Распространение собственного опыта

Сапогова Оксана Владимировна

Предварительный просмотр:

- Здравствуйте, уважаемые педагоги! Сегодня я хочу познакомить вас с необычной куклой, которую в своей работе с детьми могут использовать и психологи, и логопеды, и дефектологи, и вы – воспитатели. Эта перчаточная кукла собачка, которую можно применять в разных ситуациях, в зависимости от цели и задач, которые преследует специалист.

(демонстрирует куклу)

Изначально авторами этой куклы были известные в кругах психологов и дефектологов куклотерапевты Медведева и Шишова. Эти психотерапевты разработали целое направление в куклотерапии «Драматическая психоэлевация» и успешно работают в нем и по сей день. Одна из частей их коррекционной работы с неблагоприятными вариантами детского развития, была работа с применением перчаточной куклы, которую психотерапевт делал вместе с ребенком и проигрывал при помощи нее маленькие спектакли.

Эта кукла оказалась очень проста в изготовлении и многогранна в использовании. В дальнейшем ее начали применять в своей работе с детьми психологи, логопеды, воспитатели, психиатры, дефектологи и даже родители. Возрастные границы ее применения – от 3 до 13 лет. Для каждого конкретного случая выбирается тема и «собачка» наделяется определенными чертами характера, привычками, повадками и озвучивается. Все это зависит от той цели, для которой данная кукла изготавливается. Психологи используют ее для борьбы с капризами, агрессией, страхами, неуверенностью детей.

Воспитатели же применяют ее для привлечения внимания к материалу, борьбы с неаккуратностью, для привития КРН, для обсуждения и успешного освоения правил культурного поведения, для борьбы с детской лживостью, драчливостью, крикливостью, воровством и т.д.. в зависимости от выбранных ситуаций кукла бывает крикливой, врунишкой, непоседой, обидчивой, неряшливой и т.д..

Взрослый одевает на руку куклу и от ее лица передает те или иные негативные моменты в поведении, чтобы дети на примере куклы смогли увидеть насколько это неправильно, некрасиво, некультурно. После демонстрации фрагмента общения детей с куклой или взрослого и куклы, должно происходить «научение» собачки правилам культурного поведения. Дети совместно с воспитателем проговаривают, как нужно правильно и культурно поступать в той или иной ситуации, что нужно сделать собачке, чтобы исправиться. В процессе обсуждения, происходит усвоение и закрепление правил культурного поведения самих детей. Дети не понимают, что это проекция на них самих, и собачка ведет себя также, как порой поступают дошкольники. Так педагог без перехода на личности, и не вызывая негативизма и агрессии у детей, корректирует недостатки их поведения, через общение с перчаточной куклой. В конце таких встреч кукла обязательно должна похвалить детей за то, что они такие культурные, все знающие и умеющие.

Помимо этих функций, собачка может быть тем, кто всегда жалеет, хвалит, оценивает труд детей. От лица куклы педагог может высказать небольшие замечания за недочеты в работе на занятиях, в течении дня и т.д.. Таким образом кукла может выполнять и регулирующие и контролирующие функции.

Если позволяет возраст, то куклу из перчатки можно сделать вместе с детьми. Это доставит детям еще большее удовольствия. К такой игрушке дети будут относиться еще бережнее, с любовью, ведь это продукт их творчества и стараний. Очень дисциплинирует и успокаивает такая работа детей, страдающих гиперактивностью, неуверенностью. Работая над поделкой, ребенок учится сосредоточению, уравновешивается его неспокойное поведение, он становится более спокойным и внимательным.

Хороша эта кукла и тем, что ее можно применить по своему желанию к практически любой ситуации общения с дошкольниками. Данная собачка может передавать любые черты характера и особенности поведения детей, все зависит лишь от актерского мастерства и творческого потенциала самого воспитателя.

Я предлагаю вам сделать эту перчаточную куклу вместе и попробовать немного ее обыграть, е.т. оживить игрушку.

