Трансляция педагогического опыта

Мерк Татьяна Михайловна

Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из
земли и требующий к себе особого внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
                                                                                   В.А.Сухомлинский

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ СОШ №15 Мерк Т.М. Заседание методического объединения естественно - научного цикла Работа с высокомотивированными или одарёнными детьми .

Слайд 2

« К любому ребенку нужно относиться с надеждой и ожиданием, так как в самом незаметном ученике могут таиться еще не раскрытые черты одаренности». Н.С.Лейтес

Слайд 3

«… талантливость, даровитость, та или иная степень ее, умственная одаренность. Одаренный – человек, обладающий какими-нибудь свойствами, качествами, способностями ». Толковый словарь Д.Н.Ушакова « одаренность – то же, что и талантливость », (обладающий талантом, проявляющий талант). Словарь С.И. Ожегова Одаренность- это…

Слайд 4

Высокомотивированный ребёнок – ребёнок, у которого высоко развиты внутренняя и внешняя потребности быть успешными в определённой области знаний и деятельности . Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Дети, которых нельзя оставить без внимания, они готовы к новым открытиям и задача учителя помочь такому ребенку двигаться дальше .

Слайд 5

С истемное , развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям и ярким результатам в одной или нескольких сферах. Современное определение понятия «одаренности»

Слайд 6

цель : разкрытие внутреннего деятельностного потенциала обучающихся . « Детская одарённость» = Мотивация + Интеллект + Креативность . Работа с высокомотивированными обучающимися

Слайд 7

1 ) урочная деятельность – традиционные и нестандартные уроки, уроки с ИКТ, проекты, конференции, исследовательская деятельность; 2) внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные декады, фестивали, научно-исследовательская работа, проектная деятельность; 3) система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные конкурсы , акции и прочее Формы работы

Слайд 8

Участие учащихся в дистанционных олимпиадах (222 чел) . Название конкурса Кол-во уч -в Общероссийский конкурс "Разговоры о важном" 6 Международная олимпиада по математике «Совушка». 5 Культурно-образовательный проект "Три ратных поля России в Сургуте" 20 Творчество без границ 3 Конкурс чтецов посвящённый 135-летию С.Я. Маршака 8 Онлайн-олимпиада "Безопасные дороги" 20 Онлайн-олимпиада Учи.ру по математике 15 Онлайн-конкурс " С днем матери!" 11 Онлайн-конкурс " С днем Учителя!" 11 Международный конкурс "Лисенок" 2 Онлайн-олимпиада «Территория безопасности» 15

Слайд 9

Название Количество участников ВОШ (школьный уровень), в том числе на платформе «Сириус» 106 ВОШ (муниципальный уровень) 4 XII окружная научно-практическая конференция «Новое поколение и ОБЩЕСТВО знаний» 1 Интеллектуальная игра по анатомии КВИЗ " Anatomik " 6 ХХIV городская научная конференция молодых исследователей "Шаг в будущее" 1 XIII городского соревнования юных исследователей «Шаг в будущее. Юниор» 1 У частие учащихся в очных событиях

Слайд 10

1 . Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка. 2 . О тмечать у ребенка его незаурядные возможности. 3 . Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний. 4 . Уделять внимание индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время. 5 . На уроках и вне активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. 6 . Необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся . 7. Обязательно должна создаваться ситуация успеха. 9 . Уважайте и обсуждайте любую его идею. 10.Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию. 11. Центральной задачей педагога является привитие вкуса к серьёзной творческой работе. 12. Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи. 13. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы. 14. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот. 15. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться. 16. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. 17. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил . Советы, рекомендации

Слайд 11

Работа педагога с одаренными и высокомотивированными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями родителями . Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. В.А.Сухомлинский


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к ВПР по биологии Мерк Т.М. МБОУ СОШ№15 Городское методическое объединение учителей биологии города Сургута

Слайд 2

«Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь» ( Б. Франклин).

Слайд 3

Назначение ВПР по учебному предмету «Биология» оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС

Слайд 4

КИМ ВПР позволяют О существить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в общеобразовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения .

Слайд 5

КИМ ВПР направлены на проверку сформированности у учащихся : специфических биологических умений по работе с биологическими объектами в целях полноценного их изучения; овладение видами деятельности по получению нового биологического знания , преобразованию и применению знаний в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях; уровня сформированности естественно-научного типа мышления, научных представлений , владения научной биологической терминологией, ключевыми биологическими понятиями, методами и приемами.

