Самообразование
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Муртазалиевой Х.А.., воспитателя
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
города Когалыма «Чебурашка»
Тема: Формирование культуры безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста
Актуальность: обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования. В детском саду ребенок не только осваивает элементарные правила дорожного движения, но и учится важнейшим правилам безопасного поведения на дороге. ПДД в детском саду – это довольно большой комплекс знаний, который воспитатели стараются донести до детей, ведь от этого зависит их безопасность на дороге.
Цель самообразования: повысить уровень своей компетентности по ознакомлению детей с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта.
Задачи:
- Изучить методические материалы, опыт работы по данному направлению.
- Изучить актуальность использования игровых приемов при формировании культуры безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
- Делиться опытом работы с коллегами учреждения.
- Формировать развивающую предметно-пространственную среду по формированию культуры безопасного поведения.
Предполагаемый результат: приобретение умений и навыков по формированию культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Форма самообразования: индивидуальная
№ | Наименоваие мероприятия | Сроки | Результат, форма отчета |
1 | Изучение методической литературы: 1. | Сентябрь | |
2 | 1.Изготовление дидактических игр по ПДД. 2 Консультации для родителей по ПДД | Октябрь | 1.Выставка Д/И 2. консультации |
3 | 1.НОД по ПДД «Загадки Кикиморы» 2.Работы детей «Моя дорога в детский сад» | Ноябрь | 1. конспект, пособия 2. выставка детских работ |
4 | 1.НОД аппликация «Светофор» | Декабрь | Выставка детских работ |
5 | НОД «Законы улиц и дорог». | Январь | конспект |
6 | 1.НОД по рисованию «Моя улица» 2.Экскурсия к пешеходному переходу | Февраль | 1Выставка детских рисунков 2 фотовыставка |
7 | НОД по ознакомлению с окружающим «Школа пешеходных наук» | Март | конспект |
8 | 1.Вечер загадок о правилах дорожного движения 2.Выставка детских рисунков «Зеленый огонек» | Апрель | Выставка детских работ |
9 | 1.Конкурс игр «Игралочка» - д. / и. «Собери знак», игра на внимание «Красный, желтый, зеленый», игра «Ловкий пешеход», физминутки. | Май | Пособия к конкурсу |
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Муртазалиевой Х.Р., воспитателя средней группы №8 МАДОУ «Чебурашка»
на 2016 – 2017 учебный год
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Источники способностей и дарований детей
- на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
питают источник творческой мысли.
В. А. Сухомлинский
Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников».
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев, рук детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
- Улучшить общую двигательную активность;
- Содействовать нормализации речевой функции;
- Развивать воображение, наглядно-образное мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников и такие дети считают себя «чужими».
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знание, умение, навыки, а также словарный запас.
№ | Наименование | Сроки |
Изучение научной и учебно-методической литературы: Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. - М.: «Карапуз», 2007. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: Изд. дом «Литера», 2006. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. - СПб: Изд. дом «Литера», 2007. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. - СПб: Корона-Век, 2007. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь - СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. - М.: Эксмо, 2006. 6. Кольцова М. М «Развитие моторики» 7. Елена Данилова «Пальчиковые игры» 8. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка» | В течение года | |
Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук, а также картотеку игр на развитие дыхания, артикуляционных гимнастик. | декабрь | |
Консультация для родителей «Развиваем пальчики, улучшаем речь». | февраль | |
Провести с родителями мини - тест «Хорошо ли слышит мой ребёнок?» | март | |
Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? »; «Со словами можно и нужно играть!». | апрель |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию Муртазалиевой Х. Р. на 2017 – 2018 учебный год
«Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук»
«Источники способностей и дарованийдетей - на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом.
Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Цель:
Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей через занятия пластилинографией.
Задачи: Повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы, методик и технологий по теме.
Выявить особенности развития творческих способностей детей.
Способствовать развитию интереса к пластилинографии.
Побуждать к проявлению индивидуальности, своих способностей в изобразительной деятельности.
Освоить разные способы и приёмы с пластилином.
Ожидаемый результат работы с детьми:
• У детей появится устойчивый интерес к занятию пластилинографией.
• Дети научатся использовать все многообразие усвоенных способов и приемов.
• Дети научатся объединять созданные предметы в коллективную композицию.
• Дети научатся изображать предметы, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, использования разных материалов для декорирования.
Научатся использовать материал для работы:
- Цветной картон
- различные материалы для оформления работ (ленточки, крупы, палетки и т. д.)
