Для педагогов

Материалы для педагогов: сборники игр, мастер-классы, семинары-практикумы, консультации - все то, что поможет педагогу лучше понимать и взаимодействовать с ребенком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №142»

Картотека развивающих игр с песком для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила:

педагог-психолог МДОАУ №142

Кролик Е.Г.

Оренбург, 2024 г.

Игра «Во саду ли, в огороде»

Цель: Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.

Содержание:

По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.

Игра «Путешествие в сказочный город»

Цель: Развитие образного мышления, воображения, речи.

Содержание:

Взрослый показывает ребенку вывеску, на которой изображен шкаф, и спрашивает, как может называться магазин, где продается этот предмет. После того как все вывески рассмотрены, взрослый рассказывает историю о сказочном городе.

Дети произносят волшебные слова «Крибле-крабле-бумс» и начинают строить сказочный город. После завершения работы рассказывают о том, что получилось, делятся впечатлениями.

Игра «Новая квартира куклы Маши»

Цель: Развитие образного мышления, восприятия, умения строить в соответствии с планом-схемой.

Содержание:

Взрослый. Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превращается в новую квартиру куклы Маши.

Квартиру кукла Маша получила

И мебель в магазине закупила:

Кровать, шкаф, кресло, стульчик, стол

Занес в квартиру грузчик и ушел.

Куда же мебель расставлять?

На помощь Мишку надо звать.

Медведь откликнулся на зов,

План начертил и был таков.

Одна опять осталась Маша,

И загрустила кукла наша.

Поможем мебель ей расставить,

По плану в комнату поставить.

Взрослый предлагает детям план-схему, на которой изображены: стол, стульчик, кресло, диван, кровать, шкаф. Дети по этой схеме расставляют мебель в квартире.

Игра «Строители на сказочном острове»

Цель: Развитие воображения, творческого мышления, сенсорного восприятия, художественно-конструкторских способностей, умения строить в соответствии с планом-схемой.

Содержание:

Взрослый рассказывает историю о бутылке, выброшенной на берег моря с письмом внутри. Ребенок берет бутылку и достает письмо следующего содержания.

В океане остров был чудесный,

Никому доселе не известный.

Замки, башни и дворцы

Возвели строители-творцы.

Но черные тучи вдруг набежали,

Солнце закрыли, ветер позвали.

Жители спрятаться только успели,

Огонь, ураган и дождь налетели.

Разрушено все: только камни одни.

Вот что осталось от этой страны.

Теперь не существует дивной красоты.

Остались лишь одни мечты, что.

На этом письмо прерывается.

Взрослый задает детям следующие вопросы для обсуждения:

1. Как вы думаете, о чем мечтал человек, написавший эту записку?

2. Что это был за человек?

Взрослый. Ребята, посмотрите, на обороте записки нарисованы чертежи сооружений из блоков различной формы и цвета. Давайте возьмем волшебную палочку, произнесем «Крибле-крабле-бумс» и переместимся на остров Сказки, где попробуем построить чудесные сооружения по чертежам. Осуществим мечту человека. В путь!

Игра «Заборчики»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений

Содержание:

Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. Или катать вдоль него грузовик.

Игра «Цветные заборчики»

Цель: Развитие мышления, моторики.

Содержание:

На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.

Игра «Общим словом назови и запомни»

Цель: Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.

Содержание:

Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное. По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т. д.

В конце игры дети сочиняют сказочную историю.

Игра «Ковер-самолет для принцессы»

Цель: Научить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов (меньше — больше, выше — ниже, справа, слева, закрепить знания о геометрических формах.

Содержание:

Взрослый рассказывает сказку:

В сказочном царстве принцесса жила,

Очень красива, добра и мила.

Вдруг прилетел огнедышащий змей,

Чтоб на принцессе жениться скорей

И унести в мир страха и тьмы,

Сделать царицей змеиной страны.

Нам надо принцессу от змея спасти,

В заморские страны ее увезти.

Построим, ребята, ковер-самолет

Нашу принцессу он точно спасет.

Взрослый предлагает ребенку сделать для принцессы волшебный ковер-самолет, украшенный геометрическим орнаментом.

