ИКТ в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в детском саду — это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники, используемых в учебном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_tehnologiya.docx | 114.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17
143441, Россия, Московская область, г. о. Красногорск, деревня Путилково
Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru
ОГРН 1025002876986, ИНН/КПП 5024044817 502401001
______________________________________________________
ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ)
В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
Воспитатель: Орлова Н.В.
г.о Красногорск, д.Путилково
АКТУАЛЬНОСТЬ
На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования икт позволяют наиболее глубже изучить различные темыи вовлечь современного ребенка в образовательный процесс.
В отличие от традиционных средств обучения, информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяют нам,воспитателям, создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.
Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.
Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.
Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском са- ду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ поддержи- вает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллекту- альную деятельность, позволяет развиваться в духе современности.
Области применения ИКТ педагогами в ДОУ:
- подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы;
- подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
- обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других пе- дагогов России и других стран;
- оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;
- создание презентаций для повышения эффективности образовательных за- нятий с детьми;
- использование ИКТ для проведения родительских собраний или консульта- ций специалистов для родителей;
- использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фо- тографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографи- ровать, легко находить нужные фотографии, редактировать и демонстрировать их;
- использование видеокамеры и соответствующих программ (можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сцена- ми, фоновую музыку или наложение голоса);
- оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов по раз- личным направлениям деятельности;
- использование электронной почты, ведение сайта ДОУ;
- создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
Преимущества использования ИКТ в образовательном процес-
се:
- помогает привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
- помогает формировать информационную культуру у детей;
- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
- движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения; помогает реали- зовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обуче- нии;
- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя уви- деть в повседневной жизни или сложно показать на занятии (полёт ракеты, поло- водье, круговорот воды в природе….);
- помогает активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравне- ние и др.);
- ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими огра- ниченные возможности;
- с помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития педагога.
Цель ИКТ в дошкольном образовании: повышение качества об- разования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи ИКТ в дошкольном образовании:
- обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса;
- обеспечение взаимодействия с семьёй;
- обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для родителей (на основе сайта детского сада и электронной почты) и для вы- шестоящих (контролирующих) организаций;
- облегчение реализации образовательной деятельности;
- облегчение методической работы;
- обеспечение коммуникации;
- возможность самореализации;
- возможность самообразования.
- средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать позна- вательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.
Алгоритм использования ИКТ технологии в ДОУ
Подготовительный этап.
- Изучение и подбор материала по теме «ИКТ технологи в ДОУ».
- Подбор и создание картотек изображений, презентаций, mp3, видео и фото информации в соответствии с возрастом обучающихся.
- Настройка оборудования в соответствии СанПиН.
Предварительная работа.
- Знакомство участников воспитательно-образовательного процесса с компь- ютером/интерактивной доской.
- Ознакомление с правилами безопасности и способами работы с мультиме- дийными средствами.
Реализация.
- Проведение ОД согласно теме примерного комплексно-тематического пла- нирования.
- Проведение тематических праздников/развлечений согласно теме пример- ному плану развлечений
Подведение итогов.
- Анализ результатов работы.
- Разработка индивидуальных/игровых заданий для закрепления/освоения пройденного материала.
- Создание фотоотчёта о проделанной работе для размещения на сайте ДОУ; группах родителей.
- Создание брошюр для родителей; статьи для сайта ДОУ по пройденному материалу.
Формы организации детей.
1.Мультимедийные презентации; 2.Обучающие фильмы;
- Дидактическик игры;
- КВН;
- Викторины;
- Образовательная деятельность;
- Кружки;
- Развлечения; 9.Праздники;
- Мастер - классы;
- Познавательные беседы.
Использование ИКТ в процессе взаимодействия с роди- телями.
- Создание сайта группы, постоянное его обновление.
- Родительские собрания.
- Консультации.
- Проведение мастер классов и круглых столов.
- Подбор иллюстрированного материала для родительских уголков.
- Создание видеофильмов о жизни детей в детском саду.
- Создание тематических презентаций на разные темы.
Использование ИКТ в процессе взаимодействия со спе- циалистами ДОУ.
- Обмен опытом через проведение мастер-классов, сообщений с использова- нием презентаций.
- Выступление учителя логопеда на родительских собраниях.
- Разработка и проведение тематических праздников и конкурсов совместно с музыкальным руководителем.
Результат использования ИКТ технологии.
- Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ.
- Внедрение ИКТ в образовательное пространство согласно возрастным нор- мам.
- Повышение эффективности процесса обучения воспитанников. 4 Создание единой информационной среды.
- Активизация познавательной деятельности обучающихся.
- Повышение интеллектуального уровня развития ребенка с помощью исполь- зования ИКТ.
- Накопление наглядных, демонстрационных электронных материалов к за- нятиям.
- Распространение педагогического опыта работы на сайтах ДОУ и других сайтах.
- Использование ИКТ в процессе взаимодействия с семьями воспитанников.
Использование ИКТ педагогической деятельности
За свою работу воспитателем я использовала ИКТ для: 1.оформление стендов, группы;
- подбор материала к НОД;
- оформление документации, отчетов;
- создание презентаций; 5.обмен опытом работы;
- участие в конкурсах через интернет;
- выкладывала на сайт детского сада статей для родителей, конспектов заня- тий, докладов и презентаций;
- подбирала танцы и песни для утренников и открытых занятий.
