Педагогам по формированию математических представлений
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 9 «Теремок»
633009, г. Бердск, ул. Рогачёва, 11; тел. (383-41) 4-73-97;
E-mail: bsk_du09@ mail.ru
Мастер – класс
«Использование блоков Дьенеша в работе с детьми с ОВЗ»
Выполнили:
Лаптева Наталья Александровна,
учитель – дефектолог;
Герберт Елена Анатольевна,
Воспитатель высшей квалификации.
г. Бердск
2021 г.
Цель:
Обмен опытом работы по применению нестандартного оборудования для коррекции недостатков развития у детей дошкольного возраста с особыми возможностями развития.
Задачи:
- вызвать у педагогов интерес и осознание необходимости к изучению и практическому применению предлагаемой технологии;
- познакомить с методическими и дидактическими приемами, используемыми в нашей практической работе с детьми с ОВЗ группы;
- способствовать взаимодействию и сотрудничеству с педагогами МБДОУ.
Оборудование:
- Раздаточный материал; блоки Дьенеша, наглядный материал к играм.
Теоретическое обоснование применения для коррекции нарушений детей с ОВЗ логических блоков Дьенеша:
Эта технология разработана венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для развития логических, комбинаторных и аналитических способностей детей с помощью увлекательных логических игр. Её применение дает возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения.
Практика показывает, что использование данной технологии в работе с детьми эффективно, так как решаются коррекционные задачи: повышается познавательная активность детей, они учатся сосредотачиваться на условиях задания, мобилизовываться для выполнения задания, у них формируется вербальное мышление. А это очень важно при работе с детьми с ОВЗ. Известно, что их мыслительная деятельность снижена, у них преобладает наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, характерна поверхностность на случайные признаки.
При построении коррекционной работы с использованием блоков Дьенеша мы опираемся на сохранные функции мыслительной деятельности детей.
К ним относятся:
- Высокая восприимчивость к помощи, а так же у некоторых детей способность осуществлять перенос усвоенного принципа решения задачи на аналогичные задания.
- Наибольшая сохранность наглядных форм мышления, что определяет их способность к принятию помощи в виде смысловых опор.
- Развита игровая мотивация, которая позволяет в условиях психического насыщения преодолеть желание прекратить работу, способствует ее завершению в полном объеме.
Логические блоки позволяют нам работать с материалом, предъявляемым в наглядной форме, производить планомерный переход от внешних действий с предметами к действиям в умственном плане, строить занятия в игровой занимательной форме, использовать разную степень сложности заданий и дозированную помощь.
Логические блоки в работе с детьми мы используем , когда учим:
- формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и т. д);
- развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать;
- знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объекта;
- развивать пространственные представления;
- развивать умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач;
- развивать познавательные процессы, мыслительные операции;
- развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструировани;.
- развивать логическое мышление.
Сегодня мы предлагаем вам посмотреть и самим на практике познакомиться с этой технологией.
- Дидактическая игра «Собери бусы»
Задача: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление.
Ход игры: Выкладываем на столе фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, величиной, толщиной. Предложить ребенку составить свой ряд фигур, соблюдая правило.
- 2 вариант (Усложнение)
Во второй ряд выкладываем фигуры, отличающиеся двумя признаками.
Когда дети хорошо усвоили свойства предметов, умеют выделять свойства фигур, анализировать, мы вводим карточки- символы, обозначающие свойства и карточки с отрицанием свойств.
- Дидактическая игра «Рассели жильцов»
Задача: умение сравнивать фигуры по их свойствам
Ход игры: детям предлагается схема с символами для того, чтобы расселить жильцов по этажам.
- 2 вариант (Усложнение)
Когда все детали пронумерованы, детям предлагаются карточки с символами (отдельно пронумерованные)
- 3 вариант
Ребенок самостоятельно выстраивает алгоритм своей работы.
Данную технологию могут использовать воспитатели, психологи, учителя – дефектологи. Мы создаем картотеку игр по лексическим темам, в разных образовательных областях (речевое развитие, познание, ФЭМП, конструирование). Эти игры используем в НОД и индивидуальной работе.