Мой опыт работы

Надежда Николаевна Сокотович

«Технология  коллективных  творческих  дел  как  средство  воспитания  нравственности,  формирования  личностных  качеств,  определяющих  направленность  личности    дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.71 КБ
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему

 «Формирование у старших дошкольников готовности к изучению технических наук средствами роботизированного конструктора Robokids»  

  В        период перехода        современного        общества        от  индустриальной        к информационной  экономике, от традиционной технологии к гибким наукоёмким производственным комплексам исключительно высокие темпы развития наблюдаются в сфере робототехники. По последним данным сегодня в мире работают 1 миллион 800 тысяч самых различных роботов - промышленных, домашних, роботов-игрушек. Век накопления знаний и теоретической науки сменяется новой эпохой - когда всевозможные роботы и механизмы заполняют мир. Потребности рынка труда в специалистах технического профиля и повышенные требования современного бизнеса в области образовательных компетентностей выдвигают актуальную задачу обучения детей основам робототехники. Техническое образование является одним из важнейших компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни.

  Чтобы достичь высокого уровня творческого и технического мышления, дети должны пройти все этапы конструирования. Необходимо помнить, что такие задачи ставятся, когда дети имеют определённый уровень знаний, опыт работы, умения и навыки.

  Оказалось, что в нашем детском саду огромный выбор конструкторов лего, которые дети с удовольствием собирают. Но отсутствует услуга дополнительного образования технической направленности.

  В конце 2020 учебного года   для родителей  подготовили  информацию  о  возможности  предоставления  в  нашем  детском саду  услуг  дополнительного  образования  нового  для  нас  технического направления. Родители в анкетах отметили, что их дети загорелись огромным желанием посещать данный кружок.  Услуга оказалась востребованной.

  Следующим этапом нашей работы стало изучение  рынка  роботизированных  конструкторов  для  дошкольников. Сайт edusnab.ru предлагает большой выбор робототехники. Мы долго советовались с выбором конструкторов, выслушали предложения  менеджеров сайта. Нужно отметить, что мы были ограничены в финансовом вопросе.  В итоге выбрали и приобрели  конструкторы Робокидс.  

  Робот-конструктор Робокидс  предназначен для детей от 5 до 10 лет, которые не имеют навыков программирования. Отличительной особенностью является отсутствие связи с компьютером. Он позволит освоить азы создания роботов и их программирования без использования ПК. Это делает занятия робототехникой в ДОУ безопаснее и дешевле, так как не нужно приобретать дорогостоящее программное обеспечение. Дети могут видеть результат своей работы в виде подвижных роботов со звуковыми и цветовыми эффектами. Данный комплект позволит реализовать различные творческие проекты, а также принять участие в соревнованиях для дошколят. При помощи игровой карты можно легко и просто управлять роботом, не используя сложных программ. Каждая карта содержит штрих-код, где записано, как управлять каждой частью робота. Детям легко и интересно творить при помощи пошагового описания Робокидс.

  Следующим этапом в моей работе было знакомство с конструктором  Робокидс и написание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Деталька.  Цель которой, развитие научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники.  

  На данный момент ребятами освоены разделы: что это за конструктор;  каков состав наборов конструктора; особенности программирования конструктора; конструктор может быть использован и совмещен  с лего-базовым и 2.0 конструкторами.

  На первом занятии дети знакомились и говорили о том, что у нас есть игровые карточки, при помощи которых программируем робота.

  Познакомились с названиями деталей и выяснили, что все они называются блоками: ординарные, двойные и блоки с отверстиями. Так же в наборе конструктора робокидс входят двигатели, кабели, датчики.

  Узнали, что такое основной блок, площадка для построения базовой структуры робота. К ней можно прикрепить блок ЦПУ.

  Для того  чтобы запрограммировать созданную модель  нам потребуются кабели, предназначенные для передачи сигналов между блоком ЦПУ и других блоков в цепи. Подключаем кабели двух видов в наших конструкторах: 240 более короткий и 450 по мере необходимости.

  Подробно знакомились с веселыми карточками, говорили об их функциях, чем они отличаются. Ребята узнали, если карточка с номером в воздушном круге, это готовая программа. А  карточка в сиреневом круге отвечает за то, чтобы создать определенный алгоритм действия.

  Познакомились со считывающим устройством, узнали как расшифровать штрих-код карты. Существует кнопка сохранения программы и воспроизведения программы. Окно подтверждения штрих-кода отображает номер программы. D - декодирует. R – удаляет программу. S - запускает программу.

  Первые модели, которые мы собирали, это V  образные роботы, не программированные. Учились соединять и совмещать детали, пытались соединить при  помощи осей соединения. Проводили занятие и игры с этим роботом.

  Первый запрограммированный робот был у нас, робот бот - большая голова, где проходило знакомство с центральной платой управления.  Без ЦПУ бессмысленно собирать конструкции, которые являются мозгом конструктора робокидс.

  Далее мы продолжили знакомство с конструктором робокидс и создавали различных запрограммированных роботов, учились управлять роботом с помощью веселых карточек.

