Разноуровневые задания

Разноуровневые задания

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические разноуровневые задания по химии на тему: «Кислоты» (8 класс)

Задание 1. Выполните задание «Письмо с дырочками» по теме «Кислоты в природе». Впишите пропущенные слова и формулы.

Кислоты-это__________________ вещества, молекулы которых состоят из атомов ____________________и ___________________. Кислоты довольно широко распространены в природе. Большое количество кислот мы употребляем в пищу, как продукты питания кислого вкуса — ____________, ___________, ___________________ и ______________________, в которых содержатся различные кислоты. Многим из вас, конечно же, кислый вкус не очень нравится, но кислые продукты необходимы ________________ так же, как и _______________. В природе содержатся эти полезные кислоты. Наиболее часто они образуются в растениях и содержатся в их ___________ или _______________, которые мы употребляем в пищу. В разных растениях образуются разные кислоты: в лимонах — _________________, в яблоках — ____________, а в щавеле — ________________. Известны также природные кислоты, которые содержатся в организмах некоторых насекомых, например муравьев (___________________). __________________ кислота, придающая кислый вкус кефиру, образуется при скисании молока или капусты, а уксусная кислота — при скисании _____________. Все эти кислоты относятся к органическим кислотам. Существуют также неорганические кислоты, которые также встречаются в природе. Например, сероводородная (_____ _____) и угольная (__________) кислоты содержатся в водах некоторых минеральных источников. Соляная кислота (HCl) входит в состав _____________________ человека. __________ и _____________ кислоты в небольших количествах встречаются в дождевой воде («кислотные дожди»). Задание 2. Напишите формулы кислот, названия которых:

Соляная

Кремневая

Серная

Плавиковая

Сернистая

Угольная

Сероводородная

Азотистая

Фосфорная

Бромоводородная

Азотная

Хлороводородная

Задание 3. Заполни кластер по теме «Классификация кислот».


Задание 4. Закончи уравнения и расставь коэффициенты:
HCl+Mq= H2SO4+Zn=
H2SO4+Al= H2SO4+Cu=
HCl+Cu= H3PO4+Mq=
H2SO4+Fe= H3PO4+Au=
H3PO4+Aq= HCl+Fe=
H3PO4+Na= HCl+Li=
Задание #1056;ешите задачи:
А. Сколько молей хлорида бария образуется при взаимодействии сульфата натрия массой г с соляной кислотой?
Б. Вычислите количество вещества, которое составляют 49 мг серной кислоты. Сколько атомов водорода будет содержаться в этой порции кислоты?

В. Вычислите количество вещества, которое составляют 63 г азотной кислоты. Сколько атомов водорода будет содержаться в этой порции кислоты?

Задание 6. Заполните таблицу, вписывая в ячейки «+» или «-».

Свойства вещества

Название кислоты

серная

угольная

соляная

серная

сернистая

азотная

кремневая

Не существует в свободном виде

Бесцветная жидкость

Нерастворима в воде

Концентрированная кислота обугливает органические вещества

Растворы изменяют окраску лакмуса

Концентрированная кислота поглощает влагу из газов

Концентрированная кислота дымит на воздухе

Задание 7. Найдите простейшие формулы кислот, имеющих следующий состав:
W (H) =, W (O) =, W (N) =,

Задание 8. Составь «Ромашку Блума» по теме «Кислоты».
Задание 9. Оцени ситуацию, дав развернуты й ответ.
Кошка получила химический ожог лап предположительно серной кислотой. Что необходимо сделать в данной ситуации?



Предварительный просмотр:

Химические свойства щелочных металлов (9 класс)


Вариант 1.


1. Напишите уравнения реакций, в которых взаимодействует натрий с:
а) хлором б) кислородом в) водой.
2. Составьте уравнения возможных химических реакций между натрием и:
а) кислородом б) гидроксидом натрия в) соляной кислотой г) хлором д) хлоридом калия е) водой.
3. К одной из окислительно-восстановительных реакций составьте электронный баланс.
4. Сделайте вывод, какие характерные химические свойства натрия являются общими для всех элементов
I группы главной подгруппы П. С. Х. Э. Д. И. Менделеева.


Вариант 2.