Слайд 6

Основные направления работы: Формирование терминологического аппарата. Смысловое чтение. Умение устанавливать причинно – следственные связи. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности и решения. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Слайд 7

6 класс (10 заданий) Задание 2. Процент выполнения по г.Сургуту : 2.1 - 70,89; 2.2. – 56,15 Проверяемые элементы содержания (умения) Проверяемые требования к уровню подготовки Ур. сложности Мах.б выполнение задания Прим время выполнен Микроскопическое строение растений. Ткани растений. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифициро-вать , самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации Б 2 3

Слайд 8

Опыт: Работа в группах (несколько «сильных» учащихся). В конце урока 5-7 минут (этап закрепления). Интерактивная доска или печатные экземпляры. Обсуждение, анализ, установление причинно – следственных связей в группе. Корректировка и комментарий учителя. Эл ресурс: https://bio6-vpr.sdamgia.ru/test?theme=27

Слайд 9

Задание 5. Процент выполнения по г.Сургуту 5.1.- 75,95%; 5.2.- 53,39%; 5.3.- 46,97% Проверяемые элементы содержания (умения) Проверяемые требования к уровню подготовки Ур. сложности Мах.б выполнение задания Прим время выполн Царство Растения. Органы цветкового растения. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации Б 4 4

Слайд 10

Опыт: Работа в группах или парах. В конце урока 5-7 минут (этап закрепления). Интерактивная доска или печатные экземпляры. Обсуждение, анализ, установление причинно – следственных связей в группе, формирование терминологического аппарата. Корректировка и комментарий учителя. Эл ресурс: https://bio6-vpr.sdamgia.ru/test?theme= 11

Слайд 11

Биология 7 класс (животные ) (13 заданий). Задание 2. 2.1. - 63,88%; 2.2. - 56,31%; 2.3. – 61,02%; 2.4. – 52,86% Проверяемые элементы содержания (умения) Проверяемые требования к уровню подготовки Ур. сложности Мах.б выполнение задания Прим время выполн Классификация животных. Значение животных в природе и жизни человека Использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы, ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты Б 5 6

Слайд 12

Опыт: Работа в группах , парах, фронтально. На всех этапах урока. На каждом уроке изучения нового типа, класса животных. Обсуждение, анализ, установление причинно – следственных, формирование терминологического аппарата. Корректировка и комментарий учителя. Эл ресурс: https://bio8-vpr.sdamgia.ru/

Слайд 13

Биология 7 класс (животные ) (13 заданий). Задание 3. 3. – 59,56%; Проверяемые элементы содержания (умения) Проверяемые требования к уровню подготовки Ур. сложности Мах.б выполнение задания Прим время выполн Простейшие и беспозвоночные животные. Хордовые животные. Использовать научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы (на бумажных и электронных носителях), ресурсы Интернета при выполнении учебных задач Б 2 2

Слайд 14

Опыт: Работа в группах , парах, фронтально. На всех этапах урока. Акцент на первом и втором предложении вопроса. Смысловое чтение. Обсуждение, анализ, установление причинно – следственных связей . Корректировка и комментарий учителя. Эл ресурс: https://bio8-vpr.sdamgia.ru/

Слайд 15

Рекомендации учащимися : перед началом работы бегло пробежать глазами весь материал, чтобы понять, какого типа задания в нем содержатся, что поможет настроиться на работу; внимательно просмотреть весь текст каждого задания, чтобы понять его смысл (характерная ошибка во время проверочных работ —учащиеся полностью не прочитывают задание, в результате допускают ошибки); начинать работу с более легких заданий, если нет ответа на вопрос или нет уверенности, пропустить его и отметить, чтобы потом к нему вернуться.

Слайд 16

Рекомендации для учителей Составьте план подготовки к ВПР по вашему предмету. Не говорите с учащимися о ВПР слишком часто. Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы. Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР . Хвалите своих учеников.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель биологии Мерк Т.М. Идеи развития органического мира в биологии

Слайд 2

Многообразие живого мира 500 тыс . видов растений; 1,5 млн . видов животных; от 100 до 250 тысяч, (до 1,5 мил. видов грибов); Около 5 тыс. видов бактерий; Описано около 500 видов вирусов, поражающих клетки позвоночных животных, и около 300 вирусов растений.

Слайд 3

Эволюционное учение ( лат. evolutio – «развертывание» ) Наука о причинах, движущих силах и общих закономерностях исторического развития живой природы.

Слайд 4

Чарлз Дарвин 1809-1882 Английский естествоиспытатель, натуралист, путешественник, основоположник эволюционного учения; Кругосветное путешествие на корабле « Бигль » (1831—1836 ); 1859 г. книга «Происхождение видов»; 1868 г. «Изменение домашних животных и культурных растений»; 1871 г. «Происхождение человека и половой отбор».

