Для родителей

Любой детский психолог скажет, что без участия родителей мало что можно изменить в поведении ребенка. В ДОУ работа с родителями занимает одно из важных направлений. В данном разделе собраны консультации, памятки, презентации, мастер-классы для родителей - все то, что поможет понять ребенка и улучшить взаимоотношения с ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_1.docx19.35 КБ
Файл konsultatsiya_utomlenie_0.docx18.82 КБ
Файл gotovnost.docx23.72 КБ
Файл vliyanie_igrushki.docx22.01 КБ
Файл master-klass_s_roditelyami.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 «Детский сад №142»

Основы финансовой грамотности для детей дошкольного возраста

 (консультация для родителей) 

Подготовила:

педагог-психолог МДОАУ №142

Кролик Е.Г.

Оренбург, 2024 г.

Формирование основ финансовой грамотности признано одной из важнейших задач образовательного процесса начиная с дошкольного возраста. Наши дети растут и каждому родителю хочется видеть своего ребёнка счастливым и успешным в будущем в финансовом плане.

Многие дети уже в дошкольном возрасте знают, что такое деньги, держали их в руках, но финансовая культура в большинстве случаев находится на низком уровне.  А ведь кто-то должен преподать им науку правильного отношения к деньгам. К сожалению, наука денег, это та наука, которой взрослые в отношении с ребенком очень часто пренебрегают.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.

Что должны знать дети о мире денег и финансов.

Всю информацию можно разделить на 5 больших групп.

Первая группа – знания о деньгах:

  • какие бывают деньги;
  • как можно пользоваться деньгами;
  • как правильно считать деньги;
  • разумная трата денег;
  • как научиться экономить деньги;
  • способы защиты денежных средств.

Вторая группа – знания о потребностях:

  • какие бывают потребности;
  • желания и возможности человека.

Третья группа – знания о товаре:

  • знакомство с понятиями «цена», «покупка», «продажа»;
  • от чего зависит цена товара;
  • как определить качество товара.

Четвертая группа – знания о труде:

  • какой бывает труд, знакомство с профессиями;
  • как определить продукт труда;
  • оплата труда, знакомство с понятием «заработная плата»;

Пятая группа – знания о бюджете:

  • что такое бюджет, из чего он состоит;
  • расходы и доходы семьи;
  • какие могут быть источники дохода;
  • способы экономии бюджета.

В каком возрасте нужно учить ребенка финансовой грамотности?

Начинать разговор о финансах следует тогда, когда у ребёнка появляется к этому интерес. Обычно это возраст 5-6 лет. Отвечать на детские вопросы нужно на доступном для ребёнка уровне.

  •  Расскажите ребёнку об основных потребностях семьи

Сын или дочь должны прийти к пониманию, что не все желания могут быть удовлетворены и что заработанные родителями деньги тратятся на определённые нужды.

  • Планируя посещение магазина, составляйте список покупок вместе с ребёнком

Если он ещё не умеет писать, пусть нарисует картинки. В магазине придерживайтесь этого списка и попросите ребёнка помочь вам с выбором товара. Это отвлечёт малыша от настойчивых просьб купить очередную игрушку или сладость.

  • Научите ребенка правильно выбирать товар и обращать внимание на качество и срок годности
  • Познакомьте малыша с профессиями всех членов семьи, расскажите о конкретных обязанностях

По возможности устройте экскурсию на работу мамы или папы. Объясните, что каждый труд важен и полезен.

  • Не оставляйте без внимания испорченные ребёнком вещи или игрушки

Объясните, что не можете купить новую машинку, поскольку деньги уже потрачены на ту, которую он сломал. Предложите найти выход из этой ситуации. Например, вместе починить испорченную игрушку.

Поскольку у дошкольников основный вид деятельности – это игра, значит, и основы финансовой грамотности лучше будут усвоены в игровой форме.

Предлагаю использовать следующие финансово-экономические игры:

1. «Магазин»

Ребёнок и взрослый поочередно выполняют роли продавца и покупателя. В качестве товаров могут использоваться как реальные предметы, так и их изображения.

С детьми младше 5 лет в качестве «оплаты» товара лучше использовать фантики, бумажки или наклейки. Дети постарше уже могут «оплачивать» товар настоящими деньгами: монетами или купюрами, которые получают от родителей.

2. «Банк»

Игра знакомит ребёнка с устройством банковской системы и основными банковскими операциями. Перед этим рекомендуется сходить с сыном или дочерью на экскурсию в настоящий банк.

Ребёнок и взрослый поочерёдно берут на себя роли кассира и посетителя, которому нужно взять кредит, открыть вклад или положить деньги на счёт.

