Проект "Свойства бумаги"
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя образовательная школа № 9 (дошкольное отделение корпус 2)
Творческо-исследовательский проект для детей старшей группы
Тема: «Свойства бумаги»
Подготовила воспитатель:
Васюкова И.Ю.
Сентябрь 2023
Городской округ Мытищи Московской области
Введение.
«Источник творческих способностей и дарований детей
- на кончиках их пальцев».
В.А. Сухомлинский.
Актуальность: Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность–естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет узнать и открыть для себя как можно больше нового. Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие детей.
С раннего детства детей привлекает бумага – это ещё неизвестный им материал притягивает их потому что: шуршит, его можно смять, порвать и даже попробовать на вкус и этот интерес становится всё глубже. Поэтому, учитывая интерес детей к данной теме, и возникла необходимость в создании данного проекта, для углубленного познания свойства бумаги.
Работа с бумагой при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов даёт детям обучающий и развивающий эффект.
Вид проекта: Творческо-исследовательский.
Проблема: Помочь детям с помощью разнообразных приёмов определить свойства и качества бумаги.
Участники проекта: Воспитатели, дети старшей группы, родители.
Срок реализации: Сентябрь, октябрь.
Цель проекта: Дать возможность ребёнку с помощью разнообразных приёмов, самостоятельно открыть для себя мир листа бумаги, постичь свойства, качества, структуру, палитру цветовых гамм, сочетаний и комбинаций различных форм, величин. Развивать образное представление о возможностях бумаги, учиться конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты исследования и использования бумаги.
Задачи проекта:
Для педагога:
1. Повышать профессиональное мастерство, самообразование, саморазвитие.
2. Создавать условия для обучения детей различным приёмам работы с материалами и инструментами.
3. Создавать систему работы по данной теме.
Для детей:
1. Способствовать формированию представления детей о разнообразных качествах и свойствах бумаги.
2. Способствовать развитию познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
3.Способствовать развитию творческих способностей детей, любознательности, поисковой деятельности.
Для родителей:
1. Развивать способность видеть в ребёнке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу.
2. Создание в семье благоприятных условий для развития ребёнка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду.
3. Развитие совместного творчества родителей и детей; вовлечь в выполнение творческих домашних заданий, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды.
Предполагаемый результат:
Для детей:
1. Применение опытно-экспериментальной деятельности по данной теме повысит знания о свойствах и качествах бумаги.
2. При ознакомлении с новыми фактами и действиями с бумагой развиваются мыслительные процессы.
3. Научатся рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности, делать выводы, активизируется речь.
Для педагогов:
1. Повышение педагогической компетентности в данном направлении.
2. Поиск эффективных путей реализации задач.
Для родителей:
1. Появление интереса к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.
2. Желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта:
I этап- подготовительный
II этап– основной
III этап- заключительный
Интеграция ОО:
«Речевое развитие».
«Художественно - эстетическое развитие».
«Познавательное развитие».
План реализации проекта.
Этапы, сроки | Виды деятельности | Тема | Цель |
Подготовительный | Изучение методической литературы. Составление плана работы над реализацией проекта. Подбор пословиц, загадок и стихотворений о бумаге. Составление перспективного плана кружкового занятия. Анкетирование родителей. | «Волшебные пальчики». | Создание условий для реализации проекта. Использование художественных средств в развитии речи, активизации словаря. Ознакомление со свойствами и качествами бумаги через разные виды техники аппликаций. Развитие творческих способностей. Выявить уровень осведомленности в творческом развитии детей. |
Основной | Проведение беседы. Рассматривание иллюстраций. Оборудование творческой мастерской. Изготовление пособия. Чтение стихотворений, загадок, пословиц. Картотека опытов. Открытое ООД. Практическая деятельность. «Кружковое занятие». Работа с родителями. | «История возникновения бумаги». «Жизнь первобытного человека». «Деревья и их роль в жизни природы». «Создание бумаги из древесной коры». «Такая разная бумага». «Лаборатория бумаги». «Свойства и качества бумаги». «Делаем бумагу». «Волшебные пальчики». Консультации: «Аппликация хорошо или плохо?». «Путешествие в мир оригами и аппликаций». «Бумага+ творчество =оригами». Беседа: «Аппликация и развитие мелкой моторики». «Техники аппликаций». Папка – передвижка: «Это нужно знать…», памятка «Что могут делать дети 5 лет». Выставка (совместная работа детей с родителями): «Волшебный мир бумаги». | Выявить уровень знаний детей о бумаге. Формировать представления о возникновении письменности и книгопечатании. Расширять понятия детей об окружающем мире. Углубить знания о создании бумаги на бумажных фабриках. Создать свободный доступ детям к необходимым материалам для творчества. Знакомство с видами бумаг. Развитие речи детей. Ознакомление детей с пластическими свойствами бумаги через экспериментальную деятельность. Уточнить представление детей о бумаге, дать знания о её свойствах, процессе изготовления и её применении. Содействовать в изготовлении бумаги в домашних условиях. Творческие работы детей из разных техник аппликаций. Обучать техническим навыкам (склеивание, обрывание, сминание, скатывание, скручивание и складывания бумаги) и умениям синхронизировать работу обеих рук. Дать представления о том, как аппликации развивают познавательную активность и моторику. Развитие свободных творческих способностей. Проявление творчества и интереса в действии с бумагой. |
Заключительный | 1.Обобщить опыт работы и оформить в виде папки. 2.Выставка детских работ, изготовленных из разных техник аппликаций. 3.Оформление картотек, фото -альбома и показ их детям других групп. | «Развитие познавательной активности детей через ознакомление со свойствами и качеством бумаги». Картотеки: «Такая разная бумага», «Лаборатория бумаги». Фото – альбом: «Волшебные пальчики». | Выявление соответствия результатов педагогической деятельности целям и задачам, которые определены при организации данного проекта. |
Подготовительный этап.
На подготовительном этапе изучила много методической литературы, которые непосредственно касались темы: «Исследование свойств и качеств бумаги через творческую деятельность - аппликацию». Ведь конструирование из бумаги как никакой другой вид детской деятельности развивает творческие способности детей дошкольного возраста и дает возможность исследовать бумагу.
Первоначально был составлен перспективный план по работе с детьми и перспективный план по работе с родителями. Следующим этапом было проведено анкетирование родителей с целью выявления знаний о творческом развитии детей и о том, насколько родители участвуют в этом развитии. В анкетировании приняли участие 25 человек.
Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о том, что уровень понимания родителями значимости развития творческих способностей детей находится не на должном уровне, не все родители уделяют данному вопросу внимание. А значит, что проводимая работа необходима как детям, так и родителям.
Основной этап.
Основной этап включает в себя реализации всех основных видов деятельности по тематике проекта. Работа с детьми проводилась поэтапно. Была проведена предварительная работа, беседа, в ходе которой уделялось большое внимание знакомству детей с историей возникновения бумаги. Оформили пособие «Такая разная бумага».
Важным моментом в работе с детьми стало обязательное изготовление поделок и игрушек руками воспитателя с целью привлечения детей к погружению в удивительный мир творчества. Очень важно, чтобы каждый ребёнок понял, что он может справиться с любыми трудностями при выполнении того или иного задания, что его работа не останется без внимания – она важная и нужная. В группе была оборудована творческая мастерская, в которой в свободном доступе дети могли применять необходимые для их работы материалы: картон, бумага разного качества, цвета, формы, размера, ножницы, клей, кисти. Обязательно организовывались выставки детского творчества.
Организованно, согласно перспективному плану с ребятами были проведены кружковые занятия, где дети ознакомились с пластичностью бумаги через изготовление поделок. В процессе работы использовалось художественное слово - загадки, стихотворения, пословицы.
Развитие творческих способностей детей невозможно без участия родителей. Поэтому, для того, чтобы они могли на практике заняться изготовлением поделок, были проведены консультации, беседы, оформили папку – передвижку «Это надо знать…». Организовали выставку совместных работ детей с родителями, где использовали разные виды техник аппликаций, для познания качества и свойства бумаги.
Заключительный этап.
В заключительном этапе обобщила опыт работы, оформили картотеку опытов, художественных средств, фотоальбом группы и организовали итоговую выставку детских работ, с использованием разных техник аппликаций.
Таким образом, в результате проведённого исследования можно сделать следующие выводы: применение системы работы конструирования из бумаги является неотъемлемой частью воспитательно-образовательной работы воспитателя. Благодаря работе с бумагой, дети не только радуются и получают заряд положительных эмоций, а также они в процессе опытно-экспериментальной деятельности повысили знания о свойствах и качествах бумаги, при ознакомлении с новыми фактами и действиями с ней, активизировались мыслительные процессы, научились обобщать, делать соответствующие выводы.
Показательно возрос интерес родителей к развитию творческих способностей детей в ходе конструирования из бумаги. Родители с большим интересом относятся к участию в выставках, оформлении группы.
Следовательно, поставленные цели решены, а предполагаемые результаты достигнуты.
Приложение 1
Анкета для родителей.
Уважаемые родители! Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на вопросы анкеты. Ваше мнение поможет нам улучшить работу, найти новые актуальные темы для общения.
1.Любит ли Ваш ребёнок работать ножницами?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
2. Любит ли Ваш ребёнок изготавливать поделки из бумаги?
- Да
- Нет
3. Имеется ли у Вас дома материал, необходимый для детского творчества?
- Да
- Нет
4. Умеет ли Ваш ребёнок отбирать материал для поделок?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
5. Проявляет ли Ваш ребёнок фантазию при работе с бумагой?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
6. Нужна ли Вам помощь педагогов в вопросах развития творческих способностей детей?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
Благодарим за сотрудничество!
Приложение 2
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С БУМАГОЙ
Цель: способствовать расширению представлений детей о бумаге.
Дидактическое упражнение «Что бывает из бумаги».
Дети перечисляют знакомые им предметы, сделанные из бумаги.
-Внимание! Слушайте задание: пройдите по групповой комнате, найдите и принесите один бумажный предмет, то есть предмет, сделанный из бумаги. Выполняйте задание.
Дидактическое упражнение «Принеси бумажный предмет».
Воспитатель просит каждого ребенка назвать принесенный предмет, употребив при этом прилагательное «бумажный».
-А теперь подумайте, может ли в нашем мире все быть сделано из бумаги? Могут ли быть бумажные дома? Почему? А почему в нашем мире не делают одежду из бумаги? Мебель? А транспорт? Дома у нас строят из камня, мебель делают из дерева, одежду шьют из ткани, а транспорт делают из металла. Потому что эти материалы прочные, надежные. А прочная ли бумага, мы сейчас с вами проверим. Мы проведем несколько опытов с бумагой.
Динамическая пауза "Бумажные фантики".
Мы фантики бумажные,
Конфетки в нас сидели.
А детки-сладкоежки
Конфеты дружно съели.
(Дети сидят на корточках в кругу, в руках держат фантики. Имитируют поедание конфет.)
Ветер вдруг набежал
И все фантики поднял.
(Встают и, кружась, машут руками, затем бегают врассыпную.)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
(Садятся на корточки.)
Мы все фантики возьмем
(Складывают фантики в коробку.)
И в коробку отнесем.
Дидактическая игра «Бывает – не бывает».
Воспитатель называет предмет с прилагательным «бумажный», а дети отвечают «бывает» или «не бывает», в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.
Бумажная книга.
Бумажный стул.
Бумажный кораблик.
Бумажное полотенце.
Бумажная обувь.
Бумажное пальто.
Бумажная газета.