Мониторинг
Важнейшую роль в осуществлении аналитико-проектировочной деятельности играет мониторинг, который является многоуровневой, иерархической системой организации, сбора, хранения обработки и распространения информации по обследуемой проблеме, что позволяет судить о состоянии объекта мониторинга в любой момент и может обеспечить прогноз его развития.
Можно выделить две основные особенности объектов мониторинга. Первая из них – это их динамичность. Все объекты, изучение или обследование которых осуществляется с применением мониторинга, находятся в постоянном изменении, развитии. Вторая особенность – это прогнозирование тех или иных изменений, возникающих в процессе функционирования объекта мониторинга.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система мониторинга развития обучающихся
№ | Направления мониторинга | Название мониторинга | Цель | Сроки проведения | Ответственный | |
1. | Личностное развитие учащихся | Анкета "Оценка уровня школьной мотивации" Н.Г. Лускановой. | Выявление уровня школьной мотивации учащихся | Октябрь, апрель | Кл. руководитель, психолог | |
2. | Методика «Какой Я?» (модификация методики О.С. Богдановой) | Выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств (промежуточная диагностика). | Сентябрь (Сравнительный анализ с результатами диагностики предыдущего года по Дембо-Рубинштейн) | Кл. руководитель | ||
3. | Уровень сформированности самосознания | Определение адекватной оценки учащимися своих способностей и определённых черт характера. | Январь (для сравнения с результатами последующего класса) | Кл. руководитель, психолог | ||
4. | Метапредметное развитие учащихся | Регулятивные УУД | Цель – Средство – Результат (методика А.А. Карманова) | Изучение особенностей структуры деятельности | октябрь, апрель | Кл. руководитель |
5. | Коммуникативные УУД | «Решение ситуаций» (адаптированный вариант проективной методики Рене Жиля) | Выявление устойчивости агрессивного стиля поведения ребенка, типа реакции на фрустрацию (промежуточная диагностика). | Декабрь (для сравнения с результатами последующего класса) | Кл. руководитель, психолог | |
6. | Коммуникативные УУД | Диагностика уровня сотрудничества | Выявление уровня развития у ребенка качеств личности, проявляющихся в его отношениях к другим людям (выходная диагностика). | Апрель (сравнительный анализ с результатами диагностики предыдущего класса по данной методике) | Кл. руководитель, психолог | |
7. | Познавательные УУД | Диагностики уровня творческой активности учащихся | На основе выявленных критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ изменений в сформировано у учащихся творческой активности. | Ноябрь (рекомендовано для сравнительного анализа 7-9 классы) | Кл. руководитель |
Методика «Какой Я?» (модификация методики О.С.Богдановой)
Детям предлагается выписать из данных качеств те, которые есть у них в два столбика:
А Б
аккуратный драчливый
вежливый злой
честный ленивый
добрый упрямый
любознательный невнимательный
отзывчивый неаккуратный
справедливый грубый
трудолюбивый жадный
старательный завистливый
верный нечестный
Обработка данных. Учитель определяет самооценку каждого ребенка (завышенная, адекватная, заниженная) по формуле:
К1 = | КА | , |
10 |
где КА – количество слов, выбранных ребенком из столбика А.
К2 = | КБ | , |
10 |
где КБ – количество слов, выбранных ребенком из столбика Б.
Если К1 ≥ 0,6, К2 ≤ 0,3, то самооценка завышена,
К1 ≤ 0,3, К2 ≥ 0,6, то самооценка занижена,
К1≈ К2 ≈ 0,4 – 0,6, то самооценка адекватна.
Диагностика уровня сотрудничества
Инструкция: Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно выслушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны – 3 балла; если вы немножко согласны – 2 балла; если вы совсем не согласны – 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание.
- Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
- Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
- Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми.
- Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
- Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
- Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в свой адрес.
- Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
- Мне приятно делать людям радость.
- Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
- Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов:
Вопросы № 3,4,6,7 обрабатываются следующим образом: ответу, оценённому в 4 балла приписывается 1 единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла – 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4б.- 4ед.,3б- 3ед. и т.д.
