Работа с родителями


Предварительный просмотр:

Читаем всей семьей: нестандартные формы работы учителя литературы с родителями и детьми

В течение нескольких последних лет возрождение семейного чтения – это одно из постоянных направлений в моей работе как учителя литературы. Хотя всё начиналось с отдельных мероприятий в родном классе, как классный руководитель проводила литературные викторины, поэтические концерты, часто вместе с нами в них принимали участие и родители. И уже чуть позже пришло понимание, что результат будет эффективнее, если работа будет носить системный характер во всех классах, которых преподаю. Так появилась программа «Семейное чтение: школа сотрудничества детей и родителей».

Цель: Развитие семейного интереса к чтению и книге, поддержка высокого престижа чтения в сознании родителей и их детей.

Основные задачи:

  • Формирование читательской культуры, устойчивой потребности в чтении, любви к книге.
  • Привлечь родителей к активной поддержке детского чтения, помочь им построить семейный досуг, общение, сотворчество вокруг чтения.

Кто сказал, что будет легко? Воспитывать увлечённого читателя трудно. Но если за это берутся люди творческие, заинтересованные в успехе, ищущие новые нестандартные способы и пути решения этой задачи, то победа будет за ними. И эта Большая победа будет складываться постепенно из маленьких. Не надо ожидать, что вдруг весь класс сразу станет самым читающим. Терпение, упорство, творчество, энтузиазм - вот те качества, которые нам, учителям литературы, понадобятся на этом тернистом пути.

Сегодня хочу остановиться на инновационных (не побоюсь этого слова) формах работы с родителями в рамках программы «Семейное чтение». Ведь кто как ни они, мамы, папы, бабушки, реже дедушки, заинтересованы в том, чтобы их чада росли начитанными и образованными. Многие родители готовы к сотрудничеству, поэтому первый шаг навстречу обязан сделать учитель литературы.

Практика показывает, что лучше всего начинать работу по возрождению семейного чтения с 5 класса (хотя идеальный вариант с начальной школы). Первое родительское собрание: мамы и папы пятиклассников в ожидании, они волнуются, потому их дети перешли в среднее звено школы. Кто же будет преподавать русский язык и литературу? (Обязательно найдите 10 минут, чтобы встретиться со своими будущими союзниками и партнёрами).

И вот наш звёздный час. Сейчас важно найти нужные слова и убедить родителей ещё раз в том, что один в поле не воин. Пример обращения:

Здравствуйте, уважаемые родители удивительного 5 «А» класса. Я, Супрунова Анна Витольдовна, учитель русского языка и литературы, вместе со мной пятиклассники будут познавать азы русского языка, путешествовать по страницам школьных произведений. Первая учебная неделя показала, что ваши дети очень любознательные и активные. И это здорово! Но, к сожалению, анкетирование, проведённое накануне, выявило, что среди ребят каждый день читают художественную литературу лишь 33%, а активно посещают библиотеку – 29 %, заглядывают в книжные магазины и следят за новинками – 16%. Интерес к чтению падает… НО у нас пока ещё есть время, для того чтобы всё исправить. Согласитесь, в 21веке полноценными читателями надо успеть стать в детстве, иначе потом жизненный стремительный темп может не оставить для этого времени. Давайте объединим усилия и поможем нашим детям сформировать любовь к книгам, ведь это – первая ступенька к грамотности и обучению в течение всей их жизни. Метод кнута здесь не годится, поэтому приглашаю вас к сотрудничеству, вместе мы сможем создать самые благоприятные условия для познавательной деятельности детей и предоставить им возможность всеми путями развивать своё чтение. Я считаю, что главный путь широкого приобщения ребят к чтению – это возрождение традиции семейных чтений. Как это сделать? Для того чтобы получить ответ на этот вопрос , предлагаю вам прийти на тренинги , в ходе которых мы сможем выработать эффективные приёмы, которые будут способствовать приобщению девчонок и мальчишек к регулярному чтению детской литературы. Это будут не лекции, а живые диалоги, споры, эксперименты. Надеюсь на вашу поддержку. О месте и времени встречи сообщу дополнительно. Была рада знакомству. До скорого свидания…

Тренинги проходят в группах по 15 человек, каждый родитель и его ребёнок получают именное приглашение (их помогут изготовить ученики в программе PHOTOSHOP), на первый тренинг пригласить ещё желательно и лично, позвонив по телефону. Взрослые часто сомневаются: « А не будет ли поход в школу пустой тратой времени?» И наша задача – убедить их в обратном, если почувствуем эти сомнения. Занятия проводятся параллельно: в одном кабинете с детьми работает психолог или библиотекарь, в другом – учитель литературы с родителями. По окончании тренинга все получают домашнее задание – творческий семейный проект.

Тренинг 1. «Семейное чтение: ЗАЧЕМ?»

