Для педагогов

Материалы для педагогов: сборники игр, мастер-классы, семинары-практикумы, консультации - все то, что поможет педагогу лучше понимать и взаимодействовать с ребенком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №142»

Картотека развивающих игр с песком для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила:

педагог-психолог МДОАУ №142

Кролик Е.Г.

Оренбург, 2024 г.

Игра «Во саду ли, в огороде»

Цель: Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.

Содержание:

По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.

Игра «Путешествие в сказочный город»

Цель: Развитие образного мышления, воображения, речи.

Содержание:

Взрослый показывает ребенку вывеску, на которой изображен шкаф, и спрашивает, как может называться магазин, где продается этот предмет. После того как все вывески рассмотрены, взрослый рассказывает историю о сказочном городе.

Дети произносят волшебные слова «Крибле-крабле-бумс» и начинают строить сказочный город. После завершения работы рассказывают о том, что получилось, делятся впечатлениями.

Игра «Новая квартира куклы Маши»

Цель: Развитие образного мышления, восприятия, умения строить в соответствии с планом-схемой.

Содержание:

Взрослый. Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превращается в новую квартиру куклы Маши.

Квартиру кукла Маша получила

И мебель в магазине закупила:

Кровать, шкаф, кресло, стульчик, стол

Занес в квартиру грузчик и ушел.

Куда же мебель расставлять?

На помощь Мишку надо звать.

Медведь откликнулся на зов,

План начертил и был таков.

Одна опять осталась Маша,

И загрустила кукла наша.

Поможем мебель ей расставить,

По плану в комнату поставить.

Взрослый предлагает детям план-схему, на которой изображены: стол, стульчик, кресло, диван, кровать, шкаф. Дети по этой схеме расставляют мебель в квартире.

Игра «Строители на сказочном острове»

Цель: Развитие воображения, творческого мышления, сенсорного восприятия, художественно-конструкторских способностей, умения строить в соответствии с планом-схемой.

Содержание:

Взрослый рассказывает историю о бутылке, выброшенной на берег моря с письмом внутри. Ребенок берет бутылку и достает письмо следующего содержания.

В океане остров был чудесный,

Никому доселе не известный.

Замки, башни и дворцы

Возвели строители-творцы.

Но черные тучи вдруг набежали,

Солнце закрыли, ветер позвали.

Жители спрятаться только успели,

Огонь, ураган и дождь налетели.

Разрушено все: только камни одни.

Вот что осталось от этой страны.

Теперь не существует дивной красоты.

Остались лишь одни мечты, что.

На этом письмо прерывается.

Взрослый задает детям следующие вопросы для обсуждения:

1. Как вы думаете, о чем мечтал человек, написавший эту записку?

2. Что это был за человек?

Взрослый. Ребята, посмотрите, на обороте записки нарисованы чертежи сооружений из блоков различной формы и цвета. Давайте возьмем волшебную палочку, произнесем «Крибле-крабле-бумс» и переместимся на остров Сказки, где попробуем построить чудесные сооружения по чертежам. Осуществим мечту человека. В путь!

Игра «Заборчики»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений

Содержание:

Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. Или катать вдоль него грузовик.

Игра «Цветные заборчики»

Цель: Развитие мышления, моторики.

Содержание:

На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.

Игра «Общим словом назови и запомни»

Цель: Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.

Содержание:

Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное. По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т. д.

В конце игры дети сочиняют сказочную историю.

Игра «Ковер-самолет для принцессы»

Цель: Научить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов (меньше — больше, выше — ниже, справа, слева, закрепить знания о геометрических формах.

Содержание:

Взрослый рассказывает сказку:

В сказочном царстве принцесса жила,

Очень красива, добра и мила.

Вдруг прилетел огнедышащий змей,

Чтоб на принцессе жениться скорей

И унести в мир страха и тьмы,

Сделать царицей змеиной страны.

Нам надо принцессу от змея спасти,

В заморские страны ее увезти.

Построим, ребята, ковер-самолет

Нашу принцессу он точно спасет.

Взрослый предлагает ребенку сделать для принцессы волшебный ковер-самолет, украшенный геометрическим орнаментом.

