Взаимодействие с педагогами.
Взаимодействие воспитателя с специалистами в дошкольном образовательном учреждении является неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
на тему "Растим патриотов"
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
В.А. Сухомлинский.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально - значимых ценностей, гражданственности, и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.
Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и родной стране. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота свое Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.
Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной.
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство дошкольника с родным городом и
родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю.
Чувство патриотизма включает в себя следующие параметры:
- чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах родины;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;
- стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета родины.
Формирование любого нравственного качества процесс длительный и достаточно трудоемкий. Любое нравственное качество приобретает устойчивость при сформированном мировоззрении. В дошкольной педагогике целесообразно начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения – это и есть закладка основного базиса.
Как достичь положительного результата направленные на совершенствование нравственно - патриотического воспитания в ДОУ, предлагаю содержание и рациональность материала развивающей среды для организации работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста:
∙ создание средовых условий в ДОУ при ознакомлении детей
-оформление уголка города в групповой комнате: разнообразие экспонатов, макеты памятных и исторических мест, реальные предметы в экспозиции (медали, письма, фотографии, воспоминания родственников)
∙ методическое обеспечение:
- наличие картотеки на имеющийся материал
- целесообразность месторасположения материала
- соответствие содержания возрасту детей
- доступность свободного пользования
- эстетичность в оформлении
∙ наличие игр и пособий для организации с детьми
- дидактические игры
-настольно - печатные игры
-атрибуты к сюжетно – ролевым играм
-иллюстративный материал
- рукописные игры
- соблюдение гигиенических требований при изготовлении пособий и игр
Рекомендации для воспитателей по организации ознакомления детей с историей военных событий и подвигом защитников Отечества:
- Работу по ознакомлению с героическим прошлым страны, историей военных событий и подвигом защитников Отечества целесообразно проводить с детьми старшего дошкольного возраста.
- Все специально организованные занятия с детьми проводятся и планируются в разделах: «Развитие речи», «Социально – коммуникативное» и «Познавательное развитие».
- Необходимым условием проведения целенаправленной работы является наличие образовательного проекта или перспективного плана, которые включают в себя специально организованные занятия.
- Занятия проводятся на доступном для понимания детей материале, начиная с рассматривания семейных реликвий, наград, предметов военного быта, имеющихся в семьях.
-Привлечение к работе родителей их помощь возможна в организации встреч с ветеранами, изготовление плакатов, рисунков.
- Проведение мероприятий для родителей (семейные вечера, тематические выставки, выставки рисунков, плакатов, консультации и рекомендации, анкетирование)
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Использование современных педагогических технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда занимало центральное место в социальном заказе общества. На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у ребенка чувства патриотизма. Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно–патриотическом воспитании, в своей работе мы используем новейшие методики и технологии для решения этой важной задачи. Причем такие технологии, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.
Говоря об инновационных технологиях в нравственно-патриотическом воспитании, прежде всего, хотим рассказать о тех, которые используем в своей работе чаще всего: это квест-игра, интерактивная технология, проектные технологии, музейная педагогика, тематические акции совместно с информационно–компьютерными технологиями.
Квест-технология – это командная игра. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, участники получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что является основным требованием ФГОС ДО.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Технология интерактивного обучения означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания. Данный приём интерактивной технологии позволяет решить сразу несколько задач:
- активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;
- развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха;
- эмоционально окрасить обучение, сделать ребёнка не объектом, а субъектом обучения.
Это прием очень подходит для работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.
Технология метод проектов помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны.
На базе дошкольных образовательных учреждений создаются повсеместно мини-музеи, которые пользуются огромной популярностью как у воспитанников, так и у их родителей. Так же в группах детского сада создаются музейные уголки. Темы, как для мини-музеев, так и для музейных уголков используются самые разнообразные – такие как: Мини-музей «Народных промыслов», уголок Боевой и Трудовой Славы.
Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства.
Эффективность функционирования мини – музеев в ДОУ и музейных уголков уже давно доказана и можно сделать вывод, что использование музейной педагогики в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.
В работе для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми по воспитанию патриотизма воспитатели не редко активно используют ИКТ.
Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. ИКТ не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют.
Традиционным в работе по нравственно-патриотическому воспитанию стало проведение тематических акций, с помощью компьютерных технологий готовятся листовки, содержание которых нацелено на повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.
Таким образом, результаты работы показывают, что использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.
Предварительный просмотр:
Консультация «Знакомство с тряпичной куклой как средство приобщения дошкольников к истории русского народа»
Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы почувствовать себя частью своего народа, ощутить гордость за свою страну. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой состоит в том, что в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Куклы помогут детям просто и ненавязчиво рассказать о самом главном - о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Традиции использования народных игрушек, кукол помогут сохранить ценности человеческих отношений и этнокультуры в семье, обществе и передавать молодому поколению социальный опыт народа. Особое значение эта работа приобретает в современном дошкольном образовании. Процесс модернизации дошкольного образования, введение ФГОС в образовательную деятельность педагога предполагает приобщение ребенка к народным истокам через игровую деятельность. Выбирая эту тему, я руководствовалась тем, что кукла это первая среди игрушек, с которой ребенок начинает играть, так как она близка и понятна ребенку. Рукотворная народная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Вместе с тем, в процессе игр и занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.
Немного истории о происхождении тряпичной куклы.
Матерчатых кукол делали с незапамятных времен. Тряпичная кукла была широко распространена в России, любима и почитаема детьми и взрослыми всех сословий. С ней играли и в царских дворцах, и в крестьянских избах. Благодаря своей популярности она бытовала во всех губерниях и была очень разнообразной. В каждом уезде ее делали по-своему, с учетом местных художественных традиций, наличия определенного набора тканей и украшений. По наряду традиционные куклы можно было легко определить ее «место рождения». Куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, грудь, обязательно кудельная коса. А вот лицо не делали – она оставалась «безликой». Поскольку с древних времен считалось, что кукла исполняет роль оберега ребенка, ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла «с лицом» как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить (приложение 1).
В современной семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые покупают постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые и сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения.
Цель работы - познакомить детей с историей возникновения русской народной куклы, её происхождением и способами изготовления.
Задачи по ознакомлению старших дошкольников с тряпичной куклой:
- Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как к виду народного художественного творчества;
- Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;
- Формировать умения и практические навыки работы с текстильными материалами;
- Развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству;
- Учить грамотно, подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол;
- Формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности;
- Прививать любовь к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус.
В процессе ознакомление дошкольников с историей и изготовления русской народной куклы учитывала следующие принципы:
1. принцип доступности изучаемого материала;
2. принцип историзма - прошлое (давным-давно) и настоящее (в наше время);
3. принцип интегрированности – подразумевает, что ознакомление с историей народной куклы взаимодействует (интегрируется) в разных видах деятельности.
Работу по ознакомлению с историей народной куклы, и способами её изготовления организованы в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО:
1. Познавательное развитие, речевое развитие:
- непосредственно - образовательная деятельность:
- беседы познавательно - исторического характера на темы: «История куклы», «Народная кукла»;
- чтение художественной литературы о куклах: А.Толстой «Буратино», русской народной сказки «Василиса Прекрасная»; стихов В. Приходько, Г. Ладонщикова, использование всех видов фольклора;
- дидактические игры: «Наряди куклу», «Угадай, из чего кукла сделана».
2. Художественно - эстетическое развитие:
- организация выставок по темам: «Рукотворная кукла», «Кукла из бабушкиного сундучка;
- просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписи;
- подвижные, игры-хороводы, пальчиковые игры, игры с пением;
- организация мини-музея;
- мастерская по изготовлению кукол по схемам и рисункам;
- театрализованная деятельность (обыгрывание сюжетов);
3. Социально – коммуникативное развитие:
- игровые ситуации;
- сюжетно - ролевые игры с куклами;
Первый этап - обогащение предметно-развивающей и игровой среды на основе предметов народного художественного творчества и народной игрушки. Это создание уголка ряженья, уголка «Сказочная мастерская», мини-музея «Куклы наших бабушек». Где представлены народные игрушки из различных материалов: деревянные, берестяные, соломенные, тряпичные куклы. Макета «Русская изба», где представлены атрибуты крестьянского быта, а также дидактические пособия по теме. В рамках работы по приобщению детей к русской народной культуре мы изучали быт русского народа, традиционные промыслы, историю народной игрушки, изготавливали простейших куколок и, конечно, играли с ними.
