Инновационная деятельность
приказы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Федоровская средняя общеобразовательная школа №5»
ПРОГРАММА
ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ
С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
«Технобум»
г.п. Федоровский
2021 г.
Наименование программы | Программа «Технобум» летнего лагеря с дневным пребыванием детей МБОУ «Федоровская СОШ №5» |
Составители программы | Чиркова Лариса Владимировна - учитель |
Направленность | Техническая |
Краткое содержание | Для реализации программы решено выбрать форму сюжетно-ролевой игры. Идея программы «Техносмена». Учреждение превращается в проектный институт, где главные герои – фиксики. Шесть отрядов – это 6 стажерских площадок (отрядов) , на которых дети познакомятся с рабочими профессиями и становятся конструкторами и разработчиками. Фиксики-строители разработают проект детского парка аттракционов «Техноленд» и будут строить его по самым современным технологиям. Вместе с фиксиками в проектном институте сотрудничают it - специалисты и инженеры – конструкторы, в роли которых выступают педагоги и вожатые. Отряды принимают активное участие во всех мероприятиях и за это получают фиксибаллы (смайлики с изображениями главных героев). В каждом отряде есть общая копилка, в которую ребята складывают свои фиксибаллы от 1 до 10 за мероприятие. В конце смены копилки сравниваются и команда, набравшая большее количество фиксибаллов получает грамоты и дипломы. Самые активные воспитанники лагеря награждаются грамотами и дипломами по различным номинациям. Также в лагере с дневным пребыванием детей будут проводиться и другие мероприятия спортивно-оздоровительного направления: - ежедневные зарядки; - отрядные и межотрядные игры в футбол и пионербол; - эстафеты; -«весёлые старты». Для каждого отряда будет индивидуальное расписание. Участники программы получат возможность принять участие в едином Дне безопасности, Дне Российского флага, Дне памяти и скорби, Дне здоровья, Дне России. Также в течение смены участники программы посетят онлайн-(офлайн) мероприятия поселковой библиотеки. В целях профилактической работы традиционно проводятся инструктажи по технике безопасности и мероприятия совместно с ГИБДД ОМВД России по Сургутскому району, филиалом КУ ХМАО-Югры «Центроспас-Югория» по Сургутскому району и ФКУ 17 ОФПС ГПС по ХМАО – Югре. |
Модули программы | 1. Модуль «Техноэкспедиция»– организация виртуальных экскурсий на производство, онлайн-(офлайн) встреча и беседа с представителями рабочих профессий – 1 неделя.
2. Модуль «Изобретай, твори и выдумывай» – проведение мастер-классов, техноконкурсов, выставки «САМИ», организация творческих конкурсов, создание малых сценических форм, познавательно-развлекательных программ и мероприятий– 2-3 неделя. Проведение мастер-классов, техно-конкурсов, организация выставки «САМИ!» :
из подручных материалов
|
Цель программы | Развитие познавательного интереса воспитанников лагеря к техническому моделированию, конструированию, изобретательству и творческой деятельности |
Задачи программы | Задачи: Образовательная: Познакомить детей с историей развития технических открытий и изобретений, с рабочими профессиями г.п. Федоровский по типу «Человек-техника». Развивающая: Развить умения и навыки изготовления простейших макетов. Воспитательные:
|
Ожидаемые результаты программы | Образовательные - получение навыков эвристического мышления, основанных на решении нестандартных задач; - освоение начальных знаний об исторических фактах развития технических открытий и изобретений; рабочих профессий г.п. Федоровский по типу «Человек-техника»; - пропаганда технического творчества среди воспитанников лагеря, родителей и педагогов; - приобретение начальных инженерных знаний, самореализация детей, утверждение в роли создателей. Предметные - освоение понятия «конструирование» и «моделирование»; - приобретение навыков проектирования и конструирования при изготовлении эскизов и рисунков деталей макета; - овладение практическими приёмами и навыками, техниками художественной обработки разных материалов; работы с конструкторами, изготовления простейших настольных моделей Компетентностные - получение навыков работы с научной литературой, интернетом, - осознание учащимися значимости происходящего для себя и других; - формирование устойчивого интереса к техническому творчеству, умения работать в коллективе, стремления к достижению поставленной цели и самосовершенствованию |