1. Напишите уравнения реакций, в которых взаимодействует барий с:
а) серой б) кислородом в) водой.
2. Составьте уравнения возможных химических реакций между барием и:
а) соляной кислотой б) водой в) гидроксидом натрия г) кислородом д) хлоридом натрия е) серой.
К одной из окислительно-восстановительных реакций составьте электронный баланс.
3. Сделайте вывод, какие характерные химические свойства бария являются общими для всех элементов
II группы главной подгруппы П. С. Х. Э. Д. И. Менделеева.

Щелочные металлы (9 класс)


1 уровень


1. Щелочные металлы проявляют степень окисления:
а) + 1 б) + 2 в) + 3.
2. В ряду Li
Na K Rb Cs металлические свойства:
а) увеличиваются б) уменьшаются в) не изменяются.
3. В ряду K
Na Li плотность:
а) уменьшается б) увеличивается в) не изменяется.
4. Щелочные металлы встречаются в природе:
а) в свободном виде б) в составе оксидов в) в составе солей.
5. Щелочными металлами являются:
а) Ca б) К в)Cu г) Li.


2 уровень


6. Атомный радиус у щелочных металлов сверху вниз в группе:
а) увеличивается б) уменьшается в) не изменяется.
7. Электронная формула атома 1s
22s22p63s1 соответствует
элементу:
а) Li б) Na в) К.
8. В ряду элементов K
Na Li электроотрицательность:
а) не изменяется б) увеличивается в) уменьшается.


3 уровень


9. Электронной конфигурации иона К
+ соответствует формула:
а) 1s
22s22p63s1 б) 1s22s22p63s23p64s1 в) 1s22s22p63s23p6.
10. Все элементы семейства щелочных металлов относятся к:
а) р – элементам б) s – элементам в) d – элементам.


Задачи на растворы (8 класс)

Вариант – 1 (облегченный)

  1. Сколько поваренной соли (г) содержит 20% раствор массой 500 г.?
  2. В 80 г. воды растворили 20 г. хлорида калия. Какова массовая доля соли в полученном растворе?

Вариант –2 (средней сложности)

  1. Сколько соли и воды в (г) потребуется для приготовления 300 г. 15% раствора?
  2. Смешали 250 г раствора гидроксида натрия с массовой долей 16% и 300 мл раствора (p= 1,2 г/мл) с массовой долей того же вещества 20%. Рассчитайте массу гидроксида натрия в полученном растворе.

Вариант – 3 (усложненный)

1. Какую массу поваренной соли следует растворить в 250 г раствора этой соли с массовой долей 10% для получения раствора с массовой долей 18%?

2. Из 150 г раствора хлорида натрия с массовой долей 5% выпарили 10 г воды и добавили 5 г той же соли. Какова массовая доля соли в полученном растворе?


Азотная кислота (9 классс)

Вариант 1

1 уровень.

  1. По числу атомов водорода азотная кислота:

а) одноосновная б) двухосновная в) трёхосновная

  1. В твёрдом состоянии азотная кислота имеет кристаллическую решетку: а) атомную б) молекулярную в) ионную

  1. Характеристикой для азотной кислоты являются физические свойства: а) жидкая; б) окрашенное вещество; в) с едким запахом; г) малорастворимая в воде.
  2. Индикатор метиловый в растворе азотной кислоты становится:

а) синим б) жёлтым в) красно-розовым

2 уровень

5. Проявляя свойства кислот, азотная кислота может взаимодействовать с: а) P2O5 б) KOH в) HCl г) CuO

6. При взаимодействии с металлами азотная кислота выполняет функции: а) окислителя б) восстановителя в) пассивирующего вещества

7. Концентрированная азотная кислота при обычных условиях реагирует с: а) Mg б) Al в) Zn г) Au

3 уровень

8. Взаимодействие медных опилок с концентрированной азотной кислотой приводит к образованию:

а) N2O б) NO в) NO2 г) NH3

9. Каким образом разбавленную азотную кислоту можно отличить от разбавленной серной кислоты:

А) по цвету б) по изменению окраски лакмуса в) по действию на щёлочь, г) по действию на металл медь


Азотная кислота (9 класс)

Вариант 2.

