Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы

Чиркова Лариса Владимировна

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества»

ПРОГРАММА

подготовки педагогов к участию

в профессиональных конкурсах

Андреева О.Н., Жабская М.И., Мурзаева С.О., заместители директора

Чиркова Л.В., Шамрина М.А., методисты

Пояснительная записка

В современном мире одним из важнейших факторов успеха в достижении поставленных целей в любой сфере деятельности является командный подход. Командой называют группу людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Она выступает в качестве особой формы организации людей, основанной на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей команды и владеющих отработанными процедурами взаимодействия. В качестве основных характеристик команды можно отметить ряд признаков:

1. Все члены команды объединены общей деятельностью и общей целью деятельности.

2. Члены команды находятся во взаимосвязи — результат совместной работы оказывается качественно иным по сравнению с итоговым результатом индивидуальной работы.

3. Все члены команды осознают себя как единое целое, обособленное от окружающей среды и обладающее внутренней структурой.

4. Деятельность команды соотносится с окружающим обществом, смысл деятельности команды выходит за рамки самой деятельности.

Педагогическая команда - это группа педагогов образовательного учреждения и других субъектов (родители, обучающиеся, субъекты социума, социальные партнеры и т.д.), созданная для решения стратегических и тактических задач развития учреждения. Команда занимает промежуточное место между рабочей группой и коллективом. Отличается от группы тем, что команды - это спонтанно или специально организующиеся группы людей, входящих и не входящих в состав педагогического коллектива, объединенных общими интересами и едиными целевыми установками. По времени деятельности более длительные, чем рабочие группы, более динамичны, мобильны, профессиональны, продуктивны. Они организуются административным и неадминистративным путем в отличие от рабочих групп.

Эффективность команды в значительной степени зависит от личных качеств ее членов и взаимоотношений между ними. Каждый член команды должен быть готов направить свои способности и знания на решение командной задачи. Поэтому предварительно - необходимо тщательно проанализировать требования к предстоящей работе. Исходя из этого определяется уровень компетентности, включающий в себя знания, понимание, навыки и личные качества, которыми должны обладать члены команды. Особое внимание следует обратить на способность к совместной работе.При подборе команды необходимо соблюдать некоторые правила:

- Регулирование численности команды. Какова оптимальная численность команды? Этот простой вопрос указывает на одну из первоочередных проблем, которая возникает при создании команды. Наиболее разумно было бы иметь команду как можно меньше по численности, однако настолько большую, чтобы компетентность ее членов соответствовала требованиям поставленной задачи.

- Четкая постановка целей и задач. Для эффективной работы команды все ее члены должны знать о связях между целями, методами работы и задачами. Цели должны быть четкими, сфокусированными и должны создавать представление о методах работы и задачах, которые приведут к успеху.

Формирование целей должно осуществляться самими участниками и неважно, на каком уровне это происходит — персональном, командном или на уровне организации. Эти цели должны составлять продуманную и реальную основу для задач и методов, а не быть простым перечнем предписаний, логически следующих из профиля организации. Круг проблем должен быть четким, гибким и меняющимся в зависимости от обстоятельств.

Методы организации командной работы - это способы осуществления управленческой деятельности для достижения целей управления и развития образовательного учреждения.

Классификация методов:

Административные методы:

  • организационные (структура, штаты, договора, локальные акты ит.д.)
  • распорядительные (прямое административное регулирование, приказы,    
  • распоряжения и т.д.);
  • координация и взаимосвязь действий;
  • делегирование полномочий.

Нормативно-правовые методы - методы правового регулирования;

Экономические методы (материальное стимулирование, доплаты и т.д.)

Социально-психологические методы:

  • социологические;
  • мотивационные;
  • системно – коммуникативные;
  • диагностические;
  • управление конфликтами и стрессами.

Методы прогнозирования и планирования, организации регулирования и контроля;

Методы организации системы повышения квалификации;

Методы личностного воздействия:

  • беседа;
  • убеждение;
  • личный пример.

Информационно-аналитические методы.

Названные методы организации командной работы представляют неразрывное и взаимодополняемое единство способов достижения поставленных задач.  По мнению специалистов, чтобы создать эффективную команду, необходимо придерживаться данного  алгоритма:

1. Отобрать подходящих сотрудников.

2. Отрегулировать численность команды.

3. Совместно определить цели и задачи.

     4. Договориться о групповых нормах.

     5. Помочь членам команды лучше узнать друг друга.

     6. Обучить членов команды.

7. Установить систему контроля и самоконтроля.

     8. Обеспечить поддержание командного духа.

Алгоритм работы

при реализации проекта «Подготовка к конкурсу профессионального мастерства педагогов Сургутского района «Сердце отдаю детям»»

Главной целью совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма педагога этого достичь невозможно. В решении этой задачи большую роль играют конкурсы педагогического мастерства. Участие в них, как правило, выводит конкурсантов на новую профессиональную ступень, растут их знания, продвигается карьера, повышается престиж учреждения.

В МАУДО «ЦДТ» участию педагогов в профессиональных конкурсах уделяется особое внимание. За 5 лет подготовлено 228 участников, из них 111 победителей и призеров.