Такие сюжетно-ролевые игры помогают детям выработать нужный алгоритм поведения и освоить культуру взаимоотношений между людьми.

3. «Профессии»

Ребёнок знакомится с различными профессиями с помощью игр и занятий в детском саду.

Родители в свою очередь могут рассказать ему о труде каждого члена семьи и поиграть в занимательную игру, закрепляющую полученные знания.

Малышу предлагаются карточки с различными предметами и орудиями труда. Его задача – определить, человеку какой профессии нужен этот предмет и для чего.

4. «Знакомимся с деньгами»

В этой игре взрослый знакомит ребёнка с купюрами и монетами, учит их правильно считать.

Можно поручить ребёнку складывать мелкие монеты в специальную баночку, а в конце недели пересчитывать, сколько накопилось.

В этой игре взрослый знакомит ребёнка с купюрами и монетами, учит их правильно считать.

Можно поручить ребёнку складывать мелкие монеты в специальную баночку, а в конце недели пересчитывать, сколько накопилось.

Включайте детям мультфильмы, в которых доступно проигрываются ситуации бережного отношения к деньгам. Например, «Жирафа и очки» или «Азбука финансовой грамотности» из «Смешариков».

Таким образом, создание необходимых условий и правильно организованная игровая деятельность положительно влияют на становление экономической культуры детей и способствует формированию финансовой грамотности. И вместе с тем развивает познавательную активность и совершенствует коммуникативные навыки детей. Кроме того, дети знакомятся с людьми разных профессий, более бережно относятся к вещам, творчески решают игровые задачи, учатся взаимодействовать.



Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение

«Детский сад №142»

 Плохое поведение дошкольника или ребенок утомился.

(консультация для родителей)

Подготовила: педагог-психолог

МДОАУ №142

Кролик Елена Григорьевна

Оренбург, 2024 г.

Наиболее часто родители детей в возрасте 3-5 лет задают вопрос почему малыш начинает плохо себя вести?

Причин может быть несколько: возрастные кризисы (1-го года, 3-х лет), и перенесенная или начинающаяся болезнь, и резкая смена стиля воспитания, сильный стресс. Но чаще причина изменения поведения ребенка проста - это усталость, утомление.

Если маленький ребенок часто утомляется, ослабевает его иммунитет, изменяются психические реакции и, как следствие, малыш часто болеет. Избежать   переутомления поможет соблюдение режима дня, который подходит именно для Вашего ребенка. Чтобы выработать такой личностно-ориентированный режим, нужно уметь прислушиваться к своему малышу, вовремя замечать признаки усталости, голода, грусти и т.д.   Внимательной маме сделать это несложно.

Признаки утомления, усталости:

  • беспричинный плач, капризы;
  • малыш начинает тереть глаза, зевать;
  • сосет палец или погремушку, теребит пуговицу, сосет губу;
  • нарушается координация движений, особенно рук, ребенок роняет игрушки, допускает ошибки в игре, например, при складывании пирамидки, при построении домика из кубиков;
  • замедляются движения, появляется вялость;
  • возникают несвойственные ребенку агрессивные действия: разбрасывает или отбирает игрушки, кричит, падает на пол и т.д.;
  • может возникнуть чрезмерная активность, несвойственная малышу: бесцельно бегает, прыгает, толкается.

У каждого ребенка есть и свои, индивидуальные признаки усталости. Ребенок может сесть в уголок, смотреть "в себя"; появляются круги под глазами; некоторые маленькие дети начинают слишком эмоционально целоваться и обниматься с близкими людьми.

Наиболее частые причины утомления: чрезмерная нагрузка на нервную систему (посещение театра, множество гостей в доме), нарушение суточного режима (пропущенный дневной сон или кормление), недостаточное пребывание на свежем воздухе, слишком жарко и душно в помещении, шум, необходимость долго ждать (очередь в поликлинике), плохое освещение.

Сначала ребенок устает, потом утомляется (проявляются вышеописанные признаки), а затем следует переутомление - болезненное состояние, требующее медицинской помощи, могущее привести к проблемам развития (страхи, нервность, болезненность, тревожность, стойкое нарушение аппетита и т.д.).

Особое внимание нужно уделять детям, которые начали посещать детский сад, у которых резко изменилась жизнь (переезд на новое место, появление нового члена семьи и т.д.).

Длительность привыкания (адаптации) к новым условиям и появление утомления зависит от многих причин.

