Наставничество
В современных условиях реформирования национальной системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Являясь наставником молодого специалиста Ануфриевой С.А., мною были определены цель и основные задачи работы с молодым педагогом.
Цель: оказание практической помощи молодому специалисту в вопросах совершенствования теоретических и практических знаний и повышение его педагогического мастерства.
Задачи:
• Ликвидировать недостаток знаний, формировать профессиональные умения, необходимые для выполнения должностных функций.
• Продолжить формирование у молодого специалиста потребности в непрерывном самообразовании, к овладению новыми формами, методами, приёмами обучения и воспитания учащихся, умению практической реализации теоретических знаний.
• Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс.
• Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_o_nastavnichestve.docx | 508.85 КБ |
nastav.pdf | 662.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Положение о системе наставничества педагогических работников
в МБОУ «Бакуринская СОШ им. А. П. Филиппова»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе наставничества педагогических работников в МБОУ «Бакуринская СОШ им. А. П. Филиппова» определяет цели, задачи, формы и порядок осуществлениянаставничества (далее – Положение). Разработано в соответствии с нормативной правовой базой в сфере образования и наставничества.
1.2. В Положении используются следующие понятия:
Наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляетсянаставническая деятельность в образовательной организации.
Наставляемый – участник системы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения.
Куратор – сотрудник образовательной организации, учреждения из числа ее социальных партнеров (другие образовательные учреждения – школы, вузы, колледжи;учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального образования,предприятия и др.), который отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы)наставничества.
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития иадаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношениикоторых осуществляется наставничество.
Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданнойролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Персонализированная программа наставничества – это краткосрочнаяперсонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и
видов наставничества, участников наставнической деятельности, направлениянаставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранениевыявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных
сторон.
1.3. Основными принципами системы наставничества педагогических работниковявляются:
1) принцип научности - предполагает применение научно- обоснованных методик итехнологий в сфере наставничества педагогических работников;
2) принцип системности и стратегической целостности -предполагает разработку иреализацию практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых
компонентов системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровняхи уровне образовательной организации;
3) принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации, региональнойнормативно-правовой базе;
4) принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритетинтересов личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального исоциального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личностинаставляемого и наставника;
5) принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в определении и совместной деятельности наставникаи наставляемого;
6) принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого инаставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности,государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
7) принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение всех субъектов наставнической деятельности – куратора, наставника, наставляемого и пр. квнедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий имеханизмов наставничества;
8) принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной
траектории развития;
9) принцип равенства признает, что наставничество реализуетсялюдьми, имеющимиравный социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей,ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества.
1.4. Участие в системе наставничества не должно наносить ущербаобразовательному процессу образовательной организации. Решение обосвобождении наставника и наставляемого от выполнения должностных обязанностей дляучастия в мероприятиях плана реализации персонализированной программы наставничествапринимает руководитель образовательной организации в исключительных случаях приусловии обеспечения непрерывности образовательного процесса в образовательнойорганизации и замены их отсутствия.
2. Цель и задачи системы наставничества. Формы наставничества
2.1. Цель системы наставничества педагогических работников вобразовательнойорганизации – реализация комплекса мер по созданиюэффективной среды наставничества вобразовательной организации, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников,самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогическойпрофессии.
2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников:
- содействовать созданию в образовательной организации психологическикомфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытиюличностного, профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектированияих индивидуальнойпрофессиональной траектории;
- оказывать помощь в освоении цифровой информационно- коммуникативнойсреды, эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методическойподдержки педагогических работников образовательной организации, региональных системнаучно- методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
- содействовать участию в стратегических партнерских отношениях, развитиюгоризонтальных связей в сфере наставничества на школьном и внешкольном уровнях;
- способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования современных информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем внедрения разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и дистанционных формнаставничества;
- содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогическихкадров, в том числе молодых/начинающих педагогов;
- оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществленияпедагогической деятельности конкретной образовательной организации, ознакомление с традициями и укладом школьной жизни, а также в преодолении профессиональныхтрудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;
- обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыковпедагога, в отношении которого осуществляется наставничество;
- ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, вотношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональныеобязанности в соответствии с замещаемой должностью;
- содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, вотношении которых осуществляется наставничество,соответствующего профессионально-этическим принципам, а также требованиям,установленным законодательством;
- знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе,направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень.
2.3. В образовательной организации применяются разнообразные формынаставничества («педагог – педагог», «руководитель образовательной организации –педагог», «работодатель – студент», «педагог вуза/колледжа – молодой педагогобразовательной организации» и другие) по отношению к наставнику или группенаставляемых. Применение форм наставничества выбирается в зависимости от целиперсонализированной программы наставничества педагога, имеющихся профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов. Формынаставничества используются как в одном виде, так и в комплексе в зависимости отзапланированных эффектов.
Виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная формаорганизации наставничества с использованием информационно- коммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения,социальные сети и онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы и др. Обеспечиваетпостоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником инаставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник – наставляемый»,
привлечь профессионалов и сформировать банк данных наставников, делает наставничестводоступным для широкого круга лиц.
Наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставниквзаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек).
Краткосрочное или целеполагающее наставничество – наставник инаставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретныхцелей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Наставляемый долженприложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичьпоставленных целей.
Реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный
педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организацииучебно-воспитательного процесса.
Ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в
том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного.
Скоростное наставничество – однократная встреча наставляемого (наставляемых) с
наставником более высокого уровня (профессионалом/компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными общимипроблемами и интересамиили обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации,полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить отношения «наставник – наставляемый» («равный – равному»).
Традиционная форма наставничества («один-на-один») – взаимодействие между более опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительноговремени. Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по определеннымкритериям: опыт, навыки, личностные характеристики и др.
Форма наставничества «учитель – учитель» – способ реализации целевой моделинаставничества через организацию взаимодействия наставнической пары «учительпрофессионал – учитель, вовлеченный в различные формы поддержки и сопровождения»
Форма наставничества «руководитель образовательной организации-учитель»способ реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействия
наставнической пары «руководитель образовательной организации – учитель», нацеленную на совершенствование образовательного процесса и достижение желаемых результатов руководителем образовательной организации посредством создания необходимыхорганизационно-педагогических, кадровых, методических, психолого- педагогических условий и ресурсов.
3. Организация системы наставничества
3.1. Наставничество организуется на основании приказа руководителяобразовательной организации «Об утверждении положения о системе наставничествапедагогических работников в образовательной организации».
3.2. Педагогический работник назначается наставником с его письменногосогласия приказом руководителя образовательной организации.
3.3. Руководитель образовательной организации:
- осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения) системы(целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательной организации;
- издает локальные акты образовательной организации о внедрении (применении)системы (целевой модели) наставничества и организации наставничества педагогическихработников в образовательной организации;
- утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует отборунаставников и наставляемых, а также утверждает их;
- утверждает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения осистеме наставничества педагогических работников в образовательной организации;
- издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных снаставнической деятельностью;
- способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества,осуществляет контакты с различными учреждениями и организациями по проблемамнаставничества (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве,проведение координационных совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах,семинарах по проблемам наставничества и т.п.);
- способствует организации условий для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, аккумулирования ираспространения лучших практик наставничества педагогических работников.
3.4. Куратор реализации программ наставничества:
- назначается руководителем образовательной организации из числа заместителей
руководителя;
- своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информациюо наличии в
образовательной организации педагогов, которых необходимо включить в наставническуюдеятельность в качестве наставляемых;
- предлагает руководителю образовательной организации для утверждения состава школьного методического объединения наставников для утверждения (при необходимости его создания);
- разрабатывает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения осистеме наставничества педагогических работников в образовательной организации;
- совместно с системным администратором ведет банк (персонифицированный учет)
наставников и наставляемых, в том числе в цифровом формате с использованием ресурсовИнтернета – официального сайта образовательной организации/страницы, социальных сетей;
- формирует банк индивидуальных/групповых персонализированных программ наставничества педагогических работников, осуществляет описание наиболее успешного иэффективного опыта совместно со школьным методическим советом наставников и
системным администратором;
- осуществляет координацию деятельности по наставничеству с ответственными и неформальными представителями региональной системы наставничества,с сетевыми педагогическими сообществами;
- организует повышение уровня профессионального мастерства наставников, в том числе на стажировочных площадках и в базовых школах с привлечением наставников издругих образовательных организаций;
- курирует процесс разработки и реализации персонализированных программнаставничества;
- организует совместно с руководителем образовательной организации мониторингреализации системы наставничества педагогических работников в образовательнойорганизации;
- осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации системынаставничества в образовательной организации, оценку вовлеченности педагогов в различныеформы наставничества и повышения квалификации педагогических работников, формирует итоговый аналитический отчет о реализации системы наставничества, реализации персонализированных программ наставничества педагогических работников;
- фиксирует данные о количестве участников персонализированных программ наставничества в формах статистического наблюдения (совместно с системнымадминистратором).
3.5. Методическое объединение наставников/комиссия/совет (при его наличии):
- совместно с куратором принимает участие в разработке локальных актов и информационно-методического сопровождения в сфере наставничества педагогическихработников в образовательной организации;
- ведет учет сведений о молодых/начинающих специалистах и иных категориях наставляемых и их наставниках; помогает подбирать и закрепляет пары (группы)наставников и наставляемых по определенным вопросам(предметное содержание, методика обучения и преподавания, воспитательная деятельность, организация урочной и внеурочнойдеятельности, психолого- педагогическое сопровождение наставляемых и наставников и т.п.);
- разрабатывает, апробирует и реализует персонализированные программынаставничества, содержание которых соответствует запросу отдельных педагогов и групппедагогических работников;
- принимает участие в разработке методического сопровождения разнообразных формнаставничества педагогических работников;
- осуществляет подготовку участников персонализированных программнаставничества к мероприятиям: конкурсам профессионального мастерства, форумам,научно-практическим конференциям, фестивалям и т.д.;
- осуществляет организационно-педагогическое, учебно-методическое, обеспечениереализации персонализированных программ наставничества в образовательнойорганизации;
- участвует в мониторинге реализации персонализированных программнаставничества педагогических работников;
- является открытой площадкой для осуществления консультационных,согласовательных функций и функций медиации;
- совместно с руководителем образовательной организации, куратором реализации программ наставничества участвует в разработке материальных и нематериальных стимуловпоощрения наставников;
- принимает участие в формировании банка лучших практик наставничествапедагогических работников, информационном сопровождении персонализированных программ наставничества на сайте (специализированной странице сайта) образовательной
организации и социальных сетях (совместно с куратором и системным администратором).
