видеоурок

класс

презентац ии

декабрь

1

Жизненные формы животных

видеоурок

класс

презентац ии

декабрь

1

Экологические ниши как пример экологической классификации организмов

теоретич еское

занятие

класс

Промежут очный контроль Тестирова ние

декабрь

1

Изучение видового разнообразия экологической ниши

теоретич еское занятие

класс

опрос

январь

1

Абиотические факторы среды

комбини рованно е

класс

доклады уч-ся


занятие

январь

1

Почва        и        ее

воздействие        на

организмы

теоретич еское занятие

класс

доклады уч-ся

февраль

1

Экологические группы растений по отношению к свету, температуре, воде

информа ционно- практи ческое

класс

тестирова ние

февраль

1

Экологические

группы животных

практи ческое

занятие

класс

практи ческая работа

февраль

1

Изучение экологических групп животных

практи ческое

занятие

класс

опрос, практичес кая работа

февраль

1

Биотические факторы

комбини рованно е

занятие

класс

доклады уч-ся

февраль

1

Знакомство с растениями и животными- индикаторами и барометрами окружающей среды

комбини рованно е

занятие

класс

презентац ии

март

1

Антропогенные факторы

теоретич еское занятие

класс

доклады уч-ся

март

1

Экологическая характеристика места жительства, жилища и образа жизни»

комбини рованно е

занятие

класс

Тестирова ние Текущий контроль

Тема 5. Научно-исследовательская деятельность (10 ч.) Мой безопасный дом

март

1

Источники загрязнения внутренней среды жилища

комбини рованно е

занятие

класс

опрос, практичес кая работа

апрель

1

Экологические проблемы связанные с использованием бытовой химией, парфюмерией

теоретич еское занятие

класс

презентац ии

апрель

1

Как сделать наш

теоретич

класс

доклады


дом безосным Экологические

знаки

еское

занятие

уч-ся

апрель

1

Экологическая оценка школьных помещений»

практи ческое

занятие

класс

практичес кая работа

апрель

1

Выполнение исследовательской работы «Экологическая оценка школьного участка»

практи ческое

занятие

школь ный участо к

практичес кая работа

май

1

Методика научноисследовательской деятельности

теоретич еское

занятие

класс

Разработк а проекта

май

1

Структура исследовательской работы.

теоретич еское занятие

класс

Разработк а проекта

-

май

2

Оформление научноисследовательской работы

Практи ческое занятие

класс

Коллекти вная работа

май

1

Итоговое занятие. Подведение итогов работы        кружка

Творческое задание на лето

Итогово е занятие

класс

Выставка работ Итоговый контроль



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Астапковичская средняя школа»

   

Принято на заседании

педагогического совета школы

протокол

от «31» августа 2021 г.  № 1

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МБОУ «Астапковичская средняя школа»

от 31.08.2021 г. №104-о

.

 

 Принято с учётом мнения Совета родителей

(законных представителей) обучающихся школы.

Протокол от «31» августа 2021 г. № 1

ПОЛОЖЕНИЕ

о трудовом воспитании учащихся в рамках внеурочной деятельности

1. Содержание и организация работы

1.1.Положение о привлечении обучающихся к труду разработано на основе части 4 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статьи 37 Конституции Российской Федерации, статьи 4 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет", Постановления Минтруда России от 7 апреля 1999 г. N 7 "Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную", "Санитарно-эпидемиологических требований к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. N 58, письма Роспотребнадзора от 24 июня 2013 г. N 01/7100-13-32 "О выполнении перечня поручений по результатам работы мобильной приемной от 31 мая 2013 года", письма Минобрнауки России от 30.03.2017 N 08-621 "О размещении методических рекомендаций на сайте" (вместе с "Методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций в части определения видов трудовой деятельности обучающихся в рамках образовательной деятельности с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся"), Устава МБОУ «Астапковичская средняя школа».

1.2.Основные направления трудовой деятельности обучающихся:

1) работа на УОУ: выращивание растений, наблюдение за их ростом и развитием, проведение опытов в соответствии с программами трудового обучения, биологии, экологии, природоведения, факультативных курсов и кружков.