Схема изготовления куклы:

Для начала определите, какая перчатка будет одета на руке (каждому удобно играть куклой на ведущей руке). Эту перчатку мы не будем трансформировать – она будет телом и шеей куклы.

От другой перчатки отрезаем большой палец и пришиваем к обратной стороне ладони целой перчатки, ближе к основанию кисти руки – это хвост. Получившуюся дыру зашиваем, можно шить через край. Резинку выворачиваем на изнанку до начала пальчиков – это мордочка. Два крайние пальца перчатки будут ушками. Самый большой из двух оставшихся пальцев поднимите на верх на «мордочку» и зафиксируйте нитками – это носик, оставшийся пальчик пришейте снизу к мордочке – это язык. К носику пришейте пуговицу (самую большую). Две одинаковые пуговицы пришейте на месте глаз. Ваша собачка – помощница готова. Применяйте ее в работе с детьми, по своему усмотрению.

Я надеюсь, что моя информация была для вас полезна.

Спасибо за внимание! До свидания!

МДОБУ «Детский сад компенсирующего вида №33»

Конспект выступления

на методическом объединении

воспитателей по теме:

«Мастер – класс по изготовлению

перчаточной куклы»

Выполнила: педагог – психолог

Сапогова О. В.

г. Оренбург, 2015 г.



Предварительный просмотр:

МДОАУ «Детский сад №33»

Конспект выступления на МО

инструкторов по физической культуре

города Оренбурга

по теме:

«Минутка отдыха или «Три вещи в сумке»

Подготовила и провела: педагог-психолог

Сапогова О. В.

Ноябрь, 2021г.

Ведущий:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада снова видеть вас на нашей встрече, пусть она и проходит в новом формате.

Я предлагаю вам немного отдохнуть, отвлечься от такой важной и сложной работы – тренер по физической культуре и в легкой игровой форме немного подумать о себе, осмыслить сколько времени вы отдаете себе, работе, семье. При помощи простой игры, мы постараемся еще глубже понять и оценить себя, свою роль и ценность.

Ну что, готовы? Тогда вперед!

Возьмите в руки свои дамские сумочки, посмотрите на их содержание. Выберите в ней три вещи, которые могут вас охарактеризовать, без которых вы не мыслите свою жизнь, от которых зависит ваш комфорт.

Вся наша жизнь состоит из трех составляющих:

  • Семья (наши родные, близкие, те люди, с кем мы живем);
  • Общество (работа, общественная жизнь);
  • Ваше «Я» (ваши интересы, хобби, желания – все, что доставляет вам удовольствие и радость).

Теперь посмотрите на выбранные вами вещи. Ответьте для себя на вопрос, к какой из трех сфер относится каждая из них. Некоторые вещи могут относится к нескольким сферам одновременно: например телефон нужен для связи с семьей, работой и помогает нам делать свои фото, узнавать что-то интересное из интернета и т.д.

Участники я выбирают три вещи из сумочки, и определяют для себя, к какой из трех сфер относится каждая из них.

Ведущий подводит итог:

- А теперь давайте проанализируем ваш выбор. Очень хорошо, если выбранные вещи относятся ко всем трем сферам: «Я», общество и семью. Это значит, что вам удается правильно распределять свое внимание и силы одновременно на все области жизни. Вы умеете сочетать и работу и семью и свои интересы. Такие люди меньше склонны к выгоранию, они активные, творческие, адекватные. И как следствие, не страдает ни семья, ни профессиональная деятельность, ни самооценка. Если это ваш случай, значит вы знаете цену себе и окружающим.

Если выбор сделан в пользу какой-то одной сферы, тогда без вашего должного внимания остается другие сферы: если вы не выбрали ни одной вещи, которая касается лично вас, значит вы забываете себя, часто забывая о себе, своих потребностях, растворяясь в работе или в семье. Это может привести к выгоранию, чувству усталости, потере интереса к жизни и даже к депрессии.

