Биология

Федорова Жанна Анатольевна

Программы, Лабораторные работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lab_rabota_6_klass.docx12.7 КБ
Файл ekologichesiy_kruzhok.docx57.27 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа

Определение состава семян.

Цель. Доказать наличие органических и неорганических веществ в семенах растений.

Оборудование. Стеклянные стаканчики с водой, марлевые салфетки, фильтровальная бумага, раствор йода, пипетки, мука, семена подсолнечника.

1. Демонстрация опытов (учитель). Оборудование: спиртовка, держатель, пробирка, семена подсолнечника, химическая ложечка.

Опыт 1. Нагревание семян в сухой пробирке. Перед опытом детям показывают абсолютно сухую пробирку и сухие семена. Их насыпают в пробирку и слегка нагревают. На стенках пробирки появляются капельки воды. В ходе обсуждения дети видят, что вода выделилась из, казалось бы, сухих семян. Вывод – в состав семян входит вода.

Опыт 2. Сжигание семян. На химическую ложечкупомещенную в пламя спиртовки, кладут несколько сухих семян. Дети видят, что семена горят, образуя пламя. Учитель поясняет, что вещества, горящие в огне, являются органическими. Горение – свидетельство наличия органических веществ в семенах. После полного сгорания на дне ложечки остается зола. Учитель сообщает, что зола – это скопление неорганических веществ. В состав золы входят минеральные соли.

Ход лабораторной работы (Инструктивная карточка для учащихся).

1. Возьмите немного муки, добавьте в нее капельку воды пипеткой и сделайте комочек теста.

2. Полученный комочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек. Промойте тесто в стакане с водой.

3. Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле,- это клейковина или белок.

4. В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-4 капли раствора йода. Жидкость синеет. Это доказывает наличие в ней крахмала.

5. Положите на фильтровальную бумагу или бумажную салфетку семена подсолнечника и раздавите их. Что появится на бумаге.

6. Сделайте вывод о том, какие органические вещества входят в состав семян.

7. Оформите выводы в тетради.

Вещества семян

Неорганические органические

вода минеральные

соли белки жиры углеводы

Вопросы для закрепления

1. Почему горят дрова, уголь, торф, а соль не горит?

2. Почему после горения всегда остается зола?

3. Почему существует подсолнечное масло, а пшеничного масла нет?

4. Продукты растительного и животного происхождения отличаются разным содержанием белков, жирок и углеводов. Чем это можно объяснить?



Предварительный просмотр:

   Департамент Смоленской области по образованию и науке

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Астапковичская средняя школа»

ПРИНЯТА

На заседании  педагогического совета

протокол от «29» августа  2024г. №_1_

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы                                                                                                                                                                  ______________Т.А.Жакова

от «30» августа 2024 г. №146-0

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Экологический кружок»

Возраст обучающихся: 12-13 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Ж.А.Федорова, педагог

дополнительного образования

д. Астапковичи, 2024

Пояснительная записка

Дополнительная        общеобразовательная общеразвивающая  программа «Экологический кружок»  разработана   в соответствии с нормативно –правовыми документами:

- Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпрос РФ от 9 ноября 2018 г.  № 196);

- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. № 28);

- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);

      - Уставом МБОУ «Астапковичская средняя школа»

Направленность

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экологический кружок» - экологическая и предназначена для получения учащимися дополнительного образования в области экологии. Обучение школьников опирается на полученные ими ранее знания основ биологической науки, и осуществляется на основе развития обобщения биологических понятий прикладного характера, усвоения научных факторов, важнейших закономерностей, идей, теорий обеспечивающих формирование эколого-биологического мышления и подготовку учащихся к практической деятельности

Актуальность разработанной программы

«Экологический кружок» имеет экологическую направленность, которая определена необходимостью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться.

Соответствие потребностям времени, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе. Экологическое образование должно являться неотъемлемой частью общего образования школьников

Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, поэтому возникает необходимость углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Новизна

Работа по экологическому образованию и воспитанию активной жизненной позиции учащихся бесконечно разнообразна и увлекательна и включает в себя методы практико-ориентированного (деятельностного) подхода. Учащиеся погружаются в проблемы экологического характера, происходит формирование первоначальных навыков научно-исследовательской работы.

Новизна данной программы заключается в практической направленности деятельности учащихся, участие школьников в охране природы позволяет формировать у них не только прочные и глубокие знания в изучении экологии, но и стремление к активной деятельности в природе. Часто именно в такой работе у ребят закладываются основы профессиональных умений и навыков. Исследования природной среды в настоящее время заслуживает особого внимания. Участие школьников в исследовании природной среды поднимает природоохранительную работу детей на

качественно более высокий уровень. Именно исследовательская деятельность может помочь школьникам выявить местные экологические проблемы с тем, чтобы в дальнейшем развернуть посильную работу

Одной из важных условий развития познавательной активности является организация проектной деятельности. Метод проектов позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных жизненных проблем в совместной деятельности школьников. Метод проектов как технология прекрасно решает многие задачи, именно поэтому его актуальность не снижается уже многие годы.

