Методическая разработка «Исследовательский проект «КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ»
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 56»
Методическая разработка
«Исследовательский проект
«КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ»
Автор: воспитатель МКДОУ
«Детский сад № 56»
г. Зима Иркутской области
Кустова Наталья Юрьевна
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальностью данного проекта является расширение кругозора дошкольников посредством взаимодействия с неживой природой, и практическое применение детьми полученных знаний и умений в опытно-экспериментальной деятельности. Главным целевым ориентиром, считаем знакомство детей подготовительной группы с движением воды в природе через опыт на основе искусственно созданной модели «Круговорот воды в природе». Особое внимание в проекте акцентируется на играх-экспериментах, во время которых дети наблюдают, размышляют, встречаются с проблемой, формулируют гипотезу, устанавливают причинно-следственные связи, и в итоге, делают выводы.
2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
В природе частицы воды постоянно путешествуют между сушей, морем и небом. Это явление называется круговоротом, или циклом, воды. Вода в океанах, реках, озерах и лужах нагревается солнцем и испаряется. Водяной пар поднимается вверх, в атмосферу, и охлаждается. Здесь он превращается в крошечные капельки воды, которые выпадают на землю дождем или снегом. Реки возвращают эту воду в моря, откуда она спустя какое-то время снова испаряется и попадает в атмосферу.
Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. Ребёнок – первооткрыватель, исследователь мира, который его окружает. Для него всё впервые: куда исчезают сугробы? Как дождь попал на небо? Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать, как процесс формирования осознано правильного отношения детей к объектам природы, и исследования их.
Цель: познакомить детей подготовительной группы с движением воды в природе.
Задачи:
- Продолжать учить детей устанавливать простые связи между явлениями природы.
- Развивать у дошкольников познавательный интерес во время наблюдений.
- Формировать умение создавать систему знаков и применять её.
- Расширять словарный запас, учить делать выводы.
- Воспитывать у детей бережное отношение к водным ресурсам.
Объект исследования: вода.
Предмет исследования: круговорот воды.
Гипотеза: можно ли в бытовых условиях увидеть круговорот воды?
Вид проекта: среднесрочный, поисково-исследовательский, групповой.
Сроки реализации: 2 недели
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Ожидаемый результат:
Повышение интереса дошкольников к явлениям окружающей среды; Развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; Повышение уровня информативности родителей о деятельности ДОУ.
Форма проведения: наблюдения, беседы, игры, занятия, экспериментальная деятельность, творческая, придумывание историй о путешествии капельки, изготовление модели, папки - передвижки.
1этап (подготовительный)
- Сбор информации, анализ методической литературы по теме проекта с целью определения уровня знаний детей и информирования родителей.
- Подборка и изготовление дидактических пособий с целью поднятия творческой активности детей и пополнения предметно-развивающей среды группы.
2этап (основной)
Занятия
- «Свойства воды - вода растворитель»
Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде. Познакомить со способами очистки воды - фильтрованием. Развивать наблюдательность, умение сравнивать. Познакомить с процессом растворения краски, сахара в воде. Фильтрования воды с разными веществами.
- «Вода – источник жизни»
Цель: показать значение воды в жизни живых существ. Закрепить знания о воде, как ее использует человек. Воспитывать бережное и разумное использование воды.
- «Вода вокруг нас, какая она?»
Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Изучить свойства воды. Помочь понять детям, в каком виде существует вода в окружающей среде, познакомить с видами водоемов.
- «Такая разная вода!»
Цель: закрепить у детей умение отличать три агрегатных состояния воды: жидкое, твердое и газообразное.
Игры-эксперименты
- «Что увидим через воду?»
Цель: закрепить знания детей о свойстве воды – прозрачности, через закрепление геометрических форм и цвета.
- «Водяной фильтр»
Цель: Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами.
- «Тонет, не тонет»
Цель: показать, что вода выталкивает более легкие предметы.