1 уровень

1. Среди предложенных формула азотной кислоты:
а) HNO
2 б) HNO3 в) H2N2O2

2. Степень окисления азота в азотной кислоте:

а) + 3 б) +4 в) + 5

3. В молекуле азотной кислоты присутствует связь:

а) ковалентная б) ионная в) металлическая

#1055;ри растворении в воде азотная кислота диссоциирует с образованием:
а) Н
+ б) Н2О в) ОН-

2 уровень

5. Проявляя свойства кислот, азотная кислота может взаимодействовать с:

а) Cu(OH)2 б) CO2 в) K2CO3 г) H2SO4


6. При взаимодействии с неметаллами азотная кислота всегда:

а) восстановитель б) окислитель в) пассивирующее вещество


7. Концентрированная азотная кислота при обычных условиях не реагирует с:
а) Fe б) Ag в) Al г) Сu

3 уровень

8. Взаимодействие медной стружки с разбавленной азотной кислотой приводит к образованию газа:

а) N2O б) NO в) NO2 г) NH3


9. Сырьём для производства азотной кислоты является:

а) азот, полученный перегонкой воздуха б) аммиак в) оксид азота (v)


9 КЛАСС

Вычисление массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного

Вариант 1

А) Из азота массой 5,6 кг. получили 5 кг. аммиака. Вычислите массовую долю выхода аммиака в данной реакции от теоретически возможного.

Б) при взаимодействии 2,24 л. аммиака (н.у.) с соляной кислотой получено 5 г. хлорида аммония. Вычислите массовую долю выхода хлорида аммония от теоретически возможного.

В) Вычислите объём аммиака, который может быть получен из 32 л. водорода и 10 л. азота (н.у.). Выход продукта реакции от теоретически возможного составляет 11%.

Вариант 2

А) Из азота объёмом 44,8 л был синтезирован аммиак объёмом 80 л. Какова объёмная доля (в %) выхода аммиака к теоретическому?

Б) Вычислите объёмную долю выхода аммиака (н.у.), если в реакции обмена участвовало 10,7 г. хлорида аммония с гидроксидом кальция и было получено 4 л. аммиака.

В) При пропускании аммиака через раствор азотной кислоты массой 63 кг. с массовой её долей 50% был получен нитрат аммония массой 38 кг. Какова массовая доля (в %) выхода этой соли к теоретической?

Вариант 3

А) Из азота массой 56 кг. был получен аммиак массой 48 кг. Какова массовая доля (в %) выхода аммиака к теоретическому?

Б) Вычислите массу нитрата аммония полученного при взаимодействии 448 л аммиака (н.у.) и раствора азотной кислоты. Учтите, что массовая доля выхода нитрата аммония от теоретически возможного равна 98%.

В) какую массу сульфата аммония можно получить при взаимодействии 21 г. серной кислоты с 6,72 л. аммиака, если выход полученной соли составляет 80% от теоретически возможного.

Вариант 4

А) Из азота объёмом 11,2 л. был синтезирован аммиак объёмом 20 л. Какова объёмная доля (в %) выхода аммиака к теоретическому?

Б) Сколько хлорида аммония можно получить из 5,6 л. аммиака, если выход хлорида аммония составляет 70% по сравнению с теоретическим.

В) При пропускании аммиака через 210 г. 60% раствора азотной кислоты был получен нитрат аммония массой 148 г. Каков выход нитрата аммония составляет по сравнению с теоретическим?


9 КЛАСС

Вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси.

Вариант 1

А) Вычислите, какой объём (н.у.) углекислого газа можно получить из известняка массой 500 г, в котором массовая доля карбоната кальция составляет 80 %.

Б) При обработке соляной кислотой природного известняка массой 30 кг получен оксид углерода (IV)? , его объём 5,6 м3 (н.у.). Вычислите массовую долю карбоната кальция в природном известняке.

В) При обжиге 1 кг известняка, содержащего 10 % примесей, получили 0,17 м3 углекислого газа. Вычислите объёмную долю выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Вариант 2

А) Рассчитайте массу оксида магния, который образуется при обжиге карбоната магния массой 200 г, содержащего 10 % примесей.

Б) При обжиге известняка массой 500 кг получили 103 м3 углекислого газа. Вычислите массу примесей в этом известняке.

В) При обжиге 560 г известняка, содержащего 10 % примесей, получили оксид кальция, который затем поместили в 10 % раствор соляной кислоты массой 730 г. Вычислите массу полученной соли.

