Участие в II ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ «ПЕРСПЕКТИВА»
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Социальный, практико-ориентированный проект
«Вовлечение родителей в педагогический процесс через использование технологии проектирования»
Н.Ю. Кустова,
Н.В. Аверьянова,
воспитатели,
МКДОУ «Детский сад № 56»,
г. Зима, Иркутская область
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
С введением ФГОС детский сад обязан создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности, обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
В результате анкетирования родителей было установлено, что значительная часть родителей- 85% не знают, что такое проектная деятельность и как осуществлять процесс обучения ребенка с учетом данного подхода. И только единицы -15% имеют небольшие представления о том, какую роль играет исследовательская деятельность в развитии ребенка. Поэтому мы решили разработать проект по вовлечению родителей в педагогический процесс через использование технологии проектирования.
Цель: Создание условий для привлечения родителей в образовательный процесс через проектный метод.
Задачи:
1. Повысить компетентность родителей по вопросам технологии проектирования в ДОУ.
2. Познакомить родителей с содержанием и методикой проектной деятельности.
3. Вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми.
Планируемые результаты:
1. Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам технологии проектирования в ДОУ.
2. Расширение сферы участия родителей в организации жизни ДОУ.
3. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.
Тип проекта: социальный, практико-ориентированный.
Продолжительность: долгосрочный.
По составу участников: групповой.
Участники проекта: педагоги, родители и дошкольники старшего возраста.
Формы организации проекта:
- коллективные
- наглядно-информационные
- индивидуальные
Критерии эффективности:
-Заинтересованность и активное участие родителей в реализации проекта;
-100% выполнение запланированных мероприятий по реализации проекта.
Риски:
-Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях проекта.
Предупреждение рисков:
-Разработка стратегий и тактики привлечение родителей;
-Высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают, заинтересовывают родителей;
Этапы реализации проекта
I этап: Подготовительный (информационно-накопительный)
Цель: Повышение теоретической профессиональной компетенции педагога по взаимодействию с родителями воспитанников по проектной деятельности в ДОУ
1. Составление плана работы.
2. Подбор и работа с методическим материалом по данной теме.
3. Определение содержание и формы взаимодействия с родителями по проектной деятельности.
4. Разработка консультаций для родителей и педагогов, памяток, буклетов, презентации.
5. Анкетирование родителей.
6. Взаимодействие с педагогами и родителями в данном направлении.
II этап: Основной (организационно-практический)
Цель: Реализация мероприятий проекта.
Направление работы | Мероприятие | Цель |
Работа с родителями воспитанников | Анкетирование родителей Консультация для родителей на тему: «Проектная деятельность, как метод взаимодействия педагогов и родителей» Памятка для родителей «Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?» Деловая игра «Проектно- исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС дошкольного образования» Мастер – класс «Как разработать и реализовать детский исследовательский проект?» | Выявление знаний родителей по вопросам технологии проектирования в ДОУ. Помочь родителям разобраться что такое " проект и проектная деятельность" для дошкольников. Помочь родителям правильно составить и реализовать проект Повысить компетентность родителей в вопросах проектной деятельности с дошкольниками Научить родителей правильно реализовывать технологию проектирования с дошкольниками |
Работа с детьми | Познавательная развитие: - выбор темы проектов -постановка цели -планирование -сбор материала -исследование и экспериментирование -наблюдения Социально-коммуникативное и речевое развитие: -беседы -создание проблемных ситуаций -чтение художественной литературы -просмотр видеофильмов, презентаций -придумывание сказок, сценариев -обыгрывание коммуникативных ситуаций Художественно-эстетическое развитие: -создание макетов, коллажей -конструирование из природного и бросового материала -выставки творческих работ | Научить обозначать проблему, ставить цель деятельности, участвовать в определении последовательности операций по плану. Создать условия для самостоятельной реализации замысла проекта: подобрать наглядный, дидактический, бросовый, природный материал, энциклопедии, книги, иллюстрации, материал для ручного труда и художественной деятельности. |
Главную часть работы над проектами выполняют дети. Во время работы они учились самостоятельно выбирать тему проекта, ставить цель и искать пути ее достижения. Ребята при помощи родителей собирали различный необходимый материал для реализации своих проектов. При этом они самостоятельно проводили наблюдения и эксперименты, придумывали и обыгрывали различные ситуации, делали выводы и умозаключения. В практической части проекта дети создавали макеты, коллажи, делали зарисовки, используя при этом различный природный и бросовый материал.
В течение года, детьми совместно с родителями были реализованы следующие проекты:
- «Путешествие Чипполино
- «Семейные традиции»
- «Приготовление творога в домашних условиях»
- «Волшебный лимон»
- «Я и мой папа»
- «Полезная и вредная еда»
- «С какого дерева веточка»
- «Путешествие воды»
- «Удивительная соль»
- «С чего начинается Родина?»
- «Почему глаза не мерзнут зимой»
- «Почему мы слышим звук?»
- «Муравьи»
- «Вторая жизнь ненужных вещей»
III этап: Заключительный (презентационно-завершающий)
Цель:
- Презентация детско-родительских проектов детьми.
- Выявление эффективности реализации данного проекта.
На третьем этапе в нашей группе для родителей проводим «День открытых дверей», открываем выставку, где каждая семья презентует свою творческую работу. Далее для всех участников проекта проходит «Минута славы» с фото – сессией, различными поощрениями для летописи группы.
После итогового анкетирования выяснили, что 87% родителей стали активно включаются в совместную работу с детьми по проектной деятельности в ДОУ.
Анализируя результаты своей работы, можно сделать вывод, что система педагогической деятельности, направленная на развитие познавательных способностей через организацию проектной деятельности и выбранные формы работы, являются эффективными. Родители из зрителей и наблюдателей стали активными участниками проектов, а также нашими помощниками. Они стали проявлять интерес к жизни группы, поддерживать своих детей, научились выражать восхищение и восторг от результата и продуктов детской деятельности.
Список литературы
- Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.
- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В.Н. Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011.
- Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (ред. от 28.02.2012) // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. - № 3.