Цель:

  • стимулировать воображение родителей в поисках собственного понимания семейного чтения
  • дать возможность мамам и папам осознать свои возможности, способности в воспитании читающего ребёнка

Подготовительный этап: Ручки и карандаши по числу участников; по 5 шляп для каждого участника (белая, красная, чёрная, жёлтая, зелёная).

Процедура проведения:

ЗНАКОМСТВО

Участники группы сидят в кругу. Первым представляется учитель: «Я ... Никто не знает, что я люблю читать…» Остальные участники группы аплодируют. Каждый представляющийся пользуется данным алгоритмом.

Основное содержание: «Шесть Шляп Мышления»*

Во время проведения тренинга все участники одновременно «надевают шляпы» одного цвета, согласно определенной последовательности, и работают в соответствующем режиме. Учитель остается под синей шляпой: объявляет, что предстоит сделать, следит за процессом, обобщает достигнутое и обозначает новые цели.

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. Мы задаемся вопросом: «Семейное чтение. Зачем?»**

Красная шляпа: у участников тренинга появляется возможность рассказать о своих чувствах относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват, что делать.

Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценкам и опасениям, связанным с реализацией программы «Семейное чтение: школа сотрудничества детей и родителей», защищает нас от безрассудных и непродуманных действий.

Желтая шляпа требует переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Зеленая шляпа: находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы.

Упражнение «Поэма о семейном чтении»

Все участники получают по листу бумаги и ручке. Каждый пишет короткую строчку, с которой будет начинаться поэма: «семейное чтение – это…» Учитель собирает у родителей листочки и зачитывает их один за другим как поэму.

Рефлексия:

  • Что больше всего запомнилось, понравилось в тренинге?
  • Нужны ли подобные тренинги для родителей?

Творческий проект ( домашнее задание) «Социальная реклама»

  • Формирование активной творческой позиции у участников тренинга

Создать социальную рекламу на тему «Скажи семейному чтению: ДА!» Рекламный продукт может быть представлен в разных форматах (по выбору участников): рекламный щит, слоган , видеоролик, звуковая реклама , транслируемая по школьному радио и т.д. Позже демонстрация рекламных продуктов проходит в фойе школы, чтобы привлечь внимание родителей и учащихся других классов.

Тренинг 2. «Семейное чтение: Начни с себя!»

  • Развитие у взрослых стремления понять и изучить себя, осознать свое место в организации семейных чтений
  • Дать возможность выяснить, каких качеств им не хватает, чтобы стать родителями читающего ребёнка

Подготовительный этап: Бланки опросника для каждого участника и один, выполненный на большом листе; таблички для волшебной лавки «Необычные товары»; листы и ручки.

Упражнение «Имя – качество»

Один из участников, держа в руках мячик, называет своё имя и характерное для себя качество. Затем мячик перекидывается соседу, и тот называет своё имя и качество…

Упражнение «Найди в себе плюсы и минусы»

Каждый родитель получает бланк (фамилия, имя не указываются), который ему предстоит заполнить

Качества, которые помогут мне организовать чтение в кругу семьи

Качества, которые мне помешают в этом

1. …
2. …
3. …

1. …
2. …
3. …

Затем на доске появляется бланк, выполненный на большом листе, в него вписываются качества, встречающиеся чаще всего.

Упражнение «Волшебная лавка»

А теперь представьте, что существует волшебная лавка, в которой есть весьма необычные вещи: «терпение», «умение слушать», «чувство юмора», «умение найти свободное время», «любознательность», «умение владеть собой» и т.д. Учитель выступает в роли продавца, который продаёт качества в обмен на рассказ покупателя, как он им воспользуется. Например, покупатель просит у продавца «умение находить свободное время». Продавец спрашивает: «Сколько ему нужно? Почему он раньше не приобрёл это качество (помешали телевизионные сериалы, социальные сети или ещё что-то)? »

Упражнение «Ладошка»

Каждый участник обводит свою руку на листе бумаги и пишет на ладошке своё имя, затем на одном из «пальчиков » указывает те качества, которые ему обязательно понадобятся при организации семейных чтений: материнская любовь, целеустремлённость, терпение, понимание и др. Эти листы родители забирают, это будет памяткой на «чёрный день».

Рефлексия

  • Какие возможности вы видите для организации семейного чтения?
  • Какие препятствия вы видите?

После окончания тренинга дети и родители торжественно посвящаются в членов семейного клуба «Читающая семья», произносят слова клятвы, получают в подарок первую книжку для семейного прочтения

Семейный проект (домашнее задание): сочинить сказку, в которой бы доказывалось, что «любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения.» (Шарль Луи Монтескье)

Все сказки затем оформляются в виде книжек, предлагаются для прочтения в начальной школе, лучшие произведения семейного творчества инсценируются и демонстрируются на фестивале «Мама, папа, я – читающая семья », который проходит в конце учебного года.