Используемая литература:
1.Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад №17», 2022г.;
2. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 – 2013
Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
- Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. До- школьное воспитание, 1991г., № 5
- Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
- Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методиче- ское пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000
- Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошколь- ное воспитание, 2000г., № 11
- Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997 8.СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным элек-
тронно-вычислительным машинам и организации работы".) 9.Интернет ресурсы:
Планирование работы с применением икт в старшей группе на год
Месяц | Предварительная работа | Тема занятия, ТСО | Последующая работа |
Сентябрь | Наблюдение осенних явлений. Повторение и разучивание стихотворений об осени. Фиксирование наблюдений в календаре природы. | Беседа об осени. Просмотр серии «Природа в изображении русских художников», в презентации MS Power Point ,прослушивание «Времена года» (муз. П. И Чайковского). | Рисование на тему «Осень золотая» |
| Экскурсия в хлебный магазин | Беседа о хлебе. Просмотр презентации «Как получают хлеб» «Стихи о хлебе», «Хлеб — всему голова», «Дождик из семян» |
|
Октябрь | Просмотр ролика «Будь вежлив» |
|
|
| Рассматривание альбомов «Столица нашей страны -Москва», « Березники -юбилей города -85 лет» |
|
|
|
Прогулка на улице ,наблюдение за транспортными средствами и пешеходами |
Беседа о правилах дорожного движения презентации из серии «На улице» |
Разыгрывание дорожных ситуа ций, составление безопасных маршрутов до школы, магазина, аптеки |
| Экскурсия о строительстве дома
| Беседа о строительстве. Ролик «На строительной площадке» | Рисование на тему «Город строится». Оформление атрибутов для игры в строителей |
Ноябрь | Чтение рассказа Г. Скребицкого «Как звери к зиме готовятся»
| Беседа на тему «Как звери к зиме готовятся». Презентация «Знакомимся с природой», «Дикие животные»
| Рисование на тему «Осень в лесу» |
| Чтение сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» | Пересказывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» по кадрам презентации | Рисование на тему «Моя любимая сказка» |
| Экскурсия в детское ателье |
|
|
| Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» |
|
|
Декабрь | Чтение рассказов Г. Скребицкого, Е. Чарушина |
|
|
Январь |
|
Просмотр мультфильма «Обыкновенные варежки» и беседа по нему |
|
|
| Просмотр м/фильма «Елка в Сокольниках» и беседа по нему |
|
|
| Пересказывание сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Фрагменты презентации из серии «Художник В. Васнецов» | Рисование на тему «По дорогам сказок» |
Февраль | Рассматривание альбома о Российской Армии, чтение стихотворения «Дозор» 3. Александровой. Экскурсия на почту. Чтение стихотворения «Почта» С. Маршака |
|
|
Март | Чтение стихотворения «А что у вас?» С. Михалкова. Наблюдение за трудом повара, продавца, врача,кастелянши. Заучивание стихов ко Дню 8 марта. |
|
|
Апрель | Наблюдение за весенними явлениями в природе
| Беседа о весне. Просмотр презентации «Четыре времени года», «Природа в изображении русских художников», прослушивание муз.произведения «Весна-красна»
| Рисование на тему «Весна идет |
Май | Прогулки по улице. Просмотр презентации «Праздник Первомая» | Беседа на тему «Наш праздник Первомай». Презентация «Наша Родина», «Детям о Москве»
| Рисование на тему «Город, украшенный к празднику» |
| Чтение художественных произведений на тему «День победы» Е. Благина «Шинель»; -чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»; -Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»; -А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»; «Почему армия родная?» -Л. Кассиль из книги «Твои защитники».
- загадывание загадок на военную тематику; |
|
|
| Экскурсия в библиотеку
| Беседа о любимых книгах. Презентация «Как создается книга»
| Ремонт книг из библиотеки. Экскурсия в книжный магазин, покупка книг |
Июнь | Наблюдение за природными явлениями, ростом и развитием растений | Беседа на тему «Лето красное пришло». Телепередача «Лето» | Рисование на тему «Лето» |
:
Консультация для воспитателей на тему:
« Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовательном учреждении»
Пояснительная записка
Мы живем в веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры. Насущной потребностью в учебно-воспитательной работе современного образования стало применение технических средств обучения (ТСО). В наше время становится особо актуальной задача научного обоснования создания и использования ТСО.
Назовем некоторые причины, усилившие в последние годы интерес к экранно-звуковым средствам обучения:
Творческий характер современного производственного процесса, который предъявляет новые требования к работникам, какое бы место они в нем ни занимали. Именно экранно-звуковые средства обучения благодаря их власти над временем и пространством, безграничным возможностям проникновения в мир невидимого, способности наглядно отобразить явление, предмет, процесс или предельно реалистично смоделировать их оказались наиболее пригодными для современного процесса обучения и воспитания. Привлечение ТСО открыло новые возможности для поискового, проблемного, исследовательского метода обучения
Виды ТСО, используемые в работе ДОУ
В дошкольном образовании широко используются технические средства обучения.
Технические средства обучения — это устройства, помогающие воспитателю обеспечивать воспитанников учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.
Существуют следующие виды ТСО:
По функциональному назначению ТСО ДОУ подразделяются на:
- - технические средства передачи информации (диапроекторы, магнитофоны);
- -тренажёрные (для обучения и самообучения);
- - вспомогательные (радиомикрофоны, усилители);
- - музыкальные центры (аудиосистемы), проигрыватели, кинопроекторы (домашний кинотеатр) телевизоры, видеомагнитофоны, и т. п.;
- - комбинированные технические средства (универсальные) компьютерные системы (локальная сеть).
Они должны постоянно совершенствоваться; в детские сады должны систематически поступать новые, апробированные и рекомендованные ТСО как общего назначения, так и специализированные: программно-аппаратные комплексы для лечения функциональных расстройств речи и регулирования важнейших физиологических параметров.
Эффективность применения ТСО зависит также от этапа занятия. Использование ТСО не должно длиться на занятии подряд более 5 минут: дети устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Использование ТСО в начале занятия сокращает подготовительный период с трех до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступает на 5—10 минут позже обычного. Использование ТСО в интервалах между 15-й и 20-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание детей практически в течение всего занятия.
Использование экранных средств на занятиях
Каждый групповой блок детского сада имеет необходимые технические средства обучения. Воспитатели чаще всего используют видеомониторы, которые расположены в группах на стене в соответствии с требованиями СанПиН, на расстоянии 1 метра от пола.
С помощью мониторов воспитатели легко могут использовать любую наглядность на занятиях познавательно-речевого цикла. Например, можно подготовить слайд-презентацию по нужной теме, подобрать необходимый материал и выстроить его в режиме слайд –шоу. На мониторы закачены картинки с заданиями из рабочих тетрадей по формированию элементарных математических представлений, экологическому воспитанию, развитию речи и обучению грамоте.
Педагоги используют это техническое средство и для обучения правилам безопасности, и для ознакомления с правилами этикета. Дети с удовольствием анализируют мультситуации, которые предлагаются в специальных развивающих электронных изданиях для дошкольников «Кирилл и Мефодий», «Уроки тетушки Совы», «Уроки безопасности», находят ошибки в правилах поведения мультгероев. Это помогает им сделать выводы, умозаключения.