На основании плана работы Департамента образования администрации Сургутского района в 2019-2020 учебном году МАУДО «ЦДТ» принял участие в конкурсе профессионального мастерства педагогов  дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

Встал вопрос о создании команды, которая будет заниматься подготовкой к конкурсу. Было принято решение, что команда будет состоять из администрации и педагогов. Выявить  уровень готовности  педагогов  работать  в команде помог опросник: «Оценка способностей к командной работе».

Критерии оценки способностей к командной работе:

Критерии

Диапазон значений

минимальное

среднее

максимальное

1

Тенденция к доминированию и стремление к достижениям

4,6

9,9

17,5

2

Эмоциональная устойчивость

2,8

5,8

7,3

3

Коммуникативная компетентность

3,3

6,5

8,0

4

Потребность в поддержке и одобрении

2,3

4,2

7,1

5

Готовность к командному взаимодействию

1,2

2,2

3,5

Показателями для критерия «Тенденция к доминированию и стремление к достижениям»  являются: стремление быть лучшим, выполнять свою работу на высоком уровне; комфортность в ситуациях соревнования, соперничества, конкуренции; умение «держать цель»; умение доказывать и отстаивать свою точку зрения.

Показателями для критерия «Эмоциональная устойчивость» являются: способность управлять эмоциями, настроением; умение найти адекватное объяснение происходящему; быстрая адаптация к новым ситуациям; адекватное реагирование на внешние социальные воздействия, активное реагирование в стрессе.

Показателями критерия «Коммуникативная компетентность»  выступают: стремление к общению и взаимодействию; умение вступать в контакт, продолжать его и грамотно завершать общение; умение осознавать собственные коммуникативные барьеры и преодолевать их; умение оказывать влияние и осуществлять коммуникативное воздействие на другого человека.

Показателями по критерию «Потребность в поддержке и одобрении» выступают: реакция человека на критику и похвалу; стремление получить оценку своим действиям и высказываниям; умение приспосабливаться к существующим правилам и нормам; стремление к независимости от других членов коллектива.

Показателями по критерию «Готовность к командному взаимодействию»  выступают: ориентация на сотрудничество и взаимодействие с партнерами; направленность на совместную деятельность; эмоциональная вовлеченность в процесс взаимодействия; мотивация достижения совместного результата.

На основе данной диагностики была сформирована команда из педагогов, у которых отмечен гармоничный уровень развития способностей к командной работе. Этот уровень характеризуется адекватным ситуации проявлением тенденции члена команды к доминированию и достаточно высоким уровнем стремлений к достижению успеха; потребность в поддержке и одобрении не пересекает критических границ, то есть, не является ни недостаточной, ни чрезмерной.

На основании приказа была создана творческая группа (команда) по  подготовке к конкурсу в составе:

  • директор учреждения;
  • заместители директора по методической и учебно-воспитательной работе;
  • заведующий художественно - эстетическим отделом;
  • методисты (2);
  • педагоги дополнительного образования (3);
  • звукооператор.

Ведущая роль в определении целей и задач отводилась членам административной команды (директору и заместителю директора по методической работе), но обсуждение и доработка проходили совместно с членами команды.

Цель: Создать условиядля качественной подготовки участников к конкурсу профессионального мастерства педагогов дополнительного образования Сургутского района «Сердце отдаю детям».

Задачи:

  • изучив опыт работы, профессиональные качества, творческие способности педагогов, определить конкурсанта, достойного представить учреждение на конкурсе профессионального мастерства;
  • осуществление научно – методического сопровождения конкурсанта на всех этапах конкурса;
  • создание благоприятной мотивационной среды, психологической атмосферы для конкурсанта.

Каждый из членов творческой группы отвечал за определенную работу.

Распределение обязанностей в команде

Мероприятие

Ответственные лица

За общую подготовку к конкурсу

заместитель директора по методической работе

За подготовку документов к заочному этапу: анкета, описание опыта, характеристика, видеоролик

заместитель директора по методической работе

За создание сюжетов видеороликов

педагог дополнительного образования, методист, педагог – организатор

За создание видеофильма и техническое оснащение

педагог дополнительного образования, методист, педагог – организатор

За разработку занятия

педагог дополнительного образования, заместитель директора, методист

За подготовку защиты программы

педагог дополнительного образования, методист

За разработку и подготовку самопрезентации

педагог дополнительного образования, методист, педагог – организатор

Алгоритм  подготовки к конкурсу

Этап конкурса

Вид работы

Формирование компетенций конкурсанта

подготовительный этап

  • разработка программы действий;
  • выявление  из педагогического опыта наиболее ценных компонентов  с точки зрения инновационности, целесообразности, технологичности;
  • выдвижение педагогических целей и задач;
  • учет интересов детей при определении задач и отборе содержания деятельности;
  • отбор способов достижения целей;
  • планирование системы приемов стимулирования обучающихся;
  • планирование интеграции с иным педагогическим опытом;
  • внедрение современных педагогических  технологий;
  • прогнозирование результата деятельности, возможные отклонения и нежелательные явления.
  • владение концептуальными и теоретическими основами педагогической деятельности, ориентацией в современных подходах к решению педагогических проблем;
  • наличие собственной педагогической философии;
  • владение методикой разработки авторских материалов (программы, технологии);  
  • умение находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности;
  • владение навыками работы с персональным компьютером;
  • знание основных компьютерных программ (Word,  PowerPoint и др.) и умение пользоваться ими.

