ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На странице собран материал по проектной деятельности в детском саду
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технология проектной деятельности в ДОУ
Актуальность
Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём. Использование инновационных педагогических технологийоткрывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Технология проектной деятельности не является принципиально новой в мировой педагогике. Метод проектов широко используется в работе ДОУ. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.
Проектная деятельность - это тот вид педагогической работы, который будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных стандартов (ФГОС) в практику работы дошкольных образовательных учреждений.
Преимущества проектного метода:
Является одной из форм организации воспитательно-образовательной работы.
Является одним из методов развивающего обучения и самообразования, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
Позволяет развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками процесса;
Повышает компетентность педагога;
Повышает качество образовательного процесса;
Возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов.
Способствует развитию креативности и логического мышления.
В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность.
Недостатки:
низкая мотивация воспитателей, родителей;
недостаточный уровень развития познавательного интереса у воспитанников.
Что же такое «ПРОЕКТ»?
В словаре слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза».
Метод проектов - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Проблемно-поисковые методы: проблемные вопросы, деловая игра, «мозговой штурм», тематические беседы, исследование (исследовательский проект, поэтапное выполнение действий.
• Творческие методы: презентация.
Информационные методы: составление модели источников информации.
При выполнении проекта могут использоваться другие активные методы обучения.
Развитию личности способствует применение не отдельных методов, а целостная система проектной деятельности, обеспечивающая вхождение дошкольников в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления, выбора средств и способов проектной деятельности.
Достоинства метода проектов
Метод проектов полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования:
Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности.
Полная интеграция (одно из приоритетных разделов интегрируется с другими разделами программы). Примером полной интеграции является интеграция экологического воспитания с художественной литературой, изобразительной деятельностью, музыкальным воспитанием, физическим развитием. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы.
Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в других):
Пример частичной интеграции – интеграция художественной литературы и изобразительной деятельности. Разнообразные виды искусства внутри художественно-эстетического направления могут быть интегрированы с театрализованной деятельностью в разделе ОБЖ.
Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практические полезные дела). Как следствие, проектнаядеятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Метод проектов соответствует комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса, так как предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить»тему в разных видах деятельности, усвоить больший объем информации по предлагаемой теме, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста
В младшем дошкольном возрасте это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом)
В старшем дошкольном возрасте это:
Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников;
Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
Развитие способностей к аналитическому, критическому, творческому мышлению;
Развитие важнейших компетенций для современной жизни.
Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду:
- в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
Обязательные составляющие проекта:
- детская самостоятельность (при поддержке педагога,
- сотворчество детей и взрослых;
- развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков;
- применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:
• Проблема;
• Проектирование или планирование;
• Поиск информации;
• Продукт;
• Презентация.
• Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.)
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана – схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план – схему занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашнее задания и задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие, мероприятие.
Метод проектов предполагает:
Постановку проблемы (1этап) Поисковый: определение темы и целей проекта; педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
Её обсуждение (2 этап) Планирование деятельности по достижению цели, определение источников информации:
- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели. Способов сбора и анализа информации, способов представления результатов.
Работу над проектом (3этап) Практический: (основной этап) поиск информации детьми совместно с родителями и воспитателями (интервью, опросов, наблюдений, экспериментов.).
Презентация (4 этап) подведение итогов, коллективное обсуждение, самооценка, продукт деятельности др.
Типология проектов в ДОУ
(по Е. С. Евдокимовой)
По доминирующей деятельности Исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные)
По характеру содержания (Ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности)
По характеру участия ребенка в проекте (Заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения до получения результатов)
По характеру контактов (Внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями)
По количеству участников (Индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)
По продолжительности (Краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный)
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
1. исследовательско-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3. информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например, «Театральная неделя»). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Мир природы», «В гостях у сказки»;
групповые: «Сказки о дружбе», «Познай себя», «Подводный мир», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Птицы наши друзья», «Откуда ботинки пришли?»,
индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
исследовательские: «Без воды не обойтись», «Воздух невидимка», «Питание и здоровье»
семейные: «Как я провёл лето»
личностные: «Мои питомцы».
Способы разработки проектов:
Проект – это «Модель трёх вопросов»
Что мы знаем?
Что хотим узнать?
Что сделать, чтобы узнать?
Позиция взрослых как участников проекта:
Является источником информации, координирует процесс, поддерживает и поощряет, обеспечивает непрерывность работы над проектом, подготавливает необходимое оборудование, осуществляет консультативную помощь.
Имеют равное с детьми право вносить идеи, касающиеся тем, содержания и видов деятельности.
Не претендуют на права единственно верного источника знания, ограничиваясь статусом «ресурсной личности».
Предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, очерчивая её рамками принятой культуры и формируя понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты.
