Работа с родителями

Исянбаева Лейсан Шамилевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждения

дополнительного образования Сургутского района

«Центр детского творчества»

ПРОГРАММА РАБОТЫ  С РОДИТЕЛЯМИ

 

Объединения «Занимательный компьютер»,

«PROGress»,

педагог дополнительного образования

Исянбаева Лейсан Шамилевна

 

Пояснительная записка

     В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “ выходу” ребенка из-под влияния семьи. Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Не всегда образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи, семьи – от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.Образовательное учреждение, было, есть и остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Основные пути реализации программы:

  • Составление характеристик семей обучающихся.
  • Использование оптимальных форм и методов групповой и индивидуальной работы с семьей.
  • Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
  • Создание системы массовых мероприятий с родителями.
  • Работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся.
  • Приобщение родителей к педагогическому процессу.
  • Информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомится со спецификой образовательного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой.
  • Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Цель программы:  Психолого-педагогическое просвещение родителей,  организация  взаимосотрудничества.

Задачи:

  • Привлечение родителей в воспитательной деятельности объединения;
  • Повышение посещаемости и качества обучения;
  • Повышения  педагогической  культуры  родителей.

Этапы программы

Работа  с  родителями

-  родительские  собрания;

- занятия  для  родителей (Круглые столы «Вечер трудных вопросов»).

- дни  «открытых  занятий»;

- тематические  собрания  с  привлечением  специалистов

- индивидуальная  работа  с  родителями;

- внеклассные  мероприятия  с  привлечением  родителей.

- работа  родительского  комитета;

- поиск  родителей – спонсоров  мероприятий;

помощь  родителей  в  приучении  детей  к  выполнению  режима  дня.                                                                                                                                              

Условия сотрудничества:                                                                              

1. Обсуждение и реализация единых подходов к воспитанию каждого ребенка.                                    

2. Взаимное уважение.

3.Справедливость по отношению к детям и родителям.                                                                              

4.Повышение авторитета родителей.                                                                                                                  

5.Соблюдение принципов педагогической этики.

Прогнозируемые результаты

  • повышение уровня педагогической культуры родителей;
  • создание условий, способствующих развитию взаимопонимания и сотрудничества с семьёй;
  • повышение качества реализации образовательной программы

Примерная программа родительских собраний

Методическая тема

Тематика родительских собраний.

Форма проведения

Ответственные

Сентябрь

Организация занятий

 «Роль родителей в процессе обучения»

Беседа

Педагог

Октябрь

«Здоровьсбережение»

«Формирование привычки здорового

образа жизни»

Беседа, презентация

Педагог

Ноябрь

«Травматизм на дорогах»

«Дисциплина на улице - залог

безопасности на дороге»

Беседа, спектакль «Дорожные знаки»

Педагог,

представительГИБДД

Декабрь

«Качество обучения»

 «Повышение качества обучения»

Отчетное мероприятие: выставка практических работ

Педагог

Январь

«Как провести свободное время с ребенком»

«Общение родителей с детьми»

Беседа, презентация

Педагог

Февраль

«Компьютерная зависимость»

«Профилактика компьютерной зависимости»

Беседа, презентация

Педагог

Март

«Физическое и моральное здоровье обучающихся»

«Привычки – друзья или враги»

Беседа, памятки с комплексом  упражнений

Педагог, тренер

по физической культуре

Апрель

«Как отдохнуть летом»

«Мы на отдыхе»

Беседа

Педагог

Май

«Качество обучения»

Успехи ребенка – заслуги родителей

Отчетное мероприятие: выставка

Педагог

Вопросы для родительских собраний

1. Основные цели обучения и воспитания учащихся в учреждении ДО.

2. Общая характеристика возраста: особенности развития детей возраста, адаптация к учреждению.

3. Характеристика учебной деятельности, особенности развития познавательных процессов: восприятие, память, воображение, мышление, речь.

4.Создание необходимых условий в семье, обеспечивающих воспитание и обучение: режим дня, контроль родителей за поручениями. Общие педагогические требования к ребенку, воспитание у детей привычки трудиться, заниматься спортом, творческой деятельностью.

5. Основные задачи семьи по развитию речи обучающихся, расширение словарного запаса, развитие умения рассказывать, передавать содержание прочитанного.

6. Согласованность действий семьи и учреждения в воспитании и развитии ребенка.

7. Значение положительной эмоциональной настроенности, жизнерадостности, активности ребенка для формирования у него позитивного отношения к учебной деятельности.

8. Забота о физическом здоровье, формирование гигиенических навыков, профилактика инфекционных заболеваний, организация правильного питания, увеличение двигательной активности, профилактика травматизма.

9. Охрана нервной системы, забота о психическом здоровье детей.  Создание условий для отдыха, занятий, игр и трудовой деятельности. Распределение умственной и физической нагрузки в течение дня, предупреждение утомляемости.

10. Организация психолого-педагогической помощи детям, нуждающимся в этом.

11. Положительный пример поведения, взаимоотношений родителей, согласованность действий семьи и учреждения, справедливость и посильность требований к детям, развитие положительных качеств ребенка, создание ситуации успеха.

12. Личная гигиена ребенка и гигиенический режим в семье, гигиена тела, полости рта, гигиенические требования к одежде, постели, обуви, уход за волосами.

13.  Роль родителей в привитии учащимся навыков личной гигиены.

14. Утренняя гигиеническая гимнастика. Физическое развитие детей, физическое воспитание в семье

15. Режим дня.

16. Приобщение к занятиям физической культурой и спортом.

17. Формирование навыков самообслуживания. Забота о младших и старших членах семьи.

18. Развитие трудолюбия, воспитание сознательного отношения к труду в школе и дома.

19. Необходимость правильной организации летнего отдыха для укрепления здоровья, воспитания трудолюбия и всестороннего развития детей.

20. Прогулки, игры на природе, походы с детьми, путешествия.

21. Чтение книг, просмотр телепередач с последующим обсуждением. Занятия любимыми делами, закаливание, обучение плаванию.

22.  Самообслуживание, работа по дому.

Кодекс родителя.

  • Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.
  • Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе , ни другим, ни собственному ребенку.
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье(пусть даже по мелочам).
  • Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.
  • Если родители хотят , чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье. Культ спиртных напитков проявляется в том , что даже в детские праздники родители не могут обойтись без них.
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей, и ребенок встречается с ними в своем доме.
  • Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.