Отличительные особенности программы:

В отличие от многих программ, данная программа выполняет важную социальную функцию, помогая детям через активное познание окружающего мира войти в новые современные социально-экономические отношения, и, преодолевая негативные проявления, получить опыт здорового образа жизни. Ее социальная направленность выражается в формировании экологизированного мировоззрения, разумных взаимоотношений человека с социумом и природой, а также в широкой начальной профессиональной ориентации.

Ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа:

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность детям познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, способствует развитию мировоззрения, ценностным ориентациям, установкам и активной деятельности по охране окружающей среды.

Обучение основывается на принципах экологического образования:

  • принцип целостности окружающей среды, формирующий у обучающихся понимание единства окружающего мира;
  • принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;
  • принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;
  • принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению детей в практическую деятельность;
  • принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

Экологические занятия по программе отличаются разнообразием, так как включают в себя сочетание нескольких методов проведения уроков.

Адресат программы

Возраст учащихся, занимающихся по данной программе, составляет 12-13 лет заинтересованных в изучении основ экологии и краеведения.

В объединения принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.

Объем и срок освоения программы

Программа «Экологический кружок» рассчитана на 1 года обучения (36 ч).

Форма обучения

Очная.

Методический материал

Педагогические методики и технологии: При реализации программы

используются следующие методы обучения: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, метод проектов. Словесный метод обучения (беседа) позволяет передать большой объем информации в минимальный промежуток времени. Наглядный метод обучения (демонстрация схем, рисунков, фотографий, видеоматериалов) предназначен для наглядно-чувственного ознакомления обучающихся с явлениями, процессами, объектами. Для визуализации описываемых явлений, процессов, объектов используются различные материалы: плакаты, открытки, фотографии, слайды, видеосюжеты, мультимедийные презентации. Практический метод обучения (практическое задание) используется с целью формирования навыков и умений, углубления знаний обучающихся. С целью создания условий для активной совместной деятельности обучающихся, обучающихся и педагога в разных учебных ситуациях используются приемы технологии сотрудничества. Особое значение при этом имеют занятие экскурсия. Значительное место отведено самостоятельной работе обучающихся. Основные методы реализации данной программы: наблюдение, эксперимент, исследование, поиск.

Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, самостоятельная учебная и творческая работа, экскурсии, метод проектов

В каждом разделе предполагается проведение теоретических, практических занятий и экскурсий на природу , в другое образовательное учреждение по теме. В большинстве разделов преобладают практические занятия и экскурсии.

Цель программы:

Формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности.

Формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной        и        исследовательской        деятельности,        развитие

индивидуальности творческого потенциала ученика.

Задачи 1 года обучения:

Образовательные задачи:

  • научить практическим умениям и навыкам рационального природопользования;
  • научить работать со справочниками и определителями;
  • научить оформлять исследовательские работы;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, уважения к мнению другого человека, коллективизма;
  • воспитывать аккуратность, вежливость;
  • формировать стремление к активной деятельности

по улучшению и сохранению природной среды,

пропаганде природоохранительных знаний,

нетерпимого отношения к действиям людей, наносящих вред природе.

Развивающие задачи:

  • развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
  • развивать духовную потребность в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия;
  • развивать понимание многосторонней ценности

природы как источника материального и духовного развития общества.

Учебный план 1 года обучения

№п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Введение. Инструктаж по ТБ.

3

2

1

2

Знакомство с простейшими исследовательскими методиками

7

1

6

3

Человек и окружающая среда

17

9

8

4

Экологические проблемы и здоровье человека

8

3

5

5

Итоговое занятие

1

1

Всего

36

15

21

Содержание программы 1 года обучения:

Тема №1. Введение. (3 часа)

1 Вводное занятие. Экология как наука, ее методы. Постановка целей и задач кружка. Формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. 2 Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы.

3Правила поведения учащихся. Техника лабораторных работ и правила безопасной работы в лаборатории. Общие вопросы охраны природы. Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом.

Знакомство детей между собой. Знакомство с кабинетом.

Распорядок работы кружка.

Практическая работа - экскурсия в библиотеку.

Тема№2 Знакомство с простейшими исследовательскими методиками (7 часов)

Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы.

Отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы.

Что такое биологический мониторинг Социологический опрос «Какие законы природы вы знаете?» Анализ данных социологического опроса. Изучение простейших методик исследовательской работы в природе. Выход в природу «Изучение антропогенного влияния на природное окружение».

Социологический опрос «Правила поведения человека в природе».

Практическая работа:

Работа со справочной литературой

Обработка результатов исследований

Оформление отчета об экскурсии

Конспектирование научно-популярной статьи

Оформление итогов социального опроса «Правила поведения человека в природе Оформление стенгазеты «Что я делаю для охраны природы»

Тема№3 Человек и окружающая среда (17часов)

Человек и окружающая среда. Современные проблемы природы. Правила поведения в природе. Природа родного края. Причины сокращения численности растений и животных, необходимые меры их охраны. Формы охраны природы (Заповедник, заказник, памятники природы ). Написание рефератов, выполнение презентаций. Защита проектов, рефератов, презентаций. Влияние промышленности на загрязнение окружающей среды.

