Проектная деятельность

Арнаутова Юлия Михайловна

Исследовательские проектные работы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Леньковская основная школа

Исследовательская работа

Тема: «Антистрессовые игрушки»

Выполнил: Агафонов Антон,

                ученик 3 класса

                                           Руководитель: Арнаутова Юлия Михайловна

с. Леньково

2024 год

Содержание

  1. Введение


I.ВВЕДЕНИЕ

Тема нашей работы: « Антистрессовые игрушки - это необходимость или дань моде».

Мы выбрали именно эту тему для исследования,  так как многие из нас знакомы с таким понятием и самим предметом как «игрушка -антистресс». Куда ни глянь, обязательно увидишь кого-нибудь с вертушкой или шариком в руках и не редко это бывают не дети, а уже взрослые люди, которые тоже не прочь позабавиться с новым трендом.

Актуальность исследовательской работы:

Антистрессовые игрушки довольно стремительно приобретают популярность среди школьников и подростков. Спрос на такие игрушки растет с каждым годом. Невольно возникают  вопросы– « Зачем детям такие игрушки?  Действительно ли они необходимы им для снятия стресса? А может это просто хорошо прорекламированный товар?». Так же мы задались вопросом-« Не мешают ли эти игрушки, если их использовать на уроках?»

Цель исследовательской работы:

Выяснить, действительно ли антистрессовые игрушки  необходимы для снятия   эмоционального напряжения  или  это дань моде

Задачи исследовательской работы:

  1. Выяснить значения слов стресс и антистресс
  2. Познакомиться с самыми популярными видами игрушек- антистресс
  3. Провести анкетирование среди учащихся Леньковской основной школы по данной теме
  4. Проанализировать полученные результаты  анкетирования
  5. Сделать выводы по полученным результатам анкетирования
  6. Провести мастер-класс по созданию антистрессовой игрушки своими руками, как альтернативу покупной.

Объект исследования: 

        Разнообразные современные игрушки- антистресс.

Гипотеза: игрушки- антистресс полезны для детей, позволяют справиться с волнением,  поднимают настроение.

Методы исследования:

                1. Изучение литературы и материалов сети Интернет

                2. Анкетирование . опрос  

                3.  Анализ полученных результатов

 

 II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Что такое стресс и как его преодолеть с помощью антистрессовой  игрушки

    Детям, как и взрослым жить в современном мире нелегко: бесконечное количество домашних заданий, посещение нескольких кружков  или секций, приводит к усталости и унынию; конфликты с родителями и с одноклассниками заставляют нас переживать и нервничать, еще можно перечислять множество факторов, которые влияют на эмоциональное состояние организма. Такое состояние имеет название стрессового.

Стресс – это комплексное состояние нашей психики и тела, которое возникает в ответ на различные ситуации и события. Когда мы ощущаем стресс, наш организм переживает большую нагрузку. Он начинает выделять больше гормонов, повышая уровень адреналина и кортизола.

Постоянное напряжение может вызывать целый ряд проблем, таких как бессонница, болезни сердца, повышенная артериальная давление, депрессия и другие психические расстройства.

Стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. 

Когда человек испытывает тревогу, он часто начинает что-нибудь крутить в руках. Особенно это характерно у школьников: они ломают колпачки, развинчивают и завинчивают ручки, бесконечно ее «включают» и «выключают». А кто из нас не прогрызал в школе ручку насквозь? Тревога от этого действительно уменьшается — за счет того, что совершается какое-то минимальное действие.       
        Избавиться от тревожного чувства, как и плохого самочувствия, вызванного им, бывает не просто. Отличной альтернативой решению проблемы может стать игрушка- антистресс, подходящая как взрослым, так и детям.

Антистресс – это полная противоположность стрессу, средство, которое помогает нам справляться с трудностями . 

На сегодняшний день существует огромное количество товаров, созданных для снятия стресса, отвлечения от повседневных проблем. Первые подобные изделия появились в Японии.  Выполнены они в форме животных, кубиков и кубов, мячиков, спинеров, подушек и многого другого. Поэтому выбрать игрушки- антистресс для себя будет очень просто.

Игрушки- антистресс недаром называют «антидепрессантами», ведь поднять настроение с их помощью можно за считанные минуты. Таким образом, люди получили доступный товар, способный быстро избавить от проблем и успокоить нервы. 

Антистрессовые изделия справляются с плохим настроением, прогоняют хандру и помогают забыть о житейских трудностях.

