Социальному педагогу в работе с детьми
Буду рада, если вы сможете найти для себя полезную информацию!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков.
Для того чтобы эффективно выстроить профилактическую деятельность в образовательной организации и понять в каком направлении осуществлять коррекционную работу необходимо организовать диагностику девиантного поведения ребенка.
Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению, разработанная Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие» в 1992 г., является универсальной методикой выявления предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении подростков.
Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Методика направлена на диагностику следующих взаимосвязанных форм девиантного поведения:
-агрессивное поведение;
-саморазрушающее и самоповреждающее поведение;
- делинквентное поведение.
Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых. Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную.
Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями.
Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.
Тестовые шкалы методики СОП.
1. Шкала установки на социально-желательные ответы.
2. Шкала склонности к преодолению норм и правил.
3. Шкала склонности к аддитивному поведению.
4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
5. Шкала склонности к агрессии и насилию.
6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций.
7. Шкала склонности к деликвентному поведению.
8. Шкала принятия женской социальной роли (только для женского варианта)
Область применения методики.
Опросник СОП может быть использован как самостоятельная психодиагностическая методика, так и в комплексе с другими методиками, направленными на изучение личности подростка. Опросник предназначен прежде всего для решения практических задач в области психодиагностики, а также для исследовательских целей. Содержательная сторона исследуемых психологических феноменов такова, что, если мы рассчитываем обеспечить выполнение соответствующих психометрических требований, то методику целесообразно в данном ее варианте применять для психодиагностики лиц ограниченного возрастного диапазона: подросткового и младшего юношеского возраста (выборка стандартизации - 14-17 лет). В перспективе возможно расширить возрастной диапазон валидного применения методики "вверх" включив в выборку стандартизации старший юношеский возраст, но не "вниз", так как в более младшем возрасте принципиально меняется структура девиантного поведения и соответственно структура мотивов личности ребенка и младшего подростка.
На первоначальном этапе работы был разработан вариант методики СОП, ориентированный на мужскую часть подростковой популяции. Затем была разработана методика, учитывающая особенности структуры и содержания девиантного поведения девушек-подростков. Таким образом, оба варианта методики охватывают всю подростковую популяцию в целом.
Концепция методики.
Учитывая огромную сложность и разнообразие форм проявлений девиантного поведения, а также практическую направленность своей работы, авторы попытались вычленить в качестве объекта приложения диагностических возможностей методики СОП некую относительно законченную часть всей сферы отклоняющегося поведения. Не последнюю роль в этом выборе сыграли как технические ограничения, так и представления авторов о важности для диагностической и коррекционной работы отдельных видов девиантного поведения. В результате из сферы внимания разработчиков в данной методике оказались исключенными собственно криминальное поведение, большая часть суициидального поведения, весь комплекс сексуальных девиаций. По мнению авторов, это слишком объемные, многоплановые явления, требующие специальных психодиагностических инструментов для их изучения. Также данная методика специально не ориентирована на так называемые патологические формы девиантного поведения, которые, как правило, непосредственно связаны с нервно-психическими расстройствами.
В сферу анализа авторы включили поведение, направленное на преодоление каких-либо норм и правил, считая его важной поведенческой характеристикой более обобщенного уровня. Кроме того, в число измеряемых характеристик они посчитали целесообразным включить такую характеристику, как волевой контроль поведенческих проявлений эмоциональных реакций. Так как контроль поведенческих проявлений эмоциональных реакций, в значительной мере является характеристикой, определяющей формы и способы проявления девиантных установок. Учитывая очевидную для испытуемого нормальную и оценочную загруженность большинства шкал и общую направленность методики, авторы посчитали необходимым включить в состав методики шкалу, направленную на изменение готовности испытуемого давать о себе по преимуществу социально-одобряемую информацию.