     Программное обеспечение программы «Деталька» включает в себя  конструктор  Robokids, в процессе работы с которым дети учатся использовать базовые датчики и двигатели комплектов для изучения основ программирования. 

  Особенности реализации программы предполагают сочетание возможности развития индивидуальных творческих способностей и формирование умений взаимодействовать в коллективе посредствам работы в группе.

  Одной из отличительных особенностей данной программы является ее функциональность. Тематика программы в рамках определенных программных разделов может изменяться и дополняться с учетом актуальности и востребованности.        Возможна разработка и внедрение новых тем робототехнического характера. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, массив различных моделей и практические задания. Изучение материала программы, направлено на практическое решение задания, поэтому должно предваряться необходимым минимумом теоретических знаний.

  Выполнение практических работ и подготовка к состязаниям роботов (конструирование, испытание и запуск модели робота) требует консультирования педагога, тщательной подготовки и соблюдения правил техники безопасности. Ребята видят результат своей работы, когда робот готов и запускается, запуск робота приносит детям огромное удовольствие,  что свидетельствует  об  истинном  интересе  детей  к  данному  виду  деятельности.  Выделяю больше времени для игры с готовыми роботами, где  дети могут экспериментировать и состязаться готовыми роботами.

  Нужно отметить, что ребята ждут следующее занятие с нетерпением, интересуются, что мы будем конструировать дальше. Так же ребята приняли участие в областном конкурсе технического творчества «Техностарт» в номинации действующая модель.

  В дальнейшем планируем докупить наборы конструкторов Робокидс 2, где добавлено больше деталей и пульт управления. Это даст возможность ребятам заниматься индивидуально, так как в данный момент конструкторов для индивидуальной работы не хватает. Еще больше можно будет собрать различных моделей роботов, внести свое творчество в конструировании.

  Вывод:  считаю,  что  имею  достаточный  потенциал  для  обеспечения  условий,  способствующих  развитию  познавательного  интереса  и  практических  навыков  у  детей  в  сфере  технического  творчества.



Предварительный просмотр:

Бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение  Кичменгско-Городецкого  муниципального  округа  Вологодской  области  «Детский  сад  комбинированного  вида  «Березка»

                

Отчет по самообразованию

«Технология  коллективных  творческих  дел  как  средство  воспитания  нравственности,  формирования  личностных  качеств,  определяющих  направленность  личности    дошкольников»

Подготовила: воспитатель

высшей категории

Сокотович Н.Н.

С. Кичменгский городок 2024 г.

 Сл. № 1. Важную роль в формировании подрастающего поколения играет коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой могут воспитываться способности личности. А чтобы организовать определенный образ жизнедеятельности коллектива, надо подходить к процессу творчески.

  Поэтому мной выбрана  методическая тема «Технология  коллективных  творческих  дел,  как  средство  воспитания  нравственности,  формирования  личностных  качеств,  определяющих  направленность  личности    дошкольников»    

  Сл. № 2. Методика «Коллективное Творческое Дело» разработана и внедрена доктором педагогических наук, академиком, профессором И.П. Ивановым в 60 годы XX века, как организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют  в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Сл. № 3. Но методика профессором была разработана для школьников, готовой методики для дошкольного возраста нет, поэтому я изучаю опыт по данной теме педагогов-новаторов. Изучив опыт работы коллег по данной теме, я нашла материал «Коллективное творческое дело: виды, этапы подготовки и проведения» старшего воспитателя Фисенко С.О., который раскрыл для меня в полной мере технологию КТД.

  Постепенно внедряла элементы технологии, структуру проведения, где отличительными признаками КТД являются: совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела, его социальный характер (для кого это нужно?),  мотивация создателей.      

  В детских садах  используют следующие формы коллективной творческой деятельности: чередование традиционных поручений, коллективное планирование, коллективное творчество, коллективный анализ, сюжетно-ролевые игры и другие. Воспитательный резерв методик коллективных творческих дел реализуется более эффективно при сочетании элементов методики с иными средствами воспитательной деятельности.

  С. № 4. Дети в дошкольном возрасте еще не могут в полной мере осознанно и самостоятельно действовать, но вместе с взрослыми, в том числе воспитателем, способны обучить их этому, так участие в коллективном творческом деле прививает навыки совместной коллективной деятельности. Некоторые дети к концу года уже способны во всякой работе распределить действия внутри своей группы, все вместе их выполнить, советуясь и помогая друг другу, вместе оценить личные и общие результаты. Мы находимся в этом году на первом этапе нашей работы и не ставим перед собой глобальных задач.

Сл. № 5 Технология КТД включает в себя 6 этапов. Познакомившись с методическим материалом, для меня стали понятны всё этапы проведения КТД. Просто, посмотрев этапы, другие педагоги путают и сравнивают технологию КТД с проектной деятельностью. На этапе разработки программы я тоже столкнулась с такой проблемой, но подробнее изучив методику, поняла, что КТД является частью проекта. Сила каждого коллективного творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. В связи с этим в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое разнообразие содержание, нестандартные варианты.