- Стека, чтобы разрезать тесто, делать надрезы и рисовать необходимые элементы.
- Тонкая палочка (для проколов, отверстий)
- Формочки.
План работы по самообразованию:
- Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.
- Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких для получения прогнозирующих результатов).
- Оценка имеющихся условий для формирования и развития творческих способностей детей.
- Анкетирование родителей «Как вы развиваете творчество детей дома?»
- Подбор игр и материалов для оснащения центра художественного творчества.
- Познакомится с интернет-ресурсами, пособиям Г.Н.Давыдовой «Пластилинография для дошкольников».
- Разработка перспективного плана на учебный год по нетрадиционной технике рисования
- Консультация для родителей «Волшебный пластилин».
Информационный стенд:
- Выставка работ «Мастерская пластилина».
- Выставка детских работ для родителей конспекты занятий (разработка).
- Картотека развивающих игр по развитию творческих способностей детей и игр с пластилином для родителей.
Изучение научной и учебно-методической литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы из – во Мозаика – Синтез Москва 2014.
- Лыкова, И. А. Мы лепили, мы играли [Текст]: кн. для педагогов / И. А. Лыкова; под ред. И. А. Лыкова. - М.:КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2010. – 125с.
- Лыкова, И. А. Лепим с мамой, азбука лепки [Текст]: кн. для педагогов дошкольного образования /
- И. А. Лыкова; под ред. И. А. Лыкова. - М.: КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2007. – 134с.
- Г. Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003"
- Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей». – Издательство «Скрипторий», 2015
Предварительный просмотр:
Тема:Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель: «Повысить профессиональный уровень знаний по вопросу современных здоровье сберегающих технологий применяемых в работе с детьми дошкольного возраста».
Задачи:
1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу здоровье сбережения.
2. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровье сбережения (различные виды игрового массажа, самомассажа, комплексы общеразвивающих упражнений, физкультминутки, ритмические танцы, подвижные игры и т. д.).
3. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада технологий здоровье сбережения.
4. Сформировать у детей основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровье сбережения.
5. Повысить педагогические знания родителей в вопросах оздоровления детей; формирование ответственности за здоровье своих детей, мотивации на здоровый образ жизни.
Месяц | Самореализация | Работа с детьми |
Сентябрь | Подбор литературы по теме Разработка перспективного плана работы с детьми в подготовительной группе по здоровье сбережению. | Проведение утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, пальчиковых игр, динамических пауз, физминуток и т. д. - Ежедневно |
Октябрь-январь | Разработка конспекта Разработка перечня необходимого оборудования для уголков здоровья - | НОД «Урок здоровья в лесной школе». |
Ноябрь-Январь | Оформление картотек: «Гимнастика для глаз», «Дыхательная гимнастика», «Подвижные игры», «Физкультминутки», «Игры по ЗОЖ», «Пальчиковые игры». - | День открытых дверей, Физкультурный досуг. «Здоровый образ жизни – везде и навсегда!» |
Декабрь | Разработка проекта «В стране Здоровяков». | -Занятие по формированию основ ЗОЖ «Волшебные витамины» (с использованием презентации) |
Январь | Разработка памяток, буклетов и консультаций для родителей по данной теме. | -Беседа с детьми «Волшебный массаж» |
Февраль | Разработка спортивного развлечения: «В здоровом теле - здоровый дух» | Развлечение к 23 февраля. |
Март | Разработка конспекта | НОД по формированию основ ЗОЖ «Микробы» |
Апрель | Расширение представлений детей о видах спорта. | -Беседа с детьми «Виды спорта» |
Май | Итоги работы за год» - Отчет по самообразованию. Оформление материала. | Викторина «Что? Где? Когда?» |
Список литературы. Арсеневская. О. Н., Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Издательство «Учитель» 2009 год. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства// Дошкольное воспитание. -2004. -N1. -С. 114-117.Карепова Т. Г., Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство «Учитель» 2009.годКонина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 -12 с.Николаева Е. И. и др. Здоровье сбережение и здоровье формирование в условиях детского сада. – М. СПб: Детство-Пресс, 2015.Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.Интернет ресурсы
Предварительный просмотр:
Тема самообразования
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством реализации программы «Социокультурные истоки»
Подготовила Муртазалиева Х.А.
Цель: Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по данной теме.
