Учителю биологии

Минязева Светлана Альбертовна

Предварительный просмотр:

Перечень цифровых образовательных ресурсов

для использования в педагогической практике

Общие требования к цифровым образовательным ресурсам

Электронные образовательные ресурсы: современные возможности

3

http://www.edu.ru/

Российский образовательный Федеральный портал

5

http://window.edu.ru/

Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

http://www.ict.edu.ru/

Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании "Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" входит в систему федеральных образовательных порталов и нацелен на обеспечение комплексной информационной поддержки образования в области современных информационных и телекоммуникационных технологий, а также деятельности по применению ИКТ в сфере образования.

http://center.fio.ru

Московский центр интернет-образования Главная задача, поставленная перед Центром – обучение педагогов использованию интернет-технологий в их профессиональной деятельности. По мере открытия региональных учебных Центров Федерации Интернет Образования и вовлечения в проект все большего числа педагогов по всей России, Московский Центр становится координатором учебно-методической деятельности Федерации и базовой площадкой по созданию новых технологий и методик обучения.

http://som.fio.ru/

Сетевое объединение методистов. В помощь Учителю. Представлены обширные материалы по различным предметам для учителя. На сайте размещаются различные материалы по курсам общеобразовательной школы: английскому языку, астрономии, биологии, географии, информатике, истории, литературе, математике, обществоведению, русскому языку, физике, химии и по предметам начальной школы. Здесь представлены уроки, тесты, методические разработки, электронные учебники, словари, статьи. Сетевым объединением методистов проводятся конкурсы, на сайте публикуются условия участия и результаты конкурсов. Размещаются материалы по применению ИКТ в образовании и официальные документы.

http://teacher.fio.ru

Учитель.ru Сайт создан как профессиональная виртуальная площадка для педагогов. Работа сайта организована таким образом, что любой педагог (учитель, методист, ученый, директор школы, автор учебника) может разместить на нем свою статью, методику, материалы, учебник, пособие или принять участие в профессиональных форумах на темы, которые их волнуют.

http://rating.fio.ru/

Рейтинг электронных образовательных ресурсов. Содержит рейтинг электронных учебников, разбитый по предметах.

http://ito.edu.ru/

Информационные технологии в образовании. Конгресс конференций занимается организацией конференций, выставок, ярмарок в области информационных технологий в образовании. На сайте приводятся сведения о программном комитете, оргкомитете, консультационном совете Конгресса. Освещается работа Конгресса в текущем году, публикуются анонсы мероприятий. Имеется архив событий предыдущих лет.

http://www.iteach.ru/

Intel Обучение для будущего Образовательная программа Intel "Teach to the Future" призвана помочь учителям средней школы глубже освоить новейшие информационные технологии, расширить их использование в повседневной работе с учащимися и при подготовке учебных материалов к урокам.

http://www.bytic.ru/

Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании "Байтик". Фонд "Байтик" был образован в 1985 году в г. Троицке Московской области. Фонд проводит олимпиады по информатике, ведет обучение детей от 5 до 17 лет, является дилеpом известных фиpм-пpоизводителей учебных пpогpаммных пpодуктов, ежегодно проводит конференцию "Применение новых технологий в образовании". На сайте подробно представлены все направления деятельности Фонда. Задачи и результаты олимпиад. Материалы конференций. Информация о курсах и занятиях в компьютерной школе.

http://www.ido.tsu.ru/bank.php

Институт дистанционного обучения Томского государственного университета. Представлен каталог электронных курсов.

http://cnit.ssau.ru/do

Самарский областной центр новых информационных технологий при аэрокосмическом университете (ЦНИТ СГАУ) Методология и технология электронного обучения

http://www.curator.ru/e-books/

CURATOR.RU – Интернет технологии в образовании. Обширный каталог по обучающим программам и электронным учебникам в сети WWW для обучающихся разных возрастов и уровня подготовки. Рубрифицирован по предметам.

http://school-sector.relarn.ru

Школьный сектор. На сайте размещена информация о различных образовательных проектах, тематические чаты, архив телеконференции "Педсовет по средам", новости из жизни учителей школ, преподавателей ВУЗов, библиотекарей разных городов страны, новости из зарубежных стран, развлекательный раздел для детей.

