ФГОС
Материалы к ФГОСам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Стандарты 2 поколения | 38 КБ |
Реализация ФГОС (из опыта работы пилотных школ) | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Стандарты второго поколения (ФГОС). Пять шагов на пути к цели
Главный смысл разработки ФГОС второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования – повышение качества образования , достижение новых образовательных результатов. ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, соответствующего современным запросам личности, общества и государства.
На первый план выходит личность школьника, способность к самореализации, самостоятельному решению проблем, формирование у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы.
Наиболее эффективным способом создания «естественной среды»,т.е условий, максимально приближенных к реальным, является метод проектов. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников определенного набора способов деятельности, необходимого для разрешения разного рода проблем.
По своей сути проектирование – самостоятельный вид деятельности и существует как принципиальный способ планирования и осуществления изменения реальности. Это путь познания, способ организации процесса познания.
Очень важно, чтобы результаты выполненных проектов, которые получают учащиеся, были «осязаемыми»: если это теоретическая проблема, должно быть конкретное ее разрешение, оформленное в виде информационного продукта, если практическая проблема, должен быть конкретный продукт, готовый к использованию. Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. С этой целью в МОУ СОШ №10 "Успех" ежегодно проходят конференции (несколько этапов) под общим названием «Первые шаги в науку», где учащиеся с 1 по 7 классы предлагают свои проекты , которые представлены в различных секциях: биология, социология, химия, экология, валеология, зоология и т.д.
В качестве примера организации проектной работы в начальной школе предлагаю индивидуальный проект под названием «Как жить в ладу с природой» ученика 3 класса. Прежде чем ученик начнет работать над проектом, необходимо, чтобы он определился в самых общих чертах относительно своего проектного замысла. Размышления ученика могут начинаться с ситуативной рамки (например: «Почему у нас такая некрасивая пришкольная территория?»). Формы организации самоопределения учащихся относительно своего будущего проекта могут быть разнообразными. Например, предварительная консультация с руководителем проекта. Здесь следует отметить , что ученик редко приходит с описанием проблемной ситуации. Обычно его слова такие - «интересно узнать», «хочу сделать так» или «это нужно сделать». С помощью серии вопросов ( «Когда это было?». «Что ты увидел?», «Что тебе запомнилось?», «Что тебе понравилось?» и т.д) руководителю проекта нужно вернуть ученика к той ситуации, в которой возникла эта идея, попросить рассказать о ситуации, что в ней не устроило ученика.
Так произошло и с нашим учеником. Этим летом он ездил с родителями на машине на Черное море. И по дороге замечал, что некоторые города совсем не хуже нашего, а некоторые ему понравились даже больше, чем Самара. А 1 сентября мальчик был в Сочи и видел, как сочинские школьники идут в школы. Они были такие счастливые и веселые. А какие у них красивые школы, сколько там зелени и цветов, какие там школьные дворы!!!
Когда мальчик вернулся домой, то, к сожалению, стал замечать, что в нашем городе не так уютно и красиво. И его школа совсем не похожа на те, что он видел в Сочи. А школьный двор больше похож на площадку для выгула собачек. Территория пришкольного участка плохо огорожена и там нет даже элементарных спортивных сооружений для детей.
Администрация школы ,оказывается, уже много лет решает проблемы школьного двора. Но..
Так возник вопрос: «А может и нашу пришкольную территорию можно облагородить, сделать красивой и уютной?».
С этого вопроса и стала определяться тема проекта.
Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следования логики. Работу над проектом можно разбить на 5 этапов.
1 этап - Поисковый –определение и анализ проблемы .Под проблемой мы понимаем противоречие между идеальной ситуацией (школы в городе Сочи) и реальной (пришкольный участок нашей школы). В рамках поискового этапа осуществляется информационный поиск, направленный на обоснование идеальной ситуации (работа с теоретической литературой «Город Сочи», социологический опрос учащихся 1-6 классов «Как должна выглядеть наша пришкольная территория?»). Для детализации сведений о реальной ситуации использовались: метод наблюдения за территорией, социологический опрос учащихся 1- 6 классов «Как вы оцениваете нашу пришкольную территорию?».