Вариант 3

А) Вычислите какой объём углекислого газа (н. у.) выделиться при обжиге 600 кг известняка с массовой долей примесей 10 %?

Б) При обжиге природного известняка массой 260 кг получили 112 кг оксида кальция. Вычислите массу и массовую долю карбоната кальция в этом известняке.

В) При обработке соляной кислотой природного известняка массой 500 кг, содержащего 10 % примесей, получили 75 м3 углекислого газа. Вычислите объёмную долю выхода продукта реакции.

Вариант 4

А) Вычислите, какой объём углекислого газа (н.у.) выделится при обжиге 500 кг карбоната магния с массовой долей примесей 8 %?

Б) Вычислите массовую долю примесей в природном образце карбоната магния, если известно, что при разложении 200 г этого образца получен оксид магния массой 80 г.

В) При обжиге 280 г известняка, содержащего 10 % примесей, получили оксид кальция, который затем поместили в 10 % раствор соляной кислоты массой 730 г. Вычислите массу полученной соли.



Предварительный просмотр:

Описание: L01p1p02

Компетентностно-ориентированные задания по химии

Из опыта работы

Выступление на педагогическом совете

Учитель химии МБОУ «Средняя школа №7»

Город Нижневартовск

Красавина Е.Ф.

  1. В образовательной системе наблюдается смена знаниевой парадигмы компетентностной. При компетентностно-ориентированном подходе акцент делается на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в реальных ситуациях.

В обучении химии, в заданиях по химии чаще используются задания и задачи, слабо связанные с повседневной жизнью. Основным результатом деятельности школы должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации.

Полученные знания учащиеся должны уметь применять для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решать практические задачи в повседневной жизни. Как показывает практика, с настоящее время многие учащиеся успешно выполняют задания на воспроизведение знаний, но затрудняются применить их в ситуациях, близких к реальной жизни. Таким образом, компетентностно-ориентированный подход позволяет решить эту проблему.

. Применение компетентностно-ориентированных заданий позволяют в значительной степени активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, развивать интерес к предмету.

Также компетентностно - ориентированные задания позволяют активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы, изменив позицию и характер деятельности учителя, изменив характер взаимоотношений между учителем и учеником.

Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроке позволяют учителю решить одновременно несколько задач:

  • оценить уровень развития информационной компетенции учащихся, т. е насколько ученик в состоянии разобраться в тексте и выбрать из него необходимую информацию;
  • оценить уровень развития предметных знаний и умений;
  • оценить уровень развития общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, познавательных, культуру письменной и устной речи и т. д.);
  • оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимых для достижения поставленной цели в задании;
  • формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции.

  1. Структура КОЗ

Предлагаю вам ознакомиться со структурой КОЗ.

Компетентностно-ориентированные задания интересны тем, что начинаются со стимула, который мотивирует учащихся на выполнение деятельности, эмоционально насыщает урок.

Задачная формулировка точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания.

Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания.

Инструмент проверки. Определяет количество баллов за каждый этап деятельности.

Бланк для выполнения задания задаёт структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания.

СЛАЙД 5, 6, 7. Предлагаю вашему вниманию компетентностно – ориентированное задание по химии.

СЛАЙД 8. Компетентностно – ориентированные задания можно использовать и на различных этапах урока, и в качестве домашнего задания.

Таким образом, организованная работа над компетентностно-ориентированными заданиями позволяет формировать основы компетенций. Урок становится интересным, компетентностным. Учащиеся активно работают, учитель оказывает консультационную помощь.

СЛАЙД 9. А ТЕПЕРЬ ПЕРЕЙДЁМ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ.

На начальном этапе использования технологии потребуется некоторое дополнительное время для подготовки учителя к уроку по сравнению с информационным изложением «готовых» знаний. Но это полностью окупится сформированностью интеллектуальных умений, носящих обобщенный характер и свидетельствующих об умственном развитии ребенка.

СЛАЙД 13. Мы учим не для школы, а для жизни. Не просто дать знания, а научить учиться – вот наша задача.

Компетентностно-ориентированное задание по химии

для 8 класса по теме «Физические явления в химии».

Предметная компетентность

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.

Задание может быть дано

Во 2-й четверти 8 класса

Реальные объекты действительности

загрязненная поваренная соль.