Тенденция испытуемого давать в этой сфере социально желательные ответы особенно велика. Поэтому данные, полученные по шкале социальной желательности используются для коррекции результатов по содержательным шкалам методики, что позволяет повысить достоверность результатов по содержательным шкалам методики. Кроме того, для женской части подростковой популяции на характер девиантного поведения существенно влияет такая характеристика, как принятие своей женской социальной роли и весь комплекс ожиданий, установок и поведенческих стереотипов, связанных с этим. Это побудило авторов включить в женский вариант методики шкалу, направленную на измерение степени принятия женской социальной роли.
Что же касается собственно психологического феномена, на изучение которого направлена методика, то авторам представляется продуктивной идея, предложенная В.Н. Иванченко, А. Г. Асмоловым, С.Н. Ениколоповым, ввести в контекст анализа противоправного поведения понятие "установка" в его собственно психологическом смысле. В контексте данной работы целесообразно,на взгляд авторов, использовать понятие социальной установки и смысловой установки личности. Установка понимается авторами как готовность (склонность) к определенным образом направленной деятельности, то есть в данном случае к совершению действий, поступков, имеющих девиантный характер.
Разработчиками методики СОП предпринята попытка конструирования психодиагностической методики, охватывающей комплекс взаимосвязанных проявлений отклоняющегося поведения подростков, направленной непосредственно на анализ психологической реальности, скрывающейся за девиантными поведенческими проявлениями, в частности, такого аспекта как личностные и социальные установки подростков в сфере отклоняющегося поведения.
Методика СОП позволяет специалистам, ориентированным на воспитательный процесс, подобрать эффективные формы коррекционной работы с несовершеннолетним.
(Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению)
Для определения уровня агрессивности можно прибегать к разным методикам, однако наиболее информативной из них принято считать опросник Басса-Дарки, который был разработан еще в середине прошлого века.
Данная разработка состоит из семидесяти пяти утверждений, при этом каждое из них отвечает одному из определений форм агрессии либо враждебных реакций. В зависимости от совпадения полученных от человека ответов с предлагаемым ключом, можно подсчитать индексы самых разных видов агрессивности, а кроме того выяснить общий уровень враждебности либо агрессивности.
Данная методика используется для работы с испытуемыми, чей возраст достиг 14 лет.
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
По результатам тестирования педагоги узнают о наличии агрессивных и враждебных реакциях у подростка. С учетом результата, задача педагогов состоит в организации оказания профессиональной помощи несовершеннолетнему, а так же в выборе эффективных форм коррекционной работы. (опросник Басса-Дарки )
Используемая литература:
1. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.362-370
2. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. - М., 2004. С.141-154.
Предварительный просмотр:
Организация индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, находящихся на различных видах профилактического учета.
Основная цель профилактической работы — защита ребёнка, его жизни, достоинства, права на развитие в меняющихся условиях социальной реальности.
Основной инструмент системы профилактики безнадзорности и правонарушений — индивидуальная профилактическая работа. Технология индивидуальной профилактической работы, которая может быть рассмотрена как социально-педагогическая технология, направлена на выведение несовершеннолетних из социально опасного положения.
В деятельности специалистов, ориентированных на профилактическую деятельность, можно выделить следующий функциональный алгоритм по организации индивидуальной профилактической работы:
1. Выявление детей и подростков, находящихся в социально
опасном положении и формирование банка данных.
При формировании банка данных уточняются такие позиции:
- каковы основания постановки ребёнка на учёт;
- какие структуры работают с несовершеннолетним;
- какая работа проводится для разрешения проблемы;
- что ещё можно предпринять для разрешения данной проблемы.
Цель этого этапа — определить, в чём заключаются трудности ребёнка (учебная дезадаптация, неблагоприятная социальная ситуация в семье, проблемное поведение и пр.).
Изучение семейной ситуации проводится после анализа социальных паспортов классов (групп). Социальные паспорта, как правило, содержат информацию о количестве в конкретном классе (группе) детей из семей, по тем или иным показателям попадающих в группу риска. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным и определяться содержанием проблемы. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей и детей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать их к делам школы и класса.