Позиция детей как участников проекта:
Влияют на выбор темы, форм работы в рамках проекта;
Устанавливают последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выбранной деятельности;
Реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности, в основном самостоятельно, принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или конкретном действии.
Роль родителей
Посодействовать ребенку в сборе материала;
Контролировать сроки выполнения;
Подсказать правила оформления проекта;
Участвовать в подготовке презентации.
Структура образовательного проекта:
- Название проекта.
- Авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта.
- Общая характеристика проекта: участники проекта, сроки реализации проекта, цель и задачи проекта, гипотеза проекта, предполагаемые результаты.
- Этапы проведения проекта.
На 1 этапе — вхождение в проблему, «вживание» в игровую ситуацию, принятие задачи, предложения и дополнения по итоговому продукту.
На 2 этапе — дети организуются в рабочие группы, распределяют направления по сбору материала и сферу ответственности.
На 3 этапе — накопление, систематизация и усвоение новых знаний, умений, навыков.
На 4 этапе — подготовка к защите проекта, изготовление итогового продукта. Представление зрителям продуктов своей деятельности.
- Результаты проекта, их оценка, призы и награды.
Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми:
Выставка, газета, журнал.
Костюм, модель, коллекция.
Музыкальное или художественное произведение, ролевая игра, инсценировка.
Экскурсия, поход, путешествие.
Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.
Спектакль, праздник, видеофильм.
Познавательные центры в группе
Развивающая предметно – пространственная среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности оснащён центр «Детская лаборатория», Центр научной и познавательной и художественной литературы и тд.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Особую педагогическую значимость метода проекта я вижу в том, что:
• Он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;
• Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей, в том числе и выбор интересных и значимых для ребенка тем;
• Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проектаспособствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, способствует повышению самооценки ребенка.
• Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума.
• Проект - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей.
Предварительный просмотр:
Проектный метод в нашем ДОУ
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость.
Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В нашем дошкольном учреждении воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой.
В нашем дошкольном учреждении в этом году педагогами разработаны и уже частично реализованы проекты, такие как:
Реализованный проект «Живая вода».
Этот проект является одним из первых, разработанных в нашем детском саду совместно всеми педагогами.
Цель проекта: Воспитывать экологическую ответственность за события, происходящие в природе.
В итоге, дети самостоятельно выработали правила поведения у водоемов, были созданы экспозиции для экологического кабинета: «Кому нужна вода», «Где в природе есть вода», «Как человек использует воду», «Вода в природных явлениях», «Река – Яуза. Проблемы и их решения».
Большой вклад внесли родители, при участии в конкурсе плакатов «В защиту Яузы – реки».
В этом году наша группа предполагает принять участие в реализации следующих проектов:
Проект «Новогодние праздники».
Цели проекта: Познакомить детей с древними русскими праздниками, объяснить их происхождение и назначение. Познакомить с обычаями празднования Нового года.
Воспитывать у детей интерес к истории России, национальную гордость, чувство причастности к великому русскому народу.
Итогом этого проекта мы видим:
*Выставку елочных украшений, сделанных своими руками.
*Украшение елки на улице сделанными игрушками.
*Макет «Деды Морозы разных стран»
*Новогодний утренник
*Досуг «Рождественские колядки»
*Выставки детских рисунков на зимнюю тематику
Проект «В мире природы».
Цели проекта: Учить выделять приметы весны, рассказать о разных периодах весны, познакомить с понятием «межсезонье», его признаками.
Донести до детей необходимость бережного отношения к природным ресурсам.
Воспитывать экологическую ответственность за события, происходящие в природе.
Результатом проекта должен стать:
- Мобильный макет «В мире природы»
- Альбом «Жалобная книга природы» - совместная работа с родителями.
Проект «Земной поклон, солдат России, за ратный подвиг на войне».
Цели проекта: Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине.
Расширять знания о героях Великой Отечественной войны. Познакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны. Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек.
Показать преемственность поколений защитников Родины: от древних богатырей до героев великой Отечественной войны.
В итоге мы планируем:
*Провести конкурс поделок «Подарок ветерану» (совместное творчество детей, воспитателей и родителей).
*Оформить альбома или мини-музей «На полях сражений в годы ВОВ».
*Провести спортивную игру «Зарница».
*Изготовить книгу «Земной поклон, солдат России, за ратный подвиг на войне!» с рисунками детей.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 «Земляничка»
Консультация для воспитателей
Использование технологии проектной деятельности
в ДОУ
Воспитатель Васюкова И.Ю.
Дошкольное образование в России претерпевает коренные изменения. Происходит переоценка его концептуальных основ, переосмысление целей, задач, содержания развития, обучения и воспитания дошкольников. Это находит свое отражение в переходе на личностно-ориентированную модель работы с детьми. В связи с этим возросли требования к технологичности воспитательно-образовательного процесса.