этап реализации идеи и представление  идеи педагогическому сообществу (Конкурс)

  • отработка  навыков публичного выступления;
  • совершенствование способности конструировать прямую и обратную связь;
  • отработка приемов удержания внимания аудитории;
  • выработка умений выбирать стратегию, тактику и технику взаимодействия с учащимися;
  • совершенствование системы создания ситуаций успеха для учащихся;
  • отработка умений показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов;
  • отработка овладения приемами разрешения педагогических ситуаций;  
  • выработка умений создавать на мероприятии комфортный микроклимат;
  • умение эффективно распределить время на уроке;
  • овладение навыками саморегуляции и управления своим эмоциональным состоянием.

  • знать требования к выступлению, владеть логикой выступления;
  • уметь вести  вербальный и невербальный обмен информацией;
  • уметь прогнозировать вопросы и замечания аудитории, подготовив предполагаемые ответы;
  • уметь по необходимости перестраивать план и ход занятия;
  • уметь выражать мысль с помощью графиков, схем, диаграмм, рисунков;
  • своевременно диагностировать характер и уровень усвоения представляемого материала;
  • уметь организовывать совместную с детьми деятельность для достижения определенных значимых целей;
  • владеть различными методами оценивания и уметь перейти от педагогического оценивания к с/оценке;
  • уметь обоснованно применять современные достижения в области методики обучения в своей педагогической практике

этап общественной экспертизы идеи, анализ результатов(Итоги конкурса)

  • подведение результатов;
  • критическая оценка результатов деятельности;
  • перспективы дальнейшего развития педагога.
  • готовность к самоизменению на основе диагностики и самодиагностики;
  • готовность к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту.

В процессе подготовки были использованы различные форматы взаимодействия членов команды: индивидуальные и групповые консультации, психологические консультации, совещания, методические учебы, репетиции.

Учет профессионально-личностных интересов (мотивация) педагогов в подготовке конкурсанта осуществлялся через средства стимулирования (престиж учреждения, трансляция передового педагогического опыта в рамках округа и района, премия из фонда надбавок и доплат).

На процессе подготовки и участия в конкурсе - обеспечивалось  информационное сопровождение через газету учреждения «Сорока», сайт учреждения, сайты департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры и Института развития образования.

Список использованной литературы

1. Александрова  Е.А. Роль педагогических команд в образовательных учреждениях - СПб.: ГНУ ИОВРАО, 2004. - 0,2 п.л.

2.  Александрова  Е.А.  Командообразование  в педагогической среде как фактор, стимулирующий инновационную деятельность в образовательном учреждении // Специфика образования взрослых в условиях социокультурного развития регионов. - Тюмень: ТОГИРРО, 2006.- 0,3 п.л

3. Александрова  Е.А. Практика  командообразования  в педагогических коллективах образовательных учреждений // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе - СПб.: ИОВРАО, 2006. - 0,3 п.л.

4. Баркер А. Как лучше управлять людьми – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

5. БелбинМередит. Команда Менеджеров. Секреты успеха и причины неудач / Перевод с английского – М.: HIPPO, 2003. – 315с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества»

Программа

«Школа начинающего педагога»

Андреева О.Н., Жабская М.И., Мурзаева С.О., заместители директора

Чиркова Л.В., Шамрина М.А., методисты

Аналитическое обоснование программы

Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему педагогу. Педагог - это не профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Конечно же, настоящий педагог обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. Очень важную роль играют личностные качества педагога: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, педагогу с многолетним опытом работы. А как же быть начинающему педагогу, только что окончившему университет, или вообще не имеющему педагогического образования?

В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на занятии, логично выстроить последовательность этапов занятия, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с детьми и коллегами, сложности при  наборе детей в объединения - вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих педагога-новичка. Часто начинающие  педагоги  испытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы. По данным психологов 87 % начинающих педагогов ставит на первое место именно отсутствие навыка преподавания, общения с детьми.

Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на занятиях, стараться заинтересовать детей своим предметом. То есть, коротко говоря, научиться учить. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией учреждения. Для педагога это новая личностная ситуация – ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают педагоги, обучающиеся, родители. Начинающему специалисту необходима постоянная товарищеская помощь.Начинающим педагогам было бы легче начинать свою педагогическую деятельность, если бы старшее поколение преподавателей стремилось передать им свой опыт, а они при этом готовы были бы его принять.

Сегодня учреждениям дополнительного образования  нужны молодые, инициативные, творческие педагоги, готовые работать по-новому. В этом им поможет «Школа начинающего педагога».Насколько интересные, разносторонние слушатели Школы, настолько разнообразна программа её работы. Это не только лекции и семинары, а и тренинги,  мероприятия, конкурсы. Это доверительные взаимоотношения между молодыми и опытными педагогами, возможность проявить свои творческие способности, поделиться секретами, педагогического мастерства в неформальной атмосфере. Это теоретические и практические занятия по психологии, педагогике, тренинги, тесты, открытые занятия, выставки педагогических находок.