  • от возраста –чем младше ребенок, тем сложнее ему привыкнуть к изменившейся ситуации, тем быстрее он устает;
  • темперамента - дети-меланхолики и дети-холерики устают быстро, а дети-флегматики дольше адаптируются к новым условиям;
  • от состояния здоровья - физически слабый, легко возбудимый ребенок утомляется быстрее; это же относится и к детям, недавно переболевшим или начинающим заболевать;
  • от наличия или отсутствия опыта пребывания в различных условиях – легче адаптироваться тем детям, которые часто общаются со сверстниками, ездят в гости к родственникам, посещают общественные места;
  • от контраста между обстановкой дома и в детском саду (другой режим, требования, питание) – чем больше отличий, тем труднее привыкать ребенку;
  • разницы отношения к ребенку взрослых дома и в детском саду – если дома ребенку все разрешено, его всегда выслушивают, уговаривают, а в детском саду воспитатель строгий, то проблемы с адаптацией неизбежны;
  • умения окружающих  (родителей, педагогов) вовремя объяснить, подбодрить, похвалить, успокоить.

Об отсутствии утомления и переутомления у ребенка говорит глубокий сон, хороший аппетит, бодрое, жизнерадостное настроение, активное поведение. Либо сохранение черт, присущих ребенку в спокойном, бодром состоянии ( особенности засыпания, аппетита, поведения, присущие именно данному малышу).

                       Рекомендации для родителей

Чтобы избежать утомления, придерживайтесь следующих правил:

  • соблюдайте режим дня;
  • чаще гуляйте. Хорошо, если прогулка будет длительной (от двух часов и более, в зависимости от погоды), ежедневной;
  • регулярно проветривайте комнаты, где ребенок спит, играет;
  • если ребенок еще совсем маленький, чаще переворачивайте его (на спинку, на бочок, на животик);
  • предлагайте новые игрушки, игры;
  • сон помогает восстановить силы, поэтому желательно сохранять дневной сон как можно дольше, но не заставляйте спать, если ребенок не хочет. Он может просто полежать в кровати;
  • чередуйте спокойные и активные занятия;
  • не обрывайте резко занятие, интересное для ребенка. Плавно готовьте его ко сну, прогулке, кормлению. Нужно заранее предупредить, что скоро малыш будет кушать, пора заканчивать игру, затем дать время закончить, а потом вести мыть руки, накрывать на стол и т.д.;
  • дозируйте просмотр телевизора, видео, компьютерные игры. От этих занятий будет польза, если ребенок не занят ими постоянно, а перемежает их с подвижными играми;
  • не заставляйте маленького ребенка долго ждать;
  • разговаривайте и играйте с малышом;
  • удовлетворяйте потребность ребенка в движении, общении, познании нового (посещайте детские центры, театр, цирк, ходите в гости, гуляйте, но при этом учитывайте индивидуальные особенности малыша).


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение

«Детский сад №142»

 Психологическая готовность к школе.

Как наиболее продуктивно использовать лето перед школой?

(консультация для родителей)

Подготовила: педагог-психолог

МДОАУ №142

Кролик Елена Григорьевна

Оренбург, 2024 г.

Что такое психологическая готовность к школе? Традиционно выделяют три аспекта психологической готовности к школе («школьной зрелости»): интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Интеллектуальная зрелость для возраста 6—7 лет — это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации.

Эмоциональная зрелость — это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения.

Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не сможет успешно учиться в школе. 

Однако необходимо помнить, что путь развития каждого ребенка индивидуален в силу закона неравномерности психического развития. Одни дети рано начинают ходить, другие — говорить, третьи начинают говорить поздно, но зато сразу целыми фразами, да еще буквы запоминают. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта — знаниями, умениями, навыками, привычками. К моменту поступления в школу не так важно иметь конкретные сформированные навыки (например, уметь читать или считать), важнее, чтобы ребенок мог воспринимать и усваивать новый материал — обладал так называемой обучаемостью.

 Как и когда начинать готовить ребенка к школе? Для каждой составляющей школьной зрелости существует свой сенситивный период (оптимальный возраст, когда соответствующие способности лучше всего поддаются развитию), а также свои способы их формирования.

Ребенку, который не слушается учителя потому, что не слушался и родителей, и воспитателей в детском саду, уготована роль «трудного» ученика. Умение слушаться, следовать правилу проще всего вырабатывается в процессе обыкновенной игры в «дочки-матери», в «штандер», в настольные игры с правилами. Ведь в этих и других подобных играх заложена необходимость действовать так, как положено. Если ребенок не умеет следовать правилу, сдерживать свои порывы, его не будут принимать в игру другие дети. Вам знакомы фразы типа: «Ты неправильно играешь, так мамы не делают!», «Сейчас мой ход, а не твой!», «Ты жульничаешь!»? Если эти фразы предназначаются вашему ребенку чаще, чем его приятелям, это тревожный звонок — он не умеет действовать по правилу, это может привести как к сложностям в школе, так и к сложностям в общении со сверстниками. Обучать ребенка умению выполнять правило довольно просто — играйте с ним и его приятелями в настольные игры, в игру на развитие памяти — типа «Мемори», в «Да и нет не говорить, черный с белым не носить» и другие подобные игры.