http://www.kinder.ru/

Интернет для детей. Каталог веб-ресурсов для детей.

http://www.osp.ru/school/

Компьютер в школе. Журнал посвящен вопросам использования компьютерных технологий в средних образовательных учреждениях. Журнал выпускался в 1998-2000 г.г. На сайте имеется архив со всеми выпусками.

http://pedsovet.alledu.ru/

Августовский педсовет Сайт Всероссийского августовского ежегодного виртуального Интернет-педсовета.

http://profile-edu.ru

Федеральный сайт "Профильное обучение в старшей школе".


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Неорганические и органические вещества растения Цель: изучение химического состава клетки Объект исследования : органы растений

Слайд 2

Задачи: Экспериментально выяснить химический состав клетки растений 2. Выявить практическое значение растительных веществ

Слайд 3

Строение клетки.

Слайд 4

Методы исследования Наблюдение Опыт Эксперимент Измерение Описание Сравнение Моделирование

Слайд 5

Вещества клетки Вода Углеводы Белки Жиры Нуклеиновые кислоты Неорганические вещества Органические вещества Минеральные соли

Слайд 6

Минеральные соли в организме человека регулируют обмен веществ. Богаты минеральными веществами овощи и фрукты.

Слайд 7

Белки являются строительным материалом клеток и нужны человеку для роста. Белки овощей усваиваются организмом человека на 80 %. Семена бобовых растений

Слайд 8

Углеводы служат источником энергии. Их много в семенах и плодах.

Слайд 9

Оценивание работы: «5» – 7- 8 плюсов «4» - 5 - 6 плюсов «3» – 3 - 4 плюса Ответы: Йод Крахмал Минеральные Углеводы, жиры Неорганические вещества Белки Клейковина Синий

Слайд 10

В клетках содержатся органические вещества (белки, жиры и углеводы) и неорганические (вода и минеральные соли). Вещества используются для построения клеток организма и участвуют в процессах жизнедеятельности клетки. Выводы:

Слайд 11

ДОМАШНЯЯ РАБОТА Всем: Параграф §8, вопросы на странице 42, в рабочей тетради задание 5-7 на странице 41-42. Творческий уровень (на выбор): - вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами; - сочинить сказку о клетке; - изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов; - используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу, сделайте краткое сообщение о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы?



Предварительный просмотр:

Урок биологии «Неорганические и органические вещества растения» в 6 классе (ФГОС)

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цель: создать условия для изучения химического состава клетки и выявления роли органических и неорганических веществ.

Задачи:

- образовательные: знать о химическом составе клетки, а также о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.

- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:  

- знать химический состав клетки;

- рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;

- уметь отличать органические вещества от неорганических.

Метапредметные:

регулятивные: 

- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные: 

- обсуждать информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

познавательные: 

- работать с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:  

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу класса.

        

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы: учебник, семена  подсолнечника, клубень картофеля, салфетки,  мука, кусочек теста, марля, спиртовка, пробирка, держатель, р-р йода, фарфоровая  чашка, лист бумаги, стаканчик.

Основные термины и понятия: неорганические и органические вещества, минеральные соли, белки,  углеводы, жиры, нуклеиновые кислоты.

Ход урока

  1. Мотивация 

Добрый день, ребята!

Давайте посмотрим друг на друга и поприветствуем друг друга улыбкой. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Не бойтесь говорить и высказывать своё мнение, спорить. Ведь в споре рождается истина.  

Сейчас я хочу предложить вам послушать стихотворение, которое поможет сформулировать тему сегодняшнего урока.

                  На нашей планете от края до края

Природа повсюду тебя окружает.

Тела ее массу загадок таят

Из атомов разных веществ состоят.

Лед, облака и капли росы –

Они состоят из обычной воды

Горы, песок и друзы кристаллов

Они состоят из простых минералов.

Растения тоже загадку хранят

Хотите узнать, из чего состоят?