Межпредметные связи

С биологией , физикой..

Проблемные ситуации

Многодневный поход: неосторожность дежурного.

Источники

Учебник химии 8 класс

Ключевые компетентности

Информационная компетентность, извлечение первичной информации.

Компетентность решение проблем, планирование ресурсов.

Стимул

Вы с классом пошли в многодневный поход. На ночлег остановились у болота. Дежурный поспешил с приготовлением ужина и рассыпал всю соль. Поблизости нет источника чистой воды, соль с землей, а есть очень хочется. Что делать? На счастье среди вас есть химик-любитель, который никогда не расстается с учебником.

Задачная формулировка

Бегло(3-5 мин) просмотрите в учебнике материал §26. Составьте план ваших действий по очистке соли, запишите его в тетрадь

Источник

Химия 8 класс.

Бланк ответа

Смесь веществ

Способ очистки

Необходимое оборудование

Модельный ответ

Смесь веществ

Способ очистки

Необходимое оборудование

Поваренная соль с землей

Растворение

Фильтрование

Выпаривание

Емкость

Мох или вата, бинт, емкость, активированный уголь

Емкость, костер,

Шкала оценивания

Правильно названы все способы очистки -5б

Правильно названо все оборудование – 10б

Итого – 15б

15б – «5»

10-14б – «4»

7-13б – «3»

Менее 7б – «2»

Компетентностно-ориентированное задание по химии

для 8 класса по теме «Химические реакции».

Предметная компетентность

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.

Задание может быть дано

В 1-й четверти 8 класса

Реальные объекты действительности

Межпредметные связи

С биологией , физикой..

Проблемные ситуации

Умение учащихся различать признаки химических реакций и проведение химических реакций в лабораторных условиях.

Источники

Учебник химии 8 класс

Ключевые компетентности

Информационная компетентность, извлечение первичной информации.

Компетентность решение проблем, планирование ресурсов.

Стимул

В школе проходит декада естественных наук. Ваш класс принимает участие во внеклассном мероприятии по химии. Необходимо подобрать и показать различные химические реакции.

Задачная формулировка

Задание: Из предложенных графических изображений выберите те, которые соответствуют химическим реакциям. Укажите признаки химических реакций. Результат представьте в виде таблицы.

Источник

Химия 8 класс.

Бланк ответа

№ изображения

Признаки реакции

№1L11p2p04

№2

№3

L13p3p01№4

L23p7p00№5

№6

Модельный ответ

№ изображения

Признаки реакции

1

Изменение окраски

5

Образование осадка

6

Выделение тепла, света

Шкала оценивания

Правильно названы все признаки реакций -5б

Правильно названы химические реакции , умение различать химические реакции – 5 б

Итого – 10 б

10б – «5»; 9-8 б – «4»; 5-7 б – «3»; Менее 5 б – «2»

Компетентностно-ориентированное задание по химии

для 8 класса по теме «Реакция нейтрализации».

Предметная компетентность

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.

Задание может быть дано

Во 4-й четверти 8 класса

Реальные объекты действительности

Индикаторы , кислоты , основания.

Межпредметные связи

С биологией ,историей.

Проблемные ситуации

Применение индикаторов для определения рН среды растворов.

Источники

Учебник химии 8 класс

Ключевые компетентности

Информационная компетентность, извлечение первичной информации.

Компетентность решение проблем, планирование ресурсов.

Стимул

В далекие времена люди считали, что всемогущие, сверхъестественные силы могут сделать все. Священнослужители, для убеждения верующих в чудесах, проделывали следующее: медленно, торжественно, с молитвами чистая вода наливается в сосуд, где она немедленно краснеет, приобретая цвет вина. Это "вино" выливают в другой прозрачный сосуд, где происходит его обесцвечивание. "Вино" не дается для пробы на вкус, а любопытство верующих удовлетворяется только изменением цвета жидкости.

Задачная формулировка

Для ответа на этот вопрос выполните задание, следуя инструкции.

Инструкция.

1. В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Какую окраску приобрел раствор?

2. С помощью пипетки к полученному раствору постепенно прибавьте 2мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете?

Отчет о выполненной работе занесите в таблицу.

Источник

Химия 8 класс. П.39 лабораторный опыт №19

Бланк ответа

Реактивы (формула и название вещества)

Уравнения химической реакции.