Сл. № 6. КТД можно разделить на несколько видов. Мною был разработан план по самообразованию  на год, где я старалась внести разные виды КТД. Вначале мне было трудно распределить дела по видам, но внимательно изучив виды КТД, этот вопрос для меня был закрыт. С Еленой Витальевной посовещавшись, просто немного изменили название одного вида КТД на общественном значимые. Общественное политические дела, для детского сада звучит очень недосягаемо.

  Большое внимание я уделила в придумывании названия КТД, они должны содержать как бы призыв. Например, ёлочные украшения не подходит, а украсим ёлку ледяными игрушками, это будет правильное название дела.

Сл. № 7.  В течение года были запланированы и проведены трудовые КТД. Цель трудовых КТД - обогатить познание ребят о находящемся вокруг мире, выработать убеждения, что работа - ведущей ключ удовлетворенной жизни, выработать взгляды на труд как основной источник радости, воспитать влечение вносить личную лепту в совершенствование реальности, на деле беспокоиться о ближайших и дальних людях. Прошел открытый показ воспитательного мероприятия для педагогов нашего детского сада  КТД   «Поможем Федоре навести порядок». Так же в апреле  провели трудовое КТД «Посадим огород на окне».

 Сл. № 8. Остановимся на художественных КТД.

Данный вид творческой активности направлен на развитие художественно-эстетических предпочтений ребят, уникальность способностей к творчеству, а также может опосредовано влиять и на прочие сферы развития ребёнка. Примерами данного вида деятельности является КТД «Украсим елочку ледяными игрушками», которое было одним из заданий на адвент-календаре по приближению к новому году. Очень яркое и запоминающее КТД прошло «Масленичные забавы», где ребята не просто  проиграли масленичные забавы в стилизованном празднике, но и оставили   воспоминания о нем в виде игры.

Сл.№  9. В дошкольном возрасте немаловажным является поддержание здорового образа жизни ребенка. В рамках дошкольной образовательной

организации необходимо ежедневное и рациональное обеспечение многообразных форм двигательной активности ребенка для обеспечения его

многостороннего физического развития. В виде такой двигательной

активности могут выступать, в том числе спортивные коллективные дела,

обеспечивающие не только физическое развитие, но и развивать позитивное

отношение к собственному здоровью, телу и спорту. Было запланировано КТД «Приготовим витаминный салат сами». Как раз педагоги ушли на больничный, поэтому с нами еще работала младшая группа. В этом КТД хорошо прослеживается последний этап. Коллективное подведение итогов и последействие. Дети ставили мне лайки и с большим аппетитом поглощали салат.

Сл. №10 Познавательные дела. Задача познавательных КТД - становление у дошкольников познавательных интересов, заинтересованного дела к этим сторонам жизни, которые мало познаны, полны тайн, загадок, стремление к познанию непознанного, наблюдательность, целеустремленность, настойчивость, настоятельно просят собственного раскрытия в коллективном розыске. В рамках проекта «Снегири-снегирики» проведено познавательное КТД «Покорми птиц зимой», а к дню леса ребята изготовили коллективную работу «Лес- наше богатство».

 

Сл. №11.  Общественно-политические коллективные дела позволяют обеспечить детей дошкольного возраста базовыми знаниями в общественной сфере, а также подобный вид творческой активности стимулирует в ребенке интерес к познанию собственной страны, мира, своего места в обществе, истории и так далее. Все это станет основой дальнейшего обучения и воспитания при переходе на последующие образовательные ступени. К дню пап подготовлена коллективная работа «Папа ВАМ не мама», а к дню Матери и дню пожилого человека подготовлены были выступления детей.

Сл. № 13. Ребятам пришлось не легко на первых КТД, этап подготовки к делу давался всегда трудно, не всегда удавалось правильно распределиться по группам, наладить контакт с другими ребятами.  

Итог КТД и их воспитательно-развивающий эффект находится в

зависимости от верной организации дела, когда творцом и участником становится каждый ребенок. У наших ребят в среднем возрасте под чутким управлением  воспитания стали складываться простые общественные работы и поведения, появилась надобность устроить что-нибудь нужное для находящихся вокруг - младших ребят, своих сверстников. 

  Работу по данной технологии планирую продолжить в следующем году. У меня есть уже результаты, поделилась опытам работы с коллегами на РМО по СКР по теме «Воспитания  нравственности,  формирование  личностных  качеств дошкольников через трудовые коллективно-творческие дела». Заняла первое место в муниципальном конкурсе методических разработок «Введение регионального компонента в воспитательный процесс ДОО по художественно-эстетическому развитию» Номинация «Воспитательное мероприятие (эстетического направления воспитания) с детьми с использованием регионального компонента». Считаю, что такие результаты дают мне право считать, что данная технология методически грамотно мной изучена и апробирована на детях среднего возраста.

 

 Коллективное творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого дошкольника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и то же время, являясь основным воспитательным средством. Главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли бы общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились бы на принципах сотрудничества и сотворчества.