Учитель: Догадались о чём пойдёт речь? (дети отвечают)

Действительно, в стихотворении говориться о веществах, которые входят в состав растений.

А сейчас я хочу показать опыт. Внимание!

  1. (Калия перманганат + вода + перекись водорода + уксусная кислота 9% = ацетат марганца 2 + кислород + ацетат калия + вода).
  2. Раствор марганцовки с уксусом → красное окрашивание; к полученному раствору добавляем соду → зелёное окрашивание.
  3. В раствор марганцовки добавить раствор перекиси водорода (р-р гидроперита) → обесцвечивание раствора.

Итак, что же Вы увидели?

Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного вещества в другое.

А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) Какие вы молодцы!

Учитель проговаривает тему урока – Слайд №1 (Химический состав клетки.)

  1. Целеполагание - Слайд№1

 Учитель: Итак, что будет являться объектом нашего исследования?

Если в растении мы докажем наличие веществ, то они присутствуют и в клетке.

                  Объектом исследования являются органы растений

Учитель: ребята как вы думаете какую цель мы можем поставить для нашего урока.

Цель: изучение химического состава растений.

IV. Мотивация (3 мин).

Учитель: чтобы достичь своей цели необходимо разработать план действий, т.е. определить задачи, решив которые мы к ней придем.

Задачи:  

1. Экспериментально выяснить химический состав растений;

А зачем нам знать их химический состав?

2. Выявить роль растительных веществ в организме - Слайд 2.

V. Актуализация нового материала.

Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение – Слайд 3 (повторяют строение клетки).

Загадки:

Сердце клетки - это я!

Уж поверьте мне, друзья
Координирую и согласую,

Чётко всё организую,
Хромосомы сохраняю,
За наследство отвечаю.
(Ядро)

По каналам и канальцам
Грузы в клетке я вожу
Доставляю точно в срок
Вещества, кислород и воду
Органоидам в угоду. 
(Э.П.С.)

Я за стройку отвечаю,
Белок в клетку поставляю,
Произвожу его сама,
Хоть мала, совсем мала.
(Рибосома)

В клетке всех объединяю,
Саму клетку охраняю,
Защищаю, берегу,
Строго за врагом слежу,
Влагу сберегаю,
Жизнь всем сохраняю.
(Мембрана)

Роль я важную играю,
За порядок отвечаю,
Хлам я всякий упакую,
Выполняю роль другую.
Забиваю свой же склад
Всем, чем надо, всем подряд.
(Аппарат Гольджи)

Оказывается, кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав. Химические элементы, из которых состоят организмы входят и в состав объектов неживой природы. Таким образом, живая и неживая природа взаимосвязаны.

Вещества, из которых состоят клетки разнообразны. Из 109, имеющихся в природе химических элементов в составе клеток можно найти 80. Но большинство этих элементов встречается в виде химических веществ. 

Вопросы перед параграфом

        Ребята у вас на столе приготовлены оценочные таблицы. Вы за весь урок будете оценивать сами себя и тех, кто будет выступать перед вами и даже меня по 3- бальной шкале.  Активность на уроке, высказывание своего мнения приветствуется.

Оценка.                              На какую оценку вы знаете материал сейчас?

 5- знаю много           5- Подтвердил свои знания, узнал новое- всё понял

 4- знаю                       4 - Понял не всё, надо доработать

 3-знаю немного        3 –Ничего не понял и не разобрался, надо доработать

Фамилия:

В начале урока

В конце урока

                                                       Молодцы!

 

План работы:

  1. Изучаем теоритический материал по учебнику
  2. Доказываем экспериментально – практически
  3. Записываем схемой в тетрадь (Как оформляется схема)

  Группа исследователей пересаживается на первую парту и выполняет свой опыт.

Все вещества клетки можно разделить на органические и неорганические?

                         учебник стр. _ и ознакомьтесь с текстом  

Учитель: Что относиться к неорганическим веществам?

Неорганические вещества – это вода и минеральные соли. 