Итог работы – обобщение наработанного материала и проведение интегрированного занятия в старшей группе по ознакомлению детей с тряпичной народной куклой «В гостях у тряпичной куклы» для педагогов и родителей и создание мини – музея «Народная кукла».
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что русская народная игрушка является особым видом народного творчества – это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Народная игрушка, как и игрушка вообще является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, проходит его социализация в обществе. Благодаря работе в данном направлении, у детей повысился интерес к народной культуре, расширились представления о традиционной народной кукле, народных женских эстетических и духовно-нравственных идеалах, что, в свою очередь, отразилось на эмоциональном состоянии детей, познавательных интересах, что отразилось в результатах их повседневной продуктивной деятельности. Моя главная задача - привить детям любовь к национальной русской культуре, научить их ценить народные традиции, восхищаться своей Родиной. Я надеюсь, что- то зернышко, посеянное мою в детской душе, прорастет и принесет свои плоды.
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
на тему «Кукла «Масленица домашняя»
из лыка с ленточками-пожеланиями»
Подготовила:
Игошина Н.А.
Описание: мастер-класс будет полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям детских садов во время игр, при проведении занятий, направленных на расширение и закрепление знаний о традиционных праздниках русского народа; родителям и всем творческим людям.
Назначение: игрушка, подарок, оберег, сувенир.
Цель: научиться делать народную обрядовую куклу на основе традиционной технологии.
Задачи:
− познакомить с русскими обрядами традициями, связанными с изготовлением кукол
− воспитывать интерес и уважение к культурному наследию России
− содействовать развитию эстетического восприятия образца народной игрушки
− развивать навыки работы с различными материалами
− развивать художественный вкус, обогащать творческий потенциал
Ход мастер- класса:
Теоретическая часть
Традиции изготовления народных кукол — важный аспект знакомства детей с фольклором и старинными обычаями русского народа. Ведь любое занятие по изготовлению древней куклы из лоскутов или природного материала непременно превращается в беседу о далёком прошлом, о культуре и быте наших предков. Любая традиционная народная кукла — оберег, берегиня или сделанная просто «детишкам для забавы» обладает чудесной индивидуальностью и при этом чрезвычайно проста в изготовлении. Чем и привлекательна для нас, педагогов.
Веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы в России отмечаются празднованием «Масленицы». Это самый веселый, народный и сытный праздник, длящийся целую неделю. Ежегодно у нас, как и во всех детских садах проходит масленичная неделя с гуляньями и блинами.
Всем известно, что на масленичной неделе изготавливали большую обрядовую куклу «Масленицу», которую в конце масленичных гуляний сжигали. Эта кукла-символ зимы, с которой народ прощался, прогонял, открывая двери весне.
Однако существовала и ещё одна кукла, которую также изготавливали в эти дни, и называлась она «Домашняя Масленица». Вот эту куклу, в отличие от обрядовой, не сжигали в конце масленичной недели. Она оставалась в доме, так как она считалась мощным оберегом жилища и домашнего очага. Ставили её в красный угол или при входе в дом и давали наказы (чтобы крыша не текла, чтобы забор не ломался). Была у неё и ещё одна обязанность, она должна была высматривать зятя и сообщать ему о том, что тёща блины приготовила и ждёт его в гости. Для этого куклу тёща выставляла на окно, чтобы, проходя мимо дома, зять знал, что ему пора навестить родителей жены. И только через год эту «Домашнюю Масленицу» сжигали или же «пускали по воде».