Цель программы: научно-методическое сопровождение деятельности начинающих  педагогов, повышение их профессионального мастерства, раскрытие индивидуальных педагогических способностей, формирование потребности в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании

Задачи:

  • дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя;
  • повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;
  • развивать творческий потенциал начинающих  педагогов, мотивировать их участие в инновационной деятельности; проследить динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога;
  • повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;
  • создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию начинающих педагогов.

Начинающий педагог должен чувствовать постоянную поддержку старших, опытных наставников: администрации, руководителя методического объединения, педагогов-коллег, психологов. Ведь все они могут и помочь новичку в календарно-тематическом планировании, и рассказать о специфике работы с детьми и поделиться опытом многими другими способами. Ведь каждый из них - мастер своего дела. Необходимо последовательно выстроить работу с начинающими педагогами так, чтобы процесс адаптации начинающего педагога,  участия в делах центра и объединений был непрерывным.

Механизм реализации  программы

        «Школа начинающего педагога» представляет собой постоянно действующую  форму повышения методической грамотности  начинающего педагога: пропедевтическая адаптационная работа, мониторинговые исследования,  сопровождение начинающего педагога; организация профессиональной коммуникации, ориентация педагогов, не имеющих среднее специальное образование на    получение высшего образования. Реализация программы будет осуществляться путем организации различных форм методической работы: семинары, тренинги, консультации, анкетирование, самообразование и др. Построение эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса необходимо  вести в четырех направлениях:  

Первое направление: мониторинг«Теоретические знания и профессиональные умения педагога» - отслеживание 3 раза в течение года (на начало, середину и конец)  результатов деятельности педагога по следующим направлениям:знание своего предмета,умение анализировать, знание методики преподавания, знание детской возрастной психологии, знание психологии детского общения, психологии творчества, уменияиспользовать  разнообразные формы организации познавательной деятельности обучающихся, обновление  методического оснащения занятия.Результаты анкетированияпомогаю выявить, какие проблемы возникли в процессе работы, каких успехов достиг педагог, какую методическую помощь ему необходимо доказать. На основании этих результатов составляется план самообразования, изучения основных направлений его деятельности.

Второе направление: адаптация - знакомство педагога с методическими материалами по направлению деятельности, библиотекой, учебными кабинетами, спецификой набора детей в объединения, планами учебной, методической, воспитательной работы, документацией, основными требованиями по её ведению, основами составления расписания занятий. Главное на данном этапе, помочь педагогу разобраться во всех тонкостях общения между членами педагогического коллектива и обучающихся,  работы с документацией.

Третье направление: наставничество-сопровождение начинающего педагога: начиная от директора и заместителей, заканчивая педагогом-коллегой; хорошо спланированная система наставничества, развитие  уверенности в себе, умения организовать группу и удержать детей в объединении. Ведь мало быть талантливым и образованным. Если рядом не окажется мудрых наставников, то из начинающего педагога никогда не получится ценный специалист. Главное на данном этапе, помочь педагогу разобраться во всех тонкостях педагогической профессии.Работу учителей-наставников рассматриваем как одно из ответственейших общественных поручений. Это опытные, творчески работающие учителя. Они составляют индивидуальный план работы с начинающим педагогом.

Четвертое направление: профессиональном становление-методист или куратор должен выступать в роли тьютера педагогов-наставников, который всегда подскажет, как правильно спланировать работу с педагогом, подобрать формы работы. Педагогическая профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому и помогает опытный педагогический коллектив учреждения. В профессиональном становлении начинающего педагога имеет место наличие педагогических способностей. Они состоят из таких компонентов:

  • дидактические – искусство передавать знания в доступной форме;
  •  конструктивные – когда педагог не использует готовых рецептов, а сам создает их для каждой конкретной ситуации;
  • экспрессивные – умение в своё объяснение включить уместно юмор, доброжелательную иронию, шутку;
  • коммуникативные – правильный подход к ученикам в процессе обучения и воспитания;
  • способность распределять внимание – широкий обзор внимания, умение легко переключаться по необходимости с одного объекта на другой;
  • актерские – умение в зависимости от обстановки и воспитательных задач быть то добрым, то строгим, то спокойным, но всегда объективным, справедливым;
  • умение контролировать все свои слова, поступки, действия, настроение.

Следует отметить, что все компоненты педагогических способностей тесно связаны между собой, дополняют и предполагают друг друга. Отсутствие одного или нескольких можно компенсировать активным развитием других компонентов.Значительное внимание уделяется такой форме индивидуальной методической работы как консультации. Начинающиепедагоги получат конкретные советы по трудным вопросам, образцы разработок разных типов занятий, рекомендации. Неопытный педагог  получает помощь не только от наставника, а и от руководителя методического объединения, заместителя директора, психолога, опытных педагогов.

Реализация программы

Первый  этап. Подготовительный (октябрь-ноябрь)

Цель:Создание методической базы для реализации программы: рекомендации, обучающие и  диагностические материалы.