Предварительный просмотр:

 «Профилактика компьютерной зависимости»

Компьютеры получили массовое распространение не так давно с точки зрения развития технического прогресса. Но уже сейчас работать на компьютере умеют и пожилые люди и дошкольники. Массовое применение и распространение персональных компьютеров, доступность компьютерной техники и подключения к сети Интернет, к сожалению, оказалось связанным с появлением такой проблемы, как «компьютерная зависимость». Её еще называют «новым заболеванием» (слайд 11)

Компьютерная и интернет-зависимость – это состояние человека, характеризующееся длительным, избыточным пользованием компьютером или пребыванием в сети Интернет при отсутствии объективной необходимости к этому. Человека тянет побыстрее попасть за компьютер чтобы «немного» поиграть (затягивается на несколько часов), просмотреть свою страницу в социальной сети (далее все подряд страницы), «лайки», «походить» по «паутине», не ища никакой конкретной информации. Так же данное состояние характеризуется неспособностью своевременно и самостоятельно выйти из-за компьютера, даже если это действительно необходимо (слайд 2).

Компьютерные и интернет-зависимые люди проводят за компьютером довольно большую часть времени – до 18-20 часов, хотя, существуют нормы:

  • Детям 5-7 лет продолжительность пользования компьютером должна составлять около получаса в сутки.
  • Для детей 7-12 лет — продолжительность пользования не более часа в день.
  • Подросткам 12-16 лет — около 2-х часов в день.

Безопасная норма работы за компьютером в день для взрослого человека - 6 часов. При условии, что каждые два часа – перерыв (слайд 3).

Выделяют  6 типов компьютерной и интернет-зависимости:

  • Игровая зависимость – навязчивое увлечение компьютерными, в том числе – сетевыми интернет-играми.
  • Навязчивый веб–серфинг – бесконечные путешествия  по сети, поиск разнообразной информации, приводящие к информационной перегрузке.
  • Пристрастие к виртуальному общению и к виртуальным знакомствам.
  • Навязчивая финансовая потребность – игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах, постоянные участия в интернет-аукционах, интернет-шоппинг
  • Пристрастие к просмотру фильмов, видеороликов через Интернет.
  • Киберсексуальная зависимость – навязчивое посещение сайтов порнографической направленности.

Исследования, проведённые недавно ресурсом distimo.com в США и некоторых странах Европы выявили: мобильная операционная система от Apple призвала под свои знамёна 63 миллиона геймеров, каждый из которых скачивает в среднем до 3-х игр в месяц. Игры сейчас − половина всех скачиваемых приложений из AppStore и Mac AppStore, а это в целом − около 5-ти миллионов скачиваний в день!

Почти половина из 6% обладателей iPhone в США, Англии, Франции и Германии играет в игры. iPad в качестве игровой платформы использует 15 миллионов американцев и 7 миллионов европейцев. Такие цифры сами множатся, причем, как отмечают психологи, растет и возрастная планка «игроманов». Так, если недавно преимущественно ими были подростки до 18 лет, теперь активный геймер – это вполне сформировавшийся человек 25-30 лет. Россия, впрочем, немного отстает от этих показателей (слайд 4).

Современные психологи утверждают, что компьютерная зависимость в своих симптомах похожа на любую другую зависимость, потому что она вызывает апатию, эмоциональную подавленность и проблемы с концентрацией внимания.

Болезнь? Не болезнь? Данное состояние официально не считается психическим расстройством, в официальных перечнях психических расстройств компьютерной зависимости нет. Официально пока – это плохая привычка. Однако, прослеживается четкая связь между компьютерной зависимостью и такой невротической симптоматикой, как расстройство сна, аппетита, депрессия, раздражительность, навязчивые мысли и страхи, навязчивое поведение, снижение трудоспособности. Поэтому медики «бьют» тревогу (слайд 5).

Статистика приводит ошеломляющие цифры: по данным ComputerEconomics, в мире 20 процентов пользователей страдают зависимостью от компьютера, то есть «болен» каждый пятый. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. Российские психиатры считают, что сейчас в стране таковых 4—6 %. Согласно статистическимданным приблизительно 5% людей во всём мире страдают игроманией и нуждаются в психологической помощи. Что касается зависимости от виртуального общения, то это самая широкая зависимость среди всего населения интернет-зависимых (слайд 6).

Основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Этому способствуют широкое распространение домашних компьютеров, легкость и финансовая доступность подключения к интернету, компьютеризация программ обучения, большое количество игровых, теперь уже и он-лайн, компьютерных клубов. В группу риска по компьютерным играм чаще всего попадают мальчики, ведь у них от природы больше, чем у девочек, развиты конкурентность, соревновательные мотивы, стремление к первенству. А девочки «подсаживаются» на социальные сети. Отсутствие «лайка» на фотографии может привести к нервному срыву (слайд 7).

Китай стал одной из первых стран, признавших компьютерную зависимость реальным заболеванием. Собрав соответствующую информацию, специалисты пришли к выводу, что больше всего от этой напасти страдают подростки. Власти начали открывать специальные лагеря для молодежи.

В лагерях, мало похожих на пионерские, царит армейский дух. Занятия проводят бывшие военные. Строжайшая дисциплина, много физических нагрузок и рутинных бытовых обязанностей — все это, по мнению авторов идеи, эффективно отвращает юных китайцев от мониторов с заманчивым интернетом и играми.

Родители китайских школьников, уставшие наблюдать, как их дети проводят практически все свое свободное время за компьютерными играми, активно отправляют своих детей в эти лагеря. Некоторые подростки уже осознают эффективность и полезность данной меры перевоспитания.

Так же Австрия признала интернет-зависимость страшной болезнью. В этой стране необходимые меры по борьбе с компьютерной зависимостью принимают на уровне главной Национальной Системы Здравоохранения. В России проблемой интернет-зависимоти занимается Ц.П. Короленко – профессор, доктор медицинских наук (слайд 8).

Психологическую, в своей основе, компьютерную зависимость сравнивают с наркоманией — физиологической зависимостью от наркотических веществ, где также присутствует психический компонент. Удивительным является тот факт, что компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь. В среднем для субъекта требуется не более полугода-года для становления компьютерной зависимости (слайд 9).

Стадии компьютерной зависимости:

  • стадия увлечения на фоне освоения
  • стадия возможной зависимости
  • стадия выраженной зависимости
  • стадия привязанности (слайд 10).

Одним из важных факторов формирования компьютерной и интернет-зависимости являются свойства характера – низкая самооценка и стрессоустойчивость, повышенная обидчивость, ранимость, тревожность, склонность к депрессии, неумение разрешать конфликты.