Место и сроки реализации программы | МБОУ "Федоровская СОШ №5" 1 смена: 01.06 – 25.06 2 смена: 01.07 – 25.07 3 смена: 01.08 – 24.08 |
Итоги реализации программы | 1 модуль: Фотоальбом «Рабочий нашего поселка» 2 модуль: Создание макета парка аттракционов «Техноленд» Размещение информации о мероприятиях в летнем лагере с дневным пребыванием детей «Технобум»: - на сайте МБОУ «Федоровская СОШ №5» (вкладка «Лагерь с дневным пребыванием детей»); - в социальных сетях: группа в ВКонтакте «МБОУ Федоровская СОШ №5», В инстаграме «МБОУ Федоровская СОШ №5»; - группа в ВК «Федоровское телевидение»; - в СМИ (поселковая газета «Федоровская ярмарка»). |
Участники программы | Педагогический коллектив МБОУ «Федоровская СОШ № 5», дети от 6 до 14 лет, родители. |
Общее количество участников (детей и взрослых), возраст детей | Детей: 150 человек (6 – 14 лет) Педагогов 18 человек:
7 вожатых-волонтеров (учащиеся от МКУ «Новое поколение»). |
Социальные партнеры |
|
Полное наименование учреждения | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Федоровская средняя общеобразовательная школа №5» |
Почтовый адрес учреждения | 628456, Тюменская область, ХМАО-Югры, Сургутский район, г.п. Федоровский, ул. Строителей, 25 |
Пояснительная записка
Летние каникулы – это особый период в жизни обучающихся. Они свободны от школьных и домашних занятий, у детей появляется много времени для самореализации, формирования творческого потенциала, общения и познания, активного отдыха и оздоровления.
Под отдыхом и оздоровлением детей понимается комплекс условий и мероприятий, обеспечивающих развитие творческих способностей, организации полноценного досуга, расширение общего кругозора, охрану и укрепление их здоровья, соблюдение санитарно-гигиенических требований, занятие физической культурой, формирование здорового образа жизни, режим питания и безопасность жизнедеятельности в благоприятной среде.
С целью организации летнего отдыха на базе МБОУ «Федоровская СОШ №5» ежегодно функционирует лагерь с дневным пребыванием детей.
В воспитательном процессе лагеря все психолого-педагогические технологии и методы направлены на формирование творческого потенциала, самореализации в детской среде, воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению.
Результат анкетирования среди детей и родителей за прошлые годы показал, что ребята ждут от летней смены ярких и увлекательных массовых мероприятий, познавательных занятий, интересных спортивных состязаний, и развития умений в изготовлении различных поделок, обретения новых знакомых и друзей. 2021 год в России объявлен годом науки и технологий. В сентябре 2020г. в нашем поселении на базе МАУДО "Центр детского творчества" был открыт стационарный детский технопарк, в котором ребята могут освоить программы по виртуальной реальности, промышленной робототехнике, 3D-принтерам, разновидностям беспилотных летательных аппаратов. Эти факторы и послужили выбору написания программы лагеря в 2020-2021учебном году технической направленности, с целью пропаганды технического творчества среди воспитанников лагеря, родителей и педагогов.
Реализация программы осуществляется в форме сюжетно-ролевой игры. Ребятам предстоит окунуться в мир технического прогресса в роли мультипликационных героев Фиксиков. В ходе мероприятий участники игры-экспедиции знакомятся с рабочими профессиями, историей изобретений и их авторами, пробуют себя в роли конструкторов, модельеров и изобретателей, развивают фантазию и творческие способности.
Игра - экспедиция начинается с момента знакомства с детьми и продолжается в течение 21 дня. Эмблемой путешествия станет «Фиксики».
В конце смены проводится закрытие лагеря в виде презентации макетов каждой стажерской площадки с подведением итогов и вручением грамот, дипломов.