Содержание:

  • формирование списка начинающих педагогов (приложение 1)
  • разработка плана работы «Школы начинающего педагога» (приложение 2)
  • входная диагностика, самодиагностика(приложение 6)
  • назначение наставников, составление индивидуального плана работы с начинающим педагогом.
  • организационные вопросы. Ознакомление сучреждением, традициями, правилами внутреннего трудового распорядка создание нормативных документов для реализации программы; положение, приказ;
  • разработка мониторинга реализации программы: входная диагностика, диагностика профессиональной готовности педагога:деятельность, умения, знания, коррекция; оценка успешности учебной работы педагога
  • разработка программно-методического, информационного обеспечения: программы, рекомендации, памятки начинающему педагогу, наставнику;
  • методическая помощь при разработке образовательной программы
  • методическая помощь при составлении календарно-тематического планирования.
  • оказание методической помощи при разработке поурочных планов.

Ожидаемый результат:

  • Определение методических затруднений у начинающих педагогов.
  • Создание методической базы для реализации проекта
  • Разработка программно-методического, информационного обеспечения

Второй этап.     Практический  (декабрь-февраль)

Цель: Внедрение в практическую деятельность программы

  • информационная и методическая поддержка начинающих педагогов: консультации, рекомендации, учеба;
  • мониторинговое отслеживание динамики изменений;
  • требования к современному занятию;
  • открытые занятия опытныхпедагогов, на которых можно конкретно увидеть, научиться использованию таких направленийДневник взаимопосещений (приложение 3)
  • основные этапы занятия
  • классификация методов, приемов, используемых в учебном процессе;
  • дидактические, психологические, гигиенические, воспитательные   требования;
  • определение образовательной цели;
  • осуществление дидактических принципов обучения;
  • выбор рациональных методов, приёмов, способов;
  • интерактивные формы и методы обучения;
  • нетрадиционные, интегрированные занятия с применением компьютерных технологий;
  • промежуточная диагностика (посещение занятий)
  • индивидуальный подход в обучении одаренных детей;

Это поможетпедагогу рационально выбирать тип занятия, его структуру, правильно определять задания, цели (учебную, воспитательную, развивающую),рациональные методы обучения, объединять разные формы коллективной и индивидуальной работы, знакомиться с современными образовательными технологиями, интерактивными методами.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение профессиональной компетенции педагогов:
  2. Повышение результативности обучения, сохранение и увеличение контингента обучающихся;
  3. Расширение возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его потенциальных возможностей;
  4. Включение каждого начинающего педагога в творческий поиск через участие в работе ШНП

Третий этап.  Аналитический (март-май)

Цель: Анализ, оценка, перспектива развития педагога.

  • осуществление мониторинга взаимного воздействия роста уровня профессиональной компетентности  начинающих педагогов и изменения эффективности образовательного процесса в их объединениях;
  • самоанализ занятия.
  • организация индивидуальной работы с обучающимися.
  • формирование единых подходов к оцениванию знаний обучающихся;
  • нетрадиционные, интегрированные занятия с применением компьютерных технологий интерактивные формы и методы обучения
  • оформление «Портфолио начинающего педагога»
  • итоговая диагностика. Самодиагностика (приложение 8)

Каждый начинающий педагог с первых дней своей педагогической деятельности со своим наставником готовит «Портфолио начинающего педагога» (4). Эта папка – «настольная книга», в которой собраны самые необходимые советы, рекомендации и материалы, нужные в становлении учителя.

В Портфолио собираются по мере накопления:

Раздел 1.  Общие сведения о педагоге»

  • Фамилия, имя, отчество педагога,
  •  домашний адрес,
  • место рождения,
  • дата рождения,
  • сведения об образовании,
  •  профессиональная деятельность,
  •  категория,
  •  повышение квалификации

Раздел 2. Нормативные документы

  • диплом о профессиональном образовании;
  • трудовая книжка;
  • аттестационный лист или приказ о присвоении категории;
  • удостоверения курсов повышения квалификации.

Раздел 3.  Результаты педагогической   деятельности”

Достижения детей

  • Достижения педагога (Дипломы, грамоты, благодарственные письма, сертификаты участников и др.)

Раздел 4.  Научно-методическая деятельность:

  • сообщения и доклады на конференциях, семинарах, МО
  • участие в инновационной и научно-исследовательской работе обучающихся (индивидуальный план работы с детьми, материалы по работе с одаренными детьми)
  • список литературы по  теме самообразования
  • публикации и статьи в научно-методических журналах, на сайтах
  • разработки занятий
  • мастер-классы.

Раздел 6.  “Отзывы”

  • Отзывы детей и родителей.

Раздел 2. “Самоанализ педагогической деятельности”

  • материалы экспертизы программ
  • мониторинг успеваемости и качества обучения(графики, диаграммы)
  • мониторинг достижений обучающихся(карта творческого роста)
  • анализ педагогической деятельности, диагностика работы педагога
  • анкеты и тесты обучающихся, родителей
  • Портфолио постоянно пополняется необходимыми материалами. Постепенно это становится «центром самообразования» педагога.

Ожидаемый результат: получение объективной оценки деятельности начинающих педагогов, определение эффективных форм методической помощи.