- «Подводная лодка »
Цель: познакомить детей со свойством соленой воды.
- « Можно ли склеить бумагу водой?»
Цель: познакомить с клеящим свойством воды.
- «Есть ли у воды вкус?» и «Чем пахнет вода?»
Цель: знакомство детей со свойствами воды, а именно, что вода приобретает вкус или запах того вещества, которое в него добавлено.
- «Испаряется ли вода?»
Цель: познакомить со свойством превращения воды в газ.
Наблюдения
- Наблюдение за дождём, туманом, росой, градом, лужей.
Цель: знакомить с многообразием форм воды, встречающихся в природе.
Художественное творчество
- Рисование на тему: «Разные дожди»
Цель: дать представление о многообразии дождей (моросящий, ливневый, грибной, грозовой, косой)
- Конструирование поделок из бумаги и природного материала.
Цель: для игр с водой на прогулке (кораблики, лодочки).
- Лепка водных обитателей (рыбки, лягушки, улитки)
Цель: развитие моторики пальцев рук.
Беседы
- «Вечная слава воде»
Цель: уточнить важность и необходимость воды в жизни всего живого.
- «Где можно встретить воду?»
- Цель: закрепить знания детей, где и в каком виде можно встретить воду.
Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в царство воды», «Путешествие на пароходе». Цель: создание радостного настроения.
Коммуникативные игры:
«Кто больше назовет?»,
«Что будет, если…?»,
«Что это такое?»,
«Какой бывает вода?»,
«Четыре стихии»,
«Льдинки, снежинки, сосульки».
Цель: развивать у детей воображение, речь.
Подвижные игры: «Ручеек», «Мы – капельки», «Ходят капельки по кругу», «Море волнуется».
Цель: развивать двигательную активность детей, самостоятельную организацию подвижных игр.
Изучение энциклопедий, отгадывание загадок о воде, дожде; копилка пословиц, стихов о воде и ее состояниях; чтение рассказов, экологических сказок:«Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой, «Хотела галка пить» Л.Н.Толстой; просмотр мультфильма «Капитошка. Путешествие воды» Цель: расширять кругозор, развивать логическое мышление детей.
Трудовая деятельность:
«Мы – друзья природы» (протирание крупных листов, опрыскивание мелколистных цветов, полив растений в группе и на участке)
Цель: прививать любовь к труду, воспитывать эстетическое восприятие.
3 этап (завершающий)
- Викторина «Что мы знаем о воде?»
Цель: закрепить полученные знания.
- Апробирование модели: «Круговорот воды в природе»
Цель: доказать опытным путём движение воды и переход её из одного агрегатного состояния в другое.
- Презентация «Круговорот воды в природе»
Цель: систематизировать знания о движении воды.
Результативность:
Дети имеют представление о круговороте воды в природе, о разнообразных состояниях воды в окружающей среде; могут организовать элементарные опыты и сделать выводы; используют в речи тематическую терминологию; проявляют устойчивый интерес к явлениям окружающей среды.
Родители оказывали помощь при подборе и составлении материала для реализации проекта, создали папку-передвижку на тему: "Путешествие Капельки"; познакомились с деятельностью детей в дошкольном учреждении.
Воспитатели разработали конспекты занятий, целевые беседы и наблюдения; составили картотеку опытов о свойствах воды; создали презентацию на тему «Круговорот воды в природе»; сконструировали искусственную модель в бытовых условиях.
Вывод
Цель проекта достигнута, задачи решены, гипотеза нашла своё подтверждение-круговорот воды можно получить в бытовых условиях.
Список использованной литературы
1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж. 2006
2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008.
3. О.В. Дыбина. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников М.,ТЦ «Сфера», 2005.
4. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. Неизведанное рядом - Творческий центр. - М., 2001.
5. Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. М., 2006.
6. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. - М., 2011.
7. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М., 2005.
8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина. - 3-е изд. – М.: АРКТИ, 2005.
9. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., 2005.
10. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с.