Слайд 5

Гипотезы и теории о развитии органического мира Древнегреческий философ-материалист, диалектик ( ок . 530 - ок . 470 до н.э.) Гераклит , сочинение «О природе» « Жизнь природы - непрерывный процесс движения. В нем всякая вещь и всякое свойство переходят в свою противоположность. В борьбе противоположностей обнаруживается, однако, их тождество. Все, непрерывно изменяясь, обновляется, потому нельзя дважды вступить в одну и ту же реку: на входящего во второй раз текут уже новые воды. »

Слайд 6

Гипотезы и теории о развитии органического мира Древнегреческий ученый IV в. до н.э. Аристотель Признавая материальную основу мира, сравнивая между собой различные виды организмов, пришел к выводу о том, что в природе имеются простые и сложные тела

Слайд 7

Карл линней Шведский естествоиспытатель (ботаник, зоолог, минеролог), таксономист , медик 1707-1778 Значение трудов Установил вид в качестве основной структурной единицы живой природы. Ввел принцип иерархичности систематических категорий, или таксонов Поставил человека в отряд приматов. Ввел в практику употребление бинарной номенклатуры (двойное название – родовое и видовое)

Слайд 8

Ж.Л.Бьюффон , «Естественная история», предположение об изменяемости видов, о родстве организмов и о единстве животного и растительного мира. П.С.Паллас , мысль о происхождении организмов некоторых видов от общих предков . Гипотезы и теории о развитии органического мира

Слайд 9

Ж.Кювье , Теория катастроф. Смена фаун связана со стихийными бедствиями в разные периоды истории земли Ч.Лайель , учение об эволюции поверхностных слоев Земли. «…Земля изменяется под влиянием постоянных геологических факторов…» Гипотезы и теории о развитии органического мира

Слайд 10

Теория эволюции Ж.Б.Ламарка (1744-1829) - французский естествоиспытатель, зоолог, ботаник, эволюционист, внес огромный вклад в развитие биологии. 1809 г. труд «Философия зоологии» Изменения в окружающей среде ведут к изменениям видов животных и растений. Необходимость в изменении и образовании новых приспособительных свойств обусловлена внутренним стремлением самих организмов к прогрессу, особенно у высших животных.

Слайд 11

Оценка трудов Ламарка Достоинства 1. Создание первого целостного эволюционного учения . 2. Признание поступательного характера эволюции, идея градации отразила прогрессивное развитие живого от простого к сложному. 3. Показ адаптивного (приспособительного) характера эволюционных изменений и существования разных направлений в эволюции. 4. Успешная разработка проблемы изменчивости (прямая и косвенная) под влиянием факторов среды. 5. В ведение в науку термина «биология», разделение всех животных на две группы: беспозвоночные и позвоночные. Недостатки 1. Не решены вопросы о движущих силах эволюции (теория «флюидов»). 2. Неверно установлены равенства между изменением и приспособлением (все изменения имеют приспособительный характер); процесс приспособления механически сведен к процессу изменчивости. 3. Отрицание реальности существования видов в природе и естественного их вымирания в ходе эволюции.

Слайд 12

Проверь себя: Найди соответствие между первым и вторым столбиком. Ответы: 1-Г, 2- А, 3-Д, 4-Б, 5-В. Ученый Достижения К.Линней Ж.Б.Ламарк Ч.Дарвин Ч. Лайель Ж.Бюффон А. И дея градации Б. «Земля изменяется под воздействием геологических процессов» В. Труд «Естественная история» Г. Употребление бинарной номенклатуры Д. Первое эволюционное учение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы мотивации активной учебно-познавательной деятельности при обучении биологии Мерк Т.М., учитель биологии, МБОУ СОШ №15 Городское методическое объединение учителей биологии города Сургута

Слайд 2

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню , дай сделать - и я пойму». Китайская пословица. Мотивация (от латинского motive – побуждение; от французского motif – побудительная сила, причина) – это некое эмоциональное состояние, которое побуждает ученика к самостоятельным действиям. Основное условие успешного обучения

Слайд 3

Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Мотивация в педагогике.

Слайд 4

Значимые мотивы для учащихся. познавательные; коммуникативные; эмоциональные; саморазвития; позиция школьника; достижения; внешние (поощрения, наказания).

Слайд 5

Условия для мотивации . Организация обучения, при которой учащийся вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний. Работа в группах и парах. Применение ИКТ на уроках Понимание учащимся нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания. Чем чаще проверяется и оценивается работа учащегося, тем интереснее ему работать. Позитивная психологическая атмосфера урока. В обучении должны создаваться возможности для творчества. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.