На основании анализа существующей проблемы можно выделить следующие направления профилактической работы образовательного учреждения:
- работа с семьёй (диагностика детско-родительских отношений, типа семьи, оказание различных видов помощи и поддержки семье, постоянный контакт школы с семьёй и т.д.);
- работа с ребёнком (диагностика и изучение личностных особенностей ребёнка, создание ситуации успеха, педагогическая помощь и поддержка, щадящий режим обучения и т.п.)
- работа с педагогическим коллективом образовательного учреждения;
- социально-педагогическое и психологическое сопровождение личности в образовательном учреждении;
- профилактика социально-педагогической запущенности детей и повышение педагогической культуры родителей.
2. Диагностика проблем личностного и социального развития
детей и подростков, включённых в банк данных и попадающих в сферу деятельности системы профилактики.
Специалисты изучают индивидуальные особенности несовершеннолетнего и выявляют его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследует условия и особенности отношений ребёнка.
На втором этапе несовершеннолетние обследуются в зависимости от выявленного фактора риска с использованием подобранных диагностических средств. Такая углублённая диагностика проводится социальным педагогом совместно с психологом.
По необходимости может запрашиваться и анализироваться информация из медицинских учреждений, из подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних, органов социальной защиты и т.д.
Таким образом, по результатам двух этапов диагностики определяется статус ребёнка группы риска, выявляется необходимость диагностической работы с семьёй ребёнка, оказания ему специализированной помощи (медицинской, психологической, социальной). Перед началом индивидуально-профилактической работы специалисты вырабатывают стратегию сопровождения учащегося, формулируют проблемы, с которыми необходимо работать.
3. Разработка программы (плана) индивидуальной профилактической работы.
По результатам диагностики специалисты подбирают психолого-педагогические, социальные средства для организации работы с несовершеннолетним и его семьей.
Индивидуальные программы (планы) должны предусматривать вовлечение несовершеннолетнего и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения несовершеннолетним позитивного опыта разрешения проблем (Приложение №1). Программа (план) индивидуальной профилактической работы утверждается на заседании Совета профилактики.
Программа (план) индивидуальной профилактической работы, как правило, содержит следующие сведения:
- Сведения о несовершеннолетнем и его семье;
- Основания и причины проведения индивидуальной профилактической работы с семьей и несовершеннолетним;
- План мероприятий, сроки, ответственные исполнители;
- Результаты профилактической работы.
4. Реализация индивидуальных программ (планов).
Данная функция предполагает, что члены штаба воспитательной работы:
- распределяют (сообразно целям и задачам программы) участие и ответственность всех привлечённых к реализации программы сторон;
- организуют и исполняют индивидуальные методы и формы работы с несовершеннолетним и его окружением по улучшению трудной жизненной ситуации;
- содействуют в получении несовершеннолетним необходимых видов помощи и поддержки в разрешении трудной жизненной ситуации;
- отслеживают результаты и вносит корректировку в реализацию программы.
5. Анализ эффективности проведенной работы.
По выполнению программы (плана) индивидуальной профилактической работы специалисты оценивают и анализируют результат проведенной работы с несовершеннолетним.
Основным критерием в установлении сроков проведения индивидуальной профилактической работы должна быть сравнительная динамика позитивных изменений в жизни несовершеннолетнего, оказавшегося в социально-опасной ситуации. Минимальный срок для наблюдения динамики позитивных изменений в поведении несовершеннолетнего в соответствии с рекомендациями психологов и социальных педагогов необходимо устанавливать не менее 6-ти месяцев.
Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы:
- уровень жизни семьи доведён до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);
- родители проявляют заботу о детях;
- дети посещают образовательное учреждение;
- уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;
- восстановлены связи семьи с детским лечебным учреждением;
- семья поддерживает контакты с образовательным учреждением, центром социальной помощи и т.д.;
- в социальном окружении семьи появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;
- семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.
Отчет о выполнении программы (плана) индивидуальной профилактической работы и наметившейся динамике в поведении несовершеннолетнего и его семьи заслушивается на заседании Совета Профилактики. После чего Совет принимает следующие решения:
- о продлении сроков проведения мероприятий, предусмотренных программой (планом) индивидуальной профилактической работы;
- о направлении представлений в органы и учреждения системы профилактики по фактам бездействия или ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами в отношении несовершеннолетнего;
- о прекращении индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего и снятии его с учета в связи с успешной ресоциализацией.