2. Топ самых популярных антистрессовых  игрушек

Антистрессовые игрушки бывают мягкими и твердыми, выполненными из дерева, пластика, металла. Ниже представлены наиболее интересные игрушечные антидепрессанты, которые могут стать замечательным подарком для ребенка

1.Антистрессовые подушки.

Окрашенные в яркие цвета подушки, имеющие привычные или необычные формы, вызывают исключительно положительные эмоции. Дети могут играть с ними, а взрослые -использовать вместо обычной подушки .

2.Мягкие, забавные игрушки-антистресс

Выбор игрушек - антистресс шире, чем их собратьев-подушек. В коллекции изделий есть смешные бабочки, красочные зверушки-цифры, змеи, матрешки, монстры, барашки и так далее. Некоторые из них продаются целыми «семьями». Такие игрушки развивают мелкую моторику благодаря массажным шарикам.

3. Игрушка-антистресс Mokuru

Новинка приехала к нам из Японии. Mokuru дословно переводится как «дерево» и «поворот». 

Для ее изготовления используют древесину бука. Японский антистресс выглядит как цилиндр с прорезиненными наконечниками по обеим сторонам и антискользящим покрытием по всей поверхности. Именно резиновые части превращают его в неваляшку.

Небольшие размеры позволяют играть мокуру дома, в школе, офисе. Смысл неваляшки заключается в поиске способа перевернуть ее так, чтобы она приняла вертикальное положение. Это развивает фантазию. Самые «опытные» игроки заставляют игрушку переворачиваться в воздухе, подбрасывая над столом, крутят одновременно несколько штук, используя одну или две руки.

4.Антистрессовые брелоки-зайки

Примерно год назад рынки и интернет-магазины заполонили мягкие зайчики-антистресс. Сшиты они из натурального кроличьего меха и выглядят привлекательно, а главное − мило. Дотрагиваясь до нежной меховой шерстки зайчишки, хочется зарыться в нее, забыть обо всем на свете. Наличие небольшой цепочки с креплением и карабином дает возможность использовать зайку в качестве брелока или украшения для сумки, чтобы синий, белый, желтый или красный пушистый друг был всегда рядом.

5. Мячик-антистресс «FUNNY BUBBLES»

Игрушка «Виноград». Силиконовый, упакованный в сетку с круглыми отверстиями мяч игрушка антистресс, на первый взгляд кажется простым, непримечательным изделием, каких тысячи. Его размер небольшой, всего 4,5 см. и потому мяч удобно размещается в руке. Но стоит сжать его в руках, как он превратится в гроздь ярких пузырьков.

Мягкие шарики представлены в нескольких цветовых вариациях. Их еще называют пузырьки антистресс и виноград, и вирусный мячик. Но как бы изделие не величали, игра с

ним поможет расслабиться, снять напряжение как взрослому человеку, уставшему от рабочих будней, так и школьнику, готовящему сложные уроки.

6.Ручная ароматизированная «жвачка»

                                                                                                                                                   Handgum, Silly Putty  необычная «жвачка», которую не жуют, а тискают в руках. Своеобразный разноцветный пластилин с ароматом шоколада или латте становится жидким, твердым или мягким, зависимо от того, что с ним делают. Потому что игрушка антистресс резиновая, он не липнет к рукам и различным поверхностям. Это означает, что опасаться пятен, как при игре с пластилином, не придется.

Из ароматной массы не только дети с удовольствием лепят все, что душе угодно: от простых мячиков до фигурок животных. Антистрессовая ручная жвачка расслабляет, поднимает настроение, развивает мелкую моторику, благотворно влияет на настроение и организм человека в целом. При ударе тяжелым предметом игрушка делится на кусочки, которые не сложно собирать в единую массу, а лежа на столе, растекается в лужицу.

После игры жвачку обязательно убирают в специальный контейнер и оставляют в нем до следующей игры

7. Забавные рожицы Caomaru

Рожицы, которые можно сминать.Caomaru  забавные рожицы, позволяющие на время забыть о скучных буднях, проблемах или рутинной работе. Они снимают моральное напряжение, быстро поднимают настроение. Представляют собой изготовленные из полиуретановых смол небольшие головы, удобно размещающиеся в руках. Отличаются они друг от друга выражением лиц, изменяющимся при растягивании, а также цветом (бывают светлыми и темными).

8.Настольные конструкции

Магнитные головоломки, каменные органайзеры, некоторые конструкторы, трехмерные паззлы, собранные из гвоздиков платформы и сферы, в которых после встряхивания падает «снег». Все эти нехитрые, но занимательные вещицы не только снимут напряжение, но и займут свободное время. Это своеобразные, но оригинальные игрушки антистресс.