Тренинг 3. «Секреты формирования круга чтения детей»

Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как и при приобретении нового друга.
Вольтер

Упражнение «На какого литературного героя я похож ? »

Учитель предлагает одному из присутствующих выбрать среди участников группы человека, вызывающего у него ассоциации с каким-либо литературным героем. При этом надо сказать, кого именно ему напоминает данный участник. И так до тех пор, пока мяч не побывает у каждого. Последний участник , к которому попал мяч, бросает его человеку, от которого мяч был получен и высказывает своё мнение относительно его ассоциации: «Маша, ты сказала, что я похожа на Ассоль, а на самом деле я чувствую себя Золушкой»

Упражнение «Неравные старты »

Участники вытягивают жребий, на них написаны цифры 1, 2, 3, 4. Те, у кого оказалась «единичка» получают повязки на глаза; у кого написана «двоечка», должны сцепить руки на груди; участники со жребием «троечка» не могут во время соревнования передвигаться и вставать со стульев; для тех, кому выпала «четвёрочка» никаких ограничений не предусмотрено.

Испытание 1. Учитель раскладывает на полу бумажные «кочки», чтобы они находились на расстоянии 50 см, участники по очереди перепрыгивают с листка на листок, не касаясь пола. Тот, кто справился успешно, получает стикер.

Испытание 2. Все получают листы бумаги и карандаши. Им даётся задание за 1 минуту нарисовать обложку к книге «Колобок» . В зависимости от качества рисунков участники получают от одного до пяти стикеров.

Испытание 3. Учитель рассыпает по полу стакан сырой фасоли. Родители должны за 1 минуту собрать как можно больше белых фасолин, а красную оставить.

После окончания соревнования суммируются все стикеры , объявляется три победителя, учитель приглашает обсудить результаты соревнований:

  • Как чувствовали себя участники, чьи возможности были ограничены условиями упражнения?
  • Как чувствовали себя те, чьи возможности ограничены не были?
  • Возникало ли желание помочь друг другу?

А теперь представьте на месте участников, чьи возможности были ограничены, нечитающих детей. Возможно, у многих из них есть причины, по которым они не проявляют интереса к чтению: низкая техника чтения, отсутствие домашней библиотеки, информации об интересных книжных новинках, нечитающие родители и т.д. Конечно, у детей это не физические ограничения. Но у вас возникало желание помочь им в преодолении этих трудностей?

Практикум «Как читать вашему ребёнку»

«Пробуждение у детей интереса к чтению зависит не только от литературного материала, но и от подачи его читателям. И ещё больше оно зависит от личности взрослого, взаимодействующего с ребёнком на материале книги. Залог успеха в пробуждении у детей желания читать – способность взрослого … оживлять интерес детей собственным интересом».
И.Н. Тимофеева

Исследования показали, что хорошо читающим детям родители читали примерно час в неделю, то есть по 10 минут в день. И сейчас мы будем учиться читать по ролям, с выражением. (Учитель заранее подбирает 1-2 отрывка из литературных произведений, чтобы каждый присутствующий принял участие в чтении.)

В конце тренинга каждый родитель получает красочно оформленную памятку:

  • Ежедневно выделяйте время, чтобы читать своему ребёнку.
  • Создайте спокойную, удобную для чтения обстановку.
  • Окружайте своих детей книгами, детскими журналами и газетами.
  • Проводите различные аналогии, чтобы расширять знания. Мозг лучше воспринимает информацию в виде различных ассоциаций.
  • После прочтения обязательно обсудите книгу (рассказ).

НО не превращайте семейное чтение в зачёты и экзамены:

  • Помните, что чтение – это театр одного или нескольких актёров, в котором от вас зависит, что останется в душах ваших домашних.
  • Разыгрывайте с ребенком сценки, играйте в сюжетно-ролевые игры по прочитанной книге.
  • Рисуйте литературных героев, придумывайте им костюмы, вещи и предметы.
  • Используйте время, которое вы проводите за рулём, чтобы вместе с детьми послушать аудиокниги.

Или возите с собой материал для чтения, чтобы, стоя в пробках, насладиться печатным словом

  • Посещайте общественную библиотеку, книжные магазины и ярмарки, внимательно отбирайте книги для своих сыновей и дочерей, учитывая их интересы и возраст.
  • Отмечайте достижения ребенка, поощряйте его за большие и маленькие достижения.
  • Вы должны помочь почувствовать своим детям, каково это гордиться своими собственными достижениями и оставаться уверенными в себе, вступая на путь новых открытий.
  • Не следует сравнивать достижения ребенка с успехами других детей; постоянное невыгодное сравнение снижает самооценку, закрепляет неприязнь к более успешным детям.

Рефлексия:

  • Как вы собираетесь использовать то, чему научились в группе?

Семейный проект (домашнее задание): подготовить по ролям выразительное чтение эпизода из любимого произведения для программы «Угадай произведение!»

Уважаемые коллеги! Возможно, кто-то возразит, что всё это нереально, сложно, требует много времени, сил. Но ведь мы не должны ставить перед собой, учениками, родителями только лёгкие цели, не требующие преодоления значительных трудностей.

