Краткосрочный проект "Космические дали"

Орлова Наталья Викторовна

Стать космонавтом- мечта почти всех мальчишек и девчонок. Космические пираты, звёздные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых фильмов. С древних времён взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек ощущал свою зависимость от неба. Данный проект поможет детям глубже изучить тайны космоса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kosmi_1.pptx825.33 КБ
Файл kartoteka_besed.docx368.58 КБ
Файл kosmos_orl.docx40.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 Проект: «Космические дали» старшая группа Руководитель проекта: воспитатель Орлова Н.В. 2023 г.

Слайд 2

Проект: краткосрочный ( срок реализации 1 неделя) Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели .

Слайд 3

Актуальность проекта: Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос-это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и даёт возможность многосторонне развивать личность дошкольников . Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая ребенка природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.

Слайд 4

Цель проекта : Формирование целостного представления детей о космосе через совместную проектную деятельность детей и взрослых.

Слайд 5

Задачи: 1 . Расширить представление детей о многообразии космоса. 2. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса, познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным. 3. Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; 4. Совершенствовать навыки взаимопомощи в детском коллективе. 5.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, 6. Воспитывать любовь к Родине, гордость за соотечественников, покоряющих космос 7.Привлечь родителей в образовательный процесс., стимулировать их творческую активность.

Слайд 6

Предполагаемые результаты: - Сформируются элементарные знания по теме «Космос»; - Сформируются нравственно – патриотические чувства; - Повысится заинтересованность темой про космос, творческая активность; - Улучшатся межличностные отношения детей в группе; - Повысится активность родителей, участников образовательного процесса.

Слайд 7

Этапы реализации проекта : 1 этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Выявление первоначальных знаний детей о космосе. Анкетирование. . Подбор и изучение методической и художественной литературы, подбор мультфильмов и иллюстраций, картинок по тематике проекта. Разработка бесед и подвижных игр по тематике проекта. Разработка рекомендаций для родителей по тематике проекта.

Слайд 8

2 этап ОСНОВНОЙ Беседы «Солнечная система », «Первые попытки покорения космоса. Животные, Юрий Гагарин, Алексей Леонов, В. Терешкова и др.». , «Звёзды и созвездия » и др. 2. Работа с родителями по заданной теме . 3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы . 4.Рисование «Планета Земля», лепка «Космонавт»

Слайд 9

3 этап ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ 1 .Выставка творческих работ «Космические дали» 2 . Досуг "День космонавтики".

Слайд 10

Рисование ватными палочками «Планета Земля-часть Вселенной»

Слайд 11

Рисование «Удивительный космос»

Слайд 12

Дидактические игры

Слайд 13

Лепка «Ракета»

Слайд 14

Подвижные игры

Слайд 15

Совместная работа «Солнечная система»

Слайд 16

Выставка творческих работ «Космические дали»

Слайд 17

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Картотека бесед

 для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектной деятельности "Тайны космоса"

https://1.bp.blogspot.com/-Kwx-bTxXf0s/Vjm75TIwYGI/AAAAAAAABIs/bAdan3HK89c/s1600/Uni.jpg

Беседа «Солнечная система».

Ход беседы.

Воспитатель.

Солнечная система – это все космические тела, которые вращаются вокруг Солнца согласно своим четко заданным траекториям. К ним относятся 8 планет и их спутники (их состав постоянно меняется, так как некоторые объекты открываются, другие теряют свой статус), множество комет, астероидов и метеоритов.

История возникновения планет.

По этому поводу нет определенного мнения, существуют лишь теории и догадки. Согласно самому распространенному мнению, примерно 5 миллиардов лет назад одно из облаков Галактики стало сжиматься к центру и образовало наше Солнце. Сформировавшееся тело имело огромную силу притяжения, и все находящиеся вокруг частицы газа и пыли стали соединяться и слипаться в шары (это и есть нынешние планеты).

Солнце как звезда и центр Солнечной системы.

Планеты по своим орбитам вращаются вокруг огромной звезды под названием Солнце. Планеты сами по себе никакого тепла не излучают, и если бы не было света Солнца, который они отражают, то и жизнь на Земле никогда бы не зародилась. Существует определенная классификация звезд, согласно которой Солнце является желтым карликом, возрастом примерно в 5 миллиардов лет.

Спутники планет.

Солнечная система не состоит только из одних планет, в нее входят также и естественные спутники, среди которых хорошо известная нам Луна. Кроме Венеры и Меркурия, каждая планета обладает определенным количеством спутников, на сегодняшний день их более 63. Постоянно открываются новые небесные тела благодаря фотографиям, которые делают автоматические космические аппараты. Они способны засечь даже самый маленький спутник диаметром всего 10 км (Леда, Юпитер).

