Семинар.Дидактические игры.
Муниципальное образовательное учреждение Родниковская
Средняя общеобразовательная школа № 32
Дошкольное отделение
Методическая разработка
семинар на тему:"Роль дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста"
Соломина Татьяна Николаевна ,
воспитатель первой квалификационной категории
2023
Семинар
«Роль дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста»
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра — это искpa, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»
В.А. Сухомлинский
Известно, что игра занимает важное место в жизни ребенка. Она охватывает малыша, овладевая всеми его мыслями и чувствами. Значение игры не только в том, что это приоритетный вид деятельности ребенка, она очень важна для всестороннего развития растущей личности ребенка. Передавая в игре впечатления об окружающей действительности, дети заново переживают жизненные ситуации, свое отношение к происходящему. Чувство, эмоции ребенка углубляются и уточняются.
Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей.
Игра это потребность растущего детского организма. В игре развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у детей организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства, расширяются впечатления, представления. Игра для ребенка это и учеба, и труд, серьезная форма воспитания. Игра - способ познания окружающего.
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей с самого раннего возраста. Формирование и развитие логических структур мышления осуществляется одновременно, следовательно, упущения здесь трудно восполняются.
Для успешного математического развития детей необходимо не столько определенные знания, сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться, чему способствуют дидактические игры.
У истоков разработки современных дидактических игр и материалов стоят М. Монтессори и Ф. Фребель.
Н.А. Виноградова отметила, что вследствие возрастных особенностей детей дошкольного возраста в целях их обучения следует широко использовать дидактические игры, настольно-печатные игры, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценирования), словесные и игровые приемы, дидактический материал.
По замечанию А.К. Бондаренко: «…требование дидактики помогают отделить от общего хода воспитательного процесса то, что в образовательной работе связано с обучением». По классификации А.К. Бондаренко дидактические средства образовательной работы делятся на две группы: первая группа характеризуется тем, что обучение ведет взрослый, во второй группе обучающее воздействие передается дидактическому материалу, дидактической игре, построенной с учетом образовательных задач.
Д.В. Менджерицкая выделила следующие требования к дидактическим играм:
- Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
- В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова.
- Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
В дидактической игре, благодаря обучающей задаче, обличенной в игровую форму, ребенок непреднамеренно усваивает новые математические знания, применяет и закрепляет их.
Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представления детей о количестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени.
Содержание игры способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира.
В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм.
Все дидактические игры можно разделить на несколько групп:
- Игры с цифрами и числами
- Игры путешествие во времени
- Игры на ориентировки в пространстве
- Игры с геометрическими фигурами
- Игры на развитие логического мышления
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
Литература:
- Давайте поиграем: Мат. Игры для детей 5-6 лет: Кн для воспитателей дет.сада и родителей/ Н.И.Касабуцкий, Г.Н.Скобелев, А.А.Столяр и др.; под ред. А.А.Столяра., 1996г.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под ред. Л.А.Венгера., 1973г.
- Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателейдет.сада./ Е.В.Зворягина, Н.С.Карпинская, И.М. Кононова, 1985г.
- Ерофеева Т. И. «Дошкольник изучает математику» – 2005г.
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей дет.сада/Под ред. Т.А.Марковой, 1982г.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников,1990г.
- Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М. «Просвещение», 1987.
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. 1982г.
- Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. 1976г.
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988. Интернет-гномик www.i-gnom.ru