После выполнения задания ребенку задаются следующие вопросы:

1. Найди и покажи самый маленький круг.

2. Найди и покажи самый большой квадрат.

3. Назови фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа.

4. Каких цветов фигуры на ковре-самолете.

5. Назови, где находится красный маленький квадрат и т. д.

Игра «Детские секретики»

Цель: Научить детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение.

Содержание:

Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов. Ребенок по данной схеме строит песочную картину.

Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка.

Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.

Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.

Игра «Город, где мы живем»

Цель: Развитие воображения, творческого мышления, закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, какой ездит транспорт, какие работают заводы.

Содержание:

Две группы детей строят родной город, каждая — в своей песочнице. Затем участники по очереди рассказывают о том, что построили. Команды задают друг другу вопросы, обмениваются впечатлениями об услышанном.

Игра «Что я закопала в песок?»

Цель: Развитие внимания, памяти, наблюдательности.

Содержание:

Воспитатель показывает 2-3 игрушки, спрашивает у детей по очереди, как называются эти игрушки. Затем предлагает всем повернуться спиной к песочнице и одну из них закапывает в песок. По сигналу: «Готово!», «Можно!», дети поворачиваются и отгадывают, какая зарыта в песок. Отвечает тот ребенок, которого назвал воспитатель. Игрушка выкапывается. Если ребенок правильно назвал, ему все хлопают в ладоши.

Игра повторяется, постепенно увеличивается количество игрушек.

Эту игру можно разнообразить: не все отворачиваются, а только отгадывающий. Все смотрят и слушают ответы.

Если ребенок правильно отгадал, то выбирает другого, а сам закапывает игрушку.

Пересыпание сухого песка через воронку

Цель: Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.

Содержание:

Воспитатель подводит группу детей (не более 8 человек) к песочнице. Раздает детям бутылочки, ведерки, формочки.

Показывает как сыплется песок через воронку, как пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму.

Воспитатель показывает детям как наполнять формочку, прижимать песок пальцами или совком, опрокинуть формочку на борт песочницы, украсить «пирог», «торт».

Постройка домика для куклы

Цель: Закрепить свойства песка. Подвести к тематическим постройкам.

Содержание.

Воспитатель подводит детей к песочнице. «Смотрите какой желтый песок. Набирает на совок и ссыпает несколько раз: Ой, песок, песок!

Вот песок какой!

Сыплю я песочек,

Сыплю золотой!

-сделаем из песка горку. Высокую горку. Помогайте мне. Давайте посадим вокруг горки цветы и кустики (веточки). Вместе с воспитателем дети втыкают их в песок. Вот какой красивый сад! А кто в нем будет гулять? Дети подсказывают, что кукла Нина. Давайте позовем ее. Появляется кукла. «Здравствуйте, дети! Какой красивый сад! Как красиво все кругом! Я хочу построить дом!» -Давайте построим дом для куклы. Строит.

Появляется собачка. Для нее строят будку.

Появляется козочка, ест траву, цветы, портит сад. Собака прогоняет козу – лает на нее. Кукла благодарит собаку за помощь.

Такие постройки в игровой форме подводят детей к постройке огорода, озера. Можно использовать ветки, цветы, фанерные игрушки.



Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №142»

                                     

Картотека

сенсорных игр с песком

для детей раннего возраста

Разработала педагог-психолог

МДОАУ № 142:

Е.Г. Кролик

2023 г.

Для детей 2—3 лет овладение песком уже идет через осмысленные и целенаправленные действия. Малыши с помощью песка «варят кашку», «пекут куличики и пирожки». Именно через подражание взрослым они овладевают материалом. В песочную среду легко перенести любой процесс из жизни, начиная от приготовления еды и заканчивая строительством целого города.

Песок — это богатая сенсорная среда, потому что он бережно стимулирует работу сразу многих видов чувствительности.

  1. Игра «Тесто».

Цель: приобретение нового сенсорного опыта.

Поочередные движения: захват песка в кулачки, рубящие движения ребрами ладоней по песку, похлопывание ладонями по песку.

С мамой тесто мы замесим,

Чтоб испечь пирог нам вместе.