2) ремонт и реконструкция мебели;

3) уборка и присмотр за Памятным знаком и обелиском в деревне Астапковичи;

4) работа воспитателями в летнем оздоровительном лагере.

1.3. Трудовое воспитание в летний период обучающихся  5-8, 10 классов осуществляется с согласия  обучающихся и их родителей (законных представителей) на основании данного Положения..

 Трудовая деятельность учащихся школы осуществляется в рамках внеурочной деятельности (модуль «Трудовое воспитание»), уроков «Технологии», а также практических работ по биологии, экологии, окружающему миру. Деятельность школьников в летний период организуется по составленному графику.

1.4.        Учащиеся 11-го класса освобождаются от летней трудовой деятельности.

1.5.Освобождаются от летней трудовой деятельности учащиеся по состоянию здоровья, согласно заключению врача.

1.6. Для учащихся 10-го класса (в ряде случаев для учащихся 7-9  классов) частично взамен летней трудовой деятельности возможна организация на базе школы лагеря труда и отдыха, учебно-производственной бригады.

2. Охрана труда

2.1.  Администрация школы организует труд обучающихся в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, согласовывает виды работ, условия труда и несет личную ответственность за безопасные условия труда обучающихся.

2.2. Режим труда учащихся устанавливается с учетом правил по технике безопасности. Учащиеся допускаются до работы после ознакомления с правилами по технике безопасности.

2.3.Запрещается привлечение обучающихся к работам, противопоказанным их возрасту, опасным в эпидемиологическом отношении, в ночное время, в праздничные дни, связанным с применением ядохимикатов, а также с подъемом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для подростков.

2.4. При несчастных случаях, происшедших с обучающимися в процессе труда, им оказывается срочная медицинская помощь. Несчастные случаи и причины, приведшие к ним, расследуются в установленном порядке. Должны быть немедленно устранены организационно-технические причины несчастного случая и приняты меры к предотвращению подобных случаев в дальнейшем.

2.5. Контроль за обеспечением безопасных условий общественно полезного труда обучающихся осуществляет комиссия по охране труда.

3.Порядок организации труда обучающихся

3.1. Труд обучающихся организуется в течение учебных четвертей учебного года в рамках внеурочной деятельности.

3.2. Продолжительность летней трудовой деятельности определяется следующим образом:

5-й класс - 10 дней по 1 часу;

6-й класс - 10 дней по 1 часу;

7-й класс - 12 дней по 2 часа;

8-й класс - 12 дней по 2 часа;

10-й класс - 14 дней по 2 часа.

3.3. График проведения работ определяется по согласованию с заместителем директора по воспитательной работе. График работ может корректироваться с учетом погодных условий, вида проводимых работ и занятости обучающихся.

3.4. При наличии у обучающихся противопоказаний к физическому труду они могут привлекаться к облегченному физическому или интеллектуальному труду при добровольном согласии обучающегося и его родителей (законных представителей).

3.5.Средства, полученные от реализации продукции с УОУ, идут на улучшение учебно-материальной базы учебно-опытного участка, закупку посадочного материала.

4. Общее руководство трудовой деятельностью.

4.1.Директор школы контролирует  организацию трудовой деятельности, состояние УОУ, осуществляет общее руководство работой на нем.

4.2. Завхоз школы  принимает меры по своевременному обеспечению учебно-опытного участка инвентарем, посевным и посадочным материалами, водой для полива растений, обеспечивает необходимыми принадлежностями вожатых для работы в ЛОЛ. Он организует хранение и реализацию продукции, полученной на УОУ.

4.3. Руководство работой на участке осуществляет заведующий УОУ, назначаемый директором школы, как правило, из числа учителей биологии, географии, с/х труда.

4.4.Заведующий УОУ составляет план организации работы на участке, который является составной частью плана учебно-воспитательной работы школы, а также составляет график работы учащихся и своих заместителей на период летних каникул.

4.5.Заведующий УОУ обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, а также правил пожарной безопасности.

4.6. Материальные ценности, необходимые для организации работы на УОУ, находятся на ответственном хранении у заведующего УОУ. Он ведет их учет в установленном порядке.