Программа является модульной и состоит из 2 модулей:
«Техноэкспедиция» - 36 часов
«Изобретай, твори, выдумывай» - 72 часа
По каждому модулю подводится итоги и результаты, которые будут освещены в новостных сюжетах сайта и СМИ.
Актуальность и социальная значимость программы
Ключевым фактором динамичного развития общества является своевременная обеспеченность квалифицированными инженерно-техническими рабочими кадрами. Подготовка будущего профессионала должна начинаться с детства. Однако, большинство детей не знают особенностей трудовой деятельности в промышленной сфере, не считают профессию инженера или рабочего престижной и не связывают с ней свои жизненные перспективы. Техническое творчество становится непривлекательным для современных ребят. Возникают кадровые проблемы в промышленном секторе. Необходимо создавать условия для популяризации технического творчества для повышения престижа инженерно-технических и рабочих профессий. Цель школьного воспитания – дать человеку шанс раскрыть свои возможности, познать себя. А изобретательство способно доставить глубокое моральное удовлетворение, истинное удовольствие от преодоления прежде непреодолимого, от достижения новых результатов. Эта творческая работа требует интеллектуальных и эмоциональных усилий, умений фантазировать, творить, в том числе своими руками, например, создавать различные образцы и модели, испытывать их, проводить эксперименты.
Программа включает в себя разноплановую деятельность и объединяет несколько направлений. Программа направлена на оздоровление, воспитание и организацию креативного досуга учащихся.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
- Конвенции ООН о правах ребенка;
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20;
- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
- Федеральным законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями) от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ;
- Устава МБОУ «Федоровская СОШ №5»;
- Положения о пришкольном лагере дневного пребывания;
- Правил внутреннего распорядка лагеря с дневным пребыванием детей;
- Правил по технике безопасности, пожарной безопасности;
- Приказов Департамента образования.
Возраст учащихся: 6-14 лет.
Цель программы: развитие познавательного интереса воспитанников лагеря к техническому моделированию, конструированию, изобретательству и творческой деятельности.
Задачи:
Образовательная:
Познакомить детей с историей развития технических открытий и изобретений, с рабочими профессиями г.п. Федоровский по типу «Человек-техника».
Развивающая:
Развить умения и навыки изготовления простейших макетов.
Воспитательные:
- Содействовать укреплению здоровья и физическому развитию детей.
- Создать педагогическую и социальную среду, способствующую положительной мотивации детей к изобретательству и творчеству.
- Пропагандировать техническое творчество среди воспитанников лагеря, родителей и педагогов.
Планируемые результаты
Образовательные | Предметные | Компетентностные |
- получение навыков эвристического мышления, основанных на решении нестандартных задач; - освоение начальных знаний об исторических фактах развития технических открытий и изобретений; рабочих профессий г.п. Федоровский по типу «Человек-техника»; - пропаганда технического творчества среди воспитанников лагеря, родителей и педагогов; - приобретение начальных инженерных знаний, самореализация детей, утверждение в роли создателей. | - освоение понятия «конструирование» и «моделирование»; - приобретение навыков проектирования и конструирования при изготовлении эскизов и рисунков деталей макета; - овладение практическими приёмами и навыками, техниками художественной обработки разных материалов ; работы с конструкторами, изготовления простейших настольных моделей | - получение навыков работы с научной литературой, интернетом, - осознание обучающихся значимости происходящего для себя и других; - формирование устойчивого интереса к техническому творчеству, умения работать в коллективе, стремления к достижению поставленной цели и самосовершенствованию
|
Этапы реализации программы
Достижение цели и решение задач программы осуществляется в три этапа:
I этап – Проектировочный (январь-февраль)
Цель: изучение научно-популярной литературы, журналов, накопление методического материала, определение цели, задач, разработка проекта программы.
II этап – Организационный (май-июнь)
Цель: доработка и корректировка программы, разработка методического обеспечения (игры, конкурсы, театрализованные и художественные номера, презентации, мастер-классы, творческие занятия и мероприятия, тренинги и т.д.); инструментария для мониторинга эффективности реализации программы и подведения итогов.
III этап –Практический (июль-август)
Цель: реализация программы в лагере с дневным пребыванием детей.
IVэтап – Аналитический (август-сентябрь)
Цель: подведение итогов, сбор новых креативных идей на следующий лагерный сезон.
Формы оценивания модуля «Техноэкспедиция»
Итоговый результат модуля - защита-презентация фотоальбома «Рабочий нашего поселка» по стажерским площадкам(отрядам).
Критерии оценивания:
Критерии оценивания | Количество баллов |
Эстетичность и оригинальность Фотоальбом должен привлекать внимание особенностью художественного оформления (композиция, цвет и др.). | до 3 |
Информативность Передача посредством снимка информации об уникальном процессе или объекте съемки. Текстовое описание, которое доступно и кратко сообщит об объекте или процессе дополнительную информацию. | до 2 |
Оригинальность представления работы Наличие анимации; голосового сопровождения; музыкального сопровождения | до 3 |
ИТОГО | до 8 |
Формы оценивания модуля «Изобретай, твори, выдумывай»
Итоговый результат модуля – защита макета парка аттракционов «Техноленд» по стажерским площадкам(отрядам).
Критерии оценивания:
Критерии оценивания | Количество баллов |
Оригинальность, яркость дизайнерской идеи При изготовлении макета учитывается необычное использование различного материала, воплощение интересных авторских замыслов. | до 3 |
Техническое качество, и мастерство исполнения Оценивается качество изготовления, аккуратность и степень применения приобретенных навыков. | до 3 |
Оригинальность представления работы Представление проводится в форме творческой презентации, наличие корпоративного стиля. | до 3 |
ИТОГО | до 9 |
Образовательные форматы
Мероприятия проводятся в различных организационных теоретических и практических форматах:
- групповая форма создаёт хорошие предпосылки для здорового соперничества во время выполнения творческих задач, а также воспитывает чувство взаимопомощи, толерантного, уважительного отношения к окружающим (сверстникам).
- индивидуальная форма воспитывает у детей навыки самоконтроля, самоорганизации, самообучения, анализа собственных интересов и запросов при реализации модулей программы.
- фронтальная форма позволяет одновременно контролировать выполнение определённых заданий всеми обучающимися, общий уровень усвоения знаний, умений и навыков в отрядах.
Идея программы «Техносмена». Реализация программы осуществляется в форме двух сюжетно-ролевых игр: «Техноэкспедиция» и «Проектный институт», внутри которых разделены функции и полномочия. Учреждение превращается в проектный институт, где главными героями будут фиксики.
Шесть отряда – это 6 стажерских площадок, на которых дети познакомятся с рабочими профессиями и становятся конструкторами и разработчиками. Фиксики-строители решают проблемные ситуации, разрабатывают проект детского парка аттракционов «Техноленд», строят его по самым современным технологиям и представляют их на итоговом мероприятии. Вместе с фиксиками в проектном институте сотрудничают it - специалисты и инженеры – конструкторы, в роли которых выступают старшие ребята, педагоги и вожатые.
Техническая платформа
При организации работы используется дидактический материал, который представлен:
- тематическими папками;
- специальной и дополнительной литературой;
- аудиозаписями, видеозаписями;
- материалами для оформления и творчества детей;
-дидактическими и наглядными материалами, методическими разработками занятий, мастер- классов и мероприятий.
Техническое оснащение занятий:
- отрядный кабинет, доска, столы, стулья;
- инструменты и материалы: канцелярские товары для творчества, конструкторы;
- теле- и видеоаппаратура, компьютер, проектор, принтер, сканер, ноутбук, фотоаппарат, музыкальный центр;
- спортивный инвентарь.
Принципы
- Безусловная безопасность всех мероприятий.
- Учет особенностей каждой личности.
- Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности участниками лагеря.
- Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря.
- Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
- Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря.
- Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых.