Влияние сельского хозяйства на загрязнение окружающей среды.

Влияние природных факторов на воздушный бассейн Вещества-загрязнители. Понятие о токсичности, ПДК. Изучение запылённости окружающей среды. Кислотные дожди.

Парниковый эффект. Изучение парникового эффекта. Разрушение озонового слоя. Причины и последствия. Влияние загрязнение атмосферного воздуха на здоровье человека. Меры борьбы с загрязнением воздуха. Написание исследовательской работы: Причины загрязнений водоемов и меры их устранения». Выполнение индивидуальных заданий, подготовка докладов и рефератов к конференциям. Проведение экологических викторин, ролевых игр в школе.

Практические работы.

Подготовка материала по теме «Современные проблемы природы»

Подготовка материала для экологического проекта

Оформление стенгазеты «Что я делаю для охраны природы

Написание рефератов, выполнение презентаций

Решение экологических задач.

Защита проекта «Город без отходов»

Тема№4 Экологические проблемы и здоровье человека (8часов)

Экологические проблемы современности. Организм человека как открытая биологическая система. Влияние экологических факторов на здоровье населения

Здоровье человека. Факторы сохранения здоровья (физические, химические, социальные, биологические). Защитные механизмы организма. Иммунитет.

Экология и функциональная деятельность организма. Влияние окружающей среды на функциональную деятельность систем организма человека - кровеносную,        опорно-двигательную,        пищеварительную,        дыхательную,

выделительную, репродуктивную. Зависимость нервной системы от биологических ритмов. Головной мозг - инструмент познания окружающей среды.

Физические факторы здоровья. Тепловой режим. Холод - друг или враг? Электромагнитные поля: лечебный эффект и вред здоровью. Воздействие шума на организм. Радиация: естественные и искусственные источники.

Человек и химические факторы. Пища: проблема нитратов. Пищевые добавки. Какую воду мы пьем? Очистка воды. Химическое загрязнение атмосферного воздуха. Лекарства - химические вещества. Лекарственная аллергия. Народная медицина. Бытовая химия.

Человек и социальные факторы. Стресс - бич современности. Методы психологической регуляции. Экология жилища. Вредные привычки и борьба с ними (курение, алкоголизм, наркомания и токсикомания). Оптимизация трудового процесса для сохранения здоровья. Психологический тренинг.

Человек и биологические факторы. Влияние живых организмов на здоровье человека. Вирусы и микробы. Переносчики болезней. Чем опасна домашняя пыль? Лекарственные растения. Грибы.

Экология и человек. Человек и среда его обитания. Космос и здоровье. Биоэнергетическое поле человека - гипотезы, открытия, факты. Зависимость постоянства внутренней среды организма от экологических условий среды его обитания. Здоровый образ жизни и его человека влияние на природу человека. Значение культуры в формировании личности

Практические работы:

«Экологически комфортная среда школьника, проблемы ее создания» «Экология дома»

«Изучение уровня шума»;

«Пищевые отравления. Предупреждение и помощь»;

«Здоровье и окружающая среда»

Итоговое занятие - 1 час Подведение итогов учебного года. Творческое задание на лето.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся должны знать:

  • что изучает экология;
  • простейшие примеры взаимодействия природы и человека;
  • права и обязанности граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;
  • правила поведения в природе;
  • правильно выбирать линию поведения, соответствующую законам природы и общества;
  • главные особенности природы своей местности;
  • элементарные меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее чистоты;
  • различные виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье человека;
  • меры        предупреждения вредных воздействий хозяйственной

деятельности человека на окружающую среду;

  • понятие об экологическом кризисе;
  • важнейшие глобальные проблемы и причины их возникновения

Учащиеся должны уметь: -самостоятельно добывать знания и применять их на практике; - самостоятельно работать с литературой;

  • уметь анализировать необходимые данные из различных источников для изучения и решения экологических проблем своей местности;
  • проводить мониторинговые наблюдения в природе;
  • грамотно описывать и анализировать полученные данные;
  • оформлять результаты исследований с помощью таких форм, как описание фактов, составление таблиц, диаграмм, формулировать выводы;
  • владеть простейшими приемами слежения за состоянием окружающей среды;
  • формулировать несложную проблему, опираясь на полученные знания по экологии;
  • готовить выступления о результатах проведённых исследований, защищать исследовательскую работу на конкурсах, олимпиадах и др.;
  • разрабатывать и оформлять исследовательские проекты; применять разные методики;
  • грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
  • представлять результаты своих исследований путем участия в акциях, семинарах, конкурсах по экологической тематике;

Ожидаемый результат:

  • Выполнять исследовательские проекты. Овладение основами методики исследовательской деятельности.
  • Глубокое понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности. Степень осознания существующей взаимосвязи оценивается в ходе бесед, тестирования, ролевых игр, анализа выводов по исследовательской деятельности в области этно-экологии.
  • Развитие творческого мышления.
  • Развитие креативности мышления.
  • Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе.
  • Осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды свей местности.
  • Участие конкурсах , конференциях.

