План по самообразованию

Козырева Елена Владимировна

План по самообразованию

"Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию

"Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"

Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности в использовании здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детей.

Задачи:

     -  охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность посредством внедрения здоровьесберегающих технологий;

      - расширять и закреплять представление детей о пользе для здоровья овощей

      -формировать представления о значении санитарно-гигиенических процедур для здоровья человека;

    - формировать представления дошкольников о здоровье и болезненном состоянии человека; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил;

       -формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений, приобщать детей к спорту;

       -формировать у дошкольников осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье;

       -Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;

       -подготовить (провести) консультации для родителей и педагогов по теме самообразования;

       -взаимодействовать с родителями по вопросу использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ и семье, объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной оздоровительной работы.

 

Пояснительная записка.

               Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В.А.Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы". "Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость.

               Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творчески, гармонично развитые, активные и здоровые. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения.

                  Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. Дошкольный возраст - самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. По опыту своей работы я убедилась в необходимости поддержания и укрепления здоровья детей.

 

Актуальность.

            Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.

           Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

           Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста.

             С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.

             От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.

Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об здоровом образе жизни.

Формы работы с детьми:

      -совместная деятельность воспитателя с детьми;

       -индивидуальная работа с детьми;

      -свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

       -консультации;

       -индивидуальные и групповые беседы;

      -оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки);

       -привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные.

Ожидаемые результаты:

       -овладение детьми навыками ЗОЖ;

       -снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном учреждении заболеваний;

      -совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода;

       -повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников;

       -стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение

методической литературы и других

источников

Сентябрь - май

  1. Конина Е.

Ю. «Формирование

культурно-гигиенических навыков у детей»

  1. Маханева М.Д., Рещекова С. В. Методическое пособие для педагогов и родителей. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3- х лет».

  3.Прищепа С.С., Шатверян Т. С. «Сотрудничество детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников».

  4.Харченко Т.Е «Утренняя  гимнастика в детском

саду».

Анализ изученных источников.

Работа с детьми

Сентябрь - май

1.Закаливающие мероприятия,

динамические паузы, подвижные игры,

пальчиковые и

дыхательные гимнастики, утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения, физкультурные занятия.

2. Создание картотек «Дыхательная гимнастика» ,«Зрительная гимнастика» «Артикуляционная гимнастика «и  «Пальчиковая гимнастика»

Ежедневные

мероприятия на протяжении

учебного года.

Октябрь

1.Игра «Дышите – не дышите».

Цель: дать знания о строении органов дыхания, о значении чистого воздуха для здоровья человека..

2.Беседа «Как устроено тело человека?»

Цель: познакомить детей с внешним строением, возможностями тела человека (человек умеет смотреть, слышать, дышать, думать, бегать…)
3.Разучивание пальчиковых игр.

Минутки пальчиковых игр

Ноябрь

1.Беседа: «Овощи и фрукты - полезные продукты»

Цель: Закрепить представление о пользе употребления овощей и фруктов

2.Просмотр мультфильма «Невероятное путешествие Адибу в теле человека. Дыхание»

3.Знакомство с народными подвижными играми.

Физкультурный досуг «На лесной опушке».

Декабрь

1.Разучивание артикуляционных упражнений 

2.Беседа «Микробы и вирусы»
Цель: дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях.

Январь

1.Беседа с детьми «Волшебный массаж»

Цель: обучение приемам массажа биологически активных точек .
2.Чтение х/л Н.Кнушевицкая «Зубы», «Желудок»; Р.Корман и Л.Либерман «Эта вредная еда».

3. Беседы о здоровье и здоровом образе жизни.

Кукольный

спектакль «Как зайка здоровье потерял».

Февраль

1.С\Р игра " Детский сад ".
(режимные моменты)
Цель: показать в игре , как соблюдается режим дня в детском саду, подчеркнуть его важность.
2.Чтение х/л О.Иваненко
«Спокойной ночи»
Цель: уточнить значение сна для здоровья человека.

3.Обучение ритмическим движениям под музыку.

Досуг «Дискотека для малышей».

Март

1.Беседа «Если хочешь быть – здоровым- закаляйся!»
Цель: Закрепить знания детей о роли закаливания в укреплении здоровья человека.

2. Чтение х/л « «Как стать Неболейкой» Н.Семёнова.

Апрель

1.Беседа «Осанка – стройная спина»

 Цель: познакомить детей с правилами сохранения правильной осанки.

2. Обучение играм с мячом.

     

Физкультурный досуг «Мой весёлый звонкий мяч».

Май

1.Выставка детских рисунков «Как мы укрепляем здоровье!»
2.Беседа «Правила поведения на воде» Цель: Формировать у детей навыки безопасного поведения на воде.

3. Игры с песком.

Досуг                             «В песочной стране».

Работа с семьёй.

Сентябрь

1.Привлечь внимание родителей к теме самообразования, повысить компетентность родителей в вопросах обучения и воспитания детей с использованием здоровьесберегающих технологий.

 (Спортивная одежда и обувь для занятий физкультурой»)

2.Консультация «Режим дня  в детском саду и дома»

Выступление на родительском

собрании.

Октябрь

1.Подготовка фотоколлажа семейных фотографий.

2.Консультация для родителей «Телефон, компьютер и здоровье!».

Фотоколлаж «Мы  за здоровый образ  жизни»

Ноябрь

1.Выставка рисунков детей и родителей
«Наша здоровая и спортивная семья».

2.Мероприятие с участием детей и родителей.

Вечер подвижных игр.

Выставка рисунков «Наша здоровая и спортивная семья».

Декабрь

Консультация:
«Стоп – грипп»

Анкетирование «Что мы знаем о

здоровье».

Январь

Проведение «Недели здоровья».

Проведение соревнований «В здоровом

теле – здоровый дух».

Февраль

Консультации: «Влияние природных факторов на закаливание».

Проведение тематического родительского собрания «Азбука

здоровья».

Март

Разучивание с детьми пословиц, загадок

о спорте, ЗОЖ.

Изготовление информационных

буклетов о здоровом образе жизни.

Апрель

Консультации: «Прогулка и её значение для здоровья ребёнка»

Папка-

передвижка в родительском уголке.

Май

Консультация «Безопасное лето».

Подготовка отчёта о проделанной работе за учебный год.

Презентация для родителей (на родительском

собрании) «Мы растём здоровыми!»

Самореализация

Сентябрь - май

Сбор материалов,

конспектов по теме самообразования.

Оформление папки с

материалами по теме

самообразования.

Сентябрь

Составление плана работы, подготовка списка

литературы по теме самообразования для изучения.

План работы по

Самообразованию.

Ноябрь

Мастер-класс для

педагогов «Особенности работы с детьми раннего возраста по формированию представлений о здоровом образе жизни».

Выступление на педсовете.

Февраль

Подготовка фотоотчёта по подготовке развивающей среды, способствующей

сохранению и укреплению здоровья детей.

Участие в

конкурсе среди групп детского сада.

Апрель

Консультация для

педагогов «Эффективные формы работы с

родителями детей раннего  возраста».

Круглый стол для педагогов по обмену опытом.

Май

Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования.

Выступление на  итоговом

педсовете.