После выполнения задания ребенку задаются следующие вопросы:

1. Найди и покажи самый маленький круг.

2. Найди и покажи самый большой квадрат.

3. Назови фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа.

4. Каких цветов фигуры на ковре-самолете.

5. Назови, где находится красный маленький квадрат и т. д.

Игра «Детские секретики»

Цель: Научить детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение.

Содержание:

Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов. Ребенок по данной схеме строит песочную картину.

Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка.

Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.

Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.

Игра «Город, где мы живем»

Цель: Развитие воображения, творческого мышления, закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, какой ездит транспорт, какие работают заводы.

Содержание:

Две группы детей строят родной город, каждая — в своей песочнице. Затем участники по очереди рассказывают о том, что построили. Команды задают друг другу вопросы, обмениваются впечатлениями об услышанном.

Игра «Что я закопала в песок?»

Цель: Развитие внимания, памяти, наблюдательности.

Содержание:

Воспитатель показывает 2-3 игрушки, спрашивает у детей по очереди, как называются эти игрушки. Затем предлагает всем повернуться спиной к песочнице и одну из них закапывает в песок. По сигналу: «Готово!», «Можно!», дети поворачиваются и отгадывают, какая зарыта в песок. Отвечает тот ребенок, которого назвал воспитатель. Игрушка выкапывается. Если ребенок правильно назвал, ему все хлопают в ладоши.

Игра повторяется, постепенно увеличивается количество игрушек.

Эту игру можно разнообразить: не все отворачиваются, а только отгадывающий. Все смотрят и слушают ответы.

Если ребенок правильно отгадал, то выбирает другого, а сам закапывает игрушку.

Пересыпание сухого песка через воронку

Цель: Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.

Содержание:

Воспитатель подводит группу детей (не более 8 человек) к песочнице. Раздает детям бутылочки, ведерки, формочки.

Показывает как сыплется песок через воронку, как пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму.

Воспитатель показывает детям как наполнять формочку, прижимать песок пальцами или совком, опрокинуть формочку на борт песочницы, украсить «пирог», «торт».

Постройка домика для куклы

Цель: Закрепить свойства песка. Подвести к тематическим постройкам.

Содержание.

Воспитатель подводит детей к песочнице. «Смотрите какой желтый песок. Набирает на совок и ссыпает несколько раз: Ой, песок, песок!

Вот песок какой!

Сыплю я песочек,

Сыплю золотой!

-сделаем из песка горку. Высокую горку. Помогайте мне. Давайте посадим вокруг горки цветы и кустики (веточки). Вместе с воспитателем дети втыкают их в песок. Вот какой красивый сад! А кто в нем будет гулять? Дети подсказывают, что кукла Нина. Давайте позовем ее. Появляется кукла. «Здравствуйте, дети! Какой красивый сад! Как красиво все кругом! Я хочу построить дом!» -Давайте построим дом для куклы. Строит.

Появляется собачка. Для нее строят будку.

Появляется козочка, ест траву, цветы, портит сад. Собака прогоняет козу – лает на нее. Кукла благодарит собаку за помощь.

Такие постройки в игровой форме подводят детей к постройке огорода, озера. Можно использовать ветки, цветы, фанерные игрушки.



Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №142»

                                     

Картотека

сенсорных игр с песком

для детей раннего возраста

Разработала педагог-психолог

МДОАУ № 142:

Е.Г. Кролик

2023 г.

Для детей 2—3 лет овладение песком уже идет через осмысленные и целенаправленные действия. Малыши с помощью песка «варят кашку», «пекут куличики и пирожки». Именно через подражание взрослым они овладевают материалом. В песочную среду легко перенести любой процесс из жизни, начиная от приготовления еды и заканчивая строительством целого города.

Песок — это богатая сенсорная среда, потому что он бережно стимулирует работу сразу многих видов чувствительности.

  1. Игра «Тесто».

Цель: приобретение нового сенсорного опыта.

Поочередные движения: захват песка в кулачки, рубящие движения ребрами ладоней по песку, похлопывание ладонями по песку.

С мамой тесто мы замесим,

Чтоб испечь пирог нам вместе.