По итогам 1 года обучения у учащихся сформируются следующие учебно- универсальные действия:

Познавательные УУД

Умение формулировать познавательную цель занятия;

Овладение способами решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные УУД

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Умение работать по предложенному педагогом плану.

Коммуникативные УУД

Готовность слушать собеседника и вести диалог;

Готовность признавать возможность существования различных точек зрения;

Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные УУД

Формирование оценки и самооценки;

Формирование интереса к конструированию;

Формирование способностей к творческой работе.

Задачи 2 года обучения

Образовательные задачи:

Изучение методов краеведческой, этнографической и другой исследовательской деятельности

Усвоение знаний о взаимоотношении человека и природы, отражении природных явлений в быту, традициях, обрядах и обычаях .

Развитие творческого мышления и навыков самостоятельной работы учащихся

Воспитательные задачи:

Привитие любви к природе родного края, ориентированной на практическую деятельность по защите окружающей среды

Развитие положительных качеств характера воспитанников (уважение к историческим корням своего народа, внимание к себе и ближним)

Развивающие задачи:

Развитие творческого мышления. Глубокое понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности.

Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе.

Учебный план 2 года обучения

№п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Введение. Инструктаж по ТБ.

1

1

-

2

Общие вопросы охраны природы

4

2

2

3

Особо охраняемые природные территории Тамбовской области

5

2

3

4

Организмы и среда их

16

9

7

обитания

5

Научно-исследовательская деятельность

10

4

6

Всего

36

18

18

Содержание программы 2 года обучения:

Тема 1. Введение (1 час)

Знакомство с планом работы кружка.

Цели, задачи и содержание программы обучения. Повторный инструктаж по технике безопасности. Расписание занятий. Выполнение летних творческих заданий. Источники получения информации. Отбор и анализ литературы

Тема 2. Общие вопросы охраны природы (4 часа)

Что изучает экология. Основные понятия и определения. Структура современной экологии. История охраны природы. Система природоохранных мероприятий. Основы рационального природопользования. Красная книга Российской Федерации

Практическая работа. Оформление стенда «Охрана природы родного края».

Тема 3.Охрана природы Тамбовской области (5 часов)

Статус ООПТ. Перспективы развития сети ООПТ. Значение ООПТ в защите и сохранении мирового биоразнообразия.

Экологическая обстановка в Тамбовской области: проблемы и пути решения.

Состояние атмосферного воздуха в Тамбовской области. Чем может быть опасна вода? Очищаем воду сами. Биологическое разнообразие и биоресурсы. Окружающая среда и здоровье населения.

Практическая работа. 1. Выпуск газеты «Охраняемые территории Тамбовской области» 2. Работа над экологическими видеороликами и презентациями.

Тема 4. Организмы и среда их обитания (16 ч.)

Вода, суша, почва и организм как среды жизни. Воздействие среды на организм. Экологические факторы. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Эврибионты и стенобионты.

Классификация жизненных форм растений по К.Раункиеру и И.Г.Серебрякову.

Классификация жизненных форм животных по Д.Н.Кашкарову.

Экологические ниши как пример экологической классификации организмов. Видовая структура экологических ниш, приуроченных к одному растению (листоеды, корнееды, стволоеды, плодоеды, сокососы).

Абиотические факторы среды. Свет - основной источник энергии для живых организмов. Влияние солнечного спектра, продолжительности, периодичности, интенсивности, освещенности на рост и развитие организмов. Приспособление к поглощению световой энергии у растений и животных. Светолюбивые (гелиофиты), тенелюбивые (сциофиты), теневыносливые виды. Активность животных, ведущих дневной, ночной и сумеречный образ жизни. Миграция, отлеты, перелеты. Сезонные явления. Понятия о биоритмах.

Вода в составе живых организмов. Приспособление организмов к условиям водного режима (влажности). Деление организмов на гигрофильные, мезофильные, ксерофильные.

Температура        и        физиологические        процессы в организме.        Теплолюбивые

(термофилы)        и холодолюбивые        (криофилы)        организмы.        Классификация

организмов по температурному фактору.

Почва и ее воздействие на организмы. Структура почвы и ее состав. Типы почв. Экологические группы растений (эфтрофы, мезотрофы, олиготрофы, нитрофилы, кальцефилы, галофиты). Приспособленность растений к различным типам почв.

Роль живых организмов в природе. Влияние живой природы на абиотические условия окружающей среды. Понятие эдификаторов. Физическое, механическое, химическое воздействия растений друг на друга, на животных, почву, климат. Изменение среды под воздействием живых организмов.

Биотические факторы среды. Взаимополезные и антибиотические взаимоотношения между организмами. Антропогенные факторы среды.

Практическая работа. Изучение видового разнообразия экологической ниши. Экологические группы растений по отношению к свету, температуре, воде. Изучение экологических групп животных. Знакомство с растениями и животными- индикаторами и барометрами окружающей среды. Экологическая характеристика места жительства, жилища и образа жизни.