Методическое обеспечение программы

  • Программа «Школа начинающего педагога»
  • План работы наставников с начинающими педагогами
  • Памятка для начинающего педагога  (приложение 5)
  • Рекомендации начинающему педагогу (приложение 6)
  • Памятка для наставника начинающего педагога (приложение 7)

Ожидаемые результаты реализации программы

        

Реализация программы будет способствовать:

  • адаптации начинающих педагогов в учреждении;
  • активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
  • повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;
  • обеспечению непрерывного совершенствования качества преподавания;
  • совершенствованию методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
  • использованию в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий;

Литература:

  1. Справочник руководителя образовательного учреждения - тема статьи "Адаптация начинающего педагога" (№ 5,2010г.стр. 54);
  2. Методист - тема "Адаптация молодых специалистов в учреждениях дополнительного образования (№ 5,2010г. стр.41);
  3. Методист - тема "Кейс-технология в работе с молодыми специалистами" (№ 5,2010г. стр.51);
  4. Национальный проект "Образование" - тема "О реализации программы "Школа начинающего учителя как способ оптимизации процесса вхождения в профессию" (№ 3,2010г. стр.17);
  5. Инновации в образовании - тема "Особенности развития интегративных тенденций в Российском спец. образовании (Интегративное, инклюзивное обучение)" (№ 8,2010г. стр.4);
  6. Педагогика - тема "Этико-педагогический подход к формированию ценностных ориентаций будущего учителя и принципы его реализации" (№ 6,2010г. стр.15);
  7. Народное образование - тема "Есть ли правовой статус у молодого специалиста?" (№ 2,2010г. стр.132);
  8. Директор школы - тема "Он улетел и не обещал вернуться..." (№ 8,2010г. стр.4);
  9. Начальная школа + до и после - "О подготовке будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию личности" (№ 9,2010г. стр.10
  10. Социальная психология. –  М.: Андреева  Г. М. Аспект Пресс, 1999. – 375 с.
  11. Язык телодвижений. – М.: ПизА. Эксмо, 2005. – 272 с.
  12. Школа начинающего педагога: Методические рекомендации.Воробьева Н.И.,Цынцарь А.Л.

Приложение 2

Примерный план работы «Школы начинающего педагога»

тема

Содержание, количество занятий

Формы, методы проведения

дата

ответственные

Организация образования в Школе

-нормативно-правовая база: закон об образовании, положение об учреждении дополнительного образования детей, концепция развития учреждения;

-правила внутреннего распорядка.

Беседа

сентябрь

Администрация

Посвящение в педагоги

Торжественное мероприятие

октябрь

руководитель школы начинающего педагога, культ массовый отдел

Организация учебно-воспитательного процесса

-структура образовательных программ дополнительного образования;

-календарно-тематическое планирование;

-критерии оценивания образовательных, учебных достижений детей;

-ведение документации

Практическое занятие

сентябрь

Администрация, руководитель школы начинающего педагога, наставники

Процесс обучения

-принципы и правила обучения;

-формы организации учебного процесса;

Теоретический семинар

октябрь

руководитель школы начинающего педагога, опытные педагоги

Познавательная деятельность обучающихся

-психологические особенности познавательной деятельности обучающихся ;

-способы формирования познавательных интересов;

- мотивы обучения;

Семинар-тренинг

ноябрь

руководитель школы начинающего педагога, опытные педагоги

Методы обучения

Занятие 1.

-суть и функции методов обучения;

-классификация методов обучения;

семинары-практикумы

декабрь,

педагоги-наставники, руководитель школы начинающего педагогаруководители МО

Занятие 2.

-разные способы обучения;

-практические методы обучения;

Занятие 3.

-логические методы обучения. Методы контроля знаний обучающихся.

Занятие 4.

-игровые методы обучения. Методы самоуправления учебно-воспитательным процессом.

Формы обучения

Занятие 1.

Занятие – основная форма организации учебно-воспитательного процесса функции занятия. Цели занятия. Типы занятий. Требования к современному занятию.

Теоретический семинар, практическое занятие

январь

педагоги-наставники, руководитель школы начинающего педагога

Занятие 2.

-конструирование занятия по целям, дидактическим заданиям, по содержанию программного материала;

-выбор методов обучения.

Открытые занятия начинающихпедагогов, обсуждение

Занятие 3.

-открытоезанятие – особенности подготовки и проведения;

-анализ и самоанализ проведенного занятия.

Практическое занятие

руководитель школы начинающего педагогаадминистрация, руков. МО,

Занятие 4.

-разные формы обучения: экскурсии, семинары, факультативы, элективные курсы…

-анализ их проведения;

-цели и задачи форм обучения

Семинар-практикум

Воспитательный процесс

-суть и содержание процесса воспитания;

-формы и виды воспитательных мероприятий;

-методы воспитания школьников;
-национальный характер воспитания;

-критерии воспитанности личности;

-особенности ориентированного обучения и воспитания детей.

Проблем-ный семинар

февраль

руководитель школы начинающего педагога, педагоги

Роль педагога в учебно-воспитательном процессе

-личность педагога-творца;

-Требования к педагогу;

-самообразование и самовоспитание педагога;

-роль личности педагога в современном учебном процессе.

Конферен-ция

март

руководитель школы начинающего педагога, педагоги

Подведение итогов

Калейдоскоп педагогических находок начинающихпедагогов «Будем знакомы, молодой коллега!»

Калейдоскоп находок

апрель

руководитель школы начинающего педагога, наставники

культ -массовый отдел

Конкурсно-развлекательная программа для начинающихпедагогов «Наша надежда».

конкурс

май

Приложение № 3

Семь золотых правил для педагога

  1. Надо любить то, что делаешь и идти вперёд шаг за шагом (И. Павлов)
  2. Интеллигентом нельзя притвориться (Д. Лихачев)
  3. Вежливость воспитывается только вежливостью (В. Джемс)
  4. «Магическая десятка»: посчитай до десяти прежде, чем дать волю своему гневу. И он покажется вам противным. (В. Джемс)
  5. Мудрец ищет всё в самом себе, а глупец – в другом человеке (Конфуций).
  6. Никакая большая победа не возможна без маленькой победы над самим собой (Л. Леонов)
  7. Первые шаги всегда самые трудные (Р. Тагор)

Заповеди начинающему педагогу

  1. Окунись в свою работу и тогда ничто не помешает тебе плодотворно работать.
  2. Будь приветливым – и будешь смелым.
  3. Не будь самонадеянным и сможешь стать лидером.
  4. Умей требовать и прощать.
  5. Верь в уникальные способности каждого ребенка.
  6. Будь компетентен и будь уверенным.
  7. Верь, что каждого ребенка можно научить, только для этого необходимо время.
  8. Претворяй процесс обучения в радость.
  9. Будь для ребенка не руководителем, а соперником, тогда он сможет превзойти тебя.

Памятка начинающему педагогу

  1. Тщательно готовься к занятиям. Обязательно пользуйся поурочным планом и придерживайся всех его пунктов. Возьми себе за правило: наличие поурочного плана является для тебя допуском на занятие.
  2. Идя на занятие, ты должен досконально знать, куда пришёл, для чего, что будешь делать, будет ли это эффективно.
  3. Приходи в кабинет до начала занятий, чтобы приготовить все необходимое для проведения занятия.
  4. Старайся показать красоту и привлекательность организованного начала занятия, стремись к тому, чтобы на это с каждым разом уходило всё меньше и меньше времени.
  5.  Веди занятие так, чтоб каждый ребенок был постоянно занят делом. Помни: паузы, медлительность, бездеятельность – враги дисциплины.
  6. Увлекайте детей интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, мозговым штурмом. Контролируйте темп занятия, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения всю группу. Особенно наблюдайте за теми, у кого неустойчивое внимание. Предупреждайте попытки нарушить рабочий порядок.
  7. Чаще обращайтесь с просьбами, вопросами к тем обучающимся, которые отвлекаются на занятии, занимаются посторонними делами.
  8. В конце занятия дай общую оценку работе группы  и отдельным детям. Пусть дети почувствуют удовлетворенность от результатов своего труда. Старайся замечать позитивное в работе недисциплинированныхобучающихся, но не делай это часто и незаслуженно, за незначительные усилия.

Приложение № 4

Дневник взаимопосещения занятий

дата

направление

группа

педагог

посещающий

Тема занятия

Цель, задания

Выводы предложения

Приложение № 5

Рекомендации начинающему педагогу

  • Умей радоваться маленьким успехам своих  обучающихся и сопереживать их неудачам.
  • Ты очень близкий человек для своего  обучающегося. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.
  • Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.
  • Постарайся вселить в  ребенка веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
  • Не требуй на занятии "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, занятие - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.
  • Стремись к тому, чтобы твои занятии не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на занятиях свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.
  • Каждая встреча с  педагогом для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.
  • Входи в  кабинет с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.
  • Неси детям добрую энергию и всегда помни, что " ребенок- это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".
  • Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.
  • Помни, каждое твоезанятие должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.
  • ребенок всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.
  • Учи своих  обучающихся трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.
  • Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.
  • Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.
  • Помни о том, что ребенку должно быть интересно на занятии. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.
  • В общении с родителями своих  обучающихся помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.
  • Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах  обучающихся только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.
  • Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.
  • Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.

Приложение №6

Памятка для наставника начинающего педагога

1. Вместе с начинающим педагогомразработайте и глубоко проанализируйте образовательные  программы и пояснительные записки к ним.

2. Помогите составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.

3. Оказывайте помощь в подготовке к занятиям, особенно к первым, к первой встрече с обучающимися. Наиболее трудные темы лучше разрабатывать вместе. В своейгруппе постараться изучать материал с опережением на 2-3 занятия, с тем, чтобы датьначинающемупедагогу возможность методике раскрытия наиболее сложных тем.

4. Постарайтесь вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия.

5. Посещайтезанятия начинающему педагога с последующим тщательным анализом, приглашать его на свои занятия, совместно их обсуждать.

6. Помогайте в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.

7. Делитесь опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.

8. Помогайте своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывайте отмечать положительное в работе.

9. Учите не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.

Приложение 7.

Входящий мониторинг.

