Методическая разработка «Исследовательский проект «КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ»

Кустова Наталья Юрьевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_krugovorot_vody.docx747.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 56»

Методическая разработка

«Исследовательский проект  

«КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ»

                                                                     

                                                                                     Автор: воспитатель МКДОУ                  

«Детский сад № 56»

                                                                         г. Зима Иркутской области

                                                                         Кустова Наталья Юрьевна

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальностью данного проекта является расширение кругозора дошкольников посредством взаимодействия с неживой природой, и  практическое  применение  детьми полученных знаний и  умений  в опытно-экспериментальной деятельности. Главным целевым ориентиром, считаем знакомство детей подготовительной группы с движением воды в природе через опыт на основе искусственно созданной модели «Круговорот воды в природе». Особое внимание в проекте акцентируется на играх-экспериментах, во время которых дети наблюдают, размышляют, встречаются с проблемой, формулируют гипотезу, устанавливают причинно-следственные связи, и в итоге, делают выводы.

2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

В природе частицы воды постоянно путешествуют между сушей, морем и небом. Это явление называется круговоротом, или циклом, воды. Вода в океанах, реках, озерах и лужах нагревается солнцем и испаряется. Водяной пар поднимается вверх, в атмосферу, и охлаждается. Здесь он превращается в крошечные капельки воды, которые выпадают на землю дождем или снегом. Реки возвращают эту воду в моря, откуда она спустя какое-то время снова испаряется и попадает в атмосферу.

Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. Ребёнок – первооткрыватель, исследователь мира, который его окружает. Для него всё впервые: куда исчезают сугробы? Как дождь попал на небо? Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать, как процесс формирования осознано правильного отношения детей к объектам природы, и исследования их.

Цель:  познакомить детей подготовительной группы с движением воды в природе.

Задачи:

  1. Продолжать учить детей устанавливать простые связи между явлениями природы.
  2. Развивать у дошкольников познавательный интерес во время наблюдений.
  3. Формировать умение создавать систему знаков и применять её.  
  4. Расширять словарный запас, учить делать выводы.
  5. Воспитывать у детей бережное отношение к водным ресурсам.

Объект исследования: вода.

Предмет исследования: круговорот воды.

Гипотеза: можно ли в бытовых условиях увидеть круговорот воды?

Вид проекта: среднесрочный, поисково-исследовательский, групповой.

Сроки реализации: 2 недели

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Ожидаемый результат:

Повышение интереса дошкольников к явлениям окружающей среды;              Развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;        Повышение уровня информативности родителей о деятельности ДОУ.

Форма проведения: наблюдения, беседы, игры, занятия, экспериментальная деятельность, творческая, придумывание историй о путешествии капельки, изготовление модели, папки - передвижки.

1этап (подготовительный)

  • Сбор информации, анализ методической литературы по теме проекта с целью определения уровня знаний детей и информирования родителей.
  • Подборка и изготовление  дидактических пособий с целью поднятия творческой активности детей и пополнения предметно-развивающей среды группы.

2этап (основной)

Занятия

  • «Свойства воды - вода растворитель»                                                    

Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде. Познакомить со способами очистки воды - фильтрованием. Развивать наблюдательность, умение сравнивать. Познакомить с процессом растворения краски, сахара в воде. Фильтрования воды с разными веществами.

  • «Вода – источник жизни»                                                                        

Цель: показать значение воды в жизни живых существ. Закрепить знания о воде, как ее использует человек. Воспитывать бережное и разумное использование воды.

  • «Вода вокруг нас, какая она?»                                                      

Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Изучить свойства воды. Помочь понять детям,  в каком виде существует вода в окружающей среде, познакомить с видами водоемов.

  • «Такая разная вода!»                                                                      

Цель: закрепить у  детей умение отличать три агрегатных состояния воды: жидкое, твердое и газообразное.

 

Игры-эксперименты

  • «Что увидим через воду?»                                                                           

Цель: закрепить знания детей о свойстве воды – прозрачности, через закрепление геометрических форм и цвета.

  • «Водяной фильтр»                                                                                 

Цель: Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами.

  • «Тонет, не тонет»                                                                               

Цель: показать, что вода выталкивает более легкие предметы.

  • «Подводная лодка »                                                                          

Цель: познакомить детей со свойством соленой воды.