9.Игрушка спиннер

Это игрушка-вертушка небольшого размера, которую вращают в руке. Ее нельзя назвать функциональным изобретением, но для человека, пальцы которого постоянно находятся в движении, она станет незаменимой. С помощью простых игрушек можно избавиться от массы вредных привычек.

Вместо того чтобы накрутить на палец прядь волос, теребить пуговицу пиджака, вертеть карандаш или авторучку, барабанить по столу и так далее, в руки можно занять неброским хендспиннером. Его удобно вертеть, не вынимая из кармана, ведь он прекрасно там помещается. Игрушка антистресс спиннер может стать отличным тренажером для пальцев рук.

Спиннеры отличаются формой, размером, цветом и весом. Для изготовления используются пластик, дерево, металл. Дети могут устраивать с ним целые соревнования, используя разные трюки, учась виртуозному владению этой маленькой, но полезной штучкой.

10. Раскраска антистресс

И еще одно средство, избавляющее от проблем, ведь многие люди находят успокоение именно в рисунке. Она часто становится частью арт-терапии, а поклонники этих книг для раскрашивания собираются в целые клубы и похвастаются своими шедеврами. Картинки с мелкими элементами таят в себе массу загадок, потому во время раскрашивания можно увидеть животных, птиц, растения и многое другое.

 III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

        С целью изучения интереса детей и взрослых к  антистрессовым игрушкам, мы провели анкетирование среди  учащихся МБОУ «СОШ№1» и жителей п Уренгой. В анкетировании приняли участие 83 учащихся возрастом от 7 до 11 лет и жители поселка Уренгой в количестве 32 человек.

Анкетирование учащихся начальных классов МБОУ «СОШ№1» п.г.т. Уренгой

Вывод:  Из ответов анкеты на данный вопрос мы узнали, что 84 %учащихся имеют антистрессовые игрушки.

Вывод: Учащимся был предложен перечень антистрессовых игрушек. Наиболее популярными игрушками оказались: игрушка спинер -81%  , ручная ароматизированная «жвачка»- 46%, сквиши -45% .

Учащиеся пополнили  данный список очень популярной на сегодняшний день антистрессовой  игрушкой -  сквиши.  

Сквиши– это милые антистресс-игрушки, которые появились на рынке в 2017 году и очень быстро распространились по всему миру. Сквиши, чаще всего, выполнены в виде всевозможных продуктов — тортиков, мороженого, гамбургеров, кстати, очень реалистичных или милых зверушек.  Игрушка очень приятная на ощупь и мягкая. Когда ее сжимаешь и жмякаешь, то кажется, что все, пропала игрушка, но проходит немного времени и она распрямляется и стает, как новенькая.

,

Вывод:  Многие учащиеся (70% ) предпочитают приобретать игрушки - антистресс   в магазинах. Но есть и такие  ребята(7%), которые самостоятельно изготавливают антистрессовые игрушки из подручного материала.

Вывод:   49%  из опрошенных детей  узнали об  антистрессовых игрушках от своих одноклассников, друзей и близких,  40% учащихся  видели рекламу по телевидению и в интернете.

Вывод: Большая часть учащихся ( 61%)просто играют игрушками антистресс, когда им становится скучно, и они не заняты выполнением домашних заданий, 39% учащихся используют игрушку по прямому назначению, как средство для снятия напряжения.

Социологический опрос жителей  п.г.т.Уренгой

 

Вывод: Все опрошенные жители п.Уренгой знают, что такое антистрессовые игрушки и их предназначение.

Вывод: Большая часть населения  (59%), узнали о существовании антистрессовой игрушки из рекламы по телевидению и в интернете.

Вывод:  100% взрослых покупали игрушки- антистресс для своих детей.  

Вывод: Игрушки- антистресс в большем количестве (66% )приобретались родителями в качестве обыкновенной  игрушки для своих детей.

Вывод:  По данному вопросу мнения родителей разделились поровну. 50% взрослых считают, что это просто модная игрушка и 50% родителей считают, что игрушки антистесс могут снять напряжение у ребенка.  

Анализ результатов анкетирования показал,  игрушки популярны, пользуются большим успехом, как у детей, так и у взрослых. Почти у всех  опрошенных имеются антистрессовые игрушки разных видов.  Большая часть учащихся  используют игрушку, когда им скучно. Родители  приобретают антистрессовые игрушки детям для развлечения, хотя считают, что они способны избавить их чад от проблем и успокоить их нервы. 