Характеристика каждой планеты Солнечной системы.

  1. Меркурий. Это планета ближе всех расположена к Солнцу, во всей системе она считается самой маленькой. Поверхность Меркурия твердая, как и у всех четырех внутренних планет (ближе всех расположенных к центру). Он имеет самую высокую скорость вращения. Днем планета практически горит под солнечными лучами (+350?), а ночью промерзает (-170?).
  2. Венера. Эта планета больше других походит на Землю своими размерами и яркостью. Вокруг нее всегда много облаков, что затрудняет наблюдение. Вся поверхность Венеры представляет собой раскаленную каменистую пустыню.
  3. Земля  –  единственная планета, на которой есть вода, следовательно, и жизнь. Она имеет идеальное расположение по отношению к Солнцу: достаточно близко, чтобы получать свет и тепло в нужном количестве, и достаточно далеко, чтобы не сгорать от лучей. У Земли есть один спутник – Луна.
  4. Марс.Некоторые ученые предполагали, что на этой планете также существует жизнь, потому что она имеет ряд сходств с Землей. Но многочисленные исследования не обнаружили там признаков жизни. На даны момент известно два естественных спутника Марса: Фобос и Деймос.
  5. Юпитер – самая крупная планета Солнечной системы, в 10 раз превосходящая Землю в диаметре и в 300 раз в массе. Состоит Юпитер из водорода, гелия и других газов, имеет 16 спутников.
  6. Сатурн– самая интересная для детей планета, так как имеет кольца, которые образуются из пыли, камней и льда. Вокруг Сатурна вращается три основных кольца, толщина которых около 30 метров.
  7. Уран. Эта планета также имеет кольца, но увидеть их гораздо сложнее, они проявляются только в определенное время. Основная особенность Урана – это его манера вращения, выполняемая в режиме «лежа на боку».
  8.   Нептун. Астрономия сегодня называют эту планету последней в Солнечной системе. Обнаружили Нептун только в 1989 году, так как он располагается очень далеко от Солнца. Поверхность его из космоса выглядит голубой, что не может не поражать нас.

До 2006 года планет было 9, в их состав входил еще Плутон. Но согласно последним научным данным, этот космический объект перестали называть планетой.  А жаль… Хотя, детям запоминать стало проще. 

 

Беседа «Первые попытки покорения космоса».

Ход беседы.

Воспитатель. Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство.

В 1961 году героический космонавт Юрий Алексеевич Гагарин первым слетал в Космос. Люди давно мечтали освоить космическое пространство. Они долго думали над тем, чтобы построить космический корабль, чтобы полететь выше звезд. Люди мечтали узнать небо, а не просто поставить рекорды высоты. Нужны были глаза, способные видеть сквозь тысячи километров, нужны были уши, способные слышать во Вселенной, нужны были руки, способные управлять точкой – кораблем, затерянным в бесконечности мирового пространства.

Глаза создали «локаторщики».

Уши – «радио конструкторы».

Руки – «специалисты по автоматике».

 Одним из первых о полете в космос задумался русский ученый Константин Эдуардович Циолковский.

Судьба и жизнь Циолковского необычны и интересны.

Первая половина детства у Кости Циолковского была обычной, как у всех детей. Уже находясь в преклонном возрасте, Константин Эдуардович вспоминал, как ему нравилось лазить по деревьям, забираться на крыши домов, прыгать с большой высоты, чтобы испытать чувство свободного падения. Второе детство началось, когда заболев скарлатиной, почти полностью потерял слух. Глухота причиняла мальчику не только бытовые неудобства и моральные страдания. Она грозила замедлить его физическое и умственное развитие.

Костю постигло еще одно горе: умерла его мать. В семье остались отец, младший брат и неграмотная тетка. Мальчик остался предоставленным сам себе.

Лишенный из-за болезни многих радостей и впечатлений, Костя много читает, постоянно осмысливая прочитанное. Он изобретает то, что изобретено давно. Но - изобретает сам. К примеру, токарный станок. Во дворе дома крутятся на ветру построенные им ветряные мельницы, бегают против ветра парусные тележки-самоходы.

Он мечтает о космических путешествиях. Запоем читает книги по физике, химии, астрономии, математике. Понимая, что его способного, но глухого сына не примут ни в одно учебное заведение, отец решает отправить шестнадцатилетнего Костю в Москву для самообразования. Костя в Москве снимает угол и с утра до вечера сидит в бесплатных библиотеках. Отец ежемесячно присылает ему 15 - 20 рублей, Костя же, питаясь черным хлебом и запивая его чаем, тратит в месяц на еду 90 копеек! На остальные деньги покупает реторты, книги, реактивы. Последующие годы также были нелегкими. Он много натерпелся от чиновничьего равнодушия к его трудам и проектам. Болел, падал духом, но вновь собирался, производил расчеты, писал книги.