Нужно тесто поразмять,

Нужно тесто нам помять,

Нужно тесто порубить

И немножечко побить.

  1. Игра «Змейка и червячки». 

        Цель: развитие сенсорного опыта

Провести по песку пальцами и ладонью волнообразные линии. Игру можно проводить одной и двумя руками.

— Я — змея! —

Сказал Червяк.

А Змея:

— Какой чудак!

Подрасти бы надо

Да набраться яда.

Д. Ильина

  1. Игра «Крабики».

«Пробежаться» по песку всеми пальцами. Игру можно проводить одной и двумя руками.

Глубоко на дне морском

Краб гуляет босиком:

Он натер сегодня пятку —

Целый день плясал вприсядку.

В. Кириленко

  1. Игра «Человечки».

«Пройтись» по песку ладонями, а затем указательным и средним пальцами. Игру можно проводить одной и двумя руками.

           Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Русская народная потешка

  1. Игра «Гладь».

Разравнивание песка ладонями, пальцами, ребрами ладоней. Разравнивать можно, выполняя поочередные движения обеими руками или осуществляя их симметрично, т. е. выполняя одновременно.

Тишь да гладь,

В море бури не видать.

Только легкая волна

Набежит издалека.

  1. Игра «Дождик». Собрать песок ладонями, соединяя их в чашу, поднять над песочницей. Затем раздвинуть пальцы и пропустить сквозь них песок.

Дождик с самого утра

Зарядил как из ведра.

Видно, КТО-ТО против правил

В небе тучку продырявил.

Е. Ярышевская

  1. Игра «Щепоть».

Брать понемногу песка в одну ладонь, а пальцами второй ссыпать его обратно в песочницу щепотью.

Суп варить я маме буду,

Посолить я не забуду.

Поперчили, посолили

И на стол скорей накрыли.

  1. Игра «Бульдозер». Соединить ладони у основания и раздвинуть пальцами наружу, образуя «ковш». «Ковшом» сгребать песок от себя. Затем, наоборот, соединить кончики пальцев, раздвинув ладони у основания, и сгребать песок к себе.

Кто над всклоченной землею

Смело кучи разгребает?

Это маленький бульдозер

Своим носом все ровняет!

М. Погарский

  1. Игра «Горы».

Развести руки в стороны, ребра ладоней положить на песок и начать двигать их друг к другу, собирая песок в горы. Получившуюся гору прихлопать ладонями. Затем ладони соединить и прорезать ими песчаную горку, разделив на две части. Отвести из этого положения ладони в сторону, разгребая песок. Если при этом дно песочницы не проявилось, повторить игру вновь.

Высоко стоит гора,

Покорить ее пора.

Мы полезем высоко,

Хоть идти нам нелегко.

  1.  Игра «Клад».

 Предложить малышу закапывать ладонью или совком разные предметы, а затем раскапывать. Сначала это делают ребенок со взрослым. Потом один может закапывать «клад» для другого, а второй будет искать его. В качестве клада могут быть использованы теннисные шарики, крупные марблсы, шишки и др.

Мы копали и копали,

Вот так, вот так.

Ценный клад мы отыскали.

Вот такой, такой большой!

  1. Игра «Следы-узоры».

На ровной поверхности песка катать рельефные шары и ролики, используя, например, обычный массажный мяч (его шипы оставят красивый узор на песке) или самостоятельно подготовленные материалы, например описанные ниже.

  1. Из полимерной глины сделать шар, полый цилиндр и нанести на них выпуклый узор из тоненьких колбасок и колобков и/или углублений в виде бороздок. Полый цилиндр надевают на обычный карандаш, который удерживают двумя руками, водя рельефный цилиндр по песку.
  2.  Специальные грабельки-расчески, которые можно сделать самостоятельно. Для этого можно использовать прочный тонкий пластик. Например, крышку от пластикового контейнера разрезать на две части, с одной стороны каждой части вырезать зубья разной формы и размера. «Причесывая» песок такой расческой, можно оставить разные узоры.

3. Игрушка-волчок, заводная игрушка, неваляшка, щетка с жесткой щетиной.



Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №142»

Как по повседневному поведению ребенка определить нарушения сенсорной интеграции

Подготовила:

педагог-психолог МДОАУ №142

Кролик Е.Г.

Оренбург, 2024 г.

Цель – научиться видеть и корректировать причины «непослушания» детей.

Задачи:

  1. познакомить воспитателей использовать методы сенсорной интеграции на занятиях;
  2. познакомить с понятиями «метод сенсорной интеграции», нарушения сенсорной обработки (НСО);
  3. выделить рекомендации по работе с детьми с НСО.

Метод сенсорной интеграции был введен и описан Э. Дж Айрес в 60-х годах прошлого века в США и активно применяется в детских садах и школах США и Европы по сегодняшний день. Все, что человек знает об окружающем его мире, рассказали его органы чувств. От прикосновения рук до звуков маминого голоса, от укачивания до запаха – все это сенсорная информация, составляющая основу нашего мировосприятия. Чем лучше мы чувствуем, воспринимаем информацию, чем четче картина окружающего мира, чем легче человеку функционировать. В случае повреждения или недоразвития самих анализаторов – поражения ЦНС как такового – это становится областью внимания медицины. Но что же происходит с ребенком, если вопрос не медицинский?

Особенности восприятия индивидуальны и уникальны, как уникальна нервная система. Уникальность и различность сенсорного восприятия объединяет, поддерживает одних людей и дополняет, компенсирует других. Важно увидеть особенности восприятия другого. В этом случае гармоничное взаимодействие вам гарантировано.

У типично развивающихся детей процессы сенсорной интеграции настраиваются и развиваются автоматически в возрасте от 0 до 7 лет. В случаях с нарушением сенсорной интеграции корректируются педагогами-психологами, эрготерапевтами до 12 лет. Почему так ограничено время? Дети с нарушением сенсорной обработки или НСО живут в состоянии постоянно присутствующего «раздражающего шума».  Эти помехи не позволяют им активно и адекватно участвовать в событиях повседневной жизни, что формирует и у окружающих, и у них самих убеждение неадекватности. Дети с НСО часто слышат, что они хулиганы, невоспитанные. Необходимо как можно раньше освободить детей от этих жестоких и ошибочных убеждений. Успеть до того момента, как сам ребенок примет эти ложные установки как истину и начнет считать сам себя плохим, действовать соответственно принятому убеждению.

 Сенсорная интеграция – это индивидуальная особенность каждого человека воспринимать и обрабатывать поступающую сенсорную информацию. Это врожденная способность каждого человека к восприятию мира. Процесс сенсорной интеграции автоматический. Заставить ребенка произвольно изменить его не получится. В наших силах расширить угол восприятия, узнать, увидеть способности ребенка и определить, что является помехой нормальному функционированию. Метод сенсорной интеграции применяется при работе с детьми, испытывающими трудности в обучении.

Виды и признаки нарушений сенсорной интеграции.

Сенсорное восприятие осуществляют 8 систем: слуховая, зрительная, обонятельная, вкусовая, тактильная, вестибулярная, проприоцептивная, которая передает ощущение от мышц и суставов, и интероцептивная – передает ощущение от внутренних органов.

Нарушение сенсорного восприятия – это трудность приема и интерпретации информации, получаемой от одного или нескольких сенсорных анализаторов. Если нарушен прием или интерпретация, значит и реакция будет неадекватной. И оценка действий самого ребенка будет нелестной: нервный, странный, неконтактный.

На сегодняшний день различают 3 вида нарушений. Первый – нарушение сенсорной модуляции. Модуляция – это способность нервной системы настраивать, регулировать входящий сенсорный сигнал. Именно модуляция отвечает за степень возбуждения нервной системы до уровня, необходимого для внимания, запоминания, обучения. Из-за нарушения модуляции дети становятся гиперчувствительными или гипочувствительными.

Дети с гиперчувствительностью постоянно настороженны, напряжены, взволнованы. Сенсорный сигнал воспринимается остро. Нервная система находится в крайнем возбуждении постоянно. Они тратят много энергии на сдерживание своих эмоций. Это мешает им продуктивно функционировать. Они слишком резко реагируют на ощущения. Часто демонстрируют реакцию «бей и беги».