Дерзайте! Творите! Удивляйте! Добивайтесь! Улыбайтесь! Сотрудничайте!



Предварительный просмотр:

По данным Всемирной организации здравоохранения травматизм и насилие - главные причины гибели детей во всем мире, по которым ежегодно погибает примерно 950 000 детей и молодых людей моложе 18 лет. Это означает, что каждый час ежедневно напрасно гибнет более 100 детей. Неумышленные травмы составляют почти 90% этих случаев. Одни только дорожно-транспортные травмы являются главной причиной смертности среди 15–19-летних и второй по значимости причиной гибели 5–14-летних детей. В дополнение к смертельным случаям от неумышленных травм, десятки миллионов детей из-за полученных травм нуждаются в больничном уходе. Многие из них остаются инвалидами, часто с последствиями на всю жизнь.

К большому сожалению, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре уровень детского травматизма выше, чем по России и составляет 142-147 случаев на 1 тыс. Климатические особенности северного региона влияют на динамику детского травматизма: холод, снег, гололед, короткий световой день и т.д. Так же на рост или уменьшение количества детских травм способствуют состояние дорог, культура поведения водителей за рулем, профилактическая работа с детьми и т.д.

Самый эффективный метод во избежание неприятностей – это профилактические беседы с детьми. Только из ваших уст он освоит первые уроки безопасности. Как говорят специалисты «единственная вакцина от травматизма – воспитание».

 

Памятка для родителей

«Как избежать несчастных случаев с детьми. Предупреждение травматизма».

Лидирующее положение в списке источников детского травматизма занимают в порядке убывания: дорожно-транспортные происшествия, в которых дети участвуют как пассажиры, пешеходы и велосипедисты; пожары и ожоги; несчастные случаи на воде; удушья; отравления; закупорка дыхательных путей; несчастные случаи от неосторожного обращения с оружием; падения.

Когда говорят «несчастный случай», обычно подразумевают что-то неизбежное, то, что нам неподвластно. Однако большинство происшествий, которые мы называем несчастными случаями - это травмы, которых легко можно было избежать. Даже когда несчастные случаи нельзя предотвратить, все же можно избежать травм, являющихся их следствием. Большинство из нас знает, как это сделать: нужно использовать специальные детские автомобильные сиденья, ремни безопасности, велосипедные шлемы; ввести в практику соблюдение правил безопасности движения пешеходов и правил безопасности на воде; установить датчики противопожарной безопасности: снизить температуру в водонагревательных агрегатах. Эти простые меры могут предотвратить большинство трагедий.

Почему же мы не делаем все необходимое для предотвращения трагедий? Из-за естественной человеческой склонности считать, что «со мной ничего не может случиться». Поэтому первым шагом к предупреждению травматизма должно быть признание самой возможности получения травмы. И только после этого следует ввести в практику два основных принципа эффективной профилактики травматизма.

Сделайте окружающую обстановку безопасной для ребенка. Чтобы определить и предотвратить любую опасность, необходимо тщательно ознакомиться с окружающей обстановкой. Для предотвращения травм необходимо убрать все опасные предметы, до которых может дотянуться ребенок. Начинайте учить ребенка безопасным правилам поведения, измените опасную окружающую обстановку, которая может привести к травмам: кофейные столики с острыми углами, лестницы без перил, мебель и кровати, непосредственно примыкающие к открытым окнам.

Будьте особенно внимательны во время стрессовых ситуаций. Постарайтесь всегда запоминать, где вы оставили ножницы, бритву, машинку для подстригания живой изгороди, а также любой другой острый предмет, которым вы пользовались до того, как вас отвлекли от выполняемой работы.

Не спускайте с ребенка глаз. Вторым принципом профилактики травматизма является постоянный надзор за ребенком. Даже в безопасной окружающей обстановке за детьми необходимо осуществить постоянный надзор. Дети, начинающие ходить, подвергаются особенному риску и нуждаются в защите взрослых. Конечно, вы не в состоянии смотреть за ребенком каждую минуту его бодрствования, но все же некоторые детали окружающей обстановки более опасны, чем остальные. Если при подготовке детской комнаты учитывались правила безопасности ребенка, вы можете немного расслабиться. Но вне дома вы должны быть очень бдительны. 

Ожоги. Наибольшее количество тяжелых травм вызвано ожогами. Около 20% подобных случаев связано с горячей водопроводной водой; 80% — с опрокидыванием посуды с горячей пищей или жидкостью. 50% всех полученных травм от ожогов достаточно серьёзны, в этих случаях необходима пересадка кожи.

Другие меры безопасности для предотвращения пожаров и ожогов. По сообщениям врачей, люди часто получают ожоги от кофе. Никогда не пейте горячий кофе или чай с маленьким ребенком на руках. Следите, чтобы чашки с горячим кофе не стояли на краю стола, где до них может дотянуться малыш.

Не используйте скатерти и салфетки, которые маленький ребенок может стянуть со стола.