Реализация современной цели педагогического процесса – развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни – требует от воспитателя использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий, что открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из более эффективных в наши дни стал метод проектов.
Разработанный еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Метод проектов не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В. Килпатрика «Метод проектов» (1918, в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С. Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден как чуждый советской педагогике.
Метод проектов в России приобрел популярность с конца девяностых годов прошлого века. Педагогов привлекала возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат.
Технологию проектной деятельности можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении воспитанникам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проект предполагает практическую социальную направленность и конкретный общественно значимый продукт.
В настоящее время педагогические проекты классифицируются:
o по составу участников;
o по целевой установке,
o по тематике;
o по срокам реализации.
Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить основные этапы:
1. Целеполагание – педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
2. Разработка проекта – составление плана деятельности по достижению цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов (рефлексивная фаза) .
В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты начального образования. Однако и дошкольные образовательные учреждения вводят метод проектов в детском саду.
Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
• Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации и т. п. ;
• ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы;
• Творческие (оформление результата проекта в виде детского праздника, детского дизайна и др.
• Иформационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы.
Учитывая возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста, координация проектов должна быть гибкой, т. е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя этапы проекта.
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. В этой связи, педагоги нашего дошкольного учреждения стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач. По нашему мнению, одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.
Содержание комплексной программы “Детство”, по которой работает наш детский сад, предполагает создание насыщенного инновационного образовательного пространства. Реализации этому так же активно способствует педагогическое проектирование.
Педагогическое проектирование позволяет нам интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Образовательная деятельность становится не только более результативной, но и интересной. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
При использовании педагогического проектирования нами было отмечено повышение качества работы в образовательном пространстве ДОУ:
• произошло обогащение предметно – развивающей среды;
• повысилась активность и творческо-поисковая деятельность всего педагогического коллектива;
• сблизились позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности;
• было пополнено программно – методическое обеспечение.
Проектная деятельность – это коллективная деятельность, в которой участвуют: дети – педагоги – родители. Данная деятельность предполагает совместное, коллективное продумывание, организацию, реализацию плана действия, где сохраняется индивидуальность каждого ребенка. Таким образом, решаются задачи эффективного взаимодействия детского сада, семьи и общества.
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Будущий президент»
Авторы:
Инициативная группа МБОУ СОШ№9 (дошкольное отделение корпус 2) г. Мытищи, Московской области:
Рябцова Н.М. – старший воспитатель
Криволевич Е.П.- учитель логопед
Яманди О.С. – психолог
Гасанова Р.М – воспитатель логопедической группы
Васюкова И.Ю - воспитатель логопедической группы
Еременко В.А. – воспитатель
Коробанова Л.А. - воспитатель
Вид проекта: долгосрочный.
Цель проекта: Формировать патриотическое сознание дошкольников, воспитывать у детей интерес к истории России, национальную гордость, чувство причастности к великому русскому народу. Воспитывать осознание себя в контексте исторических событий, связанных с прошлым, настоящим и будущим своей Родины. Обогащать знания, опираясь на мировые культурные ценности и народные традиции. Способствовать развитию эмоционально – ценностного отношения к семье, родному дому, детскому саду, Родине.
Объект изучения: Ребенок в социуме.
Гипотеза: Предположим, что каждый ребенок в будущем может стать президентом страны.
Задачи: Формировать позитивное, ответственное отношение к себе. Расширять знания детей о нравственно – правовых нормах, о необходимости переживать, проявлять заботу и внимание по отношению друг к другу. Формировать модель поведения ребенка в социуме и окружающем его мире. Развивать навыки совместной деятельности. Привлекать родителей в воспитательную работу. Заложить основы системных знаний, сформировать коммуникативную компетентность и навыки работы с информацией.
Участники проекта:
- Дети средней, старшей и подготовительной групп.
- Воспитатели групп.
- Преподаватель по изобразительной деятельности.
- Учитель - логопед.
- Музыкальный руководитель.
- Родители детей.
Этапы работы над проектом:
- Создание развивающей среды.
- Составление перспективного плана проекта.
- Практический этап работы.
- Заключительный (результат проекта)
Ресурсы:
- Информационные:
информация из педагогической и научной литературы, интернет сайты, методическая работа с воспитателями, родителями.
- Научно – методические:
основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой, а также авторов: Алешина Н.В., Аркадьева В.А., Александрова Е.Ю., Антонов Ю.А., Горькова Л.Г. и других.
- Кадровые:
Воспитатели, дети, учитель-логопед, преподаватель по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель, родители дошкольников.
Работа над проектом началась с создания развивающей среды.
Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников имеет создание развивающей среды. Предметная среда насыщена такими материалами и пособиями, чтобы ребенок, выполняя самостоятельную работу, играя в совместных мероприятиях незаметно, постепенно, впитывал особенности культуры, быта народов, населяющих нашу страну, проникался сознанием важности и необходимости трудных условий для процветания родного города, страны.