Действия педагога.

Для детей с гиперчувствительностью педагогу желательно не использовать резкие звуки (крик, колокольчик, звонок). Не приближаться слишком близко и не прикасаться к ребенку, не обнимать, не толкать, не брать за руку. Когда ребенок стабилизируется, он сам подойдет и сократит расстояние. Таким детям необходима поддержка, расписание, порядок, дисциплина.  

Детям с гипочувствительностью требуется для усвоения повышенная интенсивность подачи информации. Ярче, дольше, громче. Дети со сниженной сенсорной чувствительностью обрабатывают информацию медленно. Чтобы сенсорный стимул был замечен, требуется большая частота и интенсивность сенсорного сигнала. Дети в состоянии сенсорного поиска очень контактны, даже с малознакомыми людьми. Они готовы обнимать, болтать, часто лезут на колени, нарушают личные границы. Чем больше дети с сенсорным поиском получают информации, тем более дезорганизованными они становятся.

Рекомендации педагогам.

С такими детьми необходимо задорно, громко, но нерезко общаться с ребенком. Не давать ему «заснуть». Отмечать страницы, на которых работаете яркими маркерами, стикерами. Активные физкультминутки между занятиями, массажные колючие мячики. Стимулировать участите в любой физической деятельности.  

Дети с нарушением сенсорной модуляции тратят много сил и энергии, чтобы скорректировать свое внутреннее состояние. Часто отстают в скорости выполнения заданий, что вызывает у них внутренне напряжение.  

Второй тип – нарушение сенсорного различия. Детям трудно определить похожие стимулы, например, мех и волосы, движение руки вверх или вниз. Жизнь этих детей сложна и запутанна. Они тратят много сил на ежедневные задачи, отчего страдают поведение и самоконтроль.

Рекомендации педагогам.

Помогите ребенку узнать больше о свойствах и качествах предметов, людей, вещей. Рассказывайте сами и попросите родителей. Описывайте все, что и зачем вы делаете. Давайте задания на поиски предметов, цветов. Давайте ребенку задание рассказывать стихотворение стоя на одной ноге, потом на другой.

Третий тип нарушения – моторное расстройство, которое имеет 2 категории: расстройство постурального контроля и диспраксия. Дети с этим подтипом НСО испытывают трудности при обработке информации от проприоцептивной и вестибулярной систем.

Дети с сенсорной диспраксией имеют трудности нарушения в способности выстраивать последовательно и осуществлять целенаправленные действия. Они знают, чего хотят, но не могут понять, как это сделать. Сталкиваются с трудностями в обучении и повседневной деятельности. Дети с диспраксией фрустрированы, они часто приписывают свои неудачи внешним факторам, неловки, неуклюжи. Они чувствуют, что раздражают взрослых, одиночество и неполноценность.

Дети с расстройством постурального контроля не могут определить, где на странице нужно писать. Их часто толкают, они падают. Плохо развито межполушарное взаимодействие.

Рекомендации педагогам.

Необходимо помочь ребенку с повышением самооценки. Посоветовать заниматься плаванием, при рисовании можно использовать утяжелите для рук. Стимулируйте занятия гимнастикой, физкультурой.

Обладая знаниями по сенсорной интеграции, вы будете уверены, что нет плохих детей, есть невидимые нарушения. Как только вы поймете причину поведения, проблемы исчезнут.  Но мы знаем, что это не волшебство, а взгляд с нужного ракурса и метод сенсорной интеграции.  



Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №142»

Почему ребенок ведет себя плохо

Подготовила:

педагог-психолог МДОАУ №142

Кролик Е.Г.

Оренбург, 2024 г.

Цель – познакомить педагогов со стилями воспитания, которые могут приводить к трудному поведению ребенка дошкольника.

Благодаря воспитанию родитель показывает детям, как устроен мир, учит жить в обществе, где есть правила, границы, закон и ответственность, учит жить в согласии с собой и окружающими. Поэтому просто любить ребенка недостаточно, воспитывать нужно тоже.