Если в вашем выборе нет вещи, относящейся к семье, значит ваши близкие (если таковые есть) страдают от нехватки вашего внимания, заботы, а может быть и любви. Иногда такой выбор делают одинокие люди.

Когда человек не выбирает ни одной вещи, относящейся к работе (обществу), это может говорить о том, что работа не приносит удовлетворения, радости. Возможно, данный человек ошибся в выборе профессии и не хочет это признавать.

Если вы выбрали все три вещи, относящиеся только к работе, то вам следует переоценить свои силы. Так, как без должного внимания остаетесь ВЫ и семья. И наоборот, если все вещи касаются семьи, то следует немного больше уделить внимания себе и профессиональной деятельности.

Итак, проанализировав свой выбор, у вас есть возможность оценить свои силы и возможности, взгляды и интересы. Чтобы скорректировать свою жизнь таким образом, чтобы ваших сил хватило и на СЕМЬЮ и на ОБЩЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ и на СВОЕ Я!

- Надеюсь, что мое упражнение было интересным и полезным для вас. Ну а мне пора прощаться! Я была рада поделиться своим опытом с вами, уважаемые коллеги! До новых встречь!



Предварительный просмотр:

Технология изготовления

тряпичных Кукол – неразлучников

на одной руке

Выполнила педагог – психолог

первой квалификационной категории

Сапогова О. В.

Эти куклы – символ семьи. Семья – это единое целое, муж и жена должны быть неразделимы. И этот смысл вложен в кукол «Неразлучников». В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжки подвешивали куклу «Неразлучники» для отвода недобрых взглядов. Считалось, что эта кукла ограждает супругов, их семью от разлук, ссор, недобрых людей. Эта пара кукол несла глубокую символическую нагрузку, связанную с особенностью изготовления. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни. Таких кукол делали подружки невесты перед свадьбой. Главная особенность этой куклы - «общая рука» у жениха и невесты, они как бы держались за руки, чтобы пройти рука об руку всю жизнь. После свадьбы кукол помещали в красном углу.

А когда у супругов рождались дети, то между куклами-родителями помещали маленьких кукол-детей из цветных ниток. С каждым ребёнком в семье родительские плечи раздвигались шире. Кому детей родить, тому их и кормить. Сколько детей в семье, столько и кукол на плече у родителей-неразлучников.

Материалы, инструменты, оборудование:

  • 2 квадратных лоскутка белой ткани 25х25 см ткани;
  • Цветная ткань 25х20 см. 2 отреза;
  • Тесьма или лента для пояса;
  • Треугольный отрезок ткани для платка;
  • Однотонная цветная ткань 25х20 см. для брюк;
  • Нитки;
  • Ножницы;
  • Образец готовой игрушки «Неразлучники»;
  • Образец куклы на очередное занятие.

Схема создания кукол – неразлучников:

C:\Users\User\Desktop\

Берем квадратный лоскут ткани и кладем в середину небольшой ватный шарик, складываем лоскут по диагонали на уголок и перевязываем ниткой. Первая заготовка – это «голова» для «неразлучников».

Другой лоскуток заготавливается аналогично. Мы обозначили головы будущим куклам.

Кончики «ручек» подвернуть и перевязать ниткой.

Одной кукле из ткани насборить юбочку и прикрепить нитками к груди. Расправить юбочку – это девушка.

На юбочку при помощи ниток прикрепить фартучек.

Второй кукле свернуть в скрутку согнуть пополам, разъединить два конца и подвернув уголок перевязать на 1 см. от края ниткой, обозначив «ножки». Получился молодец.

«Неразлучники» готовы.



Предварительный просмотр:

1 слайд. Сегодня я хочу рассказать вам об одном из распространенных направлений психокоррекционной работы – куклотерапия. Зародившаяся как ветвь одного из видов психотерапии – психодрамы, куклотерапия дает детям возможность заново прожить вместе с куклой ситуации, вызывающие тревогу или страх, и освоить новые модели поведения. Занятия с использованием кукол очень терапевтичны, особенно если взрослые и дети делают кукол вместе.