Наблюдения

Вывод

Модельный ответ

Реактивы (формула и название вещества)

Уравнения химической реакции

Наблюде-ния

Вывод

NaOH-гидроксид натрия

Раствор приобрел красную окраску

В щелочной среде фенолфталеин приобретает красную окраску

NaOH-гидроксид натрия

HCl - соляная (хлороводородная) кислота

NaOH + HCl =NaCl +H2O

Раствор обесцветился

При взаимодей-ствии основа-ния и кислоты происходит реакция нейтра-лизации, в результате раствор обесцве-чивается

Шкала оценивания

3 балла – таблица заполнена полностью, нет ошибок и неточностей, при выполнении опытов соблюдены правила техники безопасности, нет ошибок.

2 балла – в таблице есть пропуски, в ответах допущена неточность, есть ошибки по проведении эксперимента.

1 балл – в таблице более 3 пропусков, в ответах допущена неточность, есть ошибки по проведении эксперимента.

0 баллов - таблица не заполнена, много ошибок.

Компетентностно-ориентированное задание по химии

для 9 класса по теме «Галогены».

Предметная компетентность

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.

Задание может быть дано

Во 2-й четверти 9 класса

Реальные объекты действительности

Нехватка галогенов в организме вызывает различные заболевания у здоровых людей. Роль галогенов. Содержание в продуктах питания.

Межпредметные связи

С биологией , географией.

Проблемные ситуации

Роль йодированной соли. Нехватка и избыток микроэлементов в организме человека. Профилактика заболеваний.

Источники

Учебник химии 9 класс

Ключевые компетентности

Информационная компетентность, извлечение первичной информации.

Компетентность решение проблем, планирование ресурсов.

Стимул

Известно, что галогены – ядовиты, но вместе с этим они необходимы для нормальной жизнедеятельности организма.

Задачная формулировка

С помощью текста из источника информации, составьте схему-кластер “Биологическая роль галогенов”.

Заполнение и представление схемы.

Дополнительные вопросы:

– В каком виде галогены содержатся в организме человека?

– Каково физиологическое действие галогенов на организм?

Источник

#1061;имия 9 класс. П.24

#1041;иологическая роль химических элементов.

ИОД

Йод в довольно большом количестве содержится в морской капусте, кальмарах, креветках, морской рыбе. Есть он также в хлебобулочных изделиях, молочных продуктах. Суточная потребность в йоде для взрослого здорового человека составляет 0,1-0,2мг. Есть места, где содержание йода заметно снижено в почве, воде, местных пищевых продуктах. Это вызывает развитие эндемического зоба, характеризующееся нарушением синтеза гормонов щитовидной железы, что сопровождается вялостью, сонливостью, апатией, нарушением обмена веществ. Для профилактики этого заболевания в питании населения этих мест используется иодированная поваренная соль. При значительном дефиците в рационе йода, кобальта, меди, марганца нарушается обмен витамина С, снижается количество эритроцитов крови.

ХЛОР.

С поваренной солью в организм человека поступает и хлор. Суточная потребность в нем составляет примерно 5г. Физиологическое значение этого элемента связано с его участием в регуляции вводно-солевого обмена и осмотического давления в тканях и клетках. Хлор входит в состав соляной кислоты желудочного сока. Хлор участвует в проведении нервных импульсов, активизирует работу пищеварительных ферментов желудочного сока.

ФТОР

Фтор принимает участие в образовании костей и зубов. Суточная потребность в нем не установлена. Основным источником фтора является питьевая вода, содержащая обычно около 1мг этого элемента на 1л. Богата фтором рыба (особенно треска и сом), орехи и печень. В местности, где содержание фтора в питьевой воде ниже 0,5мг/л, ее обычно фторируют для профилактики кариеса зубов. Избыточное поступление в организм фтора вызывает развитие флюороза, которое проявляется крапчатостью зубной эмали.

БРОМ.

Соединения брома регулируют процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы, поэтому для лечения нервных болезней (бессонницы, истерии, неврастении и т. д.) врачи прописывают бромсодержащие препараты. Бром активно накапливают морские водоросли и морские организмы. Именно море служит главным поставщиком брома. Подсчитано, что ежегодно вместе с морской водой в воздух переходит около 4 млн. т. брома. Это одна из причин, почему так полезно дышать морским воздухом. Бром применяется в медицине для лечения ожирения, в ультрамалых дозах лечит эндокринные заболевания.Содержание брома в организме человека (массой 70кг) составляет 260 мг.