 

2.Мастер класс по созданию антистрессовой игрушки своими руками

В результате нашего исследования выяснилось, что игрушки- антистресс очень популярны среди взрослых и детей. Мы нашли несложный рецепт по изготовлению игрушки и провели  мастер класс  для своих одноклассников.

Игрушка- антистресс из шарика c крахмалом

Нам понадобится:  воздушный шарик (лучше без какой-либо картинки), крахмал, чайная ложка, воронка, перманентный несмываемый маркер, разные ленточки, разноцветная шерсть (для украшения).

Изготовление:

  1. Берём приготовленный воздушный шарик и вставляем в него воронку.
  2. Через воронку начинаем пропускать в шарик крахмал, помогая  себе в этом чайной ложечкой.
  3. Когда шарик будет заполнен крахмалом, фиксируем его кончик (завязываем узелок, перевязываем ниткой).
  4. Декорирование. Рисуем маркером на шарике личико (а какой оно у Вас будет?) Фантазируем вместе! И где узелок – там к нему привязываем ленточки или красивые шерстяные ниточки. У нашего человечка будет эффектная причёска.
  5. Ну, и самое, конечно, приятное – начинаем играть! Волшебному человечку можно придавать разнообразную форму, а крахмал будет приятно хрустеть, словно снежок под сапогами.

Можно создать целый город из таких вот волшебных человечков.  Все они будут с разным характером, разной внешностью. И главное, при помощи них удачно получается что-то проиграть, сделать   ту или иную сценку. Ведь человечек может «морщится» от огорчения, «растягиваться» в улыбке, ну и самим маркером легко рисовать разные эмоции. То есть, с помощью данной и игрушки, можно как снять психоэмоциональное  напряжение, так и  способствовать  развитию эмоционально-волевой сферы ребёнка.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        В результате исследовательской работы мы изучили и узнали, что такое антистрессовые игрушки, какими они бывают, какие наиболее популярны.

Провели анкетирование среди учащихся МБОУ «СОШ№1»   и жителей п Уренгой, проанализировали  результаты  анкетирования и сделали выводы.

Провели мастер – класс по изготовлению  игрушки -антистресс своими руками, она получилась оригинальной и уникальной.

Доказывая  полезность исследуемого предмета, мы  ответили на главный вопрос   «Действительно ли   необходимы детям антистрессовые игрушки  ? А может это просто хорошо прорекламированный товар?»

Вывод: в результате проведённых исследований мы выяснили, что «игрушки-антистресс» в какой - то степени могут снять напряжение, но  всё- таки их значение в немалой степени преувеличено, благодаря хорошей рекламе.

Это подтвердило актуальность нашей работы.

Таким образом, мы  считаем, что на данном этапе исследования, поставленные нами, цели и задачи выполнены.

 

V.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. http://www.akinto.me/podrostki/1-5262.html
  1. http://vibrat-detiam.com.ua/igrushki-antistress-top-10-luchshih-sovremennyih-igrushek
  1. http:// foto-gde-kupit-i-kak-polzovatsya.html/#4_-_Mokuru
  1. http://www.kchetverg.ru/2011/10/10/zachjem-nuzhny-antistrjessovyje-igrushki/

IV.ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для учащихся начальных классов МБОУ «СОШ№1» п.г.т. Уренгой

1.Есть ли у тебя игрушки- антистресс ?                

да                    нет      

2.Какие игрушки- антистресс есть у тебя дома?

  1. Антистрессовые подушки
  2. Мягкие, забавные игрушки-антистресс

Теоретическая часть

1.1. История возникновения игрушки антистресс

Первая игрушка антистресс (сквиш) была создана в Америке. Только тогда он назывался «мяч-антистресс» и в самом деле имел форму шара. Придумал его в 80-е годы обычный человек по имени Алекс Карсуэлл. Он решил, что ему обязательно нужен предмет для вымещения гнева и снятия напряжения.

А уже в 2017 году идею подхватили японцы, придав игрушке новый облик - в виде милых зверюшек и разных фруктов с личиками. Японские сквиши, кроме того, были мягче и нежнее.

Однажды руководитель фабрики «Союз производителей игрушек», получил в подарок оригинальную японскую вещицу - игрушку антистресс. Необычность её заключалась в том, что в России ничего похожего не было. Мелкозернистый наполнитель игрушки был настолько хорош, что все желали пощупать эту диковинку.

Невероятным наполнителем этой ШТУЧКИ был вспененный полистирол, к которому так и тянулись ручки! Так практически само и родилось название будущего бренда. Полгода экспериментов - и собственная установка по вспениванию полистирола была изобретена. С тех пор удивительные «Штучки, к которым тянутся ручки» стали постоянно производиться в городе Иваново.