Групповые игры со сверстниками, выяснения отношений между ними дают ребенку возможность освоить навыки кооперативности, выяснить границы своего психологического пространства, научиться с честью выходить из самых разных ситуаций. Развить произвольное внимание вам помогут всевозможные журналы и книжки, в которых много заданий типа «Найдите 10 отличий между картинками», «С кем кто разговаривает по телефону?», «Путаница», «Что здесь лишнее?» и т. д. Они забавны, интересны детям и очень полезны для развития произвольности внимания и поведения. Главное — следить за тем, чтобы задания выполнялись и соответствовали возможностям вашего ребенка. Слишком простые задания вызывают скуку и не приучают преодолевать трудности, а слишком сложные могут привести к тому, что ребенок откажется заниматься.

Общая осведомленность — это показатель того, что ребенок любознателен, что у него сложилась некая картина мира и представление о том, каково его место в этом мире. Практически все дети в возрасте 3—5 лет задают множество вопросов типа «А что это? А откуда берется ветер? А как устроен компьютер?». И так далее. Нам иногда бывает лень отвечать на эти вопросы, но наши ответы — это один из основных источников познания о мире. Лишаясь этого источника, ребенок вынужден черпать интересующие его сведения из телевизионных передач, обрывков разговоров взрослых, додумывать что-то самостоятельно. Если уровень любопытства малыша невысок, он начинает отставать в развитии, ему может быть сложно в школе среди более осведомленных сверстников, труднее понять новый материал. Чем больше и внимательнее вы будете беседовать с вашим ребенком, отвечая на его вопросы, чем доступнее для него будет ваше объяснение, тем лучше вы подготовите его к восприятию учебного материала.

Развитие мелкой моторики не менее важно, чем развитие интеллектуальных функций ребенка. Во-первых, развитие тонких движений кисти руки напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит, чем точнее и тоньше движения руки, тем лучше развивается мозг. Во-вторых, имеет смысл учить ребенка делать точные движения при рисовании и письме, так как в большинстве гимназий и школ с авторскими программами на обучение письму и каллиграфии отводится мало времени и множество детей, будучи в старших классах, не умеют красиво и быстро писать. Более того, сам процесс письма в большинстве случаев не доведен до автоматизма, это приводит к тому, что ребенок при выполнении заданий по русскому языку сосредоточен не столько на орфографии, сколько на процессе письма. Итог — большинство детей пишут с ужасающими ошибками. Важно не перестараться и обучение ребенка точным движениям карандашом по бумаге превратить в увлекательное занятие. Полезно давать ребенку задания на дорисовывание, когда взрослый рисует половину рисунка, а ребенок дорисовывает зеркальное отображение, задания на обведение намеченного точками или штрих пунктиром изображения и т. п. Обучение письму тоже полезно, если только оно не воспринимается ребенком как неприятная обязанность.

Развить тонкую моторику помогают такие занятия, как лепка, собирание конструкторов с мелкими деталями типа «Лего», склеивание моделей из бумаги или пластмассы, рисование, вязание (особенно крючком), собирание мозаик.

Почему вначале было сказано о том, что умение читать и писать для ребенка может быть неполезным при поступлении в школу? Нередки случаи, когда ребенок уже умеет делать все, чему его одноклассникам только предстоит научиться в первом классе. Такому ребенку скучно, неинтересно сидеть на уроке, он отвлекается, отвлекает других ребят и мешает учителю. Он чаще других вызывается отвечать, не давая спросить других и вызывая, таким образом, раздражение учителя. Он не приучается работать на уроке и при переходе к темам и предметам, которых он не знает, начинает отставать. К III—IV классу он из отличника может стать троечником и попасть в разряд «трудных».

Таким образом, подготовка к школе — процесс длительный, начинать его надо постепенно и загодя. Чтобы быть более уверенным в том, что ваш ребенок готов к обучению, стоит заранее поинтересоваться в школе, куда вы намерены отдать своего ребенка, каковы требования к малышу, есть ли подготовительные группы, поговорить с родителями первоклассников и учителем.