Теперь мы уже знаем, что Константин Эдуардович Циолковский - гордость России, один из отцов космонавтики, великий ученый. И с удивлением, многие из нас узнают, что великий ученый не учился в школе, не имел никаких научных степеней, последние годы жил в Калуге в обыкновенном деревянном доме и уже ничего не слыша, но во всем мире теперь признан гением тот, кто первым начертал для человечества путь к иным мирам и звездам.

 4 октября 1957 года стал знаменательной датой. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Началась космическая эра. Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был невелик - диаметром 58 см, весом - 83,6 кг. Аппарат имел двухметровые усы-антенны, а внутри размещались два радиопередатчика. За полтора часа спутник облетел весь земной шар, а за сутки полета совершил 15 оборотов. Сейчас на земной орбите находится множество спутников. Одни используются в теле-радиосвязи, другие являются научными лабораториями.

 Перед учеными стояла задача - вывести на орбиту живое существо.

И дорогу в космос для человека проложили собаки. Испытания на животных начались еще в 1949 году. Первых "космонавтов" набирали в подворотнях - первый отряд собак. Всего отловили 32 собачки.

Собак в подопытные решили взять потому, что ученые знали, как они себя ведут, понимали особенности строения организма. Кроме того, собаки не капризны, их легко тренировать. А дворняг выбрали потому, что медики считали: они с первого дня вынуждены бороться за выживание, к тому же неприхотливы и очень быстро привыкают к персоналу. Собаки должны были соответствовать заданным стандартам: не тяжелее 6 килограммов и ростом не выше 35 см. Помня, что собакам придется "красоваться" на страницах газет, отбирали "объекты" покрасивее, постройнее и с умными мордашками.

Их тренировали на вибростенде, центрифуге, в барокамере: Для космического путешествия была изготовлена герметическая кабина, которая крепилась в носовой части ракеты.

Первый собачий старт состоялся 22 июля 1951 года - дворняги Дезик и Цыган выдержали его успешно! Цыган и Дезик поднялись на 110 км, потом кабина с ними свободно падала до высоты 7 км. На этой отметке раскрылся парашют, и оба "космонавта" благополучно приземлились. В тот день и была решена судьба пилотируемой космонавтки - живые существа могут летать на ракетах! За весь периода экспериментов - вплоть до весны 1961 года было запущено 29 ракет с животными.

 Но бывали и курьезные случаи. Как-то вечером, накануне полета, лаборант вывел дворняг, которые должны были лететь, на прогулку. Один из псов, Смелый, уже побывал в космосе. Только лаборант отстегнул поводок, Смелый убежал - видимо, почувствовал, что опять предстоит полет. Как его не подманивали, назад не шел. И тогда вместо Смелого в полет отправили подходящую по размерам дворнягу, вымыли, выстригли шерсть в местах, где нужно наложить датчики, одели в комбинезончик. Запуск прошел нормально, животные вернулись живыми и здоровыми.

С 1952 года стали отрабатывать полеты животных в скафандрах.

В начале 1956 года была поставлена новая задача: готовить 30-суточный полет двух собак. Проблем было много: создать новую герметичную кабину, разработать систему регенерации воздуха, придумать питательную смесь и автоматическое устройство для регулярного кормления четвероногих космонавтов, разработать "космический туалет" для собак. Для кормления был создан особый автомат-конвейер. Раз в сутки из-под лотка, в котором лежала собака, выдвигалась на ленте новая коробка, наполненная тестообразной смесью, - это были и еда, и питье.

Белка и Стрелка были уже настоящими космонавтами. Чему же были обучены космонавты?

Собаки прошли все виды испытаний. Они могут довольно длительно находиться в кабине без движения, могут переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугаются слухов, умеют сидеть в своем экспериментальном снаряжении, давая возможность записывать биотоки сердца, мышц, мозга, артериальное давление, характер дыхания и т.д.

По телевидению показали кадры полета Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. И, если Стрелка относилась ко всему настороженно, то Белка радостно бесилась и даже лаяла.

Белка и Стрелка стали всеобщими любимицами. Их возили по детским садам, школам, детским домам. Журналистам давали возможность собачек погладить, но предупреждали: как бы ненароком не цапнули.

В память о погибшей Лайке перед Парижским обществом защиты собак воздвигли гранитную колонну в честь всех животных, отдавших жизнь во имя науки. Ее вершину венчал устремленный ввысь спутник, из которого выглядывала Лайка.