Иногда родители могут неадекватно оценивать свою роль при воспитании ребенка. Это проявляется в одном из четырех стилей, где в результате они сталкиваются с избалованностью ребенка, трудным поведением. И такое поведение становится проблемным в детском саду. Поэтому, педагогам необходимо иметь представления о стилях родительского воспитания с целью эффективного взаимодействия с родителями. Рассмотрим четыре стиля воспитания, которые определили Б.Б. Грюнвальд и 
Г.В. Макаби.

Стиль воспитания №1 – сверхщедрость.

Как проявляется.

Родители предоставляют ребенку все, что он пожелает: захотел он самолетик, даже еще не успел, как следует о нем помечтать, как тут же его получает. Захотел ребенок телефон новой модели, через пару дней он у него уже в кармане; потерял, через неделю купили новый… Без подарков к таким детям не ходят. Родители дают им все самое лучшее, даже иногда в ущерб себе.

Почему возникает.

Обычно родители руководствуются тем, что в детстве у них не было такого изобилия, поэтому их дети пусть ни в чем не нуждаются. Особенно это проявляется в семьях с хорошим достатком. Такие дети измеряют свою ценность количеством подарков: не купишь мне куклу, значит не любишь меня! Дети с трудом переносят отказы, впадают в тяжелые эмоциональные состояния, которое не выдерживают родители. Дети научаются манипулировать, лишь бы заполучить желаемое.        

Последствия.        

         Дети превращаются в потребителей: дом завален игрушками, а им все мало. Опасность в том, что потом из таких детей могут вырасти люди, которые не умеют чувствовать и понимать свои потребности и выстраивать адекватную стратегию по получению желаемого (не манипулировать другими, а делать что-то значимое самому). Такие дети часто ничего не хотят, ни к чему не стремятся, потому что когда-то родители уж слишком быстро удовлетворяли их желания, не дав ребенку трансформировать импульсы неудовлетворенной потребности в энергию делания. Родители сверхщедростью компенсируют свое чувство вины: я много работаю, мало вижу ребенка, куплю ему игрушку, я же хорошая мама и очень люблю своего малыша.

Стиль воспитания № 2 – вседозволенность.

Как проявляется

Родители позволяют ребенку делать все, что ему захочется, при этом не принимая во внимание то, как эти действия скажутся на других. В таких семьях дети решают идти гулять/в гости или нет, во сколько ложиться спать, что делать маме, когда ей смотреть телевизор. Нормой становятся: разрисованные стены во всем доме, разбросанные игрушки и одежда, прием пищи в любое время и где угодно, крик и дурное поведение в общественных местах.

Почему возникает.

Родители считают, что детям важно самовыражаться и предоставляют им много свободы. Родители боятся фрустрировать детей, нанести им психологическую травму, что воспитание уходит на задний план: практически нет границ дозволенного, ребенку не позволяют сталкиваться со сложными чувствами (отвлекают тут же, обвиняют какого-то другого). Иногда родители позволяют ребенку так много не потому, что хотят воспитать свободную личность, а потому, что им самим важно быть хорошими, любимыми родителями. За вседозволенностью родители прячут страх навредить ребенку. Дети становятся главными в семье, родители спускаются на ступень ниже.

Последствия.          

 Дети не видят границ дозволенного, не учатся уважать границы других, не получают навык проживания сложных чувств при столкновении с ограничениями, например, когда есть некие запреты. В результате, когда дети попадают в социум, они имеют множество проблем в отношениях со сверстниками и с другими взрослыми: им гораздо сложнее уступать, находить компромиссы, проживать чувства, отпускать через горевание ситуацию, где невозможно что-либо исправить, смириться.

Стиль воспитания № 3 – сверхопека.

Как проявляется.

Родители преувеличивают опасности и недооценивают возможности ребенка с ними справиться: «Не лезь туда, упадешь! Не торопись, жуй хорошо, подавишься! Не делай уроки без меня, наделаешь ошибок…». Родители могут добиться того, чтобы освободить ребенка от занятий, к примеру, от физкультуры. Потому что считают, что занятия требуют от детей большого напряжения.

Почему возникает.