4. Права и обязанности наставника
4.1. Права наставника:
- привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических работников
образовательной организации с их согласия;
- знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела наставляемогоили получать другую информацию о лице, в отношении которого осуществляется наставничество;
- обращаться с заявлением к куратору и руководителю образовательной организации с
просьбой о сложении с него обязанностей наставника;
- осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверкивыполнения заданий.
4.2. Обязанности наставника:
- руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации, региональными и локальными нормативными правовыми актами образовательнойорганизации при осуществлении наставнической деятельности;
- находиться во взаимодействии со всеми структурами образовательной организации,осуществляющими работу с наставляемым по программе наставничества (предметныекафедры, психологические службы, школа молодого учителя, методический (педагогический) совет и пр.);
- осуществлять включение молодого/начинающего специалиста в общественную жизнь коллектива, содействовать расширению общекультурного ипрофессионального кругозора, в т.ч. и на личном примере;
- создавать условия для созидания и научного поиска, творчества впедагогическом процессе через привлечение к инновационной деятельности;
- содействовать укреплению и повышению уровня престижности преподавательскойдеятельности, организуя участие в мероприятиях для молодых/начинающих педагоговразличных уровней (профессиональные конкурсы, конференции, форумы и др.);
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностьюнаставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мердисциплинарного воздействия;
- рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных ифедеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое сопровождение.
5. Права и обязанности наставляемого
5.1. Права наставляемого:
- систематически повышать свой профессиональный уровень;
- участвовать в составлении персонализированной программынаставничества педагогических работников;
- обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным сдолжностными обязанностями, профессиональной деятельностью;
- вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию персонализированныхпрограмм наставничества педагогических работников образовательной организации;
- обращаться к куратору и руководителю образовательной организации сходатайством о замене наставника.
5.2. Обязанности наставляемого:
- изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации», иные федеральные, региональные,муниципальные и локальные нормативные правовые акты, регулирующие образовательнуюдеятельность, деятельность в сфере наставничества педагогических работников;
- реализовывать мероприятия плана персонализированной программы наставничества
в установленные сроки;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
- знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основныенаправления профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы вобразовательной организации;
- выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных,профессиональных обязанностей;
- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способыкачественного исполнения должностных обязанностей;
- устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные затруднения;
- проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе;
- учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы,правильно строить свои взаимоотношения с ним.
6. Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов, в отношениикоторых осуществляется наставничество
6.1. Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основнымкритериям:
- профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставникадолжны соответствовать запросам наставляемого илинаставляемых;
- у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес и
симпатия, позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках программы
наставничества.
6.2. Сформированные на добровольной основе с непосредственным участиемкуратора, наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество,пары/группы утверждаются приказомруководителя образовательной организации.
7. Завершение персонализированной программы наставничества
7.1. Завершение персонализированной программы наставничества происходит вслучае:
- завершения плана мероприятий персонализированной программы наставничества вполном объеме;
- по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению (поуважительным обстоятельствам);
- по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения персонализированнойпрограммы наставничества в силу различных обстоятельств со стороны наставника и/или
наставляемого – форс-мажора).
7.2. Изменение сроков реализации персонализированной программынаставничества педагогических работников.По обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых педагоговвозможно продление срока реализации персонализированной программы наставничества или корректировка ее содержания (например, плана мероприятий, формы наставничества).
8. Условия публикации результатов персонализированной программынаставничества педагогических работников на сайте образовательной организации
8.1. Для размещения информации о реализации персонализированной программы наставничества педагогических работников на официальном сайте образовательнойорганизации создается специальный раздел (рубрика).На сайте размещаются сведения о реализуемых персонализированных программахнаставничества педагогических работников, базы наставников и наставляемых, лучшие кейсы персонализированных программ наставничества педагогических работников,федеральная, региональная и локальная нормативно-правовая база в сфере наставничества педагогических работников, методические рекомендации, новости и анонсы мероприятий ипрограмм наставничества педагогических работников в образовательной организации и др.
8.2. Результаты персонализированных программ наставничества педагогических работников в образовательной организации публикуются после их завершения.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения руководителемобразовательной организации и действует бессрочно.
9.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения всоответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и вновь принятыми локальными нормативными актами образовательной организации.