Качество игрушек было на высочайшем уровне, ведь для их создания использовались только лучшие марки специального «пищевого» полистирола. Слава о них облетела всю страну и даже вышла за её пределы. Производство было поставлено на поток. И с той поры мальчишки и девчонки, мамы и папы, дяди и тёти, бабушки и дедушки - все полюбили эти антистрессовые игрушки и подушки.

Вывод: игрушки антистресс появились ни так давно, но уже стали популярными среди детей и взрослых.

Виды игрушек антистресс.

Рассмотрим наиболее интересные антистресс игрушки.

Подушки-антистресс - Окрашенные в яркие цвета подушки, имеющие привычные или необычные формы, вызывают исключительно положительные эмоции. Бывают в форме животных, геометрических фигур, рыбок, машинок, фруктов, упаковок со жвачками и так далее. Ткань, использованная для пошива, не выгорает, а наполнитель для игрушек антистресс, состоящий из мельчайших гранул полистирола, не впитывает влагу и не утрачивает первоначальный объем. Благодаря уникальному наполнителю подушки всегда остаются мягкими.

Антистрессовые брелоки-зайки. Сшиты они из натурального кроличьего меха и выглядят привлекательно, а главное − мило. Дотрагиваясь до нежной меховой шерстки зайчишки, хочется зарыться в нее, забыть обо всем на свете. Наличие небольшой цепочки с креплением и карабином дает возможность использовать зайку в качестве брелока или украшения для сумки, чтобы синий, белый, желтый или красный пушистый друг был всегда рядом.

Спиннер, или фиджет-спиннер (в переводе с английского − «непоседливый волчок») - вращающаяся игрушка. Это игрушка-вертушка небольшого размера, которую вращают в руке. Ее структура - тяжелый металлический или керамический подшипник в центре и две, три или более лопастей вокруг.

Игрушка держится пальцами за центр, лопасти толкаются и вращаются с приятной вибрацией.

Изначально спиннер был игрушкой для детей с ограниченными возможностями, миастенией - слабостью и быстрой утомляемостью мышц. Он помогал ребенку поиграть и расслабиться без значительных усилий.

Слайм (в переводе с английского − «слизь») - желеобразное вязкое вещество, которое легко тянется и немного растекается по поверхности, почти не оставляя следов. В зависимости от консистенции слаймы бывают:

  • жидкие - похожи на слизь, держат форму недолго;
  • твердые - плотное желе, может быть прыгучим, рвется при чрезмерном растягивании;
  • классические мягкие - обладают приятной мягкой на ощупь текстурой, легко тянутся и мнутся.

К слаймам нередко добавляются разнообразные блестки, гранулы, шарики из ярких мягких материалов. Благодаря добавкам процесс игры становится своеобразным творчеством со смешиванием цветов и текстур.

Забавные пузыри - представляют собой один крупный шар с тягучей субстанцией, находящийся в сетке с большими отверстиями. После нажатия на большой шар из отверстий в сетке появляется множество мелких шариков разного размера.

Кинетический песок - это сухая гипоаллергенная субстанция, похожая на морской песок. Она приятная и чуть влажная на ощупь, легко меняет форму, течет сквозь пальцы, издает приятный звук при манипуляциях. Из кинетического песка лепят фигурки, мнут его в руках и режут.

Сквиш (в переводе с английского − «мягкая») - игрушка с очень нежной, чуть бархатистой, приятной на ощупь поверхностью. Разновидности:

  • резиновая - похожа на лизуна;
  • вспененная - напоминает губку;
  • прозрачная - с цветным гелем внутри.

Сквиш можно мять, сильно сжимать в руках - игрушка быстро возвращается в первоначальную форму.

Такие игрушки специально разрабатывались как «антистресс» − по задумке создателей, сквиш можно сжимать в моменты раздражения и беспокойства, чтобы успокоить нервы.

Поп ит (в переводе с английского − «лопни это») - «бесконечная пупырка», современный аналог пузырчатой пленки для упаковки хрупких изделий. Это силиконовая панель с выпирающими полусферами. При нажатии на полусферу она с приятным «лопающимся» звуком переворачивается и выпирает с другой стороны панели.

Капитошка - любимая игрушка всех детей! "Мучной шарик" может растягиваться, сплющиваться, закручиваться. Гибкая, эластичная игрушка принимает любую форму под воздействием пальцев рук, главное, не перестараться. Игрушка выполнена из латексного шарика, туго набитого мукой или крахмалом.