Задачи:1. Повысить собственный уровень знаний, путем изучения учебной, научно-методической и художественной литературы по теме самообразования;
2. Изучить опыт других педагогов-специалистов в данной области (посещение ГМО, открытых мероприятий, просмотры публикаций на образовательных сайтах);
3. Создать копилку методических разработок (конспектов НОД, сценариев праздников, досугов) по теме самообразования;
4. Составить картотеку народных игр и забав, малых жанров фольклора и др.;
5. Использовать в работе с детьми приемы, методы, формы и средства народной педагогики;
План по самообразованию
Месяц | Самореализация | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | - Знакомство с программой «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» детей 3-4 лет - Изучение литературы по данной теме, отбор технологий. | Отгадывание загадок, знакомство с закличками, потешками о солнце. | Анкетирование «Приобщение детей к истокам русской культуры» |
Октябрь |
- Изучение первой книги «Доброе слово» | Просмотр кукольного театра «Три поросёнка» Работа с пословицами в книге для развития детей «Доброе слово». | Семейный конкурс «Отгадай загадку — нарисуй отгадку». Создание альбома «моя семья» |
Ноябрь | Изучение семей воспитанников в вопросах взаимодействия и обр. потребности в воспитании детей. - Изучение литературы по данной теме, отбор технологий. - оформить информационный стенд «Социокультурные истоки» | Выполнение задания к русской народной сказке «Золотое яичко». | Активное занятие: Ресурсный круг «Имя моего ребенка». |
Декабрь | - Оформить игровой и наглядный материал. (Альбом «русские потешки», «колыбельные песни» - Посещение занятий коллег. | Выполнение творческого задания по русской народной сказке «Теремок». | Рисунки к потешкам. |
Январь | - разработать игровые занятия с учетом ФГОС. | Совместное творчество детей и родителей | Совместное творчество детей и родителей |
Февраль | Изучение книги «Добрый мир» Изучение литературы по данной теме, отбор технологий. - оформить игровой и наглядный материал | -Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой?» | Активное занятие: Ресурсный круг «Что может сделать каждый из нас, чтобы мир для ребенка был добрым?». |
Март | Изучение книги «Добрая книга» Изучение литературы по данной теме, отбор технологий. - оформить игровой и наглядный материал | Театрализованные игры по мотивам русских народных сказок | Активное занятие: Ресурсный круг «Что может сделать каждый из нас, чтобы мир для ребенка был добрым?». |
Апрель | - оформление в группе центр книги «Волшебный мир сказок» - Изучение литературы по данной теме, отбор технологий | - Выполнение заданий к русским народным сказкам «Репка», «Маша и медведь». - Работа с пословицами в книге «Добрая книга». | Активное занятие: Ресурсный круг «Какие добрые чувства могут пробудить книги для развития в сердце ребенка?». |
Май | Оформить альбом «Итоги работы за год» - Отчет по самообразованию | -Игры Драматизации по знакомым сказкам. | Выставка «образ света – Солнышко». |
ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кузьмин И. А. «Социокультурные истоки» - М.: Издательский дом «Истоки», 2012г.
2. Кузьмин И. А. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. - М.: Издательский дом «Истоки», 2015г.
3. Кузьмин И. А. «Социокультурные истоки» Том 11. - М.: Издательский дом «Истоки», 2012г.
Предварительный просмотр:
Тема самообразования «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
воспитателя средней группы №8 Муртазалиевой Х. А.
Цель: повышение своего теоретического, профессионального уровня и компетентности по данной теме.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
- использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;
- активно воздействовать на всестороннее развитие детей: обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Этапы работы:
1. Изучение литературы по теме.
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.
2. Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего дошкольного возраста (в течение года).
3. Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).
4. Работа с детьми.
5. Работа с родителями и воспитателями.