Никогда не подогревайте бутылочку детского питания в микроволновой печи. Молоко может оказаться очень горячим, а стенки бутылочки будут холодными на ощупь.

Детское белье должно изготавливаться из огнестойкой ткани. Поэтому очень важно выбирать для сна именно это ночное белье, а не 100%-ный хлопок, как это принято. Если стирать такое белье с использованием нефосфатного моющего средства, мыла или отбеливателя с хлором, то предотвращающие возгорание химикаты будут вымываться. Таким образом, вы должны отказаться от детского ночного белья, если оно многократно стиралось нефосфатным мылом или отбеливающим средством.

Всегда поворачивайте ручки чайников к задней части плиты. Следует отдавать предпочтение задним конфоркам.

Спички держите в ящиках повыше, куда не могут добраться дети. В возрасте примерно четырех лет многие дети не могут преодолеть искушение поиграть со спичками.

Открытые нагреватели, печи, камины, неогражденные сушилки, легко открывающиеся жаровни представляют собой особую опасность. Установите решетки или заграждения вокруг печей, каминов и обогревателей. Поговорите с маленькими детьми о том, что такое огонь и предупредите их, что нельзя дотрагиваться до горячих предметов.

Внимательно следите, чтобы занавески, покрывала и полотенца не касались нагревательных приборов, так как это может стать причиной пожара.

Замените изношенные электрические провода. Тщательно изолируйте соединения проводов и удлинителей.

Вставьте электрозаглушки во все штепсельные розетки, чтобы дети не получили удар током, засунув что-нибудь в отверстия розетки.

Побеседуйте с детьми о противопожарной безопасности и проведите необходимый инструктаж.

Гибель на воде и меры безопасности

Ежегодно тонут более 1000 детей в возрасте до четырнадцати лет. Гибель на воде по количеству смертей занимает второе место в этой возрастной группе. На каждого утонувшего ребенка приходится четверо спасенных и доставленных в больницу. Вероятность утонуть в два или три раза выше у детей в возрасте до четырех лет, чем у детей других возрастных групп.

Основной причиной гибели дошкольников является ванна. Не оставляйте двадцатилитровые емкости для воды во дворе, так как они могут наполниться дождевой водой, и ребенок может утонуть, упав в нее. Закрывайте унитаз крышкой. Ребенок может упасть в унитаз или в ведро с водой лицом вниз и захлебнуться.

Пока не проводилось исследований, в которых было бы доказано, что раннее обучение плаванию (на уроках по плаванию для младенцев, маленьких детей и дошкольников) помогает детям не утонуть в ваннах, плавательных бассейнах, прудах, озерах и реках. У детей до пяти лет еще мало сил и недостаточная координация движений, даже несмотря на обучение плаванию, чтобы продержаться на воде или выплыть, избежав опасности. Эти первые уроки могут даже повысить риск, дав родителям и детям ложное ощущение безопасности на воде.

Безопасность на воде. Выделите следующие пункты в разговоре с приходящей няней и теми, кто присматривает за ребенком.

1. Никогда не оставляйте ребенка до пяти лет одного в ванной ни на мгновенье. Ребенок может утонуть даже в малом количестве воды. Не оставляйте его в ванной и под присмотром другого ребенка в возрасте до двенадцати лет. Если вам необходимо ответить на телефонный звонок или подойти к входной двери, заверните намыленного ребенка в полотенце и возьмите его с собой в коляске. 
2. Дети должны учиться плавать, но не допускайте мысли, что они уже получили гарантии по безопасности на воде, даже если посещали уроки плавания. Не полагайтесь на сигналы тревоги, подаваемые сигнализацией в бассейне: она сработает, только когда ребенок упадет в воду, зачастую помощь приходит слишком поздно. К тому же иногда датчики изготовлены наподобие зверушек и выглядят очень привлекательно для маленьких детей. Лучше всего расположить сигнализацию на воротах вашего бассейна. 
Не спускайте с ребенка глаз когда он находится рядом с водой. Самое лучшее правило гласит: индивидуальное спасательное средство нужно надевать на ребенка на пляже, озере, в лодке, рядом с мелким водоемом или бассейном до тех пор, пока дети не будут в состоянии проплыть четыреста метров. Когда ваш ребенок к десяти-двенадцати годам станет настоящим пловцом, чтобы избежать опасности на воде, он может плавать без присмотра старших столько, сколько всегда плавает со своими приятелями. Не разрешайте ему прыгать в воду, если глубина водоема меньше полутора метров, а также в отсутствии взрослого человека. 
4. Держитесь подальше от замерзших водоемов и озер, пока лед не будет признан безопасным для катания на коньках. 
5. Не подпускайте детей к прудам и другим водоемам во время грозы. 
6. Не разрешайте детям кататься на санках около воды. 
7. Родники и водные резервуары должны иметь прочное ограждение. 
8. Если у вас есть свой бассейн, он должен быть обнесен оградой со всех сторон. Ограда должна быть не менее двух с половиной метров в высоту с замком на воротах. Ворота должны автоматически закрываться, а замок — автоматически защелкиваться, расстояние между планками ворот не должно превышать 12 см. Не рассматривайте дом как одну из сторон ограды: ребенок может легко проскользнуть через дверь или окно. 
9. Когда речь идет о воде, необходим постоянный контроль взрослых. Водосборники на задних дворах следует вылить и перевернуть во избежание несчастных случаев с маленькими детьми. Помните: если ребенок ушел под воду, следует немедленно провести комплекс реанимационных мероприятий — искусственное дыхание и закрытый массаж сердца. 

