Трансляция педагогического опыта
Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из
земли и требующий к себе особого внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« К любому ребенку нужно относиться с надеждой и ожиданием, так как в самом незаметном ученике могут таиться еще не раскрытые черты одаренности». Н.С.Лейтес
«… талантливость, даровитость, та или иная степень ее, умственная одаренность. Одаренный – человек, обладающий какими-нибудь свойствами, качествами, способностями ». Толковый словарь Д.Н.Ушакова « одаренность – то же, что и талантливость », (обладающий талантом, проявляющий талант). Словарь С.И. Ожегова Одаренность- это…
Высокомотивированный ребёнок – ребёнок, у которого высоко развиты внутренняя и внешняя потребности быть успешными в определённой области знаний и деятельности . Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Дети, которых нельзя оставить без внимания, они готовы к новым открытиям и задача учителя помочь такому ребенку двигаться дальше .
С истемное , развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям и ярким результатам в одной или нескольких сферах. Современное определение понятия «одаренности»
цель : разкрытие внутреннего деятельностного потенциала обучающихся . « Детская одарённость» = Мотивация + Интеллект + Креативность . Работа с высокомотивированными обучающимися
1 ) урочная деятельность – традиционные и нестандартные уроки, уроки с ИКТ, проекты, конференции, исследовательская деятельность; 2) внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные декады, фестивали, научно-исследовательская работа, проектная деятельность; 3) система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные конкурсы , акции и прочее Формы работы
Участие учащихся в дистанционных олимпиадах (222 чел) . Название конкурса Кол-во уч -в Общероссийский конкурс "Разговоры о важном" 6 Международная олимпиада по математике «Совушка». 5 Культурно-образовательный проект "Три ратных поля России в Сургуте" 20 Творчество без границ 3 Конкурс чтецов посвящённый 135-летию С.Я. Маршака 8 Онлайн-олимпиада "Безопасные дороги" 20 Онлайн-олимпиада Учи.ру по математике 15 Онлайн-конкурс " С днем матери!" 11 Онлайн-конкурс " С днем Учителя!" 11 Международный конкурс "Лисенок" 2 Онлайн-олимпиада «Территория безопасности» 15
Название Количество участников ВОШ (школьный уровень), в том числе на платформе «Сириус» 106 ВОШ (муниципальный уровень) 4 XII окружная научно-практическая конференция «Новое поколение и ОБЩЕСТВО знаний» 1 Интеллектуальная игра по анатомии КВИЗ " Anatomik " 6 ХХIV городская научная конференция молодых исследователей "Шаг в будущее" 1 XIII городского соревнования юных исследователей «Шаг в будущее. Юниор» 1 У частие учащихся в очных событиях
1 . Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка. 2 . О тмечать у ребенка его незаурядные возможности. 3 . Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний. 4 . Уделять внимание индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время. 5 . На уроках и вне активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. 6 . Необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся . 7. Обязательно должна создаваться ситуация успеха. 9 . Уважайте и обсуждайте любую его идею. 10.Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию. 11. Центральной задачей педагога является привитие вкуса к серьёзной творческой работе. 12. Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи. 13. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы. 14. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот. 15. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться. 16. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. 17. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил . Советы, рекомендации
Работа педагога с одаренными и высокомотивированными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями родителями . Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. В.А.Сухомлинский
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь» ( Б. Франклин).
Назначение ВПР по учебному предмету «Биология» оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС
КИМ ВПР позволяют О существить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в общеобразовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения .
КИМ ВПР направлены на проверку сформированности у учащихся : специфических биологических умений по работе с биологическими объектами в целях полноценного их изучения; овладение видами деятельности по получению нового биологического знания , преобразованию и применению знаний в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях; уровня сформированности естественно-научного типа мышления, научных представлений , владения научной биологической терминологией, ключевыми биологическими понятиями, методами и приемами.