Как мотивировать ребенка к школе? Давно известно, что очень большие трудности для самих детей и для взрослых связаны именно с нежеланием детей учиться. Заставить ребенка (да и взрослого) учиться невозможно, если он сам этого не захочет. Ребенок, приходя в школу, попадает в новую систему отношений, где преобладает оценка предметных действий и их соответствие образцам или правилам, а личность маленького человека мало кому интересна. В школе ребенок встречает чужих людей, с ними надо строить деловые отношения, надо уметь защитить свое «я» от воздействия другого человека. Негативный образ себя и неуверенность в своих силах ведут к тому, что ребенок начинает учиться ниже своих возможностей. Итак, всегда приятнее что-то делать по собственному желанию. Мотивационная готовность к школе начинается с хорошего отношения ребенка к себе и веры в возможность быть лучше, то есть со стремления к совершенству. Тревоги матери по поводу возможных школьных проблем заражают ребенка, и он несет за собой груз нерешенных родительских проблем, вынужден отвечать не только за себя и свои возможные ошибки, но и за родительские страхи и несбывшиеся надежды.

Существует несколько мотивов, по которым ребенок идет в школу. Эти мотивы в большинстве своем связаны с тем, что и как говорят о школе родители, что поощряется в поведении ребенка. Есть разница в успехах тех детей, родители которых считают школу важным элементом жизни ребенка и семьи в целом, и детей, родители которых отдают ребенка в школу «потому, что так надо», или «чтобы он не болтался без дела», и совершенно не интересуются его успехами.

Основные мотивы, которые определяют отношение к учебе, это — стремление получать пятерки, желание встречаться с приятелями и играть, желание, «чтобы мама хвалила» или чтобы быть лучше всех, любознательность и желание узнать новое, страх наказания или «чтобы была хорошая работа, когда вырасту». Мотивы самые разные как по силе, направленности, так и по близости цели. Вспомните, как вы рассказывали ребенку о школе. Вы говорили: «В школе у тебя будет много друзей, у тебя будет красивый портфель, карандаши и пенал, тебе будет очень интересно, это будет твоя работа». Вспомните свое отношение к школе: боялись ли вы туда идти или хотели? Сложно ли вам было сказать родителям о плохой оценке? Ждете ли вы, что ваш ребенок порадует вас и станет отличником? Думаете ли вы, что плохие оценки вашего ребенка станут свидетельством того, что вы плохо воспитываете своего малыша? Сравниваете ли вы успехи вашего ребенка и ребенка ваших друзей? Что для вас важнее: отметка в дневнике или уровень знаний и отношение ребенка к школе?

Ваше отношение к школе и учебе ребенка формирует и его отношение к этим явлениям. Слишком отдаленный мотив (типа «хорошая работа, когда вырасту») слабо влияет на поведение ребенка в каждый конкретный момент. Дети шести-семи лет не очень-то умеют регулировать свое поведение, их захлестывает волна непосредственных желаний. Работа еще когда будет, а уроки не хочется делать сегодня и гулять хочется сейчас. Ребенок, желающий получать только пятерки и быть самым хорошим, может растерять желание ходить в школу, если ему вдруг поставят четверку или тройку, или соседка по парте получит больше похвал. Так возникнет зависть, боязнь конкуренции, страх ответить — а вдруг неправильно? Если вы ждете, что ваш ребенок будет приносить домой только пятерки, и начнете стыдить его за четверки или тройки, для него радость узнавания нового сменится страхом и непосильной ответственностью, ведь он отвечает не только за свои оценки, но и за ваши несбывшиеся ожидания. Что для вас важнее — оценки в дневнике или реальный уровень знаний, живой интерес и умение вашего ребенка искать ответы на самые разные вопросы? Наиболее предпочтительная мотивация ребенка — интерес, стремление узнать новое, сформированная система потребностей, переживаемая ребенком как собственное желание: «Хочу в школу». Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребенка, реалистичные, оптимистичные рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребенка перед возможной ошибкой — все это создает положительную мотивацию вашему ребенку.

Последнее «вольное» лето дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением детей в первый класс. Иногда эти тревоги чрезмерно возрастают, делая воспитательные усилия взрослых судорожно-хаотическими. Лето — достаточно долгий срок, однако не стремитесь выполнить за него всю программу прогимназии или первого класса. Если вы сомневаетесь, что ребенок легко пойдет в школу, вспомните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом — со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Для уверенности в себе лучше, чтобы ребенок все-таки умел читать и немного писать, считать — если он опережает требования программы, то будет спокойнее себя чувствовать в школе.