Бланк ответа

Содержание элемента в организме

Продукты питания, содержащие элемент

Биологическая роль элемента

Шкала оценивания

  • содержание элемента в организме – 2 балла;
  • биологическая роль элемента в организме человека – 2 балла;

- продукты питания, в которых содержится данный элемент – 2 балла.

Компетентностно-ориентированное задание по химии

для 9 класса по теме «Реакции ионного обмена».

Предметная компетентность

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.

Задание может быть дано

Во 1-й четверти 9 класса

Реальные объекты действительности

Образование осадка, выделение газа. Объяснение этих явлений. Удивить присутствующих в зале проводимыми опытами.

Проблемные ситуации

Умение учащихся проводить опыты используя химические реактивы – грамотно, обоснованно. Умение пользоваться таблицей растворимости.

Ключевые компетентности

Информационная компетентность, извлечение первичной информации.

Компетентность решение проблем, планирование ресурсов.

Стимул

Вам известно, что в нашей школе проводится неделя химии и биологии. Вам предстоит подготовить несколько опытов для вечера «Чудеса химии». Они должны быть с внешними эффектами.

Выбрать опыты вам помогут открытия учёных, которые выявили внешние признаки реакций, называемых реакциями ионного обмена.

Задачная формулировка

Задание: Выполнить следующие опыты и определить признаки реакций ионного обмена, которые вы сможете продемонстрировать на вечере «Чудеса химии».

1. Возьмите раствор хлорида бария (BaCl2) и прилейте к нему раствор серной кислоты (H2SO4) . Что наблюдаете? Оформите свои наблюдения в таблице. Пользуясь таблицей «Растворимость кислот, оснований, солей в воде», определите, какое вещество выпало в осадок, подчеркните формулу этого вещества.

2. Возьмите раствор сульфида калия (K2S) и прилейте к нему раствор соляной кислоты (HCl) . Что наблюдаете? Оформите свои наблюдения в таблице. Пользуясь таблицей «Растворимость кислот, оснований, солей в воде», определите, какое вещество выделилось в виде газа, подчеркните формулу этого вещества..

3. Возьмите раствор гидроксида натрия (NаОН) и прилейте к нему раствор фенолфталеина. Что изменилось? Затем добавьте раствор серной кислоты (H2SO4). Что наблюдаете? Оформите свои наблюдения в таблице. Почему данная реакция называется реакцией нейтрализации?

Источник

#1053;. Нугуманов, Р. Жумадилова, Ж. Кембебаева, учебник химии 9 класс, Алматы «Мектеп», 2009

#1042;иртуальная школа Кирилла и Мефодия, Уроки Кирилла и Мефодия 9-9 класс (химия), Москва, 2004

Бланк ответа

#1047;аполните таблицу:

№ опыта

Что делаю

Что наблюдаю

1

2

3

#1047;апишите вывод: Признаками реакций ионного обмена являются (продолжите):

_____________________________________________________________________________

#1056;еакция нейтрализации относится к реакциям ионного обмена, т.к. в результате её образуется (продолжите) ______________________________________________________________________

Модельный ответ

Опыт №

Что делаю

Что наблюдаю

Уравнение реакции

1

К р-руBaCl2 приливаю р-р H2SO4

Выпал белый осадок

BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2НCl

2

К р-ру K2S приливаю р-р HCl

Выделился газ

K2S + 2HCl = 2KCl + H2S.

3

В р-р NаОН капаю несколько капель р-ра фенолфталеина.

Затем добавляю р-р H2SO4.

Малиновый раствор

Малиновый р-р обесцветился

2NаOН + H2SO4 = Nа2SO4 + 2H2О

Вывод: Признаками реакций ионного обмена являются (продолжите): выпадение осадка, выделение газообразного вещества, образование малодиссоциирующего вещества.

Реакция нейтрализации относится к реакциям ионного обмена, т.к. в результате её образуется

(продолжите) вода – вещество, малодиссоциирующее на ионы.