Основные направления работы: Формирование терминологического аппарата. Смысловое чтение. Умение устанавливать причинно – следственные связи. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности и решения. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
6 класс (10 заданий) Задание 2. Процент выполнения по г.Сургуту : 2.1 - 70,89; 2.2. – 56,15 Проверяемые элементы содержания (умения) Проверяемые требования к уровню подготовки Ур. сложности Мах.б выполнение задания Прим время выполнен Микроскопическое строение растений. Ткани растений. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифициро-вать , самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации Б 2 3
Опыт: Работа в группах (несколько «сильных» учащихся). В конце урока 5-7 минут (этап закрепления). Интерактивная доска или печатные экземпляры. Обсуждение, анализ, установление причинно – следственных связей в группе. Корректировка и комментарий учителя. Эл ресурс: https://bio6-vpr.sdamgia.ru/test?theme=27
Задание 5. Процент выполнения по г.Сургуту 5.1.- 75,95%; 5.2.- 53,39%; 5.3.- 46,97% Проверяемые элементы содержания (умения) Проверяемые требования к уровню подготовки Ур. сложности Мах.б выполнение задания Прим время выполн Царство Растения. Органы цветкового растения. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации Б 4 4
Опыт: Работа в группах или парах. В конце урока 5-7 минут (этап закрепления). Интерактивная доска или печатные экземпляры. Обсуждение, анализ, установление причинно – следственных связей в группе, формирование терминологического аппарата. Корректировка и комментарий учителя. Эл ресурс: https://bio6-vpr.sdamgia.ru/test?theme= 11
Биология 7 класс (животные ) (13 заданий). Задание 2. 2.1. - 63,88%; 2.2. - 56,31%; 2.3. – 61,02%; 2.4. – 52,86% Проверяемые элементы содержания (умения) Проверяемые требования к уровню подготовки Ур. сложности Мах.б выполнение задания Прим время выполн Классификация животных. Значение животных в природе и жизни человека Использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы, ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты Б 5 6
Опыт: Работа в группах , парах, фронтально. На всех этапах урока. На каждом уроке изучения нового типа, класса животных. Обсуждение, анализ, установление причинно – следственных, формирование терминологического аппарата. Корректировка и комментарий учителя. Эл ресурс: https://bio8-vpr.sdamgia.ru/
Биология 7 класс (животные ) (13 заданий). Задание 3. 3. – 59,56%; Проверяемые элементы содержания (умения) Проверяемые требования к уровню подготовки Ур. сложности Мах.б выполнение задания Прим время выполн Простейшие и беспозвоночные животные. Хордовые животные. Использовать научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы (на бумажных и электронных носителях), ресурсы Интернета при выполнении учебных задач Б 2 2
Опыт: Работа в группах , парах, фронтально. На всех этапах урока. Акцент на первом и втором предложении вопроса. Смысловое чтение. Обсуждение, анализ, установление причинно – следственных связей . Корректировка и комментарий учителя. Эл ресурс: https://bio8-vpr.sdamgia.ru/
Рекомендации учащимися : перед началом работы бегло пробежать глазами весь материал, чтобы понять, какого типа задания в нем содержатся, что поможет настроиться на работу; внимательно просмотреть весь текст каждого задания, чтобы понять его смысл (характерная ошибка во время проверочных работ —учащиеся полностью не прочитывают задание, в результате допускают ошибки); начинать работу с более легких заданий, если нет ответа на вопрос или нет уверенности, пропустить его и отметить, чтобы потом к нему вернуться.
Рекомендации для учителей Составьте план подготовки к ВПР по вашему предмету. Не говорите с учащимися о ВПР слишком часто. Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы. Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР . Хвалите своих учеников.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Многообразие живого мира 500 тыс . видов растений; 1,5 млн . видов животных; от 100 до 250 тысяч, (до 1,5 мил. видов грибов); Около 5 тыс. видов бактерий; Описано около 500 видов вирусов, поражающих клетки позвоночных животных, и около 300 вирусов растений.
Эволюционное учение ( лат. evolutio – «развертывание» ) Наука о причинах, движущих силах и общих закономерностях исторического развития живой природы.
Чарлз Дарвин 1809-1882 Английский естествоиспытатель, натуралист, путешественник, основоположник эволюционного учения; Кругосветное путешествие на корабле « Бигль » (1831—1836 ); 1859 г. книга «Происхождение видов»; 1868 г. «Изменение домашних животных и культурных растений»; 1871 г. «Происхождение человека и половой отбор».