Играя с ней, малыш учится рефлексии, эмоциональному отождествлению. По воле ребенка и с помощью его воображения кукла «ведет себя» так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Именно поэтому в большинстве случаев события и свойства персонажей игры вполне обоснованно можно рассматривать как результат проекции внутренних переживаний ребенка. Проигрывая роли от лица кукол, дети усваивают позитивные модели поведения, видят себя со стороны, учатся контролировать и регулировать взаимоотношения с окружающими.

Среди современных отечественных куклотерапевтов известны Медведева и Шишова, которые практикуют и по сей день. Я знакома с их последователем Татаринцевой Альбиной Юрьевной. Они работают с разными видами кукол, в том числе и с народными обрядовыми куклами.

2 слайд. В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые, теневые, веревочные, плоскостные, перчаточные и куклы-костюмы. Есть множество способов быстрого изготовления кукол. Для этого можно использовать мячи, спичечные коробки, картонные трубочки, бумагу, пластиковые бутылки, платки, палочки, чулки, перчатки, прищепки, ложки, овощи и т.д. Более прочных кукол делают из папье-маше.

3 слайд. Самый быстрый и простой способ — изготовление бумажных кукол. Для этого потребуются: листы бумаги для рисования, карандаши, фломастеры, краски или другие изобразительные средства, ластик, клеи, ножницы, нитки, скотч. На маленьком листочке прямоугольной формы нужно нарисовать куклу, склеить бумагу в виде цилиндра. При желании можно сделать кукле одежду, добавить необходимые детали, аксессуары. А в последнее время можно приобрести прекрасные наборы готовых красочных героев, которых достаточно просто вырезать.

4 слайд. Куклотерапия пришла к нам с древности. Еще наши предки делали кукол и считали их не только предметами для детских игр, но и помощниками в быту (кукла – прибавление), хранителями жилья (обережные куклы). Издревле куклы несли в себе и еще одну функцию – психотерапевтическую. Кукле человек рассказывал о своих переживаниях, страхах и тревогах, делился бедами и чувствами, просили помощи и защиты. 5 слайд. Причем делали это не только дети, но и взрослые девушки и даже юноши. В старину у каждого человека была своя кукла – ангел – хранитель. Вот она и была тем объектом, которому можно пожаловаться, с которым можно погоревать и поделиться радостью. Общение с куклой компенсировало ребенку недостаток общения с родителями, т.к. те были заняты хозяйственным трудом.

6 слайд. Современные психотерапевты не придумали ничего нового, они только обратились к нашим истокам, сделав вывод о значении куклы в коррекционном воздействии. Многие современные специалисты используют кукол, сделанных своими руками в работе с тревогами, страхами, неуверенностью людей. Изготавливая куклу – оберег и наделяя ее «защитными» качествами, неуверенный человек чувствует защиту и уверенность, быстрее справляется с тревогой и страхами. Лучше поддаются данному психологическому воздействию легко внушаемые люди.

7 слайд. Семейные психологи. Консультируя семейные пары, используют для наглядности кукол неразлучников, объясняя на их примере, как важно согласие и умение делать совместные выходы из проблемных ситуаций, ведь разорвать и потерять доверие и уважение очень просто, а вот «склеить разбитую» семью очень нелегко! Это показывается семейным парам наглядно на куклах. (показать кукол)

Для работы с группами детей подросткового возраста, имеющих проблемы поведения, совместно изготавливаются более сложные куклы, которые участвуют в спектаклях – драматерапия. (показать куклы – марионетки)

Одну из таких кукол я предлагаю вам сделать вместе. Эта кукла пришла к нам из Белгородской области. Такие куклы имели в старину и женщины и мужчины и дети. (показать куклу) Эта кукла – ангел – хранитель, которая призвана защищать человека от невзгод и несчастья и притягивать удачу. Мне хотелось бы, чтобы у вас тоже был свой маленький ангел – хранитель. Эта кукла делается без единого шва и иголки. Ножницами тоже лучше не пользоваться.