Ядовитые вещества

А сейчас пришло время проинспектировать ваш дом проницательным взглядом. Надежно прячьте все лекарственные средства в безопасные места вне досягаемости ребенка сразу же после использования. На все лекарственные препараты наклейте этикетки, подписанные жирным, четким шрифтом, во избежание неправильного применения. После выздоровления немедленно выбрасывайте все лекарства. Вряд ли вы воспользуетесь ими снова, в любом случае они могут утратить свои качества. Вы можете перепутать лекарства, если будете хранить старые вместе с новыми. Запишите номер телефона ближайшего медицинского центра по борьбе с отравлениями. В доме должна быть под рукой бутылочка с сиропом рвотного корня для каждого ребенка. Но вы можете давать сироп рвотного корня ребенку только в том случае, если получили инструкции по его применению от лечащего детского врача, медсестры или в центре борьбы с отравлениями. Доза сиропа изменяется в зависимости от веса ребенка.

Более трети отравлений лекарственными препаратами происходит из-за того, что дети принимают лекарства, которые прописаны дедушкам и бабушкам. Проверьте, чтобы все их лекарства были заперты или находились вне досягаемости детей.

Все отпускаемые фармацевтом лекарства должны быть в упаковке, которую не сможет открыть ребенок. Не перекладывайте лекарственный препарат из одной упаковки в другую. Никогда не помещайте какое-либо вещество из упаковки, в которой оно продавалось, в упаковку где было что-то другое. Иными словами, не переливайте жидкость для опрыскивания растений в мягкую полиэтиленовую бутылку из-под напитков или в кружку. Это часто является причиной серьезных отравлений.

Убирайте ядовитые вещества подальше от детей. Пятая часть отравлений происходит на втором году жизни ребенка. В последнее время центр по борьбе с отравлениями среднестатистического города ежегодно получает до пятидесяти тысяч звонков с просьбой о помощи, 90% которых связано с детьми. В этом возрасте дети своенравны и стремятся все исследовать и со всем ознакомиться. Ими движет стремление попробовать на вкус все что угодно. Особенно детям нравятся пилюли, приятные на вкус лекарства, сигареты и спички. Вы будете удивлены, прочитав список веществ, которые чаще всего вызывают опасные отравления у детей: аспирин и другие лекарственные препараты, яды для насекомых и мышей, керосин, газолин, бензин, чистящие средства, жидкость для полировки мебели или кузова автомобиля, всевозможные щелочи для очистки канализационных труб, унитазов, печей, масло грушанки и растворы для опрыскивания растений.

В ванной комнате тоже можно найти потенциально опасные вещества: духи, шампуни, жидкости для укрепления волос, косметические средства по уходу за ногтями и кожей лица.

Найдите недоступные места на кухне и в кладовке для хранения чистящих жидкостей и порошков, моющих средств, средств для очистки канализационных труб, унитаза и печей, нашатырного спирта, отбеливателя, средств для удаления пятен, для полировки металла, буры, нафталиновых шариков, жидкости для зажигалок, гуталина для обуви и других опасных веществ.

В подвале или гараже найдите безопасные места для хранения скипидара, растворителей красок, керосина, газолина, бензина, веществ для опрыскивания растений, средств для борьбы с сорняками, антифриза, чистящих и полировальных средств для автомобиля. Перед тем как выбросить ёмкости, убедитесь, что они совершенно пусты и промойте их. Потенциально опасные бытовые чистящие средства и лекарства, находящиеся в ванной комнате и кухне следует хранить вне досягаемости детей или в шкафчиках с замками и защелками, которые они не смогут открыть. Крючки и задвижки могут быть установлены на дверях ванных комнат, чтобы уберечь ребенка от опасностей: от отравления до обваривания кипятком.

Отравление ядовитыми растениями. Растения и цветы дают нам ощущение прекрасного. Младенцы, которые уже ползают и маленькие дети считают их еще и вкусной едой. Многие растения и цветы (свыше 700 видов из всех существующих) являют собой опасное сочетание красоты и ядовитости и могут стать причиной заболевания и даже смерти. Лучше всего не иметь никаких растений и цветов в доме до тех пор, пока у детей не пройдет «всеядный» период и они не начнут реагировать на запреты. В крайнем случае поместите растения так высоко, чтобы их нельзя было достать. Внимательно следите за маленькими детьми, когда они находятся в саду среди растений и цветов или вне дома.