На мониторе дети могут просмотреть и мультфильмы во вторую половину дня. Педагоги предпочтение отдают отечественным мультфильмам с высокой нравственной основой. Воспитатели не злоупотребляют этим техническим средством и в течение дня более 15-20 минут не разрешают смотреть телевизор, что соответствует предъявляемым санитарным правилам и нормам.
В каждой возрастной группе имеется магнитофон, подборка аудиозаписей с песенками для детей данного возраста, с музыкальными сказками для прослушивания. Эти записи используют для поднятия эмоционального настроения в группе, для празднования дней рождений детей.
Использование телепередачи на занятиях
Успешность применения телепередачи стоит в прямой зависимости от того, насколько ребенок сумел понять его содержание, проследить логику излагаемого, сделать самостоятельно выводы. Для того чтобы приучить детей к анализу и синтезу виденного, воспитатель своими вопросами заставляет детей прежде всего выделить главное. Далее он ведет их к выяснению связей главного с второстепенным.
Анализируя опыт воспитателей, можно выделить наиболее характерные методические приемы работы с телепередачей: вступительная беседа, задание, просмотр телепередачи, беседа после ее показа, зарисовки по теме, составление плана содержания телепередачи и пересказ по этому плану.
Циклы передач - «Ребятам о зверятах», «Спокойной ночи, малыши», «В гостях у сказки» знакомят детей с явлениями природы и окружающей действительности, трудом взрослых и новыми книгами. Музыкальные передачи «Мы играем и поем», «Веселые нотки»
Мультимедийные презентации, как современный источник для развития детей.
В последнее время всё больше популярностью в работе воспитателей стало использование различных мультимедийных средств. Слово «презентация» в переводе с английского языка означает «представление», «показ», т.е. презентация – это красивый, наглядный показ какой-либо информации.
Мультимедийные средства обучения объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий. Выводят процесс обучения на качественно новый уровень. Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т. п. - в них просто отпадает необходимость. Они помогают избавить преподавателей от рутины и освобождают время для творческой работы. Педагог получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, работать с любыми компьютерными программами. Также с помощью интерактивной доски педагоги представляют наглядно-дидактический игровой материал, такой например как музыкальный букварь для детей, игры Роот из серии «Три кита» и др. Интересными для детей являются и презентации к праздникам : Дню Победы, Дню Матери и др.
Работа с родителями – еще одно поле деятельности для педагога, и здесь компьютер может оказать неоценимую роль. Создание презентаций« Моя семья» и дальнейший показ на родительских собраниях помогают ближе познакомиться с семьями воспитанников, узнать их интересы, увлечения, воспитывают гордость за сою семью.
Заключение
Достаточно часто можно услышать скептические высказывания на применение информационно-коммуникационных технологий и в частности компьютера в детских садах для работы с детьми и от родителей и от коллег по работе. Но практика показывает, что за этой технологией будущее. Главное не забывать, что мы работаем с маленькими детьми и при этом необходимо соблюдать некоторую специфику. В целом ИКТ - это удобство, эффективность, увлекательность.
Технические средства обучения – это совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемые в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления и обработки информации. Без соответствующей технической поддержки образовательных стандартов невозможно достичь необходимого уровня современного образования, создать условия для разностороннего развития личности.
Дидактические возможности ТСО:
- -являются источником информации;
- -рационализируют формы преподнесения информации;
- -повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;
- -организуют и направляют восприятие;
- -обогащают круг представлений, удовлетворяют их любознательность;
- -наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам;
- -создают эмоциональное отношение к изучаемому материалу;
- -делают доступным такой материал, который без ТСО недоступен;
- -активизируют познавательную деятельность, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;
- -являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;
- -создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического
- процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);
- -экономят время, энергию воспитателя за счет уплотнения познавательной информации и ускорения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем взрослый.
Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям ТСО:
а)информационная насыщенность;
б)возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;
в)возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;
г)показ изучаемых явлений в развитии, динамике;
д)реальность отображения действительности;
е)выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность.
Список литературы:
1. Каджаспирова Г.М., Петров К.В «Использование технических средств в дошкольном образовании» [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Г.П. Каджаспирова ,Петров К.В. - М.: Академия, 2001. — 256 с.
2. Сыч В.Д. «Технические средства в детском саду» [Текст]: Книга для работников дошкольных учреждений - М.: «Просвещение», 1989. — 95 с..
3. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы[Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
Консультация для воспитателей:
«Применение интерактивных игр для развития творческих
способностей детей дошкольного возраста»
Использование только традиционных методов обучения, как известно, неэффективно, поэтому необходимы современные образовательные технологии. На современном этапе вопрос о применении в работе с дошкольниками новых интерактивных игр всегда считался актуальным.
Интерактивные игры — это такое понятие, как интерактивный в переводе с английского языка (interactive: inter между, меж; active от act действовать, действие). Оно означает возможность активно взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. Иными словами, интерактивная игра — это активный метод обучения. То есть, это такой метод, который организует процесс социального взаимодействия, на основании которого у дошкольников возникает некое новое знание и опыт, родившиеся непосредственно в ходе игрового процесса, либо явившиеся результатом этой игры. Интерактивная игра — это активная дидактическая, обучающая игра. Чаще всего, такие игры используют для обучения детей.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра может быть любой. В любое время года дети любят играть на улице. Однако в случае дождливых, снеговых и морозных погодных условий дети, конечно, находятся продолжительное время в помещении: дома или в детском саду. Не только для занимательного времяпрепровождения, но и для развития и обучения дошкольников допустимо дозированно, с учетом определенного времени применять интерактивные игры. Варианты интерактивных игр большое количество. Самое главное — выбрать нужную дидактического характера интерактивную игру. Например, использование музыкальных интерактивных игр позволит развить у дошкольников художественно-эстетический вкус.
Совместная систематическая работа музыкального руководителя и воспитателя успешно этому способствует. В настоящее время остро стоит вопрос всестороннего полноценного развития дошкольников, поэтому в каждом детском саду созданы самые благоприятные условия для развития детей. В ДОУ имеется музыкальный зал с современным интерактивным оборудованием, подобраны музыкальные инструменты, составлены картотеки музыкальных интерактивных игр по развитию музыкально-ритмических способностей и основных ритмических движений, создана предметно-развивающая среда, наличие средств ИКТ (интерактивная доска, ноутбук, проектор, звуковые колонки).