 

Беседа «Первый человек в космосе».

Ход беседы.

Воспитатель: Я прочитаю Вам отрывок из стихотворения Сергея Михалкова. А вы послушайте и скажите о ком говориться в этом стихотворении?

К далёким планетам

Пути пролегли-

По трассам Вселенной

Летят корабли.

По трассам Вселенной

Ведут корабли

Отважные люди Земли.

- Кто же такие эти отважные люди Земли? - (космонавты).

- А кто такие космонавты и чем они занимаются? - (ответы детей).

Эта профессия появилась совсем недавно. Космонавт – это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.

- А что такое космос? - (весь мир за пределами земли, называется космосом или другим словом Вселенная)

- Кто первым полетел в космос? - (животные) Правильно, первыми в космосе побывали животные. Учёные хотели знать, с чем придётся столкнуться человеку в космическом полёте. Поэтому сначала решили отправить в космическую неизвестность различных животных. Первыми «космонавтами» - разведчиками стали собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шерстке появились белые волоски. Они поседели от солнечных лучей, но мышка вернулась живой.

- Кого ещё из животных космонавтов вы знаете? - (собаки Белка и Стрелка)

Учёные убедились, что живые существа могут жить в космосе и тогда в космос полетел человек.

- Кто стал первым космонавтом? - (ответы детей)

- Ребята, 12 апреля мы отмечаем День космонавтики. Это день, когда человек впервые поднялся в космос, а случилось это в 1961 году. И первым космонавтом Земли стал Ю. А. Гагарин. Самолетом до космоса нельзя долететь. Гагарин летел на космическом корабле. Таких летчиков называют летчиками-космонавтами. Люди нашей страны гордятся тем, что в космос первым полетел наш человек. И первая фраза Юрия Гагарина стала крылатой и знаменитой на весь мир: «ПОЕХАЛИ!»  На корабле «Восток» он облетел вокруг Земли один раз за 1 час 48 минут. Он вернулся на Землю живым и здоровым, и учёные решили, что человек может жить и работать в космосе.

«Он увидел в иллюминаторе голубую Землю и совершенно черное небо. Яркие немигающие звезды смотрели на него. Это никогда не видел ни один житель Земли» - написал о полете Гагарина журналист Ярослав Голованов.

Юрий Гагарин принес славу нашей Родине. Мы с вами, дорогие ребята, можем гордиться им.

Быть космонавтом – это не только почетно, это и очень трудно, надо быть смелым, решительным, настойчивым, добрым, отзывчивым, надо много знать, тогда тебя будут уважать и любить. И эти качества Юрий воспитал в себе с детства. Послушайте рассказ о детстве Юрия Гагарина. Он называется «Грустная история Найденыша», написал его старший брат Юрия – Валентин.

Сейчас в космонавты по многу месяцев, а некоторые больше года проводят на космических научных станциях. Космонавты – мужественные люди. Они живут и работают в необычных условиях – в невесомости, в безмолвном и опасном космосе.

- Как вы думаете, кто может стать космонавтом? - (ответы детей)

Космонавтом может стать каждый человек, но при этом у него должно быть крепкое здоровье, хорошее образование.

- Вы хотите стать космонавтами? - (ответы детей) 

Звучит песня «Земля в иллюминаторе».

 

Беседа «Звёзды и созвездия».

Ход беседы.

Воспитатель. Представьте, что ясным морозным вечером вы вышли на улицу и посмотрели на небо.

Сколько звезд! Какие они яркие! Кажется, будто сказочный волшебник разбросал по темно-синим небесам пригоршни сверкающих алмазов.

Звёзды

Звездочки ясные,

Звездочки частые

В небе высоком горят.

Словно поют они песни прекрасные —

С нами они говорят!

Небо огромное,

Небо бездонное,

Звезд, как песчинок, не счесть.

Все же, поверьте,

Звезда путеводная

В жизни у каждого есть!

 

Звезд в небе очень, очень много. Без всяких приборов можно разглядеть около шести тысяч звезд, а с помощью телескопа — почти два миллиарда!

Все звезды — огромные огненные шары. Но температура у этих раскаленных шаров разная, поэтому и цвет у них разный.

Самые горячие звезды — белые, чуть менее горячие — голубые, затем следуют желтые, а замыкают ряд — красные.

Наиболее яркие звезды нашего Северного полушария — Сириус и Альдебаран.

Как вы думаете, почему они кажутся маленькими, словно песчинки?

Верно! Звезды находятся от нас бесконечно далеко. Свет от далеких звезд приходит на Землю спустя сотни и даже тысячи лет.