Вы можете дать волю своей фантазии и видоизменять задания, а можете точно придерживаться инструкции — в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школе. Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:

  1. Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными.
  2.  Их длительность не должна превышать 35 минут.
  3. Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.
  4. Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер — «мозговой штурм» при подготовке к школе не слишком эффективен.
  5. Полезно моделировать «школьную» ситуацию, приглашая нескольких детей, даже различного возраста, к участию в занятиях.
  6. Избегайте заниматься с ребенком, в ущерб игре, которая остается у дошкольника главной (ведущей) деятельностью.

Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не сосредоточиваться на выработке конкретных навыков — не стоит «дрессировать» его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее использовать общеразвивающие упражнения, укрепляющие восприятие, память, внимание, тонкую моторику рук. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова, — предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые («электрификация», «магистратура» и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа «Барыня прислала сто рублей», «Я садовником родился...» — они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.

Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления — что в них общего и чем они отличаются. Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо способствуют развитию концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно «проследить» дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.

Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликация, игры с конструкторами типа «Лего» — все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства — можно предложить отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички. Если ребенок не имеет ничего против прополки грядок или приготовления домашнего теста, имейте в виду, что и эти полезные бытовые занятия также служат упражнению внимания, моторики, восприятия.

И, каковы бы ни были объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №142»

Психологическая гостиная

«Влияние игрушки на психику ребенка»

(рекомендации для родителей)

Подготовила:

педагог-психолог МДОАУ №142

Кролик Е.Г.

Давайте вспомним наше детство… Что приходит сразу? Конечно, мамины теплые руки, и…любимый плюшевый мишка (кукла, зайчик, и т.д. – у каждого свое). Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется детство. Но кроме личной ценности для каждого из нас, игрушка обладает ценностью общечеловеческой, так как представляет собой творение не менее грандиозное, чем компьютер. Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и весёлого одновременно. Поэтому взрослым относиться к выбору игрушек нужно очень серьезно.

Первым и необходимым требованием к игрушке является ее возможность стимулировать осмысленную детскую активности, т. е. развивать ребенка. Поэтому, игрушка должна отвечать интересам ребенка, соответствовать его потребностям, быть увлекательной и привлекательной.

Говоря о влиянии игрушки на психику ребенка, разберем несколько актуальных вопросов, с которыми часто обращаются родители к психологу.

  1. Как выбрать игрушку в соответствии с возрастом ребенка.

Итак, в первые месяцы своей жизни возможность познания ребенком окружающего мира ограничена. Весь мир для малыша заключается в маме, ее улыбке. И через общение с ней ребенок знакомится с первыми предметами и игрушками. В это время малышу необходимы всевозможные кольца, из резины, погремушки, подвески. Они должны быть яркими и находиться в поле зрения ребенка, так как должна привлекать внимание. Чуть позже, с развитием хватания, малыш должен иметь возможность действовать с предметом: стучать им, кидать его. В 6-9 мес. можно добавить игрушки вкладыши, которые позволят развиваться интеллектуально. Постепенно можно вводить животных и пупсов из резины. У них должны быть крупные составные части и хорошо прорисованные детали лица. В 10-12 мес. – пирамидки из 3-5 колец и кубики.

От 1 года до 3 лет малыш становится более самостоятельным, у него появляется возможность самостоятельно передвигаться. В этот период можно купить мягкую игрушку, с которой он будет замечательно засыпать. Очевидно, что мягкая игрушка играет определенную роль в жизни ребенка. Стать другом или питомцем может не каждая мягкая игрушка – здесь есть определенные закономерности. Прежде всего размер – игрушка не должна быть слишком большой, иначе ребенок не сможет взять ее в руки и играть с ней. Оптимальный размер – 10-40 см – обеспечивает возможность действовать с игрушкой – сажать, укладывать, обнимать питомца. т.д.

Образ игрушки должен вызывать симпатию, а для этого мягкая игрушка должна быть узнаваемой (однозначная трактовка ее «видовой» принадлежности), приятного цвета (лучше всего соответствующего реальному окрасу животного), и по возможности гибкой. Мягкую игрушку можно погладить, обнять, она сохраняет тепло и вызывает приятные тактильные ощущения. Шерсть – еще один биологический стимул, который, по мнению этологов, формирует ощущение защищенности и эмоционального благополучия. Образ маленького беззащитного щенка или котенка, воплощенный в мягкой игрушке, актуализирует поведение заботы и способствует развитию положительных эмоций, формированию гуманных чувств.  

К 3 годам ребенок начинает усваивать функциональное назначение предметов. А где, как не в игре, он может наиболее четко усвоить, что на стуле сидят, а с тарелки едят? Поэтому необходимо расширить набор детских игрушек посудой и мебелью, что поможет ему полноценно развиваться.