АНКЕТА

профессиональной готовности педагога

  1. Понимание детских состояний и умение мотивировать детей.
  2. Скорость педагогической реакции и способность к экспромту.
  3. Положительная заряженность, остроумие, юмор.
  4. Умение находить контакт с детьми, коллегами, родителями.
  5. Умение перед входом в учреждение сбрасывать с себя груз проблем.
  6. Толерантность – приобретенная и развитая в себе способность душевного доброго отношения ко всему на планете, умение прощать, видеть и поддерживать в человеке прекрасное.
  7. Эмпатия – способность к сопереживанию, сочувствию, готовность души помочь человеку, поддержать его.
  8. Увлеченность всяким делом, за которое взялся.
  9. Умение хранить детские тайны.
  10. Умение жить интересами детей.
  11. Инициативность, энергичность.
  12. Авторитет среди детей и родителей.
  13. Наличие интересов, привлекательных для ребят.
  14. Умение и желание сочинять, придумывать, доводить до конца.
  15. Умение терпеливо двигаться к намеченной цели.
  16. Умение инициировать, организовывать и помогать детским самодеятельным организациям.
  17. Умение вовремя приходить на помощь.
  18. Способность к поиску, творчеству.
  19. Способность и желание идти по пути самообразования, саморазвития.
  20. Эмоциональная раскрепощенность, широкая палитра позитивного чувственного восприятия мира. Умение заразить окружающих своей энергией.
  21. Устойчивая этическая позиция, нравственный закон в душе.
  22. Внешняя привлекательность, умение образно, красиво, выразительно и четко выражать свои мысли.
  23. Способность к самоиронии.
  24. Рефлексивная способность.
  25. Постоянная забота о своем здоровье и здоровье обучающихся.
  26. Умение доводить начатое до конца.
  27. Ежедневная постоянная глубокая психолого-педагогическая, предметная, методическая подготовка к занятиям.
  28. Умение признавать свои ошибки.
  29. Способность к индивидуальной продуктивной работе с обучающимися

Приложение 8.

Итоговый мониторинг

  1. С какими трудностями вы столкнулись? Перечислите их.
  2. Как их преодолеваете?
  3. Кто вам помогает в работе? Как?
  4. Я иду на занятие, чтобы...
  5. Что в вашей деятельности является для вас наиболее трудным?
  6. Воспитание каких черт личности  ребенка  вами достигается наиболее трудно?
  7. Чем вы объясните трудности в своей деятельности?
  8. Каким должен быть современный педагог?
  9. Как в учебно-воспитательном процессе развивать индивидуальные способности ребенка?
  10. Чему и как можно научиться у опытного педагога?
  11. Были ли в вашей деятельности трудности в воспитательной работе
  12. Какие книги по педагогике, психологии, методике вы прочитали за прошедший учебный год?
  13. Какие у вас были педагогические открытия?
  14. Занятия, по каким темам прошли у вас наиболее эффективно, интересно в этом году? В чем была ваша творческая удача?

Диагностическая тестовая карта оценки профессионального роста педагога

Теоретические знания и профессиональные умения педагога

Начало года

Середина года

Конец года

  1. Знание своего предмета

  1. Умение анализировать

  1. Знание методики преподавания

  1. Знание детской возрастной психологии и умение использовать психологические методы, приемы, процедуры, нормы в своей профессиональной деятельности.

  1. Знание психологии детского общения, психологии творчества. Умение стимулировать детскую активность.

  1.  Поиск разнообразных форм организации познавательной деятельности обучающихся.

  1. Владение и использование различных форм занятий, традиционных и нетрадиционных.

  1. Умение увлечь детей, организовать их индивидуальную и коллективную успешную деятельность.

  1.  Знание и использование в своей работе современных образовательных технологий.

  1.  Рациональное использование в своей работе наглядности.

Приложение 9

План работы «Школы начинающего педагога» на учебный год.

тема

Содержание, количество занятий

Формы, методы проведения

дата

ответственные

Организация учебно-воспитательного процесса

-структура образовательных программ дополнительного образования;

-календарно-тематическое планирование;

-ведение документации

Практическое занятие

ноябрь

методисты

Процесс обучения

-принципы и правила обучения;

-формы организации учебного процесса;

Учеба

декабрь

методисты

Методы обучения

Занятие 1.

-суть и функции методов обучения;

-классификация методов обучения;

учебы-практикумы

декабрь,

январь

февраль

март

педагоги-наставники, методисты

Занятие 2.

 -практические методы обучения;

Занятие 3.

 Методы контроля знаний обучающихся.

Занятие 4.

-игровые методы обучения.

Формы обучения

Занятие 1.

Типы уроков. Традиционные и нетрадиционные формы. Цели. Требования к современному уроку.

Практические занятия

Январь

Февраль

Март

педагоги-наставники, методисты

Занятие 2.

-конструирование занятия по целям, дидактическим задачам, по содержанию программного материала;

-выбор методов обучения.

занятияначинающих педагогов, обсуждение

Занятие 3.

особенности подготовки и проведения уроков;

-анализ и самоанализ проведенного занятия.

Практическое занятие

методисты

Подведение итогов

Калейдоскоп педагогических находок начинающихпедагогов

Папки с методическим обеспечением уроков

апрель

методисты наставники