Записываем в схему Слайд № 4 (схема оформляется по ходу изучения)

                                        вещества клетки

неорганические вещества                       органические вещества

                                                   

вода           минер. соли                   углеводы      жиры      белки     нуклеиновые соли

Роль в клетке – Слайды 6 - 8

1. Вода - Вы наверняка слышали, что человек на 80% состоит из воды. В клетках растений также есть вода в среднем около 60%.

                       Роль воды в клетке:

  1. Придаёт клетке упругость
  2. Определяет форму
  3. Участвует в обмене веществ

(запись в тетрадь)        

1 группа исследователей (работа по инструктивной карте): цель моего эксперимента – доказать, что в растениях содержится вода. Объектом были семена пшеницы. После нагревания на стенках пробирок появились капельки воды. Мы сделали вывод: органы растения содержат воду.

2. Минеральные соли - составляют около 1% массы  клетки, но их значение  очень велико. Чаще  всего в растительных  клетках встречаются  соединения азота, фосфора, натрия, калия и других  элементов. Некоторые растения способны накапливать разные минеральные  вещества:

             Роль в клетке

  1. Используются в синтезе органических веществ
  2. Участвуют в обмене веществ

2 группа исследователей (работа по инструктивной карте): цель моего эксперимента – доказать, что растения содержат минеральные соли. Объектом исследования были семена подсолнечника. После их сжигания осталась зола. Я доказала, что в состав растений входят минеральные вещества (соли).

/ученик демонстрирует результат учащимся других групп/

(записи в тетради - сгорание )

Вода и минеральные соли входят и в состав неживой природы. О чём это может говорить? (между химическим составом живых организмов и неживой природой существует принципиальное единство)

Органические вещества -  вещества, состоящие из углерода, водорода, кислорода и азота. Эти вещества содержатся или производятся живыми организмами. К этим веществам относят белки, жиры, углеводы. Их насчитывается около 10 миллионов.

Как вы думаете, каких веществ в клетках больше органических или неорганических?

А кто из вас прав, мы сейчас узнаем.

Что образуется при сжигании сухих веток, дров? Как изменяется масса при сжигании?

После   горения останется зола, ее образуется мало, она легкая (ответы детей).

Правильно, зола состоит из минеральных веществ, которые содержались в клетках растений. При горении сгорели только органические вещества.  Следовательно, правы из вас оказались те, кто считал, что органических веществ в клетках больше, чем неорганических.

3. Углеводы – (читаем и записываем)

                       Роль в клетке:

  1. Энергия для жизнедеятельности
  2. В составе оболочек придают прочность
  3. Запас веществ в клетке

3 группа исследователей (работа по инструктивной карте): цель моего эксперимента – доказать, что в растениях содержатся углеводы. Я исследовал клубень картофеля на присутствие в нём крахмала. А крахмал – это углевод. После проведенного опыта я доказал, что углевод в клубне картофеля есть, так как крахмал при действии йода синеет. Это качественная реакция.

/ученик демонстрирует результат учащимся /

(записи в тетради-  р –р йода на срез клубня)

  В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал?

Как вы думаете из чего получают сахар? (правильно, из сахарного тростника или свеклы)

А что такое тростник и свекла? (Растения)

Какой вывод мы можем сделать опираясь на эти знания? (Правильно, в клетках растений содержится сахар)        

Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка.

Где в клетке мы ее обнаружим? (клеточная оболочка)

Как вы думаете, а какую роль это вещество играет? (Придает прочность и упругость различным частям растений)

4. Белки - (читаем и записываем)

Роль белка в клетках:

1. Входят в состав клеточных структур

2. Регулируют процессы жизнедеятельности в клетке

3. Запас

Ученик-исследователь: я исследовала тесто из пшеничной муки. После проведенного эксперимента выяснил, что в семенах пшеницы содержится белок-клейковина. Наш вывод: в растениях есть белки.  (записи в тетради -  липкий комочек в марле)

Белки, это очень важные вещества в клетках. Они содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги.

5. Жиры – (читаем и записываем)

Роль жира в клетках: при расщеплении жиров освобождается энергия

4 группа исследователей (работа по инструктивной карте): объектом нашего исследования были семена подсолнечника. После того, как я их раздавил, на листе остались жирные пятна. Я сделал вывод: в семенах растений есть жиры.