Тема 5. Научно-исследовательская деятельность (10 ч.)

Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”.

Итоговое занятие: Подведение итогов учебного года. Творческое задание на лето.

Практическая работа. Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу. Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”.

Планируемые результаты:

Учащиеся второго года обучения должны знать:

  • предмет и задачи экологии человека, основные компоненты среды человека, классификацию адаптивных факторов, разновидности адаптаций человека;
  • влияние природной среды на здоровье человека;
  • влияние физического и химического загрязнения среды на здоровье человека;
  • факторы социальной среды и их влияние на здоровье человека;
  • факторы сохранения и укрепления здоровья человека, составляющие здорового образа жизни.

Учащиеся второго года обучения должны уметь:

  • давать санитарно-гигиеническую оценку различным объектам;
  • объяснять механизмы возникновения у человека адаптаций к среде обитания;
  • оценивать экологическое состояние различных объектов и выявлять экологически опасные для здоровья человека вещества и факторы;
  • пользоваться таблицами калорийности продуктов и составлять дневной рацион;
  • следовать нравственным нормам поведения во взаимоотношениях с другими людьми.
  • проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
  • создавать модели реальных объектов и процессов;
  • решать задачи практического содержания;

По итогам 2 года обучения у учащихся сформируются следующие учебноуниверсальные действия:

Познавательные:

  • умение отбирать информацию по теме;
  • анализ, синтез, систематизация информации при исследовательской

деятельности, при проведении опытов;

  • умение выявлять и формулировать проблему;
  • представление основ экологической культуры: бережное отношение к природе, правила поведения в ней;
  • представление некоторых особенностей природы своего края: растительного и животного мира;
  • представление о значении природы для человека;
  • умение различать изученные комнатные растения;
  • умение вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка;
  • осуществлять природоохранную деятельность;
  • умение проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка;

Регулятивные:

  • волевая саморегуляция, через исследовательскую деятельность (длительные наблюдения с ведением Дневника наблюдений);
  • умение оценивать поступки, действия поведения в природе;
  • умение контролировать свое поведение и поведение одноклассников;
  • умение прогнозировать результаты деятельности на экскурсии, в ходе проведения опытов, наблюдений;
  • умение планировать свои действия при наблюдении за объектами природы;
  • умение удерживать цель;

Личностные:

  • формирование внутренней позиции школьника, на основе положительного отношения к природе;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни, через здоровое питание и прогулки на свежем воздухе;
  • экологическая культура: готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;
  • мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная);
  • самооценка на основе критериев успешности деятельности;
  • целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы;

Коммуникативные:

  • умение планировать сотрудничество в группе, парах, коллективе;
  • умение формулировать правильные вопросы; умение строить речевые высказывания;
  • умение согласовывать свои действия с группой.
  • слушать и понимать речь других.
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Блок № 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экология вокруг нас»»

Календарный учебный график

Количество учебных недель - 72

Количество учебных дней - 72

Начало занятий с 1 сентября, окончание занятий - 31 мая.

Продолжительность каникул- с 1 июня по 31 августа.

Условия реализации программы
Перечень материально-технического обеспечения
(в расчете на 15 учащихся)

Для реализации Программы необходимо:

Мотивационная готовность учащихся к работе. Организация планомерных, систематических занятий с учащимися. Условия для проведения занятий. Оснащенность кабинета мультимедийным и компьютерным оборудованием. Необходимая литература для осуществления проектной деятельности.

Кабинет для занятий кружка; Оптимальные условия в помещении, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.

Шкаф для хранения природного материала;

Наглядный материал (плакаты, выставочные стенды со сменной информацией по различным темам );

Рабочие стенды: - правила техники безопасности при работе с электроприборами; правила поведения в природе, памятки по проведению экскурсий, фенологических наблюдений.

Карточки с вопросами по темам: - «Воздух и жизнь»; «Вода и жизнь»; «Обитатели почвы»; - «Охраняемые природные территории.

Таблички с экологическими терминами.

Демонстрационный материал (фотоальбомы, видеофильмы, аудиозаписи, комплекты открыток, фотографий, журналов);

Литература по методике преподавания, библиотека справочной и периодической литературы;

Карты, глобусы, теллурии; экологические игры Комплекты открыток, фотографий, альбомов, журналов, картинок.

Оборудование для выполнения лабораторных работ (микроскопы, лупы, фильтры и т.д

Ноутбук, телевизор, проектор, экран

Беспроводной мультидатчик по биологии с 6-ю встроенными датчиками:

Датчик влажности с диапазоном измерения 0... 100%

Датчик освещенности с диапазоном измерения не уже чем от 0 до 180000 лк

Датчик рН с диапазоном измерения не уже чем от 0 до 14 pH

Датчик температуры с диапазоном измерения не уже чем от -20 до +140С

Датчик электропроводимости с диапазонами измерения не уже чем от 0 до 200

мкСм; от 0 до 2000 мкСм; от 0 до 20000 мкСм

Датчик температуры окружающей среды с диапазоном измерения не уже чем от -

20 до +40 Аксессуары:

Кабель USB соединительный

Зарядное устройство с кабелем miniUSB

USB Адаптер Bluetooth 4.1 Low Energy

Краткое руководство по эксплуатации цифровой лаборатории

Цифровая видеокамера с металлическим штативом, разрешение не менее 0,3

Мпикс

Приемы и методы организации занятий

  1. Перцептивный акцент:
  1. словесные методы        (рассказ,        беседа, инструктаж, чтение справочной

литературы);

  1. наглядные методы (демонстрации        мультимедийных        презентаций,

фотографии);

  1. практические методы (упражнения, задачи).
  1. Гностический аспект:
  1. иллюстративно- объяснительные методы;
  2. репродуктивные методы;
  3. проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания;
  4. эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов;
  5. исследовательские - учащиеся сами открывают и исследуют знания.
  1. Логический аспект:
  1. индуктивные методы, дедуктивные методы, продуктивный;
  2. конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как мыслительные операции.
  1. Управленческий аспект:
  1. методы учебной работы под руководством учителя;
  2. методы самостоятельной учебной работы учащихся.

Методы стимулирования и мотивации деятельности

  1. .Методы стимулирования мотива интереса к занятиям:

познавательные задачи, учебные дискуссии, опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д.

  1. .Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение.

Список литературы для педагога

Алексеев С.В.и др. Практикум по экологии. - М.,2006.

Астафьев В.М. Познавательные задачи, задания и вопросы экологического содержания в школьном курсе биологии. - Самара, 2002.

Беляева В.С. Изучаем природу родного края. М.,1998.

Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа,1997.

Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т. М. Экология человека: Практикум для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2003.

Иванов Н.В., Моторов А.В. География Марийской АССР. - Марийское книжное издательство, 1991.

Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. - Волгоград, 2004.

Методические указания по организации научно-исследовательской работы

учащихся / Под общ. ред. О.Л.Воскресенской - Йошкар-Ола, 2005.

Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. - М.: Просвещение, 2001.

Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия.- Волгоград.,2007.

Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

Экология: Учебное пособие/ Под ред. Проф. В.В.Денисова. - М.: ИКЦ «МарТ», 2004.

Список литературы для учащихся:

Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. - М.: Ао МДС, 1996.

Астанин Л.П., Благосклонов К.Н. Охрана природы. - М.: Колос, 1984.

Гагдисин Д.Т. и др. Экология и здоровье. - М.: Знание, 1985.

Горшков В.Г. Экология человека. - Л.: 1984.

Зверев А.Т. Экология: учеб. для 10 - 11 кл. - М.: ОНИКС 21 век, 2004.Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидоров А.П. Экология. 9 кл: учеб. доя общеобразов. Учеб. заведений. - М.: Дрофа, 1997

Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. М.: Просвещение, 1998. - 270 с.

Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А. Володин. - М.: Аванта +,        2001. - 448 с.

Интернет - ресурсы

  1. http://www.greenschools.ca/seeds - “Green School Program” - краткие описания учебных экологических проектов, направленных на привлечение школьников к участию в улучшении местной экологической обстановки;
  2. http://www.education.spb.ru/gtp/gtp.htm - «Глобальное мышление» - образовательный проект по изучению окружающей природной среды и ее компонентов, включая обсуждение и сравнение результатов;
  3. http://www.eco-project.org. - «Экологические проекты России» - описания российских экологических проектов по мониторингу окружающей среды и здоровью человека;
  4. http://soil.msu.ru - сайт крупнейшего в России учебного и научного центра по почвоведению;
  5. http://list.priroda.ru - каталог Интернет ресурсов по экологии и природным ресурсам;

Приложение 1

Календарный график дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы

«Экология вокруг нас» (базовый уровень); год обучения: 1

№ п/п

Месяц

Чис ло

Вре мя пров еден ия

Кол- во часо в

Тема

Форма занятия

Место провед ения

Форма контроля

Введение 3 часа

1

сентябрь

1

1 Вводное занятие. Экология как наука, ее методы.

Постановка целей и задач кружка. Формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации:

Теоретическо е занятие.

класс

Входной контроль

Опрос


таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними.

2

сентябрь

1

Особенности чтения научнопопулярной и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы

Теоретическо е занятие.

класс

Опрос, практическая работа

«Эскурсия в библиотеку».

3

сентябрь

1

Правила поведения учащихся. Техника лабораторных работ и        правила

безопасной работы в        лаборатории.

Общие        вопросы

охраны        природы.

Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов с        окружающей

средой и друг с другом.

Теоретическо е занятие.

класс

Опрос

Знакомство с исследовательскими методиками 7часов

4

сентябрь

1

Основы        научного

исследования.

Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей        и        задач

исследования.

Выбор        темы

исследовательской работы.

беседа, учебная игра, практическое занятие

класс

Опрос


5

сентябрь

1

Отбор        и        анализ

методической        и

научно- популярной литературы        по

выбранной        теме.

Составление рабочего        плана

исследования. Обоснование выбранной темы.

практическое занятие

класс

Опрос, практическая работа «Работа со справочной литературой»,

6

октябрь

1

Что такое биологический мониторинг Социологический опрос «Какие законы природы вы знаете?»