В группах детского сада музыкальные центры оборудованы дидактическими играми, музыкальными инструментами, центры танцевального творчества в группах оборудованы атрибутами к танцевальным композициям: ленточки, платочки, флажки, цветы для танцевальной деятельности, весенние веночки. Интерактивные игры по музыкальному направлению самые разнообразные: «Угадай мелодию», «Умники и умницы», «Что лишнее?», «Музыкальные инструменты», «Три кита», «В гостях у……»., «Дождик», «Лейся песня!», «Громко-тихо», «Следопыты (по мотивам мульфильма «Маша и Медведь»)», «Веселые подружки (ноты и нотный стан)».
Разучив с музыкальным руководителем, например, игру «Дождик», потом уже детей под руководством воспитателя дети воспроизводят ее в самостоятельной деятельности. Педагог вносит в музыкальный уголок группы набор карточек «Капельки» (большого и малого размера); музыкальные инструменты: колокольчики, металлофон. Дети самостоятельно играют в игру «Дождик», поют попевку, выкладывают ритмический рисунок, прохлопывают, проигрывают на музыкальных инструментах, придумывают свою музыку дождя.
Интерактивные музыкально-дидактические игры разработаны на основе принципов преемственности и взаимосвязи, ведет детей от простейших заданий к достаточно сложным импровизационным и творческим. Применение этих игр в музыкально-игровой деятельности дошкольников дает возможность самостоятельно составить ритмические, динамические, звуковысотные рисунки к знакомым детским песням. Красочные мультимедийные картинки, анимация увлекают детей, поддерживают эмоциональный интерес к игре и желание участвовать в ней. Такие интерактивные игры дают возможность в ненавязчивой форме проверять знания детей в области эстетического развития, выявлять уровень музыкальных способностей дошкольников.
Очень нравится детям интерактивная игра «Цветик-семицветик». В игре детям предлагается по очереди выбирать лепесток любого цвета. Педагог, управляя презентацией, включает музыку выбранного лепестка, дети слушают и угадывают название песни, игры или танца. Если произведение правильно угадано, на выбранном лепестке появляется картинка, соответствующая названию и содержанию произведения. В конце игры детям предлагается исполнить музыкальный номер.
Используя в работе с дошкольниками интерактивные игры на развитие познавательной активности, наблюдается тенденция к быстрому усвоению обучающего материала. Например, «Солнце, воздух и вода», «Наураша идет на помощь — «лаборатория Наураша», «Планеты солнечной системы», «Почему вода льется?», «Узнай, кто спрятался?», «Буквы и цифры», «Гласные — согласные», «Звонкие — глухие», «Твёрдые — мягкие», «Что колется?», «Назови предмет», «Волшебный компьютер», «Дикие — домашние», «Кто в домике живет?». В такой игре ребенок использует и свой жизненный опыт и учится размышлять, сопоставлять, делать выводы, производит собственные действия при выполнении интерактивных заданий. В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память). Так же и любая деятельность дошкольников состоит из многочисленных действий Использование интерактивных игр в воспитании детей дошкольного возраста позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление об окружающем мире; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений. Применение интерактивных игр на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста всегда дают положительную динамику в развитии детей. Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развиваются сенсорные способности, а также общие способности. Например, музыкальные задания, выполняемые с помощью интерактивного стола, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, развивают его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер. Совершенствуются память и музыкальный вкус. Ценность этих интерактивных игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети получают необходимые знания той или иной области познания. Интерактивные игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, иметь простую систему навигации, только тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание играть, побуждать детей к творчеству, развивать их.
Литература: 1. Галянт, И. Г. Музыкальное развитие детей 2–8 лет: метод. пособие для специалистов ДОО / И. Г. Галянт. — М.: Просвещение, 2015. — 120 с.
2. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. — СПб.: Детство-пресс, 2016.
3. Кличук А. П. Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое и психологическое развитие детей дошкольного возраста / А. П. Кличук // Молодой ученый. — 2016. — № 6. — С. 777–779.
4. Колодницкий, Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов / Г. А. Колодницкий. — М., 2010. — 187 с.
5. Работягова Т. «Игра — средство обучения и воспитания. Для детей старшего дошкольного возраста», «Дошкольное воспитание» 2012 год № 10, стр. 84–93.
6. Развитие игры детей 5–7 лет/Под ред. Е. В. Трифоновой. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 3с. (Истоки).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»
Взаимодействие с родителями:
Консультация для родителей:
«Дети и гаджеты»
Актуальность:
Технологии не стоят на месте. Детей XXI века невозможно представить без электронных гаджетов и Интернета. Смартфон, планшет, нетбук – неиссякаемый источник удовольствия для детей и предмет беспокойства наших родителей и воспитателей.
Цель консультации:
Вместе с родителями разобраться, чем опасны гаджеты, какой от них вред и какая польза.
Задачи консультации:
- организовать поиск информации о влиянии гаджетов на здоровье человека;
-провести социологический опрос среди родителей;
- проанализировать полученные данные.
Предмет исследования данной консультации: действие гаджетов на организм человека.
Гипотеза: гаджеты оказывают на человека вредное влияние.
Методы исследования:
- изучение литературы
- анкетирование
- обобщение.
Продуктом консультации является:
Разработка буклета «Влияние гаджетов на здоровье человека».
Что такое гаджеты?
В современном мире, где электронные технологии развиваются стремительными темпами, получили своё развитие гаджеты.
Гаджет – в переводе с английского языка - приспособление, устройство, техническая новинка, выполняющая ограниченный круг задач. Гаджеты – это смарт-телефоны, компьютеры, ноутбуки, планшеты, и другие электронные устройства. Они слышат, видят, поют, рассказывают и делают кучу разных мелочей. Заглянуть в интернет проще простого. Ещё есть разные мелочи, например: ручки-диктофоны, очки-видеокамера - на любой вкус и запросы. Удобные электронные штучки заполонили мир и заняли место в нашей жизни. Гаджеты появились, чтобы помогать нам. Они делают жизнь проще и комфортнее. Однако, при чрезмерном увлечении электроника, которая призвана помогать нам в жизни, может быть вредной для здоровья.
Мы попробуем рассмотреть все аргументы «за» и «против», но сначала обратимся к рекомендациям врачей. Они считают, что «золотая середина» — это пребывание ребенка у монитора (компьютера, планшета или смартфона) со следующей продолжительность
- Дети 4-5 лет — не более 15 минут;
- 6 лет — 20 минут;
- 7-9 лет — 30 минут;
- 10-12 лет — 40 минут;
- 3-14 лет — 50 минут.