Кроме того, основаниями прекращения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего и снятии его с учета может быть выезд несовершеннолетних на другое постоянное место жительство, достижение ими совершеннолетия и т.п.
Приложение №1
Утверждено на заседании Совета профилактики 2 сентября 2014 г.
Примерная программа (план) индивидуальной профилактической работы
с учащимся
Ивановым Денисом Андреевичем, учеником 11 «Б» класса
сроком на с 02.09.2014 г. по 23.12.2014 г. (затем вносятся коррективы)
Описание проблемы поведенческие нарушения, проявляющиеся в форме асоциального поведения (распитие алкогольных напитков, воровство)
Цели: сформировать положительные черты характера т качества личности, исключить асоциальное поведение
Задачи: 1) формирование моральных представлений; 2) воспитание негативного отношения к вредным привычкам
Исполнитель | Содержание и формы работы | Сроки проведения | Отметка о выполнении | Результаты, выводы |
социальный педагог | Работа с подростком: - осуществление контроля за посещаемостью и успеваемостью ученика; - контроль за внеурочной занятостью, в каникулярный период;
- Занятие в клубе «Подросток и закон». Работа с родителями: - Привлечение к мероприятиям родительского всеобуча;
| В течение учебного года Постоянно Сентябрь Октябрь Октябрь Ноябрь Ноябрь Декабрь Согласно графика Сентябрь Декабрь Ноябрь | ||
Педагог-психолог | Работа с подростком: 1. Индивидуальная консультация по результатам психодиагностического исследования личности; 2. Индивидуальное занятие «Какой Я? Я и другие», направленное на формирование стремления к самопознанию и самовоспитанию; 3. Индивидуальное занятие «Мои чувства и эмоции», направленное на осознание проявления эмоций (особенно чувства тревоги); принятие собственной тревожности; 4. Индивидуальное занятие «Хорошие и плохие привычки», направленное на обучение умению анализировать свое поведение; 5. Индивидуальное занятие «Ценностные ориентации», направленное на формирование умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения; 6. Тренинг целеполагания «Ты сможешь, ты добьешься», направленный на осознание целей 7. Индивидуальное занятие «Мой профессиональный выбор» Работа с родителями: 1. Индивидуальная консультация по результатам диагностики; 2. Индивидуальная консультация «Психовозрастные особенности»; 3.Индивидуальная консультация «Мы и здоровье наших детей»; 4.Индивидуальная консультация «Способности и профессиональные интересы моего ребенка. Помощь в профессиональном выборе». Работа с педагогами: 1. Индивидуальная консультация «Психовозрастные особенности»; 2. Индивидуальная консультация «Профилактическая работа аддиктивного поведения подростков» | Сентябрь Сентябрь-октябрь Октябрь Ноябрь Ноябрь Декабрь Декабрь Декабрь Сентябрь Октябрь Ноябрь Октябрь Октябрь Ноябрь | ||
Классный руководитель | - Знакомство с Уставом школы – раздел «Пропуски и опоздания»; - Классный час – пропаганда ЗОЖ «Нет группы риска – рискуют все!»; - Индивидуальная беседа об опозданиях на занятия и поведении на уроках; - Анкетирование по профориентации «Сто дорог – одна твоя»; - Посещение семьи ученика, с целью изучения взаимоотношений в триаде мать – отчим - несовершеннолетний; - Участие в акции «Стоп - дым»; - Контроль за ведением ученического дневника: отметки, заполнение, посещаемость дополнительных занятий в школе; - Привлечение подростка к участию в Днях здоровья; - Круглый стол «Человеческие ценности»; - Классный час-беседа «Виды юридической ответственности несовершеннолетних»; - Час общения «Алкоголь и подросток»; - Подготовка сообщения о нормативно-правовой базе в контексте антиалкогольного законодательства»; - Профилактический классный час «Ответственность за употребление алкоголя». | Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь В течение учебного года Постоянно Октябрь Октябрь Октябрь-ноябрь Ноябрь Декабрь | ||
Зам. директора по воспитательной работе | Контроль и координация деятельности заинтересованных лиц по реализации индивидуальной профилактической программы с учащимся | Постоянно | ||