Молодые люди, страдающие компьютерной зависимостью, как правило, плохо адаптированы, обращены внутрь себя, внешние события не имеют для них значения, реальная жизнь не представляет интереса. Они не умеют строить отношения со сверстниками и противоположным полом. Уход в интернет-среду является одним из способов  приспособления к миру. Испытывая сложности в выражении своих эмоций, контактах с близкими и сверстниками молодой человек старается избегать реальных ситуаций, где он может чувствовать дискомфорт, ищет более безопасный способ взаимодействия со средой. И находит этот способ – уход в виртуальную реальность, где можно раскрепоститься, представить себя смелым, общительным, где интернет-среда служит средством самозащиты от плохого настроения, унижения и т.д. (слайд 11).

Известный психиатр Кимберли Янг выделяет следующие первые признаки развития компьютерной зависимости:

  • Навязчивое желание деятельности за компьютером.
  • Постоянное ожидание следующего сеанса.
  • Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени за компьютером.
  • Жалобы окружающих на то, что человек расходует слишком много денег на Интернет, на работу компьютера.

Так же признаками компьютерной зависимости являются:

  • Значительное улучшение настроения от работы за компьютером.
  • Утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду.
  • Нежелание оторваться от работы или игры на компьютере.
  • Если Вы отрываете пользователя от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к Вам.
  • Пренебрежение домашними делами в пользу компьютера.
  • При общении с окружающими сведение любого разговора к компьютерной тематике.
  • Отказ от общения с друзьями (слайд 12).

Последствия компьютерной зависимости для физического здоровья:

  • нарушения функций глаз (ухудшение зрения, синдром «сухого глаза»)
  • опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушения осанки)
  • пищеварительной системы (нарушение питания, гастрит)
  • общее истощение организма - хроническая усталость вследствие дефицита сна и отдыха. При этом эйфория и возбужденность, вызванные играми или пребыванием в Интернете, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма.

Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качествачеловека: дружелюбие, эмпатия, открытость, желание общения. При выраженной компьютерной зависимости подросток социально дезадаптирован. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности могут появиться агрессивность и асоциальное поведение (слайд 13).

Краткий тест, с помощью которого можно определить степень зависимости от Интернета.

1. Чувствуете ли Вы себя озабоченным Интернетом (думаете ли Вы о предыдущих он-лайн сеансах и предвкушаете ли последующие)?

2. Ощущаете и Вы потребность в увеличении времени, проведенного в Сети?

3. Были ли у Вас безуспешные попытки контролировать, ограничить или прекратить использование Интернета?

4. Чувствуете ли Вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках ограничить или прекратить пользование Интернетом?

5. Находитесь ли Вы он-лайн больше, чем предполагали?

6. Были ли у Вас случаи, когда Вы рисковали получить проблемы в работе, учебе или в личной жизни из-за Интернета?

7. Случалось ли Вам лгать членам семьи, врачам или другим людям чтобы скрыть время пребывания в Сети?

8. Используете ли Вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или от дурного настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности или депрессии)?

Человек считается интернет-зависимым в случае пяти или более положительных ответов на эти вопросы (слайды 14-23)

Лучшая профилактика компьютерной зависимости — это вовлечение студента в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью.

Просветительство. Это могут быть видеоролики, презентации, предупреждающие студентов как о существовании самой проблемы компьютерной зависимости, так и об опасности быть в нее втянутым.

Еще один путь — созидательное творчество в области информационных технологий. Например, создание брошюр, газет средствами ПК, проведение конкурсов творческих работ. (например, конкурс презентаций на социально-значимые). То есть используется увлечение студента компьютером с целью его воспитания и развития.

И конечно, к этой профилактической работе необходимо привлекать и родителей.

Формирование компьютерной зависимости часто связано с особенностями воспитания и отношений в семье: гиперопека или наоборот завышенные требования и «комплекс неудачника», нарушенные отношения среди других членов семьи, затруднения в общении и взаимопонимании.

Зачастую родители рады – ребенок находится не где-то там на улице, а дома, за компьютером, то есть «на глазах». Но родители не понимают, чем такое времяпровождение может обернуться, не понимают опасности для здоровья своего ребенка, поэтому необходимо кураторам на классных часах с родителями уделять внимание и этой проблеме.

Анализируя вышесказанное ясно, что в век IT- технологий стал актуален вопрос грамотной организации процесса обращения человека с компьютером, минимизации его отрицательного влияния на психическое здоровье и личность. Конечно, пользование компьютером дает и много положительного, интернет открывает новые возможности. Но только от самих людей зависит, как они будут их использовать (слайд 14).

Используемые источники:

  1. В Китае лечат от компьютерной зависимости в лагерях - http://gameover.org.ua/borbasigomaniey/35-metodics/179-chinaigrovayacomputernayazavisimost
  2. Интернет-зависимость официально признали заболеванием
  3. http://rediskin.net/hochu-znat/psihologiya/657-internet-zavisimost-oficialno-priznali-zabolevaniem.html
  4. Компьютерная и интернет-зависимость partnerkis.ruinternet-zavisimost/
  5. Компьютерная и интернет зависимость http://psihoanalitik.net/tests/6853/
  6. Компьютерная и интернет-зависимость. Вопросы и ответы - http://psycholog72.ru/komp_zavisimost.html
  7. Причины компьютерной зависимости - http://www.psypodderjka.ru/content/view/84/:
  8. Что наша жизнь - игра? - http://vnezavisimost.ru/web-zavisimost
  9. Компьютерная зависимость: откуда она появляется, и что за ней прячется на самом деле
  10. http://psyhelp24.org/kompyuternaya-zavisimost/
  11. Шутова Н. В. Проблема компьютерной зависимости http://www.rastem-vmeste.com/child_science/395/



Предварительный просмотр:

Беседы с родителями

о безопасности жизнедеятельности школьников

Беседы с родителями о безопасности помогут взрослым более адекватно подойти к защите своих детей. Ведь многие родители, а особенно те, у кого уже не первый ребенок начинают относиться к безопасности детей с некоторой долей халатности. Задача педагога предостеречь взрослых от необдуманных действий или небрежного отношения к детям и их окружающей обстановке. Целью подобных бесед является снижение детского бытового травматизма.

Ребенок школьного возраста требует неусыпного контроля за своим поведением. При этом необходимо найти разумный баланс между его свободой действий и потенциальными опасностями, которые могут подстерегать его на каждом шагу. Взрослым необходимо каждый раз трезво оценивать уровень окружающих угроз, будь то крупная собака в 10-ти метрах от ребенка, проезжающий автомобиль, лежащий на земле осколок стекла или колючий куст.