Шкала оценивания

Выполняемое задание

Балл

1

Заполнение таблицы

1 опыт

3

2 опыт

3

3 опыт

3

Общее

9

2

Написать вывод

3

3

Дополнить предложение

3

Общий балл

12

12 – баллов – «5»

11 -9 – баллов – «4»

8 – 5 – балла – «3»

Меньше 5 баллов – «2»

Компетентностно-ориентированное задание по химии

для 11 класса по теме «Номенклатура органических веществ».

Предметная компетентность

Применение полученных знаний и умений для названий органических веществ по международной номенклатуре (ИЮПАК).

Задание может быть дано

В 1-й четверти 11 класса

Ключевые компетентности

Информационная компетентность, извлечение первичной информации.

Компетентность решение проблем, планирование ресурсов.

Стимул

Из штата Вашингтон Соединенных Штатов Америки на адрес нашей школы пришло письмо от школьников колледжа, в котором они прислали дидактическую карточку с формулами органических веществ. Они просят помочь назвать эти вещества.

Задачная формулировка

Внимательно рассмотрите дидактическую карточку и дайте ответ на вопросы:

#1050; какому классу относятся эти вещества? Назовите их.

#1047;апишите названия под формулами веществ. Объясните логическую последовательность в составлении названий веществ. Укажите номенклатуру, по которой вы назвали вещества.

#1057;оставьте памятку по названию веществ (памятка – это подробный план последовательных действий по составлению названий веществ: как обозначается главная цепочка атомов углерода; как обозначаются окончания заместителей; что перечисляется в префиксе; как указываются одинаковые заместители и т. д.).

#1055;осле этого вам в парах предстоит оценить работу друг друга. Аргументируйте выставленные отметки. Проверьте, правильно ли названы вещества у товарища. Обсудите, если возникли разногласия, ответив на следующие вопросы: почему название органического вещества начинается с выбора цепочки атомов углерода? Как образуются названия заместителей? Как отражаются в названии заместители?

Дидактическая карточка:

1 вариант : 2 вариант:

С2Н5 СН3 СН3

│ \ ⁄

а) СН3 -— С= С – СН3 а) С=С

│ ⁄ \

С2Н5 СН3 С3Н7

б) СН3 —С=СН2—СН—СН2—СН3 б) СН3—СН2—С=СН—СН3

│ │

С3Н7 С2Н5

Источник

  1. А. Темирбулатова, Н. Нурахметов, Р. Жумадилова, С. Алимжанова, Химия 11 класс (ЕМН), Алмата «Мектеп», 2007
  2. Диск «Ваш репетитор» химия 8-10 класс (1 часть), Москва 2003
  3. Диск «Химия 11 класс», Министерство образования и науки РК, 2003

Модельный ответ

#1050;ласс- ненасыщенные углеводороды (Алкены)

2. 1 вариант: 2 вариант:

С2Н5 СН3 СН3

│ \ ⁄

а) СН3 — С= С – СН3 а) С=С

│ ⁄ \

С2Н5 СН3 С3Н7

3,4-диметилгексен – 3 2,3-диметилгексен – 2

б) СН3 — С= СН— СН2— СН2 — СН3

С2Н53-этилпентен-2

б) СН3—СН2—С=СН— СН3

С3Н7

4-метилоктен-4

Эти названия образованы по международной номенклатуре (ИЮПАК).

#1055;амятка по составлению названия веществ:

#1042;ыбираем самую длинную цепочку атомов углерода.

#1053;умеруем атомы углерода с той стороны, к которой ближе находятся кратные связи.

#1059;казываем корень слова, называя число атомов углерода в цепи греческим числительным.

#1042; суффиксе указываем обозначение кратной связи, ставя через дефис цифрой номер атома углерода, после которого стоит краткая связь.

#1047;аписываем в префиксе через запятую номера атомов углерода, у которых стоят одинаковые заместители.

#1055;осле дефиса указываем количество заместителей и их название, соединяя их с корнем.

Шкала оценивания

Правильно названы все органические вещества -6 б ( по 3 б за каждый ответ а) и б) задания)

Правильно составлена памятка – 6 б ( по 1 баллу за каждый верный ответ)

Итого – 12б; 12 б – «5»; 10-11 б – «4»; 9- 7 б – «3»; Менее 7 б – «2»