Интерпретация результатов:
от 34 до 40 единиц – высокий уровень сотрудничества
от 24 до 33 единиц – средний уровень сотрудничества
от 16 до 23 единиц – сотрудничество находится на уровне ниже среднего;
от 10 до 15 единиц – низкий уровень сотрудничества
ниже 10 единиц – критический уровень сотрудничества
«Решение ситуаций»
(адаптированный вариант проективной методики Рене Жиля)
Цель: выявление устойчивости агрессивного стиля поведения ребенка, типа реакции на фрустрацию (промежуточная диагностика).
Детям предлагается ситуация:
- Одноклассник назвал тебя обидным словом. Как ты поступишь в данной ситуации? Напиши.
Учащимся, которые затрудняются с ответом, учитель может дать устный комментарий к возможному варианту ответа: заплакать, толкнуть, обозвать, пойти жаловаться, обидеться, промолчать и другие.
Обработка данных. (группа учащихся с агрессивным стилем поведения) позволяет выявить детей с устойчивой агрессивностью в поведении в конфликтных ситуациях.
Тип реакции на фрустрацию определяется следующим образом:
а) активно-агрессивный (решения «кричать», «обзывать», «злиться», «бить» и тому подобные),
б) пассивно-страдательный («плакать», обидеться», «надуться» и тому подобные),
в) нейтральный, индифферентный («не сказать ничего», «ни сделать ничего», «пожать плечами» и тому подобные).
«Цель – Средство - Результат»
Цель: на диагностику особенностей структуры деятельности Цель – Средство – Результат
Данный опросник, предложенный А.А. Кармановым, рассчитан на исследование особенностей структуры деятельности. В основу его положен общенаучный базис Цель – Средство – Результат, отражающий основные черты любой деятельности. Согласно этой парадигме любую деятельность можно рассматривать как состоящую из трех компонент (обычно чередующихся последовательно):
- в начале любой деятельности человек, синтезируя большое количество информации, вырабатывает Цель деятельности, т.е. начинает представлять более или менее ясную картину желаемого будущего, то конечное состояние в которое он хочет привести ситуацию и себя;
- далее в ход вступают средство, т.е. тот ресурс, который человек готов истратить на достижение цели;
- итогом любой деятельности является актуализация результата - того итога, которого достиг человек.
Как разные люди, так и один человек в разные периоды своей жизни обладают неодинаковыми параметрами своей деятельности. Данная методика предназначена для определения личностных свойств индивида, связанных с деятельностью, за период 1-2 месяца перед проведением теста. Иными словами, по результатам опросника ЦСР нельзя судить о том, обладал или нет обследованный тем или иным качествам в более ранний период (например, за полгода до проведения теста). Опросник рекомендуется применять, начиная с подросткового возраста. Допустима групповая форма работы.
Инструкция. В опроснике содержатся несколько утверждений, касающихся вашего характера, поведения. Прочтите каждое утверждение и решите, верно оно или нет. Если вы решили, что данное утверждение верно, поставьте плюс на бланке ответов рядом с номером, соответствующим номеру утверждения. Если утверждение по отношению к вам неверно, поставьте минус. Если утверждение по отношению к вам бывает верно или неверно в разные периоды вашей жизни, выбирайте решение так, как это правильно в настоящее время.
- Я активный человек
- Не люблю, когда мне подсказывают, как надо делать
- Часто со мной случаются странные вещи
- Вид заходящего солнца вызывает у меня вдохновение
- Удачно законченное дело вызывает у меня прилив хорошего настроения
- Чтобы добиться чего-то в жизни – надо уметь ставить перед собой цели
- В любой ситуации можно найти выход
- Цели перед собой предпочитаю ставить сам
- Принимая решение, я взвешиваю все «за» и «против»
- Когда я что-то делаю, то охотно выслушиваю любые советы
- Стабильность лучше непредсказуемости
- Я всегда делаю так, как мне говорят
- Проходя мимо лежащего мяча, у меня возникает желание пнуть его
- У меня характер скорее «нападающего», чем «защитника»
- Когда остаюсь один, я много размышляю
Обработка результата
Каждое совпадение – 1 балл
Цель | + 6 8 9 14 | - 12 |
Средство | + 1 2 7 | - 10 13 |
Результат | + 5 11 15 | - 4 3 |
15-12 баллов - высокий уровень
Оптимальный результат. Человек ставит перед собой реальные цели, настроен на достижение, мотивы целеобразования и деятельности в целом систематичны, иерархизированы. Практически все, что делает испытуемый он может объяснить с точки зрения целесообразности. Не склонен к пустому времяпрепровождению. Достаточно хороший энергетический потенциал.