Гипотезы и теории о развитии органического мира Древнегреческий философ-материалист, диалектик ( ок . 530 - ок . 470 до н.э.) Гераклит , сочинение «О природе» « Жизнь природы - непрерывный процесс движения. В нем всякая вещь и всякое свойство переходят в свою противоположность. В борьбе противоположностей обнаруживается, однако, их тождество. Все, непрерывно изменяясь, обновляется, потому нельзя дважды вступить в одну и ту же реку: на входящего во второй раз текут уже новые воды. »
Гипотезы и теории о развитии органического мира Древнегреческий ученый IV в. до н.э. Аристотель Признавая материальную основу мира, сравнивая между собой различные виды организмов, пришел к выводу о том, что в природе имеются простые и сложные тела
Карл линней Шведский естествоиспытатель (ботаник, зоолог, минеролог), таксономист , медик 1707-1778 Значение трудов Установил вид в качестве основной структурной единицы живой природы. Ввел принцип иерархичности систематических категорий, или таксонов Поставил человека в отряд приматов. Ввел в практику употребление бинарной номенклатуры (двойное название – родовое и видовое)
Ж.Л.Бьюффон , «Естественная история», предположение об изменяемости видов, о родстве организмов и о единстве животного и растительного мира. П.С.Паллас , мысль о происхождении организмов некоторых видов от общих предков . Гипотезы и теории о развитии органического мира
Ж.Кювье , Теория катастроф. Смена фаун связана со стихийными бедствиями в разные периоды истории земли Ч.Лайель , учение об эволюции поверхностных слоев Земли. «…Земля изменяется под влиянием постоянных геологических факторов…» Гипотезы и теории о развитии органического мира
Теория эволюции Ж.Б.Ламарка (1744-1829) - французский естествоиспытатель, зоолог, ботаник, эволюционист, внес огромный вклад в развитие биологии. 1809 г. труд «Философия зоологии» Изменения в окружающей среде ведут к изменениям видов животных и растений. Необходимость в изменении и образовании новых приспособительных свойств обусловлена внутренним стремлением самих организмов к прогрессу, особенно у высших животных.
Оценка трудов Ламарка Достоинства 1. Создание первого целостного эволюционного учения . 2. Признание поступательного характера эволюции, идея градации отразила прогрессивное развитие живого от простого к сложному. 3. Показ адаптивного (приспособительного) характера эволюционных изменений и существования разных направлений в эволюции. 4. Успешная разработка проблемы изменчивости (прямая и косвенная) под влиянием факторов среды. 5. В ведение в науку термина «биология», разделение всех животных на две группы: беспозвоночные и позвоночные. Недостатки 1. Не решены вопросы о движущих силах эволюции (теория «флюидов»). 2. Неверно установлены равенства между изменением и приспособлением (все изменения имеют приспособительный характер); процесс приспособления механически сведен к процессу изменчивости. 3. Отрицание реальности существования видов в природе и естественного их вымирания в ходе эволюции.
Проверь себя: Найди соответствие между первым и вторым столбиком. Ответы: 1-Г, 2- А, 3-Д, 4-Б, 5-В. Ученый Достижения К.Линней Ж.Б.Ламарк Ч.Дарвин Ч. Лайель Ж.Бюффон А. И дея градации Б. «Земля изменяется под воздействием геологических процессов» В. Труд «Естественная история» Г. Употребление бинарной номенклатуры Д. Первое эволюционное учение
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню , дай сделать - и я пойму». Китайская пословица. Мотивация (от латинского motive – побуждение; от французского motif – побудительная сила, причина) – это некое эмоциональное состояние, которое побуждает ученика к самостоятельным действиям. Основное условие успешного обучения
Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Мотивация в педагогике.
Значимые мотивы для учащихся. познавательные; коммуникативные; эмоциональные; саморазвития; позиция школьника; достижения; внешние (поощрения, наказания).
Условия для мотивации . Организация обучения, при которой учащийся вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний. Работа в группах и парах. Применение ИКТ на уроках Понимание учащимся нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания. Чем чаще проверяется и оценивается работа учащегося, тем интереснее ему работать. Позитивная психологическая атмосфера урока. В обучении должны создаваться возможности для творчества. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.
Методы мотивации. Метод «Соревнование»– «Что? Где? Когда?», «Своя игра». по окончанию изучения разделов, тем, (Нервная система, дыхательная система). Метод «Проектов» - 6 кл . – семейства растений; 7 кл .- отряды животных, 8 кл .- в темах систем жизнедеятельности. 9 кл .- «Этапы развития жизни на земле». Метод создания проблемной ситуации – 6 кл . С какой целью при выпечке хлеба и хлебобулочных изделий применяют дрожжевые грибы? Какой процесс при этом происходит? 7 кл . Беззубки и перловицы называют «придонными фильтрами». Почему ? 8 кл . Ночью все кошки серы. Объясните суть этого высказывания . Метод «Дидактические игры» Метод «Ситуация успеха»
Приемы мотивации. «Верные - неверные утверждения » «Лови ошибку » «Свои вопросы» «Пятерка вопросов» «Ребусы, кроссворды, головоломки» «Свободен от зачета» «Ты мне – Я тебе» «Цепочка вопросов»
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность
на уроках биологии в основной школе.