 Родителям нравиться баловать детей и чрезмерно опекать их, выражая тем самым свою любовь. Такая сверхопека родителей связана со страхом, что если они не уступят желанию ребенка, то он может почувствовать себя нелюбимым. Родители конечно хотят добра и очень любят своих детей, но таким воспитанием они лишают веры ребёнка в свои силы, и в свои возможности, они внушают, что он сам ни на что не способен.

Последствия.

 Родители приучают ребенка не принимать ответственность за себя и зависеть от других. Ребенок перестает что-либо делать сам, все время ждет поддержки. В итоге вырастают дети с заниженной самооценкой, со страхами. Им не позволили еще в детстве учиться на своих ошибках, на последствиях своих поступков, за них везде заступались, их от всего оберегали. В будущем такой стиль воспитания может привести ребенка к жертвенной позиции.

Стиль воспитания № - доминирование.

Как проявляется.

Родители прививают ребенку страх использовать свое мнение, они уверены в том, что ребенок не может и шагу ступить без их контроля и без их позволения. Здесь родители проявляют власть и позицию «над».

Почему возникает.

У таких родителей появляется страх отпустить контроль, недоверие к ребенку, они уверены, что сам ребенок не справится. Но если сверхопекающие родители делают «за», до доминирующие чаще запрещают. Они часто жалуются на несамостоятельность своих детей, но при этом продолжают доминировать, так как страх отпустить контроль намного сильнее проблем плохого поведения.

Последствия.

         Когда много контроля извне, ребенок совершенно не учится брать на себя ответственность, он вырастает инфантильным. У ребенка есть страх совершить ошибку и быть наказанным за нее, потому что постоянно в голове слова матери: «Я же тебе говорила! А ты мать не послушал! Ни на что ты сам не способен. Положиться на тебя нельзя!.." Дети таких родителей, становясь старше, могут восстать против них. Очень часто в подростковом возрасте родители сталкиваются с очень сильной агрессией, протестом и обесцениванием. Это дает ребенку хоть какое-то чувство превосходства, которого он был лишен все детство.



Предварительный просмотр:

 муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №142»

Мастер-класс по изготовлению куклы

«Оренбургская пуховая коза».

Выполнила: педагог-психолог

Кролик Елена Григорьевна

Оренбург, 2024 г.

Каждый человек должен знать историю своего народа, иметь представление о своих корнях, знать, любить и уважать традиции своих предков. Куклы, как элемент культуры, представляют особый интерес при изучении национальных особенностей и традиций любого народа. Символом России и визитной карточкой  Оренбургского края является Оренбургский пуховый платок. Оренбургская пуховая коза – родоначальница знаменитого пуховязального промысла.  Именно коза-кормилица помогла выжить жителям Оренбургского края в тяжелые военные и послевоенные времена. Традиционно кукла Коза символизирует достаток, богатство, здоровье, жизненную энергию, вселяет бодрость духа и радость.

Цель: приобщение педагогов к культуре родного края через изготовление куклы «Оренбургская пуховая коза».

Материалы и оборудование: нитки, ножницы, джутовая веревка, ткань, веточка дерева.

Этапы изготовления.

  1. Из трех веревок из джута длиной в  30 см. сплети косичку. Это будет ушки и рога козы. Закрепить концы ниткой. Сложить из получившейся косички круг, оставляя длинные концы и завязать ниткой посередине, чтобы получился бантик.
  2. Из лоскутка серого цвета размером 7 на 13 см. сформировать лицо козы и прикрепить к ушкам с рогами. Сформировать нитками носик.
  3. Из 3 джутовых веревок длиной в 7 см. заплетаем косичку, концы закрепляем нитками, это ручки козы. Из цветного лоскутка размером 4 см. на 7 см. делаем рубашку и закрепляем нитками на косичке из джутовых ниток. Ручки готовы.
  4. Закрепить основу-палочку толщиной 2 см. и диной 8 см. к получившейся голове нитками. Ручки так же закрепляем к основанию нитками.
  5. Цветной лоскут размером 7 на 13 см. присборить и завязать у основания шеи сарафан.
  6. Коза готова. Украшаем фартуком, бусинами, ленточками. Покрываем  маленьким пуховым платочком.

Консультации

для родителей