Нужно тесто поразмять,

Нужно тесто нам помять,

Нужно тесто порубить

И немножечко побить.

  1. Игра «Змейка и червячки». 

        Цель: развитие сенсорного опыта

Провести по песку пальцами и ладонью волнообразные линии. Игру можно проводить одной и двумя руками.

— Я — змея! —

Сказал Червяк.

А Змея:

— Какой чудак!

Подрасти бы надо

Да набраться яда.

Д. Ильина

  1. Игра «Крабики».

«Пробежаться» по песку всеми пальцами. Игру можно проводить одной и двумя руками.

Глубоко на дне морском

Краб гуляет босиком:

Он натер сегодня пятку —

Целый день плясал вприсядку.

В. Кириленко

  1. Игра «Человечки».

«Пройтись» по песку ладонями, а затем указательным и средним пальцами. Игру можно проводить одной и двумя руками.

           Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Русская народная потешка

  1. Игра «Гладь».

Разравнивание песка ладонями, пальцами, ребрами ладоней. Разравнивать можно, выполняя поочередные движения обеими руками или осуществляя их симметрично, т. е. выполняя одновременно.

Тишь да гладь,

В море бури не видать.

Только легкая волна

Набежит издалека.

  1. Игра «Дождик». Собрать песок ладонями, соединяя их в чашу, поднять над песочницей. Затем раздвинуть пальцы и пропустить сквозь них песок.

Дождик с самого утра

Зарядил как из ведра.

Видно, КТО-ТО против правил

В небе тучку продырявил.

Е. Ярышевская

  1. Игра «Щепоть».

Брать понемногу песка в одну ладонь, а пальцами второй ссыпать его обратно в песочницу щепотью.

Суп варить я маме буду,

Посолить я не забуду.

Поперчили, посолили

И на стол скорей накрыли.

  1. Игра «Бульдозер». Соединить ладони у основания и раздвинуть пальцами наружу, образуя «ковш». «Ковшом» сгребать песок от себя. Затем, наоборот, соединить кончики пальцев, раздвинув ладони у основания, и сгребать песок к себе.

Кто над всклоченной землею

Смело кучи разгребает?

Это маленький бульдозер

Своим носом все ровняет!

М. Погарский

  1. Игра «Горы».

Развести руки в стороны, ребра ладоней положить на песок и начать двигать их друг к другу, собирая песок в горы. Получившуюся гору прихлопать ладонями. Затем ладони соединить и прорезать ими песчаную горку, разделив на две части. Отвести из этого положения ладони в сторону, разгребая песок. Если при этом дно песочницы не проявилось, повторить игру вновь.

Высоко стоит гора,

Покорить ее пора.

Мы полезем высоко,

Хоть идти нам нелегко.

  1.  Игра «Клад».

 Предложить малышу закапывать ладонью или совком разные предметы, а затем раскапывать. Сначала это делают ребенок со взрослым. Потом один может закапывать «клад» для другого, а второй будет искать его. В качестве клада могут быть использованы теннисные шарики, крупные марблсы, шишки и др.

Мы копали и копали,

Вот так, вот так.

Ценный клад мы отыскали.

Вот такой, такой большой!

  1. Игра «Следы-узоры».

На ровной поверхности песка катать рельефные шары и ролики, используя, например, обычный массажный мяч (его шипы оставят красивый узор на песке) или самостоятельно подготовленные материалы, например описанные ниже.

  1. Из полимерной глины сделать шар, полый цилиндр и нанести на них выпуклый узор из тоненьких колбасок и колобков и/или углублений в виде бороздок. Полый цилиндр надевают на обычный карандаш, который удерживают двумя руками, водя рельефный цилиндр по песку.
  2.  Специальные грабельки-расчески, которые можно сделать самостоятельно. Для этого можно использовать прочный тонкий пластик. Например, крышку от пластикового контейнера разрезать на две части, с одной стороны каждой части вырезать зубья разной формы и размера. «Причесывая» песок такой расческой, можно оставить разные узоры.

3. Игрушка-волчок, заводная игрушка, неваляшка, щетка с жесткой щетиной.