А какая звезда ближе всего к Земле?

Верно! Солнце.

Россыпи звезд сверкают на небе темной ночью, а утром исчезают.

Кстати, об этом говорится и в загадке:

Рассыпались по овчинке

Золотые песчинки,

А когда рассвело,

Их как ветром смело!

Куда же днем пропадают звезды ?

Правильно! Они никуда не пропадают, но в ярких лучах нашего светила,  мы их не видим.

Звезды бывают разными не только по температуре и цвету, но и по своим размерам.

В космосе есть звезды, которые получили название Красных гигантов. Эти звезды в прошлом были совершенно обычными, но образуются из обычных звезд, когда те постепенно стали остывать.   Самая сердцевина звезды,  или, как говорят, ее ядро, становится меньше,  сжимается, а внешний слой, наоборот, растет, расширяется. Звезда становится не такой горячей, остывает. Из белой - она превращается в красную звезду гигантского размера.

В космическом пространстве встречаются небольшие, но очень горячие звезды. Их называют Белыми карликами.

Существуют во Вселенной  и особые звезды — Черные дыры. Ученые долго изучали эти странные небесные тела и пришли к выводу, что они кажутся совсем черными, потому что полностью поглощают лучи падающего на них света.

Почему так происходит?

Потому что Черная дыра состоит из очень плотного сжатого вещества (иногда эта звезда превращается в точку!) и обладает громадной силой притяжения.

В древности путешественники и мореплаватели находили путь по звездам. Но звезд на небе так много и запомнить их расположение нелегко.

Поэтому еще в старину звезды соединяли линиями на специальных картах звездного неба  так, чтобы образовывались простые фигуры, напоминающие людей или животных. Эти группы звезд назвали созвездиями.

За год Земля совершает один оборот вокруг Солнца, и каждый месяц Солнце восходит на фоне другого созвездия. Таких созвездий 12. Их называют зодиакальными.

Знаете ли вы названия зодиакальных созвездий?

Запомнить названия этих созвездий вам поможет считалочка:

Как и месяцев - братцев,

Созвездий двенадцать.

А зовут их: Рак, Телец,

Дева, Овен и Стрелец,

Скорпион и Близнецы,

Рыбы, Козерог, Весы,

Лев, а рядом Водолей.

Их запомни поскорей!

Кроме зодиакальных созвездий, на небе есть и другие. Наука астрономия зародилась в Древнем Египте, Вавилоне, Греции, Риме. Многие созвездия носят греческие или латинские названия и с ними связаны интересные сказания и мифы.

Наверное, вы видели в ночном небе яркие созвездия Большой и Малой Медведицы. Об этих созвездиях в Древней Греции сложили такую легенду.

Как-то раз бог-громовержец Зевс залюбовался земной красавицей Каллисто. Его ревнивая жена Гера обиделась и, пользуясь своей волшебной силой, превратила Каллисто в медведицу. Она надеялась, что сын ее, искусный охотник Аркас, убьет зверя, увидев его в своем Доме. Но Зевс превратил медведицу в небесное созвездие. Чтобы бедняжка не скучала одна, он поместил рядом ее любимую собаку. Это созвездие назвали Малой Медведицей.

 Послушайте стихотворение.

Большая Медведица

 

                          Красотой земной Каллисто

                          Громовержец-Зевс пленен.

                          Взгляд восторженный и быстрый

                          На нее бросает он.

 

Гера взгляд его поймала,

Полный скрытого огня.

Сердце гневом запылало:

«Отомщу Каллисте я.

 

Сделаю ее мохнатой,

Косолапой, как медведь.

 Вместо рук прелестных — лапы,

Пусть ее постигнет смерть!

 

Сын ее — охотник смелый,

Он медведицу убьет,

В сердце ей вонзятся стрелы,

Тело станет словно лед».

 

Но от участи ужасной

Зевс возлюбленную спас:

 «Не убьет тебя напрасно

Сын твой любящий Аркас.

 

Вместо жизни человечьей

Со страдающей душой

Подарю тебе я вечность —

Стань Медведицей Большой.

 

Не найдет тебя возмездие,

Не коснутся боль и страх.

Будешь ты мерцать созвездием

Звезд алмазных в небесах!»

 

Это созвездие называют также Большим ковшом. Оно и вправду похоже на ковш с длинной ручкой.

Медведь или ковш?

Мерцает и светится

Большая Медведица.

Созвездие это похоже на ковш,

А ковш на медведя совсем не похож!

С помощью созвездия Большой Медведицы можно найти Полярную звезду. Для странников эта путеводная звезда всегда служила ориентиром. Если встанете к ней лицом, то впереди вас будет север, сзади, за спиной, — юг, по правую руку — восток, а по левую — запад.