Если складывается так, что занятие предполагает более длительное нахождение перед монитором, необходимо делать хотя бы 10-минутые перерывы. Эти цифры могут показаться довольно суровыми. Но, по мнению специалистов, даже взрослый человек не должен работать за компьютером беспрерывно более часа.
Польза гаджетов
Гаджеты можно рассматривать не как средство развлечения, а как реальную помощь. Существует множество сайтов и учебных приложений, направленных на развитие мелкой моторики, реакции, логики, памяти и других важных навыков. Которыми вполне может пользоваться ребенок дошкольного возраста.
Это развивает навыки самостоятельности и учит извлекать пользу из гаджетов, а не рассматривать их только как развлечение.
Можно выйти в интернет и просмотреть интересующую ребенка информацию.
Кроме того, специальные приложения даже помогают заниматься спортом. С легкостью можно найти тренировочные видео уроки, где уже будет подобран комплекс упражнений.
В целом, электронные устройства уже прочно вошли в нашу жизнь, и нет смысла полностью запрещать их. Но надо четко контролировать время, которое малыш будет тратить на интерактивные развлечения, а также извлекать выгоду из детских обучающих программ.
Вред гаджетов для здоровья
Врачи, педагоги и психологи считают, что гаджеты могут покалечить психику ребенка и замедлить его развитие.
Их доводы:
- Нагрузка на зрение.
- Пониженный тонус мышц.
- Ущерб для эмоционального развития.
Нагрузка на зрение.
Известно, что люди, проводящие много времени за компьютером, страдают от так называемого синдрома сухого глаза. Это связано с тем, что из-за постоянной концентрации внимания человек перед монитором реже моргает. В результате слёзная пленка высыхает и источается. Появляется ощущение сухости или «песка» в глазах, с которым дети борются своеобразно — начинают тереть их грязными руками, что, в свою очередь, может привести к конъюнктивиту.
Близорукости стоит бояться, если ребенок систематически держит экран на маленьком от себя расстоянии. Глаза вынуждены постоянно повышать резкость изображения, что чревато спазмом зрительных мышц. Оптимальное расстояние между глазами и монитором — 60-70 см.
Пониженный тонус мышц.
Обратите внимание, когда вы играете в гаждеты, то сидите в одной позе. Это приводит к нарушению кровообращения в мышцах. После этого в ногах «покалывает», будто иголочки колют.
Долгое сидение перед компьютером или с планшетом в руках лишает нас возможности двигаться, приводя к спазмам мышечных групп
и нарушению осанки. Для детей это особенно опасно, так как их мышечный и костный скелет все еще находится в стадии развития.
Наконец, интерактивные развлечения нередко приводят к головным болям, поскольку напряжение, в первую очередь, ощущают мышцы шеи. От этого сдавливаются кровеносные сосуды, и снижается приток насыщенной кислородом крови к головному мозгу. Отсюда и головные боли, которые проходят только после хорошей физической разминки или активной прогулки на свежем воздухе.
Ущерб для эмоционального развития.
Детские психологи считают, что злоупотребление гаджетами приводит к формированию зависимости, когда ребенок все свободное время старается посвящать компьютерным играм и онлайн-просмотру мультиков, отказываясь от других развлечений. Лишившись любимого электронного устройства, дети начинают чувствовать себя некомфортно и капризничать.
С другой стороны, такая зависимость появляется только в том случае, если у ребенка нет альтернативных интересов. Постоянно находясь дома без определенных занятий, ребенку проще потратить свободное время на компьютер. Но как только появляются другие развлечения (прогулки, кружки, игры с родителями), он достаточно легко обходится без гаджетов.
Злоупотребление гаджетами влияет на мозг и нарушает сон. В результате у человека увеличивается риск развития бессонницы. А недостаток сна приводит к нарушению внимания, памяти и к психическим расстройствам. Постоянная нагрузка на глаза, перенапряжение нервной системы приводят к истощению организма. Играющий не совершает
физической работы, а после игры он чувствует себя очень уставшим, плохо спит, становится агрессивным, озлобленным, нервным, у него ухудшается зрение.
Памятка
- Помни о времени использования гаджетов детьми
- 4-5 лет — не более 15 минут;
- 6 лет — 20 минут;
- 7-9 лет — 30 минут;
- 10-12 лет — 40 минут;
- 13-14 лет — 50 минут.
- Если занятие предполагает более длительное нахождение перед монитором, необходимо делать 10-минутые перерывы.
- Оптимальное расстояние между глазами и монитором — 60-70 см.
- Не пользуйся гаджетами перед сном.
- Удели время прогулкам на свежем воздухе, спорту, подвижным играм.
- Будь осторожен! В сети можно столкнуться с опасностями (нужно сообщить родителям)!
- Не забудь про обязанности по дому.
Вывод:
Можно сделать вывод, что гаджеты – неотъемлемая часть жизни современного человека. Но пользоваться этими приборами нужно разумно. Все знают о том, противостоять гаджетам и интернету очень трудно. С одной
стороны, это неисчерпаемый источник информации и способ разнообразных развлечений. С другой стороны, их постоянное использование небезопасно для здоровья, формируется зависимость от этих устройств. Ежедневная потребность в электронных играх, нахождение в виртуальном мире – не каждому под силу управлять своими эмоциями, желаниями и порывами. Среди фанатов гаджетов есть такое выражение: «Решил поиграть пять минут
– прошел час». Игры воруют время! Проигранные минуты быстро превращаются в часы, часы складываются в потерянные сутки, недели и месяцы. Незаметно можно прочно увязнуть в электронных играх и сети интернета, как в паутине гигантского паука, питающегося людьми.
«В каждом доме нужен гаджет, Можно с ним и есть, и спать… Только гаджет не подскажет,
Как тебе счастливым стать»
Сергей Боровец
Конспект НОД с икт по познавательному развитию:
«Дикие животные в лесу» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Расширить и закрепить представления детей старшего возраста о диких животных, их внешнем виде, повадках, образе жизни.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить знания о диких животных.
Познакомить детей с тем, как дикие животные готовятся к зиме.
Коррекционно-развивающие:
Развивать внимание, память, логическое мышление, связную речь, любознательность и фантазию.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к животному миру, уважительное и бережное отношение к природе, чувство сопереживания ко всему живому и прекрасному.
Материалы: ноутбук, проектор, экран, искусственные елки, бумажные осенние листья, картинки с изображением иголки, перышка, презентация «Колючие и пушистые», аудиозапись «Звуки осеннего леса», «Веселая кантри гномиков» В. Гладков, две разрезные картинки формата А3 с изображением ежа, иллюстрации с изображением орешков, грибов, яблок, бочки меда, малины, морковки, семечек, белки, ежика, медведя, зайца, мышки, две корзинки, еловые шишки для игры « Помоги белочкам», цветные палочки, зубочистки, спички –для выкладывания силуэтов животных.
Предварительная работа: чтение М.Пришвин «Лесные гости», «Пушок», беседа с детьми о жизни диких животных, рассматривание картин с изображением диких животных, д/игра «Чей детеныш?», д/игра «Подбери словечко», д/игра «Чей хвост, чья голова?», отгадывание загадок о диких животных, чтение русских народных сказок о диких животных.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня чудесная осенний день и я приглашаю вас погулять в лес. Нам будет помогать наш помощник – волшебный экран. Посмотрите, под ногами красивые осенние листики. Как приятно по ним ходить. (Дети с воспитателем идут по группе под тихую мелодию «Звуки осеннего леса», доходят до двух елочек).
Воспитатель: Какие красивые лесные елки. Тут на них картинки какие-то. Снимает с елочек картинки и показывает детям. На первой картинке изображена иголка на второй пух (перо). Интересно, что бы это значило? Я думаю, ребята это подсказки для нас. Наверное, нам встретится что то или кто- то с чем- то острым и мягким пушистым. Стоп, вы слышите, кто-то шуршит? Как вы думаете, кто это может быть?
Дети: Может быть мышка.
Воспитатель: Чтобы узнать отгадайте загадку: «Под соснами под елками лежит мешок с иголками»
Дети: Ежик.
Воспитатель: Верно, еж. Вспомните, как выглядит еж.
Дети: Колючий, маленький.
Воспитатель: Посмотрите на экран. (Начинается показ слайдов презентации)
1 Слайд: Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрытая короткими серыми волосками. Черные как бусинки глаза кажутся внимательными и умными, но видит еж плохо.
2 Слайд: А вот нюх у него прекрасный! Лапы у ежа короткие с маленькими коготками.
3 Слайд: На спине еж носит колючие иголки. Они спасают его от врагов. Свернется ежик в колючий клубок, ощетинит свои острые иглы – попробуй -ка съешь его!
4 Слайд: Жилище себе ежик устраивает возле старых пней, устилает свою норку сухими листьями. Запасов на зиму себе не делает. С наступлением холодов он забирается в свой теплый домик и спит до весны.
5 Слайд: Питается еж червяками, мышками, лягушками, ядовитыми змеями, жуками, ящерицами.
Воспитатель: Посмотрите, ребята я вам покажу, как можно показать фигуру ежика, повторите вместе со мной. (Выполняется упражнение для развития пальцев рук «Ежик»: кулачок правой руки прижать к ладони левой. Большие пальцы обеих рук соединить. Остальные пальцы левой руки раздвинуть. Поменять руки.)
Воспитатель: А теперь давайте сделаем пальчиковую гимнастику: «Разговор с ежом»
- Что ж ты еж, выполняют упражнение «ежик»
Такой колючий?
-Это я на всякий случай. Меняют руки.
Знаешь, кто мои соседи? Сжимают и разжимают сплетенные
пальцы рук.
Лисы, волки, да медведи! Выполняют упражнение «лисичка», затем имитируют движения медведя.
(Б.Заходер)
Воспитатель: Ребята, вы запомнили, как выглядит еж? Значит, вы справитесь с заданием «Собери картинки». Сейчас я вас разделю на две команды и дам вам две разрезные картинки с изображением ежа, посмотрим, какая команда первой справится. (Дети собирают картинки, разрезанные на 8-10 частей)
Воспитатель: Теперь вы расскажите, как выглядит еж? Что помогает ему спасаться от врагов? Чем питается?
Ответы детей.
Воспитатель: Идем дальше. (Дети с воспитателем шагают дальше по группе под музыку «Веселая кантри гномиков» В. Гладков, и выполняют физкультминутку «Нам пора передохнуть»)
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз-два-три-четыре-пять,
Шею надо разминать. (Вращения головой в одну и другую стороны.)
Встали ровно. Наклонились.
Раз - вперёд, а два — назад.
Потянулись. Распрямились.
Повторяем всё подряд. (Наклоны вперёд и назад.)
А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем,
Наши ноги упражняем. (Приседания.)
(Ковалько В.И.)
Останавливаются возле обруча, лежащего на полу с рассыпанными в нем шишками.
Воспитатель: Кто-то забыл шишки?
Дети: Белочки.
Воспитатель: А вы знаете, как выглядит белка?
Дети отвечают.
Воспитатель: Смотрите на экран. (Начинает показ слайдов)
5 Слайд: Белочка – проворный зверек. Весной и летом шубки на них рыжевато – золотистые, к зиме мех становится серебристо – серым, густым, теплым.
6 Слайд: Но главная гордость белочки – ее великолепный пушистый хвост. Хвост не только украшает и согревает белку в ненастные дни. Он помогает ей при прыжках.
7 Слайд: Свое гнездо белка делает из тонких прутиков, часто зимует в глубоком дупле.
8 Слайд: В конце лета и осенью делает запасы. Лакомиться любит орехами, семенами хвойных деревьев-кедра, сосны, ели. Любит ягоды, грибы, почки, соцветия.
9 Слайд: Весной у белки появляются бельчата. Бельчиха-мама старательно ухаживает за ними, кормит, оберегает от лесных хищников: вороны куницы. Враги белки – ястребы, совы, филины. Спасается тем, что прячется среди густых ветвей.
Воспитатель: А теперь повторите за мной скороговорку:
Блины белка напекла
И бельчатам подала.
Удались блины у белки.
Опустели вмиг тарелки. Дети повторяют скороговорку.
(Куликовкая Т.А.)
Воспитатель: Молодцы! Предлагаю вам дети отгадать, кто еще забыл свои припасы, и вернуть их хозяину (показывает детям иллюстрации с изображением орешков, грибов, яблок, бочки меда, малины, морковки, семечек)
Дети дают ответы, в случае правильного ответа рядом с картинкой с изображением припасов появляется картинка с изображением хозяина: белка, ежик, медведь, заяц, мышка.
