Для Вас, коллеги
Материалы, которые могут быть полезны педагогам ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya._razvitie_rechi_detey.docx | 21.78 КБ |
stressu-boy.docx | 14.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОАУ «Детский сад № 33»
Консультация для педагогов
«Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора»
Выполнила: воспитатель I кв. категории Кофанова В.А.
г. Оренбург, 2022 г.
Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора.
«Произведения детского фольклора для ребенка и подростка – живые организмы, полевые цветы, на глазах вырастающие, видимо расцветающие, существующие неотделимо с их хранителями».
Г.С.Виноградов.
Слово “фольклор” в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Корни детского фольклора уходят в старину. Он впитал такие произведения, которые ушли из фольклора взрослых и прижились в новой среде, приспособившись к детскому восприятию. Назначение детского фольклора в том, чтобы воспитать ребенка, помочь его в социализации, он включается в детскую игру, уча и развлекая одновременно.
Детский фольклор не является отражением взрослого: здесь свой мир и своя жанровая система. Например: песни для самых маленьких – колыбельные. Предназначены для того, чтобы успокоить и усыпить ребенка. Когда ребенок подрастает, на помощь родителям – потешки и пестушки. Названия хорошо передают их функции: ребенка и воспитывают, и забавляют. Детских игр много. И почти все они сопровождаются несложными фольклорными текстами.
Другой жанр детского фольклора, связанный с речевой игрой, - скороговорки. С одной стороны, скороговорки – средство развития речи у детей, помогающее овладеть труднопроизносимыми созвучиями, с другой – детская забава.
В считалках, дразнилках, скороговорках рисуются порой такие картины, которые можно назвать небылицами. Но есть и особый жанр с таким названием. Небылицы представляют мир, где реальное выступает в единстве с нереальным, обыденное – с необычайным. Здесь звери, птицы, насекомые уподобляются людям и ведут себя совершенно необычно. Здесь комар-комарище с дуба свалился, ворон играет в позолоченную трубу. Зачастую в небылицах предстает «перевернутый мир». Этот мир шиворот-навыворот приводит маленьких детей в восторг и убеждает их в правильности мира окружающего.
Фольклор для малышей подходит как нельзя лучше, его произведения легки для запоминания, образны и так им нравятся!
Сегодняшнее общество изменилось, изменилось и отношение общества к истории и культуре своего народа. Происходит переосмысление ценностей, нами, взрослыми, а значит и детьми. В наши дни произведения устного народного творчества (колыбельные, песни, пестушки, потешки и др.) практически не используют. В семьях знают все меньше обрядов, забывают песни и колыбельные.
Замыкаясь в телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а вед общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослыми при умывании, убаюкивании, в играх, первых физических упражнениях и т.д.
Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык прежде всего подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости, часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Фольклор дает возможность познакомиться детям с богатым творческим наследием народов. Каждая фольклорная форма, будь то загадка, пословица, прибаутка, считалка, закличка, сказка или небылица – изумительный образец творчества, благодатный материал для подражания, запоминания и воспроизведения в речи детей. Эти образцы развивают образную детскую речь, расширяют кругозор детей.
Родовые корни многих форм детского фольклора уходят глубоко в историю. Среди них заклички и приговорки, пожалуй, самые древние. Они рождены верой в силы природы и призваны употребить магию слова для того, чтобы вызвать благотворное влияние природных стихий или предупредить их губительную силу.
Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями.
В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженные в слове, ритме, интонации чувства - переживание, восхищение, нежность, восторг.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Приговорки – общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено вниманием.
Божья коровка, улети на небо!
Там твои детки кушают котлетки!
Приговорка, построенная по принципу просьбы-пожелания настраивает ребенка на уважительное отношение к каждому растению в лесу, поле, огороде.
Приговорки во время игр – это своеобразные просьбы к природе в соучастии, в доброй помощи. Они обращены к ветру, воде, ручью. В них закреплены необходимые для всех играющих правила игры, зачастую предупреждающие несчастный случай.
Колыбельные песни: взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям. Слова были обычно ласковые, певучие. В таких песенках чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки-касаточки, мурлыкающий кот, говорится о тишине, покое. В старинных колыбельных песнях упоминаются некие живые существа, у каждого из них – свои обязанности.
Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть или накормить:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Пестушки (от слова «пестовать» - воспитывать) связаны с наиболее ранним периодам развития ребёнка.