Никогда не думайте, что если вы будете осторожны, то это каким-то образом отразиться на развитии ребенка. Конечно, не стоит запугивать ребенка и держать его возле юбки, но вы как взрослый человек, должны четко осознавать возможный уровень опасности и оградить собственное чадо. При этом не последнюю очередь играют профилактические беседы с малышами, ведь часто ребята просто не представляют себе, что, например, лежащий на земле провод может их ударить электричеством.

Родителям необходимо обеспечить в доме все условия, чтобы обезопасить ребенка от возможных проблем:

  • Нельзя оставлять включенную плиту или опасные электроприборы без присмотра.
  • Категорически нельзя ставить на край стола или на незакрепленную скатерть емкости с горячей жидкостью, поскольку малыш может всё перевернуть на себя.
  • Электрические розетки должны иметь заглушки или поворотный механизм. 
  • Низкие углы мебели должны быть скругленные или иметь смягчающие накладки. Нельзя чтобы на уровне ребенка торчали острые предметы, о которые он может пораниться.
  • В доме не должно быть открытых проводов, которые можно тянуть и грызть.
  • Опасные места (такие как открытые окна или балконы) необходимо контролировать, не оставляйте там предметы по которым ребенок может залезть на окно.

При прогулках с ребенком всегда следите чтобы:

  • В ближайшем окружении ребенка не было неадекватных детей с опасным поведением или предметами.
  • Смотрите, чтобы малыш не подходил близко к качелям или каруселям. 
  • Следите за тем, чтобы вокруг не находились пьяные люди или люди со странным поведением.
  • Обращайте внимание на собак во дворе, иногда даже мирное с виду животное может внезапно напасть на ребенка.
  • Просматривайте те места, где играет ребенок, следите, чтобы там не было шприцов, стекла и других опасных предметов.
  • Не разрешайте ребенку играть в местах, где есть острые углы, об которые он может травмироваться, например, такие углы могут быть на старых металлических площадках, оставшихся еще со старых времен.
  • Будьте внимательно, когда находится на лестницах, возле ограждений с острыми краями или вблизи дороги.

И помните: безопасность детей – в наших руках!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждения

дополнительного образования Сургутского района

«Центр детского творчества»

Разработка внеурочного занятия

«В ногу со временем»

Исянбаева Л.Ш.,

педагог дополнительного образования МАУДО «ЦДТ»

гибкое мышление - успешность жизни

Ход занятия

Приветствие

Введение

Успешность и качество нашей жизни напрямую зависят от "работы" нашего мыслительного аппарата, уровня развития мышления, степени сформированности мыслительных операций.

Настоящее положение вещей таково, что человеку постоянно приходится приспосабливаться к часто меняющимся условиям действительности, решать очень многие противоречия,

например: люди должны жестко конкурировать друг с другом в условиях рыночной экономики, но, в то же самое время, помогать, поддерживать друг друга, чтобы выжить в этом современном мире. Приходится находить необычные приемы для решения подобных проблемных ситуаций, поставленных задач, изобретать какие-то новые способы не только выживания, но и благополучного существования. Для этого необходимо иметь гибкое, нестандартное мышление, использовать различные, невидимые на первый взгляд, возможности нашего мышления.  
        Вам предлагаются интересные упражнения для тренировки активности и гибкости мышления.  Приятного вам времяпровождения.

 Для начала упражнение на концентрацию внимания.
Инструкция.  
Один раз очень внимательно прочитайте условие этой задачки и, не глядя на предыдущие фразы, попробуйте сразу же ответить на вопрос.
1.
На конечной остановке в троллейбус сели десять мужчин и четыре женщины. На первой остановке сошли трое мужчин, и вошла одна женщина. На следующей остановке вышли почти все мужчины (осталось только двое). Еще на следующей вышла женщина. Проехав с полкилометра, автобус остановился, и в него вошел мужчина. Сколько всего было остановок на пути следования автобуса?
2. В костюмерной имеются желтые и серые блузки, а также синие, белые и красные юбки. Сколько из них можно составить различных костюмов?


3. В один кувшин, три кружки и три стакана вмещается столько же воды, сколько в два кувшина и шесть стаканов или в один кувшин и четыре кружки. Сколько стаканов воды вмещается в кружку и сколько в кувшин?


4. Сколько существует вариантов меню при выборе обеда, если к любому из вторых блюд - мясу, котлете или рыбе - можно взять третье блюдо: сок, чай или кофе.


5. Три брата жили в одной комнате. Каждый из них имел свой висячий замок и ключ, подходивший только к этому замку. Как братья должны были запирать дверь своей комнаты, чтобы каждый из них мог войти к себе, имея только свой ключ?


6. Две волейбольные команды играют матч до трех побед. Сколько может быть вариантов окончания поединка, если в волейболе ничьих не бывает.
7. В очень давние времена две торговки принесли на базар яблоки и решили, сложив их вместе, торговать сообща. У каждой из них было по 30 яблок. Первая собиралась продавать за копейку пару яблок, вторая — за копейку 3 яблока. Первая рассчитывала выручить от продажи 15 копеек, вторая — 10 копеек, а обе вместе — 25 копеек. Сложив яблоки в одну корзину, они решили продать 5 яблок за 2 копейки, рассуждая, что если одна продаст на копейку 2 яблока, а другая на копейку 3 яблока, то это все равно, что продать на две копейки 5 яблок. Распродав яблоки по две копейки за пяток, торговки стали подсчитывать выручку. Они очень удивились, когда насчитали всего 24 копейки. Торговки стали проверять яблоки по пяткам и насчитали всего 12 пятков (т.е. 5 х 12 = 60 (яблок), как и было). Сосчитали 12 раз по 2 копейки. «Куда же девалась копейка?» — подумали они. Помогите найти недостающую копейку.

8. Можно ли с помощью сита принести воду, ничем предварительно не закрывая его дырочки?


9. Существует мнение, что стол на трех ногах никогда не качается, даже если его ножки неравной длины. Верно ли это?


10. Можно ли зажечь спичку под водой?


11. Рота состоит из трех офицеров, шести сержантов и шестидесяти рядовых. Сколькими способами можно выделить из них отряд, состоящий из офицера, двух сержантов и двадцати рядовых?



Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

ДЕТИ-ПЕШЕХОДЫ

Необходимо запомнить самому и внушить ребенку: дорожное движение начинается не с проезжей части, а с первых шагов от порога или подъезда дома. Пройдите с ребенком весь путь до школы и ненавязчиво укажите на наиболее опасные участки – нерегулируемый перекресток, узкий тротуар, подъезд грузового транспорта к магазину, припаркованные автомобили и т.д. Обратите внимание на особенности детского мышления: дети пока не умеют предвидеть опасность и только учатся оценивать скорость движения автомашины при приближении к ним, к тому же из-за своего невысокого роста дети бывают невидимы для водителей, - а это опасно для жизни! Обязательно обратите внимание на возникающие опасности при посадке и высадке из общественного транспорта. Запомните: обходить стоящий автобус или троллейбус ни в коем случае нельзя. Нужно дождаться, пока транспорт отъедет, и только после этого переходить дорогу по пешеходному переходу.

Расскажите своему ребенку о том, что он является участником дорожного движения, и разъясните несложные правила для того, чтобы он мог ориентироваться в дорожной ситуации:

1) Когда идешь по улице пешком, то ты являешься пешеходом. Ходить по улице тебе разрешается только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать движению встречных пешеходов. Если тротуара нет, иди навстречу движению по обочине или краю дороги. Тогда не только водитель видит тебя издали, но и ты видишь приближающуюся машину.

2) Для того, чтобы перейти на другую сторону улицы, имеются определенные места и называются они пешеходными переходами. Они обозначены дорожными знаками «Пешеходный переход» и белыми линиями разметки «зебра».

3) Если нет обозначенного пешеходного перехода, ты можешь переходить улицу на перекрестках по линиям тротуаров или обочин.

4) Прежде чем перейти дорогу, убедитесь в полной безопасности. Остановись у края проезжей части, посмотри в обе стороны и, если нет машин, дойди до середины проезжей части. Еще раз посмотри налево и направо и, при отсутствии транспорта, закончи переход.

Дорогу нужно переходить под прямым углом и в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

5) Если на пешеходном переходе или перекрестке есть светофор, он покажет тебе, когда идти, а когда стоять и ждать. Красный свет для пешеходов – стой, желтый – жди, зеленый – иди. Никогда не переходи улицу на красный и желтый свет, даже если машин поблизости нет.

6) Как только загорелся зеленый свет, не «бросайся» с тротуара на дорогу. Бывает, что у машины неисправны тормоза, и она может неожиданно выехать на пешеходный переход. Поэтому переходить дорогу надо спокойно, убедившись, что автомобили остановились. Переходи, а не перебегай!

7) Опасно играть рядом с дорогой: кататься на велосипеде летом или на санках зимой.

Важно знать – чтобы не оказаться на дороге в аварийной ситуации, ребенок должен понимать, когда автомобиль становится опасным. Машина не может остановиться мгновенно, даже если водитель нажмет на тормоз. Главное правило безопасного поведения – предвидеть опасность.

Очень важно задуматься и о том, что в осенне-зимнее время начинает рано темнеть, и даже взрослый человек, одетый в темную одежду, для водителя при плохом уличном освещении становиться практически невидимым!

Вам важна жизнь ваших близких? Жизнь – это самое ценное на свете, тем более жизнь ребенка. Статистика ГИБДД свидетельствует, что гибель и травмы в ДТП являются главным фактором смертей детей в возрасте от 5 до 14 лет. Мы знаем, насколько важно сделать человека заметным на дороге и сохранить жизнь, поэтому предлагаем только надежные и безопасные светоотражатели.

Зачем нужен светоотражатель? Чтобы стать заметным на дороге, на пешеходном переходе, тротуаре.

  • Да, это важно быть заметным!
  • И, еще раз – только заметность спасает жизнь!

Как в этом случае обезопасить себя и ребенка? Для начала следует стараться использовать светлую или яркую одежду, лучше всего со световозвращающими элементами. Принцип их действия заключается в следующем: в темное время суток при попадании света от фар автомашины или уличного фонаря они начинают светиться, обозначая движение человека.

Для детей придумано уже большое количество разнообразных и интересных браслетов, значков, все чаще можно увидеть школьные портфели и рюкзаки со световозвращающими вставками, а также детские куртки и комбинезоны, это красиво и, самое главное, – безопасно!

 

ДЕТИ-ВОДИТЕЛИ

Велосипед, мопед, скутер – для многих ребят является предметом мечтания и, прежде чем воплотить мечту в реальность, родителям следует задуматься, где же его ребенок будет управлять своим транспортным средством? Есть ли поблизости стадион, парк, велосипедные дорожки?

Ведь дети, получая свое транспортное средство и имея возможность покинуть свой район, в любой момент могут отправиться в другой район к другу или однокласснику. При этом, оказавшись в потоке транспорта на проезжей части, даже подготовленный человек в первые минуты движения может с трудом ориентироваться, а ребенок – он, зачастую, даже не знает, как ему правильно нужно двигаться по проезжей части, может растеряться, запаниковать и поступить не так, как ожидают от него другие участники

дорожного движения, знающие Правила. Именно такие обстоятельства чаще всего способствуют совершению дорожно-транспортного происшествия.

К тому же велосипед, мопед, скутер – это самые незащищенные виды транспортных средств, и даже незначительные столкновения, а иногда и просто падение, могут повлечь за собой серьезные последствия. Приобретая их, необходимо позаботиться о дополнительных средствах защиты – шлемах, налокотниках, наколенниках, перчатках.

 

ДЕТИ-ПАССАЖИРЫ  в общественном транспорте

Кажется, что именно тут ничего трудного и нет, - зашел ребенок в автобус, сел и поехал, однако и пассажирам необходимо соблюдать Правила.

Опасность передвижения в общественном транспорте связана, как правило, с резким торможением, к которому пассажиры всегда не готовы.

Родителям, которые разрешают детям самостоятельно передвигаться на общественном транспорте, нужно разъяснить ребятам следующие правила:

1) Ожидать общественный транспорт безопасно только на посадочной площадке, а если ее нет, то на тротуаре или обочине, но в любом случае – подальше от проезжей части дороги.

2) Вход в маршрутный транспорт можно осуществлять только после полной остановки транспортного средства.

3) Находясь в салоне общественного транспорта необходимо крепко держаться за поручни.

4) Следует уступать места пожилым и больным людям – это правило не только вежливости, но и безопасности – ведь на резкое торможение им тяжелее среагировать и удержаться на ногах.

5) Запрещается отвлекать водителя от управления, а также открывать двери транспортного средства во время его движения.