Воспитатель: Ну что поможем белочкам шишки собрать в корзинки? (показывает на шишки, которые лежат на полу). Назовем эту игру «Помоги белкам собрать шишки». Дети делятся на две команды, у каждой команды корзинка. Напротив команды в обручах на полу лежат шишки. Нужно по одной шишке переносить в корзинку, кто быстрее.
Воспитатель: Доброе дело мы сделали, помогли белкам. А теперь вспомните, как называют маму бельчат? Когда у бельчихи появляются бельчата? Какие враги у белки? Как белка спасается от врагов? Чем питается белка?
Дети отвечают.
Воспитатель: Молодцы, хорошо все запомнили. Давайте теперь поиграем в игру «Бывает – не бывает». Я буду говорить предложение, содержащее в себе верное или ошибочное суждение. Вы ребята, в случае необходимости исправьте ошибки. Итак, слушайте: лиса рыжая, волк злой, заяц смелый, еж пушистый, белка толстая, черепаха быстро бегает, волк живет в лесу, поросенок хрюкает, заяц летает, медведь спит в берлоге, волк спит в дупле. Дети исправляют, дают правильные ответы.
Воспитатель: И с этим заданием вы справились замечательно. Наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться. Напоследок давайте выложим фигурки ежа или белочки из цветных палочек, зубочисток и спичек. Дети подходят к столам, где расположен большой выбор материала и начинают выкладывать фигуры животных. Можно дать карточки образцы (схемы)
Воспитатель: Давайте полюбуемся вашими зверушками. Мне очень нравится, как вы выложили белочек и ежиков. Ребятки, а вы помните, что мы в начале путешествия на елочках нашли картинки с иголкой и пухом, вы догадались, что они обозначали?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, это значит, мы встретим колючего - ежа и пушистую - белку. Вы все были молодцы, хорошо отвечали и справлялись со всеми заданиями, и заслужили за это сладкое угощение!
Конспект НОД с использованием ИКТ
для подготовительной группы
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Активизация мыслительной деятельности, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, составлять ассоциативные загадки, находить оптимальные решения, устанавливать сходства и различия.
- Развитие внимания, воображения, фантазии.
- Совершенствование понимания смысла пространственных отношений (слева, справа, между, рядом), определение местонахождения предмета и обозначение его в речи. Закрепление навыков количественного и порядкового счета.
- Формирование представлений о том, что лист бумаги можно разделить на несколько равных частей.
- Закрепление умения на примере сказки устанавливать последовательность событий - что было сначала, что потом.
- Продолжение знакомства со сказками. Формирование эмоционального отношения к сказочным героям. Формирование умения выразительно читать стихи.
Образовательная область «Речевое развитие»:
- Обогащение речи детей существительными, обозначающие предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов. Упражнение в подборе прилагательных к существительному. Формирование умения составлять простые и сложные, вопросительные предложения. Совершенствование диалогической формы речи. Закрепление правильного произнесения звуков. Совершенствование умения согласовывать слова в предложениях.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Приобщение к элементарным общепринятым правилам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Формирование положительного отношения к себе.
- Продолжение знакомства с правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми.
- Формирование умения обращаться за помощью к взрослым.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- Совершенствование умения схематично изображать предмет.
- Совершенствование умения работать с бумагой, сгибать лист в разных направлениях, сглаживать сгибы.
Технологии:
- Игровые технологии
- Мнемотаблицы
- Технологии развивающего обучения (ТРИЗ – «Сказочная задача», «Да – нет», «Превращение», «Сочинение ассоциативных загадок»)
- Информационно-компьютерные технологии
- Графическое моделирование
Материал к занятию: карточки с цифрами от 1 до 8, изображения сказочных героев, «запрещающие» и «подсказывающие» знаки (презентация, слайд № 13), шапочки-маски лисы и колобка, карточки – помощникидля составления ассоциативных загадок (презентация, слайд № 9-10), формулирования вопросов (презентация, слайд №3-6). Дидактическая игра «Собери картинку из сказки». Мнемотаблица на стихотворение «Каждый грамотный ребенок». Коллаж «ассоциации» (презентация, слайд №8). Презентация.
Ход НОД:
(В группе расставлены 8 карточек с цифрами – от 1 до 8 – рядом с каждой цифрой приготовлено задание)
- Ребята, посмотрите внимательно на нашу группу. Что в ней изменилось? (появились цифры).
- Эти цифры показывают, сколько заданий вы будете сегодня выполнять. Давайте глазками найдем все цифры и сосчитаем, сколько же заданий приготовлено? (дети ищут глазами цифры и считают: первое задание, второе….. восьмое)
- Правильно, всего 8 заданий. С какого начнем? (с первого)
(На экране появляются изображения 8 сказочных героев) – презентация слайд № 2.
- Ребята, посмотрите пожалуйста на экран. Кого вы видите? (ответы детей).
- Откуда пришли эти герои? Правильно, они пришли из сказки. Значит они какие? (Сказочные).
- Сегодня к нам в гости должен прийти сказочный герой. Чтобы узнать какой, мы с вами поиграем в игру «Да – нет». Вы мне будете задавать вопросы о внешнем виде героя, о том, что он может делать, а я буду отвечать «да» или «нет». Правило: нельзя сразу спрашивать название героя. Например: «Это лиса?». (На экране появляются символы, помогающие детям сформулировать вопросы – презентация, слайды 3-6).
Предполагаемые вопросы детей: Ответы воспитателя
Этот герой живет в лесу? нет
Этот герой живет дома? да
Этот герой маленький? да
Этот герой серого цвета? нет
Этот герой желтого цвета? да
Этот герой сердитый? нет
Этот герой добрый? да
- Ваня, повтори, что мы узнали про этого героя? (презентация, слайд 7).
- Он живет дома, желтого цвета, маленький и веселый. Кто это?
- Правильно, это Колобок.(презентация, слайд 7 – появляется Колобок)
- А теперь закройте глазки и послушайте: Колобок. Что вы представили, когда я произнесла Колобок? (ответы детей – лес, тропинка, печка, лиса, окно, мука и т.д.)
- Почему тебе представилась печка? (потому что в печке испекли Колобка).