2 этапом проектной деятельности является Аналитический -определение целей , задач и продуктов проекта:
Цель проекта: разработать и воплотить в жизнь программу «Голубая аллея» ( улучшение состояния пришкольной территории через озеленение ).
Задачи:
1. Проведение социологического опроса в школе с целью оценки учащимися состояния пришкольного участка.
2. Создание плана обустройства пришкольной территории
3. Привлечение внимания районной администрации к данной проблеме
Продукт : Голубая аллея ( ежегодная посадка голубых елей учащимися 1-х классов).
На этом этапе проходила работа с информацией. Проведенный анализ анкет показал :
-учащиеся хотели бы иметь другую пришкольную территорию ( со спортивной площадкой, с озеленением пришкольного участка, с лавочками, с клумбами ).
-учащиеся оценили пришкольную территорию по-разному:
1-2 классы «Хорошая»
3-6 классы «Плохая».
3 этап- Практический – выполнение плана работ.
К проектной деятельности неплохо бы привлекать и родителей. В данном проекте родители ученика приняли активное участие. Его папа нашел в интернете спутниковый снимок пришкольной территории и помог в разработке плана ее обустройства, а мама помогла составить презентацию на компьютере и отредактировать текст. А дальше встал вопрос: «Как привлечь районную администрацию к вопросу улучшения нашего пришкольного участка?». Мальчик вместе с мамой записались на прием к депутату Городской Думы. На этой встрече была показана презентация и озвучены проблемы:
• необходимость улучшения территории пришкольного участка,
• введение хорошей традиции в школе по посадке голубых елей.
Депутат с пониманием отнесся к вопросам, затронутым в работе, и обещал помочь.
4 этап - Презентационный- подготовка презентационных материалов и презентация продукта.
Презентация работы была на разных этапах прохождения конференции «Первые шаги в науку» (школьный, районный и городской туры) и ставила собой цель: просвещение и формирование общественного мнения к экологическим проблемам. Девятилетний ребенок поднимал проблемы, касающиеся не только школы, но и всего города в целом. Это и озеленение города, и поддержание чистоты в нем, и создание детских площадок, которых так не хватает малышам, и само отношение людей к родному городу.
Этот проект был одним из наиболее ярких выступлений учащихся на конференции «Первые шаги в науку».
5 завершающий этап проектной деятельности - Контрольный -анализ результатов выполнения проекта, оценка продукта.
Проект заканчивается не тогда, когда получен продукт, не тогда , когда достигнут результат, и даже не тогда, когда продукт проектной деятельности представлен на презентации. Завершение работы над проектом предполагает обсуждение и оценку результатов деятельности. Оценкой проекта явилось торжественное закладывание голубой аллеи на пришкольном участке, на котором присутствовал депутат Городской Думы, администрация МОУ СОШ №10 «Успех» в лице директора, завуча, родители учащихся и просто прохожие. Сколько радости было в глазах детей! Каждый ребенок принял участие в посадке первой ели. Торжественно была вбита памятная табличка. Дети стали сразу договариваться , кто и когда будет приходить и поливать елочку. Этот проект захватил всех! И это только начало большого и нужного дела!
Деятельность ученика была оценена очень высоко , и мы надеемся , что положительный пример нашей школы будет подхвачен другими, и мы все вместе сделаем наш город еще лучше!
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №10 «Успех» г.о Самара
Евсюкова Ольга Юрьевна.