Симпл-димпл (в переводе с английского − «простая ямочка») - это «упрощенная» версия поп ит - маленький брелок всего из нескольких силиконовых полусфер.

Как и в случае с другими «антистрессами», производители поп ит обещают: игрушка помогает снять стресс и напряжение, развивает мелкую моторику и помогает «занять руки» в моменты скуки или ожидания.

Вывод: на сегодняшний день антистрессовые игрушки выпускаются производителями многих стран в разных исполнениях, с использованием всевозможных материалов: дерева, пластика, металла, текстиля.

1.3. Правила выбора игрушки антистресс

Большая польза антистрессовых игрушек и игр очевидна. Но есть у них и отрицательные стороны, о которых мы должны знать. Не нужно заменять живое общение антистрессовыми игрушками. Нельзя допускать полностью переключаться на игру, игнорируя все, что происходит вокруг.

Антидепрессантам не место в детском саду и школе, ведь можно полностью перенести все внимание на них, отвлекаясь от учебного процесса.

Чтобы антистрессовая игрушка была полезной, подбирать ее нужно осознанно, а использовать правильно.

Существуют определенные правила безопасности для использования антистресс игрушек.

Во-первых, такие игрушки не рекомендованы для детей до трех лет (а иногда и старше). Малыши могут откусить кусок от сквиша, проглотить неодимовый магнит, испортить зубы о твердый спиннер или наесться кинетического песка. Если вы даете им в руки такие игрушки, следует внимательно следить за правильным использованием этих предметов и не оставлять ребенка одного.

Во-вторых, во избежание контакта с токсичными или слишком хрупкими материалами Роспотребнадзор и детские специалисты рекомендуют учитывать следующие параметры при выборе игрушки:

  • на упаковке товара должна быть легко читаемая и проверяемая маркировка, содержащая наименование, товарный знак, указание страны-изготовителя, страны-импортера, контакты, минимальный возраст ребенка, материал товара, дата изготовления;
  • игрушка не должна иметь резкого химического запаха;
  • товар должен быть изготовлен из прочного материала;
  • игрушка не должна оставлять красящий след.

Вывод: чтобы быть уверенным, что игрушка изготовлена из нетоксичных и безопасных материалов, можно создать игрушку антистресс в домашних условиях своими руками.

ВВЕДЕНИЕ

Детство - самая важная пора в жизни каждого человека. Это период внутреннего роста, формирования характера, приобретения нового опыта. Пожалуй, просто немыслимо представить детство без игрушек. Игрушки являются для ребенка важной средой, которая позволяет ему полноценно исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать первые приобретенные навыки и творческие способности. Игрушка помогает ребенку выражать свои чувства, учит общаться и познавать себя. «Игрушка – это вещь, служащая для игры», - так нам объясняет значение игрушки Толковый словарь русского языка Ожегова [1]. Игрушки – верные спутники ребенка с первых дней жизни. Игрушка, с одной стороны, является предметом забавы, радости и развлечения. Но в то же время она - важнейшее средство психического и социального развития личности. Игрушки бывают разными по цвету, форме, структуре материала: Например: деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые и т.д.

Недавно нас заинтересовала оригинальная игрушка, которая продается в пластмассовой баночке. Мы с удивлением заметили, что, с одной стороны, она похожа на желе и на фруктовое мороженое, которое не тает. Но, с другой стороны, эту несколько странную субстанцию можно переливать, брать в руки, а она не будет вытекать и не становится влажной.  Название  игрушки тоже оказалось довольно непривычное и странное: Занимательный пластилин … 

Занимательный пластилин? Что это такое? Почему эта игрушка так называется?  Из каких компонентов состоит? Как сохраняет свои свойства? Эти вопросы мы долго задавали между собой. Найти ответ на поставленные вопросы нам помогла данная работа. 

Цель исследования: стимулирование творческого мышления, развитие навыков, знакомство со свойствами материалов,  изготовление занимательного пластилина в домашних условиях.

Задачи исследования:

- раскрыть значение слова «Занимательный пластилин»;

- изучить историю возникновения игрушки-антистресса;

- изучить, какие компоненты входят в состав занимательного пластилина;

- изготовить игрушку;

- определить условия хранения.

При проведении исследования была выдвинута гипотеза: если пластилин развивает мелкую моторику у детей, то возможно пользоваться этой игрушкой с практической пользой; выяснив, насколько она безвредна экологически, а так же узнав состав и пропорции компонентов, можно изготовить «пластилин» в домашних условиях.

Методы исследования:

- изучение литературы по данной проблеме;

- наблюдение;

- эксперимент.

Объект исследования: занимательный пластилин.