4.7.Заведующий УОУ в начале учебного года дает подробный анализ и отчет по проделанной работе за летний период. Праздник урожая - традиционное мероприятие, завершающее цикл работы на УОУ школы.

4.8. Отчетом по другим видам трудовой деятельности являются проведенные мероприятия с размещением на сайте школы.



Предварительный просмотр:

                                                                                                          У Т В Е Р Ж Д А Ю

                                                                                                        Директор МБОУ «Астапковичская

                                                                                                        средняя школа»

                                                                                                         _____________________    Т.А.Жакова

                                                                                                 от 31.08.2021 г.

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при работе

на учебно-опытном участке.

1. Общие требования безопасности.

1.1 К работе на учебно-опытном участке допускаются учащиеся с 1-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2 Учащиеся при работе на учебно-опытном участке должны соблюдать правила поведения, установленные режимы труда и отдыха.

1.3. При работе на учебно-опытном участке возможно воздействие на учащихся, следующих опасных и вредных производственных факторов:

- переноска тяжестей сверх допустимой нормы;

- травмы при небрежном обращении с сельскохозяйственным инвентарем;

- травмирование рук при очистке почвы от посторонних предметов и при прополке делянок без использования перчаток;

- заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении немытых овощей, ягод и фруктов.

1.4. При работе учащихся на учебно-опытном участке обязательно наличие аптечки с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

1.5. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить руководителю работ, который сообщает администрации учреждения. При неисправности сельскохозяйственного инвентаря прекратить работу и сообщить об этом руководителю работ.

1.6. В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок выполнения работ, правильно применять рабочий инвентарь, соблюдать правила личной гигиены.

1.7. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. Требования безопасности перед началом работы.

2.1. Надеть одежду и обувь, соответствующую конкретным погодным условиям и не затрудняющую движений. В жаркие солнечные дни надеть светлый головной убор. При работе по прополке делянок надеть перчатки.

2.2. Проверить исправность и заточку сельскохозяйственного инвентаря.

2.3. Убедиться в наличии и укомплектованности медицинской аптечки.

3. Требования безопасности во время работы.

3.1. Соблюдать осторожность при работе с использованием сельскохозяйственного инвентаря, переносить его только в вертикальном положении заостренной частью вниз, не передавать его друг другу броском, не класть на землю заостренной частью вверх, не направлять заостренной частью на себя и на своих товарищей.

3.2. Не использовать сельскохозяйственный инвентарь, предназначенный для работы взрослым. Масса любого рабочего инструмента, используемого учащимися до 10 лет, не должна превышать 400-600гр. Ручки рабочего инвентаря должны быть округлыми, гладкими, без заусенцев и трещин, прочно насаженными, немного короче и на 2-3 см в диаметре меньше, чем для взрослых.

3.3. При переноске земли, воды, удобрений и пр. не превышать предельно допустимую норму переноски тяжестей для учащихся:

- для учащихся начальных классов - не более 3 кг;

- для учащихся 14 лет - девушки -  3,0 кг, юноши  -    6,0 кг.

15 лет - девушки -  4,0 кг, юноши  -    7,0кг.

16 лет - девушки -  5,0 кг, юноши  -   11,0кг.

17 лет - девушки -  6,0 кг, юноши  -   13,0 кг.

3.4. Для предотвращения быстрого переутомления необходимо чередовать виды работ, а также после каждых 45 мин. работы делать перерыв на 15 мин. для активного отдыха.

3.5. Общая продолжительность ежедневной работы учащихся в период каникул не должна превышать: для учащихся 1-4 классов - 2 часов, для учащихся 5-7 классов - 3 часов, для учащихся 8-9 классов - 4 часов, для учащихся 10 классов - 6 часов.

В свободное от учебы время в течение учебного года продолжительность ежедневной работы учащихся уменьшается в 2 раза.

3.6. Очистку почвы от посторонних предметов (камней, осколков стекол, кусков металла и пр.) производить только с помощью лопат, граблей и другого инвентаря, не собирать их незащищенными руками.

3.7. При прополке делянок во избежание порезов рук работать только в перчатках.

3.8. Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не употреблять немытые корнеплоды, овощи, фрукты и ягоды.

3.9. Запрещается какая-либо работа учащихся с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами.