Для работы вам понадобится по 6 маленьких отрезков ткани и один большой – красного цвета, который будет символизировать крылья ангела. Наши предки считали, что красный цвет охраняет от сглаза и порчи, поэтому верх у куклы обязательно должен быть красного цвета.

Далее идет практикум куклы – ангела.

МДОБУ «Детский сад компенсирующего вида №33»

Конспект выступления

на методическом объединении

педагогов – психологов

Южного административного

округа по теме:

«Инновационные формы работы

психолога ДОУ: куклотерапия»

Подготовила: педагог –психолог

Сапогова О. В.

г. Оренбург, 2014г.

МДОБУ «Детский сад компенсирующего вида №33»

Конспект выступления

на методическом объединении

педагогов – психологов №3

на тему

«Инновационные методы работы

психолога ДОУ»

Выполнила: педагог – психолог

Сапогова О. В.

г. Оренбург, 2014 г.



Предварительный просмотр:

https://detskiy-sad.com/wp-content/uploads/2021/10/let-fon-text6.jpg

МДОАУ «Детский сад №33»

Конспект тренинга

с педагогами

«Путь к себе»

                            Подготовила и провела: Сапогова О. В.

г. Оренбург, январь 2023г.

Цель: продолжение знакомства педагогов с метафорическими ассоциативными картами как уникальным и профессиональным помощником в работе и личностном самопознании.

Задачи:

 - развивать навыки профилактики синдрома хронической усталости и профессионального выгорания;

- способствовать самопознанию педагогов, личностному самораскрытию, позитивному восприятию воспитанников;

- формировать благоприятный психологический микроклимат;

- поиск собственных ресурсов.

Материал: презентация, метафорические карты К. Крюгер «Она», «Я и все-все-все», «Все в моих руках», «Расправляя крылья…», 4 карты «Сказочные герои».

Место проведения: музыкальный зал.

Продолжительность тренинга: 1,5 – 2 часа.

Организатор: педагог – психолог.

Участники тренинга: педагоги ДОО.

Ход тренинга:

Вступление:

 - Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я очень рада вас видеть сегодня! Дата нашей встречи выбрана не случайно. Ведь сейчас время сказок и чудес, когда то, что мы запускаем в космос, слышит и исполняет Вселенная. Поэтому, мы будем продолжать познавать свои ресурсы и скрытые возможности. А помогут нам в этом наши волшебные карты.

Ведущий предоставляет все колоды МАК.

Работа с колодой МАК «Сказочные герои»

 - Загадайте цифру от 1 до 4.

Участники загадывают числа. Включаются первые 4 слайда.

 - А теперь познакомьтесь с героями, которые спрятаны под цифрами. Подумайте, какие качества объединяют вас и вашего героя? Что у вас общего?

Педагоги высказываются.

 - Каждый сказочный герой соответствует определенному архетипу. Познакомьтесь с ними. Подумайте, есть ли совпадения с вашим представлением о себе.

1.«Буратино» часто противоречит самому себе, обладает детской энергией, в бессознательных порывах не всегда соблюдает правила, часто не признает общепринятые нормы. Этот человек может сделать что-либо неожиданное, нестандартное, креативное. В большинстве случаев действует интуитивно. Буратино преодолевает любые препятствия и тернии, и из любой беды его выручают внешние силы, которые всегда приходят ему на помощь. Этот человек всегда готов к познанию нового, даже изотерического (чего-то волшебного). Он очень общительный, эмоциональный, верный друзьям, которых у него достаточно много. Такой человек с лёгкостью адаптируется в любых ситуациях.

2. «Баба Яга» - этот герой трудолюбивый, имеет твердую волю и самоконтроль. Терпеливо переносит все житейские тяготы. С юмором и мудростью относится к неурядицам. Развита смекалка и интуиция, умение прислушиваться к себе, своим ощущениям. Обладает природным чутьем и умением разбираться в людях, чувствовать правду и ложь. Часто в лечении использует нетрадиционную медицину, травы. Такие люди могут обладать даром предвидения, умением снимать боль, или давать правильные и дельные советы.