Есть в небесах небольшое созвездие, которое называется Лира. Его украшает одна из самых ярких звезд Северного полушария — Вега.

- Как вы думаете, почему созвездие называется Лира?

Созвездие напоминает музыкальный инструмент, на котором играл изумительный певец Орфей. По одной из греческих легенд, Орфей пел так прекрасно, что его пением заслушивались и люди, и звери, и птицы. Звуки его голоса творили чудеса — смолкало журчание воды в родниках, стихал ветер, голые скалы покрывались цветами, сухие деревья — молодыми зелеными листьями.

Звезды образуют большие скопления. Их называют галактиками. Галактика — вращающееся скопление звезд.

Солнечная система — часть галактики, которая носит название Млечный Путь. В темную ночь часть Млечного Пути можно увидеть в небе. Он напоминает слабо мерцающую полоску разлитого молока. Кстати, само слово «галактика» происходит от греческого слова, означающего «молоко».

Наша Солнечная система находится на краю Млечного Пути, а всего в него входит около 10 миллиардов звезд.

Кроме Млечного Пути во Вселенной есть огромное множество других галактик, их не меньше сотен миллионов! Самая близкая к нам галактика называется Туманностью Андромеды.

Послушайте фантастическую сказку «Звездочет и обезьянка Микки».

 Рефлексия.

- Какую форму имеют звезды?

- Почему звезды кажутся нам крошечными?

- Какая звезда ближе всего к Земле?

- Почему у звезд разный цвет?

- Какие звезды называются Красными гигантами? Белыми карликами? Черными дырами?

- Что такое созвездие? Какие вы знаете зодиакальные созвездия?

- Какие легенды и сказания о звездах и созвездиях вы знаете?

- Какая звезда называется путеводной?

- Как называют большие скопления звезд?

- Как называется наша галактика?

Беседа:

Тема «Из истории возникновения ракеты»

Цель:  познакомить детей с историей развития авиации и космической ракеты.

Мечта человечества обрести крылья – теряется в глубине веков. Сколько же понадобилось времени, чтобы эта великая мечта стала реальностью? Мы свидетели бурного развития авиации. К сожалению, уподобиться птице человеку не суждено. Летать человек начал всего лишь без малого столетие, но подняться в воздух он сумел значительно раньше.

Висеть в воздухе – это не летать. Первые полёты совершались на воздушных шарах, наполненных дымом от костров. В принципе, внутри шара может любой газ, легче окружающего воздуха. Воздушные шары – аэростаты – приспособили для путешествий, перевозки грузов, научных исследований. Со временем родилась идея сделать каркас этого транспортного средства жёстким – так появился дирижабль. На такого рода устройства начали ставить двигатели, что позволило перемещаться на огромные расстояния.

Настоящие самолёты, то есть управляемые аппараты тяжелее воздуха, снабжённые двигателем, способные менять высоту и летать горизонтально, появились лишь на рубеже двух последних веков. Первые самолёты приводились в движение пропеллером-винтом.

Но для достижения больших скоростей и высот нужны иные двигатели. Если сжигать топливо в камере, а продукты сгорания – газы - выпускать в одном направлении, возможно, это заставит самолёт двигаться. И в 1910 году в воздух в Париже был поднят в воздух самолёт новой конструкции.  Это стало началом создания реактивного самолёта.

Именно реактивный двигатель позволил впервые превысить скорость звука, подняться на высоту 20 километров. Новые двигатели увеличили мощность и грузоподъёмность летающих машин настолько, что стало возможным перевозить по 200-300 пассажиров на тысячи километров, доставлять в самые разные точки земного шара сотни тонн грузов. Реактивный самолёт стал самым быстроходным современным видом транспорта.

Человек всегда стремился вырваться за пределы земного тяготения, но долгие годы об этом мечтали лишь поэты и писатели-фантасты. Осуществить эти мечты помогло использование ракет. Сами по себе они были известны давно, исторические источники отмечают их применение несколько столетий назад в Китае и Индии. Но это были небольшие устройства, и вряд ли кто-нибудь усматривал в них возможность заатмосферных путешествий. Космонавтика начала становиться на ноги, когда появились первые научные расчёты. Они доказывали выполнимость полёта по орбите вокруг Земли и даже далеко за её пределы с помощью реактивной техники, но создание её требовало новаторских конструкторских и инженерных решений. В обстановке глубокой секретности шла работа над космическими устройствами. И прошло поразительно мало времени с начала постройки первых, ещё во многом несовершенных, часто взрывающихся ракет до того, как человек сумел вырваться в космос, то есть достичь скорости около 8 километров в секунду! Всё это стало возможным , благодаря изобретённому авиацией реактивному двигателю.