4.  Требования безопасности в аварийных ситуациях.

4.1. При выходе из строя сельскохозяйственного инвентаря или его затуплении прекратить работу и сообщить об этом руководителю работ.

4.2. При получении травмы сообщить об этом руководителю работ, которому оказать первую помощь пострадавшему, сообщить администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании работы.

5.1. Очистить и сдать на хранение сельскохозяйственный инвентарь.

5.2. Тщательно вымыть руки с мылом и принять душ.

Заведующий учебно-опытным участком                                               /_______________________________/

«_____» _________________ 200___г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Астапковичская средняя школа»

   

Принято на заседании

педагогического совета школы

протокол

от «31» августа 2021 г.  № 1

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МБОУ «Астапковичская средняя школа»

от 31.08.2021 г. №104-о

.

 

 Принято с учётом мнения Совета родителей

(законных представителей) обучающихся школы.

Протокол от «31» августа 2021 г. № 1 

Положение об учебно-опытном участке

I. Общие положения

1.1.Учебно-опытный участок (далее УОУ) создается для проведения в I-XI классах учебных занятий в соответствии с программой по естественнонаучным предметам, трудовому обучению, внеклассной, юннатской опытно-исследовательской, природоохранной деятельности и производительному труду школьников по выращиванию и заготовке демонстрационного материала по биологии.

1.2.Функционирование учебно-опытного участка позволяет решать комплекс образовательных задач:

-дать всем учащимся элементарные умения и навыки в области сельского хозяйства;

-теснее связывать изучение биологии с сельским хозяйством, углублять знания по биологии и экологии и придавать урокам большую практическую направленность;

-вовлекать учащихся в опытническую работу, направленную на повышение урожайности сельскохозяйственных культур;

-прививать учащимся любовь и интерес к сельскому хозяйству.

1.3.Выбор культур для выращивания в тех или иных отделах учебно-опытного участка определяется потребностями учебно-воспитательного процесса, условиями школы и возможностями в приобретении семян и посадочного материала.

1.4.Работа учащихся на учебно-опытном участке осуществляется за счет времени, отводимого на уроки технологии, на практические работы по биологии. Деятельность школьников в летний период организуется по составленному графику.

1.5.Режим труда на учебно-опытном участке устанавливается с учетом правил по технике безопасности. Учащиеся допускаются к работе на участке после ознакомления с правилами по технике безопасности.

1.6. Непосредственное руководство работой на участке осуществляет заведующий учебно-опытным участком, назначаемый директором школы. Заведующий несет ответственность за составление участка и содержание работы на нем, за его обеспечение посевным и посадочным материалом, оборудованием и инвентарем, обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда.

1.8.Заместитель директора, курирующий хозяйственную часть, принимает меры по своевременному обеспечению учебно-опытного участка инвентарем, посадочным и посевным материалом, водой для полива растений.

II. Цели и задачи, функции учебно-опытного участка:

-совершенствование знаний учащихся по биологии, экологии, географии и окружающему миру;

-формирование практических умений по выращиванию и уходу за растениями;

-формирование интеллектуальных и практических умений, связанных с проведением наблюдений и опытов, с оценкой состояния окружающей среды;

-повышение уровня экологической культуры;

-формирование у учащихся ответственного отношения к труду, к окружающей среде, к деятельности по ее сохранению и улучшению;

-развитие профессионального самоопределения учащихся;

-воспитание у учащихся трудолюбия, любви к природе и сельскому хозяйству.

    Работа на школьном учебно-опытном участке позволяет педагогическим работникам образовательного учреждения развивать у учащихся биологические понятия, формировать агробиологические знания, умения и навыки, воспитывать культуру труда, любовь и правильное отношение к природе и сельскохозяйственному труду.

    В теории методики преподавания биологии и практической работе в школе сложилась определенная структура практических занятий на школьном участке. Практические занятия на

учебно-опытном участке включают повторение материала из школьного курса, постановку задачи, изучение агробиологических правил выращивания растений, инструктаж учителя по формированию первичных умений и навыков, работу учащихся в соответствующих отделах школьного участка, подведение итогов работы и оценку знаний, умений и навыков. Сущность работы на учебно-опытном участке – соединить умственный и физический труд учащихся на основе биологических и экологических знаний, вывести правила выращивания растений и уметь их применять.