практические занятие

класс

Опрос, практическая работа: «Обработка результатов исследований »

7

октябрь

1

Анализ данных социологического опроса. Изучение простейших методик исследовательской работы в природе.

практическое занятие

класс

Тест, практическая работа «Обработка результатов исследований »

8

октябрь

1

Выход в природу «Изучение антропогенного влияния на природное окружение»

практическое занятие

Пригор одный парк

Отчёт по экскурсии.

Презентация

9

октябрь

1

Социологический опрос «Правила поведения человека в природе».

Экологически й мониторинг

класс

практическая работа


10

ноябрь

1

Практическая работа        -

конспектирование научно-популярной статьи.

практическое занятие

класс

Конспекты

Текущий контроль

Человек и окружающая среда 17 часов

11

ноябрь

1

Человек и окружающая среда.

теоретическое занятие

класс

Презентация «Роль природы в жизни человека»

12

ноябрь

1

Современные проблемы природы

практическое занятие

класс

Доклады

13

декабрь

1

Правила поведения в природе

Практическое занятие. Подготовка материала для экологическо го проекта

класс

Тестирование

14

декабрь

1

Природа родного края

практическое занятие

класс

Коллективная работа Защита проекта «Г ород без отходов»

15

декабрь

1

Причины сокращения численности растений и животных, необходимые меры их охраны.

экскурсия

Пригор одный парк

Практическая работа. Оформление стенгазеты «Что я делаю для охраны природы»

16

декабрь

1

Формы охраны природы (Заповедник, заказник, памятники природы

теоретическое занятие

класс

Промежуточн


)

ый контроль

Презентация

17

18

январь

2

Написание рефератов, выполнение презентаций

теоретическое занятие

класс

Практическая работа.

19

январь

1

Защита рефератов, презентаций.

информацион но-

практическое.

класс

Практическая работа.

Опрос

20

21

февраль

1

Влияние промышленности на загрязнение окружающей среды

Практическая работа.

класс

Решение экологически х задач.

22

февраль

1

Влияние сельского хозяйства на загрязнение окружающей среды

Решение экологически х задач.

класс

Коллективная работа

23,

24

февраль

2

Влияние природных факторов на воздушный бассейн Вещества- загрязнители. Понятие о токсичности, ПДК.

информацион ное

класс

Опрос

25

март

1

Изучение запылённости окружающей среды Кислотные дожди.

Практическая работа

класс

Презентация

26

март

1

Парниковый эффект. Изучение парникового эффекта.

Теоретическо е занятие.

класс

Сообщения

27

март

2

Разрушение озонового слоя. Причины и последствия.

комбинирован ное занятие

класс

Доклады

Текущий контроль


Экологические проблемы 8 часов

28

апрель

1

Экологические проблемы современности. Организм человека как открытая биологическая система. Влияние экологических факторов на здоровье населения

Здоровье человека. Факторы сохранения здоровья (физические, химические, социальные, биологические). Защитные механизмы организма. Иммунитет.

комбинирован ное занятие. Подготовка материала для экологическог о проекта

класс

Презентация «Факторы внешней среды, влияющие на здоровье ребенка»

29

апрель

1

Экология и функциональная деятельность организма. Влияние окружающей среды на функциональную деятельность систем организма человека - кровеносную, опорнодвигательную, пищеварительную, дыхательную, выделительную, репродуктивную. Зависимость нервной системы от биологических ритмов. Головной мозг - инструмент познания окружающей среды.

Теоретиче ское занятие

класс

Защита проекта «Экологическ и комфортная среда школьника, проблемы ее создания»

30

апрель

1

Физические факторы здоровья. Тепловой        режим.

практическое занятие

класс

Практиче


Холод - друг или враг?

Электромагнитные поля:        лечебный

эффект        и        вред

здоровью. Воздействие шума на        организм.

Радиация: естественные        и

искусственные источники.

ская работа: «Изучение уровня шума»

31

май

1

Человек        и

химические факторы.        Пища:

проблема нитратов. Пищевые добавки. Какую        воду        мы

пьем?        Очистка

воды. Химическое загрязнение атмосферного воздуха. Лекарства -        химические

вещества. Лекарственная аллергия. Народная медицина. Бытовая химия.

практическое занятие

класс

Доклады. Сообщения учащихся

«Пищевые отравления. Предупрежде ние        и

помощь»

32

май

1

Человек        и

социальные факторы. Стресс - бич современности. Методы психологической регуляции. Вредные привычки и борьба с ними (курение, алкоголизм, наркомания        и

токсикомания). Оптимизация трудового процесса для        сохранения

здоровья. Психологический тренинг.

Теоретическо е занятие.

класс

Презентация

33

май

2

Человек        и

практическое

класс

Защита


биологические факторы. Влияние живых организмов на        здоровье

человека. Вирусы и микробы. Переносчики болезней.        Чем

опасна        домашняя

пыль? Лекарственные растения. Грибы.