Предмет исследования: игрушка «пластилин».

Предмет исследования: способы изготовления пластилина в домашних условиях.

Актуальность работы заключается в том, что каждый ребенок может почувствовать себя исследователем, изготовить пластилин в домашних условиях, чтобы использовать его в качестве игрушки.

Практическая значимость состоит в возможности применения данных исследовательских материалов при проведении уроков, классных часов. Процесс изготовления пластилина развивает мелкую моторику, логику, память, помогает создать благоприятный эмоциональный фон, способствует умению сосредоточить внимание на игрушке,  развивает усидчивость, способность к концентрации внимания. Изготовление таких игрушек формирует у дошкольников и школьников умение создавать и воплощать замысел, стимулирует творчество, позволяет познавать свойства материала, формирует общественные мотивы поведения, например, сделать подарок родным, друзьям или помочь младшим товарищам. 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1.1. Что такое «занимательный пластилин»?

Согласно первой задаче исследования, мы обратились к литературе для того, чтобы уточнить значение слова «Лизун».

В толковом словаре Ушакова лизун – это  тот, кто любит лизать, лизаться [2].

В мифологической энциклопедии под редакцией Мелетинского Е.М [3] - Лизун - дух, обитающий за печкой или в подполье дома, который, по поверьям, лижет, зализывает по ночам волосы людей, шерсть скота, вылизывает оставленную где попало посуду. Лизун  может напоминать мохнатого зверька. Таинственным мохнатым лизуном крестьяне стращали детей: «Лизун под печкой живет, там на кухне, в чулане. Не плачь, лизун тебя там съест. Лизун-то в подполье и живет». На Смоленщине лизун - «детское пугало», но  это и «сноп огня пламени».

Лизуном, который обитает под печкой и выходит оттуда, когда никого нет (может появляться и в банях), пугали ребятишек на Смоленщине, а также в Ярославской, Тверской, Костромской губерниях.

1.2. История появления «лизуна».

«Лизун» - очень интересная и необычная игрушка. Первоначально назывался слаймом и являлся детищем огромного американского концерна по выпуску игрушек Маттель. Выпущен он был довольно давнов 1976 году. Состоит из вязкого желеобразного материала. Основным компонентом лизуна была гуаровая камедь. Он был зеленого цвета и продавался в пластиковой баночке. С тех пор его выпускало много других компаний, а название «Лизун» стало нарицательным.

В СНГ слаймы, переименованные в лизуны, стали популярны после показа по телевидению мультсериала про ловца привидений, в котором одного из персонажей — зеленое привидение звали Лизуном. И действительно, они очень похожи тянущейся липкой и упругой текстурой. Вскоре эта кличка стала настоящим названием этой игрушки. Занимательный пластилин-лизун из мультфильма «Охотники за привидениями»

Затем лизун представлял собой шары из эластичной желеобразной массы, которая при кидании об стену  размазывается по ней и прилипает, после чего возвращается в исходное состояние. Лизун собирал собой всю грязь и шерсть домашних животных, легко промывался водой, поэтому взрослыми часто использовался для чистки одежды. Со временем он загрязнялся так, что терял свои свойства. Категорически запрещался в учебных заведениях, так как оставлял после себя жирные масляные пятна на потолке и школьных досках. Был очень популярен в начале 1990-ых годов.

В настоящее время лизун представляет собой вязкую желеобразную жидкость, которая продается в пластмассовых баночках.

1.3. Состав и свойства «пластилина-лизуна»

Основные компоненты — полисахарид (гуаровая камедь) и бура. Вместо полисахарида могут использоваться другие полимеры. Интересен своими свойствами неньютоновской жидкости. Материал похож на слизь, но при этом не разливается и легко собирается. Если пластилин оставить в покое, он начинает растекаться по поверхности, а при резком воздействии уплотняется, и, например, при ударе по куску материала можно видеть, как он рвётся.

Первый «пластилин». Основные компоненты полисахарид (гуаровая камедь) и бура.

Гуаровая камедь, гуар, гуаран (Е412) — пищевая добавка, относится к группе стабилизаторов. Гуаровая камедь используется в пищевой промышленности как стабилизатор консистенции и обладает следующими свойствами:

- увеличение вязкости;

- желирующие свойства.

Бура́ – минерал. Используется как сырьё для получения бора. Современный «пластилин» интересен своими свойствами. Его основа - слизь, но при этом не разливается и легко собирается. Если пластилин оставить в покое он растекается, как жидкость, а при резком воздействии уплотняется и, например, при ударе по куску пластилина можно видеть, как он рвется.