  • « Можно ли склеить бумагу водой?»                                                   

Цель: познакомить с клеящим свойством воды.

  • «Есть ли у воды вкус?» и «Чем пахнет вода?»                                           

Цель: знакомство детей со свойствами воды, а именно, что вода приобретает вкус или запах того вещества, которое в него добавлено.

  • «Испаряется ли вода?»                                                                               

Цель: познакомить со свойством превращения воды в газ.

Наблюдения

  • Наблюдение за дождём, туманом, росой, градом, лужей.                                               

Цель: знакомить с многообразием форм воды,  встречающихся  в природе.

Художественное творчество

  • Рисование на тему: «Разные дожди»                                                                              

Цель: дать представление о многообразии дождей  (моросящий, ливневый, грибной, грозовой, косой)                                                                                    

  • Конструирование поделок из бумаги и природного материала.

Цель: для  игр с водой на прогулке (кораблики, лодочки).

  • Лепка водных обитателей (рыбки, лягушки, улитки)                                  

Цель: развитие моторики пальцев рук.

Беседы

  • «Вечная слава воде»                                                                             

Цель: уточнить важность и необходимость воды в жизни всего живого.

  • «Где можно встретить воду?»                                                                          
  • Цель: закрепить знания детей, где и в каком виде можно встретить воду.

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в царство воды», «Путешествие на пароходе».                                                                                                                   Цель: создание радостного настроения.

Коммуникативные игры:

«Кто больше назовет?»,

«Что будет, если…?»,

«Что это такое?»,

«Какой бывает вода?»,

«Четыре стихии»,

«Льдинки, снежинки, сосульки».                                                                                      

Цель: развивать у детей воображение, речь.

Подвижные игры: «Ручеек», «Мы – капельки», «Ходят капельки по кругу»,  «Море волнуется».                                                                                                              

Цель: развивать двигательную активность детей, самостоятельную организацию подвижных игр.

Изучение энциклопедий, отгадывание загадок о воде, дожде; копилка пословиц, стихов о воде и ее состояниях; чтение рассказов, экологических сказок:«Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой, «Хотела  галка пить» Л.Н.Толстой; просмотр мультфильма «Капитошка. Путешествие воды»                                                                                                      Цель: расширять кругозор, развивать логическое мышление детей.

Трудовая деятельность:

«Мы – друзья природы» (протирание крупных листов, опрыскивание мелколистных цветов, полив растений в группе и на участке)          

 Цель: прививать  любовь к труду, воспитывать эстетическое восприятие.

3 этап (завершающий)

  • Викторина «Что мы знаем о воде?»                                                                              

Цель: закрепить полученные  знания.

  • Апробирование модели: «Круговорот воды в природе»                                          

Цель: доказать опытным путём движение воды и переход её из одного агрегатного состояния в другое.

  • Презентация «Круговорот воды в природе»                                                      

Цель: систематизировать знания о движении воды.

Результативность:

Дети имеют представление о круговороте воды в природе, о разнообразных состояниях воды в окружающей среде; могут организовать элементарные опыты и сделать выводы; используют в речи тематическую терминологию; проявляют устойчивый интерес к явлениям окружающей среды.

Родители оказывали  помощь при подборе и составлении материала для реализации проекта, создали папку-передвижку  на тему: "Путешествие Капельки"; познакомились с деятельностью детей в дошкольном учреждении.

Воспитатели  разработали  конспекты занятий, целевые  беседы  и наблюдения;  составили  картотеку опытов о свойствах воды; создали презентацию на тему «Круговорот воды в природе»; сконструировали  искусственную модель в бытовых условиях.

Вывод  

Цель проекта достигнута, задачи решены, гипотеза нашла своё подтверждение-круговорот воды можно получить в бытовых условиях.

Список использованной литературы

1.        Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж. 2006

2.        Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008.

3.        О.В. Дыбина. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников М.,ТЦ «Сфера», 2005.

4.        О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. Неизведанное рядом - Творческий центр. - М., 2001.

5.        Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. М., 2006.

6.        Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. - М., 2011.

7.        Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М., 2005.

8.        Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина. - 3-е изд. – М.: АРКТИ, 2005.

9.        Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., 2005.

10.        Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с.

 

 

 

G:\DCIM\100PHOTO\SAM_5028.JPG