Общественный наставник | - наблюдение за посещением учебных занятий, поведением несовершеннолетнего в школе, на улице, в общественных местах; - принятие мер по организации досуга во внеурочное и каникулярное время; - оказание помощи родителям в коррекции отклоняющегося поведения, формирование правовой культуры. | Постоянно Постоянно Постоянно | ||
Школьный участковый | Индивидуальные беседы в рамках дней школьного участкового: - «Правовые аспекты в контексте антиалкогольного законодательства»; - «Ответственность подростка за противоправное поведение»; - «Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни»; - «Виды ответственности». | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь |
Результат выполнения программы _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С содержанием ознакомлены и согласны:
Ф.И.О. ________________________________
Подпись _______________________________
Используемая литература:
П.А.Шептенко, Г.А.Воронина. Методика и технология работы социального педагога. Учебное пособие для студ. ВУЗов- М.: Издательский центр «Академия», 2002 г.-208 с.
Предварительный просмотр:
Приёмы работы с детьми, состоящими на различных видах профилактического учета.
В целом, все приемы и формы работы с «трудными» детьми, можно разделить на две группы:
1 группа. Приёмы, направленные на подавление отрицательных качеств ребёнка.
2 группа. Приёмы, направленные на развитие положительных качеств личности ребенка.
Группа приёмов №1. Приемы, способствующие развитию положительных качеств личности и подавление отрицательных.
Приемы, способствующие упражнению в нравственных поступках и накоплению социально ценного, положительного жизненного опыта:
- организация успехов в учении (заключается в организации помощи ученику, пока он не достиг сверстников и не начнет хорошо учиться);
- организация успеха в общественно полезной трудовой деятельности (заключается в помощи ученику при овладении им трудовыми умениями и навыками);
- вовлечение в интересную деятельность (приводит к перевесу положительных тенденций развития личности над отрицательными благодаря увлеченности и успехам, достигаемым в процессе этой деятельности);
- моральная поддержка и укрепление веры в свои силы (заключается в поднятии авторитета школьника среди сверстников, а также веры в себя, благодаря выполнению поручений, наиболее соответствующих его интересам и способностям);
- убеждение (заключается в разъяснении и доказательствам правильности и необходимости определенной линии поведения);
- доверие (заключается в поручении ученику ответственного задания);
- нравственное упражнение (заключается в организации условий, требующих проявления именно того нравственного качества, которое требуется развить);
- ожидание лучших результатов (заключается в том, что учитель объявляет о том, что ждет лучших успехов от ученика, что способствует формированию у него положительных мотивов учения);
- пробуждение гуманных чувств (заключается в организации таких условий, которые вызывают у ученика сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие).
Приемы, содействующие улучшению взаимоотношений между педагогом и воспитанником:
- проявление доброты, внимания, заботы (ведет к пробуждению у школьника радости, благодарности, желания порадовать учителя);
- просьба (способствует повышению авторитета ученика в коллективе, вызывает у него чувство гордости и собственного достоинства);
- поощрение - одобрение, похвала, награда; авансирование личности (высказывание положительного мнения о школьнике или представление ему определенного блага, несмотря на то, что он этого еще не заслуживает, что вызывает у школьника моральную обязанность вести себя соответствующим образом);
- обходное движение (подразумевает отведение от ученика заслуженного обвинения со стороны коллектива, что вызывает у него чувство признательности к педагогу; проявление огорчения (пробуждает у школьника чувство огорчения и стыда);
- прощение (в определенной ситуации педагог не прибегает к наказанию, несмотря на совершенный поступок);
- поручительство (взятие виновного ученика на поруки, обещание за него достойно вести себя в дальнейшем);
- проявление умений и превосходства учителя в какой-то области (вызывает восхищение учеников своим учителем, признание ими его авторитета и способствует положительным изменениям в поведении).
