Проект по патриотическому воспитанию" Моя Родина-Россия"

 

Проект для детей старшей группы «Моя Родина — Россия!»

Цель проекта: формирование и систематизация представлений о своей родине, о ее культуре и истории, традициях, символах.

Задачи:

  • дать знания детям о городе – Москве, в котором мы живем
  • закрепить знания о истории города, его достопримечательностях
  • закрепить знания о государственной символике РФ
  • расширять представления о национальной культуре русского народа, о народном прикладном искусстве;
  • закреплять знания о государственных праздниках России и о русских народных праздниках;
  • воспитать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России;
  • расширять предметно-развивающую среду группы

Вид проекта: познавательный, краткосрочный, групповой;

Проблема: дети мало знают о своей Родине, о символике России, праздниках, о народных промыслах.

Актуальность:

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Именно в этом возрасте важно заложить в детях первые представления о России. А Москва – это сердце нашей Родины, её самый главный город, во многом, благодаря которому наша страна известна во всем мире. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Любовь к родной стране, родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела. Эти качества должны воспитываться с раннего детства.

тема воспитания была обозначена Президентом РФ Владимиром Путиным в «Указе о национальных целях развития до 2030 года»

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: – 1 недели

Предполагаемый результат:

  • Обогащенные и систематизированные знания детей о городе Москве.

Формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы.

  • Разработать методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
  • Повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города
  • Формировать заботливое отношение к родному городу.

Дети должны знать:

  • домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному городу, дому, семье, детскому саду)
  • место работы родителей (иметь представление о значимости их труда, испытывать гордость и уважение к труду взрослых)
  • место проживания: город, село , деревня и др.
  • символику города, достопримечательности, памятные места
  • находить на карте  город Москва.

Этапы реализации проекта

1 этап-подготовительный

  • подобрать иллюстрации, картины, слайды, презентации по темам занятий
  • подобрать детскую литературу по тематике проекта
  • подобрать образцы русских народных промыслов
  • подготовить материал для изобразительной деятельности.
  • привлечь детей и родителей к проекту

2 этап

  • оформление предметно- развивающей среды:
  • оформление выставки предметов декоративно – прикладного искусства
  • изготовление плакатов – «Путешествие по России с родными».

3 этап

Формы взаимодействия с детьми и родителями:

С детьми:

  • непосредственная образовательная деятельность;
  • чтение художественной литературы;
  • ситуационное общение беседы, рассказы;
  • просмотр презентаций;
  • прослушивание музыкальных произведений, мультфильмов;
  • совместная деятельность детей и педагогов;
  • игры (подвижные, дидактические, ролевые и др.);

С родителями:

  • консультации и беседы по проблемам патриотического воспитания;
  • рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме;
  • куда пойти с детьми в Москве «Знакомим детей с Москвой»
  • выставка для родителей творческих работ детей.

Реализация проекта

Речевое развитие

  1. Беседы «Наша Родина – Россия!»; «Государственная символика», «Природа нашей родины;» «Красная площадь Москвы»
  2. Книжная выставка «Моя Родина»
  3. Оформление выставки «Куклы в национальных костюмах»
  4. Составление рассказа по картине «Москва – столица нашей Родины».
  5. Разучивание пословиц и поговорок о Родине;

Познавательное развитие

  1. Просмотр презентаций «Путешествие по Москве»;
  2. Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций о родном городе;
  3. Просмотр видео презентации «Мы живем в России»;
  4. Рассказ воспитателя «Экскурсия по Кремлю», «Театры и музеи Москвы»;
  5. Дидактические игры: пазл «Собери герб», «Найди свой дом», «С какого дерева листок?», «Чей костюм?»

Художественно-эстетическое развитие

  1. Слушание гимна России;
  2. Пластилинография «Флаг»
  3. Рисование: «Спасская башня Кремля».  «Дом, в котором я живу»
  4. Конструирование из конструктора Лего «Улица, на которой я живу»
  5. Аппликация «Береза»
  6. Разучивание русских народных игр: «Плетень», «Тень – тень, потетень» «Заря -заряница»

Чтение художественной литературы:

«По дубочку постучишь…»; «Уж ты пташечка ты залетная…»; «Дождик дождик веселей…» — песенки русский фольклор

Русские народные сказки «Никита Кожемяка» «Про Иванушку – дурачка» «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» «По щучьему веленью» «Крылатый мохнатый да масленый»

  • Ю. Панкратов «Кремль»
  • А. Барто «По Красной площади в колонах»
  • В.Степанов «Москва – это Красная площадь»
  • С. А. Есенин "Берёза"
  • С. Прокофьев "Родина"
  • С. Михалков «Кремлёвские звёзды»;
  • М Исаковский «Поезжай за моря- океаны»
  • О.Высотская «Смотрите весь город украшен»
  • Д И Латышина «Живая Русь» (в 4х частях)

Заучивание пословиц и поговорок о Родине;

Социально-коммуникативное развитие

  1. Сюжетно – ролевые игры: «Моя семья», «Экскурсия по Москве», «Пограничники»;
  2. Составление рассказов: «Дом, в котором я живу», «Как я люблю гулять в парке»

Физическое развитие

  1. Русские народные подвижные игры: «У бабушки Маланьи», «Ручеек», «Зоря-Заряница», «Жмурки»;
  2. Хороводные игры «По малину в сад пойдем», «Ходит Ваня», «Игра с платочком»;
  3. Пальчиковые игры «Ветер веет над полями», «Хлеб» «Сидит белка на тележке».

Заключение

В ходе проекта мы увидели заинтересованность детей в выбранной теме. Дети узнали много нового о городе, в котором живут. Мы убедились в том, что воспитанники в действительности становятся настоящими маленькими горожанами, которые знают и любят свой город. Познакомились с разными национальностями, населяющими Россию, традициями и обычаями русского народа. Воспитанники и их родители принимали активное участие в создании выставки книг «Моя Родина» и выставке предметов декоративно – прикладного искусства, оформлении плаката «Путешествие по России с родными». Формирование нравственно-патриотических чувств у воспитанников невозможно без установления тесной связи с семьей. Организация совместных творческих заданий объединила родителей и детей, обогатила общение между ними и доставила радость.

Список используемой литературы:

  1. О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» 2 М. Мозаика-Синтез 2012г.
  2. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. 2004г.
  3. Жариков, А.Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателя детского сада. – М: Просвещение, 1980 –
  4. Маханева, М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры учеб. – метод. пособие – СПб: 1998
  5. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду
  6. М., Изд. «Л. -Пресс», 2003 – 6. Пименова, Л.В. Патриотическое воспитание Дошкольное воспитание. 2005г. № 1. – С.5-9.