Участие в VIII Международном конкурсе педагогического мастерства "Я - педагог нового поколения"

Кустова Наталья Юрьевна

Конкурсные материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnaya_rabota_kustovoy_n.yu_.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы воспитателя МБДОУ «Детский сад № 56» г. Зима Иркутской области Кустовой Натальи Юрьевны по теме:

«Алгоритм реализации технологии «Метод детского проектирования»»

Особенность технологии «Метод детского проектирования» заключается в том, что это четкая последовательность конкретных шагов. В основу технологии легли труды американского философа и педагога Джона Дьюи, а также его последователя В.Х. Килпатрика. Основная идея авторов заключается в организации обучения на активной основе, через целесообразную деятельность ребенка, основанную на его личном интересе и желании. С 1991 года теория Джона Дьюи, является современной теорией образования в России. Метод проектов пользуется популярностью во всем мире, т.к. он позволяет соединить теорию и практику в решении проблем.

Что же такое проектная технология? Это способ достижения дидактической цели посредством детальной разработки проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым результатом, оформленным тем или иным образом. Проще говоря, это четкая последовательность определенных этапов, когда через создание проблемной ситуации ребенок сам ставит цель, осуществляет планирование по достижению этой цели и сам презентует результаты своей работы.

Благодаря проблемной ситуации, через которую начинается проект ребенок усваивает материал не потому, что об этом говорит педагог, а потому что он удовлетворяет свою возникшую потребность в получении знаний. Проекты отличает совместная деятельность воспитателя и ребенка. При этом педагог выполняет роль старшего наставника, он как бы помогает ребенку, но не делает за него. Воспитатель может помочь с поиском информации, оформлении плана или результатов, но все остальное дети делают самостоятельно.

Самая распространенная ошибка, которую совершают педагоги – путают данную технологию с простым набором мероприятий, объединенных какой-либо темой. Например, педагог хочет реализовать проект «Зимующие птицы». И он решает, что сначала они с детьми порисуют зимующих птиц, потом выучат о них стихи, слепят их из пластилина и почитают рассказы о них. Но этот набор мероприятий, объединенный темой «Зимующие птицы» не имеет с реализацией проектной технологии ничего общего.

Еще одна отличительная черта детского проекта – у него есть результат с практической направленностью, который можно получить при решении практической или теоретически значимой проблемы. Результат проекта всегда можно увидеть, осмыслить или применить в реальной деятельности. Результатом проекта могут быть выставки, макеты, фотоальбомы или фотогазеты, созданные схемы, спектакли, реальные детские постройки. Например, Вы реализовывали проект «Детский сад будущего», тогда результатом вашего проекта может стать макет, созданный детьми или альбом с детскими рисунками. Результатом проекта «Моя семья» может стать наглядное генеалогическое дерево, с помощью которого ребенок сможет рассказывать о своей семье.  

Детский проект – это работа над решением какой-то проблемы, поэтому выбор темы это и есть первый этап реализации технологии. Существует несколько вариантов выбора темы проекта. Первый путь – идти за интересом детей. Практически каждый детский вопрос «Почему?» или «Как?» может стать темой для проекта. Тема проекта также может предлагаться педагогом. В этом случае вам надо заинтересовать детей так, чтобы они захотели работать над этой темой.

В проекте «Путешествие воды», который мы проводили с детьми, этап постановки темы и проблемы выглядел следующим образом. Однажды, во время прогулки дети спросили у меня «Откуда берется дождь? И куда исчезают лужи после дождя?». Я сказала им, что дождь идет благодаря такому природному явлению как «Круговорот воды в природе». У детей родилась идея – реализовать проект «Путешествие воды», благодаря которому они поймут, что такое круговорот воды в природе. Проблемой детей было – непонимание того почему идет дождь и куда исчезают лужи, а также желание узнать ответ на этот вопрос.

Следующий этап реализации проекта «Определение цели деятельности». Если на предыдущем этапе у нас возникла проблема, почему идет дождь и куда исчезают лужи, то сейчас мы ставим цель, как эту проблему решить. На этом этапе педагоги часто совершают ошибку и путают педагогическую цель и детскую цель. Педагогическая цель заключается в развитии или формировании какого-либо навыка, обучении тому-то. Это должен быть ответ на вопрос – что я хочу развивать, какое умение формировать, какие знания дать детям с помощью данного проекта. Детская цель в нашем проекте будет иной: «Узнать, что такое круговорот воды в природе, и понять, как он происходит».

Третий этап реализации технологии «Выдвижение гипотезы». На этом этапе педагог может воспользоваться приемом мозгового штурма и задать вопрос детям, благодаря которому они смогут предлагать свои варианты ответов. Задача воспитателя записать все ответы, вплоть до самых абсурдных.

Переходим к следующему этапу – «Планирование». После того, как мы поставили цель, нам надо спланировать достижение цели. Иначе говоря, нам надо спросить у детей: «Как мы будем достигать цель? Что нам надо сделать? Какие конкретные шаги стоит осуществить?». План работы над проектом составляется вместе с детьми. Дети сами предлагают конкретные шаги.

Наша задача записать каждый из них, структурировать и выстроить в логической последовательности. Здесь на помощь приходит модель «Трех вопросов»: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Где и как мы можем узнать?

 Второе важное правило плана в детском проекте – он должен быть наглядным.  То есть первые два пункта записывает педагог, а последний дети самостоятельно зарисовывают или приклеивают шаблонные картинки. После того, как все этапы работы будут определены, нам надо их наглядно оформить в виде таблицы или списка на ватмане или на листке бумаги. Дети должны видеть этот план и понимать, какой шаг они уже выполнили и какой их ждет дальше. Дети будут идти постепенно от первого до последнего пункта плана, отмечая галочкой завершение каждого из них.

Следующий этап называется «Реализация проекта». В нашем проекте «Путешествие воды» было запланировано 4 опыта: «Что такое испарение?», «Превращение пара в воду», «Превращение воды в лед», «Во что превращается лед». Проделав эти опыты, дети поняли, что капельки воды всё время перемещаются по кругу. А путешествовать им помогают тепло и холод. Круговорот воды в природе никогда не прекращается, происходит круглый год.

Следующий этап «Анализ результатов и презентация». После того как все шаги в реализации вашего проекта были пройдены нам надо рассказать о том, что мы сделали. Рассказать можно родителям или воспитанникам соседней группы. Презентация проекта должна проходить детьми самостоятельно или при минимальной помощи взрослого. Важно понимать, что презентация результата – это не заученный текст, который дети бездумно пересказывают. Самый простой способ презентовать проект детьми самостоятельно – использовать мнемотехнику. Например, вы распечатали фотографии того, как дети работали над проектом. Ребенок будет смотреть на фотографии и рассказывать то, что он делал. Это может быть свободное повествование ребенка или группы детей, используя ленту фотографий, фотоальбом или слайд презентацию. Презентацией проекта может быть также спектакль, утренник или его часть.

В нашем проекте была презентация с помощью фотографий каждого этапа, а также совместно созданный макет «Круговорот воды в природе», и альбом, в котором зафиксированы все этапы проекта.

Таким образом, проектная технология — это четкая последовательность определенных этапов, таких как – постановка проблемы, определение цели и замысла, планирование, реализация задуманного и презентация. Если мы исключим хоть один из этих этапов – смысл технологии будет утрачен. Использование этой технологии поможет Вам более эффективно достигать целевых ориентиров ФГОС ДО, т.к. ребенок будет усваивать информацию в самостоятельной деятельности и с удовольствием.