Группа приёмов №2. Приемы, способствуют преодолению отрицательных качеств и развитию положительных:
- параллельное педагогическое действие (заключается в наказании всего коллектива из-за нарушения, совершенного одним из учеников, с тем чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося);
- намек (школьнику даю почувствовать свою вину, не прибегая к осуждению или наказанию);
- ласковый упрек (беседа в благожелательном тоне и как бы невзначай, высказывание в мягкой форме порицания);
- мнимое безразличие (включается в создание такой педагогической обстановки, когда на проделки ученика, как бы никто не обращает внимания. Неловкое положение нарушителя вызывает у него чувство досады и разочарования);
- ирония (заключается в показе провинившегося ученика в смешном виде, разумеется без оскорбления его личности);
- мнимое недоверие (выражение недоверия, сомнения в том, что ученик может преодолеть самостоятельно свои недостатки);
- организация естественных последствий (заключается в том, что за проступком ученика следует для него неприятность, вытекающая из той ситуации, которую он же и создал).
Используемая литература:
1.Плинер Я. Г., Бухвалов В. А. Образовательная среда школы. — Рига, 2001 — 163с.
2.П.А. Шептенко, Г.А.Воронина. Методика и технология работы социального педагога. Учебное пособие для студ. ВУЗов- М.: Издательский центр «Академия», 2002 г.-208 с.
Предварительный просмотр:
Девиантное поведение.
Признаки и причины девиантного поведения.
Вся воспитательная система в образовательной организации направлена на профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, но не смотря на активный воспитательный процесс в школе, учащиеся совершают противоправные поступки. Причины этих поступков самые разнообразные: семейное неблагополучие, бесконтрольность со стороны родителей, отсутствие полезной досуговой занятости в свободное от учебы время, девиантное поведение.
Девиантное поведение (также социальная девиация) — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития, Девиантное поведение противоречит социальным нормам.
Социальные нормы – это определенные правила, образцы поведения, приписывающие то, что человек должен делать в конкретных ситуациях.
Разные научные дисциплины дают различные определения девиантному поведению:
- Социальные науки: социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому человек принадлежит.
- Медицинский подход: отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействий: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в разных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.
- Психологический подход: Отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесённом общественному благополучию, окружающим и себе.
Признаки девиантного поведения.
- Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
- Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (социальные санкции).
- Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.
- Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).
- Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.
- Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.
- Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.
- Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.
Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.
Таким образом, девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.
Причины девиантного поведения.
В современном обществе, как и во всём мире, девиантное поведение молодежи стало массовым явлением, которое характеризуется устойчивыми тенденциями роста. Существует множество предположений о природе подобного поведения, но чаще всего это есть ни что иное как реакция подростков на трудные обстоятельства жизни. Но не стоит забывать и про особенности физического развития, условия воспитания и социального окружения, которые имеют возможность непосредственного влияния на отклонения в подростковом поведении. Так, оценивая своё тело, подросток делает вывод о своей социальной ценности. Намеки или упрёки со стороны окружающих по поводу внешности или неловкости вызывают бурные аффекты, искажают поведение. Подобные негативные оценки стимулируют детей и подростков постоянно доказывать свою полезность и даже незаменимость в группе, которой принадлежат. Такая активность приводит к трудностям в общении и эмоциональному напряжению, которые и создают «почву» для девиантного поведения.
Необходимо отметить, что половое созревание также влияет на поведение. При преждевременном половом развитии в одних случаях возникают преимущественно эмоциональные расстройства, в других - нарушения поведения (претенциозность, вспыльчивость, агрессивность) расстройство влечений; особенно сексуального. При задержанном половом развитии появляются медлительность, несобранность, неуверенность, импульсивность и трудности приспособления.