Основа современного Пластилина - клей ПАЗЛ, так как клей имеет свойство тягучести и определенной густоты. Клей должен быть обязательно свежий, дата у него, как и у всего имеется на баночке. В противном случае, срок жизни самого лизуна существенно сократится.

Тетраборат натрия придает лизуну вязкость, в состав тетраборатанатрия  входит глицерин, он позволяет лизуну хорошо отлипать от рук и предметов.

ВЫВОДЫ

Изучив литературу, мы решили попробовать дать собственное определение игрушке «пластилин». Итак, пластилин – игрушка, представляющая собой желеобразную массу, напоминающая одноименное привидение из мультфильма «Охотники за привидениями».

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Изучив все составы для изготовления пластилина, мы решили попробовать изготовить своего с использованием предложенной рецептуры.

Из литературы нам стало известно, что основой лизуна является клей ПАЗЛ. Однако можнопопробовать взять за основу разные виды клея: клей ПВА, клей прозрачный канцелярский, клей обойный.

При изготовлении лизуна важно соблюдать технику безопасности: смешивать компоненты необходимо в перчатках.

Опыт №1.

Компоненты:

Клей ПВА – 150 г.

Акварельные краски

Тетраборатнатрия  -  10 мл.

Способ изготовления: 

1. Клей ПВА. Белый, желательно свежий.

2. Затем акварельными красками придаем Пластилину зеленый цвет.

3. Все хорошо перемешиваем до однородной массы и добавляем тетраборат натрия.

4. Перемешиваем до получения желеобразной однородной массы. Затем выкладываем полученного Пластилина в полиэтиленовый мешочек и хорошо мнем до образования однородной массы.

Результат: консистенция Занимательного пластилина напоминает очень мягкий пластилин. Хорошо тянется, держит форму некоторое время, а потом растекается. Следов не оставляет. Таким пластилином играть очень хорошо. Особенно лепить мордочки.

Опыт № 2.

Компоненты:

Клей  прозрачный канцелярский – 150г.

Акварельные краски

Тетраборатнатрия  -  10 мл.

Способ изготовления: 

1. Для изготовления небольшого пластилина нам понадобиться примерно полстакана, около 150 г. клея. Клей выливаем из бутылочки в миску.

2. Добавляем акварельные краски зеленого цвета и все хорошо перемешиваем.

3. Добавляем несколько капель тетрабората натрия.

4. Перемешиваем до получения желеобразной однородной массы.

Результат: структура пластилина очень мягкая. Тянется хорошо. Держит форму. Следов не оставляет. Таким пластилином играть очень приятно и  удобно.

2.2. Выявление условий хранения «пластилина».

Пластилин мы будем хранить в емкостях:

· Пластилин из клея ПВА в стеклянной баночке.

· Пластилин из прозрачного канцелярского клея в пластмассовой баночке.

· Пластилин из магазина в магазинной упаковке.

По результатам наблюдения в течение трех дней мы заметили, что пластилины остались первоначальной консистенции. Значит, хранить Пластилин можно в разных емкостях, но при герметично закрытых крышках.

ВЫВОДЫ.

Изучив все составы для изготовления пластилина, мы решили попробовать взять за основу клей ПВА и канцелярский клей.

Пластилин, в основе которого клей ПВА, по консистенции напоминает мягкий пластилин, хорошо тянется, держит форму некоторое время, а потом растекается. Следов не оставляет. Таким пластилином играть очень хорошо, особенно лепить мордочки.

Пластилин, в основе которого прозрачный канцелярский клей, по структуреполучился очень мягкий, хорошо тянется, держит форму, не оставляет следов. Таким пластилином играть очень приятно и удобно.

Опыты показали, что хранить забавный пластилин стоит строго в закрытой емкости. Это может быть пластиковая коробочка, пластиковая или стеклянная банка. Пластилин любит прохладу и быстро сохнет на жаре.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате, пришли к выводу, что полученный развивающий пластилин-лизун  вполне пригоден для игры. Доказали, что хранить забавную игрушку стоит строго в закрытой ёмкости, так как она  любит прохладу и быстро сохнет на жаре. Единственным недостатком изготовленной игрушки считаю, короткий срок службы.

Поставленные задачи решены. Цель исследования достигнута. Гипотеза доказана.

 

Библиографический список:

1. Толковый словарь русского языка. Ожегов С., Шведова Н. – М.:Азъ, 1992.

2. Толковый словарь русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой.

3. Мифологический словарь / гл.ред. Е.М. Мелетинский — М.: Советская энциклопедия, 1990.


Предварительный просмотр: