Педагогам по формированию математических представлений

Герберт Елена Анатольевна

 Мастер-классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс по блокам Дьенеша26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 9  «Теремок»

633009, г. Бердск, ул. Рогачёва, 11; тел. (383-41) 4-73-97;

E-mail: bsk_du09@ mail.ru

Мастер – класс

«Использование блоков Дьенеша в работе с детьми с ОВЗ»

Выполнили:

Лаптева Наталья Александровна,

учитель – дефектолог;

Герберт Елена Анатольевна,

Воспитатель высшей квалификации.

г. Бердск

2021 г.

Цель:

 Обмен опытом работы по применению нестандартного оборудования для коррекции недостатков развития у детей дошкольного возраста с особыми возможностями развития.

Задачи:

  • вызвать у педагогов  интерес и осознание необходимости к изучению и практическому применению предлагаемой технологии;
  • познакомить с методическими и дидактическими приемами, используемыми в нашей практической работе с детьми с ОВЗ группы;
  • способствовать взаимодействию и сотрудничеству с педагогами МБДОУ.

Оборудование:

  • Раздаточный материал; блоки Дьенеша, наглядный материал к играм.

Теоретическое обоснование применения для коррекции нарушений детей с ОВЗ логических блоков Дьенеша:

     Эта технология разработана венгерским  психологом и математиком Золтаном  Дьенешем для развития логических, комбинаторных и аналитических способностей детей с помощью увлекательных логических игр. Её применение дает возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные  умения на протяжении всего дошкольного обучения.

       Практика показывает, что использование данной технологии в работе с детьми эффективно, так как  решаются коррекционные задачи: повышается познавательная активность детей, они учатся сосредотачиваться на условиях задания, мобилизовываться  для выполнения задания, у них формируется вербальное мышление. А это очень важно при работе с детьми с ОВЗ. Известно, что их мыслительная деятельность снижена,  у них преобладает наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, характерна поверхностность на случайные признаки.

     При построении коррекционной работы с использованием блоков Дьенеша мы опираемся на сохранные функции мыслительной деятельности детей.

К ним относятся:

  1. Высокая восприимчивость к помощи,  а так же у некоторых детей способность осуществлять перенос усвоенного принципа решения задачи на аналогичные задания.
  2. Наибольшая сохранность наглядных форм мышления, что определяет их способность к принятию помощи в виде смысловых опор.
  3. Развита игровая мотивация, которая позволяет в условиях психического насыщения преодолеть желание прекратить работу, способствует ее завершению в полном объеме.

      Логические блоки позволяют нам работать с материалом, предъявляемым в наглядной форме, производить планомерный переход от внешних действий с предметами к действиям в умственном плане, строить занятия в игровой занимательной форме, использовать разную степень сложности заданий и дозированную помощь.

Логические блоки в работе с детьми мы используем , когда учим:

  • формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и т. д);
  • развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать;
  • знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объекта;
  • развивать пространственные представления;
  •  развивать умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач;
  • развивать познавательные процессы, мыслительные операции;
  • развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструировани;.
  • развивать логическое мышление.

Сегодня мы предлагаем вам посмотреть и самим на практике познакомиться с этой технологией.

  1. Дидактическая игра «Собери бусы»

Задача: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Ход игры: Выкладываем на столе фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, величиной, толщиной. Предложить ребенку составить свой ряд фигур, соблюдая правило.

  • 2 вариант (Усложнение)

Во второй ряд выкладываем фигуры, отличающиеся двумя признаками.

Когда  дети хорошо усвоили свойства предметов, умеют выделять свойства фигур, анализировать, мы вводим  карточки- символы, обозначающие свойства и карточки с отрицанием свойств.

  1. Дидактическая игра «Рассели жильцов»

Задача: умение сравнивать фигуры по их свойствам

Ход игры: детям предлагается схема с символами для того, чтобы расселить жильцов по этажам.

  • 2 вариант (Усложнение)

Когда все детали пронумерованы,  детям предлагаются карточки с символами (отдельно пронумерованные)

  • 3 вариант

Ребенок самостоятельно выстраивает алгоритм своей работы.

 Данную технологию могут использовать воспитатели, психологи, учителя – дефектологи. Мы создаем картотеку игр по лексическим темам, в разных образовательных областях (речевое развитие, познание, ФЭМП, конструирование). Эти игры используем в НОД и индивидуальной работе.