/ученик демонстрирует результат учащимся /

(записи в тетради- раздавить семена)

  Человек с давних пор использует растения, в которых содержится в большом количестве жир. Эти растения называют масличными.

Какие масличные растения вам известны?

 6. Нуклеиновые кислоты (прочитать и записать)

 Главная их роль – это хранение и передача наследственной информации

VI. Закрепление

Повторение получившейся схемы – Слайд 4. 

Биологический диктант:

1. Какое вещество используют для определения содержания крахмала.

2. Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля.

3. Общее название солей, содержащихся в клетке.

4. Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.

5. Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли.

6. Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки.

7. Растительный белок, оставшийся после промывания теста.

8. Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода.

Ответы (слайд 8):

  1. Йод
  2. Крахмал
  3. Минеральные
  4. Углеводы, жиры
  5. Неорганические вещества
  6. Белки
  7. Клейковина
  8. Синий

Оценивание работы:

«5» – 7- 8 плюсов

«4» - 5 - 6 плюсов

«3» – 3 - 4 плюса

V. Рефлексия.

Оцениваем свою работу после окончания урока. (Оценочный лист)

Подтвердили ли свои знания, узнали новое – всё понял, не всё понял, доработать

Что удивило вас сегодня на уроке?

Что нового вы узнали?

Чему научились?

Где сможете применить свои знания?

VI. Домашнее задание – Слайд 9.  

Всем:

Параграф § 3, вопросы на странице 24, в рабочей тетради задание 5-7 на странице 41-42.      

Творческий уровень (на выбор):

- вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами,

- сочинить сказку о клетке.

- изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь;

- используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткое сообщение о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы?

Слайд 10. Всем спасибо за работу. Урок окончен!

«Неорганические и органические вещества растения»

Инструкция

ГРУППА 1

А. 1. Поместите в пробирку кусочки стебля, корня, листьев и несколько семян.

2. Закрепите пробирку в специальный держатель, аккуратно нагрейте пробирку.

Что вы наблюдаете?

Какой вывод мы можем сделать?

Б. 1. Нагрейте кусочки растений на металлической пластинке. Что вы видите?

Это сгорают органические вещества. Остается зола, состоящая из несгораемых минеральных веществ. Какой вывод можем сделать?

«Неорганические и органические вещества растения»

Инструкция

ГРУППА 2

  1. Взять кусочек теста, поместить в мешочек марли.
  2. Промыть это тесто в стакане воды.
  3. Капнуть йод в стакан с мутной водой.
  4. Сделать срез на клубне картофеля (будьте аккуратными со скальпелем).
  5. Капнуть йод на срез.

Что наблюдали?

Почему?

В состав растений входит растительный белок, который содержится в клейковине (то, что получилось в марле после промывания водой).

Кроме белка в состав растений входит еще одно вещество. Если мы капнем в стакан с мутной водой йод, то вода посинеет, т.к. в состав растений входит крахмал, который синеет под действием йода.

Приложение

«Неорганические и органические вещества растения»

Инструкция

ГРУППА 3

  1. Взять семя подсолнечника, поместить на лист бумаги.
  2. Раздавить его.

Что появилось на бумагу?

  1. Тоже самое сделать с другими семенами.

Инструкционная карта

  1. Запоните схему «Вещества клетки».

Вещества клетки

неорганические вещества            органические вещества

п/п

Что брали

Что делал

Что наблюдал

1.

Лист растения в пробирке

2.

Кусочек растения в тигле

3.

Тесто в марле

4.

Стакан с мутной водой

Срез клубня

5.

Семянка подсолнечника

Вещества клетки

Роль в клетке

Вода

  1. Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке.
  2. Входит в состав цитоплазмы.
  3. Составляет основу клеточного сока.

Минеральные соли

Участвуют в процессах жизнедеятельности

Белки

Строительный материал

Углеводы (сахар и крахмал)

Запасное вещество

Жиры

Накапливается для питания зародыша семени при прорастании семян.





Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках.

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым»

Жан Жак Руссо

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья школьников сегодня вызывает серьезную тревогу специалистов.

Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

В связи с этим, на уроках я использую здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья учащихся и формирование ценного отношения к нему.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Для достижения этой цели, я считаю, большую роль играет предмет «биология», преподавание которого позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время домашней работы.

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя.

Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:

  1. Встряхивание руками
  2. Закрывание глаз
  3. Подпирание головы
  4. Остановившийся взгляд
  5. Разговор с соседом
  6. Частые поглядывания на часы во время урока
  7. Невосприятие вопроса
  8. Задержка с ответом
  9. Ненужное перекладывание предметов
  10. Увеличение количества ошибок в ответе
  11. Потягивание
  12. Зевота
  13. Частую смену позы

Как сделать так, чтобы школьник начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?

Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока и психологический климат на урок.

Для того, чтобы дети не уставали на уроке активно внедряю:

1-игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережение.

Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, поднятие руки или сигнальных карточек разных цветов, обозначающего «да» или «нет», «прошу слова».

2- разнообразие видов и форм уроков

Формирование целей урока вместе с учащимися, определение ими задач, которые следует решить для достижения целей

3- Гибкость структуры урока, в соответствии не только с целями урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса

4-  При появлении признаков утомляемости- изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания учащихся неожиданным примером

5- Эмоциональные разрядки на уроке (шутка, улыбка, поговорка, афоризм, четверостишие)

6- Использование работы в парах постоянного или переменного состава и в малых группах (2-4 ученика)

7- Подведение итогов урока на последних 4-5 минутах урока  вместе с учениками.

8. Ежеурочные разминки в начале урока 10-15 сек:

Для слуха – различная интонация акцентов речи

Для кистей пальцев рук – сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевых суставах

Для зрения – поисковые движения глаз, различение цвета, размера

НАПРИМЕР: на уроке по теме «Насекомые» используем прием «НАЗОЙЛИВАЯ МУХА»

Посмотрите на свое лицо со стороны

Теперь на ту его часть, на которую села муха, а точнее на подбородок.

Сгоните муху мышцами лица

Она улетела на другое место – на щеку.

Снова сгоните муху

Муха перелетела на лоб

Сгоните муху со лба

-Почувствовали, как расслабилось ваше лицо?

9- Физкультминутки на 5-7 минут урока на снятие:

Мышечного утомления с плечевого пояса

Мышц спины, кистей рук

Зрительного утомления

Минуты релаксации

Массаж активных точек

Чередование поз

Дыхательная гимнастика

Проведение физкультминуток решает следующие задачи:

Уменьшает утомление и снижает отрицательное влияние однообразной рабочей позы

Активизирует внимание учащихся и повышает способность к восприятию учебного материала

Осуществляет «эмоциональную» встряску учащихся, дает возможность «сбросить» накопившийся груз переживаний и эмоций.

10-Мотивация учащихся:

Внешняя мотивация – оценка, похвала, поддержка, соревнование

Стимуляция внутренней мотивации – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

элементы соревнования на различных этапах урока

11- Использование проблемных творческих заданий

12- Рефлексия.  Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Исходя из вышеизложенных компонентов организации урока, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать задачи школьников как в психологическом, так и в физических аспектах.. Именно благодаря использованию здоровьесберегающих технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и снизить до минимума негативные факторы, которые могли бы нанести вред здоровью.

Если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрывать свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.



Предварительный просмотр:

Урок биологии (урок открытия  новых знаний)

 5 класс

Тема урока:    Грибы

Цель:

  • познакомить учащихся с царством грибов, особенностями их строения и жизнедеятельности;
  • дать представление о многообразии грибов, их роли в природе и в жизни человека.  

Задачи:

Образовательная: 

  • формировать у учащихся умение выделять главное в изучаемом материале, сравнивать и обобщать изучаемые факты, логически излагать  свои мысли.

Развивающая: 

  • развивать речь, умение конспектировать по ходу рассказа учителя, анализировать материал, выделять главное;
  • формировать умения выделять существенные признаки понятий, переносить, переносить полученные знания в новую ситуацию, видеть новую проблему в знакомой ситуации, применять имеющиеся знания для объяснения конкретных явлений.

Воспитательные: 

  • воспитывать бережное отношение к природе родного края, уважение к мнению товарищей;
  • способствовать формированию ответственного отношения к природе, понимания необходимости защиты окружающей среды, любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук.

Тип, вид урока:

  • урок формирования новых знаний;
  • комбинированный.

Планируемые результаты (предметные):

  • учащиеся научатся использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • определять принадлежность биологических объектов к грибам;
  • устанавливать черты сходства и различия у представителей царства грибов;
  • различать изученные объекты в природе, на таблицах;
  • делать зарисовки грибов;
  • устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
  • объяснять роль представителей царства грибов, признаки представителей царства грибов, значение грибов в природе и жизни человека;
  • усвоение материала в полном объёме на уроке;
  • применение полученных знаний  при выполнении практических заданий;
  • умение «оперировать» биологическими терминами.

Личностные результаты:

Будут сформированы:

  • коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной деятельности; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные

Научиться:

  • составлять план работы с учебником,
  • выполнять задания в соответствии с поставленной целью,
  • отвечать на поставленные вопросы;

Получат возможность научиться:

  • ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что еще неизвестно;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные

Научатся: 

  • устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • искать  и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию;

Получат возможность научиться:

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные 

Научится: 

  • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Получит возможность научиться:

  • принимать другое мнение и позицию находить ответы на вопросы, формулировать вопросы и ответы к ним, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Получат возможность применять:

  • умения и опыт межличностной коммуникации,
  • корректного ведения диалога и участия в дискуссии.  

Формы:

  • фронтальная,
  • индивидуальная,
  • групповая.

Методы:

  • словесные (беседа, диалог);
  • наглядные (рисунки, схемы);
  • практические (составление схем, поиск информации);
  • дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Понятия и термины:

Грибы, плодовое тело, споры,  грибница,  симбиоз,  трубчатые грибы, пластинчатые грибы, пеницилл, мукор, гетеротрофы.

Ход урока:

1. Организационный момент.

(приветствие учащихся, организовать контроль начала работы, обеспечить интеллектуальный и эмоциональный настрой учеников на урок)

2. Актуализация опорных знаний урока (фронтальная, беседа, индивидуальный опрос).

(активизирую знания учащихся, необходимые для изучения нового материала)

Проверку домашнего задания:

- Почему ученые считают, что бактерии являются первыми живыми организмами на Земле?

(Они имеют простое строение, не имеют ядра, могут переживать неблагоприятные условия окружающей среды.)

- Благодаря каким особенностям строения бактерии могут переносить неблагоприятные  условия окружающей среды? (Бактериальная клетка сжимается, вокруг образуется циста.)

- Где обитают бактерии? (Бактерии обитают в почве, в воде, в воздухе, внутри живых организмов.) 

- В чем состоят особенности строения бактерий?

(Снаружи покрыты плотной оболочкой, благодаря которой сохраняют постоянную форму. Ядра нет, оно представлено ядерным веществом, распределенным в цитоплазме. Имеются органы передвижения жгутики и реснички.)

 - Назовите, какова положительная роль бактерий?

(Почвенные бактерии участвуют в процессе почвообразования, азотфиксирующие бактерии поглощают азот и, проникнув в корни бобовых образуют на них клубеньки за счет этого растения получают питательные вещества, которые используют растения; разрушают сложные органические вещества отмерших растений и трупов животных.)

- Назовите в чем заключается отрицательная роль бактерий?

(Есть бактерии, которые вызывают гниение продуктов, поражают растение, вызывая их гибель, бактерии паразиты попадая в организм человека и животных могут вызвать опасные заболевания: ангину, туберкулез, тиф и др.)

3. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и цели урока.

Сегодня на урок я к вам пришла не с пустыми руками.

У меня с собой корзинка.

В ней спрятано, то, что мы сегодня изучим.

Эти живые организмы любят прятаться и играть в игру «Угадай кто я?»  

Среди представителей этой группы много похожих друг на друга.

Иногда очень сложно определить, что за организм перед тобой.

Ученые биологи и систематики сначала не могли решить, что это такое.

Их относили к растениям, а потом к животным.

И только в XIX в. эту группу живых организмов выделили в отдельное царство.

Для того чтобы узнать, что у меня в корзинке отгадаем загадки.

  1. Под елкой, под осинкою

      Стоит мальчик-с-пальчик,

      На нем кафтанчик,

      Шапка красненька.

 2.  Вырос  он в березняке.

      Носит шляпку на ноге.

      Сверху лист к нему прилип.

      Вы узнали? Это …

А теперь заглянем в корзинку, что мы видим? (Грибы.)

Изучение живых организмов мы начнем с грибов.

Мы их употребляем в пищу.

Из грибов делают лекарство пенициллин.

Озвучиваю тему и цель урока.

Ставлю проблемный вопрос:

- Почему ученые выделяют грибы в отдельное царство?

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

(объяснение нового материала, используя ЭОР и учебник, при этом обратить внимание на вопросы экологии (бережное отношение к природе)

Наука изучающая строение, разнообразие и жизнедеятельность грибов, называется микология

(от греч. «микос» - гриб, «логос» - учение).

В настоящее время известно около 100 тыс. видов грибов.

Грибы обитают всюду, где имеются органические вещества: в почве, в воде, в жилищах, на пищевых продуктах, на теле человека и животных.

Грибы  сочетают в себе признаки растений и животных.

Основное отличие их от растений, что они неспособны к фотосинтезу, то есть они неспособны синтезировать органические вещества из неорганических.

Грибы – гетеротрофы, так как питаются готовыми органическими веществами.

По характеру питания грибы относят к сапрофитам или паразитам.

Грибы-сапрофиты питаются мертвыми органическими веществами, то есть тем самым разрушают останки живых существ.

Грибы-паразиты поселяются на живых организмах и питаются за их счет.

Гриб состоит из тела – грибницы (мицелий).

Физминутка

Царство грибов делится на подцарства низшие и высшие.

У низших грибов нити грибницы представляют собой одну гигантскую клетку с множеством ядер. Некоторые грибницы многоклеточные, клетки могут содержать одно или несколько ядер.

У высших грибов плотно сплетенные гифы образуют плодовое тело.

Плодовое тело состоит из шляпки и ножки.

Грибы размножаются спорами, которые созревают в трубочках или на пластинках шляпки. Созревшие мелкие и легкие споры высыпаются, их подхватывает и разносит ветер, так же их разносят насекомые, слизни, белки, зайцы.

Грибы-паразиты, являются возбудителями многих заболеваний растений, животных и человека.

К ним относится головневый гриб.

Он поражает пшеницу, овес, просо, кукурузу.

Порша – поражает яблоню, грушу, картофель и др.

Такие грибы снижают урожай сельскохозяйственных растений, делают продукты непригодными в пищу.

Однако есть и полезные свойства грибов из них был произведен пенициллин-антибиотик; производят и ряд витаминов.

Сообщение учащихся о съедобных и ядовитых грибах.

5. Первичное закрепление изученного материала.

Поисковая работа учащихся (постановка цели и плана действий).

Беседа, связывает результаты урока с его целями.

Подвожу учащихся к выводу об особенностях строения грибов, причинам по которым грибы выделены в отдельное царство.

Давайте выделим особенности грибов.

1. Грибы – гетеротрофы, неспособны к фотосинтезу.

    Питаются готовыми органическими веществами.

2. Взаимосвязь между определенными видами деревьев и грибов полезная обоим называется

    симбиоз.

3. Грибы размножаются спорами.

4. Грибы делят на съедобные, ядовитые, паразиты.  

6. Рефлексия учебной деятельности.

Что нового вы узнали на уроке?

Какие интересные факты о грибах вы узнали для себя?

Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке?

7. Подведение итогов.

Оценка работы учащихся во время урока, комментарий поставленным оценкам.

Комментарий к домашнему заданию.

Дополнительно: подготовить викторину о грибах.