6. Отчет воспитателя о проделанной работе за год
План по самообразованию
Месяц | Самореализация | Работа с детьми | Работа с родителями и воспитателями |
Сентябрь | Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях. Изучить литературу по данной теме | Д/ игры на усвоение понятия «цвета»: «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки». | Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. В течении учебного года. |
Октябрь | Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства. | Д/ игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики». | Проведение индивидуальных консультаций и бесед. |
Ноябрь | Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру. | «Найди пару», «Разложи по коробочкам». | Консультация на тему: «Д/ игры для обучения математике дошкольников» (воспитателям) |
Декабрь | Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов. | Д/игра «Что лишнее?», «Что изменилось?» | Консультация для родителей на тему «Роль Д / игр в воспитании детей дошкольного возраста». |
Январь | Знакомство с понятиями «один», «много». | Д/ игры по развитию количественных представлений: «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угости зайчат». | Консультация «Обучение дошкольников математике в условиях семьи». |
Февраль | Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше). | Д/ игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы». | Формирование математических способностей у дошкольников. Способы и формы работы». (воспитателям) |
Март | Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, формирование умения соотносить цифру с количеством. Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже). | Д/ игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат», «Подбери дорожки к домикам». | Д/ игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат», «Подбери дорожки к домикам». |
Апрель | Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал. Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, формирование умения соотносить цифру с количеством. | Д/ игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме». | Папка-передвижка «Математика в жизни ребенка» |
Май | Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др. Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел | Д/ игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек». Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители», «Магазин игрушек». | Рекомендации: «Формируем пространственные представления» Отчет воспитателя о проделанной работе за год |
Изучение учебно-методической литературы:
З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.
Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.
Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с.
Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.
Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004. ознакомиться с материалами интернет источников.
Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Детский сад. Всё для воспитателя».
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания
ФИО: Муртазалиевой Хадижат Абдурашидовны.
На 2021 — 2022 учебный год
Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
Цель: повысить свой профессиональный уровень; систематизировать теоретические основы формирования финансовой грамотности у детей.
дошкольного возраста
Задачи:
1.Способствовать формированию первоначальных представлений у детей о потребностях;
2.Способствовать формированию первоначальных представлений о труде;
3.Способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;
4.Способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;
5.Способствовать формированию первоначальных представлений о семейном
бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.
6.Учить применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
7.Организация работы с родителями по теме.
Перспективный план по ознакомлению с азами финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Раздел плана, сроки | Тема деятельности, форма работы | Цель |
Материалы и оборудование | ||
1.Аналитический раздел: сентябрь-ноябрь | Подбор и изучение методической литературы. | Создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса. |
| ||
Работа с детьми: октябрь-май.
| |||||
Октябрь | 1.Беседа «Почему взрослые работают? Труд и продукт труда» | Развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения потребностей человека и источником дохода. | Картинки-путаницы с изображением людей различных профессий, фрагменты мультфильма "Уроки тетушки Совы (6 серия), лист-раскраска с заданием, картинка "Предметы труда", цветные карандаши | ||
2. Интегрированное занятие «Азбука юного финансиста» | Дать представление о денежных сбережениях, необходимости экономии и ведения учета денег. | Карточки "Валюта поросят", весы, мольберт | |||
3. Интерактивная игра «Откуда пришли деньги?» | Формировать элементарные экономические представления. Познакомить с историей денег. | Сундучок, картинка самовар, горшочек, скалочка, иллюстрации к сказкам "Дудочка и кувшинчик", "Петушок и бобовое зернышко", раскраска карандаши. | |||
Ноябрь | 4. Просмотр презентации «Валюта - деньги других стран. Настоящие и фальшивые деньги» | Формировать первичные представления о валюте. Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность. | Изображения денег других стран, альбом "Деньги", карта мира. | ||
Декабрь | 5. Сюжетно-ролевая игра «Семейный бюджет» | Формировать первичные представления о семейном бюджете. | Презентация "Семейный бюджет", раздаточный материал, альбом "Моя семья", карточки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы семьи. | ||
6. Сюжетно-ролевая игра «Как правильно делать покупки?» | Формировать первичные экономические представления о выгодных покупках. | Презентация "В магазине", муляжи овощей и фруктов, предметные картинки с изображением продуктов и непродовольственных товаров. | |||