Предварительный просмотр:

герб района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД   № 17

143441, Россия, Московская область, г. о. Красногорск, деревня Путилково

Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru

ОГРН 1025002876986, ИНН/КПП 5024044817 502401001

 

Педагогический проект

на тему: «Космические дали».

Тип проекта: исследовательско - творческий

Старшая группа №

Сроки реализации проекта: краткосрочный, 1 неделя.

Подготовила и провела

 воспитатель: Н.В.Орлова

2023 год

Паспорт проекта

1

Тема проекта

«Удивительный космос».

2

Сроки реализации проекта

Краткосрочный, 1 неделя

3

Вид проекта

Исследовательско -творческий

4

 Участники проекта

 Дети, воспитатели, родители.

5

Актуальность

Стать космонавтом- мечта почти всех мальчишек и девчонок. Космические пираты, звёздные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых фильмов. С древних времён взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек ощущал свою зависимость от неба. Для него небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Коротко рассказать о космосе нельзя. Увлекаясь каким – либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далёкие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе был выбран метод проектов. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно – ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляются через различные виды деятельности. Содержание даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос-это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и даёт возможность многосторонне развивать личность дошкольников.

 Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдения за объектами и явлениями. Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.

6

Цель проекта

Формирование целостного представления детей о космосе через совместную проектную деятельность детей.

7

Задачи

Образовательные:

  • способствовать ознакомлению детей с историей освоения космоса, дать представления о роли человека и животных в изучении космического пространства;
  • систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космосе, о планетах солнечной системы, звёздах и других космических объектах;
  • обогащать словарный запас детей словами: «вселенная», «кратеры», «солнечная система», «воздушная волна», названиями планет, и др.

Развивающие:

  • активизировать словарный запас по теме «Космос;
  • развивать связную речь.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за достижения страны в области освоении космоса, чувство патриотизма.

8

Методы и формы работы

  • Непосредственно – образовательная деятельность.
  • Опыты и эксперименты.
  • Беседы.

9

Ожидаемые результаты

Реализация проекта позволит:

У детей:

  • сформировать первичные представления о космическом пространстве, о роли человека в изучении космоса, о первом полете космонавта, о животных, которые летали до него в космос, о человеке, который вышел первым в открытый космос Леонов А.А; эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
  • обогатить активный предметный словарь, словарь прилагательных, глаголов по теме проекта.
  • развить творческую активность детей, воспитать патриотические чувства, желание быть смелым, сильным и выносливым.

У родителей:

  • участие в организации выставки творческих работ: "Этот загадочный космос".
  • становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

10. Этапы проекта.

Подготовительный этап.

Мероприятия

Ответственный

Выявление первоначальных знаний детей о космосе. Анкетирование.

Педагоги.

Подбор и изучение методической и художественной литературы, подбор мультфильмов и иллюстраций, картинок по тематике проекта.

Педагоги.

Разработка бесед и подвижных игр по тематике проекта.

Педагоги.

Разработка рекомендаций для родителей по тематике проекта.

Педагоги.

Основной этап.

Мероприятия

Цели

Ответственный

1. Беседа «Солнечная система».

  • Развитие представлений детей о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос;
  • Закрепление у детей понятия “космос”, “космическое пространство”, “звезды”, “планеты”, “кометы”, “ спутники”;
  • Воспитание у детей уважения к труду людей, работа которых связана с освоением космоса.

Воспитатель

2. Беседа «Первые попытки покорения космоса. Животные, Юрий Гагарин, Алексей Леонов, В. Терешкова и др.».

  • В доступной форме объяснение детям этапов завоевания человеком воздушного пространства Земли и космоса;
  • Развитие интереса к космическому пространству;
  • Расширение представлений детей о профессии летчика – космонавта.

Воспитатель

3. Беседа «Первый человек в космосе».

  • Закрепление знаний детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин;
  • Воспитание гордости за свою страну. 

Воспитатель

4. Беседа «Звёзды и созвездия».

  • Ознакомление детей с понятием "звезда", "созвездие ".

Воспитатель

5. Беседа «Из истории возникновения ракеты».

  • Ознакомление детей с историей развития авиации и космической ракеты.

Воспитатель

6. Рисование «Планета Земля-часть Вселенной».

«Удивительный космос»

  • Учить изображать планету Земля, ее вид из космоса, применяя нетрадиционную технику рисование ватными палочками. Обратить внимание детей на разнообразие ландшафта Земли. Расширять кругозор, знаний о космосе.
  • Развитие фантазии, воображения детей;
  • Развитие мелкой моторики.