Вот неполный список потенциально смертельно опасных растений: каладиум, диффенбахия, филодендрон, слоновье ухо, гиацинт, фиалка, нарцисс желтый, омела белая, олеандр, пуанзеция, абрус, клещевина обыкновенная, дельфиниум, белладонна, наперстянка, ландыш, азалия, лавр, рододендрон, волчьи ягоды, ракитник-золотой дождь, гортензия, ягоды жасмина, бирючина, тис, семена вьюнка пурпурного, грибы, пасленовые, ягоды остролиста.

Некоторые растения токсичны, но не приводят к фатальному исходу. Они могут вызвать раздражение при прикосновении к ним или опухание губ и языка при попадании в организм.

В местном центре контроля за отравлениями или в отделе здравоохранения можно узнать, какие из растений в вашем доме или во дворе являются ядовитыми или токсичными.

Отравление свинцом

Миллионы детей страдают от отравления свинцом. Если ваш дом был построен давно, существует вероятность того, что он был покрашен краской, содержащей свинец. Местами наибольшей концентрации свинца в доме могут быть оконные рамы, подоконники, плинтус, все двери и дверные проемы ниже 1,8 метра. Даже если краска не шелушится, при открывании и закрывании окна могут отвалившиеся кусочки краски и появиться пыль с содержанием свинца.

Отравления свинцом характерны для детей в возрасте до шести лет. Во внутренние органы свинцовая пыль может попасть из краски, или с грязью, в которой содержатся отвалившиеся кусочки краски, или в случае загрязнения почвы бензином, содержащим свинец? как это бывает во многих городских районах. Отравление свинцом может оказывать сильное влияние на мозговую деятельность ребенка в возрасте до шести лет и стать причиной многих неврологических заболеваний, включая умственную отсталость, в редких случаях вызвать прекращение деятельности коры головного мозга.

Если степень заражения выше 10, отравление свинцом требует специального медицинского наблюдения, даже при отсутствии у ребёнка явно выраженных симптомов. Неврологические заболевания и проблемы с обучением возникают при значительно более высокой степени заражения. Легкая степень отравления свинцом излечивается таблетками и микстурами, при более значительной степени необходимы внутривенные инъекции. Ваш дом или игровая площадка во дворе должны быть проверены на потенциальный уровень содержания свинца. Ваш малыш может быть протестирован на наличие свинца в организме начиная с девятимесячного возраста. Этот тест можно периодически повторять до достижения ребенком шести лет.

Падения

Падения — это шестая основная причина травм с летальным исходом, которая также является основной причиной всех несчастных случаев. Ежегодно многие дети в возрасте до четырнадцати лет становятся жертвами несчастных случаев вследствие падений.

Самый высокий уровень смертности вследствие падений приходится на первый год жизни. Ежегодно три миллиона детей проходят лечение в кабинетах неотложной помощи с диагнозом «несчастный случай при падении», на каждого такого ребенка приходятся десять детей, которые никогда не обращались за медицинской помощью.

Дети падают с кроватей, со столов, ступенек, с окон и крылец, с деревьев, с велосипедов и игрового оборудования, на льду и т. д. 
Дети, начинающие ходить, постоянно подвергаются риску упасть с окон и со ступенек, дети постарше могут свалиться с крыши, упасть на игровых площадках или с оборудования, установленного в местах развлечений. Большинство падений в домашних условиях происходит с детьми до четырех лет. Пиковые часы падений дома приходятся на время приема пищи, 40% случаев падений происходит между 16 и 20 часами.

Во избежание падений зимой следите, чтобы дорожки были очищены ото льда, используйте для этой цели смесь соли с песком.

Падения из окон происходят очень часто в весенние и летние месяцы в городских условиях. Дети падают в основном со второго и третьего этажей, а падения с более серьезными последствиями происходят с четвертого этажа и выше. Чтобы предотвратить это примите соответствующие меры.

1. Отодвиньте всю мебель, включая кровати, подальше от окон.

2. Заприте все окна, которыми не пользуетесь.

3.   Окно не должно открываться больше чем на 10 см. Для этой цели поставьте ограничители.

4.  Открывайте фрамуги и форточки.

5.  Установите на окнах металлические решетки с расстоянием между прутьями не более 10 см. Они достаточно прочные и выдерживают давление до 250 кг. Оконные решетки должны устанавливаться с внутренней стороны окон, но хотя бы на одном окне в каждой комнате должна быть установлена съемная или оконные решетки, правильно установленные на окнах второго этажа и выше, предотвращают серьезные травмы вследствие падения.

Открывающаяся решетка для непредвиденного случая или пожара. Эта решетка должна сниматься или открываться без применения ключа или специального инструмента.

Научите своих детей избегать опасностей и всегда оставайтесь рядом с ними, защищая и укрывая от всех невзгод!



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Правила дорожного движения

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!