На сегодняшний день все школы России, обучающиеся на уровне основного общего образования, перешли на ФГОС. Основными задачами которого являются: охрана и укрепление здоровья детей; обеспечение равных возможностей детей; обеспечение преемственности между разными уровнями обучения; создание благоприятных условия для развития детей в соответствии с их возрастными и интеллектуальными способностями. Одним из путей решения поставленных задач является повышение мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе. Включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность является хорошим мотиватором к познанию нового. Уроки биологии позволяют использовать проектную, и исследовательскую деятельность на любом этапе урока и при изучении большого количества тем.
Исследовательская и проектная деятельность на уроках может быть организована в парах, группах, индивидуально. В любом случае при использовании проектной и исследовательской деятельности строятся различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
Организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Очевидно, что значимыми и интересными для подростков представляются новые виды деятельности, которые им ещё незнакомы, именно их интересно освоить, даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых. Исследовательские и проектные работы могут быть построены таким образом, что в них будут востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности. В данном случае учащиеся делают первые шаги в направлении предпрофессиональной ориентации. Исследовательская и проектная деятельность открывает новые возможности для создания интереса подростка, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Важной особенностью реализации исследовательских и проектных работ является необходимость владения школьниками компетенциями в той или иной области знаний, а также активной работы воображения — непременной основы творчества (1).
В курсе биологии 8 класса изучается «Человек». Данный курс как нельзя лучше позволяет не просто изучить особенности строения и функционирования своего тела, а изучить его с помощью исследования. Исследовательские работы могут быть организованы, как при изучении целых разделов, так и конкретных тем. Использование исследовательской деятельности позволяет повысить интерес учащихся к предмету, повысить мотивацию в обучении.
В своей педагогической деятельности часто использую мини-исследовательские работы, в которых могут принять участие и родители учащихся, что также имеет свои плюсы.
Предлагаю вашему вниманию мини - исследовательскую работу используемую при изучении темы «Органы осязания, обоняния, вкуса».
Любая исследовательская работа начинается с постановки проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы; выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования; планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария; поиск решения проблемы, проведение исследования (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов; представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания; обсуждение и оценка полученных результатов и применение их к новым ситуациям.
Если вы регулярно используете данный вид работы, то это не вызывает у ребят больших затруднений. В данном случае вы можете выступить в роли консультанта.
Итак, предложите учащимся схему исследования, которую они заполнят.
Первое:
Тема___________________________
Актуальность ___________________
Цель ___________________________
Задачи _________________________
Гипотеза ________________________
Материалы для исследования (пищевые продукты): хлеб, яблоки, лимон, помидор, огурец, мед, кофейные зерна, конфеты, или прочие продукты питания, которые можно изучить используя органы осязания, обоняния, вкуса.
Если работа проводится дома, то в исследовании могут принять участие члены семьи: родители, сестра, брат.
Второе. Результаты исследования можно оформить в виде таблицы. На мой взгляд, именно табличный вариант является самым удобным для сбора и обработки информации.
Органы | Изучаемые продукты | ||||
Осязания | |||||
Обоняния | |||||
Вкуса |
Третье. Важным этапом исследовательской работы является умение делать правильные выводы на основе полученной информации.
Четвертое. Можно организовать и поисковую деятельность, которая также является основой исследовательской деятельности. Например, добавить к работе 3-5 интересных фактов об органах осязания, обоняния, вкуса. Таким образом, вы позволите учащимся выйти за рамки учебника, воспользоваться дополнительным источниками информации: энциклопедии, интернет.
И возможно самые любознательные сделают такие открытия, которые еще не были ни кому известны.
Исследовательская деятельность позволяет формировать универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные, что является основой обучения по ФГОС.
Литература.
1. Асмолов А. Г.. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмо-лова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. -
2. Драгомилов А.Г. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Драгомилов А.Г. , Р.Д.Маш. – 5-е изд., стереотип.- М.: Вентана-Граф, 2018. – с.: ил. – (Российский учебник)