Воспитатель

7. Лепка «Ракета"

  • Формирование умений лепить ракету;
  • Учить использовать различные приемы для создания деталей ракет

Воспитатель

8. Сюжетно – ролевая игра "Космонавты"

  • Ознакомление с работой космонавтов в космосе, воспитание смелости, выдержки;
  • Расширение словарного запаса детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».

Воспитатель

9. Сюжетно – ролевая игра " Больница для космонавтов "

  • Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины;
  • Воспитание уважения к труду медицинских работников.

Воспитатель

10. Приобщение к художественной литературе:

-Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
-В. Кащенко «Созвездие драконов»,
-П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
-О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
-Н.Носов « Незнайка на луне»
-стихотворения о космосе.
-загадки о космосе .

  • Ознакомление детей с литературой о космосе;
  • Воспитание познавательной активности. 

Воспитатель

11. Альбом на липучках «Детям о космосе».

Преподнести знания по теме в максимально доступной и увлекательной форме.

Воспитатель

12. «Космическая тетрадь. Пиши – стирай».

  • Формирование графо – моторных навыков;
  • Развитие логического мышления.

Воспитатель

13. Дидактическая игра «Космические пазлы – пентамимо».

  • Развитие у детей образного мышления, практических и умственных действий;
  • Воспитание желания думать, искать пути решения и приходить к положительному результату.

Воспитатель

14. Дидактическая игра «Разложи ракеты космонавтам. Цифры».

  • Развитие умения вести счет предметов в пределах 10;
  • Закрепление умения соотносить количество с цифрой;
  • Развитие внимания, логического мышления.

Воспитатель

15. Дидактическая игра «Разложи ракеты космонавтам. Буквы».

  • Развитие умения называть букву и подбирать картинку, в назначении которой есть этот звук.

Воспитатель

16. Дидактическая игра «Числа – соседи».

  • Формирование элементарных математических представлений;
  • Закрепление умения узнавать и называть числа в пределах первого десятка.

Воспитатель

17. Дидактическая игра «Собери планеты».

  • Развитие умения анализировать, выделять составные части.

Воспитатель

18. Игра – ходилка «Космические просторы».  

  • Автоматизация и дифференциация звуков Ш – С в начале, середине и в конце слова.  

Воспитатель

19. Досуг "День космонавтики".

  • Закрепление знаний детей о том, что мы живём на планете Земля; в космосе есть другие планеты, звёзды, созвездия.

Воспитатель

Работа с родителями

Мероприятия

Ответственный

Консультация для родителей «Роль семьи в познавательном развитии ребёнка».

Воспитатель

Рубрика для родителей: «История развития космонавтики».

Воспитатель

Предложить родителям принять участие в реализации данного проекта (подбор наглядного материала, просмотр мультфильмов, беседы с детьми).

Воспитатель

Заключительный этап.

Мероприятия

Цели

Ответственный

Выставка творческих работ «Космические дали»

  • Привлечение внимания к духовно-нравственному миру детей, их представлениям о человеке и космосе, о взаимосвязи человека, планеты и Вселенной;
  • Развитие творческой активности через совместное творчество детей, родителей и воспитателей; 
  • Обогащение знаний детей о космосе, нашей Вселенной

Воспитатель, родители, дети.

11. Результат: В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

12.Литература:

  1. Натарова В. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно — патриотических чувств.
  2. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// — Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.-205с.
  3. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека воспитателя)
  4. (3). Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М.: ОЛМА Медия Групп, 2013г. Бондаренко Т.М.
  5. Экологические занятия с детьми. Воронеж, 2007г. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Космос. – СПб., Паритет, 2005г.
  6. Серия «Грамматика в играх и картинках»Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.
  7. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. - М.: Сфера, 2002г
  8. .Журналы для детей дошкольного возраста и их родителей «Дошколенок» №3 2008г, №4 2010г, №4 2013г.
  9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.- М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009г.
  10.  Малышам о звездах. - М.,1986г.Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008г. Носов Н. Незнайка на луне.- М.: РОСМЭН, 1996г
  11. Экологические занятия с детьми. Воронеж, 2007г. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Космос. – СПб., Паритет, 2005г.
  12. Серия «Грамматика в играх и картинках»Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.
  13. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. - М.: Сфера, 2002г
  14. .Журналы для детей дошкольного возраста и их родителей «Дошколенок» №3 2008г, №4 2010г, №4 2013г.
  15. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.- М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009г.
  16.  Малышам о звездах. - М.,1986г.Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008г. Носов Н. Незнайка на луне.- М.: РОСМЭН, 1996г