Учебно-опытный участок образовательного учреждения создан для проведения учебных и внеклассных мероприятий по биологии и технологии, для выполнения учащимися опытов, наблюдений, летних заданий, организации производительного труда школьников по выращиванию полезной продукции, заготовки раздаточного и демонстрационного материала. Формы занятий на УОУ: 

  1. Уроки: методически проводятся так же, как в классе, но с применением натуральной наглядности.
  2. Практические занятия: организуются в соответствии с темой урока.
  3. Уроки-экскурсии: могут проводиться одновременно по нескольким темам в течение одного занятия.
  4. Работы по основам сельскохозяйственного труда.
  5. Выполнение заданий во время практикумов, летних работ.
  6. Работа объединения юных натуралистов.
  7. Работа по заготовке демонстрационного материала к урокам.

Цели и задачи практических занятий на УОУ: 

  1. Углубление знаний обучающихся.
  2. Привитие практических умений и навыков.
  3. Хозяйственное обслуживание участка.

     Примерная схема практических занятий: 

  1. Обобщение знаний, раскрывающих цель работы.
  2. Инструктаж с показом правильных приемов работы.
  3. Выполнение работы, указание недостатков в работе.
  4. Подведение итогов практической работы.

        Основные направления деятельности учащихся на участке: 

Выращивание и уход за растениями, проведение опытов по естественнонаучным предметам.

  1. Структура УОУ

3.1.В соответствии с Земельным кодексом России отведение земельных участков школам для учебно-воспитательных целей производится на основании решения органов исполнительной власти субъектов РФ, земельные участки закрепляются за  муниципальными образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование.

3.2.Рекомендуемая площадь для средней общеобразовательной школы для учебно-опытных целей и производственной деятельности в размере не менее 0,5 га.  

Примечание: в размер площади УОУ не включаются земли, занятые строениями, спортивными площадками.

3.3.Учебно-опытный участок должен быть огорожен забором высотой 1,2-1,5 м или живой изгородью, обеспечен водой для полива. Не допускается посадка колючих и ядовитых растений, размещение клеток с опасными для жизни дикими животными. Участок должен иметь наружное освещение при норме освещения на земле 10 лк. Зеленая зона должна составлять не менее 50 % территории образовательного учреждения.

3.4.Содержание отделов на УОУ

Для выполнения учебно-воспитательных задач на УОУ школ организуются отделы:

-Цветочно-декоративный.          

- Биологии (овощной)

-Плодово-ягодный отдел.                  

-Экологии растений.

-Начальных классов

- Дендрарий  

3.5.В каждом отделе создается коллекция видов растений, соответствующая тематике отдела. Коллекционный отдел может быть выделен отдельно. В состав УОУ входят также "зеленый класс", уголок отдыха, подсобное помещение для хранения сельскохозяйственного инвентаря и удобрений.

3.6.Соотношение площади отделов определяется руководителем образовательного учреждения совместно с педагогами, может быть различным в зависимости от местоположения школы, направления деятельности, количества учащихся. Выбор культур для выращивания в тех или иных отделах учебно-опытного участка школы определяется потребностями учебно-воспитательного процесса и природно-климатическими условиями и т.д.

3.7.В каждом отделе УОУ проводится опытно-исследовательская и практическая работа.

3.8. Состоит из делянок, на которых учащиеся выращивают сельскохозяйственные культуры и другие растения, в соответствии с программой по трудовому обучению.

3.9."Зеленый класс" предназначен для учебно-практических занятий.

В подсобных помещениях УОУ хранится сельхозинвентарь, аптечка с необходимыми для оказания первой помощи медикаментами. Рядом с подсобными   помещениями   устанавливается   противопожарный   инвентарь, умывальник с мылом. Удобрения хранятся в специальной таре с четкими надписями. УОУ обеспечивается сельхозинвентарем в соответствии с типовым перечнем учебно-опытных пособий и учебного оборудования.