11-9 баллов – достаточный уровень
Ставящиеся цели не всегда обоснованы, неустойчивы. Не все разумные действия целесообразны, иногда склонен к пустому времяпрепровождению. В случае затруднения с выбором цели легко пользуется подсказкой извне, готов принять цель извне. Чтобы подготовить себя к выполнению какой-либо деятельности – всегда требуется определенная сила воли, чтобы «собраться». Также одним из факторов подобного поведения является комплекс причин, который можно назвать «страхом самовыражения».
8-6 баллов – допустимый Испытуемый периодически встречается с трудностями в выборе средств (речь идет о психологических барьерах). Причиной такой скованности часто бывает отсутствие конструктивной, достигаемой цели. Человек склонен недооценивать результаты своей деятельности.
5 и ниже – критический
Сильно фрустрированное состояние, выражающееся в невозможности ставить перед собой конструктивные цели. Мотивы деятельности бессистемны, неиерархизированы. Вместо того, чтобы ставить реальные цели деятельности, достигать весомых результатов, человек ограничивается постановкой либо «микроцелей», ограниченных текущей ситуацией, либо же фиксируется на постановке глобальных целей.
Уровень сформированности самосознания
Я знаю свои способности 54321 не знаю
Я знаю свой характер 54321 не знаю
Я требователен к себе 54321 не требователен
Я всегда держу своё слово 54321 не всегда
Я всегда имею собственное мнение 54321 не всегда
Я могу идти против общего мнения 54321 не могу
Я принимаю людей такими, какие они есть 54321 нет, это не так
Я готов меняться в лучшую сторону 54321 не готов
Я умею управлять эмоциями 54321 не умею
Я умею бороться с соблазнами 54321 не умею
Обработка
5-4,5 – высокий
4,4-4 – в.среднего
3,9- 2,8 – средний
2,7- 2 – н.среднего
1,9 1 – низкий
Методика диагностики уровня творческой активности учащихся
(подготовлена М.И. Рожковым, Ю.С. Тюнниковым, Б.С. Алишевым, JI.A. Воловичем)
Цель: на основе выявленных критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ изменений в сформированно у учащихся творческой активности.
Ход проведения* Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество.
Предусмотрен также контрольный опрос, предполагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.
Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41—44; по критерию «критичность» — на вопросы 45—48; по критерию «способность преобразовать структуру объекта» — на вопросы 49— 52; по критерию «направленность на творчество» — на вопросы 53—56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка — 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой.
Можно выделить три уровня творческой активности школьника и отдельных ее аспектов: низкий — от 0 до 1; средний — от 1 до 1,5; высокий — от 1,5 до 2.
1. Опросник. «Чувство новизны»
Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках):
1. Если бы я строил дом для себя, то:
а) построил бы его по типовому проекту
б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино
в) построил бы такой, которого нет ни у кого
2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:
а) провожу вечер, как проводят мои родители со своими знакомыми
б) сочиняю сам сюрприз для гостей
в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино
3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:
а) оригинальную 2
б) трудную 1
в) простую 0
4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:
а) красивое
б) точное
в) необычное
5. Когда я пишу сочинение, то:
а) подбираю слова как можно проще
б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо отражают мои мысли
в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова
6. Мне хочется, чтобы на уроках.
а) все работали
б) было весело
в) было много нового
7. Для меня в общении самое важное:
а) хорошее отношение товарищей
б) возможность узнать новое («родство душ»)
в) взаимопомощь
8. Если бы я был поваром, то:
а) стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны 0
б) создавал бы новые блюда 2
в) старался бы мастерски готовить
все известные блюда 1
9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным
программам, я выбрал бы:
а) «Седьмое чувство» 0
б) «Поле чудес» 1
в) «Очевидное—невероятное» 2
10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:
а) наиболее удобный маршрут 0
б) неизведанный маршрут 2
в) маршрут, который хвалили мои друзья 1
2. Опросник «Критичность»
Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы:
а) полностью согласен — 0;
б) не согласен — 2;
в) не готов дать оценку данному высказыванию — 1.
- Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И. Писарев).
- Лицо — зеркало души (М. Горький).
- Единственная настоящая ценность — это труд человеческий (А. Франс).
- Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).
- Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).
- Дорога к славе прокладывается трудом (Публиций Сир).
- Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).
- Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).
- Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К.А. Тимирязев).
- Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д.Л. Оруэлл).
3. Испытание «Способность преобразовывать структуру объекта»
21—23 (для старшеклассников)
В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.
21. ИЗГНАНИЕ - ЗАВОЕВАТЕЛЬ
а) вор
Арест
б) обвиняемый
в) судья
г) адвокат
22. ОЗЕРО - ВАННА
а) лужа
Водопад б) труба
в) вода
г) душ
23. ВУЛКАН-ЛАВА
- источник — родник
- глаз — слеза
- огонь — костер
- шторм — наводнение
21—23 (для среднего возраста)
Предсташгена исходная пара слов, которые находятся в определенном отношении, и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному слову (правильный выбор оценивается оценкой 2).
21. ШКОЛА - ОБУЧЕНИЕ
а) доктор
б) ученик
Водопад в) учреждение
г) лечение
д) больной
22. ПЕСНЯ - ГЛУХОЙ
а) хромой
б) слепой
Картина в) художник
г) рисунок
д) больной
23. РЫБА-СЕТЬ
а) решето
б) комар
Муха в) комната
г) жужжать
д) паутина
24—27. Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).
- Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?
- В машине, которой Вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше — Ваши действия?
- В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.
- Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как Вы будете изъясняться?
Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом: отсутствие ответа — 0; тривиальный ответ — 1; оригинальный ответ — 2.
28—30. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.
- Консервная банка.
- Металлическая линейка.
- Велосипедное колесо.
4. «Направленность на творчество»
31 —40. Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли?
31. а) читать книгу 0
б) сочинять книгу 2
в) пересказывать содержание книги друзьям I
32. а) выступать в роли актера 2
б) выступать в роли зрителя 0
в) выступать в роли критика 1
33. а) рассказывать всем местные новости 0
б) не пересказывать услышанное 1
в) прокомментировать то, что услышали 2
34. а) придумывать новые способы
выполнения работ 2
б) работать, используя испытанные приемы 0
в) искать в опыте других лучший способ работы 1
35. а) исполнять указания 0
б) организовывать людей . 2
в) быть помощником руководителя 1
36. а) играть в игры, где каждый действует
сам за себя 2
б) играть в игры, где можно проявить себя 1
в) играть в команде 0
37. а) смотреть интересный фильм дома 1
б) читать книгу 2
в) проводить время в компании друзей 0
38. а) размышлять, как улучшить мир 2
б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир 1
в) смотреть спектакль о красивой жизни 0
- а) петь в хоре 0
б) петь песню соло или дуэтом Д
б) петь свою песню ...,.- 2 - а) отдыхать на самом лучшем курорте 0
б) отправиться в путешествие на корабле 1
в) отправиться в экспедицию с учеными 2
5. Самооценка (контрольный опрос)
Да — 2; трудно сказать — 1; нет — 0.
- Мне нравится создавать фантастические проекты.
- Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
- Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
- Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
- В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
- Мне удается находить причины своих неудач.
- Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
- Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
- Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
- Убедительно могу доказать свою правоту.
- Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
- У меня часто рождаются интересные идеи.
- Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
- Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
- Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
- Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.
Карта ответов на вопросы анкеты*
Фамилия Класс
Дата заполнения
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 |
43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |
Предварительный просмотр:
Методика диагностики уровня творческой активности учащихся
(подготовлена М.И. Рожковым, Ю.С. Тюнниковым, Б.С. Алишевым, JI.A. Воловичем)
Цель: на основе выявленных критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ изменений в сформированно у учащихся творческой активности.
Ход проведения* Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество.
Предусмотрен также контрольный опрос, предполагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.
Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41—44; по критерию «критичность» — на вопросы 45—48; по критерию «способность преобразовать структуру объекта» — на вопросы 49— 52; по критерию «направленность на творчество» — на вопросы 53—56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка — 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой.
Можно выделить три уровня творческой активности школьника и отдельных ее аспектов: низкий — от 0 до 1; средний — от 1 до 1,5; высокий — от 1,5 до 2.
1. Опросник. «Чувство новизны»
Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках):
1. Если бы я строил дом для себя, то:
а) построил бы его по типовому проекту
б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино
в) построил бы такой, которого нет ни у кого
2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:
а) провожу вечер, как проводят мои родители со своими знакомыми
б) сочиняю сам сюрприз для гостей
в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино
3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:
а) оригинальную 2
б) трудную 1
в) простую 0
4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:
а) красивое
б) точное
в) необычное
5. Когда я пишу сочинение, то:
а) подбираю слова как можно проще
б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо отражают мои мысли
в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова
6. Мне хочется, чтобы на уроках.
а) все работали
б) было весело
в) было много нового
7. Для меня в общении самое важное:
а) хорошее отношение товарищей
б) возможность узнать новое («родство душ»)
в) взаимопомощь
8. Если бы я был поваром, то:
а) стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны 0
б) создавал бы новые блюда 2
в) старался бы мастерски готовить
все известные блюда 1
9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным
программам, я выбрал бы:
а) «Седьмое чувство» 0
б) «Поле чудес» 1
в) «Очевидное—невероятное» 2
10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:
а) наиболее удобный маршрут 0
б) неизведанный маршрут 2
в) маршрут, который хвалили мои друзья 1
2. Опросник «Критичность»
Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы:
а) полностью согласен — 0;
б) не согласен — 2;
в) не готов дать оценку данному высказыванию — 1.
- Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И. Писарев).
- Лицо — зеркало души (М. Горький).
- Единственная настоящая ценность — это труд человеческий (А. Франс).
- Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).
- Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).
- Дорога к славе прокладывается трудом (Публиций Сир).
- Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).
- Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).
- Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К.А. Тимирязев).
- Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д.Л. Оруэлл).
3. Испытание «Способность преобразовывать структуру объекта»
21—23 (для старшеклассников)
В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.
21. ИЗГНАНИЕ - ЗАВОЕВАТЕЛЬ
а) вор
Арест
б) обвиняемый
в) судья
г) адвокат
22. ОЗЕРО - ВАННА
а) лужа
Водопад б) труба
в) вода
г) душ
23. ВУЛКАН-ЛАВА
- источник — родник
- глаз — слеза
- огонь — костер
- шторм — наводнение
21—23 (для среднего возраста)
Предсташгена исходная пара слов, которые находятся в определенном отношении, и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному слову (правильный выбор оценивается оценкой 2).
21. ШКОЛА - ОБУЧЕНИЕ
а) доктор
б) ученик
Водопад в) учреждение
г) лечение
д) больной
22. ПЕСНЯ - ГЛУХОЙ
а) хромой
б) слепой
Картина в) художник
г) рисунок
д) больной
23. РЫБА-СЕТЬ
а) решето
б) комар
Муха в) комната
г) жужжать
д) паутина
24—27. Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).
- Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?
- В машине, которой Вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше — Ваши действия?
- В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.
- Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как Вы будете изъясняться?
Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом: отсутствие ответа — 0; тривиальный ответ — 1; оригинальный ответ — 2.
28—30. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.
- Консервная банка.
- Металлическая линейка.
- Велосипедное колесо.
4. «Направленность на творчество»
31 —40. Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли?