6) К выходу следует подготовиться заранее, чтобы не пришлось спешить. Выйдя из транспорта, торопиться также не следует. Особенно если нужно перейти на другую сторону дороги. Необходимо четко усвоить: переходить проезжую часть можно только по пешеходному переходу.

ДЕТИ в салоне автомашины

Ребенок в салоне автомашины целиком и полностью зависит от водителя. К сожалению, пренебрежение элементарными мерами безопасности родителями не только для себя, но и для ребенка может закончиться очень трагично. Особенно если при движении автомашины ребенок располагается на руках. В этом случае ошибочно полагать, что, держа на руках, мы его оберегаем. При столкновении или резком торможении вес пассажира возрастает в несколько раз, и удержать ребенка от резкого удара практически невозможно. Если при этом и сам взрослый не пристегнут ремнем безопасности, то это верная гибель для малыша. Доказано, что ничего лучше специальных удерживающих средств для перевозки детей не оберегает их в момент столкновения.

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ОТПРАВИТЬСЯ С РЕБЕНКОМ НА АВТОМАШИНЕ ПОБЕСПОКОЙТЕСЬ О ЕГО БЕЗОПАСНОСТИ:

1) Приобретите детское удерживающее устройство согласно весу и росту ребенка (сегодня большое количество производителей предлагают свою продукцию, более безопасными будут являться те кресла, у которых небольшой диапазон веса).

2) Строго следуйте инструкции от производителя автомобиля, как и где правильно установить детское кресло, каким образом оно фиксируется.

Отправляясь в путешествие на автомашине, приучайте ребенка занимать свое место в детском кресле, он быстро к этому привыкнет, и другое место ему самому скоро будет не по душе. При этом сами пристегивайтесь ремнем безопасности, что также послужит для ребенка хорошим примером.

С раннего возраста приучайте детей соблюдать Правила дорожного движения. И не забывайте, что личный пример – самая доходчивая форма обучения. Помните! Ребенок учится «законам дороги», беря пример с вас, родителей, и других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей.




Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждения

дополнительного образования Сургутского района

«Центр детского творчества»

Разработка внеурочного занятия

«Используй или потеряешь»

Исянбаева Л.Ш.,

педагог дополнительного образования МАУДО «ЦДТ»

Развитие умственных способностей

Ход занятия

Приветствие

Введение

 В детстве каждый из нас получил великий дар. Только благодаря ему слабый и беззащитный человек воцарился на этой планете. Представьте себе саблезубого тигра с мозгами хотя бы современного ребенка. Кто бы тогда правил на Земле? И где были бы люди?
И вот этот мозг, венец творения природы, мы используем, как микроскоп некий плотник, которому тот по чистой случайности попался в руки: вот сидит он и этим микроскопом заколачивает гвозди.
Так и многие из нас. Ничуть не жалея наш микроскоп-мозг, не понимая его ценности, заколачиваем им свои "гвозди": захламляем и отупляем наш мозг чтением низкопробных книжонок, регулярным просмотром тележвачки, бесполезным времяпровождением и многим-многим другим.
Большинство из нас даже не подозревает, что
мозг сродни мышцам и требует неустанных тренировок. Не упражняясь, он дряхлеет и приходит в полную негодность гораздо быстрее, чем это можно себе представить.
И этот великолепный инструмент, лучший из придуманных природой, "покрывается ржавчиной". Как нож, изъеденный ржавчиной, невозможно сделать острым, так же и мозг, разрушенный бездельем, обрекает своего хозяина на бессмысленное, ограниченное, примитивное существование.
Если постоянно не напрягать мышцы, они со временем истощаются и атрофируются. Все, что не задействовано, со временем отмирает. Становится страшно, если всерьез об этом задуматься.

2. Какие же упражнения тренируют мыслительные способности? А это, как правило, те, которые направлены на концентрацию внимания, выделение существенного, установление закономерностей, причины события, поиск оптимальных вариантов решения проблемных ситуаций и др.

Часто ли вам, например, приходится решать нестандартные задачи, которые заставляют мозг

 работать на "полную катушку"?
Умеете ли вы вникнуть в ситуацию, чтобы не заблуждаться, чтобы понапрасну не растрачивать свои силы и время, чтобы не попасть впросак и т.п.?

Чтобы вы, к примеру, сделали, ознакомившись с условием этой задачки?

Дан ромб. Диагонали ромба пересекаются под углом 80 градусов. Найти меньший угол между соседними сторонами ромба.

А как бы вы без уравнения (только с помощью действий, как в раннем возрасте) решили такую задачу?
В зоопарке имеются тридцать голов и сто ног. Сколько зверей и сколько птиц живут в зоопарке?

Понятно, что  для решения многих проблемных ситуаций необходимо обладать способностью рассматривать проблему под другим углом зрения, выходить за установленные нами же самими рамки, за пределы системы.

Давайте еще раз вернемся к очень показательному примеру: задаче с девятью точками, которые нужно соединить четырьмя прямыми линиями, не отрывая руки.

Головоломка 1


Пытаясь решить эту задачу, как и многие другие, похожие на нее, мы сразу ставим себе несколько условий, которые ограничивают область возможных решений. Одно из наиболее распространенных ограничений состоит в том, что линии нельзя продолжать за пределы воображаемого квадрата. Если отбросить это ограничение, решить задачу можно очень легко.
Отбросив следующие ограничения, можно найти еще несколько вариантов решения, например:

Головоломка 2

Большинство задач легко решается, если мыслить вне некоторых общепринятых допущений и преодолевать стремление мозга создавать шаблоны, «двигаться в прежнем направлении», применяя привычные, стереотипные способы решения.

Попробуйте из шести спичек, имея стандартное мышление, не разрушая распространенных ограничений, построить четыре равносторонних треугольника.
А теперь, если выйти в другую плоскость и в прямом, и в переносном смысле?

Вот задача, которую решают, в основном, одним способом, и не самым лучшим.
Трое рабочих выполняют работу за шесть часов. Сколько времени потребуется на выполнение этой работы двумя рабочими?

Вероятно, рациональный вариант решения этой задачи - с помощью коэффициента пропорциональности (3/2), нежели в случае, когда всю работу принимают за единицу или другую величину.
Число рабочих и время выполнения работы - обратно пропорциональные величины. Поэтому, если число рабочих уменьшается в полтора раза (3 : 2 = 1,5), то время работы увеличивается во столько же раз (6 х 1,5 = 9).