Предварительный просмотр:
Опыт работы по реализации ФГОС НОО
[ ] |
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (далее – ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения, и школа становится учреждением, формирующим в первом классе навыки самообразования и саморазвития. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден и введен в действие с 1 января 2010 года приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В соответствии с законодательством общеобразовательные учреждения, реализующие программы начального общего образования, в обязательном порядке переходят на новый стандарт с 1 сентября 2011 года. МОУ «Краснинская средняя общеобразовательная школа» Ленинск-Кузнецкого района с 01.09.2010 года является пилотной площадкой по введению федеральных образовательных стандартов второго поколения в начальной школе (приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 17.06.2010 №1231 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2010-2011 учебном году»). Для организации введения ФГОС НОО в образовательном учреждении в течение июля-августа были внесены изменения в локальные акты: 1. изменена должностная инструкия учителя начальных классов; 2. внесены изменения в должностную интрукцию заместителя директора по учебно-воспитательной работе 3. изданы приказы: - приказ по школе о переходе на обучение по ФГОС НОО в 1-х классах с 01.09.2010; - приказ о создании рабочей группы по введению ФГОС НОО в 1-х классах 4. разработано положение об организации внеурочной деятельности. 5. разработана модель внеурочной деятельности 6. внесены изменения в Положение об оплате труда В школе в течение мая-июня 2011 года планируется внести изменения в Устав образовательного учреждения и изменения в программу коррекционной работы – добавить раздел «Работа с одаренными детьми». В течение 2010-2011 учебного года в школе в рамках мероприятий по введению ФГОС НОО были проведены: - заседания методического объединения учителей начальных классов, на которых изучались нормативно-правовые документы по введению ФГОС, рекомендации по реализации ООП; - учителями начальных классов, работающих в 1-х классах, в рамках работы школьных МО были даны открытые уроки, педагоги выступили перед коллегами о системно-деятельностном подходе при проведении учебных занятий, чем они отличаются от традиционного преподавания предметов. - в августе 2010 г. было проведено заседание педагогического совета «Переход на ФГОС НОО», на котором весь педагогический коллектив школы был ознакомлен с нормативно-правовыми документами, рассмотрена и утверждена образовательная программа НОО для 1-х классов, утверждены программы внеурочной деятельности. На базе школы проходили семинары для учителей начальных классов и заместителей директоров школ района: - в октябре 2010 года на базе школы прошел семинар для учителей начальных классов по теме: «Разработка на основе ФГОС примерной основной образовательной программы начального общего образования по образовательной системе «Школа 2100»; - в марте 2011 года проведен Семинар для заместителей руководителей ОУ по УВР «Нормативно-правовое обеспечение процесса введения ФГОС. Организация работы по разработке программ внеурочной деятельности с учетом особенностей системы воспитательной работы школы и запросами родителей и учащихся»; - в феврале 2011 года прошли открытые уроки для учителей начальных классов, планирующих работу в 1 классах с сентября 2011 г. «Технология проблемного диалога в образовательной системе «Школа 2100» (учитель начальных классов Лазебина Г.И. и учитель начальных классов Заруцкая Т.А.); - в феврале 2011 был проведен практический семинар для заместителей директоров по УВР и учителей начальных классов «Мастер-классы по внеурочной деятельности: «Школа волшебников» (уч. технологии Суханова Т.С.), «Народное творчество» (педагог Школы искусств №34» с. Красное Туляганова М.П.). Помимо участия в районных и школьных семинарах по проблеме введения ФГОС НОО в начальной школе, учителя, работающие в 1-х классах и реализующие ФГОС НОО с 01.09.2010 года и заместитель директора по УВР (Лазебина Г.И. и Гончарова М.В.) являются членами мониторинговой группы по введению ФГОС в школах района. Они оказывали консультативную помощь учителям и заместителям директоров школ района в написании образовательной программы начального общего образования и проводили обучение по использованию разнообразных форм организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС и образоватлеьной системы «Школа 2100». В течение 2010 года учителя начальных классов, планирующие работать в первом классе в 2010/2011 учебном году и администрация школы прошли обучение на курсах и семинарах, посвященных вопросам введения ФГОС НОО в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования г. Кемерово. На школьном методическом объединении учителей начальных классов были рассмотрены и проанализированы УМК, рекомендуемые ФГОС НОО для использования в образовательном процессе. Из всех предложенных учебно-методических комплексов и образовательных систем, педагоги школы для реализации ФГОС НОО оставили образовательную систему «Школа 2100», потому что школа на протяжении 10 лет успешно использует образовательную систему "Школа 2000..." и «Школа 2100» и системно-деятельностный подход, лежащий в её