занятие

проекта

«Экология

дома»

34

май

1

Экология        и

человек. Человек и среда его обитания. Космос и здоровье. Биоэнергетическое поле        человека        -

гипотезы, открытия, факты. Зависимость постоянства внутренней        среды

организма        от

экологических условий среды его обитания. Здоровый образ жизни и его человека.влияние на        природу

человека. Значение культуры        в

формировании личности

практическое занятие

класс

Защита проекта «Здоровье и окружающая среда»

35

1

Итоговое занятие Подведение итогов работы кружка. Творческое задание на лето

итоговое занятие

Итоговый контроль

Выставка работ: Моё участие в охране окружающей природной среды своего населенного пункта.

Приложение

Календарный график дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы

«Экология вокруг нас» (базовый уровень); год обучения: 2

/

Месяц

Чис ло

Время проведе ния

Кол- во часов

Тема

Форма заняти я

Мест о

прове дения

Форма Контро ля

Тема 1. Введение (1ч.)

сентябрь

1

Знакомство        с

планом        работы

кружка. Инструктаж по ТБ.

теоретич еское

занятие

класс

Опрос Входной контроль

Тема 2. Общие вопросы охраны природы (4 ч.)

сентябрь

1

Охрана        природы.

Предмет и задачи экологии

теоретич еское

занятие

класс

доклады уч-ся

сентябрь

1

История        охраны

природы

теоретич еское занятие

класс

презентац ии

5

сентябрь

-октябрь

2

Оформление стенда «Охрана природы

практич еское

класс

практичес кая работа


родного края»

занятие

Текущий контроль

Тема 3. Охрана природы Тамбовской области (5 ч.)

октябрь

1

«Экологическая обстановка в Тамбовской области: проблемы и пути решения»

информа ционное

класс

опрос

октябрь

1

Состояние атмосферного воздуха в Тамбовской области

информа ционное

класс

доклады уч-ся

октябрь

1

Чем может быть опасна вода? Очищаем воду сами.

комбини рованно е

занятие

класс

практичес кая работа

ноябрь

1

Биологическое разнообразие и биоресурсы

теоретич еское занятие

класс

опрос

ноябрь

1

Окружающая среда и здоровье населения

видеоурок

класс

Презентац ии Текущий контроль

Тема 4. Организмы и среда их обитания (16 ч.)

ноябрь

1

Среды жизни на

Земле

комбини рованно е

занятие

класс

доклады уч-ся

ноябрь

2

Решение экологических задач

комбини рованно е

занятие

класс

практичес кая работа

декабрь

1

Жизненные формы растений

видеоурок

класс

презентац ии

декабрь

1

Жизненные формы животных

видеоурок

класс

презентац ии

декабрь

1

Экологические ниши как пример экологической классификации организмов

теоретич еское

занятие

класс

Промежут очный контроль Тестирова ние

декабрь

1

Изучение видового разнообразия экологической ниши

теоретич еское занятие

класс

опрос

январь

1

Абиотические факторы среды

комбини рованно е

класс

доклады уч-ся


занятие

январь

1

Почва        и        ее

воздействие        на

организмы

теоретич еское занятие

класс

доклады уч-ся

февраль

1

Экологические группы растений по отношению к свету, температуре, воде

информа ционно- практи ческое

класс

тестирова ние

февраль

1

Экологические

группы животных

практи ческое

занятие

класс

практи ческая работа

февраль

1

Изучение экологических групп животных

практи ческое

занятие

класс

опрос, практичес кая работа

февраль

1

Биотические факторы

комбини рованно е

занятие

класс

доклады уч-ся

февраль

1

Знакомство с растениями и животными- индикаторами и барометрами окружающей среды

комбини рованно е

занятие

класс

презентац ии

март

1

Антропогенные факторы

теоретич еское занятие

класс

доклады уч-ся

март

1

Экологическая характеристика места жительства, жилища и образа жизни»

комбини рованно е

занятие

класс

Тестирова ние Текущий контроль

Тема 5. Научно-исследовательская деятельность (10 ч.) Мой безопасный дом

март

1

Источники загрязнения внутренней среды жилища

комбини рованно е

занятие

класс

опрос, практичес кая работа

апрель

1

Экологические проблемы связанные с использованием бытовой химией, парфюмерией

теоретич еское занятие

класс

презентац ии

апрель

1

Как сделать наш

теоретич

класс

доклады


дом безосным Экологические

знаки

еское

занятие

уч-ся

апрель

1

Экологическая оценка школьных помещений»

практи ческое

занятие

класс

практичес кая работа

апрель

1

Выполнение исследовательской работы «Экологическая оценка школьного участка»

практи ческое

занятие

школь ный участо к

практичес кая работа

май

1

Методика научноисследовательской деятельности

теоретич еское

занятие

класс

Разработк а проекта

май

1

Структура исследовательской работы.

теоретич еское занятие

класс

Разработк а проекта

-

май

2

Оформление научноисследовательской работы

Практи ческое занятие

класс

Коллекти вная работа

май

1

Итоговое занятие. Подведение итогов работы        кружка

Творческое задание на лето

Итогово е занятие

класс

Выставка работ Итоговый контроль