- Посмотрите на экран. (рассматривание коллажа). (презентация, слайд № 8)
Что еще может быть связано с Колобком? (ширма, театр). Почему? (потому что в театре могут показывать сказку «Колобок»)
- С первым заданием мы справились. Какое следующее? (второе) (переходим к фланелеграфу, на котором расположена цифра 2)
- Давайте попробуем научиться составлять загадки о Колобке. Посмотрите на фланелеграф и выберите карточки-схемы, показывающие какой Колобок и что он может делать. Выложите их с левой стороны. А с правой стороны подберите карточки, где нарисованы похожие предметы. (слайд № 9-10)
- Прочитайте загадку, которая у нас получилась. (слайд №11)
Желтый, но не солнышко (цыпленок, осенний листочек)
Круглый, но не колесо
Румяный, но не пирожок
Поет, но не артист
Катится, но не мяч.
- Что это? (Колобок).
- Какое следующее задание? (третье).
(Переходим к столам, на которых разложены альбомные листы и цветные карандаши).
- Какой формы лист? (прямоугольной). Как мы можем разделить его на несколько частей? Правильно, лист нужно сложить (показываю, как сложить лист на 8 частей).
- Сколько получилось прямоугольников?
- Поставьте пальчик в левый верхний прямоугольник. Попробуйте зарисовать загадку про Колобка (карточки – схемы с фланелеграфа убираю, дети зарисовывают по памяти).
- Прочитайте свои загадки. Молодцы. Вы можете забрать рисунки и загадать загадку дома.
- Третье задание выполнено. Какое следующее? (четвертое)
(Дети переходят к магнитоле, рядом стоит цифра 4)
Физкультминутка (на диске записана песня, дети выполняют движения вместе с воспитателем)
Колобок(Сл. и муз. Г. Струве)
Кто там катится вдали,
Без тропинок, без дорог? (Руки козырьком к глазам, повороты туловища влево-вправо.)
Ты зачем на край земли
Разбежался, Колобок? (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Колобок, Колобок,
Ну, куда ты, дружок?
Ну, какой тебе прок
Убегать за порог? (Хлопки в ладоши.)
— Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Не попался на зубок,
Вот какой я Колобок! (Приседания.)
На пригорок, на горбок,
Через поле и лесок
Полечу я Колобок
Жаль, что я не голубок! (Прыжки на месте.)
Снова мчался Колобок,
Улыбался Колобок.
С кем встречался Колобок.
Похвалялся Колобок. (Бег на месте.)
Он и волку и лисе
Все хвалился и хвалился... (Присели.)
Ну, а дальше знают все
До чего он докатился! (Резко встали, руки вверх.)
- Легкое было задание. После четвертого мы выполним…пятое задание.
(Вместе с детьми подходим к экрану, рядом стоит цифра 5)
- Вспомните сказку и подскажите, какие герои в ней появляются первыми?
- Правильно, бабушка и дедушка на экране последовательно появляются сказочные герои) – (презентация, слайд № 12)
- Кто появился следующий? (Колобок). Кто за ним? (заяц)
- Какой герой появился последним? (лиса).
- Сосчитайте, сколько всего героев? (семь) – на экране появляется цифра 7 (слайд 12)
- Кто стоит между Колобком и волком?
- На котором по счету месте стоит медведь?
- Где стоит волк?
- Молодцы, вы все выполнили правильно.
- Найдите следующую цифру. (6) Переходим к шестому заданию (на фланелеграфе картинка Колобка и «подсказывающие» и «запрещающие» знаки). (слайд № 13).
- Подскажите, что хотели сделать заяц и волк?
- Как вы думаете, что в этот момент почувствовал Колобок?
- Конечно, он испугался, но не заплакал, а …(показываю «подсказывающий» знак – «подумал и придумал».
- Что же придумал Колобок, чтобы звери его не съели?
- Правильно, он решил спеть им песенку.
- Давайте подумаем, как еще Колобок мог спастись? (показываю «подсказывающий» знак- «позвать друзей», «громко звать на помощь», «быстро убежать»).
- Кого из друзей Колобок мог позвать на помощь? (ежика, белочку).
- Как он попросил их о помощи? («Белочка, пожалуйста, помоги мне, меня лиса хочет съесть»)
- Подумайте, как ежик (белочка) смогли помочь Колобку? (белочка может закидать лису шишками, а ежик уколоть лису иголками).
- Есть еще один способ преодоления трудностей – это хитрость.
- Покрутись, покрутись и в Колобка превратись. (надеваю шапочки - маски лисы и Колобка)
- Придумайте хитрость, чтобы лиса вас не съела, и объясните, почему ей нельзя вас съесть (ответы детей – «Я горький». «Я грязный, если ты меня съешь, у тебя живот заболит») и т.д.
- Колобок хитрый, а лиса еще …(хитрее).
- Давайте подумаем, почему же с Колобком случилась такая беда? Какие правила он нарушил? (показываю «запрещающие» знаки – слайд № 13)
- Правильно, он один ушел из дома, стал разговаривать с чужими. Если бы Колобок знал эти правила, с ним бы беда не случилась.
- И шестое задание выполнили, какое следующее? (седьмое)
(Переходим к столам, на которых лежат разрезные картинки)
- А сейчас давайте попробуем собрать картинки из сказок и подобрать правила, которые нарушили их герои.
Дидактическая игра «Собери сказку» (дети собирают картинки сказок, разрезанные на 8-10 частей, на фланелеграф прикрепляют картинку-образец (не разрезанную картинку) и картинку-правило, которое нарушил данный герой).
- Умнички. Осталось последнее задание. Какое? (восьмое)
(Переходим к экрану)
- Чтобы с нами никогда не случилась беда, давайте повторим правила безопасного поведения.
Мнемотаблица на стихотворение «Каждый грамотный ребенок». (слайд № 14-15)
Каждый грамотный ребенок
Должен твердо знать с пеленок:
Если вас зовут купаться,
В телевизоре сниматься,
Обещают дать конфет,
Отвечайте твердо: «Нет!»
Вам предложат обезьянку,
Или даже денег банку,
Или даже в цирк билет –
Отвечайте твердо: «Нет!»
Позовут лететь к Луне,
Покататься на слоне…
Есть на все простой ответ,
Ты ответить должен: «Нет!»
- Вы молодцы, справились со всеми заданиями, и я вручаю вам небольшие призы. (На столе лежат красивые звездочки розового и синего цвета).
- Если вы все выполняли правильно – возьмите себе розовую звездочку, если в чем-то ошибались – синюю звездочку.