Дидактические настольные игры в группах, содержат краеведческий материал. Книги, фотоальбомы находятся в доступном для ребенка месте и знакомят его с родным городом, его достопримечательностями, природой родного края, символикой государства. Физическая карта, глобусы, астрономическая карта позволяют детям путешествовать не только по детскому саду и бескрайним просторам Родины, но и выйти за пределы страны в другие государства и путешествовать в роли космонавтов по солнечной системе.
Составление перспективного плана проекта.
Для повышения профессиональной компетентности педагогов и достижения высоких результатов в усвоении воспитанниками знаний, в нашем ДОУ была создана экспериментальная площадка, в основу которой легла проектная деятельность. На период реализации программы было запланирована разработка и реализация двенадцати проектов.
Исходя из годового плана в рамках работы по формированию интегративных качеств воспитанников предусмотрена работа над общим проектом «Будущий президент». Реализовать данный проект, было решено на основе предусмотренных проектов, прописанных в Образовательной программе ДОУ. А именно: «Семья – это счастье!», «Народная культура и традиции», «Наш дом – планета Земля», «Земной поклон, солдат России, за ратный подвиг на войне».
Соответственно перспективный план работы над общим проектом «Будущий президент» включает в себя разработку и реализацию вышеуказанных четырех проектов.
Тема проекта | Цели проекта | сроки реализации | возрастная группа |
«Семья – это счастье!» | Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду. Способствование гармонизации детско – родительских взаимоотношений. | октябрь - ноябрь | средняя |
«Народная культура и традиции» | Сохранение Российской культуры во всем многообразии ее проявлений и национального колорита. Воспитание у детей интереса к истории России, национальной гордости, чувства причастности к великому русскому народу. | декабрь- февраль | подготовительная |
«Наш дом – планета Земля» | Расширение кругозора детей, и формирование единого восприятия мира. Создание представления у детей о том, что планета Земля – наш общий Дом, где все должны жить в мире и согласии. Вызвать интерес к познанию космического пространства, познакомить с историей развития космонавтики, со строением солнечной системы. Формирование патриотических чувств: гордости за технические достижения станы. | март - апрель | старшая - подготовительная |
«Земной поклон, солдат России, за ратный подвиг на войне» | Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны. Познакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны. Показать преемственность поколений защитников Родины: от древних богатырей до героев великой Отечественной войны. | старшая | апрель - май |
Тематический план работы над внутренними проектами ДОУ в рамках конкурсного проекта «Будущий президент»
Тема проекта | Развернутое содержание работы. Организованная деятельность образовательных областей. | Работа специалистов | Итоговые мероприятия и работа с родителями |
«Семья – это счастье!» | Познание «Семья», «Детский сад - моя вторая семья», «Мои друзья» Развитие речи Составление рассказа «Моя семья» Чтение стихотворения «Вовка – добрая душа» Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Аппликация «Украсим косынку для Аленушки» Лепка «Семья матрешек» Конструктивная деятельность: «Дом, в котором я живу» - из мелкого строителя. Режимные моменты: С.р. игра «Семья», «Дочки-матери». Рассматривание семейных фотографий. Пальчиковая гимнастика «Дружная семья» Рассматривание серии сюжетных картин «Семья». Дидактическая игра «Чей, чья, чье» Знакомство с детским садом. Экскурсии в кабинеты специалистов и на кухню детского сада. | ИЗО «Семья из сказки» Муз. Руководитель Разучивание песен о дружбе | Конкурсы с участием родителей: «Герб семьи» и «Генеалогическое древо». Создание альбома «Детский сад – наш дом родной» |
«Народная культура и традиции» | Познание: «Зимние святки», «Рождественские колядки», «Откуда родом Дед мороз» «Город чудный, город древний», «Горница новая: стол дубовый, занавеска браная» - знакомство с убранством русской избы, «Русская кухня», Беседы: «Семья и семейные традиции», «Новогодние традиции разных стран», «Что такое Рождество?», «Пришла Коляда – отворяй ворота» «Как рубашка в поле выросла», «Русское гостеприимство», «Хлеб – всему голова», «Народный календарь и народные приметы» Развитие речи «Новогодний праздник» «Русская изба», «История моей семьи», «Скатерть – самобранка» - 2 занятия, «История одежды», «Путешествие в прошлое мебели». «Народный фольклор» Чтение художественной литературы: Знакомство с народным фольклором, былинами и приданиями. Чтение произведений С. Баруздин «С чего все начиналась» - история возникновения Руси, Н. Кончаловская «Наша древняя столица», И. Суриков «Зима», Ф. Тютчев «Зима недаром злится». Русская народная сказка «Снегурочка». Конструктивная