31. а) читать книгу 0
б) сочинять книгу 2
в) пересказывать содержание книги друзьям I
32. а) выступать в роли актера 2
б) выступать в роли зрителя 0
в) выступать в роли критика 1
33. а) рассказывать всем местные новости 0
б) не пересказывать услышанное 1
в) прокомментировать то, что услышали 2
34. а) придумывать новые способы
выполнения работ 2
б) работать, используя испытанные приемы 0
в) искать в опыте других лучший способ работы 1
35. а) исполнять указания 0
б) организовывать людей . 2
в) быть помощником руководителя 1
36. а) играть в игры, где каждый действует
сам за себя 2
б) играть в игры, где можно проявить себя 1
в) играть в команде 0
37. а) смотреть интересный фильм дома 1
б) читать книгу 2
в) проводить время в компании друзей 0
38. а) размышлять, как улучшить мир 2
б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир 1
в) смотреть спектакль о красивой жизни 0
- а) петь в хоре 0
б) петь песню соло или дуэтом Д
б) петь свою песню ...,.- 2 - а) отдыхать на самом лучшем курорте 0
б) отправиться в путешествие на корабле 1
в) отправиться в экспедицию с учеными 2
5. Самооценка (контрольный опрос)
Да — 2; трудно сказать — 1; нет — 0.
- Мне нравится создавать фантастические проекты.
- Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
- Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
- Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
- В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
- Мне удается находить причины своих неудач.
- Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
- Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
- Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
- Убедительно могу доказать свою правоту.
- Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
- У меня часто рождаются интересные идеи.
- Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
- Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
- Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
- Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.
Карта ответов на вопросы анкеты*
Фамилия Класс
Дата заполнения
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 |
43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |
Предварительный просмотр:
Система мониторинга личностного развития учащихся
№ | Название мониторинга | Цель | Сроки проведения | Ответственный |
1 | Тест «шкала социальной желательности» | Выявление уровня принятия учащегося в коллективе. | сентябрь , май | Кл.руководитель, психолог |
2 | Анкета "Оценка уровня школьной мотивации" Н.Г. Лускановой. | Выявление уровня школьной мотивации учащихся | Октябрь, апрель | Кл.руководитель, психолог |
3. | Методика по изучению социализированности личности учащегося (М. И. Рожков) | Выявить уровень социальной адаптированности активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. | Ноябрь, следующего года | Кл.руководитель, психолог |
4. | Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки (по Р.В. Овчаровой) | Выявить уровень самооценки учащихся | сентябрь, апрель | Кл.руководитель, психолог |
1. Тест «шкала социальной желательности»
Инструкция к прохождению теста
Внимательно прочитайте приведенные ниже суждения. Если они совпадают с вашим поведением, напишите «ДА», если не совпадают – «НЕТ».
Вопросник
Я внимательно читаю каждую книгу, предложенную мне для изучения.
Я не испытываю колебаний, когда нужно помочь кому-то в беде.
Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.
Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.
Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.
Был случай, когда я бросил то, что я делал, потому что не был уверен в своих силах.
Иногда я люблю посплетничать об отсутствующих.
Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.
Был случай, когда я придумал вескую причину, чтобы оправдать свою лень.
Случалось, я пользовался оплошностью человека в своих целях.
Я всегда охотно признаю свои ошибки.
Иногда вместо того, чтобы простить человека, я старюсь отплатить ему тем же.
Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.
У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.
У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.
Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что взять с собой.
Были случаи, когда я завидовал удаче других.
Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.
Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.
Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.
Ключ к тесту
Ответ «ДА» на вопросы: 1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20.
Ответ «НЕТ» на вопросы: 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19.
В этом тесте тоже каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается 1 баллом. Чем больше баллов набрал учащийся, тем больше он как личность соответствует социуму, в котором находится, и наоборот: индивид с наименьшей суммой баллов нуждается в серьезном внимании со стороны старших. Кстати, низкие показатели свидетельствуют не только о неприятии традиционных норм поведения конкретным подростком, но и об излишней требовательности к себе. Тут придется разбираться индивидуально.
2. Анкета "Оценка уровня школьной мотивации" Н.Г. Лускановой
Цель: выявление уровня школьной мотивации учащихся
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования (интерес, мотивация)
Вопросы анкеты:
1.Тебе нравится в школе?
- не очень
- нравится
- не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
-чаще хочется остаться дома
-бывает по-разному
-иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывают по-разному
- нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто
- редко
- не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
- мало
- много
- нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
- да
- не очень
- нет
Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ.
№ вопроса | Оценка за 1 ответ | Оценка за 2 ответ | Оценка за 3 ответ |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 0 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Для возможности дифференцировки детей по уровню мотивации была разработана система балльных оценок:
-ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
-нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
-ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 балла.
Уровни сформированности школьной мотивации:
25-30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
20-24 балла - хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:
Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.
Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы.
Анкета допускает повторные вопросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня мотивации может служить критерием школьной дезадаптация ребенка, а ее повышение – положительной динамики в обучении и развитии.
- Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
- 4 – всегда;
- 3 – почти всегда;
- 2 – иногда;
- 1 – очень редко;
- 0 – никогда.
- Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
- Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
- За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
- Я умею прощать людей.
- Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
- Мне хочется быть впереди других в любом деле.
- Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
- Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
- Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
- Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
- Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
- Мне нравится помогать другим.
- Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
- Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
- Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
- Переживаю неприятности других, как свои.
- Стремлюсь не ссориться с товарищами.
- Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие,
- Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
- Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
1 | 5 | 9 | 13 | 17 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 |
Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой.
Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.
4. Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки
(по Р.В. Овчаровой)
2 – да; 1 – трудно сказать; 0 – нет.
Вопросы:
- Мне нравится создавать фантастические проекты.
- Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
- Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
- Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
- В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
- Мне нравится находить причины своих неудач.
- Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
- Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
- Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
- Убедительно могу доказать правоту.
- Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
- У меня часто рождаются интересные идеи.
- Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
- Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
- Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
- Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.
Результат:
24-32 балла – высокий уровень;
12-24 балла – средний;
0-12 баллов – низкий
Предварительный просмотр:
Система мониторинга метапредметного развития учащихся
№ | Название мониторинга | Цель | Сроки проведения | Ответственный |
1. | Навыки сотрудничества (Яшин Н.Ю.) | Выявление уровня развития у ребенка качеств личности, проявляющихся в его отношениях к другим людям (выходная диагностика). | апрель | Кл.руководитель, психолог |
2. | Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся | Выявление коммуникативных склонностей учащихся. | октябрь | Кл.руководитель, психолог |
3. | Познавательная потребность подростков | Установить интенсивность познавательных потребностей подростков. | декабрь | Кл.руководитель, психолог |
4. | Тест простых поручений | Диагностировать уровень развития саморегуляции, организации деятельности, отдельные свойства внимания, объем оперативной памяти. | сентябрь, май | Кл.руководитель, психолог |
1. Навыки сотрудничества (сост.Н.Ю. Яшина)
Цель: выявление уровня развития у ребенка качеств личности, проявляющихся в его отношениях к другим людям (выходная диагностика).
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы анкеты. Ребенок, выбрав один из предложенных ответов, записывает только одну букву, соответствующую выбранному ответу. Варианты возможных ответов могут быть написаны на доске.
- Считаешься ли ты с мнениями других ребят?
а) да; б) иногда; в) никогда.
- Обижаешь ли ты своих одноклассников?
а) никогда не обижаю; б) иногда обижаю; в) часто обижаю.
- Бывает ли у тебя сожаление о плохом отношении к своим товарищам?
а) да; б) иногда; в) никогда.
- Как ты относишься к делам класса?
а) ответственно, с желанием выполняю поручение;
б) заставляю себя его выполнить;
в) не всегда довожу начатое дело до конца.
- Уважительно относишься к взрослым (родителям, учителям)?
а) да, б) не всегда, в) нет.
- Сочувствуешь ли ты другим людям?
а) всегда пытаюсь утешить, помочь;
б) иногда сочувствую, иногда нет;
в) никогда не сочувствую.
Обработка данных.
Уровень развития у ребенка качеств личности и межличностных отношений определяются при помощи балльной системы. Ответы типа а) оцениваются в 1 балл, б) - 0,5 балла, в)– 0 баллов.
Учитель дает также собственную оценку каждого ответа ребенка и выставляет соответствующие баллы. Далее вычисляется среднее арифметическое суммы баллов за ответы, выбранные самим ребенком, и баллов, поставленных учителем. По полученным результатам выделяются три основных уровня развития качеств личности: высокий уровень – 6-5 баллов; средний уровень – 4,5-2,5 балла; низкий уровень – 2-0 баллов.
Если все оценки ребенка и учителя совпадают, то можно делать вывод о том, что оцениваемое качество личности у ребенка действительно существует, является устойчивым. Полученные результаты заносятся в таблицу 6 условным знаком (+):
Таблица 6
№ п/п | Ф.И. Учащегося | Наличие устой- чивых качеств | Уровень развития качеств личности | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Высокий | Средний | Низкий | ||
2. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся.