В пестушках слышатся любовь, доброта. Они складные, красивые. И еще учат малыша, он слушает и смотрит, где у него ножка, где – роток.
Потом начинаются самые первые игры, потешки: Идет коза рогатая, Сорока-ворона кашку варила, Ладушки. Здесь вместе с удовольствием ребенок получает и пользу.
К народному творчеству также относятся и скороговорки, но они в основном были и остаются излюбленной игрой старшего дошкольного возраста.
Скороговорки – это быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают у детей смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Особой популярностью пользуются скороговорки со сложным и богатым звуковым оформлением. Скороговорки, или чистоговорки, учат произносить звуки, развивают органы речи, память.
У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека - цап!
В повседневной жизни общение с ребёнком часто сопровождается прибаутками. Это небольшие весёлые произведения или высказывания, нередко в стихотворной форме. Так же, как многие другие малые фольклорные жанры прибаутки сопутствуют играм. Часто прибаутки имеют диалогическую форму, что так же подчёркивает их близость к живой разговорной речи. Как правило, они описывают короткую забавную ситуацию, насыщенную действиями. В целом прибаутки развивают у ребёнка творческое воображение и, вовлекая его в словесную игру с быстрой сменой событий, учат его мыслить быстро и образно.
Вот совушка-сова –
Большая голова
На дереве сидит,
Головушкой вертит.
Во все стороны глядит
Да и всем говорит:
- Никто совушку не бьет
И за ушки не дерет.
Подрастающий ребёнок становится не только объектом всевозможных игр, но и их активным участником. В это время он знакомится с ещё одним фольклорным жанром – считалками. Открывая игру и раздавая всем её участникам определённые роли, считалка организует сам процесс игры и учит детей общаться друг с другом в заданной ситуации, подчиняться установленным правилам. Кроме того, считалки развивают чувство ритма.
Плыл по морю
Чемодан,
В чемодане
Был диван,
На диване
Ехал слон.
Кто не верит —
Выйди вон!
Новым способом освоения мира становятся загадки – краткие иносказательные описания предметов или явлений. Загадка представляет собой вопрос, на который ребёнку предстоит ответить, и вряд ли что-то так стимулирует мыслительную активность маленького человека, как это небольшое произведение словесного искусства. В основе загадки лежит один из самых выразительных художественных приёмов – метафора.
Стеклянный дом на окне
С прозрачной водой,
С камнями и песком на дне,
И с рыбкой золотой.
(Аквариум)
Разгадывая загадку, ребёнок открывает для себя новые свойства знакомых предметов, учится сопоставлять предметы и явления между собой, находить сходства и различия между ними. Таким образом, он упорядочивает свои знания о мире.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Таким образом, благодаря народному творчеству ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями и обрядами своего народа. С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек, загадок, поговорок и др. к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.
Список использованной литературы.
- Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
- Бойчук И.А., Попушина Н.Т. «Ознакомление детей младшего и среднего возраста с русским народным фольклором» Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2013 г.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н.Гвоздев. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 471с.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в разновозрастной группе детского сада / В.В.Гербова, А.И. Максаков.− М.: Просвещение, 1986. – 128 с.
- Дошкольное образование. Словарь терминов / Сост. Виноградова Н.А. и др. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 400 с.
- Елисеева Л.Н. Запел петушок /Л.Н.Елисеева. – М.: Малыш, 1978. – 79 c.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр « Академия», 2000. – 416 с.
- Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004. – 224 с.
- Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2- 4 года/ Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильичук и др. – М.: Оникс XXI век, 200
Предварительный просмотр:
МДОАУ «Детский сад № 33»
Консультация для педагогов
«Стрессу - бой»
Выполнила: воспитатель
I кв. категории Кофанова В.А.
г. Оренбург, 2022 г.
СТРЕССУ – БОЙ!
- Ведите размеренную жизнь. Чередуйте интенсивную работу с полноценным отдыхом.
- Спите 7-8 часов в сутки. Высыпайтесь!
- Не ешьте на бегу! Время еды используйте для отдыха и отключения от дел.
- Занимайтесь физкультурой. Эмоциональное напряжение хорошо снимают плавание и акваэробика.
- Ежедневно отводите время для релаксации, читайте, рисуйте, музицируйте.
- Если не можете изменить обстоятельства – измените отношение к ним.
- Смотрите на себя и на мир объективно. Сосредотачивайтесь на хорошем.
- Будьте доброжелательны, следите за своим настроением, улыбайтесь! Раздражительность и тревожность – источник болезней!