деятельность: «Украшения для елки» «Старинная крепость» - из строительного материала. «Оберег» Лепка: «Ложка» - из теста с последующей росписью, «Чудо – цветок» - декоративная рельефная (изразцы), «Пряники на ярмарку», «Елочные игрушки» - тестопластика, «Новогодняя елка» Аппликация: «Новогодняя открытка» - 2 занятия, «Хоровод нарядных снеговиков» - коллективная работа. «Снежинки для украшения группы» «Лоскутный коврик», «Русский сарафан». Режимные моменты: Наблюдения на улице на закрепление народных примет «Гуляй, да присматривайся». Рассматривание иллюстраций старинного быта. Оформление музея. Разучивание колядок и обрядовых песен. Наблюдения за явлениями природы. | Муз. Руководитель Подготовка Новогоднего праздника. Разучивание рождественских колядок и новогодних песен. ИЗО «В гостях у народных мастеров» - серия занятий по знакомству с народными промыслами (Гжель, Хохлома, Городец, Дымков) | Оформлению музея русского быта. Конкурс костюмов «Русские богатыри» |
«Наш дом – планета Земля» | Познание: «Солнечная система», «Планета Земля», «Защита окружающей среды и природных ресурсов» Беседы: «О чем рассказали ископаемые», «День космонавтики», «Покорение космоса», «История Икара» Развитие речи «Человек и космос» - развитие связной речи. «Жизнь в воде» - 2 занятия по развитию речи. Чтение художественной литературы: Н. Носов «Фантазеры», М. Водопьянов «Космонавт – 1», «106 минут вне Земли», Е. Левин «Твоя вселенная», «Звездные сказки», «Мир и человек», В. Кащенко «Найди созвездия», К. Булычев «Тайна третьей планеты», А. Леонов «Шаги над планетой». Конструктивная деятельность: «Макет Солнечной системы» Аппликация: «Закладка – ракета», «Звезды и кометы». Лепка: «Летающие тарелки и пришельцы из космоса», «В далеком космосе» - рельефная (панорамная). Режимные моменты: Рассматривание иллюстраций посвященных космосу и космонавтам. Экскурсия в библиотеку на беседу «История полетов». Просмотр фильма «Космос» и беседа по нему. | ИЗО «День и ночь» - декоративное рисование (контраст и нюанс) «Далекие миры – неизвестные планеты» - по замыслу. «Разноцветная страна» «Лунный пейзаж» - рисование по «мокрому листу» Муз. Руководитель и Инструктор по ФИЗО Музыкально-спортивный праздник «День космонавтики» | Музыкально-спортивный праздник «День космонавтики» Конкурс рисунков. «Путь к звездам» Создание мини музея космонавтики Экскурсия в библиотеку на беседу по истории полетов. |
«Земной поклон, солдат России, за ратный подвиг на войне» | Познание: «Никто не забыт, ни что не забыто!», «О Великой отечественной войне» Беседы: «Подвиг воина-защитника в произведениях русской живописи», «Боевая слава мытищинцев». Развитие речи «Это праздник со слезами на глазах» - развитие связной речи. Составление рассказов по картинам: «Памятник солдату» и «День Победы». Чтение художественной литературы военной тематики. Конструктивная деятельность: «Голубь мира», «Журавлик» - методом оригами. Конструирование из лего и крупного строителя боевой техники. Аппликация: «Голуби на черепичной крыше» Лепка: «Дедушкина кружка» - из глины или соленого теста. Режимные моменты: Знакомить детей с пословицами и поговорками о храбрости, смелости, героизме и дружбе. Встреча детей с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами труда, солдатами. Принять участие в концерте для ветеранов ВОВ в городской библиотеке. Слушание фронтовых песен, рассматривание иллюстраций военных времен, военной техники, наград. Викторина «Боевая слава нашего народа» | Инструктор по ФИЗО Подготовка спортивного мероприятия «Зарница» Муз. Руководитель Слушание и разучивание фронтовых песен. Подготовка к участию в концерте для ветеранов ВОВ. ИЗО «Вечный огонь», «Салют над городом», «Цветы победителю», | Выступление воспитанников перед ветеранами ВОВ в библиотеке №3 Оформление газеты «Никто не забыт, ничто не забыто»
Возложение цветов к памятной доске на заводе «Стройперлит» Спортивная игра «Зарница» |
Ожидаемый результат:
- развитие интегративных качеств соответствующих возрасту «Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, мире и природе»
- знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, где работают, как важен для общества их труд;
- знает семейные праздники; имеет постоянные обязанности по дому;
- имеет представление об основных народных праздниках и традициях;
- может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать улицу, на которой живет;
- знает, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; что Москва — столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна;
- имеет представления о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы.
- имеет представление о наиболее важных для страны исторических событий.
- повышение уровня правового сознания;
- повышение чувства самоуважения и уважения к людям;
- формирование навыков общения, развитие способностей рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Работа с родителями.
