ЕГЭ и ГИА

Ширшова Ирина Анатольевна

Все необходимое для успешной сдачи ЕГЭ и ГИА по русскому языку.


  • Шкала соответствия между первичными баллами и баллами по стобалльной шкале, необходимыми для поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по учебным предметам

 

 

 

/*-->*/ /*-->*/

    ТРЕНИРОВОЧНЫЕ КИМы 2019.

 

Материалы для подготовки к ЕГЭ в 2018-2019 уч.году

*для составления заданий по отработке использую материалы с сайта СдамГИА

1 Главная информация, содержащаяся в тексте

2 Связь предложений в тексте

3 Лексическое значение слова

4 Ударения

5 Паронимы

6 Лексические нормы


 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon 180903_s_resheniem.pdf415.27 КБ
Файл tr-1_180903.docx37.95 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ЕГЭ-2019                                                 Вариант 180903

Прочитайте текст и выполните задания  1–3.

Изучение растений и животных в природе — занятие не из  лёгких. При этом важно заметить, что экология — это та область исследований, в которой наблюдения наряду с экспериментом всё ещё занимают важное  место.  (3)  <…> натуралисту,  для  того  чтобы  обнаружить какого-либо зверька, надо обладать особым терпением.

1. Укажите    варианты    ответов,    в    которых    верно    передана    ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

1)Для того чтобы обнаружить какого-либо зверька, надо обладать особым терпением.

2)Натуралист должен обладать особым терпением, потому что важное место в изучении растений и животных занимают наблюдения.

3)Поскольку наблюдения и эксперимент в изучении растений и животных всё ещё занимают важное место, натуралисту надо обладать особым терпением.

4)Наблюдения и эксперимент занимают важное место в процессе изучения животных и растений.

5) Изучение растений и животных в природе — занятие не из лёгких.

2. Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста.

3. Определите значение, в котором слово употреблено во втором (2) предложении текста.

ОБЛАСТЬ, -и, мн. -и, -ёй, ж.

1) Часть страны, государственной территории (или территорий). Южные области России. Северные области Европы.

2) Крупная административно-территориальная единица. Автономная о. Московская о. Начальство из области (из областного центра; разг.).

3) чего или какая. Пределы, в к-рых распространено какое-н. явление, зона, пояс. О. вечнозелёных растений. Озёрная о.

4) чего или какая. Отдельная часть организма, участок тела. Боли в области печени. В грудной области.

5) перен., чего. Отрасль деятельности, круг занятий, представлений. Новая о. науки. Отошло в о. преданий (больше не существует; книжн. и ирон.).

 4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка  в  постановке  ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

бАловать      создалА        кУхонный      начАвшший           откУпорит

5. Исправьте лексическую  ошибку,  подобрав к выделенному слову пароним.

На выставке редкостей был представлен старинный КОСТНЫЙ ларец с резьбой по всей поверхности.

Долина сменилась трясиной, где росли кривые и чахлые БОЛОТНЫЕ берёзки.

Андрей приютил племянника, ОДЕЛ и обул его, помог найти работу.

ЛЕСНЫЕ запахи набегали волнами; в них смешалось дыхание можжевельника, вереска, брусники.

Во сне человек способен не только РАЗЛИЧАТЬ речь, но и отвечать на вопросы.

6. Исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

У нее были мягкие черты лица, и, когда мы принимали какое- нибудь решение, ее глаза и улыбка вспыхивали, словно ей преподнесли бесплатный подарок.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. рота СОЛДАТ    во РТУ      УВЯЗЛА     ДВЕСТИ двадцати двух рублей     пара НОСКОВ

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с однородными членами

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)Благодаря имеющихся источников литературоведы пришли к выводу о реальном факте награждения М.Ю. Лермонтова боевой наградой за участие в бою при Валерике.

2)О первом космонавте России рассказыва-ет  Обухова в статье «Любимец века».

3)Один из фактов биографии Чехова, ставших недавно известными, – строительство им на свои средства четырёх сельских школ.

4)Многие из тех, кто побывали на международном кинофестивале в Москве, увидели лучшие отечественные и зарубежные картины года.

5)Ноги спортсмена должны быть слегка согнуты, держась за буксирную верёвку.

6)Не только способности, а также трудо-любие помогут достичь успеха в работе.

7)В торговом комплексе «Глобус» будет открыта секция одежды для новорождённых.

8)Лучше вовремя приготовить уроки, чем нежели делать это в последнюю минуту кое-как.

9)Марья сказала, что она никогда не бывала не только в Москве, но и в своём уездном городе.

 

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня.

1)доб..раться, взаимопон..мание, выч..ты           2) абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться

3)авиак..мпания, ск..пившийся, б..лагурить 4) автом..тизировать, обн..вляясь, стр..жайший

5) пл..вец, к..снуться, сл..жившийся

 

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1) пр..мета, пр..красный, пр..стройка             2) и..пользовать, бе..думный, бе..помощный

3) д..срочно, непр..будный, пр..мозглый        4) с..есть, п..еса, об..единение

5) н...изнанку, поз...прошлый, з..бег  

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1) узнá..шь, вер..вший                 2) выход..шь, провер..нный         3) наде..шься, разве..нный

4) огранич..шь, слыш..мый         5) вид..мый, провер..шь  

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1) щегол..ватый, удушл..вый        2)раскашл..ться, никел..вый       3)окольц..вать, замш..вый

4)марш..вый, просе..вать              5)вспыльч..вый, запрыг..вая

13. Определите  предложение,  в  котором  НЕ   пишется  СЛИТНО.

Отец велел, (НЕ) ОСТАНАВЛИВАЯСЬ в гостинице, ехать на пристань.

Дом стоял посреди степи, ничем (НЕ) ОГОРОЖЕННЫЙ.

Пришлось обьяснить еще раз это (НЕ) ПОНЯТНОЕ правило.

Но страх (НЕ) СЖАЛ души моей.

Воздух, еще (НЕ)НАКАЛЕННЫЙ знойными лучами солнца, доносит ароматы раннего утра.

14. Определите   предложение,    в    котором   оба   слова   пишутся СЛИТНО.

(В) ТЕЧЕНИЕ всей дороги я думал о случившемся, а ТАК (ЖЕ) о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба.

С корабля я увидел (В) ПЕРЕДИ остров, (В) СЕРЕДИНЕ которого сгрудились скалы.

Туристы (НА) КОНЕЦ преодолели очередное препятствие, однако (В) ПЕРЕДИ их ждала новая преграда.

ЧТО (БЫ) Лена ни делала, всё выходит у неё красиво, (ПО) ЭТОМУ к её мнению прислушивались.

Женя ТО(ЖЕ) упорно тренировался, ПОТОМУ(ЧТО) ему предстояло трудное восхождение .

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется  НН.

Особе(1)о красива река в утре(2)ем тумане, когда хрустальные её струи прозрачны, словно серебря(3)ые нити, подсвече(4)ы холодным солнцем осени.

16. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Тёмно-зелёный фон картины подчёркивал нежность лица девушки и большие глаза и маленький подбородок с немного выдающимися скулами и напряжённую линию рта.

2)Каждое литературное направление или школа вырабатывали свои лексические поэтизмы.

3)Багровый свет фонаря освещал то бронзовый памятник то колонны здания.

4)Народническая деятельность в России в середине XIX века сосредоточилась в средних и крупных городах и приобрела политический характер

5)На научной конференции выступали с докладами как ученые так и студенты.

17.  Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять  запятая(-ые).

Птицы (1) сверху донизу занимавшие отвесные скалы (2) ни малейшего внимания не обращали (3) на проплывавшую внизу (4) шлюпку.

18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять  запятая(-ые).

Я никому не мог сказать (1)

Священных слов «отец» и «мать».

Конечно (2) ты хотел (3) старик (4)

Чтоб я в обители отвык (5)

От этих сладостных имен –

Напрасно: звук их был рождён

Со мной.  (М.Ю.Лермонтов)

19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять  запятая(-ые).

Более других (1) П.И Чайковского привлекал балет А.Адана "Жизель" (2) в музыке (3) которого (4)фантастика органически сочеталась с лиризмом.

20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять  запятая(-ые).

В    письме (1) которое пришло в тот же день (2) тётушка предупреждала (3) что вернётся па дачу уже в воскресенье   вечером и обрадованные ребята (5) решили непременно встретить её на станции.

21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и  тем же правилом пунктуации.

(1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере; мы пили чай ночью, дожидаясь далекого и нерешительного рассвета, и за чаем дед рассказал мне истории о животных: лисах, кабанах, волках. (2)Рассказал он и  о зайце. (3)В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. (4)Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. (5)Под- нялся ветер, дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты, стало трудно дышать. (6)Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. (7)Ветер перешел в ураганный, огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. (8)По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. (9)Дед был прав: во время урагана огонь шел со скоростью тридцати километров в час. (10)Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени. (11)Вскоре дед увидел зайца. (12)Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. (13)Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает. (14)Дед побежал за зайцем. (15)Заяц вывел деда из огня.

Прочитайте текст и выполните задания  22–27.

(1)Одна из газет обратилась ко мне с просьбой поделиться раздумьями о школьном обучении - проблеме, которая, несомненно, принадлежит к самым важным и сложным проблемам нашего времени.

(2)Я приветствую всякий деловой и конструктивный разговор о школе. (3)Я с интересом читаю статьи об организации учебного процесса, о программах, о профессиональной ориентации учащихся, но первейшая роль в школьном деле, конечно же, принадлежит учителю. (4)Именно от его таланта, от масштабности и богатства его личности, от его душевной щедрости во многом зависит духовный климат школы, нравственный тип человека, который она выращивает. (5)И тут мне хочется вспомнить об Алексее Фёдоровиче Калинцеве - моём незабвенном учителе.