Нельзя не отметить влияние семьи на формирование девиантного поведения подростка. Это связанно и с кризисом института семьи в России. Легкомысленное отношение родителей и непонимание в семье являются факторами риска возникновения психических и поведенческих отклонений.
Наиболее частые причины подростковой и юношеской девиации.
- недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными ситуациями;
- отставание в учебе;
- примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые из СМИ;
- чрезмерная занятость родителей;
- обилие запретов со стороны родителей (педагогов);
- повышенная коммуникативность детей;
- низкий уровень эмоционально-волевого контроля у детей;
- неспособность детей сопротивляться вредным влияниям;
- генетическая предрасположенность;
- неравномерность психофизического и полового созревания;
- отсутствие навыков социального поведения;
- снижение культуры, интеллектуального уровня;
- масса свободного времени;
- влияние улицы;
- материальные трудности в семье (плохая обеспеченность, безработица родителей);
- стремление получить сильные впечатления;
- повышенная возбудимость, неумение контролировать свои эмоции и поведение.
- чувство брошенности и ненужности
Факторы риска девиантного поведения:
1. Семья
- интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых,
- эгоизм и низкий уровень нравственности семьи,
- тунеядство и пьянство,
- неправильное понимание родителями роли семейного воспитания,
- снижение интереса к воспитанию,
- удручающий образ жизни,
- насилие над ребенком,
- раздоры, конфликты в семье.
2. Наследственность - нарушения в физическом и психологическом здоровье.
- поражение нервной системы при родах;
- проблемы с психическим и физическим здоровьем – разного рода психопатии;
- физические дефекты;
- наследственность – рождение от наркомана или алкоголика.
3. Проблемы в подростковом возрасте.
- конфликтное отвержение со стороны сверстников;
- вымогательства денег, давление, шантаж;
- неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания, унижения;
- принуждение совершать поступки против воли.
4. Отсутствие прочных социальных связей.
- негативное отношение к ребенку высокой степени выраженности;
- тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик;
- несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми;
- в разных ситуациях ребенок обвиняется во всех проблемах и трудностях;
В качестве одной из причин возникновения девиации среди подростков многие российские и зарубежные ученые выделяют просчеты школы. Условия риска в школе:
1. Функциональная несостоятельность педагога, проявляющаяся в отсутствии личностно-ориентированного подхода к ребенку;
2. Субъективная сложность изучаемого материала для ребенка, вследствие чего он утрачивает интерес к учебе как способу самоутверждения и саморазвития;
3. Социально-психологические сложности межличностного взаимодействия ребенка с коллективом класса и его отдельными представителями.
Таким образом, нельзя сказать, какая из причин толкает подростков к девиантному поведению в большей, а какая в меньшей степени. Но накладываясь друг на друга, они создают реальную угрозу роста темпов развития девиации в подростковой среде, что в свою очередь неизменно ведет к дезорганизации всего общества в целом.
Используемая литература:
Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр Академия, 2003.
Клейберг Ю.А.Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. — М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М» 2001.-160 с.
Психология девиантного поведения: Методические рекомендации для студентов специальности 050706.65 «Педагогика и психология». - Н. Новгород: ННГАСУ, 2009 г.
Шнейдер Л. Б.Девиантное поведение детей и подростков Серия: Психологические технологии Издательства: Академический проект, Гаудеамус, 2007 г.
Хомич А.В.Психология девиантного поведения [Текст]: учеб. пособие / А.В. Хомич. – Ростов н/Д: Издательство ЮРГИ, 2008 г.
Классификация девиантного поведения, профилактика.
Существуют разные подходы к классификации девиантного поведения, как по сложности, так и содержательно. Различия в классификациях вызваны тем, что разные отрасли науки (психология, медицина, криминология и т.д.) и научные школы неодинаково понимают то, какие формы поведения можно называть девиациями, как отличить норму от девиации, может ли поведенческая девиация носить конструктивный (положительный) характер, или только деструктивный.