Метод педагогического проектирования предполагает непосредственное участие родителей в реализации проектов ДОУ. Родители являются не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса.
Педагоги ДОУ используют следующие формы работы с родителями:
- Консультации.
Родителям были предложены консультации «Права и обязанности родителей», «Я ребенок, я имею право…»
- Совместная работа родителей и детей.
Дети совместно с родителями создавали герб своей семьи и генеалогическое древо, приняли участие в создании выставки рисунков «Путь к звездам».
- Тематические выставки.
Родители приняли активное участие в создании мини-музея космонавтики.
- Конкурсы.
В процессе работы над проектом «Народная культура и традиции» был проведен конкурс «Русские богатыри». Родители создали для своих детей необычные костюмы своими руками.
Работа с организациями.
Наш детский сад уже четыре года тесно взаимодействует с городской библиотекой №3.
Воспитанники ДОУ посещают тематические беседы и мероприятия организованные сотрудниками библиотеки.
При работе над конкурсным проектом «Будущий президент» дети были приглашены на беседу об истории полетов, где они узнали,как люди осваивали космос, познакомились с известными космонавтами, услышали о попытках человека летать, как птица (история Икара).
На 9 мая мы планируем в очередной раз встретиться с ветеранами ВОВ и порадовать их концертом.
По результатам проведенной диагностики на конец учебного года можно сделать следующие выводы:
- знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, где работают, как важен для общества их труд;
- знает семейные праздники; имеет постоянные обязанности по дому;
- имеет представление об основных народных праздниках и традициях;
- может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать улицу, на которой живет;
- знает, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; что Москва — столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна;
- имеет представления о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы.
- имеет представление о наиболее важных для страны исторических событий.
- повышение уровня правового сознания;
- повышение чувства самоуважения и уважения к людям;
- формирование навыков общения, развитие способностей рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
развитие интегративных качеств соответствующих возрасту «Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, мире и природе»
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Проектная деятельность, как метод развивающего обучения дошкольников».
Подготовила: Васюкова И.Ю.
Общие понятия и история метода.
Метод проектов (проектный) возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом.
Развитие метод получил в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса. В. Килпатрик предлагал строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся.
Анализируя опыт зарубежной педагогики, Е.Г. Кагаров в 1926г. писал: «Что такое метод проектов? Термин этот употребляют в американской литературе в различных, нередко самых противоречивых значениях. Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определённой целью» (определение В. Килпатрика).
Е. Г. Кагаров выделил четыре отличительные черты проектного метода:
- исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня;
- школьные проекты как бы копируют различные стороны бытия;
- дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно её выполняют;
- проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды, это – звено в системе воспитания, в цепи развивающей личность программы.
Технология проектирования в детском саду.
Принимая решение использовать технологию проектирования в ДОУ, воспитатели должны ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития своих воспитанников.
Проектирование – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой путём самообразования).
Активное включение воспитанников в создание тех или иных проектов даёт ему возможность осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде.
Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.
Детская субкультура – огромный мир, живущий по своим законам, не всегда понятным взрослым. Дошкольник стремиться к активным действиям, общению, самовыражению, ярким впечатлениям.
Организация проектов наиболее подходит для детей от 4 лет и старше. Темы проектов могут быть самими различными: «Путешествие в страну бабочек», «В царстве комнатных растений», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Вирус Фантазус в детском саду», главное их условие – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.
Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:
1.Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2.Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
- В каких источниках можно найти информацию;
- Какие предметы использовать (принадлежность, оборудование);
- С какими предметами научиться работать для достижения цели.
3.Выполнение проекта - практическая часть
4.Подведение итогов - определение задач для новых проектов.
Способ разработки проектов, связан с использованием так называемой модели «трёх вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаёт детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что узнали?
Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель записывает ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.
Затем воспитатель задаёт второй вопрос: Что мы хотим узнать? Ответы снова записываются, причём независимо от того, что могут показаться глупыми ли нелогичными. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: Как нам найти ответы на вопрос?
Способы сбора информации: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события. Воспитатель оформляет поступившие предложения в учебный план.
Ответы на вопрос Что мы узнали? Дают воспитателю понять, чему научились дети. Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие проекты. Воспитатель должен ответить на следующие вопросы: Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Что нужно изменить в следующий раз? Чему научились дети? Что не удалось? Почему?
Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой. Можно задать детям следующие вопросы:
- Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше?
- Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?
- Какое из занятий понравилось вам больше всего?
- Что нужно изменить в организации следующего проекта?
В специальной книге дети могут оценить каждый этап реализации проекта, иллюстрируя повествование рисунками, текстами, записанными под диктовку. В книге о проекте должно быть также отмечено участие в его реализации родителей.
Подводя итоги, воспитатель продумывает, как можно изменить организацию занятий для их улучшения; как индивидуализировать занятия для каждого ребёнка; как включить в реализацию проекта детей с особыми потребностями; какие занятия можно организовать в будущем.
Для документирования осуществляемых проектов ведётся журнал тематических планов, например.
План тематического проекта.
- Тема и её происхождение___________________________________________
- Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта___________________________________________________________
- Необходимые материалы____________________________________________
- Вопросы детям по предлагаемому проекту
Что мы знаем?_____________________________________________________
Что мы хотим узнать?______________________________________________
Как нам найти ответы на наши вопросы?______________________________
5. Оценка. Что нового узнали дети? (С точки зрения детей и воспитателя).____
6. Предложения по расширению и совершенствования проекта.______________
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта.
- На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
- Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждает план с родителями).
- Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Составление плана-схемы проекта.
- Сбор, накопление материала.
- Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
- Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
- Презентация проекта, открытое занятие.
Целью проектного метода в дошкольных образовательных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития.
- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- Развитие познавательных способностей;
- Развитие творческого воображения;
- Развитие творческого мышления;
- Развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности.
Младший дошкольный возраст:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведшая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
Старший дошкольный возраст:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта.
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I этап | 1. Формирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формирует задачу (нежёстко). | 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. |
II этап | 4. Помогает в решение задачи. 5. Помогает спланировать деятельность. 6. Организует деятельность. | 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа. |
III этап | 7. Практическая помощь (по необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. | 7. Формирование специфических знаний, умений, навыков. |
IV этап | 9. Подготовка к презентации. Презентация. | 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. |
В процессе проектирования ребёнок может выступать как заказчик или исполнитель и непосредственный участник от зарождения идеи до получения результата, а также как эксперт.
В проектной деятельности ребёнок, по утверждению специалистов, сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо:
- заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнёрами (детьми и взрослыми);
- открыто и чётко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе;
- согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.
Характер участия ребёнка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем – переходит к сотрудничеству. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Поэтапное развитие проектной деятельности.
Первый этап.
Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно. До 5 лет ребёнок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов её решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволяет без труда определить проблему, «заказываемую» детьми. Дети с удовольствием выполняют задания, предлагаемые воспитателем. Интерес к содержанию проекта зависит от удовлетворения разнообразных интересов ребёнка; реализации его потребностей в активной деятельности, самовыражении; увлечённости совместной деятельностью со взрослыми.
Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребёнку о его успехах: «Ты быстро придумал!»; «Хорошо, что ты вовремя пришёл на помощь!». Это помогает ребёнку осознать своё поведение, понять, что он делает правильно, где допускает ошибки.
Алгоритм действий.
1-й шаг – интригующее начало, отвечающее потребностям детей, обозначение взрослым проблемы.
2-й шаг – определение взрослым цели проекта, его мотивация.
3-й шаг – привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.
4-й шаг – совместное движение взрослых и детей к результату.
5-й шаг – совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.
Второй этап.
К концу пятого года жизни дети накапливают определённый социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжается развиваться самостоятельность. Дети принимают проблему. Уточняют цель. Способны выбрать необходимые средства для достижения, намеченного результата.
На втором этапе активность педагога несколько снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации идей воспитанников. Взрослому важно увлечься тем. Что интересно детям. Помочь им расширить цели и задачи.
Алгоритм действий.
1-й шаг – выделение (взрослыми или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.
2-й шаг – совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
3-й шаг – планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.
4-й шаг – выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых.
5-й шаг – обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
6-й шаг – совместно с детьми определение перспектив проектирования.
Третий этап.
На третьем творческом этапе развития проектной деятельности у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием.
Алгоритм действия.
1-й шаг – выделение проблемы (детьми, либо взрослыми), отвечающей потребностям детей или обеих сторон.
2-й шаг – самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
3-й шаг – планирование деятельности детьми (при возможности участии взрослого как партнёра), определение средств реализации проекта.
4-й шаг – выполнение детьми проекта, творческие споры, достижение договорённости, взаимообучение, помощь детей друг другу.
5-й шаг – обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
6-й шаг – определение перспективы развития проектирования.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Зачем дошкольнику проекты?»
Уважаемые родители, не секрет, что речевое развитие детей дошкольного возраста является одной из главных задач обучения в дошкольном образовательном учреждений. В процессе нахождения ребенка в детском саду, педагоги используют разные методы для реализации данной задачи. И одним из таких методов, является проектная деятельность с детьми. Что же такое проект? Проект – это путь исследования, т. е. специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. В современном мире одной из актуальных проблем является развитие познавательного интереса дошкольника. Мы должны помнить, что ребенок - природный исследователь. Окружающий мир познается им с помощью личных действий, переживаний, опыта.
С помощью проектной деятельности у ребенка развивается любознательность, воображение, творческая активность, умение находить информацию, решать проблемы в процессе поиска. Так же данный метод способствует формированию первичных представлений о себе, других окружающих его людях, об объектах окружающего мира их свойствах и отношениях и др.
Сейчас уважаемые родители предлагаю Вам ознакомится с типами проектов:
1 тип проектной деятельности - Исследовательско-творческий - данному типу проектов свойственно экспериментирование, результаты как правило оформляются в виде, буклетов, детского дизайна, драматизаций.
2 тип проектной деятельности - Информационный- данному типу проектов свойственно сбор информации детьми и реализация её, ориентированные на социальные интересы к примеру результатом такого проекта могут выступать оформление группы, витражи и др.
3 тип проектной деятельности- Творческие- результатом данного типа проекта будет являться праздник, или к примеру выставка.
4 тип проектной деятельности- Ролево-игровые - данному типу проектов свойственно изучение игр, когда дети примеряют на себя образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы
Если вы только начинаете проектную деятельность, то мы с радостью предоставим несколько полезных советов и рекомендаций.
При написании проекта роль родителя очень важна, так как именно вы можете помочь ребенку найти по возможности как можно больше интересных идей и записать их. Чем больше идей для будущей работы вы найдете, тем больше выбор для ребенка. Так же помощь родителя бесконечно важна на этапе поиска информации и необходимой литературы по теме проекта. Вы можете совместно с ребенком посетить библиотеку, или помочь малышу найти всё что нужно в интернет ресурсах, провести опрос или даже взять достоверную информацию из первоисточника. Ваша совместная работа будет очень интересна ребенку, так же нужно помнить, что такой опыт полезен для дальнейшего развития.
Далее хотелось бы Вам уважаемые родители подробнее рассказать о этапах проекта:
1 этап - Выбор актуальной темы, постановка цели и определение задач.
2 этап- Планирование работы, определение этапов которые помогут ребенку достичь поставленной цели и решить задачи. (К какому ресурсу обратиться за помощью, какой инструмент необходим, как его использовать.)
3 этап- Реализация проекта (Формирование у ребенка знаний умений, навыков.)
4 этап - Презентация проекта. Подведение итогов.
Во время презентации проектов дети могут понаблюдать за сверстниками, узнать от них что-то новое, углубится в темы . Слушая друг друга у детей формируется уверенность в том, что они так же могут рассказать другим что то новое, научить чему либо.
Так же сейчас приобретают популярность семейные проекты - такой вид проектирования это отличная возможность для родителей показать ребенку свой интерес к его занятиям, окунуться в мир его увлечений, повысить свой pодительский авторитет, потому что именно Вы станете источником информации Вашего ребенка.
Выбор темы для проекта исходит из того, чем интересуется Ваш ребенок, какие вопросы задает.
Например: Почему песок сыпучий? Почему на холоде вода превращается в лёд? Можно ли жить на луне? Так же тему для проекта может "подсказать" деятельность в детском саду . Так, в зимний период дети продолжают расширять свои представления об изменениях в животном и растительном мире природы, они узнают, почему зайчик меняет шубку, почему мишка ложится спать, знакомятся с животными которые зимуют в лесах Ханты-Мансийского автономного округа.
Родители вместе с детьми могут узнать подробнее о том, почему некоторые птицы остаются на зимовку?
Пример:
1) Что узнать?
- Какие птицы остаются зимовать?
- Чем питаются птицы зимой?
- Как помочь птицам зимой?
- Как сделать кормушку?
2) Как узнать?
- Отгадывание загадок по теме;
- Чтение детской художественной литературы;
- Наблюдение на прогулках;
- Рассматривание картинок;
- Интернет ресурсы.
3) Оформление проекта.
- Презентация;
- Коллаж;
- Фотоальбом;
Самым главным в данном случае будет работа ребенка, например:
- Аппликация;
- Рисунок;
- Подделка своими руками.
Итог, зачем же дошкольнику нужны проекты? Основная цель взаимодействия детского сада и семьи –это создание единого образовательного пространства «ДОУ и семья», в котором созданы условия для саморазвития всех участников образовательного процесса. Для достижения данной цели нами ежедневно решается ряд задач. Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных умений и навыков, которые помогут ему умело действовать во всех обстоятельствах и видах деятельности. Проектная деятельность поможет ребенку взглянуть на многое по новому, раскрыть свои таланты, и научится не боятся задавать вопросы взрослым.
Уважаемые родители, очень надеемся, что вы примите участие в проектной деятельности ДОУ. Так как эта форма обучения детей очень важна для развития. Спросите у ребенка, чтобы он хотел изучить, что ему интересно, чему бы он научил других. Включайтесь в проектную деятельность! Не бойтесь проявлять активность и Ваш ребенок будет активным и успешным не только в детском саду, но и в дальнейшей жизни!
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ! ЖДЕМ ВАШИ ПРОЕКТЫ!