К 4-5 годам интерес у ребенка вызывают наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребенок начинает придумывать с ними различные варианты игр. Вообще, в этом возрасте ребенку начинают быть доступными все виды игрушек: и куклы, и строительный материал, и головоломки, и атрибуты профессиональной деятельности, и различные технические игрушки. Игровые предпочтения начинают делится по половому признаку: мальчики – машинки, орудие, девочки – кукол.

К 6 годам просыпается интерес к моделированию, конструированию, т.е. к тем играм, которые позволяют ему что-нибудь смастерить своими руками.

Все вышеперечисленные игрушки можно отнести к так называемым «готовым формам», они изготовлены фабричным способом и в них заложено функциональное назначение. Существует еще одна категория игрушек – предметы-заместители. Они включают в себя с точки зрения взрослого ненужные вещи, мусор, но для ребенка это наиценнейший материал. Для развития фантазии и творчества. Это всевозможные лоскуточки, тряпочки, коробочки, палочки, обломки вещей и т.д.

Отечественные и зарубежные ученые большое значение для развития психики ребенка придавали игрушке, которую он изготавливал сам.

  1. Какое количество игрушек необходимо для нормального психического развития ребенка.

Многие психологи считают, что обилие игрушек вредно потому, что, давая ребенку слишком много разнообразных ощущений, оно тем самым мешает сосредотачивать свое внимание на чем-нибудь одном, мешает ему уходить в свой внутренний мир и таким образом уничтожает самое существование в играх.

  1. Какого качества должна быть игрушка?

Качество определяется не только ее эстетическими характеристиками и санитарно-гигиеническими свойствами, но и возможным влиянием на психику ребенка. Материал, из которого изготовлена игрушка должен быть достаточно простым и вместе с тем гибким. Деревянные, глиняные, тканевые игрушки благотворно воздействуют на ребенка. Лучшим вариантом будет если ребенок вылепит из глины или пластилина себе игрушку. К тому же ученые пришли к выводу, что глина является ценнейшим материалом для отработки агрессивных чувств. Ее можно мять, колотить, энергично раскатывать, с силой разрывать на куски.

  1. Можно ли покупать ребенку игрушечное оружие и «чужие» западные игрушки?

 Особое место среди современных игрушек занимают военные игрушки. Изобилие ружей, пистолетов, автоматов, кинжалов, дубинок, танков и пр. вызывает неоднозначное отношение специалистов. Военная игрушка, как и любая другая игрушка влияет на развитие личности ребенка, помогает принять на себя определенную роль – защитника и героя или агрессора и террориста. Если ребенок, чаще всего мальчик очень любит играть с оружием, взрослому обязательно нужно поинтересоваться во что играет ребенок? Если ребенок играет только с оружием, проявляет агрессивность, родителю нужно насторожиться. В то же время, при правильном подходе, если папа будет играть с мальчиком в военные игры и говорить об отваге, готовности защищать, решительности, сдержанности, то игрушка-оружие будет воспитывать в ребенке гуманизм и патриотизм.

На сегодняшний момент на рынке изобилуют игрушки, пропагандируемые СМИ, в основном западные. Такие игрушки, в основном негативно влияют на развивающуюся психику ребенку. Выделяют:

  • скучные – все механические игрушки, игрушки-скульптуры, например, фарфоровые игрушки в неизменной позе;
  • пошлые – разнообразные страшные, уродливые, комичные, вульгарные копии людей и животных – способны испортить вкус ребенка;
  • глупые – щелкунчик с уродливым лицом, страшные маски, хаги-ваги;
  • мертвые игрушки близки к учебным пособиям своей сверпродуманностью, сверхполезностью, они могут погубить ростки детской инициативы и творчества;
  • езнравственные – предметы военного дела, которые побуждают жажду насилия и разрушения.

Итак, если вы хотите купить своему ребенку новую игрушку, она должна быть:

  • безопасной;
  • эстетичной на вид;
  •  соответствующей возрасту;
  •  многофункциональной - чем больше действий ребенок сможет выполнить с игрушкой, тем лучше.  Правило не касается погремушек для малышей.

 В заключении, необходимо напомнить, уважаемые родители, что никакая, даже самая лучшая игрушка не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!

 

 

 



Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №142»

Мастер-класс для родителей «Знакомство с песочной терапией. Мотивационные игры»

Подготовила:

педагог-психолог МДОАУ №142

Кролик Е.Г.

Оренбург, 2024 г.

Цель – познакомить родителей с основами песочной терапии, достижению результата посредством мотивационных игр с песком. 

Задачи:

  1.  Совершенствование творческого потенциала;
  2. Снятие эмоционального напряжения;
  3. Развитие психических процессов, памяти, внимания, речи, воображения, мышления.