Методика Р.В. Овчаровой предназначена для выявления коммуникативных склонностей учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год. Результаты исследования предназначены для заместителей руководителей по учебно-воспитательной работе, преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, классных руководителей, мастеров производственного обучения, социального педагога. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «—». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».
Вопросы
1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
5. Любите ли Вы придумывать или организовываться своими товарищами различные игры и развлечения?
6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?
16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:
- низкий уровень — 0,1—0,45;
- ниже среднего — 0,46—0,55;
- средний уровень — 0,56—0,65;
- выше среднего — 0,66—0,75;
- высокий уровень — 0,76—1.
3. Познавательная потребность
Цель анкетирования: установить интенсивность познавательных потребностей.
- Как часто вы подолгу занимаетесь какой-нибудь умственной работой?
- Часто – 5 б.
- Иногда – 3 б.
- Редко – 1 б.
- Что вы предпочитаете делать, когда задан вопрос на сообразительность?
- Потрудиться, но самому найти ответ – 5 б.
- Когда как – 3 б.
- Получить готовые ответы от других – 1 б.
- Много ли вы читаете дополнительной литературы?
- Много, постоянно – 5 б.
- Иногда много, иногда совсем не читаю – 3 б.
- Мало или совсем не читаю – 1 б.
- Часто ли вы задаёте вопросы учителям?
- Часто – 5 б.
- Иногда – 3 б.
- Редко – 1 б.
- Насколько эмоционально вы относитесь к интересному для вас делу?
- Очень эмоционально – 5 б.
- Когда как – 3 б.
- Эмоции неярко выражены – 1 б.
Обработка результатов.
Подсчитать сумму баллов каждого ребёнка и разделить её на 5 (5 – это показатель интенсивности познавательных потребностей). Интенсивность можно считать сильно выраженной, если показатель больше 3,5; умеренной – если результат от 2,5 до 3,5; слабой – если результат меньше.
Тест простых поручений.
Тест диагностирует уровень развития саморегуляции, организации деятельности, отдельные свойства внимания, объем оперативной памяти. Проводится групповым способом. Временные затраты на выполнение теста — 5—7 минут. Текст поручений зачитывается в обычном темпе. Каждое задание зачитывается только один раз, повтора не допускается.
Инструкция
Ребята, при выполнении этих заданий вы должны быть очень внимательны и сообразительны. Ваша задача — выполнять каждое из моих несложных поручений быстро и без ошибок. Каждое поручение вы будете выполнять в одном из восьми квадратов выданного вам бланка. Если вы не успеете выполнить какое-то задание, переходите к следующему. Сделав случайную ошибку, аккуратно исправьте ее. Как только я скажу «стоп», закончите выполнение задания.
Текст поручений
1. В первом квадрате напишите первую букву слова «Сергей» и последнюю букву слова «урок».
2. Во втором квадрате впишите в треугольник знак «плюс» и поставьте рядом с треугольником цифру «один».
3. В третьем квадрате обведите в кружок первую букву в слове «картина» и подчеркните все гласные.
4. В четвертом квадрате соедините прямой линией правый верхний угол и левый нижний угол квадрата.
5. В пятом квадрате разделите пополам маленький квадрат и на четыре части большой квадрат.
6. В шестом квадрате проведите две горизонтальные линии (показать рукой направление) и две вертикальные линии (также указать рукой направление).
7. В седьмом квадрате поставьте крест в маленьком треугольнике и соедините между собой точки.
8. В последнем квадрате обведите в кружок все согласные в слове «салют» и зачеркните гласные буквы в слове «дождь».
1. | 2.
| 3. КАРТИНА | 4. |
5.
| 6. | 7. | 8. салют дождь |
Обработка результатов: за каждое правильно выполненное задание присуждается 1 балл. При выполнении части поручения или незначительном искажении балл не присуждается.
Шкала норм (перевод в 5-бальную систему).
Сырая оценка | Балл |
0-1 | 1 |
2-3 | 2 |
4-5 | 3 |
6-7 | 4 |
8 | 5 |