(6)Всё поражало нас, школьников, в этом немолодом уже человеке. (7)Поражали феноменальные по тем далёким временам знания, поражала неистощимая и в то же время спокойная, целенаправленная энергия, поражал даже самый внешний вид его, всегда подтянутого, собранного, праздничного.

(8)Никогда не забуду свою первую встречу с Учителем.

(9)Был мартовский воскресный морозный и ясный день 1934 года, и я, четырнадцатилетний деревенский паренёк, с холщовой сумкой за плечами, в больших растоптанных валенках с ноги старшего брата,  впервые в жизни вступил в нашу районную столицу - Карпогоры. (10)Тогда это было обыкновенное северное село, по мне в нём всё казалось удивительным: и каменный магазин с железными дверями и нарядной вывеской, и огромное, по тогдашним моим представлениям, здание двухэтажной школы под высоким, мохнатым от снега тополем, где мне предстояло учиться, и необычное для моей родной деревни многолюдье на главной улице. (11)Но, помню, всё это вмиг забылось, перестало для меня существовать, как только я увидел Алексея Федоровича.

(12)Он шел по снежному утоптанному тротуару один-единственный в своем роде - в поскрипывающих на морозе ботинках с галошами, в  тёмной фетровой шляпе с приподнятыми полями, в посверкивающем пенсне на красном от стужи лице, и все, кто попадался ему навстречу - пожилые, молодые, мужчины, женщины, - все кланялись ему. (13)А старики даже шапку с головы снимали. (14)И он, всякий раз дотрагиваясь до шляпы рукой в кожаной перчатке, отвечал: «Доброго здоровья! Доброго здоровья!»

(15)Такого я ещё не видывал. (16)Не видывал, чтобы в наши лютые морозы ходили в ботинках, в шляпе, чтобы все от мала до велика так единодушно почитали человека.

(17)Да, Алексей Фёдорович умел поддержать своё реноме народного учителя: самая обычная прогулка по райцентру у него превращалась в выход, но, конечно, великую любовь и уважение к себе моих земляков он снискал прежде всего своим безответным, поистине подвижническим служением на ниве народного просвещения.

(18)Мысль, которая сама собой напрашивается, когда я обращаюсь к светлой памяти моего незабвенного Учителя, - мысль, впрочем, не новая, - о пополнении нынешней армии учителей мужчинами. (19)Сейчас можно услышать: дисциплина в школе упала, авторитет учителя пошатнулся. (20)Общеизвестно: школа - зеркало общества. (21)Но ясно и другое: многие проблемы современной школы связаны ещё и с тем, что она по своему преподавательскому составу стала, в основном, женской. (22)С моей точки зрения, это придает одностороннее направление всему школьному' воспитанию.

(23)Великое дело - школа. (24)Нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель. (25)И как тут не вспомнить слова моего старого Учителя, который любил в торжественные минуты говорить:

(26) - Учитель - это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты.        

                                                                                                               (По Ф.А. Абрамову*)

*Абрамов Фёдор Александрович (1920-1983) - советский писатель, критик, публицист.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

1) Школьников поражал внешний вид учителя, всегда подтянутого, собранного, праздничного, а также его знания.

2)Первая встреча с учителем состоялась в мартовский воскресный морозный и ясный день 1934 года в южном селе.

3)Даже в лютые морозы учитель ходил в ботинках, в шляпе.

4) Память об учителе навевает мысль о пополнении нынешней армии учителей мужчинами.

5)Первейшая роль в школьном деле, конечно же, принадлежит ученику, его таланту, душевной щедрости.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными?

1) Предложение 7 текста содержит элемент описания.

2)В предложениях 12–14 представлено повествование.

3)Предложение 3 противопоставлено по смыслу предложению 2.

4)В предложениях 15–16 представлено рассуждение.

5)В предложениях 23–26 представлено рассуждение.

24. Из предложений 12-16 выпишите фразеологизм.

25. Среди   предложений12-17 найдите такое(-ие), которая(-ые) связано(- ы) с предыдущими с помощью лексического повтора.

26. Вставьте  на места пропусков цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«Чувство удивления и восхищения, испытанное при встрече с Алексеем Фёдоровичем Калинцевым, передаётся писателем с помощью такого средства выразительности, как (А) ____  («поражали… поражала… поражал…» в предложении 7). Немалую роль в создании образа играют и такие средства выразительности, как  (Б)  ____ («праздничного» в предложении 7),         (В) _____ («снискал», «подвижническое», «служение» в предложении 17), (Г) _____ («учитель… держит в своих руках будущее планеты» в предложении 26)».

     

     Список терминов:

  1. просторечная лексика
  2. эпитет
  3. книжные слова
  4. слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
  5. лексический повтор
  6. вопросно-ответная форма изложения
  7. литота
  8. метафора
  9. восклицательные предложения


 

Комментарии

Ширшова Ирина Анатольевна

Здесь размещены необходимые материалы для подготовки к ЕГЭ и ГИА по русскому языку