3. «Конек Горбунок» - этот сказочный персонаж всегда держит свое слово, никогда не бросает «слов на ветер».  Пусть он не всегда красив снаружи, но обладает прекрасной и частой душой. Это добрый и верный друг, «надежное плечо». Очень любознательный и начитанный, прекрасный собеседник, лучший компаньон. Одно из качеств – повышенная работоспособность, трудолюбие. Может взвалить на себя ношу тяжелее себя в несколько раз. И обязательно справится со взятыми обязательствами, не смотря на тяготы.

4. «Огневушка Поскакушка» - это непростой персонаж, сочетающий в себе и добро и зло. Веселый добрый жизнерадостный человек. Но настроение его очень переменчивое, поступки импульсивные, от самых бескорыстных (может легко отдать последние деньги или вещи), до достаточно жестких (все зависит от настроения и от отношения к человеку). Этот человек всегда идет на помощь нуждающимся и страдающим, не жалея не сил, не  средств. Но если чувствует неискренность, или ложь, никогда не проникнется сочувствием к данному человеку. Такой человек реагирует на смену погоды, сезонность. Любит тепло и солнце. Даже настроение его зависит от изменений погоды.

Показываются еще 4 слайда. Обсуждается есть ли совпадения. 

Игра «Девочка и мечта»

- Я предлагаю нам сочинить вместе сказку, используя карты.

Ведущий читает первое предложение. После этого первый участник вытаскивает карту и, глядя на нее, начинает  рассказ, исходя из ассоциаций, которые вызывает у него рисунок или текст.

После этого читаем второе предложение, второй участник вытаскивает вторую карту и продолжает рассказ. И так далее…

Девочка и мечта

Жила-была девочка. Вот такой она была...

И была у нее мечта...

Сначала она думала, что никогда не сможет ее осуществить, потому что…

И еще она боялась, что если получит то, о чем она мечтает, то…

Но однажды повстречалась ей мудрая женщина и сказала, что…

Девочка не отнеслась к ее словам всерьез, но потом с ней случилось вот что…

И это научило ее тому, что…

И вдруг девочка поняла, что сможет осуществить свою мечту вот так…

И для этого ей пришлось сделать вот что…

А результат получился такой…

И когда девочка поняла, что…

Она стала делать еще и вот что…

И получилось из этого вот что…

 - Какая чудесная история получилась у нас!

Работа с двумя колодами МАК в слепую

 - Предлагаю взять 4 карты в слепую, три положить по порядку, а одну над ними. А теперь с права на лево вскрываем карты: 1 – символизирует недавнее прошлое, 2 – это ваше настоящее, 3 – недалекое будущее, а 4 – с чем вы остаетесь (ваш ресурс).

Желающим предлагают высказаться и объяснить полученный результат.

Упражнение «Научись у братьев меньших» МАК «Расправляя крылья…».

 - Уважаемые коллеги, хочу познакомить вас с новой колодой МАК «Расправляя крылья». Она состоит из животных. Предлагаю вам вытянуть карту в слепую и ответить на вопрос, «Чему вас и педагогов вашей группы учит этот персонаж?».

Участники группы по очереди вытягивают по одной карте и говорят о том, чему стоит научиться им самим и их коллегам по группе у этого персонажа (если на карте несколько персонажей, то у каждого).

Заключение

Рефлексия:

 - Наша встреча подходит к концу. Прошу вас высказать свое мнение о ней. Что было полезно, ново, интересно??

Участники высказываются и подводится итог работы.

 Минутка сладости:

- Я уже говорила, что сейчас волшебное время, время гаданий, загадывания желаний. Предлагаю вам в конце встречи взять конфетку с предсказаниями. Ну, а я желаю всем сказочных желаний, исполнения мечты, приятных моментов.