Оборудование: ватман, песок (манка), магнитофон, релаксационная мелодия, фигурки из киндер-сюрприза.

Как говорил Карл Густав Юнг: «Песочная терапия – это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия».

Играя с песком, мы, независимо от возраста, приближаем к себе наш внутренний мир, чтобы внимательнее рассмотреть его: понять свои желания, разобраться с воспоминаниями, увидеть лучшее решение в сложной ситуации. И научившись находить гармонию в песочной картине, мы получаем опыт взаимодействия с окружающим миром.

Отдельно хочу отметить, что для взрослых подобная форма работы даже более эффективна, чем для детей. Игра с песком формирует у взрослого человека особое мироощущение, освобожденное от обыденности, стереотипов, ощущения нереализованности.

Данный мастер – класс представлен не случайно, моей темой проектной деятельности является «Волшебный мир песка».

Итак, сегодня я вас познакомлю с техниками на песке, которые используются в самом начале работы, называются они мотивационные.

 Почему важны мотивационные техники

1. вызывают доверие к песку;

2. способствуют проявлению интереса к песку. 

А сейчас, уважаемые родители, я приглашаю вас с детьми занять места за столами.

1. Упражнение «Знакомство с песком».

Знакомимся с песком, исследуем его возможности.

Из кучки манки предлагаем сделать максимально высокую горку.

Есть три песочных дождя - маленький (низкий), средний и высокий. 

Набирая манку в руку, выпускаем песок струйкой и отслеживаем, какой высоты дождь больше всего соответствует вашему состоянию. Мама делает на своей стороне, ребенок – на своей.

2. Упражнение «Блинчик».

Из кучки манки создайте блинчик толщиной в свой мизинец. Постарайтесь, чтобы он был круглый и ровный. Представьте, что это - тарелка, которую нужно расписать. Используя только мизинчики обеих рук украсьте узорами свою тарелку. Старайтесь работать двумя мизинцами одновременно. Разрешается выходить за края песочной тарелки.

Важно почувствовать, как меняется отношение к манке.

3. Упражнение «Квадрат».

Из своей «тарелки» сделайте квадрат. 

Используя отпечатки пальцев, создайте образ животного, которое вам нравится. Работа в парах.

4. Упражнение. Придумать по 5 способов перемещения манки. Работа по очереди, сначала мама показывает способ, ребенок отвечает. Каждый демонстрирует по 5 вариантов. Смысл - соревнование. 

5. Упражнение. Придумать по 3 оригинальных способа зарывания разных частей кисти в песок. 

6. Упражнение «Действие по образцу».

Работа в паре. Один - ведущий, другой - ведомый. Ведущий делает любые действия с манкой, ведомый в точности повторяет за ведущим. Упражнение можно использовать в качестве проверки на обучаемость.

Задача - чётко, в том же ритме повторять все действия ведущего. Определённое время, например, минуту или две, партнёры работают в одну сторону, затем меняются. 

7. Упражнение «Обратные действия».

Задача ведущего в паре делать всё время разные, креативные действия, провоцировать партнёра на поиск противоположных действий. 

Важно учитывать любые детали - темп, ритм, геометрию, собирание-рассыпание и т.д. Упражнение для здоровой конкуренции, где мотивация формируется у обоих.

Подходит для людей с подавленной мотивацией, апатией. Очень хорошо "оживляет", вводит в контакт. Дает возможность достать что-либо невысказанное.

8. Упражнение «Пальчиковые походы».

Двигаемся дальше, еще одно упражнение она тоже используется для работы в паре.

Используется она для развития мелкой моторики, а также как мотивационная терапия. Сделайте круг и выберите 2-3 игрушки и покажите своему партнеру, что это за игрушки , дайте их пощупать, дальше ваш партнер закрывает глаза и вы эти игрушки размещаете в разных местах этого круга, то есть ваш партнер должен знать, что за пределами круга на ватмане, где нет манки игрушек не будет. И ваш партнер начинает отправляться в пальчиковый поход. И есть правило похода - двигаться микро шагами. Задача партнера исследовать весь круг и найти игрушки. Потом меняемся.

Бывает, что человек может ходить кругами вокруг игрушки и долго искать.

Подведение итогов.

Рефлексия: «Смайлики».

Каждый из вас получит смайлики, но они будут разные, грустные, веселые и равнодушные которые помогут мне понять, понравилось вам занятие или нет. Грустный смайлик - не понравилось, веселый смайлик - понравилось, равнодушный смайлик - понравилось, но не все и каждый поясните свой выбор.

Мы очень рады вашему приходу и надеемся, что каждый из вас сегодня взял для себя что-то интересное. Спасибо вам!