  • Регулярно напоминайте ребенку основы безопасного поведения на дороге. Помните, что лучше предотвратить аварию, чем потом сожалеть о случившемся. Для маленьких детей рекомендуем приобрести специальные  игровые книги, обучающие видеоматериалы.
  • В первые дни сентября пройдите с ребенком несколько раз по маршруту до школы и обратно. Обратите его внимание на дорожную разметку, дорожные знаки, светофоры. Объясните алгоритм действий в сложной дорожной ситуации.
  • При перевозке ребенка в автомобиле обязательно используйте ремни безопасности и специальные детские удерживающие устройства. Они позволяют в несколько раз снизить тяжесть последствий при аварии и помогут сохранить ребенку жизнь.
  • Если в салоне машины находятся несовершеннолетние необходимо быть аккуратнее и не совершать резких маневров.
  • При проезде детских садов, школ и других учреждений, где обучаются или проводят досуг дети, заблаговременно снижайте скорость, будьте готовы к внезапному появлению ребенка на дороге.
  • При покупке ребенку велосипеда или мопеда заранее проинструктируйте его о правилах поведения на дороге, подробно разъясните, каковы его обязанности как водителя, где, как и в каком возрасте он может двигаться по проезжей части. Не забывайте о вело- и мотошлеме, а также других средствах защиты, которые призваны смягчить удар при возможном столкновении или падении.
  • И самое главное, старайтесь воспитывать детей собственным примером: никогда и ни при каких обстоятельствах не нарушайте в их присутствии Правила дорожного движения, будучи как пешеходом, так и водителем

 

Уважаемые родители!

 

Анализ дорожных происшествий с детьми свидетельствует о том, что чаще всего юные пешеходы попадают в беду по собственной неосторожности:

- переходят проезжую часть на красный сигнал светофора;

- допускают игры и катание на велосипеде по дорогам с оживленным транспортным движением;

- неправильно обходят стоящий транспорт;

- играют на проезжей части дорог;

- переходят дорогу в неустановленном месте и перед близко идущим транспортом.

В целях безопасности ваших детей на дороге с детства приучайте ребенка к уважению ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, воспитывайте в нем чувства осторожности и осмотрительности. Проводите эту работу не от случая к случаю, а последовательно и ежедневно.

Переходя дорогу с ребенком, крепко держите его за руку, всегда строго соблюдайте правила дорожного движения. Сами добивайтесь этого от своего ребенка.

Находясь на улице с ребенком:

- На проезжей части не спешите и не бегите: переходите улицу всегда размеренным шагом. Иначе вы обучите ребенка спешить и бегать там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.

- Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры, ребенок должен привыкнуть, что при переходе улицы разговоры излишни.

. - Никогда не переходите улицу наискосок, подчеркивайте ребенку всякий раз, что идете строго поперек улицы.

- Никогда не переходите улицу на красный свет или желтый сигнал светофора. Если ребенок сделает это с вами, он тем более сделает это без вас.

- Переходите улицу только на пешеходных переходах или на перекрестках по линии тротуаров.

- Если вы приучите детей ходить, где придется, никакая школа не будет в силах его переучить.         I

- Из автобуса, трамвая, такси старайтесь выходить первым, впереди ребенка, в противном случае он может упасть или выбежать на проезжую часть улицы.            .

- Привлекайте ребенка к участию в вашем наблюдении обстановки на улице: показывайте ему те машины, которые вы увидели издали и которые едут с большой скоростью, их надо пропустить.

- Подчеркивайте свои движения, находясь с ребенком на улице: поворот головы для осмотра улицы, остановку для пропуска машин, остановку для осмотра улицы. Если ребенок заметит их, значит, он обучается на вашем примере.

- Не выходите с ребенком из-за машины или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу, это типичная ошибка детей, и надо, чтобы они ее не повторяли.

- Не посылайте ребенка переходить или пересекать улицу впереди вас - этим вы обучаете его идти через улицу, не глядя по сторонам.

- Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться. Это типичная причина несчастных случаев.

Учите ребенка смотреть:

- У ребенка должен быть навык - прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает улицу в обоих направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.

- Особенно внимательно надо осматривать улицу, когда с противоположной стороны находится родной дом, знакомые, родные, когда ребенок переходит улицу вслед за другими детьми или взрослыми. В этом случае легко не заметить машину.

- Смотреть «налево-направо» при переходе улицы иногда надо несколько раз, так как обстановка на дороге, улице может измениться.

- Иногда ребенок смотрит, но не замечает, например, легковую машину или мотоцикл, издалека. Научите его всматриваться вдаль и быстро замечать машину, мотоцикл, велосипед.

Учите ребенка предвидеть скрытую опасность:

- Неоднократно покажите ребенку с тротуара стоящий автобус (спереди) и внезапно выезжающую из-за него попутную машину.

- Стоящий грузовик - и внезапно выезжающую из-за него другую машину.

- Кусты, деревья, забор и машину из-за них. Ребенок должен привыкнуть, убедиться своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность. Тогда он сможет предвидеть ее.