Содержание по тематическим модулям программы
№ п/п | Модули | Краткое описание | Образовательный продукт |
1. | «Техноэкспедиция» | Организация онлайн-(офлайн)- экскурсий на производство, онлайн- встреча и беседа с представителями рабочих профессий, беседы, анкетирование. | Фотоальбом «Рабочий нашего поселка» |
2. | «Изобретай, твори, выдумывай» |
| Творческая выставка «САМИ!», презентация макетов |
Модуль 1: «Техноэкспедиция»
Задачи | Тематические рабочие группы и форматы | Программа модуля |
|
- экскурсия; - игровая и конкурсная деятельность; - беседа; - мастер-класс; -познавательно-развлекательные программы; - спортивные состязания |
|
Модуль 2: «Изобретай, твори, выдумывай»
Задачи | Тематические рабочие группы и форматы | Программа модуля |
3.Организовать выставку «САМИ!». Создавай Аккумулируй Моделируй Изобретай | Стажерские площадки (отряды) Форматы: - сюжетно-ролевая игра: «Проектный институт» - игровая и конкурсная деятельность; - презентации; - устные журналы; - беседа; - мастер-класс; -познавательно-развлекательные программы; - спортивные состязания |
из подручных материалов
|
Характеристика педагогического состава, реализующего программу
В реализации программы участвуют:
- Начальник лагеря – 1
- Педагог- организатор – 2
- Воспитатели – 12
- Вожатые –7
- Инструктор по физической культуре –1
- Музыкальный руководитель - 1
- Медицинский работник-1
Педагогический состав имеют соответствующее образование и квалификацию для работы по данной программе и большой педагогический опыт работы в данной области.
Организация взаимодействия с социумом
Социальное партнерство предполагает совместную деятельность различных социальных субъектов, отвечающая общему для всех сторон интересу – организации досуговых и оздоровительных мероприятий для детей в летний период.
Социальное партнерство реализуется через осуществление совместной деятельности в соответствии с договорами о социальном партнерстве.
Нашими социальными партнерами являются несколько организаций различных типов - государственные, негосударственные, общественные, некоммерческие.
Диагностика реализации содержания программы
В течение смены ведётся диагностика участников смены.
Входная диагностика | Цель: - выявление ожидания ребенка; - изучение его интересов и желаний | Организация акции «Банк веселых затей», анкетирование «Твои ожидания» |
Текущая диагностика | Цель: - получение информации о настроении ребенка; - изучение впечатлений ребенка о пребывании в лагере и об окружающих его людях, межличностные отношения. - определение успешности реализации программы, возможности ее корректировки - дифференциально-диагностический опросник по Климову Е.А. | Ежедневное заполнение индивидуальной карты настроения, система отрядных огоньков (анализ дня), анкетирование (анкеты «Забор мнений» Определение склонности к профессиональной сфере |
Итоговая диагностика | Цель: - определение развития собственной личности. - получение информации от детей, родителей, педагогов о пребывании в лагере. - определение результативности программы. | «Рейтинг личностного роста» Анкеты Письма-пожелания. |
Список литературы
для педагогов:
1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007.
3. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
4. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007.
5. Программа летнего лагеря «Робинзоны» с дневным пребыванием детей МОУ «Новоашировская основная общеобразовательная школа».
6. Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря «Солнышко» МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Йошкар-Олы»
7. Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков на базе МОУ «УВЦ МЖК СОШ №61»
8. Учебник для вожатого. М.П. Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
9. Итоги окружных конкурсов вариативных программ и программ педагогических отрядов ХМАО-Югры в сфере летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в 2007г.»// Сост.: Быданов А.П., Мекер Н.В.; под ред.: Пономарев О.А., Магеляс А.Д., 2007.-173с.
Интернет-ресурсы:
1. Портал «Вожатый.ру», www.vozhatyi.ru.
2.Сайт «Планерочка», www.planerochka.ru.
3. Портал «Сеть творческих учителей», сообщество «Место встречи друзей – детский оздоровительный лагерь» http://www.it-n.ru
для учащихся:
1. Литература для воспитанников: – Коллекция идей. Журнал для не скучной жизни. – М.: ЗАО «ИД КОН» – Лига Пресс», 2002.
2. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. – М.: ЗАО «Эди- пресс-конлига», 2004.
3. Корнеева. – СПб.: Кристалл, 2001. – Нагибина, М. И. Из простой бумаги мастерим как маги, – Ярославль Академия развития, 2001.
4. Интернет ресурсы.