Мертон Роберт Кинг (один из самых известных американских социологов двадцатого века) в рамках своей теории структурного функционализма создал одну из первых социологических классификаций поведенческих реакций человека. В его модели представлены 5 способов адаптации индивидуума к условиям, существующим в обществе, каждый из которых характеризуется тем, что одобряет ли индивидуум цели общества и средства достижения обществом этих целей (часть из этих реакций - по сути типы девиантного поведения):
- Подчинение (подчинение и целям, и средствам достижения целей общества);
- Инновация (подчинение целям общества, но не средствам их достижения);
- Ритуализм (цель отбрасывается как недостижимая, но следование традициям остается);
- Ретретизм (уход из общества, несогласие с целями и средствами достижения целей);
- Мятеж (попытка ввести новый социальный порядок, меняются и цели, и средства).
Змановская Елена Валерьевна (доктор психологических наук, заведующая кафедрой прикладной конфликтологии и девиантологии Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, профессор кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, преподаватель Восточно-Европейского института психоанализа, семейный психотерапевт и супервизор Европейского реестра), обобщая разные типологии поведенческих девиаций определяет основными критериями классификации вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения. В её классификации выделено три основные группы отклоняющегося поведения:
- Антисоциальное (делинквентное) поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей;
- Асоциальное (аморальное) поведение – это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, угрожающее благополучию межличностных отношений;
- Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение - суицидальное, фанатическое, аутическое, виктимное, рискованное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость и т.д.
Антисоциальное поведение (делинквентное) - поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.
Выражается через следующие поступки:
- насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными;
- воровство;
- мелкое хулиганство;
- вандализм;
- порча чужого имущества;
- торговля наркотиками
Асоциальное поведение (аморальное) - уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений.
Выражается через следующие поступки:
- побеги из дома;
- систематические пропуски в школе;
- агрессивное поведение;
- ложь;
- вымогательство;
- беспорядочные половые связи;
- настенные надписи и рисунки непристойного характера;
- ненормативная лексика
Аутодеструктивное поведение (саморазрушительное) – поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности
Выражается через следующие поступки:
- курение;
- токсикомания;
- наркомания;
- вскрытие вен;
- алкоголизм;
- суицид
Предотвратить развитие девиантного поведения возможно через:
- Укрепление физического и психического здоровья.
- Обучение жизненно важным умениям и навыкам.
- Воспитание нравственно-волевых качеств.
Профилактика девиантного поведения в подростковой среде.
С целью предупреждения отклонений в поведении осуществляется комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов на личность, получившей название профилактика.
Виды профилактической деятельности:
Первичная профилактика – комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющего поведения;
Вторичная профилактика – комплекс медицинских, социально-педагогических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное поведение.
Третичная профилактика – комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы.
В педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения среди подростков возможно применять следующие формы и методы работы:
- просмотр видеофильмов с последующим обсуждением;
- просмотр кинофильмов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления;
- встречи с людьми, выжившими в трудных ситуациях жизни;
- встречи со специалистами учреждений и органов системы профилактики;
- изучение отношения взрослых к проблемам учащихся;
- чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости в самых трудных жизненных ситуациях;
- тематические викторины, устные журналы;
- создание антирекламных роликов по проблеме;
- создание антирекламных роликов;
- конкурсы на лучшее художественное произведение, направленное против вредных привычек человека;
- конкурсы рекламных щитов по проблеме;
- выставки рисунков, акции в защиту человека от влияния вредных привычек;
- нравственные классные часы;
- интерактивные игры;
- дискуссии; пресс - конференции, брифинги
Используемая литература:
Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр Академия, 2003.
Клейберг Ю.А.Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. — М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М» 2001.-160 с.
Психология девиантного поведения: Методические рекомендации для студентов специальности 050706.65 «Педагогика и психология». - Н. Новгород: ННГАСУ, 2009 г.
Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков Серия: Психологические технологии Издательства: Академический проект, Гаудеамус, 2007 г.
Хомич А.В.Психология девиантного поведения [Текст]: учеб. пособие / А.В. Хомич. – Ростов н/Д: Издательство ЮРГИ, 2008 г.