  1. Перечень документов учебно-опытного участка 

4.1.Работа учащихся на УОУ организуется согласно плану учебно-воспитательной работы. Заведующий УОУ разрабатывает учебно-производственный план работы, которые рассматриваются на педсовете и утверждаются директором.

4.2. Планом работы на УОУ определяются: 

  • анализ работы за предыдущий год и учебно-воспитательные задачи работы на УОУ в новом учебном году;
  • общая характеристика УОУ (площадь, основные отделы; севообороты и система обработки; перечень растений; краткая характеристика почвы);
  • график проведения и тематика уроков, практических занятий, опытов на УОУ в соответствии с учебной программой по естественнонаучным дисциплинам и сельскохозяйственному труду;
  • материальное обеспечение: определение потребности в сельхозинвентаре, посевном и посадочном материале, удобрениях, наличие изгороди и т.д.;
  • обеспечение   педагогическими   кадрами   в   летний   период   (закрепление ответственных за работу на УОУ педагогов, графики их работы);
  • использование материалов опытно-практической работы и продукции, выращенной на УОУ для оборудования кабинетов, для питания учащихся в школьных столовых, для реализации; - формы подведения итогов работы.

4.3. К плану работы прилагается положение об УОУ, паспорт, журнал учета работы обучающихся на участке, дневники опытов.

  1. Руководство учебно-опытным участком (функции руководителя, права руководителя, ответственность руководителя)

5.1. Руководитель образовательного учреждения несет ответственность за состояние УОУ, осуществляет общее руководство работой на УОУ, вместе с заместителем, курирующим воспитательную работу. определяют обязанности педагогов и вспомогательного персонала по обеспечению занятий учащихся на УОУ, привлечению спонсоров, родителей для оказания помощи в благоустройстве и выполнении работ на УОУ.

5.2. Заместитель директора, курирующий учебно-воспитательную работу, отвечает за учебно-воспитательную работу на УОУ.

5.3.Заместитель директора, курирующий хозяйственную часть, отвечает за материальное обеспечение, организует  охрану УОУ.

5.4. Директор назначает заведующего УОУ из числа преподавателей биологии, географии, труда, руководителей объединений. Заведующим УОУ может быть назначено лицо, не являющееся педагогом, но имеющее биологическое, агрономическое образование и опыт работы с детьми. В начальной школе руководство УОУ осуществляет директор школы.

5.5.Заведующий УОУ несет ответственность за состояние участка и содержание работы на нем; организацию работы учащихся; обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда и техники безопасности, правил пожарной безопасности; инструктирует работников, привлекаемых к работе на участке. Материальные ценности, необходимые для организации работы на участке, находятся на ответственном хранении у заведующего УОУ. По окончании работ на УОУ заведующий составляет отчет об итогах работы.

5.6.Работа обучающихся на УОУ проводится под руководством учителей биологии, экологии, обслуживающего труда, с привлечением классных руководителей, учителей начального звена,  руководителей объединений.

5.7.Педагогические работники, привлекаемые к руководству работой учащихся на УОУ, обучают их правильным приемам работы, обеспечивают соблюдение школьниками правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм, а также осуществляют надзор за исправным состоянием инвентаря.

5.8.Технический  персонал школы в свободное от основной работы время также может работать на участке в пределах рабочего времени.

5.9.Доплата заведующим УОУ начисляется по решению комиссии по установлению стимулирующих выплат работникам школы.  

  1. Организация работы обучающихся на УОУ

6.1. Практические работы и опыты, указанные в программе по биологическим дисциплинам и основам сельского хозяйства, обязательные для всех обучающихся, проводятся на УОУ по расписанию, утвержденному директором образовательного учреждения, согласно плану учебно-воспитательной работы.

6.2. Учащиеся допускаются до работы на участке после ознакомления с правилами по технике безопасности. Для работы на участке формируются группы не более 15 человек, которые работают на закрепленной делянке, обеспечивая систематический уход за растениями.

6.3.Тематика опытнической работы: методы управления ростом и развитием живых объектов; выявление эффективных агротехнических приемов; определение доз и сроков внесения удобрений; опыты по сортоиспытанию, экологии.

6.4.Работа на участке в летний период организуется по графику, утвержденному директором образовательного учреждения.