Как же выработать в себе способность выходить за пределы системы, в другое измерение?  В этом может помочь, например, решение логических задач, в том числе задач на обнаружение закономерностей в последовательностях. Такая работа  не только формирует умение правильно оценивать ситуацию и находить верные решения, не только развивает гибкость мышления, но и расширяет творческий потенциал.

Вот примеры таких заданий.

1. Начнем с поиска закономерностей.

3

5

10

В

Д

?

7

45

654

О

Д

?

Жук

Человек

Лошадь

6

2

?

Белый

Нос

Пришел

П

С

?

I 6 9 I    I 0 0 I   ?   I I I I    I 9 6 I



2. Сосчитайте общее количество треугольников в этой фигуре.

Головоломка 3



3. А здесь необходимо этих пингвинов расставить так, чтобы сумма проставленных чисел в горизонтальных и вертикальных рядах, а также по диагоналям составляла 12.

Головоломка 4

. Сумма и произведение четырех целых чисел равны 8. Что это за числа?

5. На трех жестяных банках с печеньем перепутаны этикетки “Овсяное печенье”, “Шоколадное печенье” и “Миндальное печенье”. Банки закрыты, так что вы не можете заглянуть внутрь. Вы можете взять только одно печенье из одной банки, а затем правильно расположить этикетки. Из какой банки нужно взять печенье?

А как насчет такого умозаключения?
Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Следовательно, сидящий стоит.
Железная логика?

Для решения этой непростой задачи надо запастись терпением.

Головоломка 6
Здесь каждой букве соответствует своя цифра, причем одинаковым буквам - одинаковые цифры.


А вот задача, которую придумал Эйнштейн в прошлом веке, заметив, что 98% жителей Земли не в состоянии ее решить.
Принадлежите ли вы к 2% самых умных людей планеты?
(Здесь нет никакого фокуса, только чистая логика).
Есть 5 домов, все разного цвета. В каждом доме живет по одному человеку отличной друг от друга национальности. Каждый жилец пьет только один определенный напиток, курит определенную марку сигарет и держит определенное животное.

Известно следующее:
Англичанин живет в красном доме.
Швед держит собаку.
Датчанин пьет чай.
Зеленый дом стоит рядом с белым, но слева от него.
Жилец зеленого дома пьет кофе.
Человек, который курит Pall Mall, держит птицу.
Жилец из среднего дома пьет молоко.
Жилец из желтого дома курит Dunhill.
Норвежец живет в первом доме.
Курильщик Marlboro живет около того, кто держит кошку.
Человек, который содержит лошадь, живет около того, кто курит Dunhill.
Курильщик сигарет Winfield пьет пиво.
Норвежец живет около голубого дома.
Немец курит Rothmans.
Курильщик Marlboro живет по соседству с человеком, который пьет воду.
Вопрос: кому принадлежит рыба?

Для решения следующей задачи представьте себя на месте героя.
Наверху скалы высотой в 100 метров находится человек. Ровно посередине скалы (на высоте 50-ти метров) растет дерево. У человека есть веревка длиной 75 метров и нож, которым он может отрезать веревку. Как ему спуститься со скалы?

Головоломка 5

Удачи!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждения

дополнительного образования Сургутского района

«Центр детского творчества»

Разработка внеурочного занятия

«Я объявляю своим делом...»

Исянбаева Л.Ш.,

педагог дополнительного образования МАУДО «ЦДТ»

Занятие с девятиклассниками "Я объявляю своим делом..."

Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать.

К. Гельвецкий, французский философ

Цель: формирование общей готовности к самоопределению, активизация проблемы выбора профессии; расширение представлений о мире профессий и их особенностях; выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся; уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и способностям, развитие групповой сплочённости.

Ход занятия.

1. Ритуал приветствия.

Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Постарайтесь одновременно сказать: “Здравствуйте!”. Когда будете произносить “те” - разомкните руки и хлопните в ладоши.

2. Разминка.

Сейчас вы будете перебрасывать мяч по кругу. Тот, у кого мяч, должен назвать имя, кому он бросает мяч, и назвать профессию, начинающуюся с первой буквы имени (например, Алёна – архитектор).

3. Работа по теме занятия.

Слово психолога.

Очень скоро каждый из вас столкнётся с проблемой выбора профессии, и сегодня на занятии мы коснёмся этой важной темы. У вас будет возможность соотнести свои интересы и способности с различными профессиями – возможно, кому-то это поможет сделать свой выбор. Большая часть нашего занятия будет проходить в форме игры. Может быть, кто-то из вас уже определился, какую профессию он хочет приобрести, в каком учебном заведении дальше обучаться. Лучше ещё раз перепроверить свой выбор, действительно ли выбранная профессия подходит тебе. Ну а тем, кто ещё не определился в профессиональном выборе, тема нашего разговора будет более актуальна. Итак, что означает слово “профессия”? (сначала учащиеся дают свои ответы, затем психолог уточняет). Слово “профессия” от латинского слова profetereu (профетерий) – “Я объявляю своим делом…”

Какими делами занимались наши предки? Ответ: охотой, рыболовством, земледелием, шитьём и т.д.

Мир профессий огромен, их насчитывается около 40 тысяч, и ежегодно, по некоторым данным, появляется около 500 новых. Вам нужно выбрать одну профессию, которая будет отвечать вашим интересам и способностям. Давайте выясним, насколько вы информированы о мире профессий, много ли профессий вы знаете?

Есть несколько классификаций профессий, наиболее известная из них основывается на предмет труда, с которым имеет дело человек. По этому принципу профессии делятся на 5 групп: человек-человек; человек - знаковая система; человек-природа; человек-техника; человек -художественный образ. Как видите, весьма важно знать к какой группе труда у вас проявляется интерес, чтобы правильно выбрать соответствующую профессиональную среду.

Анкетирование по опроснику Климова “ДДО”. Обсуждение результатов.

Профориентационная игра “Имидж и твоя профессия”

В течение одной минуты подумайте и назовите свои ассоциации, связанные с этим словом. А теперь разделитесь на 5 групп (каждой группе раздаются листочки с записанной группой профессий). Уже сегодня вам необходимо подготовиться к выбору будущей профессии. Придумайте и представьте в виде коллажа, рисунка, проекта, сценки имидж профессионала той сферы, к которой относится данная группа. Затем все знакомят со своими рисунками.

Профориентационная игра “Самая – самая”.

Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. За каждую профессию ученик получает кружок. Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Ответ: банкир. Итак, слушайте следующие характеристики:

  • самая зелёная профессия (садовник, лесник)
  • самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар)
  • самая волосатая (парикмахер)
  • самая детская (воспитатель, помощник воспитателя)
  • самая неприличная (проститутка)
  • самая смешная (клоун)
  • самая общительная (учитель, журналист)
  • самая серьёзная (атомщик)
  • самая умная (учёный, профессор)
  • самая белая (врач)
  • самая зубастая (стоматолог)

Подсчитываются кружки. Выигрывает участник, у которого наибольшее количество кружков.

Слово психолога.

Ежегодно 25 миллионов человек меняют своё место работы, 12% из них возвращаются обратно… Значит ли это, что к выбору профессии можно идти путём проб и ошибок? А может, надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание позволило принести пользу людям, обществу? По результатам проведённого опроса выпускников прошлого года выяснилось, что профессиями 21 века считаются: компьютерщика – 50%; бизнесмена – 25%; банкира – 12%; социолога – 12%; гувернантки – 10%; эколога – 5%; хакера – 21%. Профессии можно охарактеризовать как:

  • устаревшие - колхозник, служанка, модистка, извозчик, трубочист, кузнец, печник;
  • массовые или сквозные - слесарь, сварщик, бухгалтер, инженер;
  • редкие - океанолог, востоковед;
  • свободные - артист, художник, писатель. У таких людей нет чёткого рабочего графика. Эти специалисты работают по вдохновению, живут на гонорары;
  • доходные (с высокой зарплатой) – банкир, экономист, дизайнер, фотомодель;
  • востребованные (в данное время и на ближайшее будущее, пользуются спросом) – торговый представитель, менеджер по продажам, программист, маркетолог, специалист по рекламе, системный администратор, аудитор, артдиректор;
  • новые – аудитор, радиолог, геронтолог.

Прочитайте в словаре профессий, что они обозначают.

Словарь новых профессий (лежит на каждой парте)

  1. Аудитор. Человек, который контролирует не бизнес, а счета, рентабельность, доходы и расходы компании. Во всех странах компании должны вести баланс, делать денежные проводки через счета, отчислять налоги и т.д. Правильность ведения финансово-учётной и отчётной документации контролируется общественным аудитором. Эта профессия требует высокой квалификации, ответственности и является весьма престижной.
  2. Геронтолог. Совершенствование медицинского обслуживания, улучшение условий жизни и возрастающее осознание необходимости вести здоровый образ жизни помогают жителям многих стран жить долго и полноценно. В настоящее время несколько иная ситуация сложилась в России, но она в скором времени должна улучшиться. Необходимо заметить, что старение общества происходит достаточно быстро. Увеличивается число престарелых людей, которые могут рассчитывать только на себя. Нуждаются в помощи и инвалиды. К сожалению, в государственных лечебницах мало выделяется мест для таких людей. Частные же лечебницы и оздоровительные заведения пока немногочисленны и весьма дороги. Приглашение няни на какое-то время – это реальный выход во многих случаях. И поэтому профессия сестры-геронтолога всё больше получает призвание в обществе.
  3. Радиолог. Эта профессия тоже связана с медициной. Радиолог выявляет внутренние симптомы болезни путём специализированного обследования различных частей человеческого тела. Такое обследование проводится с помощью высокотехнологического оборудования, рентгена, ультразвука, компьютера, томографа и др. Эти средства становятся всё более совершенными, позволяющими получать и моментально обрабатывать огромный объём информации о состоянии основных внутренних органов человека. Как правило, пациентов к радиологу направляют врачи, нуждающиеся в какой-то дополнительной информации. На основании его заключения устанавливается более точный диагноз и проводится более эффективное лечение.

Групповая экспертная оценка с элементами игры “Кто есть кто?”

Человеку хочется узнать мнение о себе окружающих людей. Что о нём думают другие люди? Какими они воспринимают его, в том числе и в профессиональной сфере.

Сейчас у вас есть возможность узнать, какими видят ваше профессиональное будущее члены группы. Мы проведём опрос внутри группы. Каждый присутствующий имеет определённое мнение по поводу ваших способностей и той профессии, которая вам больше всего подходит. Для этого мы будем использовать опросный лист. Напишите вверху листа свою фамилию, имя, ниже: “Какое у меня призвание, чем лучше мне заниматься в жизни?

 

Иванова Анастасия

Какое у меня призвание, чем лучше мне заниматься в жизни?

Фамилия, имя участника группы

Рекомендуемая профессия

Учебное заведение или место работы после школы

1.

Сидорова Анна

воспитатель

Детский сад, педагогический колледж

2.

 

 

 

3.

 

 

 

После заполнения листов они возвращаются тому, чья фамилия написана вверху листа. Далее предлагается определить, какие призвания пришлись по душе, а какие совсем не понравились. Для этого в бланке опроса отметить знаком “+” первые и знаком “ - “ вторые. А теперь поблагодарите тех, кто хорошо понял ваше призвание, и скажите, с чьим мнением не согласны.

Профориентационная игра “День из жизни”

Участники делятся на 4 группы.

Представьте, что сейчас уже 200… год. Вы уже взрослые, осуществили свою мечту, получили профессию, стали тем, кем хотели быть. И вот вы приходите к своей учительнице и её ученикам. Что бы вы рассказали о своей работе? Напишите об этом. Затем каждая группа представляет свой рассказ.

Получился целостный рассказ или нет? (путанный, сумбурный)

Насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.

Заключительное слово.

Сегодня вы познакомились со многими профессиями, постарались узнать о том, к какой из них каждый из вас склонен. Вам стоит задуматься, нравится ли та группа профессий, к которой у вас определились склонности. Пусть каждый оценит себя и свои возможности. Всем желаю не ошибиться в выборе профессии. А как получить желаемую профессию?

  • поставить перед собой цель и стремиться её достичь;
  • необходимо получить хорошие знания;
  • поступить и успешно окончить техникум, институт;
  • предварительно попробовать себя в избранной профессии;
  • нужно любить эту профессию.

И в заключении русская пословица гласит: “Всяк кузнец своего счастья”. Давайте вспомним слова Томаса Карлейля: “Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы”.

Обратная связь.

Участникам предлагается по очереди выразить своё мнение по поводу услышанного на занятии, поделиться впечатлениями. Продолжите незаконченные предложения:

  1. Я узнал, что моя будущая профессия…
  2. Я думаю, что после сегодняшнего разговора…
  3. Я надеюсь, что в будущем…

Ритуал прощания.

Все становятся в круг. Одновременно произносят слово “До свидания”. Вместо “я” говорят “мы”, при этом соединённые руки поднимают вверх.