Куклу «Домашнюю масленицу» дарили молодоженам, бездетным парам, родителям, своим родным и близким. Оберег делали двумя способами: с блином и без него. Делая таких кукол, надо быть в хорошем настроении в добром расположении духа. По традиции кукла масленица обязательно должна быть безликой. У обрядовых кукол обычно не прорисовывается лицо — это делается затем, чтобы не было сходства куклы и кого-либо из членов семьи, чтобы никакое зло не приставало и не переносилось на человека. Эту куклу можно изготовить с детьми старшего дошкольного возраста, использовать в игровых образовательных ситуациях, направленных на приобщение воспитанников к традициям русского народа, а также для драматизации.
Для изготовления нашей куклы будем использовать мочало из кистей для побелки, которые можно приобрести в хозяйственных магазинах. Вместо мочала можно использовать солому, талаш, лыко. Если озаботиться сбором материалов летом, то солому можно заменить жесткими болотными травами, которые при высыхании не так ломки, как сено.
Для работы нам понадобятся:
− мочало или лыко (один пучок длиной 20–25 см, второй — тоньше и длиной 15–18 см);
− остальные размеры определяются в процессе и зависят от высоты заготовки; − ножницы;
− синтепон;
− палочка (деревянная шпажка около 30 см);
− прямоугольник ткани для платья (длина 25–30 см, ширина 10–15 см);
− прямоугольник ткани для передника лоскуток для груди;
− белая плотная ткань на лицо (квадрат со стороной 15 см);
− треугольник ткани для платка (стороны 30 см и 20 см);
− тесьма или атласная лента для повойника (нижнего платка) 20 см и пояса;
− яркие ленты-желания на руки;
− прочные нитки (правильнее — красные, этот цвет считается обережным);
− проволока;
− нитки пряжа жёлтого цвета для блинчика.
Практическая часть:
1. Приготовить материалы и инструменты
2. Первый пучок мочала складываем пополам, оформляем голову вот так:
3. Второй пучок (руки) вкладываем в середину, под голову. Обвязываем крестом, чтобы зафиксировать руки.
4. Концы рук обвязываем нитью, оформляя ладони, подравниваем мочало. Получилась такая заготовка.
5. На голову по диагонали накладываем квадрат белой ткани, обвязываем нитью. Повязываем повойник.
6. Грудь оформляем одним валиком из синтепона. Фиксируем.
7. Для изготовления платья нам потребуется прямоугольник ткани (для куклы-Масленицы традиционно берут ткань с древесным или цветочным мотивом — зазывают Весну). Длина платья зависит от ваших вкусов: можно сделать чуть короче, чтобы было видно мочало, а можно — «в пол».
Прямоугольник складываем пополам по длинной стороне, и в двух углах на сгибах вырезаем квадраты 2Х2 см. И от внутреннего угла квадрата отрезаем — к краю платья.
8. На сгибе делаем крестообразный вырез для головы куклы. Надеваем платье через голову, фиксируем нитью под руками.
9. Повязываем передник. Косынку надеваем на голову по-зимнему, уводя концы косынки назад. На руки повязываем яркие ленты, загадываем желания. И в завершение куклу закрепляем на шпажке.
10. Далее из проволоки и жёлтой пряжи будем формировать блин, по своей форме он будет напоминать солнце, которое в некоторых древнеславянских росписях изображают в виде линий, образующих по спирали круг. После подготовки проволоки сворачиваем её по спирали). Тем самим получаем вот такой блин.
Также блин можно вырезать из жёлтой ткани, сплести из талаша.
11. Блин прикрепляем к нашей «Домашней масленице».
Вот такая красавица у нас получилась!
Заключительная часть.
Мини-выставка изготовленных кукол. Оценка качества изделий. Обмен впечатлениями о процессе изготовления, о проведенном мастер-классе. Отзывы педагогов.
Спасибо за участие в «мастер-классе».
Желаю творческих вдохновений! Пусть кукла «Масленица», выполненная по народным традициям нашими руками, не только будет радовать нас своим присутствием в доме или детском саду, но и, кто знает, даже сможет исполнить какое-нибудь наше заветное желание. Мир Вашему дому!
Литература:
- В. И. Жекулина А. Н. Розова «Обрядовая поэзия», Москва Современник, 1989г., стр. 935.
- Е. В. Берстенева, Н. Д. Дегаева, «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками». Белый Город, 2013г., стр. 11