основе, полностью соответствует всем требованиям, заложенным во ФГОС второго поколения, что и показала практика, это: - единое методологическое, методическое, дидактическое и психологическое пространство; - максимальный учет психологических особенностей определенного школьного возраста и личностных особенностей каждого ученика; - формирование у школьника целостной картины мира; - интеграция предметов не формально (под одну обложку), а через общие содержательные линии и показ межпредметных связей, специфических для предмета и общих для всех предметов; - «выучивание» ученика до необходимого уровня без использования дополнительных материалов «со стороны» даже в руках начинающего учителя; - полная обеспеченность не только методическими и дидактическими материалами, но и разными видами контролей и тестов по отслеживанию динамики обученности; - перевод учителей из авторитарности в режим педагогики сотрудничества и личностного общения, что дает при желании учителя возможность определить для каждого ученика собственную траекторию образования; открывает возможности изменения форм организации урока: от фронтальной до работы в парах, группами. Организация преемственности при переходе от дошкольного образования к начальному образованию, от начального образования к основному образованию в школе осуществляется следующим образом. 1. Проводится диагностика (психологическая, педагогическая) готовности учащихся к обучению в начальной школе в детском саду психологом школы. Для неорганизованных детей в течение четырех месяцев проходит предшкольная подготовка по программе Н.Ф. Виноградовой. 2. В течение 2-х первых месяцев организуется адаптационный период обучения, в который средствами ОС «Щкола 2100» проводится работа по коррекции и развитию универсальных учебных умений первоклассников. 3. В дальнейшем проходит ежегодно стартовая диагностика, имеющая целью определить основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с ними выстраивается система работы по преемственности (контрольные и проверочные работы, тесты). В школе в июле-августе 2010 года была создана рабочая группа по введению ФГОС НОО в 1 классах, в которую вошли администрация школы, руководитель методического объединения учителей начальных классов и учителя начальных классов. Этой группой была разработана основная образовательная программа начального общего образования, которая состоит из следующих разделов: - аналитическое обоснование; - информационная справка о школе; - пояснительная записка; - планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; - учебный план начального общего образования; - программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; - программаучебных предметов и курсов; - программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. - программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; - программа коррекционной работы; - система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; - программы внеурочной деятельности. В пояснительной записке содержатся цели реализации основной образовательной программы начального образования, принципы и подходы, а также дана общая характеристика образовательной программы. В основе реализации нашей программы лежит системно-деятельностный подход. Раздел «Планируемые результаты освоения учащимися ООП НОО» обеспечивает связь между требованиями стандарта, образовательным процессом, организуемым нашей школой и системой оценки метапредметных и личностных результатов. Учебный план определяет состав обязательных учебных предметов, количество часов, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения, а также время, отводимое на внеурочную деятельность, и определяет её направления. В «Программе формирования универсальных учебных действий» содержится описание ценностных ориентиров, связь УУД с содержанием учебных предметов. Образовательной системой «Школа 2100» накоплен большой опыт по формированию УУД и приоритетом является формирование у учащихся действий, обеспечивающих умение учиться и развитие личностных результатов, регулятивных, коммуникативных, познавательных. В разделе образовательной программы «Программы учебных предметов» содержатся программы отдельных учебных предметов, в которых отражена общая характеристика предмета, его место в учебном плане, описание ценностных ориентиров, а также личностные, предметные и метапредметные результаты освоения конкретного учебного курса, содержание предмета, тематическое планирование. Программа духовно-нравственного развития направлена на обеспечение духовно-нравственного развития ученика в единстве внеурочной, урочной и внеклассной деятельности, реализации воспитательной системы школы. Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни представляет комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья. Для реализации поставленных в данной программе задач организуется работа по нескольким направлениям: - организационно-педагогические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья учащихся; - санитарно-гигиенические мероприятия; - общеоздоровительные мероприятия; -внутришкольный контроль; -работа с родителями. Программа коррекционной работы направлена на создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Система оценки планируемых результатов включает в себя: cистему оценки личностных результатов, оценку метапредметных результатов, оценку предметных результатов. В ней отражены критерии оценивания достижения планируемых результатов, процедуры оценивания и организация системы оценивания «Портфолио». Особенностью реализации образовательной программы начального общего образования является то, что наше село является одним из самых больших в районе, на территории села находятся разнообразные социокультурные объекты: - Школа искусств - Сельский дом культуры - Музей крестьянского быта (единственный в области) - Музей школьной истории - Церковь Святой троицы, при которой работает воскресная школа и отряд скаутов - Центральная районная библиотека, на базе которой открыт Публичный центр правовой информации - Районная детская библиотека -Работают тренеры детской спротивной школы и педагоги дополнительного образования МОУ ДОД «Дом тетского творчества». В школе действует 4 спортивных секции, 6 кружков по различным направлениям. Школьникам предоставлена возможность посещать музеи, театры, выставки, экскурсии по городам области, так как имеется свой школьный автобус, походы по родному краю. Таким образом, созданы условия для развития творческих, спортивных и интеллектуальных способностей учащихся, что отражено в программе духовно-нравственного воспитания учащихся. Традиционная форма преподавания уходит в прошлое, наши учителя эффективно осуществляют личностно-деятельностный и системно-диалоговый подходы к организации обучения учащихся и на семинарах и методических объединениях делятся опытом со своими коллегами, дают мастер-классы по данным технологиям, что позволяет совершенствовать учебный процесс и, как следствие, повышать качество образования. Воспитательно-образовательный процесс имеет психолого-медико-педагогическое сопровождение. В школе работают высококвалифицированные психолог, логопед, социальный педагог, медицинский работник в тесном сотрудничестве с районным центром психолого-медико-социального сопровождения, что отражено в программе формирования здорового образа жизни. У учащихся 1-х классов школьным психологом было проведено исследование мышления, памяти, внимания в начале и конце учебного года, кроме того психолог проводила тренинговые занятия по развитию у детей памяти, мышления, внимания и снятия психологического напряжения. По итогам обследования в 1-х классах было выявлено 6 детей с нарушениями речи - по итогам работы логопеда с детьми произошло снижение количества детей с нарушением речи на 4 человека. С детьми, которые находятся в социально опасных условиях, социальным педагогм проводятся тренинговые занятия «Как жить в мире с родителями», целью которых является научить детей общаться не только друг с другом, но и с родителями и взрослыми. У рабочей группы при написании образовательной программы НОО возникли трудности при написании программы коррекционной работы. В связи с тем, что коррекционная работа предполагает работу не только с детьми с ограниченными возможностями здоровья, но и с одаренными, поэтому необходима корректировка данного раздела программы. Для совершенствования условий реализации ООП НОО мы работали по следующм направлениям: - улучшение материально-технической базы - развитие информационно-образовательной среды. Кабинеты 1-х классов были оснащены ученической мебелью, соответствующей нормам САНПиНа, мультимедийными комплексами и экранно-звуковыми средствами, кабинеты подключены к сети Интернет. Шуола в декабре 2010 года выиграла Грант «Лучшая школа района 2010» в размере 50 тыс. рублей и в одном кабинете мультемидийный комплекс был заменен более современной оргтехникой. Для проведения практических и лабораторных работ в начальной школе имеется необходимое оборудование. В классах начальной школы выделены игровые уголки, где находятся игрушки и предметы, которые дети могут использовать как по назначению, так и в роли предметов заместителей для организации различных возрастных игр. Кроме того имеются предметные кабинеты музыки, кабинет изобразительного искусства оснащенный интерактивной доской и индивидуальными мольбертами, кабинет информатики, спортивный зал, химическая, физическая и биологическая лаборатории, мастерские технического и обслуживающего труда, где учащиеся начальной школы занимаются проектной и исследовательской деятельностью. Школа работала и работает в 2 смены, изменился режим дня у первоклассников и учителей, работающих в 1-х классах Режим дня первоклассника 8.00 - 8.25 прием детей классным руководителем 8.25 зарядка 8.30 – 11.50 учебные занятия по расписанию 9.10 – 9.20 завтрак 11.50 – 12.30 динамическая пауза 12.35 – 12.50 обед 12.55-14.25 внурочная деятельность 14.25-14.40 отправка домой классным руководителем Для реализации образовательной программы начального общего образования в 1-х классах подобран высококвалифицированный коллектив, состоящий из учителей начальных классов и учителей-предметников старшей школы, ведущих часы внеурочной деятельности. Список учителей, работающих в 1-х классах № п\пФ.И.О. педагогаСтаж пед деятельностиПреподаваемый Предмет/курсКвали фика цион ная кате горияКакими современными образовательными технологиями владеет учитель начальных классов, работающий по ФГОС НОО |
Просмотров: 15676 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.9/10 | |
Всего комментариев: 2 | |
|