Слайд 6

Методы мотивации. Метод «Соревнование»– «Что? Где? Когда?», «Своя игра». по окончанию изучения разделов, тем, (Нервная система, дыхательная система). Метод «Проектов» - 6 кл . – семейства растений; 7 кл .- отряды животных, 8 кл .- в темах систем жизнедеятельности. 9 кл .- «Этапы развития жизни на земле». Метод создания проблемной ситуации – 6 кл . С какой целью при выпечке хлеба и хлебобулочных изделий применяют дрожжевые грибы? Какой процесс при этом происходит? 7 кл . Беззубки и перловицы называют «придонными фильтрами». Почему ? 8 кл . Ночью все кошки серы. Объясните суть этого высказывания . Метод «Дидактические игры» Метод «Ситуация успеха»

Слайд 7

Приемы мотивации. «Верные - неверные утверждения » «Лови ошибку » «Свои вопросы» «Пятерка вопросов» «Ребусы, кроссворды, головоломки» «Свободен от зачета» «Ты мне – Я тебе» «Цепочка вопросов»



Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность

на уроках биологии в основной школе.

На сегодняшний день все школы России, обучающиеся на  уровне основного общего образования, перешли на ФГОС. Основными задачами которого являются: охрана и укрепление здоровья детей; обеспечение равных возможностей детей;  обеспечение преемственности между разными уровнями обучения; создание благоприятных условия для развития детей в соответствии с их возрастными и   интеллектуальными способностями. Одним из путей решения  поставленных задач является повышение мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе. Включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность является хорошим мотиватором к познанию нового. Уроки биологии позволяют использовать проектную, и исследовательскую деятельность на любом этапе урока и при изучении большого количества тем.  

Исследовательская и проектная деятельность на уроках может быть организована в парах, группах, индивидуально. В любом случае при использовании проектной и исследовательской деятельности строятся различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.

Организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Очевидно, что значимыми и интересными для подростков представляются новые виды деятельности, которые им ещё незнакомы, именно их интересно освоить, даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых. Исследовательские и проектные работы могут быть построены таким образом, что в них будут востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности. В данном случае учащиеся делают первые шаги в направлении предпрофессиональной ориентации. Исследовательская и проектная деятельность открывает новые возможности для создания интереса подростка, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Важной особенностью реализации исследовательских и проектных работ является необходимость владения школьниками компетенциями в той или иной области знаний, а также активной работы воображения — непременной основы творчества (1).

В курсе биологии 8 класса изучается «Человек». Данный курс как нельзя лучше позволяет не просто изучить особенности строения и функционирования своего тела, а изучить его с помощью исследования. Исследовательские работы могут быть организованы, как при изучении целых разделов, так и конкретных тем. Использование исследовательской деятельности позволяет повысить интерес учащихся к предмету, повысить мотивацию в обучении.

В своей педагогической деятельности часто использую мини-исследовательские работы, в которых могут принять участие и родители учащихся, что также имеет свои плюсы.

Предлагаю вашему вниманию мини - исследовательскую работу используемую при изучении темы «Органы осязания, обоняния, вкуса».

Любая исследовательская работа начинается с постановки проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы; выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования; планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария; поиск решения проблемы, проведение исследования (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов; представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания; обсуждение и оценка полученных результатов и применение их к новым ситуациям.

Если вы регулярно используете данный вид работы, то это не вызывает у ребят больших затруднений. В данном случае вы можете выступить в роли консультанта.

Итак, предложите учащимся схему исследования, которую они заполнят.

Первое:

Тема___________________________

Актуальность ___________________

Цель ___________________________

Задачи _________________________

Гипотеза ________________________

Материалы для исследования (пищевые продукты): хлеб, яблоки, лимон, помидор, огурец, мед, кофейные зерна, конфеты,  или прочие продукты питания, которые можно изучить используя органы осязания, обоняния, вкуса.

Если работа проводится дома, то в исследовании могут принять участие члены семьи: родители, сестра, брат.

Второе. Результаты исследования можно оформить в виде таблицы. На мой взгляд, именно табличный вариант является самым удобным для сбора и обработки информации.

Органы

Изучаемые продукты

Осязания

Обоняния

Вкуса

Третье. Важным этапом исследовательской работы является умение делать правильные выводы на основе полученной информации.

Четвертое. Можно организовать и поисковую деятельность, которая также является основой исследовательской деятельности. Например, добавить к работе 3-5 интересных фактов об органах осязания, обоняния, вкуса. Таким образом, вы позволите учащимся выйти  за рамки учебника, воспользоваться дополнительным источниками информации: энциклопедии, интернет.

       И возможно самые любознательные сделают такие открытия, которые еще не были ни кому известны.

       Исследовательская деятельность позволяет формировать универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные, что является основой обучения по ФГОС.

Литература.

1. Асмолов А. Г..  Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмо-лова.  - М.  :  Просвещение,  2010.  -   159 с.  : ил.  -

2. Драгомилов А.Г. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Драгомилов А.Г. , Р.Д.Маш. – 5-е изд., стереотип.- М.: Вентана-Граф, 2018. – с.: ил. – (Российский учебник)