Январь | 7. Коворкинг- центр Встреча с родителями, тема «Чем пахнут ремесла?» | Закреплять понимание экономических категорий (потребности, труд, продукт труда, деньги, профессия, специальность. | Презентация "Профессии", картинки с изображением предметов труда | ||
8. Встреча с сотрудниками Сбербанка «Путешествие в страну "Экономград". | Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей-дошкольников. | Деньги бумажные и металлические, касса, кошельки, чеки, атрибуты для игры "Магазин", презентация "Экономим воду, электроэнергию и газ" | |||
Февраль | 9. Экономическая игра "Хочу" и "надо". | Обобщить знания о потребностях человека, финансовом планировании семьи, разумных покупках. | Презентация "Потребности человека", картинки на тему "Экономим воду, электроэнергию и газ". | ||
10. Интерактивное занятие «Источники дохода» | Обобщить знания об источниках дохода семьи. | Карточки-схемы по теме "Доходы семьи", деньги, картинки с изображением пенсионеров, инвалидов, студентов, маленьких детей, альбом "Моя семья". | |||
Март | 11.Литературная викторина «По страницам сказки "Цветик-семицветик". | Формировать первичные представления о нравственном выборе, как задаче, не имеющей готового ответа. | Мультфильм "Цветик-семицветик", иллюстрации в книге "Цветик-семицветик". | ||
12. Деловая игра "Магазин Детский мир". | Содействовать финансовому просвещению, созданию необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности. | Презентация "Детский мир", касса, детские игрушки, "деньги", чеки, ценники, разноцветные флажки. | |||
Апрель | 13. Реклама: правда и ложь. Как спасти деньги от ловушек? | Формировать первичные представления о возможности избегать лишней траты денег. | Презентация "Реклама", рекламные листовки, буклеты. | ||
14.Экономическая беседа «Полезные экономические привычки» | Закреплять знания и умения по финансовой грамотности посредством игровой деятельности. | Презентация "Разумно или неразумно?", "деньги", карточки с товарами. | |||
Май | 17. Экономическийквест «Что важнее денег?» | Обобщать знания о потребностях человека, способствовать формированию нравственных качеств. | Презентация "Что важнее денег?", материалы для квеста | ||
18. Итоговое занятие «Мы - ребята деловые! | Развивать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики. | Презентация "Ситуации выбора",магнитная доска, магнитики, красные и синие карточки, "деньги", предметные картинки. | |||
2.Взаимодействие с родителями: октябрь-май |
Сентябрь | Анализ анкетирования по теме | Анкетирование |
Октябрь | «Экономическая грамотность детей дошкольного возраста». | Консультация |
Ноябрь | «Ребенок и карманные деньги: 10 советов родителям» | Развлечение |
Декабрь | «Рекламный буклет» | Совместная творческая деятельность |
Январь | «Экономические сказки» | Подбор библиотеки |
Февраль | «История денег» | Создание альбома |
Март | Экономические сказки | Инсценировка родителями сказок |
Апрель | «Царица Экономика» | Совместный квест |
Май | «Мы бережливые» | Развлечение |
В течении всего срока | Ознакомление с профессиями родителей в рамках коворкинг-центра МДОУ | Интерактивное мероприятие |
Посещение социокультурных объектов окружения | Экскурсии |
Практический выход:
1.Показ занятия по экономическому развитию дошкольников в МДОУ.
2.Консультация для педагогов МДОУ по теме «Азы финансовой грамотности».
3.Разработка и внедрение проекта по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Юный финансист».
Список изучаемой литературы:
- Программа «От рождения до школы» - под.ред. Н. Г. Веракса, Т. С. Комарова, М.А. Васильева;
- Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева–Калининград: КОИРО, 2017;
- Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.;
- Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017г. № 8. С. 349–351;
- Образовательная программа "Азы финансовой культуры для дошкольников". Пособие для воспитатателей ФГОС ДО/Л.В. Стахович, Л.Ю. Рыжановская, Е.В. Семенкова: Вита-Пресс, 2018 г.
- Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.
- Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
- Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.
- Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.
- Изучение передового педагогического опыта: в ходе работы над темой рассматривались идеи исследователей Р.С. Буре, Л.С. Дзинтерс, И.В. Житко, Л.М. Казарян, Л.В.Крайновой, Л.Я. Мусатовой, В.Г. Нечаевой и др. Значимы для исследования работы Курак Е.А. «Экономическое воспитание дошкольников», примерная программа, перспективное планирование; конспекты занятий Смоленцевой А.А. «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников», «Знакомим дошкольников с экономикой посредством сказок»
Предварительный просмотр:
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Муртазалиевой Х.А., воспитателя МАДОУ «Чебурашка» на 2022-2023 учебный год
Тема: Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки
Цель: Создать условия для духовно - нравственного развития детей. Способствовать коррекции нарушения эмоционально - волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности,
Задачи:
- развивать образный строй речи, обогащать словарный запас, формировать навыки связной речи,
- развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;
- воспитывать у детей умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
- воспитывать трудолюбие, умение и желание доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда;
- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Самореализация |
| сентябрь октябрь ноябрь ноябрь декабрь январь апрель в течение года в течение года |
Работа с родителями |
| октябрь в течение года ноябрь декабрь в течение года март в течение года |